Для связи в whatsapp +905441085890

Качество и количество — Гармонизация отношений между природой и обществом.

Все, что человек знает об окружающем мире и о себе, он знает в виде понятий, категорий. «Категории — это формы отражения в мышлении универсальных законов объективного мира». Все категории являются понятиями, но не все понятия являются категориями. Каждая область знаний имеет свои категории. Но наряду с этими категориями существуют категории, присущие всей науке и знаниям в целом. Изучение самых общих отношений, законов, присущих всем явлениям мира и мысли, посвящено философии. Проблема развития категориального аппарата всегда занимала центральное место в философии. В связи с развитием мысли и науки возникают новые категории, а старые наполняются новым содержанием. Таким образом, эта проблема не потеряла своей актуальности в настоящее время.
Структура «качество — количество — мера» является одной из важнейших категориальных структур, которые в современных условиях приобретают все большее значение. Важность структуры «качество — количество — мера» обусловлена глубокими качественными преобразованиями всех сторон общественной жизни, происходящими в нашей стране, динамикой глобального социального процесса, резким обострением глобальных проблем (в том числе экологических).
Можно рассмотреть три основных аспекта категорий качества, количества и меры: эпистемологический, логический и методологический. Более глубокий анализ каждого из этих аспектов необходим для развития современной науки и социально-исторической практики.
Проблема рассмотрения категорий качества, количества и измерения как этапов развития знаний, то есть с точки зрения эпистемологической функции этих категорий, была впервые поднята Гегелем. Он сформулировал и исследовал в идеалистической форме закон движения знания от качества к количеству, а затем к измерению. Этот закон неоднократно подчеркивался К. Марксом и В.И. Лениным в их работах.
В русской философской литературе она сначала рассматривалась Б.М.Кедровым в области истории химии, а затем систематически анализировалась в работах А.П.Шептулина Дмитриева, Ю.Я.Шептулина.
Расширяющаяся роль изучения логической функции категорий качества, количества и измерения, их анализа как форм мышления, как логических средств и инструментов познания, определяется потребностями современной науки, которая обозначила четкую тенденцию от анализа к синтезу, от дифференциации к интеграции, к глубоким обобщениям накопленного эмпирического материала и к синтезу научных теорий.
Особое значение сегодня приобретает методологическая функция категорий качества, количества и меры, т.е. вытекающих из их анализа нормативных требований и правил, которые должны соблюдаться как в теоретической, так и в практической деятельности.
Ярким примером абсолютизации количественного подхода является отношение потребителей к природе, которое привело к экологическому кризису. Постоянное увеличение скорости, масштабов и интенсивности антропогенного воздействия на природу оказалось несовместимым с законами саморегулирования, возможностями сохранения биосферы, ее мерами, приводящими к резкому качественному ухудшению природной среды, ее деградации.
С философской и общей методологической точки зрения это свидетельствует о беспрецедентном нарушении и уничтожении человеком тех мер, которые природа создавала на протяжении миллионов лет, и игнорировании принципов соответствия изменений сохранению целостности в процессах развития (в данном случае — сохранения биосферы, как биологического вида, так и всей человеческой цивилизации). Неизбежным следствием этого явилось неминуемое разрушение природных систем (систем динамически стабильных природных измерений), которые сама природа уже не в состоянии воспроизводить и поддерживать без активной помощи человека.

Качество и количество - Гармонизация отношений между природой и обществом.

Гармонизация отношений между природой и обществом.

Возникшая экологическая ситуация требует гармонизации отношений между природой и обществом, оптимизации природопользования. Проблема «экологического императива» Дмитриев Ю.Я. — Москва: Наука. — 1995 г. — П.4, обоснованное научное обоснование пределов допустимых помех природе (пределы действий) и постоянное практическое соблюдение экологических норм деятельности.
Несмотря на существующую литературу, посвященную анализу категорий качества, количества и измерения, а также успехов в их развитии, многие аспекты проблемы — от определения качества и количества до взаимосвязи и функции качественных и количественных методов в научно-теоретическом исследовании реальности — все еще являются спорными Там же.
В аннотации рассматриваются некоторые аспекты Кантского учения о категориях, который первым попытался дать систему философских категорий, вывести их «из общего принципа», показать механизм применения категориального аппарата к сенсорным данным; и учение о категориях качества, количества и меры в диалектической логике Гегеля. Как отметил А.А. Сорокин, «Гегелю удалось впервые в истории философии….. Он первым в истории философии ввел идею развития в логику и в соответствии с ней разработал теорию логических форм мышления, в которой диалектика является высшей формой логического развития, результатом и завершением всей истории знания».

