Для связи в whatsapp +905441085890

Константин Николаевич ,Корнилов, отечественный психолог — Становление отечественной психологии

Современная психология переживает достаточно сложный этап в своем развитии, связанный с пересмотром многих методологических положений, установившихся в последние 200 лет. Особого внимания в переходный период требует конкретизация методологических проблем науки. Методологические дискуссии актуализируют интерес к тем именам и тем исследованиям, которые заложили основы новых научных направлений, во многом определивших развитие отечественной психологии.

На современном этапе психология является многоотраслевой мультипарадигмальной наукой. Разнообразие научных интересов свидетельствует о психологизации нашей деятельности и взаимовлиянии психологии и жизни.

Современный этап развития отечественной науки характеризуется следующими особенностями:

во-первых, осмыслением имеющегося научного потенциала психологии ХХ века;

во-вторых, стремлением к исследованию внутренней организации личности и

в-третьих, поиском новых методов изучения социально-психологических феноменов.

Константин Николаевич ,Корнилов, отечественный психолог - Становление отечественной психологии

Становление отечественной психологии

После Октябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуется практически теми же закономерностями. Растет интерес к социально-психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают новые направления. В области психологии трудовой деятельности, например, возникает одно из направлений практической психологии – психотехника, в области психологии обучения – педология, в области общей психологии – реактология и т.п.

Однако в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи. Согласно официальной установке, только таким путем могло быть достигнуто истинно научное психологическое знание, что так будут, безусловно, обеспечены передовые позиции советской психологии и ее торжество над реакционной буржуазной психологией1. Претворение в жизнь официальной установки потребовало активного применения административных методов. Наиболее сокрушительные удары отечественная психология испытала в связи с постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936), а затем в связи с Объединенной научной сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной павловскому учению (1950).

К концу 50-х – началу 60-х годов сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически это означало отрицание психологии как самостоятельной науки. Почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологов, были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность накопления потенциала, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Более того, учеными Советского Союза сделан немалый вклад в мировую психологию. Это С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Ц. Пуни, Д.Н. Узнадзе, П.И. Зинченко и многие другие выдающиеся ученые.

В советский период отечественными учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать, как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое – свойство физиологического; физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение – идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Такие исходные позиции по мере развития психологии и накопления ею данных экспериментальных исследований и практического опыта привели к трудностям самого определения предмета психологии. Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике – свойстве мозга. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, явственно прозвучала в 1968 г. с выходом в свет книги Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания». Эта идея получает все большее признание. Так, например, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (1995) рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сути человека.

Выдающиеся деятели отечественной психологии.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) — отечественный психолог, основатель ленинградской психологической школы. Научную деятельность начинал в Институте мозга им. В.М.Бехтерева. Действительный член АПН РСФСР и АПН СССР, профессор Ленинградского государственного университета, декан факультета психологии, заведующий сектором психологии в Ленинградском НИИ педагогики. Автор фундаментальных работ в области восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Пытался преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности, индивидуальности, субъекте деятельности. Исследовал жизненный путь человека в его целостности. В области детской и педагогической психологии разрабатывал проблемы формирования умственной деятельности, сознания и самосознания, характера и воли в условиях школьного обучения, изучал пространственное восприятие и представление детей. Основные работы: «Психология педагогической оценки» (1935 г.), «Очерки психологии» (1945 г.), «Человек как предмет познания» (1969 г.), «О проблемах современного человекознания» и др.

Анохин Петр Кузьмич (1898-1974) — отечественный физиолог, разработал теорию функциональных систем, получившую признание в отечественной и мировой психологической науке.

Бернштейн Николай Александрович (1896-1966) — отечественный психофизиолог. Разработал концепцию физиологии активности и формирования движений человека в норме и патологии, сформулировал идею «рефлекторного кольца».

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) — отечественный физиолог, психиатр, психолог, невропатолог. Разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию, внес существенный вклад в развитие экспериментальной психологии. В 1885 г. открыл первую в России экспериментально-психологическую лабораторию при клинике Казанского университета. В 1908 г. Основал в Санкт-Петербурге Психоневрологический институт, который в настоящее время носит его имя.

