Для связи в whatsapp +905441085890

Классическая концепция истины. Доказательство, объяснение и понимание и их роль в познании — Классическая концепция истины

Понятие истины является ведущей в философии названия. Все проблемы философии теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п.

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». Проблема истины, как и проблема смены теории, не такая уже тривиальная, как может показаться с первого взгляда. В этом можно убедиться, вспомнив атомистическую концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: «Все тела состоят из атомов. Атомы неделимы» является ли с позиции науки нашего времени истиной или заблуждением? Если считать ее заблуждением, то не будет ли это субъективизмом?

Классическая концепция истины. Доказательство, объяснение и понимание и их роль в познании - Классическая концепция истины

Классическая концепция истины

Концепция, согласно которой, истина – есть соответствие мыслей действительности, называется классической. Она является древнейшей из всех концепций истины. Именно с нее начинается теоретическое исследование истины. Классическая концепция всегда стояла ближе к материальному, чем к идеальному. Лишь в рамках материализма она получила свое полное развитие.

Центральным понятием классической концепции является понятие соответствия мыслей действительности. Когда говорят о том, что мысль соответствует действительности, имеют в виду следующие: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. Понятие соответствия совпадает с понятием «воспроизведение», «адекватность».

Другое важное понятие классической концепции – понятие действительности, или реальности. Когда познание ориентировано на внешний мир, то это понятие отождествляется с понятием объективного мира. Однако в контексте теории истины такая трактовка действительно является все же узкой. Эта концепция претендует на универсальность, на принятие понятие истины не только к мыслям, обращенным к объективному миру, но и к мыслям, относящимся к объектам любой природы, в том числе и к мысленным объектам.

В любом ли случае, мысль, соответствующая действительности, может быть квалифицирована как истина? Здесь существенное значение имеет то, что представляет собой мысль с точки зрения своей логической формы. Понятия: атом водорода, и подобные. В логическом плане они – суть понятия. Первое существует в реальном мире, второе – нет. В последнем случае понятие не имеет объективного содержания, однако эта логическая форма в любом случае лишена истинного значения. В логической литературе почти общепринято считать, что носителями истинного значения могут быть суждения или высказывания, представленные повествовательными предложениями.

В зарубежной философской и логической литературе, иногда проводится различие между просто повествовательными предложениями и утверждениями. Некоторые авторы считают, что истина связана не с любыми повествовательными предложениями, а только с теми, которые имеют характер утверждений.

Когерентная концепция истины

Есть два варианта последовательной теории истины. В одном из них вводится новое понятие истины как согласованности знания, которое предполагается как соответствие знания с реальностью, а не как прежнее понятие истины. В другом варианте утверждается, что соответствие знания реальности может быть установлено только через согласованность, которая выступает в качестве критерия истины. Кант считается одним из основателей первой версии теории когерентности. По Канту, существует взаимная согласованность, единство чувственного и логического, которые определяют содержание и мысль об истине.

В XX веке когерентная теория истины возрождается некоторыми представителями неопозитивизма, такими как О. Нейрат. Эта версия начинается с того, что только метафизика может попытаться сравнить предложения с реальным миром. Истина научного знания, по мнению Нейрата, заключается не в том, что знание соответствует действительности, а в том, что все знание является самосогласованной системой. Именно это свойство самосогласованности и является тем референтом, к которому относится понятие истины.

Философия элеетики может рассматриваться как происхождение второго варианта. Парменид и Дзено приняли концепцию истины как соответствие знания с реальностью. Однако они считали, что это соответствие не может быть проверено путем наблюдения, а только путем установления несоответствия знаний. Противоречивая идея не имеет референта в реальном мире. В то же время несогласованность идеи гарантирует правильное описание реального положения дел.

Следуя этой рационалистической позиции, Парменид утверждал, что идея о том, что пустота, «несуществующее», существует в природе, является «ложной, т.е. несовместимой с реальностью». Его фальшь состоит в его внутреннем противоречии. Если мы воспринимаем «небытие» как нечто реальное, то тем самым оно перестает быть «небытием». Идея «ничто» — это идея, которая не может быть выражена в мысли, поэтому ничто в реальном мире ей не соответствует.

