Для связи в whatsapp +905441085890

Классификация детских игр — Концепция игр

В своей работе я прежде всего хотел рассмотреть понятие игры с разных сторон и дать ему определение. Игра сохраняет и наследует широкий спектр духовных, эмоциональных ценностей, человеческих проявлений. Традиционные формы игровой деятельности, сложившиеся в культурах прошлого, практически выродились и угасли, что привело к обострению, обеднению процессов социально-психологического общения, отчуждению людей и т.д. Игра — это явление, присущее всей живой природе, а не только человеку. У животных источником возникновения игры являются инстинктивные приспособительные действия, поэтому очевидно, что «игры» животных не могут отражать окружающую их действительность. Их движения, подобно человеческой игре, меняются только в процессе обучения, когда вызываются условные рефлексы. Они не имеют ничего общего с человеческими социальными играми. У людей игра достигла своего наивысшего развития. Люди играют практически на протяжении всей своей жизни. Игра — исторически сложившееся социальное явление, самостоятельный вид деятельности, являющийся полезным средством воспитания детей и молодежи. Она всегда целенаправленна и характеризуется разнообразием целей и мотивированных действий. Естественной и исторической основой для возникновения и развития игры является труд. В истории общества работа предшествует игре, но в жизни человека игра предшествует его будущей трудовой деятельности.

Игровая деятельность имеет много общего с трудовой, особенно в детстве. Но в процессе игры человек не создает материальные ценности для удовлетворения жизненных потребностей. С совершенствованием средств производства, с развитием языка и мышления игры становятся самостоятельным видом деятельности, они становятся богаче по содержанию, в них появляются абстрактные формы движения, возникают новые, более сложные действия. Как относительно самостоятельный вид деятельности, игры всегда определялись образом жизни общества, что отражается не только в их содержании, но и в целях их использования для воспитания детей в соответствии с законами общества.

«Слово «играть» … является одним из самых больших в человеческом языке и обозначает понятие необычайной широты. Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. Это освобождение от непосредственной необходимости, от труда (рабства), человек начинает свободно думать, чувствовать и творить, повинуясь лишь жажде каждой части своего тела — раскрыться.»

Если взять мнение Платона, то он видел единственно правильный образ жизни в игре, в пении, в танцах, в почитании богов. Он понимал детскую игру как подражание деятельности взрослых и поэтому считал, что ее нужно поддерживать и развивать в детстве. Игра — это подражание и творчество. Аристотель проложил иную линию в развитии игры. Игра — источник равновесия, гармонии души и тела. Можно определить его проще, игра — это целенаправленный набор действий, преследующих определенную цель.

N. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов считали игру эффективным средством нравственного, физического и духовного воспитания. Они подчеркивали связь детских игр с живым миром детей. Наиболее ценными в образовательном плане они считали народные игры и развлечения.

К.Д. Ушинский рассматривал игру ребенка как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он говорил, что реальность интереснее для ребенка, чем окружающая жизнь, потому что она более понятна для него. Ушинский отметил влияние среды на содержание детских игр. По его словам, игры не проходят бесследно в дальнейшей жизни ребенка и в определенной степени способствуют формированию его личности. Он показал значительное влияние игр на развитие воображения детей, особенно в дошкольном возрасте.

Так, мы скажем: «Человеческая игра — это деятельность, в которой социальные отношения между людьми воссоздаются вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Человеческая игра — это такое воссоздание человеческой деятельности, в котором подчеркивается ее социальная, собственно человеческая сущность — ее задачи и нормы взаимоотношений между людьми. При таком рассмотрении расширенной формы игры можно понять ее родство с искусством, которое также имеет своим содержанием нормы человеческой жизни и действия, но более того, его смысл и мотивы. Именно это родство игры и искусства объясняет постепенное вытеснение различными видами искусства используемых форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества».

