Для связи в whatsapp +905441085890

Классическая наука и классическая рациональность

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Классическое естествознание (XVII–XVIII вв.): торжество механицизма и дисциплинарно организованная наука
  2. Поиск путей дифференциации научного знания в конце XVIII – нач. XIX в
  3. Неклассическая наука и её особенности
  4. Современная постнеклассическая наука (посл. треть XX в.)
  5. Рациональность в доклассической науке
  6. Неклассическая наука. Неклассическая рациональность
  7. История науки как смена типов рациональности
  8. История науки как смена научных картин мира
  9. Прогностическая роль научного знания в развитии науки
  10. Философия позитивизма О. Конта

Введение

Классическая наука изучала мир, существующий независимо от человека, объективный мир. Она делала акцент на изучении объектов самих по себе и считала, что знание — это отражение реальности, копии вещей и отношений между ними. Современная наука признала зависимость достоверного знания от познающего человека и невозможность объективного знания. Она все больше обращает внимание на инструментальный характер знания, на место человека в созданном им мире, на роль открываемых им истин в жизни человека. Поэтому можно говорить о гуманизации («гуманитаризации») современной науки.

Наука в современном понимании этого слова появилась в новейшее время (17-18 века) и сразу же стала развиваться очень динамично. Основы современного естествознания впервые закладываются в XVII веке: развиваются экспериментально-математические методы естествознания (усилия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка) и классическая механика (усилия Г. Галилея, Дж. Ньютона, Р. Декарта, Х. Гюйгенса), основанные на классической математике (в частности, на геометрии Евклида), которая лежит в основе классической физики. В этот период научное знание в полном смысле слова становится доказательным, систематизированным и основанным на специальных исследовательских процедурах. В это же время, наконец, научное сообщество профессиональных ученых начинает обсуждать научные проблемы, формируются специальные институты (академии наук), которые способствуют ускорению обмена научными идеями. Поэтому, начиная с семнадцатого века, мы говорим о возникновении науки как социального института.

Развитие западноевропейской науки было обусловлено не только накоплением знаний о мире и о себе. Периодически менялась вся система имеющихся знаний — научная революция, когда наука сильно изменилась. Поэтому в истории западноевропейской науки можно выделить три периода и связанные с ними типы рациональности: 1) период классической науки (XVII-XX века); 2) период неклассической науки (1-я половина XX века); 3) период постнеклассической науки (2-я половина XX века). В каждый из периодов расширяется область изучаемых объектов (от простых механических до сложных, саморегулирующихся и саморазвивающихся объектов), и меняются основания научной деятельности, подход ученых к изучению мира — как говорят, «типы рациональности».

Возникновение классической науки

Классическая наука возникла в результате научной революции семнадцатого века. Она все еще связана с философией, потому что математика и физика все еще считаются подобластями философии, а философия — наукой. Философское мировоззрение строится учеными-естественниками как научное механистическое мировоззрение. Такое научно-философское учение о мире называется «метафизическим». Она получается на основе классического типа рациональности, сформированного в классической науке. Для нее характерны детерминизм (представление о причинно-следственной связи и взаимозависимости явлений и процессов действительности), понимание целого как механической суммы частей, когда свойства целого определяются свойствами частей и каждая часть изучается наукой, и вера в существование объективной и абсолютной истины, которая рассматривается как зеркальное отражение, копия природного мира. Основатели классической науки (Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Р. Декарт, Ф. Бэкон и др.) признавали существование Бога — Творца. Они считали, что он создает мир в соответствии с идеями своего разума, воплощенными в предметах и явлениях. Задача ученого — раскрыть божественный замысел и выразить его в терминах научных истин. Их взгляд на мир и знание является причиной появления термина «научное открытие» и понимания природы истины: как только ученый открывает нечто, существующее вне его и лежащее в основе всего сущего, научная истина становится объективной и отражает реальность. Однако по мере роста знаний о мире природы классическое естествознание все больше вступало в конфликт с представлениями о неизменных законах природы и абсолютности истины.

Классическая физика и астрономия

В семнадцатом веке появилась первая физическая теория, соответствующая современным представлениям о науке: классическая механика. С тех пор и на протяжении более 200 лет классическая механика служила теоретической основой рационализма в науке, как в естественных, так и в гуманитарных науках. У ее истоков стояли Галилео Галилей (1564-1642), Рене Декарт (1596-1650), Христиан Гюйгенс (1629-1695) и Исаак Ньютон (1643-1727).

