Для связи в whatsapp +905441085890

Какой путь представляет билингвальное обучение — Сущность мультикультурного образования. Основы, функции, методы

Основные тенденции развития теории и практики образования в XXI веке остаются в центре внимания общественных и образовательных кругов ведущих стран мира.

Существует несколько теоретических эпицентров образования, прежде всего США, Западная Европа, Япония и Россия, под влиянием которых находятся остальные регионы и страны. Условия эффективности образования во многом находятся вне реальных педагогических усилий и зависят от социальной и политической атмосферы. Но образование само по себе является мощным инструментом для создания благоприятного демократического и гуманного социального климата. Импульсом для демократизации образования является общественное движение, участники которого настаивают на модернизации образования как необходимости для социального прогресса.

К обсуждению вопросов образования привлекаются не только профессиональные ученые, но и представители политических партий, профсоюзов и родительских ассоциаций. В этом процессе взаимодействуют педагогические силы различной направленности. Повышенное внимание к проблемам образования характерно для российского общества. Он возник на волне острого социального кризиса, затронувшего сознание, чувства, характер каждого человека. Результатом этого влияния стала растущая угроза дегуманизации, гипертрофированный рационализм, утрата высоких нравственных идеалов, антисоциальное поведение молодежи, свидетельствующее о низкой эффективности ее воспитания.

Мировая школа движется в направлении демократизации образования. Этот многомерный и многопроблемный процесс имеет общие черты, несмотря на социальные, политические, экономические и этнические условия в разных регионах и странах.

Существуют два взаимоисключающих подхода к пониманию демократического образования. Первый, основанный на идее эгалитаризма, предполагает, что все дети равны от рождения, и предлагает сосредоточиться на принципах унитарного образования. Этот подход был официальной доктриной в бывшем Советском Союзе и в значительной степени в Японии до конца 1980-х годов.

Однако второй подход, основанный на идее антиэгалитаризма, завоевывает все больше сторонников. Они предполагают, что система образования должна выполнять две функции: фактическое образование и социальный отбор. В первом случае речь идет о приобретении знаний, навыков и формировании характера, во втором — о принадлежности к различным профессиональным и социальным классам. Школа должна эффективно выполнять обе функции, тем самым выполняя мандат демократического образования. Антиэгалитаристы считают, что равенство должно быть сведено к необходимому минимуму и что различия между субъектами образовательной меры должны быть учтены настолько, насколько это возможно.

Демократическая система образования предполагает ориентацию на ряд важных педагогических условий: Равенство членов общества независимо от социального статуса, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. Именно при такой организации учебного процесса формируется личность, способная свободно, творчески мыслить и работать. Демократическое образование основано на идеях плюрализма, вариативности, диверсификации, что открывает перспективы дополнительной ценности целей и содержания образования и обучения.

В современном мире поликультурное воспитание и образование являются неотъемлемыми компонентами над-моноэтнических цивилизационных и культурных сообществ. В условиях современных цивилизаций возможны две взаимоисключающие судьбы отдельных народов. Первый предполагает, что ведущие этнические группы сминают, как бульдозер, самобытную культуру и образование более мелких этнических групп. Второй подразумевает конструктивный межэтнический диалог, в котором важную роль играет образование.

В России актуальность теоретического и практического развития поликультурного образования усугубляется, по крайней мере, тремя серьезными обстоятельствами. Во-первых, кризис идей и опыта социалистического интернационального воспитания. Во-вторых, социально-демографические сдвиги, вызванные массовым притоком беженцев и иммигрантов из бывших советских республик. В-третьих, усиление процессов национального и культурного самоопределения народов Российской Федерации. Сосуществование в стране различных типов цивилизаций требует гораздо большего внимания к образовательным аспектам проблем культурных различий.

Оценивая состояние поликультурного образования в Российской Федерации, следует признать, что оно не является приоритетным для образования и педагогики. Политические заявления и педагогические работы содержат правильные призывы к образованию в духе мультикультурализма, но не всегда и не везде они реализуются на практике. Ученые, педагоги, школьные учителя часто умалчивают о таких «неудобных вопросах», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки и национализм. Однако человеческий мультикультурализм вовсе не является генетическим. Она социально обусловлена и должна культивироваться.