С годами менялись не только игры, но и игрушки. На смену самодельным игрушкам пришли электронные игры, роботы и компьютеры. Компьютерные игры прочно вошли в современную жизнь. Традиционные формы игр и игрушек вытесняются или уходят на второй план. Виртуальный мир, мир игр, и новая игрушка, компьютер, завоевали сознание взрослых и жизнь современного человека.

Учитывая огромное значение игры в формировании личности, ученые и педагоги из разных стран изучали природу игры, ее происхождение, развитие и значение. Голландский историк и культуролог Йохан Хейзинга в своей книге «Играющий человек» рассмотрел природу игры и выделил ее основные черты. Согласно ему, человек является таковым лишь постольку, поскольку он обладает способностью своей воли действовать и оставаться субъектом игры. Это относится буквально ко всему, включая язык. С точки зрения ученого, любая игра — это, прежде всего, свободный акт. Игра под командованием или принуждением — это уже не игра. Отсюда первый фундаментальный признак игры: она свободна, она есть, она свободна». Вторая характеристика заключается в том, «что игра — это не обычная или реальная жизнь. Третья отличительная черта — замкнутость, ограниченность». Еще одним признаком игры является то, что «игра начинается и заканчивается в определенный момент». Игра создает порядок; она сама по себе является порядком. В каждой игре есть свои правила. Таким образом, игра отделена от повседневной жизни местом действия и продолжительностью. Она исполняется в определенном пространстве и времени. Каждая игра происходит в своем собственном пространстве, которое обозначено, будь то материальное или идеальное, сознательное или спонтанное.

Классификация детских игр - Концепция игр

Концепция игр

Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» пишет: «Слова «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово «игра» используется в смысле развлечения, в переносном смысле, например, «играть с огнем», и в смысле чего-то необычного — «игра природы» или случайного — «игра судьбы». Слово «играть» употребляется в смысле развлечения, исполнения какого-либо произведения и роли в пьесе, в переносном смысле притворства — «играть комедию» или раздражающего действия — «играть на нервах»; занимать какое-либо положение — «играть главную роль»; рисковать чем-либо — «играть жизнью»; относиться к чему-либо легкомысленно — «играть с огнем», «играть с людьми»; проявляться в особой живости, блеске — «солнце играет на воде», «волна играет».

В детстве игра служит для обучения, общения, развития определенных практических навыков. Игра играет важную роль в жизни ребенка. Игра — это очень широкое понятие, и в зависимости от того, какой смысл в него вкладывается, какие игры имеются в виду, определяется правильное отношение к игре. Игра заполняет большую часть человеческой жизни — от младенчества до старости. Многие игры остаются и навсегда входят в жизнь взрослых. «Шахматы, футбол, бильярд, крокет и многие другие игры возносятся на Олимп великих традиций вечности. Игра — это детское занятие, причем очень сложное. В самом раннем возрасте ребенок преимущественно играет. К школьному возрасту работа очень важна, но в это время ребенок по-прежнему много и с удовольствием играет. Игра дает ребенку радость победы или радость эстетики. Ведущую роль в развитии психики ребенка и вообще в его жизни играет его собственная деятельность. Психика не только проявляется в деятельности, но и формируется в ней. Смена возраста в формировании психики происходит под влиянием появления новой ведущей деятельности. Во время этой деятельности, в любом возрасте, происходят самые важные изменения в познании, чувствах, воле и характере личности ребенка. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в ходе которой происходят качественные изменения в психике ребенка, формируются основные психические процессы и свойства личности, возникают психологические новообразования, характерные для определенного возраста.

Это не означает, что после определенного возраста ребенок будет заниматься только одним видом деятельности.

