Для связи в whatsapp +905441085890

Концепции социальной философии — ее основоположники

Современные социально-философские концепции общества, так или иначе, связаны с именем М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Маркса. Поэтому следует рассмотреть их основные положения во взглядах на общество.

Концепции социальной философии - ее основоположники

Основоположники социальной философии

  • М. Вебер(1864 – 1920), немецкий социолог, философ и историк, занимаясь анализом хозяйственной жизни общества, формированием материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания, выдвинул идею «понимающей социологии».Основные категории этой концепции: поведение, действие и социальное действие. Поведение – всеобщая категория деятельности. Оно признается действием, когда и поскольку действующий связывает с ним субъективный смысл. Социальное действие – это когда смысл соотносится с поведением с поведением другого человека и ориентируется на него. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

Целерациональное – когда предметы внешнего мира и другие люди воспринимаются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей.

Ценностнорациональное – определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности.

Аффективное – определяется непосредственно чувством, эмоциями.

Традиционное – побуждается усвоенной привычкой, традицией.

Категорией более высокого порядка является социальное отношение (борьба, враждебность, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д.). Социальные отношения, воспринимаются индивидами как обязательные.

Таким образом, у Вебера социальные объекты рассматриваются как результаты целенаправленного и осмысленного человеческого поведения. Схема такова: индивид → общество. Общество им понимается как совокупность людей, не существующая как реальность, отличная от индивидуальной деятельности. Поэтому концепцию М.Вебера характеризуют как концепцию социального атомизма, или «волюнтаризм».

  • Э.Дюркегейм(1858 – 1917) делает упор на социальную группу. Ключевые понятия его концепции («коллективное сознание», «органическая» против «механической» солидарности, и т.д.), получают смысл от их связи с идеей коллективной природы социальных явлений. По его мнению, устойчивые отношения должны быть воссозданы из коллективных явлений. В отличие от Вебера социальные объекты видятся здесь как обладающие своей собственной жизнью, внешней и принудительной к индивиду. Схема: общество → индивид. Эту концепцию называют субъективной.
  • Теория К.Марксахарактеризуется как реляционная, поскольку понимает общество не как сумму индивидов или групп, коллективов, а сумму связей и отношений, в которых эти индивиды, группы находятся друг к другу. Такие отношения субъекты могут осознавать или не осознавать. С позиции реляционной точки зрения, коллективные явления рассматриваются главным образом как выражение устойчивых отношений.

Существование и развитие общества Маркс понимал как естественно-исторический процесс, т.е. в основе общественной жизни лежат объективные законы, движение ее осуществляется по отдельным ступеням – формациям. Такой подход помогает понять существование различных интересов, конфликтов, противоречий внутри общества.

Эти теории лежат в основе многих современных концепций общества.

Основные сферы социальной жизни

В обществе выделяются три главные сферы: производственно-деятельностная, социально-политическая и духовная. Связи между сферами носят причинно-следственный и функциональный характер. Существенные изменения в какой – либо из сфер, как причина, влекут за собой изменения и в других сферах.

В производственно — деятельностной сферечеловек удовлетворяет свои материальные потребности. Она является социальной формой, в рамках и посредством которой осуществляется производство.

Вопрос о роли материального производства наиболее разработан в учении К.Маркса. Он вводит понятие способа производства. Способ производства – это конкретно-историческая, устойчивая система связей, отношений, в которой люди, соединяясь определенным образом с орудиями труда и выступая на основе их взаимного отношения к средствам производства и в общении друг с другом, осуществляются, регулируют и контролируют вещественный обмен между природой и обществом, а также между собой для удовлетворения своих жизненных потребностей, т. е. для обеспечения своего существования, функционирования, развития.

Способ производствапредставляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя людей с их способностями и навыками применять орудия труда, а также средства производства, с помощью которых человек, воздействуя на природу, создает мир очеловеченной природы. Производственные отношения – относительно самостоятельная система отношений, которая характеризуется присущей ей внутренней структурой. В наиболее общем виде производственные отношения можно охарактеризовать как систему связей и отношений, в которые вступают люди в процессе производства. С точки зрения внутренней структуры они выступают:

– как взаимоотношения между людьми, обусловленные их взаимным отношениям к средствам производства и выражающиеся: а) в конкретно-исторических формах собственности; б) в способе соединения рабочей силы с орудием труда;

– как обусловленные различием места, положения лиц, групп и классов в системе общественного производства формы обмена деятельностью;

– как формы распределения, обмена и потребления.

Производственные отношения могут стимулировать или, наоборот, сдерживать, тормозить развитие производительных сил. В этом случае происходит смена производственных отношений.

Социально-политическая сферавключает в себя социальные образования (группы, классы, организации, этнические общества и т. п.) и их взаимодействие. Назначение социальной сферы заключается в воспроизводстве общества как такового, сохранения его устойчивости . Поэтому особое место занимают организации и учреждения, призванные осуществлять управление обществом: социальные институты, государство. Особое значение для обеспечения устойчивости отношений, от которых зависит бытие общества,имеют социальные институты. Социальные институты многообразны, т.к. многобразна и сама общественная жизнь: экономические, политические, воспитательные и культурные, социальные в узком смысле слова (добровольные объединения – клубы, общества), религиозные и многие другие.

Социальное управление представляет собой целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. В этом смысле субъект управления также имеет сложную структуру, главным составляющим которой выступает государство. Именно оно обладает основной властью в обществе.

Гражданское общество– это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей (индивидуальных, коллективных).