Какой путь представляет билингвальное обучение - Сущность мультикультурного образования. Основы, функции, методы

Сущность мультикультурного образования. Основы, функции, методы

Мультикультурная педагогика — относительно молодая отрасль научного знания. Феномен мультикультурализма стал предметом специальных исследований в мировой педагогике с 1960-х годов. Зарубежная педагогическая наука накопила солидный научный фонд по теме мультикультурализма. Российские ученые начали разрабатывать поликультурную педагогику сравнительно недавно — в 90-е годы XX века, поэтому можно сказать, что отечественная поликультурная педагогика находится на этапе становления. Опубликованы статьи, в которых обсуждаются отдельные вопросы по темам, функциям, содержанию и целям поликультурного образования.

Помимо термина «поликультурное образование», используются и другие термины: кросс-культурное образование, межкультурное образование, межкультурное образование, бикультурное образование и т.д. Одно из первых нормативных определений термина «поликультурное образование» датируется 1977 годом: «Образование, включающее организацию и содержание образовательного процесса, в котором представлены две или более культур, отличающихся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

Некоторые педагоги, например, профессор Ле Тхань Кхой, считают, что с научной и практической точки зрения более точно использовать термин «межкультурное образование», чтобы подчеркнуть важность межэтнического диалога в педагогике.

Антиподы. Антиподом мультикультурного образования является педагогика этноцентризма. Крайний антидемократизм педагогического этноцентризма проявляется в форме расизма и гипертрофированного национализма, которые заключаются в идеях превосходства одной этнической группы над другой. Помимо открыто проповедуемого расизма и национализма, «скрытый» расизм и «мягкую» дискриминацию можно наблюдать в теории и практике образования. Это происходит, когда воспитатели и учителя (иногда бессознательно) поддаются расистским и националистическим стереотипам, не занимают активную позицию в защите культурных и образовательных прав этнических меньшинств и обходят их культуру молчанием.

В учебной литературе иногда негативно отзываются о национальных меньшинствах или вовсе игнорируют их существование. Попытки улучшить условия образования для детей расовых и национальных меньшинств наталкиваются на скрытое или открытое противодействие со стороны идеологов монокультурного образования. Они выступают против устранения социальных, экономических, культурных и образовательных барьеров, которые создают культурную и образовательную дискриминацию и не позволяют повысить уровень достижений в области образования национальных меньшинств.

Этноцентризм малых этнических групп — их закрытость для доминирующих наций и других малых этнических групп — также стоит на пути мультикультурного образования. Этот этноцентризм часто проявляется в специальных учебных заведениях для этнических меньшинств (например, афроамериканские и латиноамериканские школы в США). Такие школы фокусируют образование в основном в рамках культуры меньшинства и изолируют себя от культурного диалога с доминирующей и другими малыми этническими группами.

В отличие от концепций мультикультурализма, в мировом образовании предлагаются парадигмы ассимиляции и аккомодации. Первый предполагает отказ от мультикультурализма и необходимость восстановления монокультурного общества с преобладанием ценностей доминирующей этнической группы. Другая парадигма предусматривает различие между культурным разнообразием и монокультурностью, создавая «плюралистическую дилемму».

Субъекты. В мировой педагогике нет единого взгляда на определения мультикультурного образования. В основном это касается его субъектов. Существуют три основные характеристики мультикультурных субъектов: 1) культурная общность; 2) языковая общность; 3) статус национального меньшинства или большинства. Мультикультурное образование обычно включает в себя два субъекта: ведущую этническую группу и малую этническую группу, неотъемлемой чертой которой является культурное взаимодействие.

В современных странах обычно существует доминирующий тип цивилизации и его носители — культурно и политически ведущие этнические группы. Эти предметы имеют сильную и давнюю культуру. Так, в России это русская нация, которая соединила в себе культурные, религиозные традиции Востока и Запада. Традиции средиземноморской цивилизации, уходящие корнями в античность и средневековье, развиваются доминирующими этническими группами во Франции, Испании и Италии. Протестантская англосаксонская цивилизация Великобритании и ее «младший родственник» — цивилизация белого большинства в США — пропитаны духом предпринимательства. В Канаде исторически сложилась двуязычная цивилизация, у истоков которой стояли поселенцы из Франции и Великобритании.

