Для связи в whatsapp +905441085890

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России — Общие черты школьных реформ 1960-х годов

Вторая половина XIX века характеризовалась оживлением общественно-политической и образовательной жизни в России. Причиной социального подъема стала Крымская война (1853-1856), которая подорвала экономику, ухудшила положение многих социальных классов России и усилила эксплуатацию. В этой ситуации возникли различные политические течения, распространились идеи П.Прудона и М.Штирнера, сформировался нигилизм, идейным лидером которого в России стал Д.И.Писарев (1840-1868).

В нигилистических кругах в 60-е годы сформировалось анархистское течение. Теоретическую основу нигилистического анархизма создал один из его идеологов, Н.В. Соколов (1832-1889), с точки зрения которого «политические вопросы теряют свое прежнее значение и уступают место экономическим». Общественное движение, развившееся из узких кругов единомышленников, с разработкой программ деятельности приобрело характер легальной, широкой, общественной, политической партии.

В пореформенный период в общественном движении в итоге сформировались три направления: консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, формы организации и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции (А.Н.Кураев). Социальную базу консервативного направления составляли реакционное дворянство, духовенство, буржуазия, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX века оставался в идеологических рамках теории «официальной национальности». Самодержавие по-прежнему объявлялось главной основой государства, обеспечивающей величие и славу России.

Православие было провозглашено и активно пропагандировалось как основа духовной жизни народа. Популярность означала единство царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социального конфликта. В этом консерваторы видели особенность исторического пути России. С точки зрения консерваторов, необходимо было совершенствовать духовную сторону народа, тем самым отстраняя народ от социальных изменений и политических движений. Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков.

Распространению их идей способствовали бюрократический административный аппарат, церковь и реакционная пресса. Социальную базу либерального течения составляли буржуазные крупные помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и т.д.) Они отстаивали идею общего исторического пути развития России с Западной Европой. Во второй половине XIX века радикалы не имели широкой социальной базы, хотя объективно они представляли интересы трудового народа (крестьян и рабочих).

В их движение входили люди из разных слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу. Радикализм во многом был спровоцирован реакционной политикой правительства и условиями российской действительности: Полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций. Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Радикальные теоретики обычно были вынуждены эмигрировать и действовать за границей.

Это способствовало укреплению связей между российскими и западноевропейскими революционными движениями. В радикальном движении второй половины XIX века господствующее положение занимала идеологическая основа теории особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма». В общественном движении радикалов во второй половине XIX века можно выделить три этапа. В 60-е годы происходит формирование революционно-демократической идеологии и создание тайных кружков разночинцев. В 70-х годах происходит формирование доктрины народничества, специальный том пропаганды и террористической деятельности народно-революционных организаций. В 80-х и 90-х годах активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были сформированы первые социал-демократические группы. В середине 1990-х годов популярность «народников» пошла на убыль, и наступил короткий период широкого увлечения марксистскими идеями среди демократически настроенной интеллигенции.

Социально-политические течения оказали влияние на общественно-педагогическое движение реакционной России. Е.Н.Медынский достаточно остро описывает ситуацию второй половины XIX века. «Общественное движение шестидесятых годов XIX века в России захватило широкие массы передовой интеллигенции и произвело из их среды борцов за новые взгляды и стремления, за прогресс и демократию. Не было сферы, которая не подвергалась бы критике и обновлению.

Возникло сознание того, что наука, искусство и все отрасли знания должны служить интересам народа. Появилось поколение людей, выросших на прогрессивных идеях — А.И. Герцен и В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, выдающиеся представители русской классической философии XIX века. Среди множества вопросов, поднятых в 60-70-х годах прошлого века, со всей остротой встали вопросы нравственного и физического воспитания молодого поколения в российском обществе.

В 60-е годы 19 века появилась целая плеяда замечательных представителей передовой русской педагогической мысли — Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие. Вопросами образования стали заниматься не только педагогические журналы — «Вестник воспитания», «Русский педагогический вестник», «Учитель», но и «Современник». Начало движению в создании общечеловеческих идеалов положил журнал «Морской рабочий» в 1856 году. (Давыдов, Даль, Пирогов). В 1857 году были открыты два новых педагогических журнала: «Журнал воспитания» Чуликова и «Русский педагогический вестник» И.А.Вышнеградского. Открылось новое общественное и литературное движение, представившее публике серьезную мысль в статье Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», П.Г. Редькина «Что такое образование?».

