Для связи в whatsapp +905441085890

Карл Теодор Ясперс и его философия — Экзистенциальная философия Карла Ясперса

Философия — это особый феномен человеческой культуры, возникший в ответ на фундаментальную, глубоко личную потребность в мировоззрении. Поэтому она не может быть обязательной наукой для всех (даже если некоторые виды философии утверждают, что она научная); скорее, она существует как жизненная необходимость, которая абсолютно необходима для жизни. Существование и склонность к философии оказываются глубоко переплетенными в экзистенциалистской философии.

До сих пор считалось, что экзистенциализм — это философская доктрина творческих людей, писателей и художников. Эта точка зрения была основана на том, что видные представители экзистенциализма как такового: С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю были значимыми художниками слова. Однако среди экзистенциалистов есть видная фигура, которая заставляет изменить эти представления.

Карл Ясперс, один из первых великих мыслителей ХХ века, который попытался изменить существующую академическую традицию, которая обеспечила единственный способ ее реализации в виде логически обоснованной системы. К. Ясперс не занимался литературным и художественным творчеством. Он начинал как врач, успешно работал в области психиатрии и психологии, и считается классиком этих наук. К. Ясперс говорил, что в процессе философии важен не только субъект в виде внешнего мира и его логический метод, но и анализ поведения человека в мире, его существования.

Экзистенциальные взгляды Карла Ясперса, основанные на медико-психологическом материале, позволили ему создать философскую доктрину, позволяющую понять безусловную связь человеческой жизни и формирование ее экзистенциального мировоззрения. Именно обращение к психиатрическому опыту позволяет рассматривать понимание философии как своего рода «терапию души» по конкретной проблеме преодоления фундаментальных кризисов жизни. Мы можем говорить о философии К. Ясперса как о совершенно новом подходе к изучению человека, как в психиатрии и психологии, так и в философии. Философскую работу Яшперса можно считать новаторской и в то же время соблазнительной для новых исследовательских перспектив.

Экзистенциализм К. Ясперса возникает как методологический отказ от «объяснительной» психиатрии и как основа «понимающей» психологии, построенной как продолжение идей В. Дильтея. Ясперс предполагает, что личность психически больного человека и его болезнь не могут быть постигнуты только традиционными методами науки, основанными на применении интеллекта. Исследуемый человек не может быть превращен в объект исследования, в нечто застывшее и бесследно доступное для исследования. В отличие от «объяснительной» науки, «философия понимания» Ясперса индивидуализирует человека и поэтому использует экзистенциальности вместо понятий.

Карл Теодор Ясперс и его философия - Экзистенциальная философия Карла Ясперса

Экзистенциальная философия Карла Ясперса

Отличительная черта экзистенциализма Ясперса проявляется в его доктрине «пограничных ситуаций», которая послужила основой для последующей защиты «культурной психологической ценности». По мнению Ясперса, истинный смысл существования в человеке раскрывается только в моменты глубочайших потрясений жизни (болезнь, смерть, неискушенная вина и т.д.). Именно в эти периоды происходит «коллапс шифра»: Человек освобождается от бремени своих повседневных забот («бытия в мире») и от своих идеалистических интересов и научных представлений о реальности («быть трансцендентным в мире»). Перед ним открывается мир его глубоко интимного существования («просветления бытия») и подлинного переживания Бога (трансцендентного). Главная тема учения Ясперса — человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. В отличие от естественных наук, исторические науки человека и, следовательно, методы изучения также различны. Чтобы понять историю, необходимо объяснить, что такое человек, а человеческое существование, в свою очередь, раскрывается через время, через историю. Ясперс впервые столкнулась с проблемой человека под определенным углом зрения. Он начал свою работу в качестве психиатра и сразу же столкнулся с трудностями в общении с психически больными пациентами. Яшма обнаружила ограничения подхода, при котором болезнь в основном изучается физиологическими средствами и, таким образом, организм лечится.

