Для связи в whatsapp +905441085890

Категории в философии — Категории, понятия философии

Категории, понятия философии

Все, что человек знает об окружающем мире и о себе самом, он знает в форме понятий, категорий. Все категории являются понятиями, но не все понятия — категориями. Каждая область знания имеет свои категории. Но наряду с этими существуют категории, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Изучением наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению, занимается философия. Проблема разработки категориального аппарата всегда занимала в философии центральное место. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории, а старые наполняются новым содержанием. Таким образом, данная проблема не потеряла своей актуальности и в настоящее время.Структура “качество — количество — мера” относится к важнейшим категориальным структурам, приобретающим в современных условиях все большее значение. Значение структуры “качество — количество — мера” обусловлено происходящими в нашей стране глубокими качественными преобразованиями всех сторон общественной жизни, динамичностью мирового социального процесса, резким обострением глобальных проблем (в том числе, экологических).Можно рассматривать три основных аспекта категорий качества, количества и меры: гносеологический, логический и методологический.

Более глубокий анализ каждого из названных аспектов необходим для развития современной науки и общественно-исторической практики.Проблема рассмотрения категорий качества, количества, меры как ступеней развития познания, то есть с точки зрения гносеологической функции этих категорий, впервые была поставлена Гегелем. Он сформулировал и исследовал в идеалистической форме закономерность движения познания от качества к количеству и затем к мере.

Данную закономерность неоднократно подчеркивали в своих работах К. Маркс и В.И. Ленин.В отечественной философской литературе она была впервые рассмотрена Б.М. Кедровым применительно к истории химии, а затем в систематической форме проанализирована в работах А.П. Шептулина Дмитриев Ю.Я. Категории качества, количества и меры в историко-философском процессе.

Возрастающая роль исследования логической функции категорий качества, количества и меры, анализ их как форм мышления, как логических средств, инструментов познания, в современных условиях определяется потребностями развития современной науки, в которой отчетливо наметилась тенденция перехода от анализа к синтезу, от дифференциации к интеграции, к глубоким обобщениям накопленного эмпирического материала и синтезу научных теорий.Особое значение сегодня приобретает методологическая функция категорий качества, количества и меры, то есть вытекающие из их анализа регулятивные требования и правила, которые необходимо соблюдать как в теоретической, так и в практической деятельности.

Ярким примером абсолютизации количественного подхода является потребительское отношение к природе, приведшее к экологическому кризису. Постоянное возрастание темпов, масштабов и интенсивности антропогенного воздействия на природу оказались несовместимыми с законами саморегуляции, возможностями сохранения биосферы, ее мерами, что привело к резкому качественному ухудшению природной среды, ее деградации.

Категории в философии

Категории как формы мышления. Таблица категорий

Кант рассматривает все категории прежде всего как формы мышления, формы производства и получения знания. Причем всякое знание включает в себя “два весьма разнородных элемента»: “материю” и “некоторую форму», с помощью которой многообразие ощущений упорядочивается и сводится к единству. При этом “материю” для познания составляют ощущения, возникающие в результате воздействия “вещей в себе” на органы чувств человека. Формальным принципом познания являются априорные, то есть доопытные, не зависящие от какого бы то ни было опыта, формы чистого созерцания (пространство и время) и априорные формы рассудка (категории).

Эти формы, пишет Кант, “приходят в действие и производят понятия при наличии чувственного материала”. Трансформируясь из чистых форм мышления в “содержательные формы знания” (в результате синтеза с материалом чувственных впечатлений), категории не становятся “формами отражения» внешних предметов, объективной реальности. Они становятся формами “самого существования предметов”, но понимаемых как явления, как формируемые посредством логических структур предметы опыта.

Таким образом, категории выступают у Канта как логические условия и средства познавательной и созидающей (конструирующей природу как мир явлений) деятельности человека, как формы логического синтеза чувственных данных, производящие как знание о предмете, так и сам предмет, определяющие форму его бытия как предмета опыта. Они не только формы, в которых познаются предметы. Они вместе с тем — и именно вследствие этого — также и формы их действительного существования.Пытаясь установить количество и состав всех “первоначальных понятий рассудка», Кант составил таблицу категорий, выражающую “форму системы их в человеческом рассудке».

Все категории Кант разделил на четыре группы: по количеству, качеству, отношению и модальности. Каждая из этих групп состоит из трех категорий. С помощью этих двенадцати категорий, как утверждает Кант, можно “полностью измерить рассудок», ибо “именно только они и только в таком количестве могут составлять все наше познание вещей из чистого рассудка”.

В данной работе, в соответствии с темой, рассмотрены категории количества и качества.Первой категорией в таблице является категория количества, которая предполагает, по Канту, сплошную однородность синтезируемого материала. Свойство же однородности априорно присуще лишь пространству и времени. Но поскольку пространство и время являются в то же время всеобщими, необходимыми условиями (формами) существования предметов (явлений), то все предметы с необходимостью подпадают также и под синтезирующую функцию категории количества.

