Для связи в whatsapp +905441085890

Концепция бессознательного З. Фрейда и неофрейдистов — концепция бессознательного

Концепция бессознательного

Определение 1. Фрейдизм и неофрейдизм – это направления психоаналитической философии, возникшие в 20-х годах ХХ века в странах Европы и Америки. Эмпирическая база фрейдизма и неофрейдизма – психоанализ.

Определение 2. Психоанализ – это метод лечения психических заболеваний, базирующийся на выявлении и анализе вытесненных переживаний

Фрейдизм получил свое название по имени основателя этого направления З. Фрейда. Одним из основных достижений Фрейда является созданная им первая развернутая теория структуры личности, основанная на древней научно-философской проблематике – наличии в человеческом сознании нескольких противоборствующих начал.

Основным регулятором человеческого поведения выступает сознание. Фрейд открыл наличие еще одного пласта в структуре личности, которому характерно могущественное желание и стремления, скрытые за покровом сознания – бессознательное. Иными словами, им было выделено три уровня психики человека:

  • бессознательное;
  • предсознательное;
  • сознательное.

Фрейд в своей практике часто встречался с неосознаваемыми переживаниями и мотивами, которые значительно отягощают жизнь человека и могут выступать в качестве причины его нервно-психических недугов.

Фрейдом была разработана особая концепция человеческой психики, к компонентам, или инстанциям, которой относят:

Оно – бессознательный слой психики, представляющий собой инстинкты. Именно оно вступают в качестве мотивации человека, являясь врожденным состоянием возбуждения, требующего разрядки. К основным инстинктам относят Эрос – инстинкт жизни и Танатос – инстинкт смерти.

Я – это область сознательного внутри которой протекает восприятие внешнего мира и приспособленность к нему.

Сверх-Я представляет высшую инстанцию психических структур, отвечающую за восприятие индивидом моральных стандартов, выполняя роль совести.

Трансформация человеческих скрытых мыслей в явное содержание сновидений является примером перехода одного способа выражения психического материала в другой. Чтобы понять природу сновидений необходимо понимать смысл самого сна. Фрейдом было выдвинуто положение о том, что сознательное сновидение является искаженных замещением бессознательного.

В отличие от З. Фрейда и К. Юнга, неофрейдисты стремились не исследовать природу индивидуальных человеческих поступков, а дать объяснение социальному устройству жизни людей. Основными представителями неофрейдизма являются А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм.

Концепция бессознательного З. Фрейда и неофрейдистов - концепция бессознательного

Понятие «сверхкомпенсации» А. Адлера

Адлер считал, что чтобы постичь мотивы человеческой деятельности, необходимо знать конечную цель его стремлений, так называемый бессознательный жизненный план.

Человек находит реализацию в поиске смысла жизни и стремлении к самореализации.

Для преодоления чувства неполноценности и самоутверждения, человек начинает актуализировать свой творческий потенциал, что принято называть сверхкомпенсацией.

Определение 3. Сверхкомпенсация – это особый тип реакции на чувство неполноценности. На ее основании люди способны добиться существенных успехов в жизни и отличаются от остальных серией исключительных способностей.

Теория К. Хорни

В биологическая ориентированность, то есть характерную черту классического психоанализа заменили социокультурной, характерной для неофрейдизма.

Нововведением в теории Хорни стало понятие «образа Я», состоявшего из знания о себе и отношения к себе. Адекватный образ Я помогал преодолеть психологическую тревогу.

Хорни считал социальные отношения между ребенком и родителями, основанными на двух положениях: стремлении удовлетворить свои желания и желание безопасности.

Ведущая роль принадлежит последней тенденции – процессу удовлетворения потребности в безопасности, которая формирует здоровую личность, и напротив – поведение родителей, препятствующее этому, вызывает развитие у ребенка базальной тревоги, то есть ощущения одиночества и беспомощности перед опасностями окружающего мира.

Базальная тревога в детстве может вызывать формирование неврозов во взрослом возрасте. Для преодоления базальной тревоги, ребенок начинает прибегать к защитным стратегиям, называемым невротическими тенденциями или невротическими потребностями. Каждая тенденция имеет три ориентации:

  • на людей;
  • от людей;
  • против людей.

