Для связи в whatsapp +905441085890

Концептуальные идеи русского национального воспитания и педагогики (XVII-начало XX века)

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Человек, культура и образование на современном этапе
  2. Новые парадигмы образования
  3. Переход на Болонскую систему образования. Плюсы и минусы
  4. Системы образования за рубежом (любая страна на выбор)
  5. Европейская философия и классические педагогические системы нового времени
  6. Национальный идеал в образовании России 19 века
  7. Основные тенденции развития образования в современном мире
  8. Инновационные педагогические технологии
  9. Педагогическая технология В.М. Монахова
  10. Вклад А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в развитие российской педагогики

Введение

Актуальность темы исследования. Идея русской национальной школы была представлена известными педагогами второй половины 19 века — начала 21 века: П.П. Блонский, Г.Н. Волков, С.И. Гессен, И.Ф. Гончаров, В.Н. Сорока-Росинский, В.Ю. Кузнецов, В.В. Стоюнин, К.Д. Ушинский.

На современном этапе развития России образование играет ключевую роль в сохранении нации и обеспечении устойчивого и динамичного развития российского общества. Школе отводится роль сохранения, развития и распространения национальных традиций. Реализация этой цели требует создания целостной системы образования, «способной на основе патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач сохранения социально-экономической стабильности, укрепления единства и дружбы народов Российской Федерации.» Присоединение России к мировому сообществу требует решения проблемы соотношения международных и национальных интересов, укрепления системы национального государства и сохранения национальной идентичности России. Поэтому актуальной становится задача патриотического воспитания на основе сохранения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к истории и культуре народов России. В современной педагогической практике появляются «русские национальные школы». Их опыт требует решения ряда сложных задач, таких как определение характеристик данного типа учебного заведения, организация в нем образовательного процесса, прогнозирование результатов педагогической деятельности. Для успешной реализации идеи русской национальной школы на практике необходимо использовать теоретический и практический материал, предоставленный представителями педагогической и общественной мысли второй половины XIX — начала XXI в. Анализ историко-педагогической и современной педагогической литературы позволяет выявить противоречие между практической необходимостью дальнейшей реализации идеи русской национальной школы в российском образовании и недостаточной ее историко-педагогической и научно-теоретической разработанностью.

Научная проблема. В чем суть идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX — начала XXI века, особенности ее развития и реализации в практике национального образования?

Объект исследования. Концепции русской национальной школы.

Объект исследования. Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике во второй половине 19 — начале 21 века.

Цель. Раскрыть теоретические основы русской школы второй половины 19 века — начала 21 века.

Цель:

  1. Определите суть идеи русской школы;
  2. Охарактеризуйте его развитие со второй половины 19 века до начала 21 века;
  3. Назовите содержательную особенность различных типов русской национальной школы;
  4. Выявить отличительные черты современной российской школы 21 века.

Научная новизна:

  • Суть идеи русской национальной школы раскрывается как стремление общественно-политических и социально-педагогических сил России усилить национальный компонент в национальной системе образования;
  • Содержание понятия «русская школа» раскрывается на основе взглядов видных представителей отечественной педагогики, деятелей различных прогрессивных общественно-политических сил России второй половины 19 — начала 21 века.

Теоретическая значимость исследования. Историко-педагогический анализ роли идеи русской национальной школы в национальном воспитании помогает понять необходимость национального воспитания в системе российского образования; создает условия для более эффективного взаимоотношения русского национального и поликультурного образования; вносит вклад в теорию и практику патриотического и гражданского воспитания в современной школе.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования мотивируют создание авторских программ по реализации идеи российской школы на практике; способствуют развитию опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений; уточняют и углубляют соответствующие темы в учебных курсах педагогики в специальных учебных заведениях.

Методы исследования:

  • Анализ литературы;
  • Интервью;
  • Обобщение опыта учителей;
  • Наблюдение.

Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIX веке

На проявление патриотизма в России и формирование национального воспитания в XIX веке повлияла европеизация общества в период правления Петра I. Любой человек, поддерживающий его преобразования, должен был стать западником, а западник считался одним из проявлений патриотизма. Но вместо синтеза русской и западной культуры, их взаимного обогащения, произошло отторжение отечественной культуры. Среди русских людей стали появляться те, кто испытывал презрение к своей родине, презрение к ее культуре. Это явление стало причиной того, что в последующую эпоху прогрессивная педагогическая мысль продвигала идеи создания самобытной национальной школы, готовящей национальные кадры.