Доминирующие культуры являются историческим продуктом эпохи возникновения государств Нового времени. Один народ, один язык, одна страна, одна культура — такова идеология таких сообществ, где этнические меньшинства постоянно испытывают давление и дискриминацию в социальной и культурной сферах. В то время, когда эпоха моноэтнических стран практически закончилась, в мировом сообществе зреет отвращение к монополии доминирующих культур в полиэтнических государствах. Эти культуры рассматриваются как участники взаимообогащающего диалога с субкультурами более мелких этнических групп. Становится все более очевидным, что знание особенностей другой культуры на этническом уровне, навыки межкультурной коммуникации необходимы не только представителям инокультурных систем, но и доминирующей этнической общности. Ведущие этнические группы нуждаются в мультикультурном образовании, чтобы стать терпимыми к другим субкультурам и неуступчивыми к дискриминации и расизму.

Еще одним субъектом мультикультурного образования являются представители субкультур. Вопрос об определении этого предмета (существование которого, собственно, и мотивирует проблему поликультурного образования) остается открытым в мировой педагогике. На Западе, особенно в США, этот термин часто трактуется довольно широко и применяется как к национальным меньшинствам, так и к любой субкультуре, включая женщин, людей с задержкой развития, одаренных, бедных, сексуальные меньшинства и т.д. На Западе мы встречаем термин «субкультурное разнообразие».

Малые группы

Однако значительная часть педагогов не склонна к такому комплексному подходу, считая, что мультикультурное образование ориентировано, прежде всего, на этнические меньшинства (малые этнические группы), специфика которых заключается в обладании собственной культурной традицией и в то же время восприятии себя как подгруппы более крупного сообщества. Понятие «этническое меньшинство» почти неизбежно имеет расовый и социальный подтекст: во-первых, определенное генетическое единство и, во-вторых, предположение о неблагополучии со стороны общества большинства.

Малые этнические группы — субъекты поликультурного образования почти всегда объединены этническим и языковым сходством, культурными традициями (религия, искусство, история и т.д.). Но из этих правил есть исключения, порожденные конкретными историческими и культурными процессами. Например, у расовых афроамериканцев нет своего языка. В отличие от них, русскоязычные меньшинства из ближнего и дальнего зарубежья часто объединяет не этническая принадлежность, а языковое и культурное сходство.

Многообразие малых этносов обусловлено историческими, социальными, культурными и другими особенностями их формирования. Среди них можно условно выделить следующие темы мультикультурного образования.

Автохтонные группы, не имеющие государственно-культурной автономии: индейцы, народы Севера в США и Канаде, народности Севера и Дальнего Востока в России, датчане, сорбы в Германии, корсиканцы, баски во Франции, валлийцы, ирландцы в Великобритании, коренные народы Австралии, курды в Ираке и Турции, айны в Японии, берберы в Алжире, цыгане в Европе и др.

Коренные группы, имеющие государственно-культурную автономию и независимость: башкиры, калмыки, татары, якуты — в России, баски, каталонцы — в Испании, шотландцы — в Великобритании и т.д.

Национальные меньшинства, возникшие в современную эпоху и в настоящее время: Афроамериканцы и латиноамериканцы в США и Канаде, евреи в Европе и США, армяне в России, Западной Европе и на Ближнем Востоке, немцы в России, корейцы в России и Японии, русскоязычные общины в СНГ и странах Балтии, китайцы и индийцы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Иммигранты во второй половине ХХ века.

Глобализация современного мира приводит к количественным и качественным изменениям субъектов культурно-образовательных интересов, нуждающихся в защите. Если сегодня это этнические меньшинства отдельных государств, то в ближайшем будущем это будут ведущие этнические группы небольших стран: датчане, люксембуржцы, франкофоны и фламандцы в Бельгии и так далее.

Принципы, функции, содержание, методы. Мультикультурное образование сосредоточено на нескольких педагогических принципах:

  • воспитание человеческого достоинства и высоких моральных качеств;
  • Образование для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этнических групп и т.д;
  • Продвижение терпимости и готовности сотрудничать друг с другом.

Основной функцией поликультурного образования является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами образования доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Она предполагает взаимную адаптацию этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.

Функции мультикультурного образования могут включать:

  • Развить понимание разнообразия культур и их взаимосвязи;
  • Осознание важности культурного разнообразия для развития личности;
  • Поощрять позитивное отношение к культурным различиям;
  • Развитие навыков и умений взаимодействия между носителями различных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Мультикультурное образование преследует 3 группы целей, которые можно определить терминами «плюрализм», «равенство» и «объединение»: 1) уважать и сохранять культурное разнообразие; 2) поддерживать равные права на образование; 3) формировать национальные политические, экономические и духовные ценности в духе нации.

