Для связи в whatsapp +905441085890

Категории диалектики

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философские взгляды Чокана Валиханова
  2. Философско-правовые учения в СССР
  3. Постклассическая философия XIX–начала XX веков
  4. Философский смысл проблемы бытия
  5. Закон как философская категория
  6. Природа как объект философского осмысления
  7. Диалектика. Закон отрицания отрицания
  8. Историко-философская концепция Гоббса
  9. Вопросы философии науки в работе Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре»
  10. Проблема первоначала в античной философии

Введение

Диалектика (греч. — искусство вести беседу) — это теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В истории философии термин «диалектика» используется в различных значениях. Сократ считал диалектику искусством открытия истины через столкновение противоположных мнений, методом научного разговора, который приводит к истинным определениям понятий.

Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий достигается познание истинной сущности — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектику искусством выдавать ложное и сомнительное за истинное, мегаряне называли диалектику искусством спора. Диалектика в философии Аристотеля — это тип доказательства, в котором человек начинает с предложений, выведенных из других, истинность которых неизвестна. Аристотель различал 3 вида умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства, диалектические, используемые в спорах, и эвристические. В философии Средневековья термин диалектика использовался в различных значениях. Иоанн Скот называл ее особым учением о бытии, Абеляр — искусством различать истину и ложь, термин диалектика использовался в значении «логика», а иногда под ним понималось искусство рассуждения.

В философии Канта диалектика относится к логике видимости, которая не ведет к истине. Когда общая логика превращается из канона в органон для построения пропозиций с претензией на объективность, она становится диалектикой.

По Гегелю, диалектика — это своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Диалектический метод, в отличие от метафизического, основан на рациональном познании и рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — это метод познания, с помощью которого единство противоречий постигается с высшей точки зрения. Идеалистическая концепция диалектики Гегеля — это учение о самодвижении понятий; метод раскрывает истинное содержание предмета и тем самым показывает неполноту односторонних определений разума.

Цель: рассмотреть понятие категорий, изучить категории диалектики.

Целью написания работы является рассмотрение следующих вопросов:

  1. Категории диалектики;
  2. Часть — целое;
  3. Форма и содержание;
  4. Причина и следствие;
  5. Необходимость и случайность;
  6. Сущность и явления;
  7. Возможность и действие.

Категории диалектики

Категория — это наиболее общее понятие (всеобщая форма человеческого мышления), в котором зафиксированы, отражены наиболее общие и существенные свойства, отношения природы, общества и мышления. Так, как форма познания, она отражает не только взаимосвязи объективного мира, но и субъекта и процесс их взаимодействия; как форма мышления, она показывает взаимосвязи форм мышления субъекта. Категории объективны по содержанию, но субъективны по форме.

Любая наука, какую бы сферу материальной действительности она ни изучала, представляет не только систему законов, но и определенные категории, то есть наиболее общие понятия, которые вырабатываются в ходе развития любой науки и являются ее фундаментом, основой. Философские категории — это такие понятия, которые отражают общие характеристики и связи, стороны и свойства действительности. Это, прежде всего, категории материи и сознания, а также движения, пространства и времени. Такие категории, как противоречие, количество, качество, скачок, отрицание, отдельное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Изучение этих категорий существенно дополняет наши представления о всеобщем развитии и взаимосвязях материального мира, о фундаментальных законах диалектики.

Законы и категории диалектики взаимосвязаны. Когда мы изучаем основные законы диалектики, мы видим, что они, по сути, являются отношениями, связью категорий.

С другой стороны, знание законов позволяет понять суть категорий диалектики. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей позволяет раскрыть истинный смысл таких противоположных категорий, как содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и так далее. Категории диалектики — это результат, обобщение векового опыта человека, его трудовой деятельности и познания.

Соприкасаясь и познавая предметы и явления мира в процессе практической деятельности, человек выделял в них сущностно общее, а результаты этого выделения фиксировал в категориях, понятиях. Категории причины и следствия, содержания и формы и другие сформировались в сознании в процессе развития человека, когда он миллиарды раз практически сталкивался с объективно существующими причинами и следствиями, содержанием и формой конкретных материальных тел и другими важными сторонами действительности. Таким образом, категории представляют собой результат практической и познавательной деятельности человека, являются этапами познания человеком окружающего мира.

Как результат практики и познания, категории материалистической диалектики имеют большое значение для практической и познавательной деятельности. Как ступени познания, они помогают человеку разобраться в сложной паутине явлений природы и общества, осознать взаимосвязь и взаимозависимость вещей, определенный порядок, закономерность их развития, и соответственно успешно действовать на практике.