Предвестником формирования нового направления в образовании XIX века стал М.В. Ломоносов, который впервые выдвинул идею создания в России национальной демократической культуры и науки, выступал за просвещение народа. Основными принципами, которые легли в основу педагогической теории Ломоносова и которые затем определили развитие отечественного направления в образовании, были: Народничество, гуманизм, демократия, высокая человеческая мораль, практичность.

Центральной идеей в развитии национального направления образования в девятнадцатом веке была идея национальности. Само понятие «национальность» было впервые предложено в 1833 году С.С. Уваровым в связи с идеологией «Православие, самодержавие, народность», основные принципы которой он изложил в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, которыми руководствуется Министерство народного просвещения», когда занял пост министра народного просвещения. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие необходимы для существования России. Народность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние.

В литературе идея народности впервые была подчеркнута В.Г. Белинским. Он сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к родному краю. В произведениях Пушкина, Крылова, Гоголя и других великих писателей России учитель видел живое проявление русской национальности и благородного патриотизма. Он призвал формировать в детях положительные качества, присущие русскому народу — смелость, находчивость, храбрость духа, трудолюбие.

Одним из важных условий перестройки системы образования в соответствии с идеей национальности педагоги считают изучение национальных особенностей русского народа с учетом его нужд и потребностей в данный период времени. Идея национальности подразумевает опору в первую очередь на человеческие чувства, а не на разум. «Чувства предшествуют знанию; тот, кто не чувствует истины, не понял ее и не познал. Под народным образованием К. Д. Ушинский понимает такое образование, которое создается самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и качества, культура, географические и природные условия определяют направленность образования с его ценностями и идеалами. К. Д. Ушинский рассматривал идею народности как одну из основ народного образования. Он видел ее суть в любви к родине. «…Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могучую опору в борьбе с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» Ушинский считал, что подрастающие поколения необходимо воспитывать на основе национального идеала, который меняется со временем. Ушинский также связывал науку и христианство с основами образования. Истины науки рассматривались как средство повышения гражданского самосознания человека. Он считал знание психологии, истории и законов природы необходимым для развития общественной жизни. По мнению Ушинского, христианство было идеалом совершенства. Она обозначила высшую цель всякого образования: служить идее истинного и доброго, идее цивилизации, государства и народа.

«Главная роль в воспитании отдельного человека и гражданина принадлежала патриотическому, нравственному и правовому воспитанию, которые считались взаимосвязанными и взаимозависимыми.»

Забегая вперед, можно сказать, что В.Н. Сорока-Росинский, во многом разделявший взгляды К.Д. Ушинского, понимал понятие национальности в двух значениях: 1) как «определенную национальную индивидуальность, … как личность со свойственной ей физиономией»; 2) «нация», «народ» понимаются им как идея. Он видит смысл жизни народа в его развитии, в реализации его способностей, скрытых творческих сил. Поскольку истинным желанием и стремлением русского народа было освобождение от крепостного права, идея народности приобрела антисербскую направленность. По мнению В. Н. Сороки-Росинского и других педагогов, возникновение этой идеи было вызвано также процессом демократизации общества, который привел к широкому разделению двух классов — интеллигенции и народа. Культура этих классов отличалась скорее качественно, чем количественно; «возможно, мы действительно имеем дело с двумя людьми, выросшими в разных культурах, имеющими разные истории, … разные привычки и идеалы. Демократизация общества привела к процессу деклассификации, потере укорененности части населения. V. Решение этой проблемы Н. Сорока-Росинский возложил на школу, основанную на идее национальности.

Патриотизм считался основой национальности, качеством, укоренившимся в сердце каждого русского человека. Нравственное воспитание личности в первую очередь было направлено на благосостояние народа, выполнение долга перед отечеством.

Одной из важнейших особенностей российских школьных педагогов является учет особенностей российской культуры и исторического фона при планировании уроков. В.Я. Стоюнин утверждал: «Дело школы можно рассматривать только в контексте всех условий жизни того народа, для которого она предназначена» Одного образования, сложности недостаточно, чтобы называться культурным человеком. По-настоящему культурный человек должен иметь в себе что-то вроде культа. Идея народности К.Д. Ушинского предполагает, что главной целью образования в русской школе должна быть культура, чтобы русский человек не оказался на месте одного из описанных педагогом профессоров, который, посетив чужую страну, подвергался ряду вопросов о своей стране и не знал, как на них ответить.