Х. Гюйгенс разработал волновую теорию света. Он утверждал, что световые волны распространяются в эфире, который представляет собой тонкую материю, пронизывающую все тела. Распространение света обусловлено распространением вибраций в эфире. Каждая отдельная точка эфира вибрирует в вертикальном направлении, и вибрации всех точек образуют картину волны, движущейся в пространстве от одной точки к другой во времени. Эмпирическое подтверждение идеи эфира можно увидеть в распространении волн на поверхности воды. Волна уходит, а вода стоит на месте, но ее поверхность движется вверх и вниз. Гюйгенс считал лучшим доказательством своей волновой теории тот факт, что два луча света, пересекаясь, проходят друг через друга без интерференции и помех.

H. Алле (1564-1642) считал, что научный метод состоит не в пассивном наблюдении и умозрении, а в эксперименте, и проверил правильность физических концепций Аристотеля. Оказалось, что тела падают с одинаковым ускорением, независимо от веса, Земля вращается и не является центром Вселенной, Солнце тоже вращается, но все движения относительны (Reale, Anticeri 1996: 98-134). С открытиями Н. Коперника, Дж. Бруно, И. Кеплера, Г. Галилея и Ф. Бэкона утвердилась идея, что все происходит по одним и тем же законам природы (причинный взгляд, в отличие от целевого взгляда Аристотеля).

Галилей создал гелиоцентрическую систему Коперника, сформулировал закон инерции и определил принципы исследования материальных тел в физике, которые были включены И. Ньютоном в полную теорию механики для изолированных систем. Он изложил их в эссе под названием «Математические начала натуральной философии», опубликованном на латинском языке в 1686 году. Ньютон был первым, кто использовал математический метод для преобразования физических законов в количественные результаты, которые можно подтвердить наблюдениями, и, наоборот, для выведения физических законов из таких наблюдений.

Система Ньютона

Лагранж назвал Ньютона не только величайшим, но и самым удачливым гением: «Система мира может быть установлена только один раз». Удача заключалась в том, что, по мнению Лагранжа, система Ньютона была единственно верной и представляла собой вечную, непоколебимую истину.

Вселенная, согласно Ньютону, — это мир отдельных тел (вещей), состоящих из корпускулярных частиц. Корпускулы абсолютно тверды, неделимы, непроницаемы, обладают массой и весом, поэтому состоящие из них тела также обладают массой и весом. Ньютон также представлял свет как поток корпускул. Тела находятся в трехмерном пространстве, описываемом евклидовой геометрией, оно постоянно и находится в состоянии покоя. Тела могут перемещаться в пространстве по непрерывным траекториям. Их движение описывается законами механики и происходит во времени. Пространство и время являются базовыми (фундаментальными) категориями физики.

В основе ньютоновской механики лежат три закона движения и закон тяготения, которые считались применимыми как к движению земных тел, так и к движению небесных тел.

Первый закон движения (закон инерции) гласит: каждое тело (материальная точка) остается в покое или равномерном прямолинейном движении до тех пор, пока действующие на него силы не изменяют этого состояния. Системы, в которых выполняется закон инерции и которые находятся в состоянии покоя или равномерно движутся по прямой, называются инерциальными. Второй закон механики гласит: произведение массы тела и его ускорения равно действующей силе, а направление ускорения совпадает с направлением силы.

Третий закон движения Ньютона гласит: на действие всегда найдется равное и противоположное противодействие.

Известный закон тяготения гласит: каждое тело притягивает любое другое тело с силой, пропорциональной массам этих тел и квадрату расстояния между ними, а принцип относительности диктует, что все физические явления происходят одинаково во всех инерциальных системах отсчета; не существует привилегированной системы отсчета (такой как центр Земли в физике Аристотеля, к которому стремится вся материя).

Идеи Ньютона о пространстве и времени стали неотъемлемой частью науки Нового времени, а его теория классической механики стала образцом научной теории. Она способствовала как формированию новых представлений о науке и научном знании в целом, так и развитию новых подотраслей физики: Гидродинамика, теория упругости, теория тепла, молекулярно-кинетическая теория и т.д. Наука в это время начинает пониматься как деятельность по получению новых знаний о явлениях природного мира, необходимых для решения проблем социально-политического и производственного характера. А научное знание, по аналогии с математическим, начинает пониматься как однозначное, непротиворечивое, доказуемое, математически представимое истинное знание. Существует только одна истина, ибо научная истина раскрывает божественный закон, управляющий Вселенной.