Только при обращении с человеком как с существованием, то есть с личными отношениями с ним, является наиболее эффективным лечением. Для того, чтобы понять человека, по словам Ясперса, необходимо «почувствовать» его, «ухватиться» за суть его поведения. Это привело к концепции экзистенциальной коммуникации. По словам Джасперса, «Человек в целом не является объективным». Будучи объективируемым, он является объектом….. но как таковой он никогда не бывает самим собой. Теперь уже невозможно перепутать цель в человеке… в эмпирическом смысле с самим собой, как с экзистенциальностью, раскрытой в общении.»

Существование — это то, что никогда не может стать объектом, и поэтому является объектом не только научного знания, но и философского созерцания. Первые склонны отождествлять его с настоящим эмпирическим существом, в лучшем случае с «сознанием в целом», а вторые — с духом. Существование не может быть «найдено» в объективном мире, потому что экзистенциализм — это свобода. Отсюда следует: «Либо человек как объект исследования — либо человек как свобода». Здесь возникает проблема противостояния духа и души. Ясперс, который начал критику рационализма и ученого в 1930-е годы, столкнулся с трудной дилеммой: либо формальная рациональность, которая не оставляет места экзистенциализму и свободе, либо восстание против разума, как это сделал Ницше. По словам Ясперса, «сегодня задача состоит в том, чтобы вновь обосновать истинный разум — в самом Дасейне». Связь между ними настолько близка, что каждый из этих моментов теряется, если теряется другой. Существование — источник бытия, разум — не такой источник, но без него существование, основанное на чувствах, переживаниях, слепом порыве, инстинкте и произволе, становится слепым насилием.

По мнению Ясперса, существование неотделимо от «трансцендентности», от Бога. «Существование, — пишет Ясперс, — нуждается в чем-то другом, а именно в трансцендентности, через которую, не создавая себя, оно сначала появляется как самостоятельный источник в мире; без трансцендентности существование становится бесплодным и безлюбовным демоническим упрямством».

Свобода и общение

Существование как экзистенциальное ядро личности проявляется индивидууму с особой силой в «пограничных ситуациях», рассмотренных выше. Самый поразительный случай пограничной ситуации, раскрывающей конечность существования, — это смерть.

Не только смерть, но и неизлечимые болезни, страдания, вина и борьба ставят человека в пограничную ситуацию, которая делает его осознание собственной конечности неизбежным и вырывает его из мира повседневной жизни, чьи заботы, страсти и заботы теперь обнаруживают свою ничтожность. Только тогда, когда человек по-настоящему ощущает хрупкость и конечность своего существования, он может открыть для себя трансцендентный мир, подняться над существующей реальностью и испытать бессмертие, силу своего духа. Важным понятием в философии Яперса является свобода.

Ясперс пишет о свободе: «Нет никакой свободы вне себя. В предметном мире нет ни места, ни открытия, где это могло бы поместиться».

«Либо человек как объект расследования — либо человек как свобода».

«Свобода не может быть известна, она ни в коем случае не может мыслить объективно».

По словам Ясперса, существование — это то, что такое свобода. В результате своих размышлений Ясперс формулирует вывод: познание — это вопрос науки, свобода — вопрос философии.

Быть человеком, для Ясперса, как и для Хайдеггера, это всегда «быть с другими». Ясперс пишет в этой связи: «Мы представляем себе этот первобытный феномен нашей человеческой сущности таким образом: Мы такие, какие есть только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может быть человека, который сам по себе является человеком, просто отдельным индивидом».

