Для связи в whatsapp +905441085890

Концепция «вечного возвращения» Ф. Ницше как философский миф — Концепция «вечного возвращения»

Определение 1. Вечное возвращение – это философская идея о том, что каждый момент бытия будет повторен бесконечное количество раз, так как время бытия бесконечно, а число его элементов ограничено.

Ф. Ницше рассматривал идею вечного возвращение как одну из наиболее выдающихся и гениальных его идей.

Трепетное отношение к данной мысли находит свое отражение даже в том, что он тщательно зафиксировал время и место ее появления – август 1881 года, по дороге из Сиальс-Мария в Сильвапланд, возле пирамидальной скалы.

Вульгарная формулировка идеи вечного возвращения крайне проста – каждый момент жизни будет воспроизведен точь-в-точь бесконечное число раз. Таким образом каждый единичный момент бытия, одновременно есть момент бесконечности.

На Ницше данная идея произвела неизгладимое впечатление, так как он предполагал, что перспектива бесконечное число раз переживать собственную жизнь со всеми ее тревогами, страданиями, поисками смысла жизни и т.д., должна привести простых обывателей в состояние паники.

Вместе с тем, рассматривая данную идею как важнейшую Ницше крайне неохотно делится ею с окружающими. Своим ближайшим друзьям он рассказывает о вечном возвращении шепотом, в его произведениях идея о вечном возвращении отчасти раскрывается в «Так говорил Заратустра», а также определенные отсылки и намеки на нее можно найти в «Веселой науке», «По ту сторону добра и зла», «Ecce Homo».

Только лишь, когда первая часть книги не получила достаточного резонанса, Ницше во второй части резко меняет образ и послание главного героя, который вместо призыва к формированию светлого общества сверхлюдей, сокрушается о неизбежности вечного возвращения людей мелких и мелочных, их неистребимом существовании.

Концепция «вечного возвращения» Ф. Ницше как философский миф - Концепция «вечного возвращения»

Подходы к концепции

Рассматривая идею вечного возвращения можно отметить, что Ницше выделял в ней несколько уровней и подходов к ее пониманию и содержанию:

  • физикалистский,
  • трансцендентный,
  • экзистенциальный.

Физикалистский подход предполагал попытку научного обоснования идеи вечного возвращения. Для его осуществления Ницше опирался на ряд предпосылок:

  • реальность находится в процессе бесконечного изменения и становления,
  • время есть объективная реальность, в то время как пространство и материя – субъективные ощущения,
  • пространство и энергия – конечные величины.

Из этих предпосылок он делает выводы о том, что поскольку количество материи конечно, а время ее существования бесконечно, то она не способна бесконечно изменяться во времени принимая все новые и новые формы, поскольку это требовало бы постоянно растущего количества энергии, а она ограничена.

Соответственно есть два выхода – либо нахождение некоего равновесного состояния, либо повторение уже существовавших форм реализации материи.

Но поскольку наличие динамики и изменения в настоящий момент противоречат идее установления состояния покоя – ибо будь такая точка возможна, она уже установилась бы и длилась бесконечно, то остается лишь принять идею о вечном возвращении, ибо динамизм наличного мига ни коим образом ее не отрицает.

Трансцендентное осмысление идеи вечного возвращения самим Ницше вступает в полное противоречие с ее физикалистическим обоснованием. Оторвавшись от конкретно-материалистического, наукоподобного объяснения Ницше пишет о том, что вечное возвращение не подобно круговому или циклическому, при котором каждый элемент события повторяется точь-в-точь.

Вечное возвращение – это то, что относится к миру в самом общем его понимании, это сущность его существования, но не закон и не цель, поскольку человеку не дано постигнуть законов мира, ибо любой закон который открывает для себя человечество – это лишь его частный произвол, иллюзия относительно мирового порядка, которая становится догмой.

Целей же и вовсе не существует, согласно положениям его метафизического нигилизма.

Вечное возвращение с позиции трансцеденции предполагает вечное нахождение мира в состоянии хаоса, неопределенности, при котором каждое действие содержит в себе отражение всех существующих и когда-либо существовавших действий, поскольку обусловлено ими.

