Для связи в whatsapp +905441085890

Концепция духовно нравственного воспитания — Духовное образование: специфика понятия

В контексте происходящих глобальных трансформаций в социокультурной и духовной сферах современного общества проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Каково содержание понятия «духовность»? Как философская, религиозная, этическая, эстетическая, образовательная, психологическая категория, духовность имеет сложную, многоуровневую структуру. Ее изучают с познавательной, нравственной, эстетической и других сторон, но большинство ученых считают, что духовность — это процесс и результат развития человека до уровня осознания своей сущности и трансцендентности собственной жизни.

Особенно остро эта проблема стоит среди подростков и молодежи, так как этот социальный класс в силу своих возрастных особенностей наиболее уязвим для внешних воздействий. Хорошо известно, что дети усваивают и перенимают ценности взрослых. Но сегодня эти ценности подвергаются радикальному пересмотру. Причем происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической ситуации, в период смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда опрокинуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты.

Все это актуализирует необходимость решения проблемы духовного возрождения личности, развития ее духовно-нравственного сознания, чтобы она могла активно, творчески интегрироваться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализоваться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей. До сих пор нет единой точки зрения на содержание и структуру духовности, не определена специфика ее изучения, существует терминологическая неопределенность этого понятия, не раскрыта взаимосвязь социальных, образовательных, психологических фактов в развитии духовности личности.

Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния общества, может рассматриваться как обоснование необходимости ее изучения, а проблема поиска наиболее целесообразных и эффективных путей развития духовности учащихся определяется как важная и актуальная в психологии образования.

Особая роль в осмыслении концепции духовности как ориентации на высшие ценности принадлежит русским философам, социологам конца XIX — начала XX веков — А.С.Хомякову, В.Соловьеву, В.Розанову, Н.Страхову, Н .Бердяев, Л.Шестов, А.Ф.Лосев, Е.Трубецкой, П.Флоренский, С.Булгаков, С.Франк, А.С.Глинка (Волжский), Б.Чичерин и другие, считавшие его специфическим способом личного бытия, особенностью человека как родового существа. Развивая идею универсализма, постоянно использовались понятия «мировая душа» (В.Соловьев), «духовная плоть» (Д.Мережковский), «духовное обновление» (И.Ильин) и т.д..

В понимании духовности интересны взгляды представителей современной науки. Так, психолог В.А. Пономаренко, изучающий проблему состояния людей опасных профессий, считает, что «именно в душе человека формируется духовный вектор, определяющий умственные способности, духовную вселенную, духовную опору и чутье, а главное — понимание своего места в создании ценностей и смыслов. А раз так, то человек в своем поведении должен руководствоваться высшими ценностями жизни, следовать идеалам истины, добра, красоты.

Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев понимают духовность так: «Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания, совесть — это проявление духовности человека. Духовность — это глубочайшая сущность человека как родового существа». Человек представлен в них как природное, телесное существо, как сознательная личность, как член культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятельности. И это дает основание говорить о духовности как о естественном состоянии человека.

В психологическом словаре (Л.А. Карпенко, 1990) духовность с точки зрения материалистов обозначает индивидуальность двух основных понятий: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под духовностью понимается преимущественно первая из этих потребностей, под душевностью — вторая. Духовность характеризуется тем, что человек добр к другим, заботится, готов помочь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на трудовую деятельность, то есть на работу, выполняемую внимательно, с интересом, с любовью, то есть «с душой».

По мнению педагогов, «духовность — неотъемлемая черта личности, проявляющаяся в потребности жить творчески в соответствии с идеалами истины, добра, красоты — выступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию».

На человека влияют окружающая среда, материальная деятельность, человеческие отношения, такие институты, как семья, клан, племя, народ. Но сущность человека — это, прежде всего, его духовный интерес. Подробно рассматривая обычаи и воспитание, искусство и религию, социолог показал, как формируется совокупность духовного опыта. Индивиды всегда взаимодействуют друг с другом в качественно определенном социальном пространстве и времени, совместно вырабатывают идеалы, ценностные ориентации, критерии, оценки общественного мнения.

В научной практике существуют различные определения уровней развития личности и духовности. Б.С. Братусь выделяет в структуре личности четыре уровня развития: эгоцентрический, группоцентрический, гуманистический и духовный, в зависимости от преобладающего типа отношения к себе и другим людям. Он предполагает, что все эти уровни присутствуют и сочетаются в разной степени в каждом человеке, и что в определенные моменты тот или иной из них в свою очередь доминирует.

