Для связи в whatsapp +905441085890

Коллективная творческая деятельность как средство формирования взаимодействия младших школьников — традиции коллективистского воспитания школьников

Демократические изменения в обществе, динамика окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики ставят на первое место индивидуальность и неповторимость человека, его способность взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от лидера до креативного, творческого.

Все это предъявляет особые требования к молодому поколению: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Младший школьный возраст заслуживает особого внимания, так как в этот период формирования личности ребенка еще больше расширяется диапазон совместных действий с другими людьми, развиваются такие личностные качества, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, жизненные ценности и установки, которые в целом определяют его поведение в различных условиях жизнедеятельности.

Для расширения диапазона требуются специальные педагогические меры. Такие условия создаются для классного руководителя и его учеников методом коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которого является коллективная творческая работа (КТД).

КТД — это такое взаимодействие взрослых и детей, которое основано на коллективной организации деятельности, коллективном творчестве участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.

Концепция коллективного творчества была введена в середине 60-х годов. И.П. Иванов продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его преемником. Изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества» учителя считают академика И.П. Иванова.

Коллективная творческая деятельность является основным структурным компонентом метода коллективного творческого воспитания и позволяет создать в школе широкое творческое игровое поле, которое заключается в том, что каждый участник находится в ситуации придумывания, сочинения, фантазирования, т.е. создает что-то новое.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают много нового друг о друге.

В процессе совместной работы также происходит взаимодействие людей разных возрастов. В процессе планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организационный опыт, каждый может внести свою идею, предложить новый ход действий, взять на себя определенный этап коллективной творческой работы.

В настоящее время сотни тысяч учителей работают по методу И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широкому кругу педагогов. Дети и учителя с энтузиазмом «играют» в защиту фантастических проектов, заводов, ЧТПЗ (попеременно традиционных заданий), потому что все это делается не по приказу других, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Коллективная творческая деятельность как средство формирования взаимодействия младших школьников

Традиции коллективистского воспитания школьников

Истоком ориентации на ведущую роль коллектива стала интерпретация извечного стремления людей к сотрудничеству и различным формам объединения.

История показывает, что люди, объединившись под своей властью, решали повседневные проблемы успешнее, чем в одиночку — или вынужденно — под руководством правителей (войны, основание производств и т.д.). Даже образование, со времен Я.А. Коменского в Европе и Петра I в России, становится насильственным актом объединения, тогда как единственное, что характерно для добровольного объединения — это совместные действия. Однако ни первый, ни второй признаки ассоциации не являются чертами коллективизма.

Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны в советской педагогике А.С. Макаренко и Н.К. Крупской. Необходимость коллективистского воспитания они связывают с реализацией целевых установок общества на формирование у учащихся коллективистских качеств, умения работать и жить вместе, подчинения личных интересов общественным.

Провозглашенный А. С. Макаренко принцип воспитания в коллективе, для коллектива и коллективом стал руководящим принципом коммунистического воспитания.

A. С. Макаренко считал коллектив органической частью общества и рассматривал его как основной инструмент воспитания. Основная система нравственных отношений личности формируется в условиях коллектива. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов социально значимой коллективной деятельности и отношений. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А.С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания — она не объект воспитательного воздействия, а его носитель — субъект, но субъект становится им, выражая лишь интересы всего коллектива».

Творческое развитие идей А.С. Макаренко сохранилось в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика.

В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы, по мнению В.А. Сухомлинского, составляют основу полноценной, осмысленной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая» сила коллектива помогает человеку преодолеть черты эгоизма и равнодушия, занять гражданскую позицию, осуществлять творческую, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.

Проблема нравственного развития школьников в коллективе отражена в работе Т.Е. Конниковой. Она показала, что коллектив влияет на ребенка в той степени, в какой ребенок активен. Необходимым условием формирования гуманистических отношений она считала участие детей в деятельности на благо других, сотрудничество с другими группами ради общей цели, совместное преодоление трудностей и переживание общих достижений.

Работы Л.И. Новиковой раскрывают сущность детского коллектива, поэтому объектом внимания должна стать вся система множественных отношений детей в коллективе и положение каждого ребенка в нем.

Гуманизация образования в 80-90-е годы потребовала разработки новых подходов к коллективному воспитанию с позиций личностно-ориентированной педагогики.

Современная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает не только качественное обновление, но и возможность сохранения положительных элементов, зарекомендовавших себя на практике. Новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, творчески использующая конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. Новая концепция отражает идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации человека в коллективной деятельности и отношениях.

Идеи «общности» коллектива, объединяющего детей разного возраста и взрослых, естественной передачи жизненного опыта, традиций, ценностей (В.А. Караковский, Н.Л. Зеливанова), коллективного сотрудничества, развития личности.

Особенности проектирования взаимодействия студентов в коллективе (И.П. Иванов)

Многие проблемы в образовании сегодня связаны с тем, что учителя считают ученика главным объектом воздействия и педагогических усилий. Гуманистическая педагогика переносит акцент с личности ученика на своеобразную систему подготовки учителя к тому, чтобы самому стать личностью и через эту личность влиять на своих учеников.