Основную проблему образования в российской школе видит В.Ю. Бабанский. Стоюнина в отсутствии общей цели, идеи, которая объединила бы все школьные предметы. В интересах каждого учителя передать как можно больше знаний по своему предмету; но у него нет той общей идеи, которая удерживала бы его в строгих рамках, установленных решенным вопросом — «Что необходимо для образования?». V.Y. Стоюнин утверждал, что огромное количество фактов, формул, имен, преподаваемых студентам без определенной логики, не позволяет им делать правильные выводы в отношении жизненных вопросов. Студентов не учат применять материал из книг к окружающей их действительности и делать правильные выводы для жизни. Педагог считает, что школа должна быть разделена на низшую, среднюю и высшую ступени; они должны быть объединены идеалом, который отличается только степенью его реализации на каждой ступени. Между уровнями должна быть преемственность. Все предметы должны иметь одну и ту же цель: предоставить доступный материал для всех возрастов, на основе которого ученики смогут развить свое понимание природы и человека. Для того чтобы приобрести эти знания, студент должен работать самостоятельно. К. Д. Ушинский говорит о связи «трех элементов школы» — администрации, обучения и воспитания. Он считает, что действия учителя и воспитателя должны быть тесно взаимосвязаны и направлены на один результат. Примером такого тесного взаимодействия являются старые английские школы, где образование основано на личности педагога; он должен быть образцом для подражания для учеников. «Главный педагог должен быть главным учителем и преподавать самый воспитывающий, центральный предмет, вокруг которого группируются все остальные». К. Д. Ушинский также утверждает, что необходимо избегать разделения предметов между учителями и педагогических задач между разными людьми, так как это приносит только вред.

При разработке содержательного компонента обучения педагоги уделяли большое внимание преимущественному изучению родного края. «Мы твердо убеждены, что плохое состояние наших финансов, частые неудачи наших крупных производств, провал многих наших административных мер и т.д.- все эти разъедающие нас пороки гораздо больше зависят от нашего незнания нашего отечества, чем от незнания древних языков». Заслуга К. Д. Ушинского состояла в том, что он разработал направление краеведения, которое трактуется как преподавание географии на местном материале и составляет основу современного краеведения. Он считал природу великим учителем и одним из важнейших воспитательных факторов. Он настаивал на широком использовании в образовании методов наблюдения и экскурсий, что соответствовало созерцательности как духовной характеристике русских.

Огромное значение литературы подчеркивали несколько педагогов. К. Д. Ушинский отмечал, что она заставляет любить нравственный поступок, чувство, мысль. Н.Ф. Бунаков говорил о ее роли в пробуждении гражданских чувств: сочувствия к другим людям, заботы о них, уважения их достоинства, преданности Отечеству, мужества, героизма. V. И. Водовозов отмечал, что литература связана с реальной жизнью, раскрывает особенности родного народа, его языка и культуры. В. П. Острогорский видел роль литературы в соединении молодежи с родиной и человечеством. Тенденция «учительства» в древнерусской литературе продолжила идею народности в образовании, отразила извечное стремление отечественной педагогики не столько учить, сколько воспитывать. (П. Ф. Каптерев).

Согласно программе начальной школы, разработанной К. Д. Ушинским, родной язык стал объединяющим средством отдельных знаний по истории и географии родного края, его природе. Изучение предметов родного края формировало у учеников чувство общественного долга.

Большое значение имело изучение общественного строя, обычаев, духовного и нравственного развития эпохи, характера людей, ремесел и других отраслей промышленности, подвигов путешественников и результатов их открытий.

Последователи Д.К. Ушинского сходились во мнении, что нравственное развитие ученика, позволяющее ему самостоятельно учиться, приобретать знания и самосовершенствоваться, важнее его духовного развития. Духовное развитие проявлялось в формировании более глубоких моральных понятий.

Заключение. Идея русской школы возникла на основе идеи народности, которая появилась в России в XIX веке. Причиной его появления стала демократизация общества, переход от феодального строя к капиталистическому. Сущность идеи народничества, которую в этот период наиболее полно раскрывает К.Д. Ушинский, выражается учителями в вере в могучие духовные силы народа, его энергию, способность преобразовать экономическую и культурную ситуацию в стране. Помимо идеи народничества педагоги этого времени выделяли следующие основные черты русской школы: учет особенностей русской культуры и исторического прошлого при планировании занятий; наличие единой цели, связывающей все предметы; связь школы с жизнью, творчеством людей; слияние целей русской школы с общими целями народа, государства.