А.В. Зосимовский предлагает свои критерии духовно-нравственного воспитания: Доброжелательность, наличие ценностных ориентаций и мотивации к действию, терпимость и такт, чувство справедливости и гуманизма, способность искренне выражать свои чувства.

Высокая духовность определяется любовью, добротой, состраданием, честностью, справедливостью, милосердием, терпимостью. Чем выше духовный потенциал человека, тем сильнее естественная защита организма в целом. Люди с низким уровнем духовного развития не имеют защитного щита.

Другими словами, совершенствование человека возможно не столько на физическом, сколько на духовном плане. Итак, духовность можно рассматривать как идеальную потребность человека в осознании природы своего предназначения, в стремлении преодолеть конечность своего существования и строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви, добра, красоты и творчества.

Концепция духовно нравственного воспитания - Духовное образование: специфика понятия

Духовное образование: специфика понятия

В концепции воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь перечислены критерии формирования нравственной и эстетической культуры. К ним относятся нравственная и эстетическая культура (развитие ведущих моральных качеств, этических норм поведения, умение сопереживать и понимать людей, точность и исполнительность в выполнении обещаний, доброжелательность к людям, сплоченность и коллективизм в повседневной жизни, материальная и духовная щедрость и этикет) и эстетическая культура (стремление к общению с искусством и природой, и эстетические потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному, способность к художественному восприятию, сопереживанию и наслаждению высоким художественным уровнем, способность к эстетической оценке произведения искусства и окружающей природной среды, эстетизация художественно-творческого самовыражения, эстетизация отношений с окружающими людьми, знание народного искусства, историко-культурных традиций страны и стремление к ним

Развитие человека и его восхождение на высший уровень духовности обусловлено формированием и развитием духовности, ценностных ориентаций, духовных идеалов, интересов, потребностей и вовлечением личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Для развития духовности необходимы благоприятные условия, организация и осуществление соответствующего духовного воспитания и образования.

Обобщая вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что духовное воспитание — в узком смысле — воспитание ума, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле — эстетическое, нравственное формирование человеческой личности, воспитываемой посредством музыки, театра, живописи, архитектуры и так далее.

Задача духовного воспитания — научить студентов выбирать те ценности, которые объективно полезны для них самих и для общества в целом. Необходимо создать специальные условия для приобретения старшеклассниками ценностных ориентаций. Ценностные ориентации можно определить как относительно устойчивые, социально обусловленные, избирательные отношения человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, рассматриваемых как объекты, цели и средства удовлетворения потребностей личности. Они отражают совокупный жизненный опыт, накопленный личностью в процессе индивидуального развития, поэтому правильнее было бы рассматривать ценностные ориентации как ценности, интернализованные личностью.

Таким образом, духовное воспитание — это процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, имеющую системообразующее значение для ее внутреннего мира. Это влияние является комплексным и интегрированным с точки зрения чувств, желаний, мнений человека. В условиях средней школы она должна опираться на базовый компонент образования и реализовываться в определенных педагогических условиях, развивающих ценностные ориентации личности. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, а также влияние социальной среды, направленных на решение духовно-нравственных задач формирования личности.

Психологические и образовательные характеристики подросткового возраста

О молодежи пишут в журналах, результаты исследований вкусов, интересов и потребностей молодого поколения публикуются в серьезных монографиях. В семьях и школах о них думают, спорят и заботятся.

Подростки сегодня не такие, как вчера. И чтобы действительно воспитывать и развивать их эстетически, нам нужно знать и понимать их сегодня — новых и неожиданных. Чтобы понять, как при всей своей поверхностной колючести и независимости суждений, симпатиях и антипатиях, они нуждаются в дружелюбном и умном проводнике в сложный и многослойный мир искусства. Понять, насколько сильна у подростков потребность в серьезном, не уничижительном и внушительном общении с нами на «музыкальной почве». Подростки сейчас интеллектуально развиты. Но им действительно нужно стать умными. И в этом отношении роль музыкального образования поистине незаменима. Известно, что конечная цель музыкального образования мыслится в области общего развития ученика, особенно в области нравственности, морального совершенствования. Музыкальное искусство предстает перед подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Поэтому недооценка художественного и особенно музыкального образования для школы неизбежно оказывается недооценкой нравственного и гуманистического элемента в образовании. Период обучения в 5-7 классах занимает особое место в музыкальном развитии учеников. Именно в этот период закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы и эстетические идеалы.

Ранний подростковый возраст охватывает период между десятью и двенадцатью годами и характеризуется такими признаками, как повышенная утомляемость. Это связано с тем, что при несоответствии между развитием сердца, сосудов и общим ростом организма расходуется все больше и больше энергии, особенно нервной.