Ясперс пытается решить вопрос о связи между духом и существованием (свободная душа) на той же основе, на которой с самого начала было основано его учение: на основе общения. Общение между людьми, их связь с подобными, является структурным моментом человеческого существования. Вне общения физическая и духовная свобода человека невозможна. Так что теперь высшая форма общения появляется как способ соединения просветлённого ума и «тёмной души» человека. «Если Дайсейн есть существо, то разум приносит начало понимания, освещения того, что изначально было темным существом.» Общение рассматривается Ясперсом как один из основных моментов существования. «Сравнение человека с животным, — пишет он, — указывает на общение, как на универсальное условие человеческого существования». Она настолько всеобъемлюща, что все, что является человеческим, и то, что является для человека … …это быть найденным в общении…»

Поскольку вне коммуникации не существует, то — в соответствии с идентичностью существования и свободы, о которой говорилось выше, — вне коммуникации не может быть свободы. Вовлечение в коммуникацию — и при этом экзистенциальную коммуникацию — является условием личной свободы.

Ясперс пишет: «Моя собственная свобода может существовать только в том случае, если другая тоже свободна. Изолированная или изолированная идентичность остается простой возможностью или исчезает в небытие».

С точки зрения Ясперса, коммуникация не является тем видом коммуникации, в котором человек играет определенные социальные роли. Экзистенциальная коммуникация раскрывает, что такое сам «актер», играющий различные роли.

Существование, по Ясперсу, не может быть овеществлено, но может «общаться с другим существованием» и общением, возможность общения с другим индивидом, возможность быть понятым, быть услышанным — это критерий, по которому свободу и существование можно отличить от произвола и каприза.

Истина и наука

Ясперс рассматривает проблему правды через призму общения.

Ясперс объясняет, что истина — это коммуникабельность, и что истина — это то, что может быть передано другому, или, скорее, то, что соединяет меня с другим коммуникабельно, что служит средством единства.

Наука не может дать нам всю правду, говорит Ясперс, потому что она не может выйти за пределы предметного существа и вступить в контакт с трансцендентностью.

По мнению Ясперса, общность не является признаком истинной истины: истина — личная, а значит, различная для каждого человека.

Следуя философии прагматизма, Ясперс вводит принцип множественности истины.

Но оправдание Ясперсом принципа множественности истины не имеет ничего общего с прагматизмом. Напротив, Ясперс критикует прагматизм, показывая, что прагматик утверждает, что множественность истин проистекает из множественности эмпирического бытия человека, в то время как его понимание множественности истин имеет иной характер и теоретическую основу.

Но если общность не является признаком истины, то как отличить истину от иллюзии, от субъективного, произвольного тщеславия?

Способом отличить истину от иллюзии снова является общение: если я могу донести свою истину до другого человека (а не до всех), то есть, если она в принципе общительна, то это и есть критерий ее истины.

В науке истина сначала должна быть открыта, а затем доведена до сведения всех. По словам Джасперса, в науке это не так. Истина, по словам Ясперса, — это «та истина, которая действительна только как общение и через него, и поэтому возникает в ней, а не та истина, которая существует и затем передается, и не та истина, которая является методически достижимой целью, в которой она может иметь смысл даже без общения».

Таким образом, по словам Ясперса, истина встречается только в общении. Коммуникация — это не средство распространения правды, а ее получения. Коммуникабельность сама по себе является конститутивным моментом истины.

Наука, по Ясперсу, предполагает разделение предмета и объекта, поэтому в науке истина понимается как соответствующая объективному положению дел. Реальная истина, по словам Джасперса, может быть определена только через общение как коммуникабельность.

Ясперс соединяет коммуникативный характер истины непосредственно с ее историчностью, которая, как и общение, является важным аспектом существования.

Историчность существования выражается в том, что человек всегда находится в ситуации.

Для Ясперса так называемые пограничные ситуации — смерть, страдания, борьба, вина — особенно важны с точки зрения идентификации существования. Самый поразительный случай пограничной ситуации — это, как уже было сказано выше, смерть, в которой конечность своего существования предстает перед человеком со всей непосредственностью.

