Для связи в whatsapp +905441085890

Классы как историческая реальность — Историческая реальность

Историческая реальность

Выясняя свое место в социальной структуре общества, отно­шение к исполняемой социальной роли, человек неизбежно за­думывается о границах свободного действия, о смысле собствен­ного существования. Решение этих вопросов выходит за рамки «наличного» состояния общества, социальной статики.

Как правило, свое наличное бытие человек всегда соразмеряет с воз­можным, желаемым, должным, с образом «потребного будуще­го» . Прочность человеческого жизненного мира зависит также от степени «обоснованности» его жизненных устоев прошлым, опытом предков.

Свобода человека, способность его быть causa sui — причиной самого себя — определяется тем, как человек отвечает на вопросы: откуда он? кто он? куда он идет? Свобода предполагает способность проектировать свое будущее, отвечать за свое прошлое, быть автором своих поступков в настоящем.

Другими словами, свобода неотделима от понятия времени, сво­бода проецирует себя на человеческую историю.

История и есть та совершенно особая реальность, которая неотделима от «деяний человека» и одновременно не исклю­чает влияние природных факторов, не зависящих от челове­ка; предполагает существование законов, «не проходящих че­рез сознание» людей.

Как уже было показано, жизнь общества испытывает вли­яние природных условий (климата, рельефа местности, почвы и т.п.). Биологические (половые, возрастные, расовые) разли­чия между людьми также играют определенную роль в исто­рических событиях. Нельзя отменить и действие экономичес­ких законов.

Из наличного эмпири­ческого материала истории извлекается некий «привилегиро­ванный» фактор, который затем возводится в ранг субстанции исторических изменений.

Одной из таких концепций является концепция «природы» человека французских просветителей XVIII века. Неизменная природа человека (стремление к счастью, к самосохранению, спо­собность мыслить и т.п.) лежит в основе всех исторических из­менений.

Все типы общественных отношений колеблются вок­руг этой «субстанции» истории, то искажая ее, то приближаясь к ней. Правильно понятая природа человека становится основой переустройства общества. Ш. Монтескье видел «субстанцию» ис­тории в физических предпосылках существования человека — в климате, почве, географическом положении. Ип.Тэн главные причины движения истории усматривал в различии расы, сре­ды, эпохи. Различные комбинации этих трех факторов могут объяснить любое историческое событие.

Классы как историческая реальность - Историческая реальность

Классы как историческая реальность

Определение 1

Социальные классы – это широкие группы людей, которые принадлежат к одним и тем же обществам, кардинально отличаются по их месту и роли в системе общественного производства и распределения материальных и духовных благ.

Понятие социальных классов было сформулировано в рамках диалектического материализма К. Марксом, а позже развито и доработано В.И.

Ленином, однако согласно высказываниям самого Маркса, классы представляют собой не некую абстрактную категорию, созданную в рамках философского учения, а реальность истории, которая не только возникла, но и была изучена и описана задолго до самого Маркса в трудах буржуазных историков и отцов политэкономии.

В.И. Ленин в качестве фундаментальных выделял четыре признака класса:

  • исторически закрепленное место в системе производства,
  • отношение к средствам производства,
  • роль в организации труда,
  • способ получения произведенных благ.

Наиболее важным и определяющим из них безусловно является отношение людей к средствам производство.

Согласно данному признаку люди могут быть разделены на две группы – тех, кто владеет собственностью на средства производства и тех, кто не имея собственности вынужден продавать свой труд. Первый класс традиционно обозначается как эксплуататорский.

Его члены вынуждены продавать свой труд, ради получения доступа к благам и результатам производственной деятельности, при этом получаемые в качестве компенсации блага всегда меньше затраченных для их производства усилий и самого произведенного продукта.

Генезис классов

Вопросы происхождения классов рассматривались Ф. Энгельсом. Философ выделял два основных пути:

  • эволюционный,
  • насильственный.