Кант рассматривал все категории в первую очередь как формы мышления, формы производства и получения знаний. И все знания содержат «два очень разнородных элемента»: «материя» и «некая форма», с помощью которых множество ощущений упорядочивается и сводится к единству. В то же время, «материя» для знания состоит из ощущений, которые возникают от воздействия «вещей в себе» на человеческие чувства. Формальный принцип познания — априори, т.е. предэкспериментальный, независимый от всякого опыта, формы чистой интуиции (пространство и время) и априори формы мысли (категории). Эти формы, пишет Кант, «вступают в деятельность и производят концепции в присутствии чувственного материала» И. Канта. БИДИ. 3 — М. — 1964. — С.183. превращаясь из чистых форм мысли в «существенные формы познания» (в результате синтеза с материалом смысловых впечатлений), категории не становятся «формами отражения» внешних объектов, объективной реальности. Они становятся формами «существования объектов», но понимаются как явления, как объекты опыта, формирующиеся посредством логических структур. Таким образом, категории Канта функционируют как логические условия и средства познавательной и творческой (конструирования природы как мира явлений) человеческой деятельности, как формы логического синтеза смысловых данных, которые порождают как знания об объекте, так и о самом объекте, и определяют форму его существования как объекта переживания. Это не просто формы, в которых объекты известны. Они являются одновременно — и именно по этой причине — и формами самого своего существования.

Состав всех «Оригинальных концепций интеллекта».

Пытаясь определить количество и состав всех «оригинальных понятий разума», Кант составил таблицу категорий, выражающих «форму их системы в человеческой мысли». Кант разделил все категории на четыре группы: по количеству, качеству, соотношению и модальности. Каждая из этих групп состоит из трех категорий. С помощью этих двенадцати категорий, утверждает Кант, можно «полностью измерить понимание», потому что «только они, и только в таком количестве, могут составлять все наши знания о вещах из чистого разума».
Первая категория в таблице — это категория количества, которая, по мнению Канта, предполагает фиксированную однородность синтезируемого материала. Свойство однородности априори присущ только пространству и времени. Но поскольку пространство и время являются одновременно универсальными, необходимыми условиями (формами) существования объектов (явлений), то все объекты попадают с необходимостью еще и под синтезирующую функцию категории количества. Категория количества, таким образом, выполняет функцию синтеза многообразия однородно. Класс количества включает категории единства, множественности и тотальности.
Каждая группа категорий соответствует определенному свойству (определению, режиму) времени. Характеристика, выражающая категорию количества, представляет собой временной ряд, посредством которого категория количества может быть применена к сенсорным представлениям. В этом случае априорные определения времени или схемы, как указал Кант, не могут быть отождествлены с изображениями, которые всегда являются единичными соображениями и никогда не доходят до «обобщения понятия». Так, например, если поставить пять точек, то она становится изображением числа пять. Если же, с другой стороны, мы думаем о числе вообще, безотносительно его конкретного, единичного проявления (т.е. засчитывания как осуществляемой во времени операции сложения, при которой в изображении представлена некоторая величина), то оно предстает в виде схемы, правила генерации, создания определенной величины. Таким образом, схема — это метод, процедура, правило синтеза, созданное воображением на основе соответствующей категории мысли и имеющее целью достижение «единства в определении ощущения». Соответственно, «чистые… Схема количества как понятие мысли — число, представление, объединяющее последовательное сложение одного в (однородное) единство. Таким образом, число — это не что иное, как единство синтеза многообразия [содержания] однородного Аншауна вообще, которое проистекает из того, что я сам порождаю время в Аншауне.
Кант доказал, что все явления являются величинами, как Аншаунг в пространстве и времени: «Сознание многообразия, которое в Anschauung вообще однородно, потому что только через него становится возможным представление объекта, является понятием величины». В то же время он подчеркнул, что они обширны. «Обширный» — это то, что я называю любым количеством, в котором представление целого становится возможным благодаря представлению частей (что, следовательно, обязательно предшествует представлению целого). Я могу представить себе линию, какой бы малой она ни была, только нарисовав ее мысленно, то есть сделав все [ее] части последовательно, начиная с определенной точки, и только тем самым создав ее образ в замысле. То же самое относится и к каждой, даже самой маленькой части времени. Я думаю, что в нем только последовательный переход от одного момента к другому, и через все части времени и их связь друг с другом определенное значение времени в конечном итоге приводит к результатам».

