Для связи в whatsapp +905441085890

Классический позитивизм — Зарождение классического позитивизма

Позитивизм (как и религия) не дает положительных, научных знаний. Следовательно, от философии следует отказаться в пользу науки как позитивного знания.

Позитивизм (fr. positivisme, от латинского positivus — позитив) — это философская доктрина и направление научной методологии, которое определяет эмпирические исследования как единственный источник истинных, достоверных знаний и отрицает эпистемтическую ценность философских исследований. Главный тезис позитивизма заключается в том, что все реальные (положительные) знания являются совокупным результатом специализированной науки.

Позитивисты всегда фокусировались на вопросе о связи между философией и наукой. Главный тезис позитивизма заключается в том, что все реальные, положительные («позитивные») знания о реальности могут быть получены только в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» сочетания, и что философия как особая наука, претендующая на осмысленное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Вся история позитивизма в этом смысле представляет собой наиболее интересный парадокс: на каждом новом историческом этапе позитивисты выступали за все более последовательную и жесткую «ориентацию на науку», и в то же время на каждом новом этапе они теряли все больше контакта с реальным содержанием развивающейся научной теории.

Позитивисты объединили логические и эмпирические методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего достоверное и обоснованное знание законов природы, была выражена в манифесте Венского круга, опубликованном в 1929 году: «Мы охарактеризовали научное мировоззрение по существу двумя определяющими моментами. Во-первых, это эмпирически и позитивистски: есть только эмпирические знания, основанные на том, что дано нам непосредственно (то, что дано немедленно). Это устанавливает ограничение на содержание законной науки. Во-вторых, применение того или иного метода, а именно метода логического анализа, характерно для научного понимания мира».

Основной целью позитивизма является получение объективных знаний.

Позитивисты критиковали естественные философские конструкции, которые навязывали науке неадекватные умозрительные картины изучаемых ею объектов и процессов. Однако позитивисты применили эту критику ко всей философии. Так возникла идея очистительной науки метафизики[9]. Сущность позитивистского взгляда на связь между философией и наукой отражена во фразе О. Конта: «Наука сама по себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна стать особой сферой конкретных научных знаний, она не должна отличаться по методике от других наук.

Классический позитивизм - Зарождение классического позитивизма

Зарождение классического позитивизма

Классический позитивизм является первой формой позитивизма, он возник во Франции в 1930-1940-х годах. Следуя за философами эпохи Просвещения, он выразил веру в способность науки к бесконечному развитию и в бесконечность предмета, к которому применимы научные методы мышления.

По словам графа, науки распределены по естественной иерархии (энциклопедическому закону): Математика — Астрономия — Физика — Химия — Биология — Социология.

Комте ввел термин «социология», через него социология впервые развилась в отдельную научную систему.

Основные принципы:

  1. от простого к сложному
  2. от абстрактного к бетонному
  3. предварительный

Полагали, что задача философии — охватить всю совокупность наук, знание самых общих законов, систематизировать научные знания. Невозможно свести одну науку к другой. Невозможно все вывести из одного принципа или закона. Задача философии — свести к минимуму количество этих законов.

Законы науки: все знания относительны, потому что опыт неполный.

Однако позитивизм Комте придерживается не последовательно материалистической ветви Французского Просвещения, а его агностического, скептического направления. Это выражается как в акценте на подчинение всей реальности строгим объективным законам, так и в характере многих обобщений, включенных графом в «синтетическую философскую науку», которые зачастую качественно неотличимы от обобщений частных наук. А поскольку бессознательной предпосылкой естествознания XIX века был материализм, некоторые обобщения, включенные в позитивистскую философию, также несли в себе сильный отпечаток естественнонаучного материализма. Это также отличает позитивизм от философских концепций Тургота и Далемберта: то, что было на заднем плане в последнем, становится ядром философии в графстве.

История «борьбы» между философией и наукой показала, что все попытки «адаптировать» «метафизические» проблемы к духу науки неизбежно обречены на провал. В заключение этой истории Граф предлагает признать, что наука не нуждается в философии, стоящей над ней, а должна полагаться на себя. Но из этого не следует, что отдельных, частных научных дисциплин достаточно для адекватного знания реальности. Существует объективная необходимость выявления, раскрытия связей между отдельными науками для создания их системы.

Для общей науки, раскрывающей отношения отдельных наук, мы можем оставить название «философия» в честь Конты. Однако эта новая наука не должна иметь ничего общего с традиционной философией, поскольку методы исследования старой и новой философии принципиально отличаются друг от друга. Структура «новой философии» является естественным продолжением работы, проводимой в области специальных наук. Степень обобщения сформулированных в них закономерностей не ограничена; более или менее общие закономерности могут быть выявлены самими специальными науками, а исследование наиболее общего осуществляется философией, что связано с чисто научными обобщениями только серией незаметных переходов. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и социальных наук.