Особенности русской школы конца XIX — начала XX века

В этот период идея Д. К. Ушинского о национальности под влиянием буржуазного национал-патриотизма в новых условиях трансформировалась в проблему национальной школы, определяющей гражданина как члена нации и патриота, способного к самобытному национально-культурному творчеству. Г. Роков и Н. Румянцев рассматривали понятия «национальное» и «патриотическое» во взаимосвязи и даже обобщили их в концепции «национально-патриотического воспитания», в задачу которого входило развитие социальных чувств народа и исключение его вражды к другим нациям. В основе модели национально-патриотического воспитания лежала гуманная парадигма. Педагоги, в том числе П. П. Блонский, разделяли взгляды Ушинского о том, что система народного образования должна принимать человека как высшую ценность.

P. П. Блонский выступал за организацию национальной школы и национального образования. П. П. Блонский стал автором концепции рабочей школы. Она предполагала, что учащиеся приобретают знания в процессе трудовой деятельности и отношений людей с окружающим природным миром. Основной принцип начальной школы по П. П. Блонскому: начальная школа должна создавать нравственно автономную личность не через авторитет кого-либо, а через упражнения в творчестве, способствуя тем самым развитию способности к самоопределению. «Начальная школа — место рациональной организации самообразования, творец новой русской жизни» Центральная тема новой школы — общественная и трудовая жизнь. Образование строится в соответствии с этапами развития ребенка. Дети познают окружающий мир по концентрическому принципу: сначала окружающий мир, затем домашняя школа, семья, родной район, родина. В каждом из этих циклов есть много тем, в которых дети могут активно участвовать. Из последнего цикла тем, связанных с родной землей, вытекает идея национального воспитания. О. П. Блонский рассматривает этот предметный цикл как переходный этап от начальной школы к приобщению к общечеловеческой культуре. «Путь к универсальной культуре лежит через национальное образование, а расширение человеческого «я» должно происходить по концентрическим кругам. Каждый из предметных циклов должен быть направлен на развитие способного социального работника. Этого можно добиться, только занимаясь с ребенком социальной работой с самого начала его обучения. В первую очередь это практикуется в стенах школы. В связи с этим П. П. Блонский настаивает на самоуправлении школы и совершенствовании школы. Второй цикл упражнений соответствует следующему предметному циклу — работа в семье. «Мы задаем детям ряд вопросов: «Что и как я делаю дома?», «Как я могу помочь маме?», «Какую пользу я могу принести отцу?»… и т.д.». Тогда сфера деятельности ребенка расширяется. Он становится участником культурной и профессиональной жизни деревни или города. Для деревенского ребенка эта работа выполняется просто: Работа на школьной грядке и в поле с записью наблюдений; затем рукоделие в семье; воссоздание крестьянской жизни через рисование, лепку и драматизацию. Городские дети также знакомятся с работой своих отцов. По словам П.П. Блонского, гончарное дело и лепка из кирпича — необходимые первые занятия ребенка; так же и элементарное машинное обучение. Педагог подчеркивала, что ручной труд должен быть не отдельным предметом, а естественной частью трудовой жизни ребенка. О. П. Блонский также настаивает на том, что в школе необходим курс домоводства. Он связывает его с курсом гражданского воспитания и предлагает разделить его на две части. Первая часть описывает органы государства и общества (парламент, министерство, суд и т.д.), а вторая часть посвящена общественной морали. Темы второго курса должны рассматриваться в связи с вопросами их возможной реализации на практике.

П.П. Блонский, как и К.Д. Ушинский, обращает внимание на важность личности учителя в процессе воспитания и обучения в новой русской школе. Педагог разрабатывает генетический метод развития детей и считает его единственным способом органического развития детского сознания. Согласно этому методу, дети должны быть готовы осознать истины, которым их учат в школе, а это условие часто не соблюдается. Мир для ребенка — это непосредственно воспринимаемая реальность. «Учить ребенка — не значит давать ему нашу правду, а развивать его собственную правду в нашу» По мнению П.П. Блонского, исходным пунктом обучения является детское, народное и древнее научное и художественное творчество. Педагог считает, что детское сознание всегда было ближе к народу и древности. Генетический метод воспитывает ребенка культуры, человека, преданного своему народу. Суть метода можно кратко выразить так: «Если ребенок не думает и не чувствует как ребенок, не пережил древнего и народного искусства, которое ему близко, он впоследствии не сможет самостоятельно думать и чувствовать как взрослый».

