Для связи в whatsapp +905441085890

Конкретно-научная методология — Понятие научного знания

Знание — это идеальная визуализация в виде обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира в языке.

Функции знания — обобщение разрозненных представлений о естественных законах общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано как устойчивая основа для практических действий.

Знание — это продукт социальной деятельности людей, направленной на изменение действительности. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием, в основе которого лежит отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, называемой практикой. Потребности практики выступают в качестве основной и движущей силы развития познания, его цели. Человек изучает законы природы, чтобы овладеть силами природы и поставить их себе на службу; он изучает законы общества, чтобы в соответствии с ними влиять на ход исторических событий.

Познание вырастает из практики, но затем направляется на практическое управление реальностью. От практики к теории и от теории к практике, от действия к мысли и от мысли к действительности — такова общая схема взаимоотношений человека в окружающей действительности. Практика — это начало, отправная точка и в то же время естественное завершение любого познавательного процесса. Необходимо отметить, что завершенность познания всегда относительна, поскольку в процессе познания, как правило, возникают новые проблемы и новые задачи, которые были подготовлены и поставлены предшествующим развитием научного мышления. В решении этих задач и проблем наука должна опережать практику и тем самым сознательно направлять ее развитие.

В процессе практической деятельности человек разрешает противоречие между существующим положением вещей и потребностями общества. Результатом этой деятельности является удовлетворение социальных потребностей. Это противоречие является источником развития познания и естественно отражается в его диалектике.

Диалектический процесс познания выражается в противоречии между ограниченностью наших знаний и бесконечной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы мнений, которая путем логического доказательства и практической проверки делает возможным установление истины.

Вся наука, все человеческое знание направлено на получение истинного знания, которое правильно отражает реальность. Только истинное научное знание является мощным оружием для изменения реальности, позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие.

В отличие от истинного знания, za1 me — это ложное, иллюзорное знание о мире.

Истинные знания существуют в виде законов, теоретических положений и выводов, доктрин, которые подтверждаются практикой и существуют объективно, независимо от работы и открытий ученых. Поэтому научное знание является объективным. В то же время научное знание может быть относительным и абсолютным. Относительное знание — это знание, которое в целом является верным отображением действительности и характеризуется определенной степенью полноты соответствия образа объекту. Абсолютное знание — это полное, без пробелов отображение обобщенного представления об объекте, обеспечивающее абсолютное соответствие образа объекту. Абсолютное знание не может быть опровергнуто или изменено в будущем.

Следует отметить, что непрерывное развитие практически исключает возможность превращения знания в абсолют, поскольку абсолютность практики позволяет отличить объективно истинное знание от заблуждения.

Диалектический материализм предполагает, что единственным научным критерием познания действительности является социальная практика. Это предполагает не деятельность отдельного человека, не единичный случай воздействия человека на окружающую среду, а опыт всего человечества в его историческом времени:

Сенсорное познание также напрямую связывает человека с окружающей его реальностью. Элементами сенсорного познания являются ощущения, восприятие, представление и воображение.

Восприятие — это отражение мозгом человека свойств предметов или явлений объективного мира, которые действуют на его органы чувств. Восприятие — это отражение человеческим мозгом предметов или явлений в целом и тех, которые действуют на органы чувств в определенный момент времени. Восприятие — это вторичный образ предмета или явления, который не действует на органы чувств человека в данный момент, но обязательно действовал в прошлом. Воображения — это образы, воссозданные из хранящихся в мозгу следов прошлых действий предметов или явлений. Воображение — это сочетание и преобразование различных восприятий в общую картину новых образов.

Рациональное познание дополняет и опережает чувственное, способствует пониманию природы процессов, раскрывает закономерности развития. Формой рационального познания является абстрактное мышление.

Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинно-следственных связей и закономерных отношений между предметами или явлениями. Опосредованная природа мышления. Опосредованный характер мышления заключается в проникновении человека в скрытые свойства, связи и отношения предметов, доступных органам чувств; человек познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и опосредованно, усваивая ее в процессе общения с другими людьми. Мысль неотделима от языка и не может иметь место вне его. По сути, основным инструментом мышления является логическое мышление человека, структурными элементами которого (и формами логического отражения действительности) являются понятия, суждения, умозаключения.

Конкретно-научная методология - Понятие научного знания

Понятие научного знания

Понятие — это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления. Понятия могут быть общими, единичными, коллективными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относительными. Общие понятия относятся не к одному, а ко многим объектам.