Мозг также страдает, поскольку не получает необходимого количества крови. Низкий приток крови к мозгу является одной из причин быстрой утомляемости, вялости и иногда обмороков. Если не создать у подростка щадящий режим труда и отдыха, то неизбежны чрезмерные затраты энергии. К чему это приведет? Во-первых, к угрозе здоровью. Кроме того, к немотивированным действиям. Рост негативных явлений в поведении молодых подростков напрямую связан с усталостью. В то же время мы знаем, что уроки музыки часто ставятся последними в расписании, поскольку они считаются более легкими, чем «основные» предметы. Как провести урок, чтобы хотя бы в малой степени нейтрализовать негативные явления возраста и интенсифицировать процесс музыкального обучения?

Подростки проявляют постоянный интерес к новым песням и услышанным произведениям, склонны к стереотипным действиям и нормам поведения, что можно объяснить только одним способом: поведенческие нормы вызывают меньший стресс. Желание дистанцироваться от всего детского очень сильно у младших подростков. Они боятся показаться маленькими и очень чувствительны к любым попыткам взрослых подчеркнуть, что они все еще дети, хотя многие из них продолжают играть в «кошки-мышки» и «Эрудит». Эта особенность заставляет нас быть категоричными в выборе вокального репертуара, включая подбор текстов для пения и хоровых упражнений.

Обращаясь к возрастным особенностям старшего подростка, мы обнаруживаем, что согласно современной психофизиологии, этот возраст находится между двенадцатью и пятнадцатью годами, то есть в период обучения в шестом-восьмом классе. Наблюдения физиологов показывают, что особенностью организма подростка в старшем возрасте является некоторое приближение развития сердца и сосудов, что приводит к завершению периода, когда возрастные изменения сопровождаются пониженным давлением крови в головном мозге. Поэтому необходимо заменить щадящую программу труда и отдыха на энергичную разгрузку. Старший подросток испытывает избыток энергии. Отсутствие экономии в действиях — характерная черта старших подростков, как и атмосфера преодоления трудностей. Сложные задания они выполняют с большим увлечением, но из-за повышенной активности учеников учителю все же приходится быть довольно осторожным при пении со старшими подростками: Подавляющее большинство семи- и восьмиклассников все еще находятся в состоянии острой мутации. Однако не все недостатки в пении следует объяснять только возрастными особенностями. Бывает, что интонационное несоответствие, связанное с недостаточным развитием слуха, охриплость возникает в результате спонтанно приобретенных неправильных певческих навыков. Индивидуальный подход к исполнителям помогает выявить причины недостатков звучания и принять соответствующие меры для исправления приобретенных недостатков.

Качественно новые черты обнаруживаются в поведении старших подростков и в связи с изменениями, происходящими во второй фазе их сексуального развития. Они начинаются примерно в одиннадцать лет, но именно в старшем подростковом возрасте этот процесс объясняется в полный голос: организм вступает в фазу завершения перестройки эндокринной системы. Изменения в физиологическом созревании организма влекут за собой фундаментальные изменения в психологической сфере личности. Воспитатель становится свидетелем начала процесса разрушения психологического барьера между полами, резкого изменения в отношениях мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам, впервые мальчики принимают позицию «мужчины», зарождается интерес к интимному миру взрослых и обнаруживаются первые попытки приобщиться к этому миру. Эту особенность необходимо учитывать при обучении пению и музыке. Программа должна включать произведения, которые связаны с внутренними переживаниями человека.

В возрасте 12-13 лет подростки испытывают сильную потребность в самообразовании. Эта функция может быть успешно использована для приобщения подростков старшего возраста к высокой музыке. Учащиеся должны понять, что музыка облагораживает человека, делает его восприимчивым к прекрасному в искусстве и окружающей действительности, создает богатые возможности для того, чтобы сделать музыку источником самовоспитания подростков. Особенно это касается музыки, которую объективно трудно слушать: классической музыки и духовной музыки.

Подростковый возраст характеризуется повышенным интересом к другим людям и к себе. По мнению психологов, этот «другой» становится критерием и мерилом познания собственного «Я», критерием истины (Т.А. Мерцалова).

Период обучения в пятом и седьмом классах занимает особое место в процессе музыкального развития ученика. В этот период закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы и эстетические идеалы. Однако практика преподавания музыки показывает, что зачастую они не получают достаточно музыкальных впечатлений, знаний и навыков. Одной из основных причин этого является тот факт, что учитель музыки мало компетентен в вопросах работы с учениками подросткового возраста и проводит уроки в формах и методах средней школы, которые не сильно отличаются от методов музыкального воспитания младших школьников.