Рациональность классической философии

Уже отмечалось, что в рамках классической философии существовал двойственный взгляд на движение и развитие мира в целом и отдельных его объектов («мир высокого» и «мир низкого», «сосуществование» и «процессуальность»). Причина заключалась в недостаточной гибкости рациональности классической философии в отражении универсальной детерминации. Это то, что Н.С.Автономова назвала расщеплением единого философского мировоззрения, в котором изначально были объединены истина (знание), добро (этика) и красота (эстетика), на разные отделы. Необходимое углубление философского знания, которое вело к формированию все новых и новых структурных компонентов, опережало развитие возможностей философской рациональности в осмыслении связи между определением разных «слоев бытия» и даже разных способов определения в сфере одного и того же слоя. И все же, как подчеркивалось в первой главе, в классической философии были попытки увидеть единство «бытия-в-себе» и «процессуальности» в движении мира в целом и его объектов. Такие попытки характерны для философии Петра Абеляра и Георга Гегеля. Однако детальный анализ онтологических взглядов Аристотеля показывает, что он тоже был очень близок к реализации того же единого взгляда на движение (ему нужно было только признать, что «ens commune» есть «ens per se» для самого себя). Тот факт, что именно философия Аристотеля смогла достаточно ясно увидеть эту проблему, с одной стороны, и даже набросать ее решение, с другой, говорит о силе философской мысли Стагира. И.Н. Грифцова права, когда, рассуждая о значении трудов Аристотеля для дальнейшего развития логики, называет его взгляды «трансдискурсивной позицией» [53,19-35]. Но то же самое можно сказать о взглядах Аристотеля при рассмотрении движения во всеобщей детерминации, в различных пластах бытия и при обсуждении проблемы двойного взгляда на движение. Упомянутые выше (в значительной степени ограниченные) возможности рациональности классической философии в отражении всеобщей детерминации и ее связи с детерминацией различных «слоев бытия» фактически послужили основанием для раскола классической философии на идеализм и материализм. (В целом, философия религии также имеет много общих черт с идеализмом. И хотя это не буквальный идеализм и имеет свою очень богатую историю, его все же можно назвать идеализмом в данном случае).

Уже в античной философии можно было понять, что «человек — обитатель двух миров», а именно: внешнего мира и мира собственной души. (В таком виде, как известно, эту мысль впервые высказал И. Кант). Эти два мира очень часто «направляют человека в разные стороны», и каждый раз он должен сам принимать решение. Поэтому вопрос о соотношении внешнего и «внутреннего» миров имеет не только теоретическое, но и непосредственное практическое значение. Теоретическая грань рациональности классической философии не позволяла отразить соотношение между детерминацией обсуждаемых миров (двух «слоев бытия»). По этой причине в исследовании пришлось довольствоваться демонстрацией различной природы детерминации в этих «слоях» и их сопоставлением. (Какой мир первичен, а какой вторичен.) На основе признания первичности внешнего мира сформировалась материалистическая ветвь философской классики, а идеалистическая — на основе признания первичности духовного мира. Таким образом, и внешний мир, и духовный мир человека можно рассматривать как вторичные по отношению к сверхсознанию. Это, как мы знаем, является основой объективного идеализма. Проблемы познаваемости или непознаваемости мира во многом определяются теми же особенностями философской рациональности классического периода. Наконец, есть еще одна грань. Философия, как и наука, развивается через правдоподобные версии (Карл Поппер).

Научная рациональность. Рационализм как сущность европейской науки

Проблема рациональности — одна из центральных тем современной философии. Вопрос о рациональности — это философский вопрос. Когда мы говорим о рациональности, мы имеем в виду особый вид отношений в системе «человек» — «мир». Оправдание рациональности — это поиск осознанной гармонии человека и мира, гармонии, которая гарантировала бы соразмерность человека и противостоящей ему реальности.

В философии нет согласия относительно содержания термина «рациональность». Однако все многообразие определений можно разделить на несколько групп. Рациональность можно понимать как:
характеристика деятельности;
характеристика знания;
характеристика методологии или правил деятельности;
атрибутивное свойство всех технических цивилизаций;
характеристика мира в целом;
особый вид порядка, особая структура в противоположность бесструктурности и беспринципности.