Образование есть по существу самообразование», — писал Л.С. Выготский в 1920-х годах. Репетитор не может произвольно сделать ребенка лучше или хуже. Он может лишь в какой-то степени создать условия, благодаря которым ребенок захочет (или не захочет) стать тем или иным.

С научной точки зрения невозможно, чтобы один учил другого. Объектом «влияния» педагога должен быть не сам ребенок, его характеристики (качества) или даже его поведение, а условия, в которых он существует: его среда, его окружение, его межличностные отношения, его деятельность. Именно внутреннее эмоциональное состояние ребенка, его отношение к себе, его жизненный опыт и склонности формируют такую психическую единицу, как «Я-концепция» (самосознание). Она также определяет поведение субъекта, тактику жизни, способ существования».

Поэтому воспитание, как самое общее определение, — это искусство мотивировать ребенка к нравственному, социально ценному поведению, то есть пробудить в нем желание «быть хорошим», нравиться другим, быть полноценным членом общества. Точнее, воспитание — это искусство культивировать в ребенке нравственное отношение к себе и к обществу. А это возможно только тогда, когда человек общается с другим человеком.

Руководящим принципом педагогики сотрудничества является необходимость творческого подхода для всех — как для учеников, так и для учителей. Это становится возможным, когда мы меняем подход к образованию в целом: не внешние воздействия формируют личность, а незаметное создание условий, побуждающих к действию и пробуждающих творческие способности, заложенные в каждом ученике.

Игорь Петрович Иванов продолжил педагогическое наследие Макаренко и стал его преемником. Академик И.П. Иванов считается среди педагогов изобретателем метода КТД, создателем педагогики, которую называют «педагогикой сотрудничества», «коллективным творческим воспитанием», «воспитанием по Иванову».

Более того, И.П. Иванов по праву считается инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 году он основал в Ленинграде творческую группу педагогов — Союз энтузиастов (СЭН), а в 1959 году — Макаренковскую коммуну (КИМ) — объединение студентов, увлеченных идеями великого педагога. Позже была основана Рабочая коммуна имени Фрунзе (РКМФ), названная в честь Ленинградской области, где она базировалась.

Применив опыт А.С. Макаренко к новым условиям, Иванов попытался преобразовать его в оригинальную гуманистическую воспитательную систему. Безобидная с точки зрения современного исследователя тема его кандидатской диссертации «Исследование образовательного процесса в совместной деятельности учителей и учащихся» была воспринята крайне негативно. Формулируя тему, Иванов как бы уравнивает воспитателей и воспитанников. С точки зрения сталинской педагогики, это было недопустимо, поскольку место учителя определялось не рядом с учениками, а над ними. Макаренко также внес значительный вклад в определение этого места. Но в своем опыте Иванов видел «обратную реакцию» на осуществление «поблажек» учителю с педагогического небосклона. Очевидно, это было одним из источников трагедии для самого Макаренко, который понимал необходимость гуманизации отношений между учителем и учеником и невозможность ее осуществления в период строительства социализма.

Очевидно также, что Иванов рассматривал суровые 1930-е годы как временную необходимость и поэтому счел возможным внести гуманистические коррективы в жесткую систему политико-педагогического перевоспитания Макаренко. Он использовал теорию Макаренко, в основе которой лежала идея «социалистического» гуманизма, отдающего предпочтение буржуазному гуманизму, то есть уничтожение частной собственности, ведущее к полному «освобождению» человека, избавлению его от моральных пороков и созданию условий для его полного и гармоничного развития.

Психологические особенности организации взаимодействия у младших школьников

Начало обучения в школе приводит к радикальному изменению социальной ситуации в развитии ребенка. Он становится «социальным» субъектом и теперь имеет социально значимые задачи, выполнение которых социально оценивается.

Школьник становится членом нового коллектива, в котором ему предстоит жить и развиваться. А коллектив предполагает умение считаться со своими интересами, способность подчинять личные желания общим стремлениям, взаимную востребованность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокую степень организованности. Формируются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и создают основу для развития на следующем возрастном этапе:

  • Качественно новый этап развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • Осмысленное размышление (размышление об основании своего действия;
  • Осмысленное — направлено на выяснение того, почему данное действие выполняется именно так, а не иначе);
  • Анализ (умственное действие с двумя уровнями формирования, сравнение и выявление сходства, обнаружение внутренней связи внешне различных явлений — по В.В. Давыдову);
  • Внутренний план действий — планирование («чем больше «шагов» действий ребенок может предвидеть и чем тщательнее он может сравнивать их различные варианты, тем успешнее он будет контролировать фактическое решение проблемы»);
  • Согласование с коллегой и группой в целом.

В младшем школьном возрасте начинает формироваться новый тип отношений с окружающими. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, и по мере того, как младший школьный возраст подходит к концу, а сверстники становятся более ценными, возрастает роль детского коллектива.

Ребенок становится самостоятельным и сам решает, как вести себя в тех или иных ситуациях. Этот тип поведения основан на моральных мотивах, которые формируются в этом возрасте. Ребенок впитывает моральные ценности и старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами и желанием добиться признания со стороны взрослого или укрепить личное положение в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе связано с основным мотивом, преобладающим в этом возрасте, — мотивом достижения успеха.