Заключение. В этот период идея русской школы рассматривалась как проблема национальной школы. Наиболее ярким ее представителем является П. П. Блонский, разработавший концепцию рабочей народной школы. Эта школа была призвана воспитать независимую, творческую личность, способную к самоопределению. Педагог посчитал возможным достичь этой цели с помощью генетического метода. Суть заключается в доступности и выполнимости предмета для детей.

Особенности российской школы в советский и постсоветский период

В развитии концепций национальных школ в описанный выше период существовало два направления: Сторонники первого фокусировались на особенностях национального характера, сторонники второго — на изменении содержания учебной программы и методов обучения. Анализируя концепции национальной школы, В. Н. Сорока-Росинский выделил недостатки двух направлений. Недостатком первого было то, что не существует четкого определения национального характера как такового, а вопрос о положительных и отрицательных качествах русского характера является спорным. А второе направление может превратить национальное чувство школьников в националистическое. Он считал, что национальная школа должна соответствовать условиям времени, чтобы подготовить гражданина, соответствующего российской действительности и способного меняться к лучшему. Как уже упоминалось выше, идею К.Д. Ушинского о том, что дух народности должен лежать в основе русской школы, поддержал В.Н. Сорока-Росинский. Сорока-Росинский видел в русской культуре главный инструмент образования и воспитания, а в ней — средство привыкания к национальному и народному единству. Он считал, что наша обычная школа «должна стать и быть русской национальной школой». С. И. Гессен утверждал, что на самом деле говорить о национальном воспитании так же неправильно, как и о воспитании личности, поскольку личность — это «естественный плод воспитания», который ведет человека к сверхличным целям, сохраняя его внутреннюю свободу. В своих трудах он также говорил, что национальное образование — это не особое направление в образовании, а просто хороший вид образования. С.И. Гессе трактует нацию как «объект нашего творческого стремления», в котором нет и не может быть противопоставления между личностью — нацией — человечеством. «Истинно национальным, действительно созидающим и не разрушающим нацию будет только хорошо применяемое нравственное, научное и художественное воспитание, даже если оно специально не занимается развитием национального чувства.»

В постсоветский период, в связи с изменением политического положения нашего государства в мире, изменились и цели образования. Образование теперь осуществлялось в свете гражданских прав и свобод человека. Гражданское образование стало важным направлением. Некоторые педагоги, в том числе И.Ф. Гончаров, обращаются к национальной идее. Он представляет основную модель гражданина России, а не мира; важнейшей задачей педагога признает воспитание патриотизма. Он называет русский патриотизм определяющим принципом национальной школы. Школа призвана нести единство российским народам. «Создание самобытной национальной культуры при принятии культур других стран, стремление к доброму единству диктует третий принцип русской школы — принцип всемирного взаимоуважения и духовного обогащения.» Неотъемлемой чертой школы будущего является ее открытость к культуре. И.Ф. Гончаров говорит, что не надо возрождать старую, добольшевистскую школу, в которой было много ошибок, а надо создавать новую русскую школу. Он считает, что сейчас все школы мира находятся в кризисе, и выход из него он видит в образовании. Проанализировав историю нашей школы, он приходит к выводу, что «всеопределяющей государственно-национальной идеей является воспитание в молодом поколении русскости в высшем смысле этого слова».

Многие современные педагоги опираются на прогрессивный опыт народной педагогики. Один из них — Г. А. Волков, который стал основателем этнопедагогики. Предметом этнопедагогики является народная педагогика, педагогика природы и жизни, демократическая и гуманистическая. Этнопедагогика дает возможность использовать народную педагогику в современных условиях. Научно обоснованный К. Д. Ушинским принцип народности как священный принцип народного воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайное значение. Этнопедагогика собирает и исследует опыт этнических групп на основе их многовековых традиций. Эта педагогика делает доступным для педагогов образовательный опыт многих народов. Традиционная педагогика устанавливает программу совершенствования человека. Цель образования — стремление к идеалу нации. Важную роль играет семья. Работа — это основа народного образования. Для традиционной культуры характерна идея самоотверженного труда, приносящего радость человеку и окружающим его людям. О человеке судят по результатам его работы. Следует уважать труд, как свой, так и чужой. Моральные нормы, обычаи и общественное мнение регулируют поведение. Народная педагогика — это форма самообразования общества. Ведущим методом воспитания является пример родителей. Средствами воспитания являются народные традиции и предания, саги, мифы, легенды, пословицы, песни, игры, ремесла и природа. Образовательные факторы — это язык, слова, общение, природа и религия). По мнению Г. А. Волкова, этнопедагогическая школа должна обладать следующими характеристиками:

  • Приоритет русского языка;
  • Рассмотрение национальных, интеллектуальных и этических традиций;
  • Фольклор как предмет изучения;
  • обучение народным ремеслам, праздничному искусству, играм;
  • Имитация образа жизни народа с учетом региональных условий;
  • Установление тесных связей с семьей;
  • Репрезентация культурного типа русского человека и возрождение образа национального героя в преподавании истории и литературы;
  • усиление воспитательной роли труда;
  • направленность внеклассной воспитательной работы на оформление культурно-этической идентичности школьника.

Заключение. В советский период, где одними из главных выразителей идей русской школы были Н.В. Сорока-Росинки и С.И. Гессен, применение идей русской школы рассматривается как необходимое условие обучения во всех российских школах. Национальная ориентация образования, по мнению педагогов, должна стать приоритетной. В постсоветский период национальное образование становится средством достижения единства народов. Одной из особенностей теорий, разработанных по данной проблеме, является открытость к культуре. Существует новое направление в образовании, известное как этнопедагогика.

Описание опыта апробации идей российской школы в образовательных учреждениях Российской Федерации

Апробация обсуждаемой идеи была проведена О. В. Лебедевой в заводской школе Лузского района Кировской области в старших и средних классах в начале 1990-х годов. Она разработала цикл внеклассных мероприятий, целью которых было формирование у молодежи национального достоинства и уважения к русскому народу. Содержание предлагаемых форм внеклассной работы органически связано с содержанием учебного материала и в определенной степени компенсирует и исправляет недостатки образовательного процесса в этой области.

Цикл включает в себя несколько внеклассных мероприятий для молодежи.

  • Методические разработки уроков по русскому народному творчеству;
  • Мероприятия, посвященные героизму «Галерея портретов народных героев», «Рисованный фильм «Богатыри земли русской». Их задача показать живительную силу русского народа, раскрыть такие качества русского характера, как любовь к Отечеству, национальное достоинство, самоотверженность, мужество, свободолюбие, трудолюбие, настойчивость, доброжелательность, неподкупность, отзывчивость; способствовать их воспитанию в учащихся.
  • Мероприятия, связанные с народным искусством и ремеслами «Выездная экскурсия на выставку «Народное искусство и ремесла», «Аукцион народного искусства и ремесел». Эти мероприятия позволяют обратиться к истокам русского народа и способствуют раскрытию таких качеств, как трудолюбие, оптимизм, бережливость, юмор, потребность русского народа «строить жизнь по законам красоты»; способствуют формированию у учащихся духовно-нравственных качеств, чувства национальной гордости, высокого художественного вкуса, художественно-творческих способностей; способствуют развитию интереса и потребности использовать в своей жизни русские народные традиции и обычаи; способствуют воспитанию уважения и любви к своей семье.
  • Мероприятия, посвященные русским традициям, цикл лекций и игра «Поле чудес» на тему «Русские народные традиции, обычаи и обряды», а также «Фольклорный фестиваль», «Карнавал» и «Праздник русской березы». Они приобщают учащихся к национальной культуре, развивают художественный вкус, чувство уважения к русскому народу и национальной гордости. «Праздник русской березки» призван познакомить учащихся с национальным праздником Семик, показать значимость обрядовых действий, духовную красоту народа, его отношение к природе, способствовать формированию уважения и любви к русскому народу.
  • «Игра-путешествие в мир народного искусства» направлена на систематизацию знаний, учащихся о народном искусстве, способствует формированию интереса к устному и художественному творчеству народа, развитию воображения, находчивости, художественно-творческих способностей.
  • «Пять минут поэзии» вводит учащихся в мир русской поэзии, способствует формированию потребности и культуры общения с поэзией, нравственных и духовных качеств личности.