Категория количества, таким образом, выполняет функцию синтеза многообразного однородного. В класс количества входят категории единства, множественности и целокупности.Каждой группе категорий соответствует определенная характеристика (определение, модус) времени. Характеристикой, выражающей категорию количества, является временной ряд, посредством которого и возможно применение категории количества к чувственным представлениям. При этом априорные определения времени, или схемы, как подчеркивал Кант, нельзя отождествлять с образами, которые всегда являются единичными созерцаниями и никогда не достигают “общности понятия». Так, например, если проставить пять точек (… .), то это будет образ числа пять.

Если же мыслить “число вообще”, безотносительно к его конкретному, единичному проявлению (т.е. счет как проводимую во времени операцию сложения, посредством которой некоторое множество представляется в одном образе), то оно будет выступать как схема, как правило порождения, созидания определенного количества. Таким образом, схема представляет собой метод, способ, правило синтезирования, создаваемое воображением на основе соответствующей категории рассудка и имеющей целью достижение “единства в определении чувственности”.

В соответствии с этим “чистая… схема количества как понятия рассудка есть число — представление, объединяющее последовательное прибавление единицы к единице (однородной). Число, таким образом, есть не что иное, как единство синтеза многообразного [содержания] однородного созерцания вообще, возникающее благодаря тому, что я произвожу само время в схватывании созерцания”.

Учение об антиномиях чистого разума. Соотношение категорий рассудка и идей разума

Кант подчеркивал, что “категории должны быть ограничены областью явлений как своим единственным предметом, потому что без этого условия они теряют всякое значение, то есть отпадает отношение к объекту, так что никаким примером нельзя даже уяснить себе, какая, собственно, вещь мыслится под таким понятием”. Что же касается вещей самих по себе, то категории, по Канту, не имеют к ним вообще никакого отношения и принципиально к ним не применимы.

Но разум, не считаясь с этим “ограничением», не принимая во внимание действительные возможности категориальных форм, заставляет рассудок выходить за пределы опыта, применять категории к вещам самим по себе, к познанию мира как безусловного целого. В своем стремлении достичь безусловного синтеза явлений разум исходит из следующего космологического умозаключения: если дано обусловленное, то дана и вся совокупность его условий, то есть абсолютно безусловное, благодаря которому только и стало возможным это обусловленное; предметы же чувств (явлений) даны нам как обусловленные; следовательно, дан весь ряд условий, то есть мир как безусловное целое.

Но мир как безусловное целое — а, следовательно, и все его “определения” в соответствующих категориях — не может быть дан нам ни в каком опыте, ибо никакой опыт не является безусловным. Будучи “предметом в идее», он не имеет и не может иметь никакого адекватного аналога в чувственном мире. Поэтому, в соответствии с требованиями разума, рассудок вынужден использовать категории, которые применимы лишь к чувственным данным и предназначены для формирования предметов опыта, — для чуждого им сверхопытного предмета.

Здесь Кант различает функции категорий рассудка и идей разума. Идея разума не имеют своего собственного механизма синтезирования чувственных созерцаний, так как идеи никогда не направлены прямо “на опыт», а относятся непосредственно только к рассудку. Они также не имеют своего собственного предмета в чувственном мире — их предмет существует “только в наших мыслях». Однако, идеи разума побуждают рассудок применять категории так, “как если бы” этот предмет был в действительности дан, “как если бы” он был доступен категориальным определениям.Исходя из того, что идеи “суть… не что иное, как категории, расширенные до безусловного” Кант предлагает следующую таблицу космологических (относящихся к миру как целом, являющемуся совокупностью всех явлений) идей, выведенную из четырех классов категорий:

1. Абсолютная полнота сложения данного целого всех явлений.

2. Абсолютная полнота деления данного целого в явлении.

3. Абсолютная полнота возникновения явления вообще.

4. Абсолютная полнота зависимости существования изменчивого в явлении.Если синтезируемый категориями чувственный мир принимается за мир, существующий сам по себе (т.е. независимо от способа, каким он может быть нам дан), — что происходит, по Канту, постоянно, — то неизбежно возникают антиномии, и на смену истинному знанию приходит иллюзия. Кант называет, в соответствии с четырьмя космологическими идеями, четыре антиномии чистого разума. Исходя из темы реферата, ниже рассмотрены лишь те, которые связаны с категориями количества и качества.Космологическая идея абсолютной полноты сложения требует определения величины мира как безусловного целого.

Руководствуясь этим требованием, необходимо применить к миру как целому категорию количества, пытаясь осуществить в этом аспекте безусловный синтез всех явлений. В процессе решения данной проблемы разум неизбежно приходит, по Канту, к прямо противоположным утверждениям: “Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве». “Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве”.Применение к миру, соответственно, категории качества, т.е. попытка решить вопрос о его простоте или сложности, приводит к следующей антиномии.

Тезис: “Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого».

Антитезис: “Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого».