Формирование волевого поведения у младших школьников тесно связано с такими новообразованиями, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить действие с точки зрения его последствий и тем самым изменить поведение, спланировать его соответствующим образом. В действии есть чувственно-ориентированная основа, она тесно связана с различием между внутренней и внешней жизнью.

Ребенок способен преодолеть свои желания, если результат их исполнения не соответствует определенным нормам или не ведет к поставленной цели. Важным аспектом внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентация в своих действиях. Это связано со страхом ребенка перед изменением отношений с другими людьми. Он или она боится потерять свое значение в их глазах.

Интерес к этой возрастной группе объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее развитие сферы совместной деятельности с другими людьми, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и т.д., формируются жизненные ценности и установки, которые в целом определяют его поведение в разнообразной жизнедеятельности, что позволяет детям вступить в жизнь в подростковом возрасте и далее.

Все вышесказанное убеждает нас в том, что учитель (и/или любой взрослый) должен уделять серьезное внимание ребенку и создавать условия для проявления им собственной активности. Успешным решением многих возникающих при этом проблем является реализация личностно-ориентированного подхода, который привносит новый взгляд на педагогические процессы и такое отношение к организации деятельности детей, особенно внеклассной, которое позволяет действительно сосредоточиться на личности ребенка, его интересах, потребностях и склонностях.

Понятие и значение коллективной творческой деятельности учащихся начальной школы

Коллективное творческое воспитание — это особый способ организации жизни детей и взрослых, который предполагает совместную деятельность по улучшению их совместной жизни.

Коллективная творческая деятельность (КТД) является основным структурным компонентом метода коллективного творческого воспитания.

Коллективная творческая деятельность — это, прежде всего, полноценная жизнь старших и младших, педагогов и учащихся, и одновременно их общая забота об улучшении жизни в окружающей среде, в которой педагоги выступают как старшие коллеги детей, действующие вместе с ними и впереди них.

Это практическое отношение к жизни со всеми ее сторонами, а не воспитание тех, кто выполняет все по сценарию учителя. КТД — это не дела для детей и не только ради их воспитания, это дела (и цели) самих детей, коллектива, членом которого становится взрослый человек, воспитывающие, развивающие, способствующие становлению личности. Растет гражданин — хозяин — друг — работник.

Его основные черты: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер реализации. Любая коллективная творческая деятельность является проявлением практической заботы студентов и педагогов об улучшении окружающей среды и жизни. Поэтому ВДТ — это не просто вопрос, а жизненно важный, социально необходимый вопрос.

Он является коллективным, поскольку планируется, готовится, проводится и обсуждается студентами и педагогами совместно.

Она творческая, потому что планируется, готовится, осуществляется и обсуждается каждый раз в новой версии в результате поиска лучших путей и средств решения важных задач.

Именно эти особенности CTD, характеризующие его практическую сторону, определяют и особенности его педагогического аспекта: в ходе CTD педагогические задачи ставятся и решаются преподавателями практически незаметно для студентов, так сказать, «в процессе» решения практической задачи, и более или менее раскрываются перед студентами при обсуждении результатов.

Таким образом, КТД существенно отличается от образовательных мероприятий: Беседы, экскурсии, кружковая работа и т.д., для которых характерны открытые проблемы. Изучение и использование ТЭА невозможно без знания их общепедагогических умений, без понимания того, как эти умения раскрываются в любой форме коллективной творческой деятельности.

Эта методология требует широкого участия всех в выборе, разработке, реализации и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить свою долю, вид участия и ответственность. Коллективные творческие чемоданы позволяют создать в школе широкое игрово-творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник чемодана находится в ситуации придумывания, сочинения, фантазирования, то есть создания чего-то нового.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают много нового друг о друге. Таким образом, одновременно происходят два важных процесса — формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности ученика, развитие того или иного качества личности.

В процессе командной работы люди разных возрастов взаимодействуют друг с другом. В процессе планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают значительный организационный опыт, каждый из них может внести свою идею, предложить новый ход действий и взять на себя определенный этап коллективной творческой работы.

В коллективной творческой деятельности каждый молодой студент может самоутвердиться, проявить такие качества своей личности, как ответственность, трудолюбие, инициативность, общительность, организованность, авторитет и тем самым свои лидерские качества.

Разносторонняя и постоянная забота друг о друге, о коллективе, об окружающих людях, о дальних друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, различные дела на пользу и радость коллективу и другим людям — вот что объединяет воспитателей и воспитанников.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Содержание образования и гуманизация содержания
  2. Технология педагогической деятельности в работе с дошкольниками
  3. Воспитание культуры здоровья у дошкольников
  4. Особенности процесса обучения
  5. Методическая работа в дошкольной образовательной организации
  6. Сущность социально-педагогической деятельности
  7. Образовательное пространство в поликультурной среде
  8. Особенности педагогического акта
  9. Организация самостоятельной работы в начальной школе
  10. Понятие, система трудового воспитания