По мере развития позитивизма его феноменалистская, субъективно-идеалистская тенденция, сродни юмизму, становилась все более очевидной. Постепенно проблемы мировоззрения вытеснялись из науки, ослаблялось значение элементов научного материализма. Об этом свидетельствуют философские доктрины величайших английских позитивистов XIX века — С.Милла и Н.Спенсера, которые, хотя и существенно отличались в деталях от концепции О.Комта, тем не менее, внимательно следили за ней в решении существенных философских вопросов.

Позитивизм как независимое философское движение

Главной причиной ее возникновения была необходимость поиска обоснования связи между философией и наукой того времени. Единственным выходом, который нашли представители первой (классической) исторической формы позитивизма, был полный отказ от всякого рода метафизических абстракций в пользу изучения чистого или «позитивного» вследствие этого позитивисты пришли к выводу, что философия как самостоятельная наука не имеет права на существование, поскольку не может претендовать на осмысленное исследование какой-либо сферы действительности. Как независимое философское течение, позитивизм противопоставляется интуиции, которая признает интуицию источником знания.

Позитивизм прошел четыре этапа своего развития: классический позитивизм, мачизм или эмпириоактивизм, неопозитивизм и пост-позитивизм. Эта эволюция, по мнению исследователей, происходила в направлении «все более четкой идентификации в ней от начала тенденции к субъективному идеализму». На каждом новом историческом этапе позитивисты все больше фокусировались на науке, но этот процесс сопровождался постепенной потерей контакта с реальным содержанием развивающейся научной теории.

Огюст Граф (1798-1857) считается родоначальником позитивизма. Под сильным влиянием агностицизма и скептицизма позднего Просвещения Конт руководствовался тезисами французских философов о способности науки к бесконечному развитию и о бесконечности спектра объектов, к которым применимы научные методы мышления.

Основные идеи классического позитивизма О. Конте изложены в его шеститомном труде «Курс позитивной философии» (1830 — 1842), а также в работах «Дух позитивной философии» (1844) и «Система позитивной политики» (1852 — 1854). В понимании О. Конте все попытки «адаптировать» метафизическую проблему к духу науки являются заведомо бессмысленными Барулиным В.С. Социальная философия. Следовательно, наука не нуждается в философии как некой структуре над ней. Но для адекватного знания реальности частных научных дисциплин недостаточно. Существует объективная потребность в выявлении связей между отдельными науками, создании их системы, для которой, по мнению О. Конте, можно сохранить название «философия». Эта «новая» философия должна основываться на совершенно новых методах исследования, отличных от методов «старой» философии, без ограничений по степени обобщения сформулированных в них законов. Таким образом, по мнению исследователей, «новая» философия О. Конте сводится лишь к синтезу общих выводов из естественных и общественных наук.

Кроме того, новая «научная» философия в сочинениях О. Конта отвергает и идеализм, и материализм, поскольку не занимается «метафизическими» проблемами. Как следствие, для позитивистов первого поколения научная деятельность должна быть сведена к описанию наблюдаемых явлений. Объяснение этих явлений бессмысленно, поскольку это возможно только в рамках классической метафизики. Иными словами, реализация этого тезиса О. Конта должна означать полный отказ от причинной обусловленности в науке и возможности выявления объективных отношений.

Введение термина «социология».

Среди достижений О. Конте — его классификация наук по принципу естественной иерархии Гражданская философия с кануна и начала империализма. В соответствии с этим, основой всех научных знаний является математика, которая связана с определением неизвестных количеств путем их отнесения к известным. Задача астрономии заключается в применении математических законов для описания движения тел в Солнечной системе. По мнению О. Конта, физика отличается от предыдущей астрономии тем, что включает эксперимент в перечень научных методов, помимо наблюдений и расчетов. Его задачей как науки является описание природных явлений, в которых частичный состав тел остается неизменным (вес, тепло, звук, свет и электричество). Химия изучает явления, характеризующиеся изменениями в составе веществ. В иерархии наук находятся, прежде всего, биология и социология. Биология — это специфическая область изучения органических или живых организмов. Социология, в свою очередь, занимается вопросами структуры и развития человеческого общества.

Введение термина «социология» и выделение его в отдельную научную дисциплину также можно считать одним из наиболее значимых достижений О. Конте. Его социологическая концепция включает три взаимосвязанных направления: социальная статика, социальная динамика и политика. Социальная статика имеет в качестве объекта исследования государственные институты, к которым О. Конте относит семью. Для представителей классического позитивизма семья, а не личность, является первичным элементом общества. По мнению О. Конта, семья имеет функцию преодоления эгоизма как естественной характеристики человека; государство, как социальный институт, должно работать на поколение здравого смысла. Церковь во взаимодействии с государством, оказывающим «материальное» и моральное влияние на массы, должна составлять идеальную структуру власти. Реализуя эту идею, «научная социология» должна заложить основы этой реорганизации. Последний тезис является сущностью позитивистской социальной политики.