Сущность игры как направляющей деятельности заключается в том, что в ней дети осмысливают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений со взрослыми, уточняют свои знания об окружающей действительности. Большое значение игровой деятельности для развития мотивационной сферы ребенка, осознанного желания учиться. Обращая внимание на эту особенность игры, Д. Б. Эльконин пишет: «Ценность игры не ограничивается тем, что ребенок усваивает новые содержательные мотивы действий и связанные с ними проблемы. Принципиально важно то, что в игре появляется новая психологическая форма мотивов. Происходит переход от мотивов, принимающих форму бессознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, принимающим форму обобщенных намерений, находящихся на грани сознания. Конечно, другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в одном другом виде деятельности социальные функции и смысл человеческой деятельности не подчеркиваются так эффективно, как в игре». Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшим потенциалом для формирования детского общества. Как никакой другой вид деятельности, он позволяет детям самостоятельно формировать те или иные формы общения. В игре создается благоприятная среда для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. В игре развивается способность ребенка генерировать и мысленно преобразовывать обобщенные типичные образы. Игра создает, так сказать, «зону следующего развития». Л.С.Выготский писал, что в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он находится в игре как бы вверх ногами.

Основанная на исследованиях в области образования, игра является:

  • особое отношение ребенка к миру;
  • особая деятельность ребенка, которая изменяется и разворачивается по мере его субъективной активности;
  • социально созданная, навязанная и интернализованная деятельность (или отношение к миру) ребенка;
  • специфическое содержание ассимиляции (или ассимилированное содержание);
  • Деятельность, в процессе которой усваивается разнообразное содержание и развивается психика ребенка;
  • социально-педагогическая форма организации всей жизни детей.

Можно долго говорить об этой игре, и мы рассмотрели большое количество различных мнений, но, как сказал один физик, понимание атома — это детская игра по сравнению с пониманием детской игры.

Теории игр

К концу двадцатого века появилось так много концепций игры и в таком разнообразии, что их можно каким-то образом систематизировать. Основой могут быть, например, ведущие факторы, на которые опирается тот или иной теоретик при объяснении происхождения и функций игры.

Были получены следующие группы теорий игр:

  1. теории, объясняющие игру в основном на основе биологических (биопсихологических) факторов.
  2. теории, основанные на психологических факторах.
  3. теории, дающие социологическую, в основном социально-психологическую интерпретацию игры.
  4. синтетические теории, учитывающие различные факторы.

Начало развития теории игр обычно связывают с именами таких мыслителей, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Развивая свои философские, психологические и, прежде всего, эстетические взгляды, они коснулись игры как одного из самых распространенных явлений жизни и связали происхождение игры с происхождением искусства.

Для Шиллера игра — это скорее удовольствие, связанное с проявлением избытка жизненных сил, свободного от внешней необходимости: «Предмет побуждения к игре, представленный в общей схеме, можно назвать живым образом, термином, который служит для обозначения всех эстетических качеств явления, словом, всего того, что называется красотой в самом широком смысле этого слова». Для Шиллера игра — это эстетическая деятельность. Избыток сил, свободный от внешних потребностей, является лишь одним из условий для возникновения эстетического удовольствия, которое, по мнению Шиллера, доставляет игра. Введение Шиллером понятия удовольствия как общей черты эстетической и игровой деятельности повлияло на дальнейшее развитие проблемы игры.

По мнению Спенсера, игра — это своего рода упражнение, которое «приносит удовольствие» и поэтому, согласно универсальному психологическому закону удовольствия, благотворно влияет на организм. По его мнению, высшие животные и человек, благодаря лучшей адаптации, обладают избытком энергии, которая не тратится на физическое существование. Все органы животных и человека являются чисто утилитарными, служащими либо выживанию, либо размножению.

Как таковые, они инстинктивно требуют постоянного обучения. Однако не все органы используются одновременно. Вывод таков: если стремление к разрядке энергии не встречает внешнего стимула к реальной деятельности, то возникает имитация этой деятельности, из которой, по мнению автора, и возникает игра во всех ее формах. Как правило, в игре воспроизводятся те виды деятельности, которые наиболее важны для поддержания жизни индивида. Именно в игре проявляются основные инстинкты: «Какой бы ни была игра, удовольствие от нее заключается в достижении победы, в торжестве над врагом». Эта победа эквивалентна успеху в борьбе за существование, и находит удовлетворение в победе в игре в шахматы, за неимением победы более грубого рода.»