Блонский Павел Петрович (1884-1941) — отечественный психолог и педагог, один из основоположников советской психологической науки. Профессор Московского университета. Вел научно-исследовательскую работу в Институте научной педагогики, Институте национальностей, Институте политехнического образования, возглавлял Академию социалистического воспитания. Последние годы жизни работал в Институте психологии, в котором руководил лабораторией мышления. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Разрабатывал комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти. Исследования П.П.Блонского посвящены изучению процессов памяти, восприятия, воли, формированию мышления, проблемам детской сексуальности, воспитанию и обучению детей, психодиагностике развития. Основные работы: «Очерк научной психологии» (1921 г.), «Педология» (1925 г.), «Педагогическое тестирование» (1927 г.), «Память и мышление» (1935 г.) и др.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) — отечественный психолог, один из основоположников советской психологии. Разработал культурно-историческую теорию развития высших психических функций, послужившую основой для отечественной психологической школы, из которой вышли А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Д.Б.Эльконин и др. Определил методологические принципы отечественной психологии, изучал структуру сознания, разработал положение о «зонах актуального и ближайшего развития» ребенка, исследовал связь мышления и речи. Заложил основы отечественной психолингвистики. Занимался вопросами генетической психологии, проблемой способностей. Основные работы: «История развития высших психических функций» (1931 г.), «Проблема возраста» (1932-1934 гг.), «Мышление и речь» (1934 г.), «Психология искусства» (1987 г.), «Методика рефлексологического и психологического исследования» (1924 г.), «Педагогическая психология» (1926 г.), «Педология школьного возраста» (1928 г.) и др. Несмотря на то, что Л.С.Выготский прожил короткую жизнь, всего 36 лет, его влияние на отечественную и мировую психологию велико, а его работы и в настоящее время сохраняют свою актуальность.

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) — отечественный психолог. На основе общепсихологической теории деятельности разработал и экспериментально обосновал метод поэтапного формирования умственных действий и понятий. Работы П.Я.Гальперина дали начало экспериментальным исследованиям в области детской и педагогической психологии.

Ганнушкин Петр Борисович (1875-1933) — отечественный психиатр, ученик В.П.Сербского, профессор кафедры психиатрии и директор Психиатрической клиники Московского университета, позже — 1-го Медицинского института. Крупнейший специалист в области психопатий.

Вклад в психологию

Накануне Первой мировой войны практической работой в области психологии руководил профессор Г. И. Челпанов, который основное время уделял измерениям быстроты реакции психики на воздействие раздражителя. Он обучал ассистентов только пользоваться приборами.

Большинство опытов повторяли эксперименты зарубежных исследователей, описанные на страницах заграничных пособий (Вундта, Титченера). Методика проведения экспериментальных изысканий еще не была разработана. Челпанов в философии был последовательным сторонником концепции идеализма, однако в психологии допускал одновременное двойственное существование идеальных и материальных операций. Предметом изучения на территории учебного заведения были простейшие процессы, происходящие в человеческом сознании, а психологические исследования заключались в фиксации психометрических данных, касающихся темпа психических реакций в ответ на внешние раздражители.

На самом деле часть сферы интересов молодого ученого составляли вопросы педагогики и психологии личности. С 1910 по 1912 г., К. Н. Корнилов занимался исследованиями по установленной в институте модели, совмещавшей вундтовскую методику с анкетированием участников испытания на тему их настроений и эмоций. Позиция Корнилова по поводу методики интроспекции, предлагаемой вюрцбуржской школой, не совпадала с точкой зрения профессора. Он считал, что активные опросные методы не помогают восстанавливать душевные состояния, вызванные сильными впечатлениями, а напротив, вносят в них разлад, дезорганизуют их.

После первичных опытов молодой ученый получил интересные данные, которые нельзя было считать достоверными из-за минимального числа участников выборки – всего 16 человек. Однако К. Н. Корнилов сумел сделать на основе своих исследований обобщение, внеся в методику экспериментов изменения. По скорости реагирования он разделил всех испытуемых на две резко противоположные группы, внутри которых отсутствовали переходные варианты: оперативно реагирующие и медленно откликающиеся.