Методы музыкальной работы

Методы музыкальной работы должны максимально стимулировать интерес, самостоятельность и творческую инициативу молодых людей. Все большее значение приобретает создание проблемных ситуаций и творческих заданий; становятся возможными классные дискуссии, классные турниры. Семиклассникам нравится вместе с учителем искать пластическое выражение музыкального образа, проговаривать стихи и картинки, писать музыкальные рассказы и сочинения о музыке. В настоящее время разносторонняя работа в классе и дома с дневниками музыкальных впечатлений, которая помогает организовать восприятие музыки, ее запоминание, систематизировать процесс решения основных существенных задач года с помощью опорных таблиц и схем.

Важно помнить, что музыкально-познавательная деятельность детей должна основываться на выразительной «осмысленной интонации» и вне ее не может осуществляться оперирование специфическими музыкально-слуховыми представлениями. Поэтому чрезвычайно важно постоянное расширение и укрепление музыкальной памяти подростков, активное накопление их интонационного музыкального «словаря» (Б. Асафьев). Эта задача тем более важна, что без свободного оперирования разнообразными стилистическими и жанровыми интонациями невозможно научиться понимать современный музыкальный язык — язык полистилистики с огромной интеллектуальной и художественной емкостью его значений.

Приоритетным среди исполнительских видов музыки остается пение, но желательно, чтобы ему сопутствовал аккомпанемент на престижных для подростков инструментах: Гитары, электрические инструменты, синтезаторы, фортепиано, ударные. Необходимо выявить в каждом классе детей, владеющих этими инструментами, и дифференцированно подготовить их к художественной деятельности на уроках музыки через индивидуальные и групповые консультации и занятия в кружке.

Состояние певческого голоса подростков также требует внимания со стороны педагога. В это время мутация может быть особенно болезненной для мальчиков, но бережное пение необходимо и в хоровой работе с девочками. Несмотря на определенные трудности, вызванные мутацией, подростки обычно с удовольствием поют и сочиняют собственные песни, написанные ими самими. Именно в певческой деятельности наиболее успешно и «зримо» проявляется их способность к собственной творческой интерпретации музыкальных образов.

Семиклассникам также нравится брать на себя роли слушателей, рецензентов и критиков, участвовать в дискуссиях и турнирах, подбирать художественные материалы для класса. На протяжении всего учебного года в ходе разнообразных диалогов серьезной и легкой музыки, через знакомство с художественными открытиями и классическими традициями учащиеся приходят к выводу о бессмертии великой классической музыки разных эпох, о своих устремлениях в будущее, о воплощении идеалов человечества. Формированию личностной ценностной позиции учащихся в мире музыки способствует выделение в «Дневниках музыкальных впечатлений» страниц любимых композиторов и музыкальных произведений.

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что педагогу, важно помнить: какими бы серьезными ни были проблемы в музыкальном воспитании и обучении детей, он всегда должен интересоваться музыкой, находящейся рядом в данный момент у детей, и находя эмоциональный отклик, полезно строить репертуарную политику в нужном направлении. Ведь единого шаблона, по которому можно преподавать музыку в любом классе, просто не существует.

Музыка как средство духовного воспитания подрастающих школьников

В рамках средней школы одним из средств, способствующих формированию и развитию духовно-нравственных качеств у учащихся, является музыкальное искусство, поскольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и направлено, прежде всего, на познание внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей.

Кто осмелится отрицать огромное значение музыки в жизни студентов? Но надо признать, что в школе до настоящего приобщения к музыке дело еще не дошло. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в общем развитии ученика, особенно в области нравственности, морального совершенствования. Музыка предстает перед подростком школьного возраста в роли проводника определенных идей и идеалов. Поэтому недооценка художественного и особенно музыкального образования для школы неизбежно становится недооценкой нравственного, гуманистического элемента в образовании.

Действительно, что такое музыка? Музыка — одно из самых мощных и жизненно важных средств воспитания человека. Чем больше мы думаем о природе музыки, тем больше убеждаемся, что она — сама жизнь. А разве жизнь — это не постоянное движение, которое мы наблюдаем в музыке? В природе все вокруг нас звучит, поет — в песне птиц, в воздухе, в шуме водопадов, в речи и криках людей, в их смехе и плаче.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние времена в музыкальных центрах лечили людей от бессонницы, нервных расстройств и сердечно-сосудистых заболеваний. Музыка изменила развитие клеток: Это ускорило рост одних и замедлило рост других.

Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступным человеку, он должен получить музыкальное образование — правильную систематическую подготовку к их пониманию. И чем раньше происходит этот процесс понимания в человеке, тем больших результатов можно достичь. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у мужчины произошла как можно раньше.

Разве возвышенная музыка, в отличие от пустой и развлекательной, не предполагает обязательный отказ от суеты, от «множественности жизни», а следовательно, определенную сосредоточенность и строгость ума, растворение сердца в любви? А что представляет собой истинное величие, скажем, музыки Баха? Уместны ли в его исполнении помпезность, форсированное, слишком плотное легато и нетерпеливо-страстное вибрато (напомним, что вибрато впервые ввел в такую функцию Паганини, и XVIII век не является исключением)? Или истинное величие заключается в смиренном самозабвении перед лицом истины и красоты?

Музыка — тайная или явная содержит в себе широчайший спектр духовных ориентиров, соответственно, характерны в их средствах связи с жанрами, сложившимися в церковной и светской музыке разных веков. На этой основе строится расширенный художественный мир, глубокое осмысление жизни. За ней скрывается душа рефлектирующего «я» музыки, и в ее глубине таится несомненное, непоколебимое благородство.

Каждая эпоха имеет свои методы построения художественного мира произведения и способы изображения в нем человека с его эмоциями и чувствами. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывали огромное влияние на эмоциональное состояние человека, активизировали энергетические процессы организма и направляли их на улучшение физического здоровья.

Способ организации духовного мира Баха — символический (символ — это знак с бесконечным содержанием, а с энергетической стороны — это сила духов души к Богу), скрепы его духовной сердечной мысли. И в музыке барокко, и в романтической музыке XIX века существует триединство преображенного, преображающего и преображения — как раскрытия самой главной тайны искусства.

Может показаться, например, что эмоциональная музыка Чайковского разворачивается в преходящем мире изменчивых эмоций и что ей не хватает той возвышенной красоты духовного взгляда. Это не так. Она поддается духовному анализу.

Из приведенных примеров видно, насколько глубок и разнообразен мир музыки, к которому невозможно подойти с убогим аппаратом современной гуманистической психологии плотского человека.

По мысли В.В. Медушевского, надежным проводником на пути культурного преобразования нашего общества является концепция православного музыкального образования, поскольку «песнопения Православной Церкви с их древними национальными и характерными мелодиями, богатым и неповторимым своеобразием гармонизации, асимметричными ритмами занимают гордое место в сокровищнице мировой музыкальной культуры», — считает профессор. Песнопения Русской Православной Церкви способны возвысить сердце, душу и дух поющих и слушающих выше всего земного, примирить человека с бедой, успокоить скорбь и согреть сердце небесной благодатью. Церковное пение — это средство выражения эмоций, это «…. это триумф для радостных и утешение для удрученных» (Иоанн Златоуст). Она раскрывает самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, которые часто не находят адекватных слов и выражений в человеческом языке.

Традиции церковного пения всегда отличались естественностью и величественной простотой, благоговейной радостью, ликованием, примирением и смирением. Эти интонации характерны и для светской музыки. «Отсюда вытекает важнейшее следствие для теории музыки и художественного образования вообще: положение о фундаментальном характере церковного искусства в культуре обучения», ибо церковное пение всегда было любимым и сокровенным искусством, в котором ярко и полно выражались художественный гений и религиозное чувство народа.

Подходя с этих позиций к различным образцам национальной, надрегиональной и мировой музыкальной культуры, подростки овладевают самостоятельной аргументированно-моральной и эстетической оценкой музыкальных образов. В разносторонний целостный анализ музыкальных произведений очень важно включить ассоциации с произведениями других искусств, связь музыки с историей, обществознанием, религией. Подростки должны почувствовать, что музыка — не праздность, не эстетическое украшение жизни, а важная ее часть, глубоко влияющая на каждого человека и общество в целом. Необходимо углубить представления детей о вечной духовной связи между музыкой и религией. Эта связь должна раскрываться не только на уровне знакомства с некоторыми образцами отечественной и зарубежной духовной музыки, жанрами Страстей, Мессы, Реквиема, но и через «открытие» высокой миссии бессмертного искусства — быть постоянной живой связью между прошлым, настоящим и будущим, духовной памятью человечества.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методика формирования у дошкольников способов словообразования
  2. Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  3. Теория поэтапного формирования
  4. Микроисследование как ресурс управления качеством образовательного процесса
  5. Гуманистическое направление психологии личности
  6. Общие формы организации учебной деятельности
  7. Виды диктантов и методика их проведения
  8. Особенности гражданского воспитания дошкольников в современном ДОУ
  9. Образовательные технологии в школе
  10. Особенности воспитания детей в России