Диалектика, раскрывая сущность категорий, источники их формирования, подчеркивает прежде всего их объективный характер. Источником категорий являются предметы и явления, существующие вне человека, наиболее общие, существенные признаки которых они отражают. Одним из важнейших свойств категорий с точки зрения марксистской диалектики является их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Эти свойства категорий отражают единство самого материального мира, всеобщую связь и взаимодействие его предметов и явлений. Связь категорий настолько тесная, что при определенных условиях они могут сливаться, превращаться друг в друга: Причина становится следствием, а следствие становится причиной, необходимость становится случайностью, а случайность становится необходимостью. Но категории не только взаимосвязаны, они также изменчивы, подвижны. Они отражают постоянно развивающийся материальный мир и меняются сами. Метафизики извращают диалектическую природу категорий. Они склонны отделять категории друг от друга, игнорировать роль одних категорий и абсолютизировать значение других. А это приводит к искажению реальности, к реакционным политическим выводам. Только с позиции диалектического материализма можно понять истинную природу категорий, использовать их как инструменты научного познания и практической деятельности. При дальнейшем рассмотрении отдельных категорий мы постараемся показать их научное и практическое значение.

При созерцании материального мира в глаза человеку бросается бесчисленное множество единичных, неповторимых предметов и явлений. Затем, сравнивая их, человек обнаруживает в них общие, схожие черты и отношения.

Аналогично, каждый предмет имеет общие черты с другими предметами в дополнение к индивидуальным, специфическим чертам. Общий знаменатель — это то, что характерно для совокупности отдельных, изолированных объектов. Если индивидуальные признаки отличают данный объект от других, то общее сближает его с этими другими объектами, связывает их друг с другом, делает их принадлежащими к определенному виду, классу однородных объектов. Диалектический материализм утверждает, что каждая отдельная вещь в той или иной мере является общей. Единичное и общее не только связаны, но и постоянно изменяются. Граница между ними подвижна. В процессе развития они превращаются друг в друга при определенных условиях: особенное становится общим и наоборот.

Часть и целое. Существо. Структурированность

Долгое время термин «части» использовался для обозначения вещей, которые вместе образуют более сложный объект. Целое рассматривалось как результат сочетания частей объекта, как сумма его частей. В то же время, начиная с Аристотеля, преобладало мнение, что целое больше, чем сумма его частей. Невозможно противоречить части, не противореча целому.

Трактовка отношений между частью и целым была дополнена понятием связи и обогащена категориями «элемент», «структура», «система».

Система — это общенаучный термин, выражающий совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и с окружающей средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию.

Элемент — это неразложимый последующий компонент сложных объектов, явлений, процессов. Элементарность предстает не в виде первичного объекта и события, а как его аспект, который может быть понят только в его отношении к исходному целому.

Все существующие в мире совокупности делятся на те, в которых черты внутренней организации слабы, а связи частей неустойчивы (например, в различных конгломератах — груда камней, случайное собрание людей), и те, в которых системные связи выражены явно.

Типы связей формируют структуру системы, обеспечивают ее порядок, организацию, направление, стабильность, постоянство и качественную определенность. Структура — это совокупность устойчивых связей объекта (элементов системы), обеспечивающих его целостность. Широкое использование структурных методов в различных областях знаний отражено в структурно-функциональном подходе. Последний преувеличивает значение самоинтеграции системы, адаптации человека к системе в ущерб инновациям индивидов, их преобразующей активности, социальной статичности в противовес социальной динамичности.

Поступательное развитие объекта осуществляется в системных рамках. Таким образом, системный подход способен привести преобразование нашего общества к успеху. Суть концепции обновления заключается в борьбе за утверждение и расширение прав и свобод человека в единстве с ответственностью, экономической и политической демократии в единстве с дисциплиной, устранение всех видов угнетения наряду с развитием конкурентоспособности для достижения, рост экономической отдачи наряду с утверждением социального обеспечения, расширение коллективной солидарности и одновременно развитие индивидуализации. Здесь систематика понимается как единство взаимодополняющих противоположностей в парной раздельности. Систематика также выражается как единое целое через ряд связей. Таким образом, в комплекс направлений обновления нашего общества входят: научно-технический прогресс, переход к новейшим технологиям; реформирование отношений собственности и переход к смешанной экономике, реализация эффективных видов трудовой мотивации; формирование правового государства. В совокупности эти связи обеспечивают естественность разворачивания процессов в связи с порядком, динамическую стабильность функционирования нашего общества. Здесь мы имеем системный плюрализм, который явно отличается от эклектики. В данном случае системный плюрализм характеризует глубинную сущность явления: обновление нашего общества, ссылаясь на взаимодополняющие звенья единого процесса.

