Для связи в whatsapp +905441085890

Коллективное бессознательное — К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного

Психическая жизнь, которая совершается без участия сознания, психические явления, состояния и действия, протекающие вне контроля разума, обозначаются понятием бессознательного.

Основателем учения о бессознательном считается австрийский врач З. Фрейд (1856—1939) — австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа. Он не просто подтвердил наличие в психике людей бессознательного, но обнаружил, что оно выступает в качестве скрытой причины их сознания и сознательных действий.

Согласно Фрейду, многие из наших желаний и влечений являются бессознательными. Довольно часто бессознательное прорывается наружу в гипнотических состояниях, в снах, в любых фактах нашего поведения: Оговорки, ошибки, неправильные движения и т.д. Согласно Фрейду, человеческая психика представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Он рассматривал бессознательное как центральный компонент, соответствующий сущности человеческой психики, а сознательное — лишь как особую интуицию, которая опирается на бессознательное.

Коллективное бессознательное - К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного

К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного

Идеи психоанализа были разработаны швейцарским психологом и теоретиком культуры Карлом Густавом Юнгом (1875-1961), учеником Фрейда и впоследствии одним из его критиков. В своем анализе бессознательного К. Юнг пошел дальше, чем 3. Юнг пошел дальше Фрейда, хотя и принял основные идеи последнего о том, что структура и физиология мозга не дают объяснения сознательным процессам и что человек не создает свою собственную психологию. Но если Фрейд разработал доктрину личного бессознательного, охватывающую в первую очередь подавленные импульсы, возникающие в результате экзистенциальных травм всех видов, то Юнг разработал доктрину коллективного бессознательного.

Суть разногласий между Юнгом и Фрейдом лежала в понимании природы и проявлений бессознательного. Юнг считал, что Фрейд необоснованно свел всю человеческую деятельность к биологически наследуемым инстинктам, тогда как инстинкты не биологические, а чисто символические по своей природе. Он предположил, что символизм является частью самой психики и что бессознательное развивает формы или идеи схематического характера, которые составляют основу всех человеческих представлений. Эти формы не имеют внутреннего содержания, но являются, по мнению Юнга, формальными элементами, которые могут обрести форму конкретного представления только тогда, когда они достигают сознательного уровня психики.

Юнг называет эти формальные элементы, присущие всему человеческому роду, «архетипами» (греч. arche — начало, typos — образ) — прототип, архетип, паттерн. Архетипы — это формальные модели поведения или символические образы, на основе которых формируются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека в реальной жизни. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. Архетипы — это система врожденных программ поведения, типичных реакций и установок, которые лежат в глубинах психической жизни всего человечества.

В своей знаменитой работе «Архетип и символ» Юнг объясняет суть этой концепции следующим образом:

«Под архетипами я подразумеваю формы и паттерны, которые имеют коллективную природу, встречаются практически повсюду на земле как составные элементы мифов, и в то же время являются автохтонными, индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало в архетипических образах в сознании человека, которые передаются не только через традиции и миграцию, но и через наследственность. Эта гипотеза необходима, поскольку даже самые сложные архетипические паттерны могут быть спонтанно воспроизведены без какой-либо традиции. Прототип или архетип — это сформулированный результат огромного технического опыта бесчисленных предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных подобных переживаний».

Юнг объясняет понятие «архетипы» на основе учения о коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое различие между индивидуальным и коллективным бессознательным.

Индивидуальное бессознательное отражает личный опыт человека и состоит из переживаний, которые когда-то были осознанными, но потеряли свой сознательный характер из-за пренебрежения или подавления.

Коллективное бессознательное — это универсальный опыт, общий для всех народов. Он представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также животного мира дочеловеческого периода. Она зафиксирована в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность у современных людей через сны. Поэтому для Юнга главным индикатором активности бессознательного являются сновидения, и его психологическая деятельность, в том числе и как врача-психоневролога, сосредоточена на основе сновидений.

Архетип и культура

«Коллективное бессознательное», является отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах — изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека. «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, вечных тем и образов мировой культуры.

АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ — базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание архетипов культурных составляет типическое в культуре, и в этом отношении архетипы культурные объективны и трансперсональны. Формирование архетипов культурных происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого сопричастность к архетипам культурным отдельным индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение архетипов культурных конкретной личностью выступает рационально непреднамеренным актом.

Архетипы культурные раскрывают свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т.е. посредством изобразительной формы. Иконическая природа культурных архетипов обусловливает то, что они явлены в сознании как архетипические образы, изобразительные черты которых определяются культурной средой и способом метафорической репрезентации. Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные архетипы культурные и этнические архетипы культурные (этнокультурные архетипы).

Универсальные архетипы культурные — укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, “золотого века” и др. суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеческого существования. В культуре, понятой как “ненаследственная память коллектива” (Б.А. Успенский), архетипы культурные выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта.

Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные архетипы культурные обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития.

Этнические архетипы культурные (этнокультурные архетипы) представляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. В германской духовности Юнг выделяет архетипический образ Вотана — “данность первостепенной важности, наиболее истинное выражение и непревзойденное олицетворение того фундаментального качества, которое особенно присуще немцам” (Юнг, “Вотан”).

Как о русских этнокультурных архетипах можно говорить об ориентации на потаенную святость, выраженную в образах “града Китежа” или фольклорного Иисуса, а также о таких первичных образованиях русской духовности, как “отзывчивость” или “открытость”, как устойчивая модель претворения представлений о России в женский образ и др. В этнокультурных архетипах представлен коллективный опыт народа; собственно, они есть результат превращения этнической истории в базовые модели этнического культурного опыта. Актуализация этнокультурного архетипа включает этот опыт в новый исторический контекст. Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть “шаг в прошлое”, возвращение к архаичным качествам духовности, однако усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности национальной культуры.

Архетип и творчество

Архетипы проявляют себя и в художественном творчестве, важным источником которого являются символические фантазии. Во все века гении культурного созидания находили источник вдохновения в бессознательном, создавая захватывающие дух мощные и величественные образы, относящиеся к глубинам человеческого существа.

Бессознательное, накапливая живой материал жизни и опираясь на архетипические образы и мифы, уходящие корнями в его глубины, способно спонтанно рождать идеи, мотивации к воплощению в жизнь каких-то зримых или слышимых образов, способно также придавать им четкую форму в художественных творениях, произведениях искусства.

Эволюция наградила человека сознанием, которое подарило ему все блага цивилизации: возможность сознательной учебы, исследования, различные изобретения — от изобретения колеса до строительства огромных городов со всем их содержимым. Сюда же все ремесла, развитие наук, движение в глубь земли и в космос.

При этом сознание, интеллект не может ни понять, ни описать природу чувств, природу эмоционального реагирования, в котором нет участия рассудка, т.е. сознанию недоступно бессознательное.

Случилось так, что между сознанием и бессознательным возник некий антагонизм, и бессознательное отгородилось от сознания каким-то барьером. Но и в этом случае сработал главный механизм бессознательного — самосохранение, так как сознание, в его младенческом бытии потерялось бы, утонуло в той громаде опыта, который содержит в себе бессознательное в виде мыслеформ. Хотя это и неточно, потому что мыслей в бессознательном нет. МЫСЛЕОБРАЗЫ (архетипы)— вот чем полно бессознательное, это его содержание, и оно безмерно.

Рассмотрим связь творчества, творческого начала в человеке с бессознательным. Творческий порыв, экстаз, вдохновение — иррациональны. Это непознаваемые, нематериальные части человеческой психики — души. Творческое начало зреет в глубинах психики, выражаясь затем в творческом порыве, вдохновении, когда этот человек воплотит затем свою творческую идею в конкретном художественном образе.

При этом художественный образ несет в себе черты стиля и формы, которые присущи именно этому человеку. Творчество глубоко индивидуально, произведение же искусства всегда цельно и не распадается на элементарные составляющие именно потому, что творческая идея, замысел и его воплощение зародились в бессознательном, где нет делений и градаций.