Конкретные термины относятся к конкретным объектам, а абстрактные термины — к отдельным признакам этих объектов, например, «белые объекты». Особенностью относительных терминов является то, что они всегда мыслятся парами, например: «правый» и «левый», «высший» и «низший». Абсолютные термины — это термины, которые не имеют парных отношений, например, «планета», «дом», «дерево».

В соответствии с отношениями между терминами они делятся на идентичные, эквивалентные, соподчиненные, конгруэнтные, частично конгруэнтные, противоречивые и противоположные.

Идентичные термины — это термины с одинаковым содержанием. Это одни и те же понятия, только выраженные в разной словесной форме. Эквивалентные понятия имеют одинаковый объем, но отличаются по содержанию. Например, термины «автор «Капитала» и «основатель научного социализма» относятся к одному и тому же человеку, но обозначают разные его качества.

Концепты характеризуются своим объемом и содержанием. Объем понятия — это круг тех предметов, на которые распространяется данное понятие. Содержание — это набор признаков, которые объединены в данном понятии.

Отношения тождества и эквивалентности терминов чрезвычайно важны в науке, поскольку они позволяют заменять один термин другим. Эта операция часто используется в математике при преобразовании и упрощении алгебраических соотношений.

Понятия низшего уровня — это понятия, которые содержатся в содержании понятий более высокого уровня или более общих понятий. Подчиненные понятия — это понятия, связанные по объему (объем двух или более понятий содержится в объеме более высокого понятия). Например, понятия «многоугольник» и «круг» подчинены понятию «геометрическая 4’игура» и подчинены друг другу. Когда отдельные части объема понятий оказываются согласованными, общими, говорят, что они частично созвучны. Например, такие термины, как «студент» и «спортсмен», находятся в таких отношениях.

Понятие, отрицающее положительное понятие, называется противоречивым понятием. Например, понятие «не человек» отрицает положительное понятие «человек». Противоречивые концепции не допускают ничего промежуточного; одна концепция полностью исключает другую. Когда концепция указывает не только на то, что она отрицает, но и на то, что она утверждает вместо того, что она отрицает, такая концепция называется противоречивой. Противоположные взгляды имеют промежуточные и промежуточные термины. Таким образом, между терминами «белый» и «черный» возможен термин «серый».

Для описания процесса образования новых сложных понятий из более простых используется метод выведения сложных отношений из элементарных. Формализация этого процесса часто осуществляется на языке теории множеств.

Раскрытие содержания понятия называется его определением. Последнее должно удовлетворять двум существенным свойствам: 1) определение должно ссылаться на ближайшее родовое понятие; 2) определение должно указывать на то, что отличает данное понятие от других понятий. Например, в определении понятия «квадрат» необходимо указать, что квадрат относится к роду прямоугольников и выделяется среди прямоугольников знаком равенства сторон. Определение понятия не должно быть ни слишком широким, ни слишком узким, т.е. пропорциональным, и не должно определяться само по себе, т.е. определение понятия не должно образовывать круг.

Развитие научного знания делает необходимым уточнение определения понятий, внесение новых черт в их содержание. В то же время понятие обобщается или ограничивается. В научных исследованиях определения, как правило, завершают процесс исследования, определяют результаты, к которым пришел ученый в ходе исследования, Без определения терминов возможна неверная интерпретация идей автора исследования. Определение термина возможно, если мы знаем, к какому роду он принадлежит и каковы его родовые характеристики. Определение видовых характеристик осуществляется с помощью деления термина. Подразделение термина — это раскрытие всех видов, содержащихся в этом термине: Если определение имеет дело с содержанием исследуемого термина, то дефиниция имеет дело с объемом термина.

Деление подчиняется следующим правилам: 1) члены деления должны исчерпывать объем разделяемого понятия; 2) деление должно быть в отношении конкретного основания; 3) члены деления должны быть взаимоисключающими.

В основе деления лежит признак, общий для всех видов, входящих в объем данного понятия. Особым видом деления понятий является дихотомия, или двучленное деление, при котором членами деления являются только два понятия, одно из которых противоречиво по отношению к другому.

Мнение — это мысль, в которой что-то утверждается или отрицается с помощью связки терминов. Мнение выражается в языке в форме предложения. Мнение — это концептуальное сравнение, устанавливающее объективную связь между мыслимыми объектами и их свойствами или между объектом и классом объектов.

Оценки классифицируются по следующим признакам: Качество, Количество, Отношение, Модальность. По качеству суждения снова делятся на утвердительные и отрицательные; по количеству — на общие, частные и единичные; по отношению — на категорические, условные и разделительные; по модальности — на проблематические, аподиктические и ассерторические. В проблематичных суждениях существование отношения терминов обозначается лишь степенью вероятности. В аподиктических высказываниях утверждается, что связь терминов абсолютно необходима. Ассерторические суждения указывают только на реально существующую связь терминов.