В современной философии существует два основных направления мысли по проблеме рациональности: сциентизм и антисциентизм. Первая делает акцент на науке и поиске строгих средств систематизации знаний. Рациональность в сциентизме отождествляется с научной рациональностью в ее классической форме. Сциентизм представлен позитивизмом, неопозитивизмом и постпозитивизмом.

Вторая линия интерпретации проблемы рациональности связана с философией жизни, экзистенциализмом, философской антропологией. В рамках антисциентизма акцент делается на вненаучных формах и способах постижения реальности, на спонтанности человеческого поведения и вторичности интеллекта. Наука отодвигается на задний план, ставится в один ряд с другими формами интеллектуальной культуры. Крайний антисциентист полностью отрицает ценность науки. Но эта негативистская позиция не очень плодотворна. Развитие сциентизма и антисциентизма, их взаимная критика и соперничество способствовали разработке новой концепции рациональности.

Помимо выделения различных типов научной рациональности, современная философия также говорит о вненаучных формах рациональности в искусстве, философии и повседневной жизни. Поэтому мы должны говорить не столько о рациональности, сколько о творческой рациональности человека как его сущностной характеристике. Под творческой рациональностью мы понимаем способность к свободному практическому действию, к созданию чего-то нового в повседневной жизни, искусстве, науке и философии.

Три основных этапа в историческом развитии науки, каждый из которых открывал глобальную научную революцию, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявших друг друга в истории техногенной цивилизации. Это классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях — додисциплинарной и дисциплинарной организации); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке); и постнеклассическая рациональность. Между ними как этапами развития науки происходят своеобразные «наложения», причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предыдущий, а лишь сужало его сферу действия и определяло его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Заключение

Замена классического идеала научного знания неклассическим сопровождалась озарением, что наблюдатель, пытающийся составить представление об объекте, не может отвлечься от процесса измерения, т.е. исследователь оказывается не в состоянии измерить параметры исследуемого объекта, какими они были до процесса измерения. В. Гейзенберг, Э. Шредингер и П. Дирак заложили основы квантовой теории с помощью принципа неопределенности, в котором частицы больше не имели уникального и независимого импульса и координат. Хотя Эйнштейн не мог с ней согласиться, квантовая механика соответствовала эксперименту и, таким образом, стала основой многих областей знаний.

В классической механике Ньютон создал концепцию истинного (абсолютного) времени или математического времени — это время, которое течет равномерно и не зависит ни от каких физических процессов. Согласно Эйнштейну, время относительно; абсолютного времени не существует.

В классической механике пространство, время и материя не связаны между собой. В релятивистской механике пространство и время объединены в пространственно-временной континуум. Эйнштейн ввел временную координату.

Специальная относительность (1905) показала, что не существует абсолютного пространства и времени, все они относительны по отношению к любой системе отсчета.

В классической механике Ньютона взаимодействие определяется силой, с которой одно тело действует на другое, а согласно концепции действия на расстоянии, все действия тел друг на друга предполагаются мгновенно передающимися через пустое пространство на любое расстояние, поскольку скорость света в классической механике предполагается бесконечной.

В теории относительности концепция мгновенного взаимодействия не верна. Ни действие, ни информация, ни движение тел в пространстве не могут происходить со скоростью, превышающей скорость света (концепция ближнего взаимодействия). Взаимодействия передаются с помощью физических полей и с конечной скоростью.

Бурное развитие науки в ХХ веке вновь изменило облик науки, поэтому говорят, что наука со второй половины ХХ века становится иной, постнеклассической. Постнеклассическая наука и постнеклассический тип рациональности характеризуются: Возникновение междисциплинарных и системных исследований, эволюционизм, использование статистических (вероятностных) методов, гуманизация и экологизация знаний.

Список литературы

  1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.
  2. Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1995.
  3. Бунге М. Философия физики. М.,2003.
  4. Карнап Р. Философские основы физики: введение в философию науки. М., 2003.
  5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М.,1999.
  6. Кочергин А.А., Кочергин А. Н. Концепции современного естествознания. В книге: философия и методология науки. Москва: Московский государственный педагогический университет и МЭИ ФСС РФ, 2004.
  7. Лебедев С.А. Философия науки. Глоссарий наиболее важных терминов. М., 2004.
  8. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.
  9. Флек Л. Происхождение и развитие научного факта. Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.
  10. Хайтун С.Д. Эволюция Вселенной // Философский журнал, 2004. № 10. С. 74-86.
  11. Эйнштейн А., Инфельд Л., Эволюция в физике. М.,1966.