Эволюционный путь представляет собой длительный процесс выделения из монолитной родовой общины эксплуататорского класса. Первоначально, в первобытном обществе, права на средства производства не принадлежат никому (согласно представлениям первобытных людей лес, животные, рыба и т.д.не могут принадлежать кому-либо из людей, они принадлежат сами себе), либо закреплены за общиной. При этом в процесс общественного производства вовлечены все его члены, а полученный продукт распределяется между ними более-менее равномерно, исходя из логики выживания самой общины.

Однако по мере совершенствования средств производства начинает как прирастать получаемый продукт, так и число самих членов общины что с одной стороны требует формирования специальных органов для более эффективного управления общиной, регуляции ее взаимоотношений с соседями и т.д., а с другой стороны возникает излишек произведенных благ, который позволяет освободить эти «административные» кадры от непосредственного участия в процессе производства.

Постепенно за управляющими лицами закрепляется особый статус, который они стремятся сохранить и передать потомкам, расширяется сеть политических инструментов и лиц вовлеченных в их осуществлении (например, при племенном вожде формируется военная элита), которые затем присваивают себе право собственности на средства производства, отнимая их у общины и составляют эксплуататорский класс, в то время как сами общинники становятся эксплуатируемыми.

Насильственный путь связан с ведением военных действий общины против других обществ, которые в случае их успешности приводят к резкому возрастанию материального благополучия общества, что позволяет ему расширить число лиц, занятых в общественном производстве.

При этом тяготы производительного труда начинают перекладываться с общинников на лиц имеющих подневольный статус – рабов, которые захватываются в самих военных действиях.

Аналогичным образом общинники становятся эксплуататорским классом, а рабы эксплуатируемым, при этом они одновременно представляют собой также и средства производства, на которые распространяется право собственности общинников.

Классы в рамках формационного подхода

Представления о социальных классах формировались не сами по себе, а в рамках формационного подхода к историческому процессу и развитию общества.

Согласно положениям формационного подхода исторический процесс совершается не хаотически из отдельных и случайных событий, а закономерно, подчиняясь диалектической логике развития общества и общественных отношений, при этом развитие общества происходит в направлении прогресса, от наиболее примитивных форм его существования к наиболее развитым.

Сами формы существования представлены общественно-экономическими формациями, как историческими образованиями, предполагающими специфические способы производства и производственных отношений.

В рамках формации выделяется базис и надстройка.

Базис формации составляют сами средства производства, производственные отношения и производительный труд, в то время как надстройка представлена государством, политическими и административными органами.

Всего было выделено пять формаций:

  • первобытнообщинная,
  • рабовладельческая,
  • феодальная,
  • капиталистическая,
  • коммунистическая.

С точки зрения взаимоотношений между классами формации были разделены на антагонистические и неантагонистические.

В антагонистических формациях происходит борьба между классами связанная с производственными отношениями и распределением благ, в неантагонистических формациях (первобытнообщинной и коммунистической), в силу отсутствия отношений собственности сами классы не существуют, а потому нет и общественных противоречий.

В рабовладельческой формации эксплуатирующим классом выступали рабовладельцы, а эксплуатируемым – рабы, в феодальном – феодалы и крестьяне, в капиталистическом – буржуазия и пролетариат.

При этом классовая борьба является главным источником развития общества, стимулируемая развитием средств производства, она ведет к смене общественно-экономических отношений и установлению нового более эффективного уклада и типа общества.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
  2. Экономические идеи древнеримских мыслителей
  3. Право как элемент духовной структуры общества
  4. Причинность и целесообразность
  5. Философия неоконсерватизма
  6. Теория истины
  7. Значение философии в жизни человека — Философское понимание мира, его основных типов и способов
  8. Теория революционного преобразования общества
  9. «Москва — третий Рим» (Филофей) — Суть концепции
  10. Гуманистическая концепция человека