Эта версия последовательной теории истины принята некоторыми современными мыслителями и философами. Автор трактует действие когерентной теории истины как определяющее критерий истины следующим образом: «Цель когерентной теории состоит в том, чтобы отделить истинные утверждения от неискренних. Ключом к решению этой проблемы является нахождение в наборе M подмножества N когерентных высказываний….. Кандидатская правдивая отчетность квалифицируется как правдивая, раскрывая ее совпадение с как можно большим количеством других эмпирических отчетов» .

Согласованная теория не только не преодолевает трудности классической теории, но, напротив, усугубляет их, вводя другие нерешенные проблемы. Эта теория пытается решить проблему когерентности в логическом смысле. Однако проблема несогласованности как логическая проблема чрезвычайно сложна. Это неразрешимо в довольно сложном логическом исчислении. Согласованность рассматривается как неотъемлемое свойство системы предложений. Ремер пишет: «Слаженность, рассматриваемая в теории слаженности, рассматривается как неотъемлемое свойство, которое касается вопроса о связи одних высказываний с другими, но не касается вопроса о слаженности с реальностью или с фактами действительности». Очевидно, что условие последовательности не является достаточным условием истины, поскольку не каждая противоречивая система высказываний о реальном мире соответствует реальному. В естественных науках это условие не всегда представляется необходимым. То, что теория противоречива, не означает, что она ложна. Это может быть индикатором временных трудностей.

Сторонники последовательной теории истины обратились к согласованности, чтобы избежать трудностей, с которыми столкнулась классическая концепция истины. Но путь, который они выбрали, чреват еще большими трудностями.

Семантическая теория истины Тарского

Теория Тарского – это не философская, а логическая теория. После ее создания, возник ряд вопросов, касающихся ее применения для решения проблем истины. Основная цель этой теории в стремлении преодолеть парадокс лжеца.

Тарский уточняет аристотелевскую дефиницию истины: «Пусть у нас есть предложение «Снег бел». Согласно аристотелевскому определению, данное предложение истинно в том случае, если снег действительно был» .

Тарский использует следующий прием. Предложение можно рассматривать с двоякой точки зрения: как собственное имя в аспекте его содержания. В логике этот двоякий подход к предложению соответствует различию между упоминанием и использованием терминов. Во-первых, предложения нечто говорят об объектах мира. Во-вторых, они же могут упоминаться сто эквивалентно рассмотрению их собственных имен. Предложение «Снег бел» может быть записано так: «Снег бел» – истинно, если и только если снег бел. Только в этом случае можно сказать, что это определение соответствует классическому пониманию истины. Но если ввести высказывание, утверждающее свою собственную ложь, то получится «парадокс лжеца». Чтобы его преодолеть и сделать определение истины логически непротиворечивым, необходимо перейти от естественного к формализованному языку. В целях обсуждения истинности выражений формализованного языка необходим особый метаязык.

Основной результат, полученный Тарским, заключается в доказательстве невозможности логически непротиворечивого обсуждения проблем семантики, включая проблему истинности высказываний данного языка в рамках самого этого языка. Теория Тарского предлагает создание искусственного языка.

Философы видят достоинство теории Тарского в том, что она позволяет исключить «парадокс лжеца» и логически непротиворечиво оперировать понятием «истина». Но встает вопрос: так ли уж важна непротиворечивость, если речь идет о естественных науках? Тарский придает большое значение тому факту, что естественные науки могут рождать парадоксы. Однако естественный язык не подчинен необходимости исключения противоречий любой ценой, но даже если допустить, что формализация языка естественных наук осуществлена, и в этом случае не получится решить те проблемы, с которыми столкнулась классическая концепция истины.