Основные цели мультикультурного образования многогранны. Таким образом, при обучении уважению к другим культурам толерантность — это только начало взаимодействия с другими культурами. За этим должны последовать понимание, уважение и, наконец, активная солидарность. Затем признаются концепции взаимодействия, взаимозависимости и взаимного обмена, основанные на понимании специфики различных культур.

Цели поликультурного образования также многогранны, когда речь идет о вопросах равенства в образовании. Речь может идти о преодолении разрыва в интеллектуальном и социальном развитии этнических групп посредством компенсаторного образования. Политика обычно направлена на национальные меньшинства (например, афроамериканцев), но может быть направлена и на национальное большинство, как, например, в Южной Африке путем создания промежуточных учебных заведений для подготовки африканских детей к школьному обучению.

Проблема обеспечения прав на образование актуальна и для национальных меньшинств, которые не уступают ведущей этнической группе по уровню культурного развития и образования, но нуждаются в защите своих культурных ценностей (например, русскоговорящие в странах Балтии, европейские меньшинства в Канаде).

Мультикультурное образование — это и приобретение знаний, и соответствующее образование, «предоставление большей и лучшей информации при уважении к группам меньшинств, преодоление предрассудков и развитие толерантности, повышение академической успеваемости студентов из меньшинств, продвижение идеалов демократии и плюрализма.»

Посткультурное образование

Мультикультурное образование следует рассматривать как часть образовательных усилий, позволяющих осуществить культурную и социальную идентификацию личности, открытой к другим культурам, национальностям, расам и верованиям.

Таким образом, содержание поликультурного образования строится на четырех ориентирах: социокультурная идентификация личности, освоение системы понятий и представлений о поликультурной среде, формирование позитивного отношения к диверсифицированной культурной среде и развитие навыков социальной коммуникации.

Обобщая вышеизложенные функции, цели и содержание поликультурного образования, можно утверждать, что оно направлено на педагогически выгодное взаимообогащение минорной и доминирующей культур, ведущее к формированию личности и самоопределению. Это означает учет культурных, педагогических и образовательных интересов этнических меньшинств в плюралистической культурной среде и ведущую роль культуры этнического большинства. В процессе поликультурного образования происходит взаимное обогащение больших и малых этнических групп без дискриминации последних в духе идеалов демократического гражданского общества.

Проблема организации поликультурного образования имеет существенное значение. Одним из основных способов такой организации является соответствующее изучение определенных учебных дисциплин. Идеологи мультикультурализма считают, что наличие мультикультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решить двойную задачу: стимулировать интерес детей к новым знаниям и в то же время предложить разные взгляды на окружающий мир.

Двуязычное и многоязычное образование (родной язык, язык доминирующей этнической группы, иностранные языки) продолжает оставаться приоритетным. Особое внимание уделяется культурной направленности филологического образования. Ученые справедливо утверждают, например, что изучение иностранных языков не только служит общению, но и позволяет познать другие способы мышления, чувствования и поведения, а также другие человеческие ценности.

Мультикультурное образование является междисциплинарным. Помимо языков, в его рамках изучается широкий спектр гуманитарных, эстетических, естественнонаучных дисциплин. В этом контексте Соня Нието (США), Ле Тан Тхой (Франция) утверждают, что мультикультурализм должен пронизывать все предметы учебного плана.

Поэтому предлагается преподавать литературу, историю и обществознание непредвзято и избегать как европоцентристского, так и востокоцентристского подходов. На уроках обществознания следует объяснять, например, почему исламский фундаментализм не приемлет западную светскую государственность. Занятия по литературе должны включать изучение шедевров различных мировых культур.

Преподавание литературы на основе сравнительного, ориентируясь на лучшие образцы мировой литературы, осветит универсальный характер и богатство нюансов человеческой природы. Изучение истории должно показать связь между народами и культурами, значение культурных контактов с окружающим миром в возникновении и обогащении величайших цивилизаций (например, роль буддизма, пришедшего из Индии, в духовной жизни Китая и Японии).

Мультикультурное образование осуществляется в рамках институционального и непрерывного образования. Поэтому это должно быть заботой не только образовательных учреждений, но и культурно-просветительских центров семьи, церкви, общественных объединений и СМИ.