В книге «Реализация инстинктов» Спенсер устанавливает природу игры как состязательной игры, конкурентной игры. Он также распространяет физиологию игры на искусство: Игра — это тренировка «низших» способностей; эстетическая деятельность — «высших» (слух, зрение), гимнастика нервной системы, гигиена ума. Г. Спенсер не уделяет игре слишком много места и не занимается специально созданием теории игры. Он формулирует свои взгляды на игру так: «Деятельность, называемая игрой, связана с эстетической деятельностью одной общей чертой, а именно тем, что ни первая, ни вторая ни в коей мере не способствуют процессам, которые служат жизни».

Для Спенсера разница между игрой и эстетической деятельностью заключается лишь в том, что низшие способности выражаются в игре, а высшие — в эстетической деятельности. Вышеизложенные замечания не являются систематическим изложением теории игры. Они лишь; заложили традицию рассмотрения природы игры в контексте возникновения эстетической деятельности. Согласно Спенсеру, игра биологически абсолютно бесполезна и бесцельна; она возникает там, где серьезная жизнь не нужна или не может иметь места. Причиной игры, по мнению Спенсера, является накопление неиспользованной жизненной энергии; эта энергия ищет выхода, по крайней мере, в бесцельной деятельности, которой является игра.

Ближе всех к пониманию происхождения игры подошел В. Вундт. Однако он также был склонен рассматривать удовольствие как источник игры. «Игра — это дитя работы», — писал он. — Нет такой пьесы, которая не имела бы прототипа в одной из форм серьезной работы, которая всегда предшествует ей и является временем и сутью. Необходимость существования заставляет человека работать. И в ней он постепенно учится ценить активность своих сил как источник удовольствия. Игра, продолжает Вундт, «тем самым упраздняет полезную цель труда, а следовательно, делает целью приятный результат, который сопровождает труд.

Если Г. Спенсер рассматривал человеческую игру с биологической точки зрения, то Вундт включает ее в социально-исторический аспект. Игра в человеке — это такое новое порождение человеческой деятельности, в котором высвечивается ее социальная, собственно человеческая сущность — ее задачи и нормы взаимоотношений между людьми. Игра многомерна, в ней органично сочетаются и сосуществуют ценностные, эмоциональные, волевые, интеллектуальные и деятельностные «измерения», реализуемые через игровую деятельность, игровое сознание и игровые отношения.

Далее рассмотрим концепцию игры В. Штерна. Давая определение игре, Штерн пишет: «Свободная, самоопределяющаяся деятельность — вот как мы должны определить ее, если хотим охарактеризовать состояние сознания, которое существует в игре. Эта деятельность является самоцелью, то есть она полностью удовлетворена собой и не направлена на достижение каких-либо целей, лежащих вне ее. Цель игры в сознании играющего достигается и исчерпывается, когда игра заканчивается». Стерн видит специфику игры в отсутствии внешней цели игры и в ее специфическом отношении к реальности; фантазии, с точки зрения отношений к реальности, являются промежуточными формами между полным переплетением субъективной и объективной реальности и полным осознанием видимости, иллюзии.

Классификация детских игр

Сложность классификации игр заключается в том, что, как и любой культурный феномен, они испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса каждой новой формации, идеологии различных социальных групп. Элемент игры присутствует буквально во всех видах человеческой деятельности. Сложность классификации игр обусловлена еще и тем, что они отличаются друг от друга не только формальной моделью, набором правил и количественных показателей, но и, что самое главное, своими целями. Игры с одинаковыми правилами и одинаковой информационной базой могут быть очень разными, потому что они используются для разных целей: в одном случае для анализа функционирования системы, в другом — для обучения детей, в третьем — как тренировка для принятия решений в смоделированных ситуациях, в четвертом — для развлечения и так далее.