Жизнь творческих людей обычно отличается большой эмоциональной открытостью, непосредственностью, слабой адаптированностью во внешнем мире. Часто даже детские черты присущи творческим людям (Моцарт, Пикассо…). Кроме того, творческие люди живут очень напряженной, насыщенной эмоциональной жизнью. Нередко такое напряжение настолько сильно, постоянно, что оно сжигает, испепеляет изнутри: Шопен, Моцарт, Шуберт, Лермонтов, Пушкин, Байрон, Чехов, Тулуз Лотрек, Чюрленис.Чем богаче, острее, тоньше и глубже воспринимает и чувствует человек окружающий мир, чем сильнее, ярче, разнообразнее, мощнее его эмоциональные реакции, тем тоньше эта перегородка между сознанием и бессознательным, тем чаще для этого человека бывает открыт доступ в его глубины.

Жизнь и творчество великих мастеров довольно внятно показывает, что потребность в творчестве, является доминирующей во всей их жизни. Эта потребность, исходящая из бессознательного, сильно влияет на все их человеческие качества, делает всю их жизнь подчиненной работе и творчеству, и во многих случаях в ущерб здоровью и самой жизни. Творческая одержимость, исходящая из бессознательного, направляет и сам творческий процесс, придавая произведению стиль, форму, от которых автор не может сознательно отступить. Архетипы и символы очень сильны в бессознательном творческих людей, и они способны создавать независимые комплексы в их психике, которые направляют сознание, управляют им.

Заключение

Юнговские понятия «коллективного бессознательного» и «архетипов», представляются исключительно важными для понимания своеобразия и исторических судеб отдельных народов. Только ими можно объяснить, например, такой феномен, как «врожденная» религиозность русского народа, прошедшего через навязанное ему испытание длительным насильственным безбожием, однако в целом сохранившего архетип своих глубоко религиозных предков.

«Как у отдельных индивидов, у народов и эпох есть свойственная им направленность духа или жизненная установка, — писал Юнг. — Само слово «установка» уже выдает неизбежную односторонность, связанную с определенной направленностью. А где есть направленность, там есть и устранение отвергаемого. А устранение означает, что такие-то и такие-то области психики, которые могли бы жить жизнью сознания, не могут жить ею, поскольку это не отвечает глобальной установке».

Для теории культуры большое значение имели и другие новаторские идеи Юнга, например, предложенная им типология характеров, разделяющая людей на экстравертов (т.е. обращенных вовне) и интровертов (т.е. обращенных к своему внутреннему миру). Эта теория позволила Юнгу создать ряд работ, посвященных основному различию между цивилизациями Запада и Востока, их религиями, философскими системами и мироощущениями. При анализе художественных произведений, особенно в литературе и изобразительном искусстве, нашли применение и развитые Юнгом понятия «комплекс» и «закомплексованность», отражающие особую направленность художника и его творений. И, наконец, нельзя не признать принципиального значения критики Юнгом знаменитой фрейдовской категории «либидо» как единственной силы, якобы движущей человеческую культуру.

Ему принадлежит заслуга введения в науку таких объектов исследования, которые ранее считались недоступными для рационального анализа — символизм мистических восточных учений, алхимические тексты, учения о переселении душ и передаче мыслей на расстоянии. В частности, Юнг написал комментарий к знаменитой «Тибетской книге мертвых», подчеркивающий различия в понимании психических процессов в восточной и западной культурах.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические особенности страхов дошкольников
  2. Взаимосвязь агрессивного поведения и самооценки у подростков — Психология агрессии: типы, компоненты, основные теоретические подходы
  3. Активность наблюдения — Специфика метода активного наблюдения в психологии
  4. Психолог и его психологическая защита
  5. Программа психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков
  6. Роль социального психолога в сфере массовой коммуникации
  7. Роль ИПО в генезе агрессии в зависимости от характера криминальной ситуации
  8. Сознание и деятельность
  9. Эпигенетическая теория Э. Эриксона
  10. Предпосылки манипулятивного поведения личности