Вряд ли можно утверждать, что поликультурное образование предлагает оригинальные педагогические формы и методы. Используются активные методы, которые уже доказали свою состоятельность и получили признание в педагогике: Диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, методы рефлексии и т.д. Такие методы целесообразно использовать с учетом целей, функций и содержания поликультурного образования. Например, исторические рассказы, изучение местных обычаев и этикета эффективны для социокультурной идентификации человека; лекции, эвристические беседы, работа с источниками эффективны для освоения концепций мультикультурализма; диалог эффективен для развития навыков межкультурной коммуникации и т.д.

Мультикультурное, гражданское, международное образование. Мультикультурная педагогика открывает перспективы для гражданского образования в сложных условиях многонационального государства. «Мультикультурное образование — это не только чисто этническое явление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан в страшном и этнически поляризованном мире.»

Мультикультурное образование в условиях формирования нового типа гражданственности в результате политической и экономической глобализации представляется не менее важным. Например, в Западной Европе, где политическое образование происходит на фоне активной экономической и политической интеграции, проблема учета культурных и образовательных потребностей не только национальных меньшинств, но и малых государств, стала более острой. Многие педагоги (Н. Грант, Ф. Феррер, З. Лухтенберг и др.) видят в распространении американо-английской культуры значительную угрозу для обеспечения культурных и образовательных интересов меньшинств и малых государств Европы. По их мнению, мультикультурная педагогика, учитывающая культурные и образовательные потребности малых народов, может обеспечить развитие плюралистической европейской идентичности, позволяющей принимать ценности различных культур и быть открытой для конструктивного диалога. Они подчеркивают двойную функцию мультикультурного образования в построении европейского гражданства: привитие национальных особенностей и преодоление национальных антагонизмов. Это образование должно отвечать потребностям национальных и общеевропейских культур.

Мультикультурное образование имеет много общего с международным образованием. Результатами поликультурного образования, как и международного образования, должны быть:

  • Понимание и уважение других народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру жизни;
  • Осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
  • Навыки общения;
  • Осознание не только прав, но и обязанностей по отношению к другим социальным и национальным группам;
  • Понимание необходимости межэтнической солидарности и сотрудничества
  • Готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этнической принадлежности.

Подобно международному образованию, мультикультурное образование направлено на установление связей между сообществами людей, основанных на необходимости взаимного обогащения культур разных народов. Поликультурное образование схоже с международным образованием в своей функции установления связей. Подобно международному образованию, поликультурное образование обеспечивает межэтнический и межкультурный обмен, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму и расизму.

В то же время поликультурное образование отличается от международного тем, что подчеркивает взаимосвязь культур, одна из которых доминирует, и, прежде всего, предусматривает освоение культурных и образовательных ценностей, сосуществование различных культур в едином социальном пространстве, адаптацию с другими культурными ценностями. Соответственно, в поликультурном образовании учет национальных особенностей более важен, чем в международном.

Близкое к идее гуманного межкультурного сосуществования, мультикультурное образование отвергает консолидацию на основе враждебности обществу, противостояния другим цивилизациям и духовным ценностям. С одной стороны, мультикультурное образование отрицает формирование человека вне национальной культуры, с другой стороны, оно способствует возникновению мультиидентичности как средоточия и пересечения нескольких культур.

Состояние мультикультурного образования. Основные проблемы и тенденции развития

Вопросы демократизации образования и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее большинство государств не являются ни этнически, ни культурно однородными. Практически все крупные страны относятся к мультикультурным и мультиэтническим сообществам. В них проживают национальные меньшинства, а в результате массовой иммиграции образуются новые малые этнические группы. Из необходимости толерантного сосуществования больших и малых этнических и национальных сообществ вытекает необходимость поликультурного образования как важного социально-педагогического принципа.

Поликультурное образование исходит из того, что образование в многонациональных сообществах не может быть иным, кроме как учитывающим национальные (этнические) различия, и должно включать разнообразные типы, модели и педагогические ценностные ориентации, соответствующие взглядам и требованиям различных этнокультурных групп.

В поликультурном сообществе образовательные процессы происходят в условиях межэтнического и межкультурного сосуществования больших и малых этнических групп. Эти процессы не исключают обогащения доминирующих и малых культур через образование, в дополнение к развитию национальной культуры. Такие тенденции предполагают соединение культурных и этнических ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога через образование, создание единого межкультурного пространства, в котором каждый человек приобретает социальный и этнический статус, определяющий принадлежность к определенным языкам и субкультурам.