Экзистенциальное понимание вечного возвращения и сверхчеловек

Рассматривая идею вечного возвращения с экзистенциальных позиций Ницше приходит в ужас, и предполагает, что также ее должны воспринять и другие.

Прежде всего вечное возвращение означает, что для человечества разрушены все спасительные иллюзии о загробном мире, рае и аде, боге, воздаянии после смерти или хотя бы спасительном ничто и полном исчезновении личности у нерелигиозных граждан.

Жизнь бесконечна, она будет повторяться вновь и вновь и человек, каждый человек никогда не обретет от нее освобождения.

Для малых людей, обладающих философией рабов, которые рассматривают жизнь через призму борьбы и страдания – вечное возвращение — это настоящее наказание, ведь все ужасы их жизни им придется переживать бесчисленное количество раз. Однако Ницше формулирует и альтернативу – представление о сверхчеловеке.

Сверхчеловек – это тот, кто смог сказать жизни да. Отказаться от морали рабов, направленной на удовлетворение своих прихотей и подчинение окружающего, отказаться от нужды во внешних авторитетах, целях и ценностях, осознать всю бессмысленность и пустоту окружающего бытия, и увидеть в ней не отчаяние, а наоборот безграничную свободу.

Сверхчеловек подчинен идеалу аскетизма. Его свобода направлена не во вне, а внутрь. Он использует волю к власти для подчинения самого себя тем правилам, которые он сочтет нужным, а не для подчинения им других. Его жизнь – это не противоборство с другими, а вечное творчество, преобразование себя и мира.

По этой причине сверхчеловек не должен страшиться идеи вечного возвращения. Напротив, для него она означает эпоху вечного могущества, бесконечного творческого экстаза в котором он становится по настоящему великим.

Идея вечного возвращения Ницше

Как пишет Милан Кундера в начале своего самого знаменитого романа, «идея вечного возвращения загадочна, и Ницше поверг ею в замешательство прочих философов». Concepture рассказывает об этой труднообъяснимой идее в рамках курса, посвященного ключевым концептам философии Фридриха Ницше.

Согласно записи сделанной им в работе «Ecce homo», впервые идея вечного возвращения посетила, а точнее озарила его в начале августа 1881 года в местечке Зильс-Мария в Швейцарии. В этот момент совпало физическое внешнее и идейно-внутреннее состояния, в которых находился Ницше. 6500 футов над уровнем моря и «6000 футов по ту сторону человека и времени». 

Озарение Ницше Гегель бы назвал «дурной бесконечностью». Но одно дело, когда дурная бесконечность – это логическая регрессия, и другое – когда это некая пронзительная ревеляция (откровение). Идея вечного возвращения выводится из следующего рассуждения: все сущее представляет собой комбинации различных элементов.

Поскольку число элементов ограничено, рано или поздно комбинации начнут повторяться. И так без конца.

Ницше открылось, что через какое-то количество лет человек, во всем похожий на него (вновь повторившийся Ницше), переживет и претерпит то же самое. Его ум так же пронзит идея Вечного Возвращения.

Подобное рано или поздно произойдет со всем сущим. Каждое явление в будущем неоднократно повторится.

Если вспомнить полемический задор Ницше по отношению к религиям, утверждавшим существование некоего второго мира (идеальной реальности), в который человек мог попасть после смерти, идею Вечного Возвращения можно трактовать как очередной антитеологический аргумент ницшеанской философии.

Вечное Возвращение отрицает любые варианты спасения, надежду на небесную жизнь и вообще какое-либо утешение. Однако, как и в случае со всеми остальными идеями Ницше, Вечное Возвращение, будучи амбивалентным, содержит и позитивный момент. А именно – безапелляционное утверждение ценности и основательности каждого момента жизни, как непреходящего.

Если рассматривать идею вечного возвращения как концепт, приобретающий собственное значение только в контексте с другими понятиями ницшеанской философии, можно вслед за Хайдеггером сказать, что вечное возвращение – это то, как Ницше мыслил способ бытия сущего. Напомним, что под бытием Ницше понимал волю к власти (еще одно ключевое понятие, которое мы рассмотрим в одной из следующих статей). Хайдеггер выявил, что сущностью воли к власти является воля к воле.