Социология периода классического позитивизма имеет в качестве идеологической основы так называемый «закон трех ступеней». Последнее является отражением «социальной динамики». Сравнивая духовно разделенный человек в разные эпохи и развитие всего человечества, философ обнаружил, что они последовательно проходят через три общих состояния: богословское (или вымышленное), метафизическое (или абстрактное) и позитивистское. В богословском состоянии человек (и человеческое общество примерно до начала XIV века), из-за преобладающего воображения и недостатка знаний, антропоморфизирует мир явлений, то есть видит в них произвольные действия богов своего изобретения. На метафизическом этапе (или до XVIII века включительно для общества) человек пытается заменить сверхъестественные факторы в объяснении природы причинами и абстрактными сущностями. На третьем этапе (положительном), по мнению О. Конте, единственной формой знаний будут научные знания, основой которых является опыт.

Развитие позитивизма классического периода продолжилось в творчестве английских философов С. Милла и Н. Спенсера.

Поиск и становление социологических законов

Конте и Милл считали, что задача науки состоит только в том, чтобы установить законы явлений, не касаясь их причин. В то же время он объявил опыт единственным источником знаний, а индукцию — единственно возможной теорией знаний. Индукция, в свою очередь, по мнению Мельницы, является основой всех логических выводов и математических аксиом. Его важнейший трактат — «Система силлогистической и индуктивной логики» (1830-1843) — посвящен раскрытию сущности этого принципа. Логика Милла, по мнению исследователей, часто расширяется до масштабов эпистемологии и позиционируется как методология для социальных наук. Среди последних Милл считал психологию «единственной образцовой индуктивной наукой» фундаментальной. Все другие социальные науки, по мнению философа, «…обязательно приобретают дедуктивный характер, пытаясь объяснить многообразие социального поведения конкретных людей с помощью индуктивно найденных общих законов…».

Термин «эволюция» был использован Н. Спенсером за два года до К. Дарвина, в 1857 году, и представлял собой характеристику всей Вселенной. Эволюцию по Н. Спенсеру описывают три закона: закон перехода от менее связной формы к более связной форме, закон перехода от однородного связного состояния к гетерогенному не связному состоянию и закон перехода от неопределенного к детерминированному Великому западному мышлению. Философ также выделил три фазы «эволюции»: неорганическую, органическую и суперорганическую, которые плавно перетекают друг в друга. Каждая фаза приобретает новое качество сложности на определенном уровне зрелости и не сводится к другой фазе.

Подводя итог, следует подчеркнуть причины, лежащие в основе поздней критики классического позитивизма и обусловившие его превращение в эмпирическую критику.

Для своего времени возникновение позитивизма, как уже упоминалось выше, было оправдано неспособностью философской мысли найти параллели между традиционной метафизикой и результатами научных открытий. Позитивизм акцентировал внимание на научном методе и поиске общих законов явлений. O. Конта признать право науки на исследование причинно-следственной связи, а также отказ от возможности выявления объективных, закономерных отношений выглядело вполне логично, так как эти понятия для философов XIX века означали лишь описание цепи последовательных событий. Более того, раскрытие причинности (сущности) явлений не могло быть достигнуто полностью в пределах того объема знаний, который был накоплен на момент возникновения позитивизма. Однако исследователи видят в работах ранних позитивистов, в частности, О. Конта, непоследовательность Лавриненко В.Н.. Отвергая традиционную метафизику, в основу классического позитивизма была положена «субъективно-идеалистическая тенденция», которая связывала его с юмизмом, а также «многие элементы научного материализма эпохи Просвещения».

Таким образом, позитивизм в своей первой исторической форме вошел в фазу кризиса в последнем десятилетии девятнадцатого века. Помимо первоначальных неудач классических позитивистов, этому процессу способствовал прогресс научного знания, девальвировавший многие синтетические обобщения, которые позитивизм считал неоспоримым достижением науки. Интенсивное развитие психологических исследований, поставившее вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий мир, и революция в физике на рубеже XIX-XX веков заставили философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Г.В. Вернадский о влиянии монголов на русскую культуру
  2. Человек как субъект социального управления
  3. Духовный уровень
  4. Парацельс, врач, естествоиспытатель и философ эпохи возрождения
  5. Религия, её значение в современном обществе
  6. Формирование классических технических наук
  7. Космогоническая теория Канта- Лапласа. «Критика чистого разума» Канта — Мысли раннего периода
  8. Массовый человек в постмодернизме (ж. Бодрийяр)
  9. Политика и нравственность
  10. Эпоха поздней античности