Сочетание суждений о количестве и качестве приводит к четырем новым типам суждений: в целом утвердительные, в целом отрицательные.

Научная идея

Человек может прийти к суждению о предмете или явлении либо путем прямого наблюдения факта, либо косвенно, путем умозаключения. Умозаключение — это мыслительный процесс, состоящий из последовательности двух или более суждений, из которых выводится новое суждение. Часто дедукцию называют умозаключением, благодаря которому становится возможным переход от мысли к действию, к практике. Следует, однако, подчеркнуть, что не всякую последовательность пропозиций можно назвать умозаключением или выводом. В умозаключении соединение двух суждений иногда обнаруживает субординацию, в силу которой одно (причина) обусловливает другое (следствие).

Умозаключения делятся на две категории: дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные умозаключения — это выведение конкретных случаев из общего предложения. Индуктивное умозаключение предполагает выведение общего предложения из конкретных случаев.

Умозаключения также различают на прямые и косвенные. В прямых умозаключениях переход осуществляется от одного суждения к другому. В опосредованных решениях переход от одного решения к другому осуществляется при посредничестве третьего решения. Когда в процессе дедукции форма суждения меняется, говорят, что оно трансформируется, например, утвердительное суждение становится отрицательным и наоборот. Однако смысл и количество суждений остаются неизменными. Концепции, суждения и выводы выражаются в словесной форме.

В процессе научного исследования можно выделить следующие этапы: Возникновение идей; формирование понятий, суждений; установление гипотез; обобщение научных факторов; доказательство правильности гипотез и суждений.

Научная идея — интуитивное объяснение явления без промежуточных рассуждений, без осознания всей совокупности отношений, на основе которых делается вывод. Он основан на существующих знаниях, но выявляет ранее незамеченные закономерности. Идея находит свою конкретную материализацию в гипотезе.

Гипотеза — это предположение о причине, которая вызывает определенный эффект. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке она называется теорией или законом. В процессе познания каждая гипотеза проверяется, в результате чего устанавливается, что следствия, вытекающие из гипотезы, действительно соответствуют наблюдаемым явлениям, что данная гипотеза не противоречит никакой другой гипотезе, которая считается уже доказанной. Однако следует подчеркнуть, что для подтверждения правильности гипотезы необходимо убедиться не только в том, что она не противоречит действительности, но и в том, что она является единственно возможной и что она может в достаточной мере объяснить всю совокупность наблюдаемых явлений.

По мере накопления новых фактов одна гипотеза может быть заменена другой только в том случае, если эти новые факты не могут быть объяснены старой гипотезой или противоречат ей. В этом случае старая гипотеза часто не отбрасывается совсем, а лишь корректируется и уточняется. Когда гипотеза уточняется и корректируется, она становится законом.

Закон — это внутренняя существенная связь явлений, которая определяет их необходимое закономерное развитие. Закон выражает определенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объектов.

Закон, найденный путем предположения, должен быть логически доказан, и только после этого он признается наукой. Для доказательства закона наука использует суждения, которые ранее были признаны истинными и из которых логически следует доказываемое суждение. В редких случаях могут быть доказаны даже противоречивые суждения. В таких случаях говорят о возникновении парадокса в науке, что всегда свидетельствует о наличии ошибок в логике доказательства или о противоречивости исходных суждений в данной системе знаний.

Парадокс в широком смысле — это утверждение, которое находится в резком противоречии с общепринятым, устоявшимся мнением, отрицание того, что кажется «обязательно истинным».

Парадокс в строгом смысле — это два противоположных утверждения, каждое из которых имеет очевидный убедительный аргумент.

Парадокс — характерная черта современного научного мировоззрения. Наличие парадоксов становится доказательством несостоятельности существующих теорий, требованием их дальнейшего совершенствования.

Выявление и разрешение парадоксов стало обычным делом в современной науке. Основными способами их решения являются: Устранение ошибок в логике доказательств; улучшение исходных суждений в данной системе знаний.

Чтобы избежать ошибок, логика доказательства должна подчиняться законам формальной логики: закону тождества, закону противоречия, закону исключения третьей стороны и закону достаточного основания.

Как упоминалось ранее, научная гипотеза может стать теорией в результате разработки и сравнения с реальностью.

Теория — это система обобщенных знаний, которая объясняет определенные аспекты реальности. Теория — это духовное, психическое отражение и воспроизведение действительности. Он возникает в результате обобщения познавательной деятельности и практики. Это обобщенный опыт в сознании людей.