Исследовательская работа проводилась Гавриловой Е.П. в школе № 49 г. Ижевска в 4 «А» и 4 «Б» классах в 2007 г. Работа проводилась в форме обучения, уроков и развлечений. Тема исследования:

Влияние русского музыкального фольклора на нравственное воспитание учащихся младших классов. Целью работы было формирование нравственного поведения у детей младшего школьного возраста, включая средства народной педагогики в образовательный процесс. Анализируя планы уроков учителей начальной школы и учителя музыки, было выявлено, что в этой школе большое внимание уделяется нравственному и эстетическому воспитанию детей. Но, говоря о знаниях детей в области народного творчества, в ходе беседы с детьми выяснилось, что они передавали русские народные сказки, песни и т.д., но не придавали никакого значения их народному происхождению. Для того чтобы выяснить их знания в области русского народного искусства, был проведен исследовательский

эксперимент, в ходе которого было установлено, что дети знали русские народные песни, разученные на уроках музыки, могли назвать две-три русские сказки, но не видели разницы между русскими народными инструментами и инструментами других народов, путали авторские сказки, песни с народными, не могли назвать русские имена, блюда, игры и т.д.

Этот эксперимент был проведен Е.П. Гавриловой в конце учебного года в классах З «А» и «Б». В течение следующего года велась работа по развитию нравственной культуры учащихся этих классов, для чего была разработана программа внедрения уроков нравственной культуры средствами народной педагогики.

В четвертом классе третья четверть посвящена карнавалу. Так, Е.П. Гаврилова провела урок игры на русских народных инструментах, урок «Масленица» и праздник «Масленичная неделя». Во время урока детям рассказывали русские народные песни и игры, они учились играть на народных инструментах. Такие занятия развивают язык, память, мышление, музыкальные навыки, что способствует интеллектуальному и творческому развитию.

После занятий был проведен тест. Ребята отлично ответили на вопросы теста, хотя были и небольшие ошибки. Ошибка была в том, что имена были не исконно русские, а те, которые обычно считаются русскими, например: Михаил, Дарья, Иван и т.д. На следующий день Е. П. Гаврилова проведет небольшую дискуссию на тему «Русские имена», где домашним заданием было найти материал о своем имени. Обсуждение прошло успешно, вы узнали значение имен всех детей в классе и получили представление о том, откуда происходят названия других стран в России.

Заключение. Эти примеры показывают, что воспитание основных черт, предписанных российской школой, таких как национальность, обращение к культуре своей этнической группы, любовь к Родине, успешно осуществляется на практике с помощью народных праздников, мероприятий на краеведческие темы.

Заключение

В результате исследования можно сделать выводы, что основой идеи русской школы стала идея народности, возникшая в XIX веке. Причиной его появления стала демократизация общества, переход от феодального строя к капиталистическому. Суть идеи народности учителя выражают как веру в могучие духовные силы народа, его энергию, его способность изменить экономическую и культурную ситуацию в стране. К. Д. Ушинский по праву считается «отцом» идеи народности. Помимо идеи народности педагоги XIX века выделяли такие особенности русской школы, как наличие единой цели, связывающей все предметы; учет особенностей русской культуры и исторического прошлого при планировании занятий; слияние целей русской школы с общими целями народа и государства; связь школы с жизнью, творчеством людей.

На рубеже XIX-XX вв. идея русской школы рассматривалась как проблема национальной школы. Наиболее ярким ее представителем является П.П. Блонский, автор программы национальной рабочей школы. Эта школа призвана воспитать независимую, творческую личность, способную к самоопределению. П. П. Блонский был пионером в разработке генетического метода, без которого он не представлял себе существования школы. Суть метода заключается в доступности и целесообразности обучения детей.

В советский период, когда Н.В. Сорока-Росинский и С.И. Гессен были одними из главных представителей идеи русской школы рассматриваются применительно ко всем учебным заведениям. Педагоги этого периода приходят к выводу, что каждая российская школа должна стать национальной. В постсоветский период, представителем которого в нашей работе является И.Ф. Гончаров, национальное образование становится не только способом вывода страны из кризиса, но и средством достижения единства народов. В этот период развития российской школы особое внимание уделяется ее открытости к культуре. Как воплощение идей русской школы, существует новое направление в образовании, известное как этнопедагогика, автором которого является Г. Н. Волков.