В соответствии с ними было выделено три разновидности невротической личности:

  • уступчивая;
  • обособленная;
  • агрессивная.

Гуманистическая психология Э. Фромма

Принципиально новое дополнение неофрейдистской психологии – это учение одного из теоретиков неофрейдизма – психоаналитика и социолога Эриха Фромма.

Именно он разработал радикально-гуманистический психоанализ, чтобы преобразовать человека и социум. Он стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного человека, а также закономерности, лежащие в основе общественного развития.

Фромм считал разрыв естественных человеческих связей с природой основным экзистенциальным противоречием, представляющим главную проблему человеческого существования. На основании такого противоречия, по предположению Фромма, могут формироваться экзистенциальные и исторических дихотомии.

Экзистенциальными дихотомиями Фромм считал такие противоречия, которые лежат в основании самого человеческого существования и их невозможно аннулировать. Такие дихотомии расположены между жизнью и смертью, а также им характерна невозможность реализации в связи с кратковременностью его существования.

Исторические дихотомии не являются необходимой составляющей человеческого существования. Они могут формироваться и разрушаться в процессе человеческой истории. Противоречиями этой группы Фромм считал дихотомии различных исторических форм существования общества и человеческих возможностей, необходимых для истинной реализации своей природы на определенном временном этапе.

Учение о бессознательном З. Фрейда и современный неофрейдизм

Бессознательное в классическом психоаналитическом истолковании — совокупность психич. явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы чел разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. Бесс-ми явл.

сны, гипнотич. сост., сост. Невменяемости, фобии и комплексы. Большой вклад в развитие теории о бессознательном внес австрийский врач и психолог З.Фрейд (1856-1939). Он сформировал свое миропонимание и взгляд на психику чел.

, кот имеет 3 сферы: «Оно», «Я», «Сверх-Я».

«Оно» — глубокий слой бес-х влечений, главенствует принцип наслаждения. «Я» — сфера сознат-го, посредник между бес-м и внеш. миром, действует принцип реальности.

«Сверх-Я» — внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура. «Я» стремится привести мир в соответствии с желанием «Оно».

«Я» превращает волю «Оно» в действие как будто это б его собственной волей.

Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений.

Либидо (сексуальная энергия человека), явл движущей силой психики. Процесс развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в действие вытеснение и сублимация.

Стыдные поступки, запретные мотивы и желания вытесняются в область бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия осуществляется в разрешенных действиях -спорт, искусство, работа, творчество.

Таким образом, либидо становится движ силой прогресса.

Неофрейди́зм (др.-греч. новый + фрейдизм) — направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Фрейда, принявшими основы его теории, но в кот ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны. Адлер, Карл Юнг, Эрих Фромм, Карен Хорни.

Идеи Фрейда развивал Г. Юнг (1875 — 1961 гг). Анализируя бессознательное, Юнг считает неправомерным все психические импульсы «Оно» сводить к сексуальности, трактовать либидо лишь как энергию влечений.

Юнг создает культурологическую концепцию, основанную на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного.

Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах».

Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. Архетипы – формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.
Т.о. принципиальные различия трактовки бессознательного Фрейдом и Юнгом состоят в след.(1)Бессознательное по Фрейду индивидуально, у Юнга – коллективно; (2)От индивидуального бес-го можно освободиться, а от коллективного – нет; (3)Разное понимание либидо. У Ф. это – биологич источник бес-го, а у Юнга – культурный.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Кибернетическая революция
  2. Алексей Алексеевич Золотарев, религиозный философ, литературный критик
  3. Интуиция как непосредственное знание. Роль интуиции в познавательной деятельности
  4. Понятие исторической корреляции
  5. Гераклит Эфесский, древнегреческий философ
  6. Джордж Беркли, ирландский философ
  7. И. Кант. Формы и границы познания
  8. Основные идеи философии нового времени
  9. Основные понятия философии марксизма и ее историческое значение
  10. Философский постмодернизм. Дискурс, ризома, симулякры – категории постмодерна