Структуру теории образуют принципы, аксиомы, законы, суждения, утверждения, понятия, категории и факты. Под принципом в научной теории понимается наиболее абстрактное определение идеи (исходная форма систематизированного знания). Принцип — это правило, которое возникло из субъективно понимаемого опыта людей.

Постулаты или аксиомы

Исходные положения научной теории называются постулатами или аксиомами.

Аксиома (постулат) — это предложение, принятое в качестве отправной точки в данной теории, которое не может быть доказано, и из которого по заданным правилам выводятся все остальные предложения и выводы теории. Аксиомы очевидны без доказательства. В современной логике и методологии науки постулат и аксиома обычно используются как эквивалентные.

Теория состоит из относительно жесткого ядра и связанного с ним пояса-убежища. Ядро включает в себя основные принципы. Защитный пояс теории содержит вспомогательные гипотезы, которые уточняют ее ядро. Этот пояс определяет проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию, предвидит факты, противоречащие теории, и интерпретирует их так, чтобы они стали примерами, подтверждающими теорию.

Теория — это наиболее развитая форма обобщенного научного знания. Она включает в себя не только знание фундаментальных законов, но и объяснение фактов на их основе. Теория позволяет открывать новые законы и предсказывать будущее.

Движение мысли от незнания к знанию направляется методологией. Методология — это философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение мировоззренческих принципов к процессу познания, умственного творчества и практической деятельности.

В методологии выделяются две взаимосвязанные функции:

  1. конкретизация правил применения мировоззрения к процессу познания и преобразования мира;
  2. Определение подхода к явлениям действительности. Первая функция является общей, вторая — частной.

Общая функция основана на обобщении системы представлений человека о мире в целом, о месте отдельных явлений в мире и о своем собственном месте в нем. В зависимости от совокупности научных, политических, правовых, моральных, религиозных, эстетических убеждений, обобщенная система взглядов может быть идеалистической или материалистической. Советская наука всегда руководствуется философией диалектического и исторического материализма, согласно которой процесс познания органически связан с объектами материального мира, с их движением и развитием. Только такой подход к изучению окружающей нас действительности дает человеку возможность правильно познать материальный мир. Познание — это вечное, бесконечное приближение мысли к объекту. Наука постепенно, диалектически разворачивает научную картину мира, глубже познает его законы.

Одной из основных задач познания является задача выявления причин изменения и развития тех или иных явлений и процессов. Диалектический подход к познанию гласит, что источниками, причинами развития являются внутренние противоречия и борьба противоположностей, которые лежат в основе процессов объективной реальности.

В этих процессах единство всегда относительно, временно, мимолетно, а борьба взаимоисключающих’ противоположностей абсолютна, как абсолютно развито, каждое явление, его движение.

Научное знание как объект методологического анализа

Познание — это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически изменяющихся, прогрессивных форм нарастания информации (информация — объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к представляемому объекту, порядок и структура которого передается отражающей системе в процессе взаимодействия). Особая форма представления информации, которая позволяет человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, образует такое понятие, как «знание». Знание — это проверенный общественно-исторической практикой и подтвержденный логикой результат познания действительности, который представляет собой, с одной стороны, ее адекватное отражение в сознании человека в виде идей, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой — обладание ею и способность действовать на ее основе. По своему генезису и функционированию знание — это социальный феномен, средствами фиксации которого являются естественные и искусственные языки. Это обобщение служит для уточнения понятия «наука». Наука — это высокоспециализированная человеческая деятельность по разработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука — это знание, достигшее оптимума по критериям обоснованности, надежности, последовательности, точности, эмпирической проверяемости и принципиально возможной фальсифицируемости, концептуальной согласованности, предсказательной силы и практической эффективности. Эти критерии (нормы, идеалы) характерны для всех паук, для всех составляющих дисциплинарной матрицы современного научного знания — от философской, логической, математической, кибернетической до естественнонаучной, технической и гуманитарной. Наука — особая отрасль рациональной человеческой деятельности по получению объективно истинных знаний об окружающем нас мире — возникает как естественное продолжение обычного, спонтанно-эмпирического процесса положения. Помимо научного знания, существуют и вненаучные способы постижения реальности. Самым важным из них является искусство, а самым известным — повседневное познание.

Известно, что задолго до возникновения науки люди приобрели необходимые знания о свойствах и характеристиках вещей и явлений, с которыми они сталкивались в своей повседневной практической деятельности. Светское знание, как основа всех других форм знания, ни в коем случае не должно быть недооценено в своей важности. Основанная на здравом смысле и обыденном сознании, она является важным ориентиром для повседневного поведения людей и их отношений друг с другом и с природой. Эта форма знания развивается и обогащается с прогрессом научного и художественного знания. В то же время он впитывает богатый опыт мирских знаний. Мы узнаем много нового с помощью повседневных знаний и сейчас. Все это показывает, что научное знание не отделено от повседневного непреодолимой границей. Поскольку он является дальнейшим усовершенствованием и развитием последнего.