Подтверждение вышеизложенных идей на практике показало практическую значимость концепции российской школы. Проводимые внеклассные мероприятия способствовали формированию культурной и этической идентичности студентов; формированию чувства любви и уважения к своей истории, традициям и обычаям, стремления содействовать позитивным изменениям в своей стране. При подборе материалов учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей; была обеспечена максимальная доступность материалов для школьников. Детям были предоставлены широкие возможности для занятий творчеством. И это также является обязательным условием для реализации идей русской школы.

Цель и задачи данного исследования были выполнены. В будущем тема данной работы может быть расширена, а возможности применения различных подходов, основанных на идеях русской школы, могут быть изучены более подробно.

Список литературы

  1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения/В. Г. Белинский. — М.: Педагогика, 1982 г. — 288с.
  2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2-х томах.в В.1[текст]/П.П.Блонский. — М.: Педагогика, 1979. — 304с.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений/ Г. Н. Волков. Н. Волков. — М., 1999.
  4. Вортман Р.С. «Официальная национальность» и национальный миф российской монархии в XIX веке II РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): культурные практики в идеологической перспективе/Р. С. Вортман. — М.: ОГИ, 1999, с. 233-244.
  5. Гаврилова, Е.11. Влияние народно-педагогических традиций на развитие нравственной культуры личности ученика начальной школы. Диссертация, 2007, Ижевск. (Интернет-ресурсы).
  6. Гессен С.И. Проблема народного воспитания // Основы педагогики. Введение в прикладную философию. И. М., 1995. С.332-357.
  7. Гончаров И.Ф. Все будущее России: судьбоносная роль современной школы. 1/Северн. — 2000. Т48. — с.103-122.
  8. Гончаров И.Ф. Живительная сила сокровенной России: // Народное образование. 1997. №8. с. 80-88.
  9. Гончаров И.Ф. Какой должна быть российская школа // Воспитание школьников, 1993. №5. с. 8-12.
  10. Гончаров 14.Ф.. Какой будет российская школа? // Воспитание школьников, 1994. З5. с. 5-10.
  11. Гончаров И.Ф. Школа обгоняющая и восходящая: // Народное образование. 1993. №1. с.12-17.
  12. Гончаров И.Ф. Животворящая идея России: // Север. 1998. №2. С. 105- 113.
  13. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). Учебное пособие для студентов педагогических институтов/С. Ф. Егоров. — Москва, «Просвещение», 1974.
  14. Зонова Г.П. Вятка. Краеведческий сборник/ Г.П. Зонова. — Кировское отделение Волго-Вятского книжного издательства. — Киров, 1972 г. — 128с.
  15. Колеватов, Н.А. Их имена упоминаются пофамильно. Руководство/Н. А. Колеватов. — Волго-Вятское книжное издательство. Кировский филиал, 1973.
  16. Лебедев П.А. Антология педагогической мысли в России в первой половине 19 века. (До реформ 60-х годов)/П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1987 г. — 560 с.
  17. Лебедева О.В. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения школьников: Учебное пособие / О. В. Лебедева. — М.: ТЦ Сфера, 2007 г. — 168с.
  18. Лебедева О.В. Вятский характер: методическое пособие для учителей/ О.В. Лебедева. — Киров: Кировский педагогический институт, 1993. — 80с.
  19. Лебедева О.В. Гражданское образование в России. (Историко-педагогическое исследование)/О. В. Лебедева. — М., 2004. — 242с.
  20. лебедева 0.В. «Я верю в свой народ». Методическое пособие для учителей/ О.В. Лебедева. — Киров, Педагогический институт г. Кирова, 1993 г. — 70с.
  21. Лебедева О.В. Лекция «Этнопедагогический подход в педагогике».
  22. Мансуров В.А. Родина./ В. А. Мансуров, А. И. Лахман. — Киров, Волго-Вятское издательство, Кировское отделение, 1976. 87с.
  23. Ожегина В.Б. Разработка мероприятия «Дети Великой Отечественной войны», Киров, 2007.
  24. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: (Историко-педагогические очерки)/Ф. Г. Паначин. — М.: Педагогика, 1979 г. — 216с.
  25. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения/составитель А.Т.Губко. А.Т.Губко. — M. Педагогика, 1991. -240с.
  26. Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе / В.Я. Кузнецов. Стоюнин II Избранные педагогические сочинения/ М.: АГИЧ РСФСР, 1954.