Детские игры за весь период советского воспитания не были собраны, не обобщены, то есть не классифицированы. Известный психолог А.Н. Леонтьев был прав, когда утверждал, что для того, чтобы подойти к анализу специфической игровой деятельности ребенка, нужно идти по пути не формального перечисления игр, в которые он играет, а проникнуть в их реальную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры предстанет перед нами в своем истинном внутреннем содержании.

Универсальная интрига любой игры — это победа над собой: физически, духовно, интеллектуально, творчески, во всем. Радость в процессе (иногда в результате) победы над собой в этом мире. Ни один детский успех не сравнится с этим, вот почему игры так популярны среди детей. Они динамически фокусируются: на процессах жизни: стремление к желаемому (перспектива игры), бегство от мыслей, расслабление мышц, слияние с ритмами природы, «азартные игры» и т.д. Для большинства игр характерны четыре основные черты: свободная развивающая деятельность, осуществляемая только по желанию ребенка, получение удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от ее результата (процессуальное удовольствие); творческий, явно импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); эмоциональное повышение активности, соревнование, соперничество, конкуренция, влечение и т.д. (чувственный характер игры, «эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Классификация игр — это создание порядка игр, подчиненного их назначению, с учетом основных и общих признаков, а также закономерных связей между ними. Классификация предназначена для того, чтобы можно было ориентироваться в их многообразии с целью предоставления точной информации о них. В центре внимания любой классификации находятся видовые характеристики объекта. Виды — видимые. Вид — это одна из таксономических категорий. Иногда он соотносится с рангом, классом, группой: вид обращает внимание на главное отличие данного объекта от других. Вид включает в себя разновидность, вариант вида. Тип — это образец, форма чего-либо, единица классификации, группа предметов, явлений, объединенных внешними или внутренними признаками, эталон свойств объекта. Тип — это обобщенный образ, в данном случае игра. Термин (категория) «класс» относится к понятию «классификация». Класс — это совокупность, группа предметов и явлений с общими характеристиками, уровнями, от которых зависит положение объекта среди подобных, система соподчиненных явлений; нечто устоявшееся, «классическое», общепринятое, в соответствии с чем производится классификация. На наш взгляд, наиболее логичным для классификации феномена игры является термин «вид», поскольку он отражает сущность игры и включает в себя типы, образцы и формы.

Мы будем ссылаться только на двух авторов — K. Гросс и А. Гомм. К. Гросс делит явления игры на четыре группы: Борьба, Любовь, Имитация, Социум. Группировка игр по этим типам основана на разнородных критериях, в первую очередь на идее социальной активности. Английский исследователь игр А. Гомм делит все игры на две группы: драматические игры и игры, основанные на «умении и удаче». В работе А. Гомма драматические игры имеют пять горизонтальных методов проектирования: линейный, круговой, дуговой, спиральный и произвольный. По вертикали она делит пьесы на 25 рубрик: Свадебные игры; игры на ухаживание и любовь; игры «Крепость»; похоронные игры; игры на ферму; торговые игры; религиозные игры; игры-табу; игры на природе; игры-угадайки; игры с ведьмами; игры-жертвы; имитация спорта; имитация животных; игры с ведьмами и похищением детей; рыбалка; выбивание масла; угадывание; борьба и рыцарские игры; игры с пением и танцами; игры-прятки; шашки; жонглеры; потешки; игры с мячом. Эта классификация дана вне всякой логики.

В литературе советского периода классификация игр была сделана в начале 1930-х годов В. Всеволодским-Гернгроссом, который разделил весь мир игровых явлений на три основных формальных типа, каждый из которых затрагивает определенную категорию социальной практики: драматические, спортивные и орнаментальные игры. Кроме того, он представляет еще три промежуточных типа: атлетико-драматический, орнаментально-драматический и атлетико-орнаментальный, которые он считает наиболее распространенными играми. В своем сборнике «Игры народов СССР» Гернгросс по существу классифицирует народные игры, то есть игры крестьянства и «угнетенных царским правительством народов», в том классово недифференцированном составе, в котором их понимала буржуазная этнография. Классовый подход Хернгросса является научно наивным. Таким образом, он делит драматические пьесы на:

  1. Производственные игры: Охота и рыболовство, животноводство и птицеводство, сельское хозяйство;
  2. бытовые игры: общественные (война, власть, торговля, школа и т.д.) и семейные;
  3. декоративные игры;
  4. Спортивные игры: простые соревнования, соревнования с одним предметом.