Духовная сфера: состав и роль в общественной жизни

Духовная сферасвязана с производством и удовлетворением людьми своих духовных потребностей.

В процессе духовной деятельности люди вступают в духовные отношения. Достижения этой деятельности закрепляются в общественном сознании как части духовной сферы.

Общественное сознание– это воспроизведение людьми действительности в виде идей, теорий, взглядов, привычек, нравов и т. п.

Общественное сознание многообразно и проявляет себя с различных сторон. Выделяют типы, виды, уровни, сферы, формы общественного сознания.

Типопределяется историческими условиями и культурными особенностями того или иного общества. Например, первобытное сознание и современное, восточный тип сознания и западный и т. д.

Виды общественного сознания выделяются в зависимости от социального субъекта: индивидуальное, групповое, массовое и общественное.

Индивидуальное сознание – это социальное содержание психики и мышления отдельного человека. Групповое – общие идеи, настроения, ценности –«общий дух» отдельной группы. Массовое сознание присуще большим сообществам людей: классам, нациям. Общественное сознание интегрирует все виды общественного сознания, не сводится к их простой сумме.

Уровниобщественного сознания: обыденное и теоретическое сознание.

Они различаются по степени близости к практической деятельности. Содержание обыденного сознания – это чувственно-наглядный опыт практики, живое созерцание, приемы, стереотипы, доведенные до автоматизма. Основа же теоретического сознания – обобщенный чужой опыт. Это сознание уже не имеет чувственно-наглядной формы, оно выражено в понятиях, чертежах, формулах.

Различны они и по способу передачи информации. Обыденное сознание существует через непосредственное общение, натуральный показ. В нём ярко выражен личностный акцент. Теоретическое сознание передается через массовые коммуникации. Образно говоря – это диалог одного со многими или многих со многими. Информация теоретического уровня обезличена.

Сферы общественного сознания общественная психология и общественная идеология. «Психея» – душа (греч.). «Идея» – образ (греч.).

Общественная психология – эмоции, чувства, настроения, потребности. Иначе говоря, – это отражение действительности посредствам чувств.

Общественная идеология – формирование мысленного образа предмета на уровне абстрактно – понятийной формы. Это система идеального мыслеобразования, воспроизводящая способ жизнедеятельности общества.

Сферы в общественном сознании находятся в неразрывном единстве.

Формы общественного сознанияформируются в зависимости от разнообразия общественной духовной деятельности людей.

Выделяются следующие формы общественного сознания: политика, право, мораль, наука, искусство, религия, философия.

Формы общественного сознания

Формы общественного сознанияформируются в зависимости от разнообразия общественной духовной деятельности людей.

Выделяются следующие формы общественного сознания: политика, право, мораль, наука, искусство, религия, философия.

Политическое сознаниевозникло с делением общества на классы, когда возникает политическая деятельность. Предмет отражения и регулирования политических отношений – это отношения между людьми, соответствующий вид деятельности, касающейся вопросов государственного устройства, управления, политической власти.

Формы существования политического сознания – политические идеи и взгляды, политические задачи социальных групп, политические настроения, чувства.

Политическое сознание играет наиболее активную роль в обществе, т. к. служит связующим звеном между экономикой и другими формами общественного сознания. Его задача – представлять те изменения и то состояние, которое происходит в области политики, и регулировать политическую деятельность.

Это целеполагающее сознание, оно отражает общественное бытие в виде постановки целей и задач социальных групп.

Пока существуют классы и государства, а, следовательно, и политические отношения, политическая деятельность сохранится и политическое сознание.

Право, как политика, есть продукт возникновения государства. Предмет отражения и регулирования — отношения людей к действующему праву, т.е. к правовой организации общества.

Формы существования правового сознания: правовые взгляды, нормы, представления о своих правах и обязанностях, о правомерности и неправомерности того или иного поведения, о справедливости и несправедливости тех или иных норм права.

Главная функция права – регулирование отношений между государством и отдельными людьми, группами людей.

Общественные отношения по мере становления человеческого общества выражались, прежде всего, в моральных отношениях, которые и определяли специфику морального сознания.

Таким образом, предметом отражения и регулирования морали являются нравственные отношения. Это отношения между отдельным человеком и коллективом, заключающиеся в соблюдении интересов и требований коллектива (позже в истории общества – и личности). Общее требование состояло в том, чтобы индивиды удовлетворяли свои потребности только через удовлетворение потребностей коллектива. Соблюдение общих интересов выступало нормой поведения и закреплялось в привычках, традициях, обычаях.

Формы отражения и регулирования морали: представления и взгляды о должном поведении, принципы и правила такого поведения. Все это формирует нравственные ценности людей.

По определению Энгельса, религияесть фантастическое, иллюзорное отражение в головах людей тех внешних сил (природных и общественных), которые господствуют над ними в их повседневной жизни.

Появление религии было обусловлено таким отношением к природе, в котором главной стороной является не господство людей над природой, а, напротив, господство природы над людьми.Предмет отражения и регулирования религиозного сознания выступают отношения, основанные на вере в сверхъестественное.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды современной идеологии
  2. Становление логического позитивизма
  3. Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте — Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии
  4. Развитие античной механики в Александрийском Мусейоне
  5. Аристотель как основатель системы наук — Краткая биография Аристотеля
  6. Современное общество: проблемы, противоречия, перспективы
  7. Петр Бернгардович Струве, русский философ
  8. Историческое осознание категории бытия
  9. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека
  10. Интуитивизм