Эти антиномии, по Канту, не могут быть разрешены или устранены, так как ни те, ни другие положения (тезисы и антитезисы) не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты никаким, “даже максимально возможным”, опытом.Если же рассматривать мир не как вещь в себе, а как “ряд явлений”, что он в действительности собой и представляет, то Кант предлагает следующее “решение” первой антиномии. Поскольку мир “вовсе не существует сам по себе (независимо от регрессивного взгляда моих представлений), то он не существует ни как само по себе бесконечное целое, ни как само по себе конечное целое. Он существует только в эмпирическом регрессе ряда явлений и сам по себе не встречается. Поэтому, если этот ряд всегда обусловлен, он никогда не дан целиком; следовательно, мир не есть безусловное целое, и потому он не обладает ни бесконечной, ни конечной величиной”

Начало логики. Проблема выведения всех логических категорий из чистого бытия

Одной из центральных проблем логики Гегеля является проблема выведения категорий, их переходов, переливов друг в друга. Во “Введении» к “Науке логики” Гегель объясняет, в чем состоит, на его взгляд, недостаток логических форм старой логики: “Так как они в качестве застывших определений лишены связи друг с другом и не удерживаются в органическом единстве, то они лживые формы и в них не обитает дух, составляющий их живое конкретное единство. ”

 Здесь выявляется значение постановки им вопроса о диалектике как логике, о единстве в логике учения о вещах и учения о мышлении.Первый вопрос, поставленный Гегелем в “Науке логики” — вопрос “начала». Разрабатывая систему логических категорий, Гегель, среди прочих положений, признавал “весьма важной мыслью”, что движение вперед “есть возвращение назад в основание, к первоначальному и истинному, от которого зависит то, с чего начинают, и которое на деле порождает начало”.

Опираясь на метод восхождения от абстрактного к конкретному, Гегель считает, что эта исходная категория, или начало логики, не может быть чем-то конкретным: “Начало должно быть абсолютным, или, что здесь то же самое, абстрактным, началом; оно, таким образом, ничего не должно предполагать, ничем не должно быть опосредствовано и не должно иметь какое-либо основание.

Как оно не может иметь какое-либо определение по отношению к иному, так оно не может иметь какое-либо определение внутри себя, какое-либо содержание…

Итак, начало — чистое бытие. ” Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. — М.: Мысль. — 1970. — С.127 “Чистое бытие, — резюмирует Гегель анализ исходной категории, — образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль и неопределенная простая непосредственность… ” Гегель Г.В.Ф.

Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль. — 1974. — Т.1., С.217Следующая проблема, которую ставит перед собой Гегель, — проблема выведения из чистого бытия (чистой мысли) всей системы логических категорий. Решение этой проблемы привело Гегеля к искусственным построениям. Однако в этом процессе он сформулировал основные законы диалектики, исходя из которых пытался раскрыть источник движения категорий, характер и механизм выведения их друг из друга.

Эти законы выступают, по Гегелю, как “то, с помощью чего понятие ведет само себя дальше”, как принципы “всякой природной и духовной жизненности», как законы, лежащие в основе развития и конкретизации понятий, в основе самого процесса восхождения от абстрактного к конкретному (и в бытии, и в познании).

Исходя из рассмотренных принципов, Гегель исследует в своей системе понятий также и категории качества и количества. Гегель дает три определения бытия:“Бытие, во-первых, определено вообще по отношению к иному.Оно, во-вторых, определяет себя внутри самого себя.В-третьих, если отбросить это предварительное деление, бытие есть та абстрактная неопределенность и непосредственность, в которой оно должно служить началом” Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. — М.: Мысль. — 1970. — С.136.Бытие по второму определению рассматривается в следующих трех определениях:“как определенность, как таковая: качество”;“как снятая определенность: величинаколичество”;“как качественно определенное количество: мера. ” Гегель Г.В.Ф. Наука логика: В 3-х т. Т.1. — М.: Мысль. — 1970. — С.137Таким образом, бытие полагает себя, по Гегелю, сначала в определении качества. В связи с этим Гегель указывает еще на одно отличие своей системы категорий от кантовской.

Если в кантовской, как, впрочем, и в аристотелевской, таблице категорий количество предшествует, и притом “без всякого основания”, качеству, то, как показывает Гегель, “из сравнения качества с количеством легко увидеть, что по своей природе качество есть первое. Ибо количество есть качество, ставшее уже отрицательным; величина есть определенность, которая больше не едина с бытием, а уже отлична от него, она снятое, ставшее безразличным качество” Там же. Причем, подчеркивает Гегель, качество, количество и меру, в отличие от кантовской дедукции категорий, следует рассматривать как такие понятия, которые должны “возникнуть из движения самого бытия, дать себе через это движение дефиницию и обоснование” Там же.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Рене Декарт «Рассуждение о методе» (1637)
  2. Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция — Общие черты эпохи Просвещения
  3. Мартин бубер, еврейский религиозный философ и писатель
  4. Человек в системе отношений «Я – другой»
  5. Разум в философии нового времени
  6. Л. Н. Гумилев о факторах этногенеза
  7. Общетеоретические и методологические принципы анализа социальных систем
  8. Проблема соотношения части и целого в истории философии
  9. Римский стоицизм и его влияние на раннехристианскую философию — Греческие корни римского стоицизма
  10. Идеализм Шеллинга