Я. Корчак в своей книге «Как любить ребенка» излагает свое представление о видах игр, выделяя хороводные игры, спокойные игры, игры для проверки сил и знаний. М.С. Коган различает «игры как таковые» (прятки, лапта) и «художественные игры».

Лучший систематический подход к классификации игр принадлежит Е. И. Добринской и Е. В. Соколов, которые классифицируют игры «по содержательному признаку» (военные, спортивные, художественные, экономические, политические); «по составу и количеству участников» (детские, взрослые, индивидуально; в парах, групповые); «по тому, какие навыки они открывают и тренируют» (физические, интеллектуальные, соревновательные, творческие и т.д.). Эти авторы различают игры «в соответствии с их основной; ориентацией». Они также относят оборудование для детских площадок к особому виду технических игр. Наконец, Добринская и Соколов также выделяют игровые методы обучения.

Существует множество попыток классифицировать игры. Большинство из них либо интуитивно понятны, либо сделаны на специально собранном материале игр. «В педагогической литературе принято различать: Предметные игры, повествовательные игры, подвижные игры и дидактические игры. Сюжетные игры, в свою очередь, делятся на ролевые игры, «режиссерские» игры и драматургические игры». Этот подход явно не охватывает всего богатства игровой практики; он давно устарел.

Можно принять за аксиому общепринятый подход, согласно которому все игры, в которые играют дети и взрослые, делятся на две, а с нашей точки зрения, на три основные группы:

  1. игры с готовыми «жесткими» правилами.
  2. «Бесплатные» игры, правила которых определяются в ходе игровых действий.
  3. игры, где есть как элемент свободной игры, так и правила, которые принимаются как условие игры и появляются по ходу игры.

Игра как средство развития творческих способностей человека

Игра имеет особое значение в жизни ребенка, она имеет тот же смысл, что и деятельность взрослого человека, работа, … Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому формирование будущего «человека» происходит, прежде всего — в игре. И вся история личности как актера и работника может быть представлена в развитии игры и в ее постепенном переходе к работе. В детстве рождается своя культура бытия. Значение игровой деятельности в культуре можно понять из необходимости воспроизведения отношений человека с реальным миром, которые он не может осуществить в реальной ситуации, из необходимости общения и обмена деятельностью и эмоциями.

Игра имеет процессуальный и переходный характер, ее цель — изменение личности. Игра — это средство адаптации к культуре. Это готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней, прежде всего, ребенок учится быть человеком. Игра — это нечто принципиально отличное от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не позволяет слиться с объектом подражания, сохраняет определенную дистанцию по отношению к нему. Дети, играющие в войну, очарованы, они верят, что «это так», что идет битва, и в то же время знают, что «это не так», здесь никого не убивают. Подражая чему-то прекрасному, возвышенному, опасному, тому, что отличается от того, что его окружает, ребенок никогда не теряет из виду «обычную реальность». Игра и воображение неразделимы. По мнению Л.С. Выготского, игра является «общим корнем» художественной деятельности ребенка. Дети всегда стремятся сочинять; сочинение — это такая же деятельность воображения, как и игра. Игра служит для овладения миром. Позже этот способ освоения мира превращается в обучение, хотя игра не исчезает полностью из жизни подростка. Игра обладает качествами, которые непосредственно обращены к основным характеристикам человека; она функционирует как своего рода заменитель реальной ситуации, как истинно человеческая деятельность. Игра возникает с необходимостью в определенный период развития человека, и она напрямую связана с задачами воспитания целостной личности.