Вся реальность имеет величие

Если категория количества представляет собой синтез многообразного однородного, то категория качества, согласно Канту, является «принципом…. В группу категорий качества входят категории реальности, отрицания и ограничения. В группу категорий качества входят категории реальности, отрицания и ограничения. Как и количество, категория качества, согласно Канту, изначально является «чистой» формой мысли, априорной категорией разума, и при этом имеет универсальный и необходимый характер. Определением времени, которое опосредует классификацию явлений под категорией качества, является содержание времени. Соответственно, «реальность в чистом понятии разума — это то, что соответствует ощущению в целом, то есть тому, что само понятие обозначает как (временное) существо». Отрицание — это понятие, которое представляет собой небытие (во времени)».
Пространство и время — это «чистые (только формальные) взгляды», и все объекты восприятия содержат в себе, помимо пространственно-временных форм, материю, заполняющую эти формы. Этот вопрос или содержание объектов — это ощущения, которые мы получаем от опыта. Именно эти ощущения составляют эмпирическое качество чувственного созерцания. «Каждое ощущение имеет степень или величину, в которой оно может более или менее заполнять одно и то же время, то есть внутреннее ощущение по отношению к одному и тому же представлению объекта, вплоть до превращения в небытие. В отличие от экстенсивных количеств, состоящих из частей, Кант определяет эти количества как интенсивные. «Каждая реальность в явлении имеет интенсивное количество, т.е. степень», потому что между реальностью и отрицанием существует бесконечный ряд промежуточных ощущений (реальностей), который никогда не позволяет ей стать нулем.
Отрицание Кантом возможности существования пустого пространства и пустого времени на самом деле является отрицанием возможности существования явлений без качества, ибо именно ощущения и качества составляют содержание, заполняющее формы пространства-времени.
Таким образом, каждый перцептивный объект, поскольку он задан в пространственно-временных формах, имеет объемное количество; более того, поскольку он также имеет содержание («реальность в явлениях» или ощущение, т.е. его эмпирическое качество), он имеет интенсивное количество. Эти принципы, вытекающие из категорий количества и качества, устанавливают универсальный характер количественной детерминированности явлений как со стороны их формы (пространства и времени), так и со стороны их содержания (восприятия). Кант называет эти принципы математическими, поскольку они делают возможным применение математики к явлениям и указывают, как эти явления «могут быть построены с точки зрения их Аншауна и реального [содержания] их восприятия в соответствии с правилами математического синтеза; следовательно, и в первом, и во втором синтезе могут применяться числовые значения, а вместе с ними и определение явления как величины».

Разум заставляет понимание выходить за рамки опыта.

Кант различает «реальность в чистой интуиции» (качество как форма мысли, как принцип синтеза, как «чистая» категория мысли) и реальность в сенсорной интуиции, «реальность во внешнем виде» (качество как содержание внешности, как «собственно эмпирическое», как чувство). В первом смысле качество выполняет свою логическую функцию, т.е. функцию категории логики. Во втором случае это «объект», которому он соответствует в мире чувств (в мире явлений). Величина «реальности в явлениях», т.е. интенсивности ощущения и его изменения, также может создаваться в процессе синтеза — синтеза «создания величины ощущения», начиная с нуля и до любой степени влияния на ощущение.
В связи с абсолютизацией Кантом постепенности любых изменений, он не фокусируется на границах качественных преобразований, т.е. величина ощущения (реальности) как количественно определяемого (выраженного) качества здесь еще не является мерой. Сам факт преобразований сводится Кантом к непрерывному изменению — к изменению непрерывной величины реальности.
«Удивительно, — резюмирует Кант одну из основ чистой мысли, — что в случае количества вообще мы можем знать априори только одно их качество, а именно: непрерывность, а в случае каждого качества (в реальном [содержании] явлений) мы знаем априори только его интенсивное количество, т.е. то, что у него есть степени; все остальное остается пережить».
Метафизическое понимание всего изменения как исключительно непрерывного по своему характеру, которое исходило из априорной позиции преемственности всех значений — как экстенсивной, так и интенсивной — не позволяло Канту привнести положение взаимосвязи и взаимного выражения качества и количества в возможность их взаимного преобразования и в закономерность природы этого преобразования.
Эта проблема была решена Гегелем, а в материалистической реинтерпретации Маркса и Энгельса.

Разум, игнорируя фактические возможности категорических форм, заставляет разум, выходящий за рамки опыта, применять категории к вещам сами по себе, к познанию мира как к необусловленному целому. В своем стремлении к безусловному синтезу явлений разум исходит из следующей космологической дедукции: Если дано условное, то дается и весь набор его условий, то есть абсолютно необусловленное, благодаря чему только это условное стало возможным; объекты ощущений (явлений) даются нам как условные; следовательно, дается и весь набор условий, то есть мир как необусловленное целое. Но мир как необусловленное целое — а потому все его «определения» в соответствующих категориях — не могут быть даны нам ни в каком опыте, ибо ни один опыт не является необусловленным. Как «объект в идее» он не имеет и не может иметь адекватного аналога в разумном мире. Поэтому разум вынужден, в соответствии с требованиями разума, использовать категории, которые относятся только к чувственным данным и предназначены для формирования объектов опыта, для сверхэкспериментального объекта, который им чужд.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Знание, смысл, идея. Мир идей как мир состояний сознания
  2. Мифология и философия
  3. Основные сферы функционирования и развития общества, их диалектическое взаимодействие и единство
  4. Общество и основные его концепции
  5. Человек в концепциях космизма
  6. Новейшая социальная философия
  7. Формы направленного изменения: проблема революционного и эволюционного развития общества
  8. Переход от гносеологии к онтологии
  9. Любовь, брак и семья в различных философских традициях
  10. Проблема выбора субъектом жизненных ориентиров, сознательного построения образа жизни