По словам Джасперса, историчность бытия выражает нечто неповторимое. Он пишет: «Если мы посмотрим на историю с точки зрения универсальных законов… мы никогда не войдем в контакт с самой историей». Ведь история — это нечто индивидуальное, уникальное….. То, что повторяется, то, что как индивидуум может быть заменен другим, не является историей…»

Ясперс считает изучение истории различными науками законным. Но до тех пор, пока они не возьмут на себя обязательство окончательно решить вопрос о природе исторической реальности и тем самым ответить на вопрос о том, что такое человек. Здесь, по Ясперсу, лежит предел всех знаний, и ни биология, ни физиология, ни социология, ни историческая наука никогда не смогут дать ответ на вопрос о природе человека. На этом «проблемы» заканчиваются и начинаются «загадки».

По мнению Ясперса, «экзистенциальная философия» не может быть систематической: она больше «философская», чем «философская».

Целью экзистенциализма является воссоединение человека с миром.

На протяжении всего своего философского развития, о чем свидетельствует его Философская автобиография, Ясперс рассматривал философию как способ преодоления тяжелых психических состояний, как других, так и своих собственных. Для него философия в принципе была связана с медициной, особенно с психиатрией и психотерапией; она функционировала и как ее продолжение, и как ее фундамент. Здесь нет противоречия: предлагая человеку картину мира, философия дает ему возможность найти свой путь в нем, примириться с ним и обрести мир — хотя бы на определенный период жизни, пока эта картина мира не сотрясается новыми ударами жизни. Но даже если этот «философский» механизм психологической защиты терпит неудачу, именно это недовольство заставляет человека заглянуть в себя, в свою экзистенциальность, которая также может оказаться выходом из кризиса.

Философия экзистенциализма, как и психиатрия, направлена на преодоление фундаментальных кризисов в человеческой жизни. В этом случае философия может действовать как метод лечения, благодаря тому, что в ней, во-первых, можно устно выразить кризисное состояние существования, а во-вторых, через нее можно раскрыть путь искупления. Ситуация кризиса жизни, который переживает человек, как коллапс всего и каждого, пробуждает в человеке необходимость восстановить свое первоначальное единство с Существом, пытаясь найти его, ухватившись за идею, что он есть Существо — «Существование». Поэтому необходимость «прояснения казеина» рассматривается К. Ясперсом как основной метод в формировании экзистенциального мировоззрения. Мировоззрение включает в себя не только идеи, взгляды, предпочтения и интересы человека, важно то, что человек определяет в своем мировоззрении свое отношение к миру и свое место в нем. Мир — это единство себя и мира. Бытие и бытие, однако, находятся не только во взаимном обмене, коммуникативном взаимопонимании, но и в состоянии перемен. Мировоззрение — это не фиксированная система мировоззрения, а динамично развивающийся процесс, в котором человек динамически приспосабливается к миру, а мир — к самому себе. Самопреобразование воплощается в этом ясперсидском контексте в необходимости трансформации мировоззрения, в поиске самых надежных основ человеческого бытия. Причина дополняется чем-то другим, а именно «экзистенциальным мышлением». Человек обращается к существу, но не как раньше — как субъект объекта — а как экзистенциальность, включённая во вселенский порядок и соотнесённая с трансцендентностью.

Цель экзистенциализма — «установить», восстановить связь человека с миром, реконструируя его мировоззрение, примиряя его с миром, обнаруживая их общность с экзистенциализмом. Проясняя экзистенциальность индивида, философия «сливается» со всем миром, тем самым устраняя кризис и безграничность опыта. Поэтому можно говорить о философии Ясперса как об экзистенциальной философии, которая действует как жизненная потребность, удовлетворение которой имеет терапевтический эффект.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Поль Анри Тири Гольбах и его философия
  2. Основные понятия политической философии Канта
  3. Астрономические приборы и механические часы как посредники между сферами науки и ремесла
  4. Иррационалистическое учение Ф. Ницше
  5. Философия древнего востока (М. Т. Степанянц)
  6. П.Я. Чаадаев. «Философические письма» — Жизненный путь П.Я. Чаадаева
  7. Структуралистские идеи в современной культуре
  8. Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты
  9. Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина
  10. Основные сферы жизнедеятельности общества