Содержание и форма

Содержание — это совокупность элементов и процессов, составляющих конкретный вопрос или явление. Форма — это структура, организация содержания; не внешняя по отношению к содержанию, а присущая ему. «Элементарные» частицы и процессы, связанные с их движением, составляют содержание атома химического элемента. Организация этих частиц, порядок, в котором они расположены в атоме, составляют его форму. Содержанием живого организма являются процессы обмена веществ, раздражимости, сократимости и другие, а также органы, ткани и клетки, в которых эти процессы протекают. Порядок жизненных процессов в организме и строение его органов и тканей составляют форму живого организма. Содержание и форма присущи всем социальным явлениям. Таким образом, производительные силы (особенно орудия производства и люди, которые управляют этими орудиями) составляют содержание исторически определенного способа производства. Производственные отношения (взаимоотношения людей в процессе производства, основанные на их отношении к данным орудиям труда) составляют его форму.

Диалектический материализм предполагает единство содержания и формы, их неотделимость друг от друга. И форма, и содержание присущи конкретному объекту и поэтому не могут быть отделены друг от друга.

Установив, что каждый предмет представляет собой неразрывное единство содержания и формы, рассмотрим теперь, как связаны содержание и форма, каково их взаимодействие в развитии предметов.

Содержание характеризуется большой активностью. В силу присущих ему противоречий он постоянно развивается, движется, и в соответствии с изменением содержания меняется и форма. Содержание определяет форму. Например, стремясь получить как можно больше материальных благ, люди постоянно совершенствуют орудия производства, повышают свою квалификацию. Это неизбежно ведет к изменению общественной формы производства — производственных отношений. Хотя форма обусловлена содержанием, она не остается пассивной по отношению к нему. Он активно влияет на содержание, способствует или тормозит его развитие. Новая форма, соответствующая содержанию, способствует его развитию, движению вперед. Старая форма, не соответствующая содержанию, тормозит его развитие. Если в этом контексте вернуться к вопросу о развитии общественного производства, то мы убедимся, что его форма — производственные отношения — не только зависит от содержания, но и играет активную роль в его развитии. Анализируя взаимодействие между формой и содержанием, мы также должны помнить, что одно и то же содержание может развиваться в разных формах в зависимости от условий.

Категории, выражающие главным образом изменчивость бытия

Понятие сущности связано с понятием содержания. Если содержание — это совокупность всех элементов и процессов, составляющих данный предмет, то сущность — это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет сущность предмета, из которой вытекают все остальные стороны и свойства. Таким образом, сущность живого организма заключается в присущем ему метаболизме. Это основа всех жизненных функций, это сама природа каждого живого тела.

Как указывает Энгельс, из обмена веществ, который является важнейшей функцией белка, вытекают все остальные факторы жизни: раздражимость, сократимость, способность к росту, внутреннее движение. В социальных явлениях сущность также выражает внутреннюю, принципиальную сторону процессов. Таким образом, сущность социалистического общества заключалась в господстве социалистической собственности и плановом характере экономики, отсутствии эксплуатации, товариществе и взаимопомощи между членами общества, возможно более полном удовлетворении материальных и культурных потребностей членов общества путем развития и совершенствования производства на основе передовой техники. А что такое феномен? Явление — это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления. Обмен веществ, как сущность всего живого, обнаруживается в самых разных явлениях. Он проявляется почти в 500 тысячах видов растений и около 1,5 миллионов видов животных. Все они отличаются друг от друга по внешнему виду, степени развития, по-разному питаются, растут и размножаются.

Таким образом, сущность социализма выражалась в явлениях нашей повседневной советской действительности:

  • Грандиозное строительство новых заводов и фабрик, мощных электростанций, стремительный технический прогресс в различных отраслях народного хозяйства;
  • Беспрецедентные темпы строительства жилья и культурных объектов;
  • Сокращение рабочего дня для рабочих;
  • Снижение розничных цен на потребительские товары.

Диалектический материализм, обобщая достижения науки и практической деятельности, утверждает единство сущности и явления. Сущность и явление связаны, неразделимы. Явление — это та же сущность, но взятая со стороны ее проявления в непосредственной реальности. Внешний вид — это внешняя сторона реальности, отдельные качества, аспекты и стороны вещей. Сущность — это те же явления, те же многообразные моменты и стороны, но взятые в своей наиболее устойчивой, глубокой, общей форме.