Объективность истины. Истина абсолютная и относительная

Вопрос о том, что такое истина и существует ли она, обсуждается на протяжении многих веков в философии и науке. Без преувеличения можно сказать, что это один из вечных вопросов гносеологии. Его решение во многом зависит от общих мировоззренческих позиций, и, естественно, что по-разному на него отвечают представители идеализма и материализма. Следует также отметить многогранность и сложность проблемы истины, ее внутреннюю диалектичность. Именно забвение диалектики в решении проблемы истины приводит многих философов к одностороннему и искаженному ее пониманию.

Вопрос о научной истине – это прежде всего вопрос о качестве наших знаний. Наука не может довольствоваться любым знанием, ее интересует лишь истинное знание. В оценке качества знания ученый прежде всего и использует категории истины и заблуждения.

Проблема истины всегда неразрывно связывается с вопросом о существовании объективной истины, т е такой истины, которая не зависит от вкусов и желаний личности, от корпоративных интересов отдельных партий или общественных движений, от человеческого сознания. Именно на вопросе о существовании объективной истины сталкиваются различные философские направления.

Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. Поэтому результат этого взаимодействия (т е познавательного процесса) содержит влияние и субъекта и объекта. В истине необходимым образом отражается единство объективной и субъективной составляющих познавательного процесса – без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания. Именно игнорирование взаимосвязи противоположных аспектов истины породило две альтернативные и односторонние точки зрения, которые можно назвать объективизмом и субъективизмом в трактовке истины.

Аргументация субъективизма покоится на абсолютизации роли субъекта в познании и полном забвении объективной компоненты. Сторонники этой точки зрения совершенно правильно отмечают, что истина вне человека и человечества не существует, но отсюда делают весьма расширительный и неправомерный вывод о том, что никакой объективной истины не существует. Истина существует в понятиях и суждениях, а это значит, что не может быть знания, не зависящего от человека и человечества.

Правда, сторонники такого подхода остро чувствуют уязвимость своей позиции, поскольку отрицание объективной истины ставит под сомнение и само существование какой-либо истины, поскольку если истина субъективна, то получается сколько людей, столько и истин. Чувствуя зыбкость такой позиции, субъективисты пытаются каким-то образом ограничить произвол в признании истины. Например, неопозитивисты, категорически отрицая объективность истины, вводят понятие интерсубъективной истины, под которой понимается общепринятое в научном сообществе знание.

Объективисты исходят из противоположной позиции. Они абсолютизируют объективную компоненту истины. Для них истина вообще существует вне человека и человечества – истина и есть сама действительность, не зависящая от субъекта. Однако истина и действительность – совершенно разные вещи Действительность существует независимо от познающего субъекта. В самой объективной реальности никаких истин нет, в ней существуют лишь предметы со своими свойствами, а истина появляется в результате познания людьми этой реальности. Она является знанием субъекта о познаваемой им реальности. Истина – это единство объективного и субъективного, субъективный образ объективной реальности.

По своему источнику и содержанию истина объективна. Что это значит? Источником познания является объект, и оно (познание) – отражение этого объекта.

Хотя субъект конструирует исходные понятия и на их основе формирует различные теории о познаваемом объекте, от него – познающего субъекта – не зависит содержание этих теорий. Объект со своими свойствами существует объективно, независимо от человека и человечества. Содержание формируемой теории обусловлено именно отражением этих свойств, т.е. воспроизведением их в истинном знании так, как эти объективные свойства существуют в самой действительности. Под объективной истиной и понимают такое содержание знаний, которое целиком и полностью продиктовано объектом, и поэтому не зависит ни от человека, ни от человечества.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Тождество субъекта и объекта в системе Шеллинга
  2. Пространственно-временные характеристики мира. Различные модели пространства и времени
  3. Сильные и слабые стороны буддизма
  4. Тринитарные споры в свете философии
  5. Перспективы идеологии
  6. Александрийская школа
  7. Новая онтология: бытие без субстанции в философии н. Гартмана
  8. Проблема субстанции. Поиски субстанциональной основы мира
  9. Алексей Федорович Лосев, российский философ и филолог
  10. Философские идеи Ф.М. Достоевского