Научное знание отличается от обычного знания систематичностью, как в процессе поиска новых знаний и упорядочивания найденных имеющихся знаний. Каждый последующий шаг в науке опирается на предыдущий, каждое новое открытие становится научной истиной, когда оно включается как элемент в определенную систему, чаще всего — теорию как наиболее развитую форму рационального знания. В отличие от этого, обычное знание имеет фрагментарный, случайный и неорганизованный характер, в нем преобладают разрозненные отдельные факты или их простейшие индуктивные обобщения. Реальное научное знание характеризуется тем, что факты помещаются в систему понятий той или иной науки и включаются в структуру теории, которая является высшей ступенью научного знания. Как обобщение достоверных фактов, они находят необходимое и закономерное для случайного, общее для единичного и частного. В этом заключается методологическое сходство и преемственность, но также и качественное отличие научных форм знания от ненаучных. При этом научное познание проходит разные стадии в освоении действительности разными методами. Каждый из них соответствует определенной форме развития знаний. Наиболее важными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза и программа. В зависимости от конкретной ситуации преобладает та или иная форма. Например, возможен следующий порядок: факты > теории > методы > ценности и цели. Кортеж» приоритетов в таком порядке подчеркивает существенность фактов. Теории должны соответствовать фактам, методы не могут быть произвольными, они определяются состоянием теорий, и, наконец, значения тоже не произвольны, поскольку их реализация зависит от фактов (теорий и методов).

В обычном смысле слово «факт» является синонимом слов «истина», «событие», «результат». Как категория логики и методологии науки, факт — это достоверное знание о единичном. Научные факты связаны с практической деятельностью человека. В повседневном опыте был подобран ряд фактов, которые легли в основу науки. Наблюдение и эксперимент всегда играли важную роль в развитии и накоплении фактов, особенно в естественных науках. Практический компонент органично входит в структуру факта как его основа и знание о том или ином явлении, и становится фактом только после воссоздания этого явления в материально-практических условиях.

Формирование факта — это синтетический процесс, посредством которого происходит особого рода обобщение, в ходе которого возникают понятия собирательного характера, открывающие свои возможности для отображения действительности не только на уровне явлений, но и на уровне сущности. Это порождает существенные факты. Анализируя факт как логико-методологическую категорию, необходимо обратить внимание на возможность следующего недоразумения, связанного с определением. Итак, возникает вопрос: почему нужно читать. что факт отражает индивидуальную ситуацию, если, например, кипение воды при 100 °С подтверждено во многих экспериментах? Но этот вопрос отражает не суть факта, а то, как термин «вода» употребляется в нем в другом смысле, а именно не в собирательном, в то время как в сообщении о факте кипячения воды при 100°С этот термин имеет собирательную оболочку. Предпосылкой недоразумения является подмена понятий.

Прежде чем перейти к теории как высшей форме целостного научного знания, следует отметить, что в науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие основано, с одной стороны, на различных способах (методах) моей познавательной деятельности и, с другой стороны, на характере получаемых научных результатов. Эмпирическое исследование предусматривает разработку программы исследования, организацию наблюдений, экспериментов, описание (протоколирование) наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Короче говоря, эмпирическое знание характеризуется деятельностью по фиксации фактов. Эмпирические концепции представляют собой первый шаг в сложном и противоречивом процессе все более глубокого понимания реальности. На уровне обыденного познания они совпадают с названиями и вариантами чувственно воспринимаемых и наблюдаемых объектов явлений. На эмпирическом уровне познания наука вводит термины, которые имеют более точные значения, чем термины повседневного языка, но они по-прежнему обозначают либо непосредственно наблюдаемые объекты, их свойства и отношения, либо объекты и свойства, которые можно наблюдать с помощью различных приборов, аппаратов и инструментов, которые фактически являются продолжением и усилением наших органов чувств.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психолого-педагогические концепции социализации личности в отечественной и зарубежной науке
  2. Комплексная программа «радуга»
  3. Коллективные способы обучения
  4. Воспитательная функция
  5. Особенности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста
  6. Теоретические аспекты изучения семьи как субъекта педагогического взаимодействия и социокультурной среды
  7. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения
  8. Воспитание джентльмена по локку
  9. Методика работы с опорным конспектом на уроке истории
  10. Методы социальной педагогики