Бытие и явление не только едины, но и противоположны, они никогда не совпадают полностью. Их противоречие является выражением внутреннего противоречия самих субъектов реальности. Сущность не видна на поверхности; она скрыта, недоступна для прямого наблюдения. Раскрыть его можно только путем длительного и всестороннего изучения предмета.

Возможность и реальность

Новые, развивающиеся вещи необходимы, но они возникают не сразу. Сначала создаются лишь определенные предпосылки, факторы для его возникновения, затем эти предпосылки созревают, развиваются, и новый предмет и явление вырастает благодаря действию объективных законов. Эти предпосылки возникновения нового, существующие в существующем, называются шансами. Таким образом, каждый эмбрион обладает способностью развиться во взрослый организм. Взрослый организм, развивающийся из эмбриона, — это уже реальность. Реальность — это завершенная, реализованная возможность. Возможности возникают из объективных законов, обусловлены ими. Закон единства организма и среды, таким образом, создает возможность действовать специфически на организм, изменяя внешние условия и создавая новые виды растений и животных. Поскольку предметы и явления мира противоречивы, то противоречивы и возможности.

Необходимо различать прогрессивные (позитивные) и реакционные (негативные) возможности. Как и все в мире, возможности развиваются, движутся: одни из них растут, расширяются, другие сужаются, ограничиваются.

Заключение

Категория — это наиболее общее понятие (всеобщая форма человеческого мышления), которое фиксирует, отражает наиболее общие и существенные свойства, отношения природы, общества и мышления. То есть, как форма знания — она раскрывает существенные отношения объективного мира, как форма познания — она отражает не только отношения объективного мира, но и субъекта и процесс их взаимодействия, как форма мышления — она раскрывает отношения форм мышления субъекта. Категории объективны по содержанию, но субъективны по форме.

Трактовка отношения между частью и целым была дополнена понятием связи и обогащена категориями «элемент», «структура», «система».

Система — это общенаучный термин, выражающий совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и с окружающей средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию. Элемент — это неразложимый последующий компонент сложных объектов, явлений, процессов. Структура — это совокупность устойчивых связей объекта (элементов системы), обеспечивающих его целостность.

Содержание — это совокупность элементов и процессов, образующих определенный объект или явление. Форма — это структура, организация содержания; более того, она не является чем-то внешним по отношению к содержанию, а присуща ему.

Бытие определяет сущность предмета; все остальные стороны и свойства предмета вытекают из него. Таким образом, сущность живого организма заключается в присущем ему метаболизме. Она является основой всех жизненных функций и формирует внутреннюю природу каждого живого организма.

Это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления.

Явление или группа взаимодействующих явлений, которые предшествуют и вызывают другое, называется причиной. То же явление, вызванное следствием причины, называется следствием. Причина всегда предшествует следствию, но временное следствие не является достаточной характеристикой причины.

Явление или событие, которое обязательно происходит при определенных условиях, называется необходимостью. По необходимости день сменяет ночь, одно время года сменяет другое. Необходимость вытекает из сущности, внутренней природы явления, которое необходимо развивать. Она постоянна, устойчива к явлениям. В отличие от необходимости, случайность не вытекает из природы явления; она нестабильна, временна. Но случайность не беспричинна. Его причина находится не в самом субъекте, а вне его — во внешних условиях и обстоятельствах.

Новые, развивающиеся вещи необходимы, но они не появляются все сразу. Сначала создаются лишь определенные предпосылки, факторы его возникновения, затем эти предпосылки созревают, развиваются, и новый предмет и явление появляются благодаря действию объективных законов. Эти предпосылки возникновения нового, существующие в существующем, называются шансами. Таким образом, каждый эмбрион обладает способностью развиться во взрослый организм. Взрослый организм, развивающийся из эмбриона, — это уже реальность. Реальность — это завершенная, реализованная возможность.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. — М., 1998.
  2. Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), 3. Гегель Г.В.Ф. Соч. М — Л., 1929.
  3. Зверев А.М. Генезис и система парных категорий. ? Казань, 2008.
  4. Кант И. Критика чистого разума. ? П., 1915.
  5. Ксенофонт Афинский. Сократические соч. ? М.,1935. ? С. 167.
  6. Молчанов К.В. Что делать? — 3. ? М., 2003.
  7. Молчанов К.В. Философия сама и в непосредственности бытия // Философские исследования. ? 2005. ? №2.
  8. Молчанов К.В. Сферы и этапы развития философии в бытии. // Новейшая философия // Философские исследования. ? 2006. ? №3-4.