Мир игры — это результат воображения, к такому выводу пришел Гросс в своем исследовании детской игры. Эльконин, в отличие от Гросса, считает, что фантазийный элемент в любой игре не изолирует друг от друга творческую и адаптивную функции игры, а скорее объединяет их и требует от ребенка активной эмоциональной реакции на окружающий мир. Фантазия не только присутствует в игре, она создает игру, она является основным механизмом трансформации реальности в мир игры.

Способность к игре и потребность в ней лежат в экзистенциальной природе познающего человека, который активно пропускает окружающий его мир через призму своих субъективных восприятий и фантазий, через мир собственного воображения, порождая различные формы игры. Человек играющий — это человек, который создает свой собственный мир, и, следовательно, человек творящий. Когда человек творит, если верить Н. Бердяеву, он становится существом, подобным Богу.

Человек — великое чудо творения, он создан «по образу и подобию Божию», то есть свободно сотворен, в нем, как в зеркале, отражается весь мир, вернее, он сам есть весь мир, образец всего, что создано «издревле». «Человек — это микрокосм, в нем дана разгадка тайны бытия — макрокосма. Поэтому тот, кто хочет понять мир, должен понять человека, считает Бердяев. Игра не равнодушна к творчеству и не отгораживается от него. Не все, что создано человеческим гением, можно назвать игрой, но все, что создано человеком, является результатом его творческих усилий. Игра питает все остальные сферы бытия, но не создает их.

Человек способен играть и испытывает потребность в игре в силу рефлексивной природы своего сознания, которая проявляется прежде всего в воображении. Согласно традиционному пониманию, сложившемуся в психологии и философии в начале нашего века, воображение — это способность создавать новые образы (а также воспроизводить образы, хранящиеся в памяти). Маленькая девочка, играя с куклой, воображает себя мамой, прекрасно понимая, что все ее действия «понарошку». Эльконин блестяще описал это разделение мира на «понарошку» и «для удовольствия» и делает вывод, что там, где «понарошку» игры не существует, она существует: — Там, где она есть, она «понарошку».

Играющая девочка воспроизводит материнские функции, воображая, фантазируя, создавая образ матери. Она создает свой собственный мир игры. То же самое относится и к актерскому мастерству. Результатом сознательного удвоения мира является также удвоение личности. «Животное не знает фантазийной игры как общения с возможностями; оно не играет, обращаясь к воображаемым видимостям». Человек, как мыслящее и творящее существо, является единственным субъектом игровой деятельности, игрового сознания и игровых отношений.

Котенок, который играет с бантиком, и котенок, который лижет молоко, — это один и тот же котенок. Ребенок, уныло ковыряющий ложкой манную кашу, и ребенок, оседлавший палку и воображающий себя лихим скакуном, — это два разных ребенка. Животное не играет в полном смысле этого слова. На наш взгляд, здесь целесообразно говорить не о существовании игры в ее истинном воплощении, в ее конкретности и самобытности, а о некоторых зачатках игры, или, лучше сказать, ее предпосылках, подобно тому, как мы говорим о предпосылках сознания в животном мире в виде высокоорганизованной психики.

Вероятно, подобно тому, как психические процессы у животных в ходе эволюции превращаются в мыслительную деятельность человека, его игровое поведение развивается в оригинальное, целостное, качественно определенное явление — игру. Человек, наделенный воображением, — это уже совокупность людей в одном лице, он — возможность игры, потому что только он обладает способностью превращать возможное в действительное и делать невозможное возможным. Без чувств невозможно познать истину. В своей субъективной реальности игра определяется ее отношением к эмоциональности.