В поисках объяснения этой закономерности психолог обратился к общим учениям фундаментальных механизмов познавательных процессов и состояний человека. Его заинтересовала теория психодинамики датчанина А. Леманна, утверждавшего возможность существования своеобразного вида энергии мозга, отличающегося одновременно физическими и психическими качествами. С точки зрения датского психолога, сила ощущения объясняется соответствующим расходом этой энергии.

Истолковывая психическое как своеобразный вид энергии, которая, подобно физической, способна передаваться, аккумулироваться, проявляться количественно, Корнилов описал выявленные им типы. У тех, кто реагирует быстро, энергия сразу концентрируется в нужном органе. У тех, чья реакция замедляется, энергия затрачивается на процессы восприятия, определяющие образование сильных впечатлений. Силовой нажим косвенным образом свидетельствовал об интеллектуальном напряжении. Вместе с тем он сделал вывод, что для корректности эксперимента по изучению скорости реагирования психики необходимо существенное дополнение методического инструментария для установления концептуальной связи и переформулирования теоретических абстрактных понятий в конкретные.

К. Н. Корнилов предложил новый метод, ориентированный на анализ подвижности реакции: он отчасти модифицировал порядок проведения эксперимента, однако полностью не отказался от вундтовской методики. С этого времени, помимо скорости реакции, означающей временной показатель, стали фиксировать и другие параметры: значение силы реакции, выражающее динамический признак, расстояние, пройденное органом, скорость его движения (моторный момент).

Измерительный прибор для исследования динамической и моторной сторон реакций человека (динамоскоп), сконструированный Корниловым, состоял их хроноскопа, регистрирующего скорость, и кимографа, с помощью специальной рукоятки фиксирующего форму и силу. Он должен был определять умственное напряжение, исходя из гипотезы о зависимости сложности интеллектуальной задачи от недостатка силы нажима. 10-летний труд не увенчался успехом: данные не получили научного подтверждения. Элементарная зависимость соотношения силы к скорости была установлена только на чувственных реакциях.

К 1915 г. К. Н. Корнилов становится старшим ассистентом и ближайшим помощником Челпанова, возглавлявшего Институт психологии при Московском университете. На следующий год он сдает магистерский экзамен и получает должность приват-доцента экспериментальной психологии. За 10 лет Корнилов осуществил почти 8 тысяч изнурительных исследований, включая первые 2 цикла. Как испытуемые в его опытах участвовали многие будущие специалисты советской экспериментальной психологии: Н. Ф. Добрынин, С. В. Кравков, П. А. Рудик, А. А. Смирнов, П. А. Шеварев, П. М. Якобсон, В. М. Экземплярский.

Перед революцией Корнилов работал преподавателем педагогики в московских женских гимназиях, а в 1916 г. опубликовал работу по педологии «Очерк психологии ребенка дошкольного возраста», написанную на материале лекций, прочитанных им в Московском университете.

В 1921 г. ученым была сформулирована доктрина реактологии. В своей диссертации «Учение о реакциях человека» он предложил разделить психологию с философией и представил очерк нового вида психологии, названного им реактологией, стержневым положением которого стало понятие реакции. Теория К. Н. Корнилова составляла оппозицию рефлексологии – господствующему в 20-е годы ХХ века научному направлению, основанному на концепциях И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Ученый трактовал рефлекс как неосознанное ответное действие организма. Он считал, что термин «реакция» по смыслу существенно шире, хотя рефлекс является одной из его составляющих.

Заключение

Историческое рассмотрение конкретных фактов, важнейших событий и тенденций в процессе развития психологической науки позволяет констатировать, что до настоящего времени не сложилось единого подхода, общего понимания того, что же изучает психология. Различия точек зрения на самые центральные вопросы психологии, начиная с главного — вопроса о предмете психологии, а также различные подходы к пониманию личности, сущности психического развития, интеллекта и др. настолько значительны, что, как писал Г. Олпорт, «иногда кажется, что кроме преданности своей профессии, психологов мало что роднит… относительно предмета исследования их мнения расходятся. В разных психологических подходах в качестве такового фигурируют: переживание, поведение, психофизические связи, сознательные мыслительные процессы, бессознательное, человеческая природа и даже «тотальность психического существования человека». Не является ли история (а может быть и современное состояние нашей науки) серией заблуждений и ошибок? П.Я. Гальперин, рассматривая историко-психологический процесс в контексте актуальных задач, среди которых «вопрос о предмете изучения — это не только первый и сегодня, может быть, самый трудный из больших теоретических вопросов психологии, но вместе с тем вопрос неотложной практической важности», дал такой ответ на этот вопрос. Анализируя исторические факты, он выделил заключающееся в них (явно или в скрытом виде), понимание предмета психологии. Согласно Гальперину, за всю историю психологии было выдвинуто три определения ее предмета: душа, сознание, поведение. Все они оценивались им как «недостаточные», «несостоятельные», «ошибочные». Можно ли, основываясь на такой оценке результатов работы предшественников, отбросить материал их исследований и начать все сначала? По-видимому такая позиция противоречит одному из важнейших принципов научного познания — принципу историзма.