20 век ознаменовался нарастающим кризисом идеи и практики культурно-образовательной дискриминации и ассимиляции малых этнических групп. Современная цивилизация должна строить отношения между большими и малыми этническими группами в рамках одного сообщества на принципах интеграции и толерантности. Не везде и не всегда соблюдаются культурные и образовательные права всех этнических групп. Мультикультурное образование является важной гарантией сохранения гуманных ценностей человеческой цивилизации.

Поликультурное образование — это демократический педагогический ответ поликультурному и полиэтническому обществу, одна из приоритетных педагогических проблем мировой цивилизации, решение которой является необходимым условием демократизации образования и воспитания и общественной жизни в целом.

Поликультурная педагогика может быть оценена как незаменимый инструмент преодоления кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений между представителями различных типов цивилизаций и культур. Как фактор эффективной демократизации образования, поликультурное образование знакомит многонациональное население с собственными языками, культурами, мировыми культурами, пониманием особенностей отдельных народов, истории человеческой цивилизации, на основе диалога макро- и субкультур, обладающих особыми достоинствами и ценностями.

Глобализация и интеграционные процессы в мире являются фактором растущего значения поликультурного образования и педагогики в целом. Самым важным проявлением этих процессов, самой причиной появления мультикультурного образования стала новая «великая миграция», произошедшая за последние пятьдесят лет. Сильные потоки мигрантов в развитые страны Запада, Австралию и Россию заметно меняют этнический состав штатов. Часто подверженные «комплексу маргинальности», возникающему из-за ослабления культурных связей с исторической родиной, иммигранты не хотят быть чужими на своей новой родине и стремятся вписаться в ее культуру. Мультикультурное образование оказалось образовательным ответом на присутствие иммигрантов.

В контексте экономической и политической интеграции все большее внимание уделяется сохранению национальных особенностей, в том числе в сфере образования. Мультикультурное образование призвано поддерживать разнообразие больших и малых наций в глобализированном современном мире. Она оказывается средством сохранения и развития этнических культур, внедрения ценностей этнических культур в практику воспитания и обучения, а значит, решения актуальных проблем педагогики и школьной политики.

Интерес к поликультурному образованию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. Потребность в овладении основами межкультурной коммуникации растет среди определенных слоев и профессий, таких как учителя, бизнесмены и работники сферы услуг.

Основные проблемы и тенденции развития.

Педагогическое мировоззрение разрабатывает общую стратегию мультикультурного образования. В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию за 1997 год провозглашается, что образование и обучение должны способствовать, с одной стороны, осознанию людьми своих корней и тем самым определению их места в современном мире, а с другой — прививать уважение к другим культурам. В документе подчеркивается двуединая задача: присвоение культурных ценностей собственного народа и воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к культурным ценностям других национальностей.

Образование стремится решать задачи общества, в котором происходит обогащение и развитие культурного разнообразия больших и малых этнических групп.

Представители этнических меньшинств сталкиваются со многими проблемами в области образования, когда приходят в школу. У них другие знания и ценности (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовать себя в рамках образовательных требований, которые опираются на культурные и образовательные традиции большинства. Пренебрежение культурными традициями детей из меньшинств часто негативно сказывается на их мотивации к обучению. Пренебрежение культурой меньшинств в школе часто связано с отсутствием педагогических ресурсов (учебных материалов, учебного времени), знаний в области мультикультурной педагогики и поддержки со стороны школьной администрации.

Изменения в мультикультурном образовании в современном мире уже происходят. На Западе этот процесс стал особенно заметен в последние пятьдесят лет. Если в начале ХХ века политика открытой ассимиляции национальных меньшинств была ответом на растущую плюрализацию общества, то в 1940-х и 1950-х годах многорасовое движение за совместное обучение выдвинуло на первый план задачу воспитания толерантности и взаимопонимания. В 1960-1970-х годах в образовании появились новые тенденции, признающие ценность культурного разнообразия; были разработаны специальные программы для мультикультурного образования, образования иммигрантов, этнических и расовых меньшинств.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методы обучения рисованию
  2. Игровые технологии обучения. Принципы, содержание и формы обучения
  3. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся
  4. Организация трудовой деятельности в средней группе
  5. Виды трудовой деятельности дошкольников
  6. Систематика нарушений в интеллектуальном развитии ребенка
  7. Модель современного учителя
  8. Метапредметные образовательные технологии
  9. Роль художественного слова и литературы в природоведческой работе с дошкольниками
  10. Методы стимулирования познавательной деятельности студентов