Игра в первую очередь служит потребностям чувства, поэтому дети часто легко разрушают то, что создали в процессе игры (замки из кубиков, сшитые кукольные костюмы и т.д.): вещи сами по себе, которые их не интересуют. И взрослые, и дети не могут «терпеть», когда кто-то начинает «баловаться» во время игры, вместо того, чтобы «серьезно» относиться к тому, что он делает. Отношение серьезности в игре полностью определяется интересами чувства — и в этом оно отличается от серьезности, которая сопровождает все остальные сферы бытия — работу, любовь, смерть и т.д. Игривая серьезность — это глубина чувств и переживаний, момент подлинности созерцаемого бытия. Игра как процесс и состояние души связана с удовольствием в его чувственно-эмоциональной сущности. Игра — это такое удовольствие, которое доступно каждому; игры, как и удовольствия, могут быть «плохими» и «хорошими»; приносить добро и зло, учить, лечить душу, помогать, но могут и причинять неприятности, калечить; каждый выбирает свои игры, и выбор определяется многими факторами. Неизменной осталась только цель игры в удовольствие. Не бывает игры без удовольствия, а удовольствие без игры вполне возможно.

Может быть, потому, что нам жаль отделять себя от детства, в котором игра органична и естественна, в котором она является основным способом присвоения мира, почему, собственно, и возникает ролевая игра, которую ребенок примеряет на свою будущую жизнь? Существует ли вообще это разделение на детство и недетство в пределах смысла бытия определенных явлений? Почему гении человечества часто похожи на детей в своем поведении и мировоззрении? Не потому ли, что они «могут» и не боятся играть?

Все согласятся, что ребенок, который не играет, — это нонсенс, аномалия, а не норма, то, что настораживает родителей, педагогов и врачей.

Детство — это не только и не столько подготовка к взрослой жизни, сколько первозданный и самоценный феномен, настоящее бытие, настоящая жизнь, которая может быть гораздо более значимой, чем вся последующая жизнь. Детская игра чрезвычайно содержательна, разнообразна, она составляет основное содержание жизни ребенка. А что составляет содержание игры? — Жизнь, во всем ее многообразии и проявлениях. Это взаимопроникновение игры и жизни, их взаимозависимость, характеризует не только детскую игру, но и игру вообще.

В контексте детства, однако, игра более полно и ярко осознается и проявляется, «определяется». Интересно рассмотреть игру с точки зрения философского понимания детства. Мир детства — это мир глубоких переживаний, сильных эмоций, всепоглощающих чувств. Детство — это интуитивное постижение правды жизни, его глубокий онтологический смысл — это безграничная подлинность. Как же эта подлинность сочетается с условностью игры, которую мы назвали неотъемлемой частью детства? Нет ли здесь противоречия? Конечно, есть, и это парадокс, который лишь выявляет глубинные моменты единства парадоксальных явлений — в нашем случае подлинности, искренности детства, и условности, воображаемого мира игры. Состояние игры является для ребенка именно моментом подлинности. Игра сохраняет и защищает подлинность, искренность, наивность от жестокой лжи повседневной жизни. Поскольку это игра воображения, она никогда не бывает ложной, так как ложь невозможна там, где сначала есть видимость, которая не выдается за реальность, а существует сама по себе. Ведь ложь предполагает подмену одного явления, реального, другим, ложным; игра не подменяет реальность, она существует вместе с ней.

Игра так же искренна, как ребенок, и, наверное, поэтому они так хорошо «ладят» и так органично соединяются — ребенок и игра. Ребенка «бросают» в чужой и непонятный для него мир, часто пугающий и невероятно большой, но интересный. Интерес и попытка приблизить этот мир к себе толкает ребенка к адаптивной деятельности, созданию своего условного мира. Условность игры и подлинность детского восприятия мира органично дополняют друг друга; возможно, именно поэтому игра навсегда сохраняет подлинность чувств, которые являются источником радости.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Пути формирования игрового коллектива, проявление индивидуальных особенностей детей в развитии игры
  2. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников
  3. Проблема раннего обучения: за и против
  4. Методика преподавания русского языка
  5. Образование как общечеловеческая ценность
  6. Логопедический массаж в коррекции дизартрии
  7. Сравнительная педагогика
  8. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков
  9. Особенности обучению рисованию детей 5-7 лет через игровую деятельность
  10. Нарушение лексики у детей с ОНР