В связи с исключительной сложностью изучаемой в психологии реальности, как бы её ни называть — психика, сознание и др. — она не получила полностью адекватного определения ни в одном из подходов, сложившихся в истории науки: в каждом из них содержится лишь момент истины о ней. Но такой момент есть, и он должен быть выявлен! Психика человека и сознательна — и бессознательна, она социальна — и имеет биологически предпосылки, она опосредствует нашу жизнь — и сама является продуктом этой жизни, она определяется воздействиями извне — и свободна от них, в ней есть знание и есть переживание, она целостна, но и состоит из многих компонентов, она одновременно и явление — и процесс. Неправильно считать абсолютной истиной какое-нибудь одно из этих положений или абсолютно ложным — другое. Взгляды предшественников появлялись с исторической необходимостью, они были детерминированы условиями своего времени и вместе образуют логику развития научной психологической мысли как процесс последовательных трансформаций предметной области психологии в контексте его объективных причин и условий.

Психология началась с идеи души, и, как проницательно заметил Л.С. Выготский, «психология как наука должна была начаться с идеи души». Далее он поясняет это положение, оценивая эту идею как «первую научную гипотезу древнего человека, огромное завоевание мысли». На протяжении более чем 20 столетий с ее помощью объяснялись все процессы жизнедеятельности организма. Понятие души по своему содержанию было не только психологическим, но более широким, скорее биологическим, объясняющим все жизненные процессы с помощью сходного толкования. «Мы так же мало видим в этом просто невежество и ошибку, как не считаем рабство результатом плохого характера», — писал Л.С. Выготский. Причиной такого воззрения на природу души было недостаточное знание о строении и работе тела (еще в ХVII в. мудрый Спиноза отмечал: «к чему способно тело, до сих пор еще никто не определил, т.е. опыт никого еще до сих пор не научил, к каким действиям тело является способным в силу одних только законов природы, рассматриваемой исключительно в качестве телесной, и к чему оно неспособно, если только не будет определяться душою»). Именно в силу недостаточности знаний о функционировании живого тела, понятие души стало тем объяснительным принципом, который выступал в качестве источника и детерминации всех проявлений живого организма, заменял конкретные знания о механизмах его телесных функций (дыхания, кровообращения, питания и др.). Великие открытия ХVII — ХVII вв. в различных науках и, особенно в области анатомии и физиологии человека, оказали поистине революционное воздействие на представления о душе, способствовали коренному изменению взглядов на ее функции. В 1623г.Ф. Бэкон подвел итог этим исследованиям. «Наблюдая за чувствующим телом и пытаясь выяснить, почему такое большое действие… переваривается и выбрасывается пища, мокроты и соки движутся вверх и вниз по всему телу, сердце и сосуды пульсируют, внутренние органы, подобно мастерским, исполняют каждый свою работу», он пришел к выводу о том, что функции души следует ограничить психическими способностями. Он назвал причиной широкого понимания функций души, включающего в их число и чисто телесные процессы, неосведомленность древних философов.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Триангуляция в психологии семьи
  2. Взаимосвязь психологических характеристик молодых женщин с их стилевыми предпочтениями в одежде — Стили одежды
  3. Психические свойства личности
  4. Психология труда
  5. Особенности внимания у дошкольников с задержкой психического развития
  6. Принцип сознательности и активности в педагогике
  7. Маргиналы в истории
  8. Противоречия процесса обучения
  9. Понятие арт-терапии
  10. Гуманистическая психотерапия