Другими словами, воля волит только властвование над собой и не удовлетворяется никакой другой властью. Воля в своем волении замыкается на себе самой, образуя круг. Она постоянно возвращается к себе.

Образом чистейшей воли к власти, по мысли Хайдеггера, является ницшеанский сверхчеловек.

Если ретроспективно соотнести идею вечного возвращения с философскими идеями древности, можно обнаружить ее сходство и даже параллелизм с экпирозисом и диакосмезисом Гераклита (сгорание Вселенной в огне и ее возрождение из пламени), апокалипсисом и апокатастасисом Оригена (уничтожение Вселенной в конце времен и ее последующее восстановление), с идеями орфиков и пифагорейцев о циклическом характере времени. Элиаде склонен расценивать ницшевскую идею как реактулизацию индоевропейской мифологемы «круга-времени».

А всем, кто считает идею Ницше неоригинальной, возражает французский философ Жиль Делез: «Разве бы мог Ницше считать свою мысль «чудодейственной», если бы он просто повторил хорошо известные циклы древних?» Этот экстравагантный мыслитель убежден, что мысль Ницше гораздо сложнее и глубже простой идеи о кругообразном движении бытия. Делез отмечает, что «важно избегать смешения вечного возвращения и возвращения «того же самого».

Миф вечного возвращения, его значение в философии Ницше

Миф вечного возвращения – все возвращается на круги своя. Мы ответственны за свои поступки, т.к. нам все вернется.

ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ — один из основополагающих концептов философии жизни Ницше, используемый им для обозначения высшей формы утверждения жизни, того, как, должно существовать бытие сущего, способ бытия этого сущего.

Историю зарождения этой идеи точно датировал сам Ницше, сообщая время и место, когда она ему явилась — в августе 1881 во время пути из швейцарской деревушки Сильс-Мариа в Сильвапланд, когда он присел отдохнуть у пирамидальной скалы.

Именно в это мгновение его озарила мысль, появление которой он, подобно мистику, предчувствовал последние несколько дней, и которую он характеризовал как «высшую формулу утверждения, которая вообще может быть достигнута».

Время в его бесконечном течении, в определенные периоды, должно с неизбежностью повторять одинаковое положение вещей. Идея В.В. означала для Ницше в этот момент возможность повторения всякого явления; через бесконечное, неограниченное, непредвидимое количество лет человек, во всем похожий на Ницше, сидя также, в тени скалы, найдет ту же мысль, которая будет являться ему бесчисленное количество раз.

Это должно было исключить всякую надежду на небесную жизнь и какое-либо утешение. Однако, несмотря на всю ее безжалостность, эта идея, по мысли Ницше, в то же время облагораживает и одухотворяет каждую минуту жизни, придавая непреходящий характер любому ее мгновению, непреходящему в силу его В.В.

«Пусть все беспрерывно возвращается. Это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном возвращении — высшая точка мышления!».

Для обычных людей — мысль о В.В. пугающая, так как они не в силах вынести вечную повторяемость жизни: «Слабый ищет в жизни смысла, цели, задачи, предустановленного порядка; сильному она должна служить материалом для творчества его воли. Сильный любит нелепость жизни и радостно приемлет свою судьбу».

В этом смысле идея В.В. есть конкретное выражение и своего рода художественный символ приятия Жизни, устремлением к заданному нами самими самим себе идеалу. Речь идет о приятии жизни, какой бы она ни была, ибо данная нам в вечности, она претворяется в радость и желание ее В.В.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Джон Остин, английский философ, представитель лингвистической философии
  2. Материализм и идеализм
  3. Философские исследования в современной России
  4. Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века
  5. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
  6. Эстетика Шеллинга
  7. Разумная душа – ее смертность и бессмертие в арабо-исламской философии
  8. Возможность и действительность
  9. Джордано Бруно, итальянский философ – пантеист
  10. Часть и целое в философии