Ученые резко осуждали классовый характер и делатистскую направленность современной системы образования и отстаивали задачу подготовки личности. Редакция журнала «Учитель» посвятила ряд статей разъяснению своего педагогического идеала (в 1863 году) и поставила вопрос о высшем принципе воспитания и образования. Г.В.Кондратьева в своих исследованиях изучаемого периода установила, что во второй половине 19 века вышло 89 педагогических изданий, 52 из которых были опубликованы частными лицами. Среди них — «русская школа», «образование», «учитель», «начальная школа», «учитель русской начальной школы».

В 60-е годы 19 века деятельность части социально-педагогической интеллигенции была направлена на объединение международного пролетариата и создание первой в истории рабочего движения пролетарской партии. Этой партией было Международное товарищество рабочих — 1 Интернационал, который был основан в 1864 году. Помимо важнейших политических и экономических вопросов, которые со всей остротой занимали трудящихся всех стран, деятельность I Интернационала отражала проблемы воспитания подрастающего поколения. Эти вопросы поднимались и рассматривались не изолированно, а как часть сложного ряда актуальных проблем: борьба за социальные и политические права, за сокращение рабочего дня, за ограничение детского труда.

Самым важным стимулом стал написанный К. Марксом документ «Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по некоторым вопросам». (1866) В «Наставлении» впервые было дано научное определение основной категории педагогики — воспитания. Кроме того, была конкретизирована идея совмещения образования и производственного труда. «Под образованием, — писал К. Маркс, — мы понимаем три вещи: во-первых, умственное образование. Во-вторых, физическое воспитание. В-третьих, техническое образование, которое знакомит с основными принципами всех производственных процессов и в то же время дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими рабочими инструментами всех отраслей промышленности». Одним из средств социального просветительского движения были средства массовой информации и особенно печатные издания. Периодические издания были основой либеральной системы ценностей, в которой обсуждались гражданские и политические права личности. Одним из самых популярных журналов либералов был «Вестник Европы», который с марта 1866 года по апрель 1918 года редактировал бывший профессор Санкт-Петербургского университета М.М. Стасюлевич. В деятельности журнала принимали участие известные историки, правоведы и писатели — К.К.Арсеньев, К.Д.Кавелин, Н.И.Костомаров, А.Ф.Кони, А.Н.Пупин, С.М.Соловьев и Н.И.Тургенев.

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России - Общие черты школьных реформ 1960-х годов

Общие черты школьных реформ 1960-х годов

Под влиянием общественного движения 60-х годов царское правительство было вынуждено провести ряд реформ: крестьянскую (отмена крепостного права), судебную, военную, школьную, земскую.

По мнению Ленина, эти реформы были буржуазными по содержанию, но проводились крепостниками, стоявшими у власти. Поэтому они несли на себе печать половинчатости и амбивалентности. Эти характеристики были присущи школьным реформам 1960-х годов, особенно реформе начальной и средней школы 1864 года и университетской реформе 1863 года.

Подготовка к школьным реформам велась уже восемь лет (с 1856 года). Проект реформ разрабатывался и пересматривался несколько раз. В начале 1960-х годов проекты реформ, включая школьные, были более либеральными, чем их поздние версии и законы, принятые в 1863-1864 годах.

Об уставе университетов 1863 года и пятикратном пересмотре проекта этого устава Герцен писал: «Правительство, подобно паломникам из Иерусалима, слишком много грешившим, сделало три шага вперед и два назад. Остался один». Эти слова вполне применимы к подготовке к реформе начальной и средней школы.

«19 июля 1864 года было утверждено постановление о первых общественных школах. Постановление определяло цель государственных начальных школ как: «утверждение религиозных и нравственных идей среди народа и распространение первоначальных полезных знаний». Начальные школы всех ведомств, городские и сельские, содержащиеся государством, муниципалитетами и частными лицами, были включены в состав государственных начальных школ.

В начальных школах преподавались Закон Божий, чтение «из книг гражданской и церковной печати», письмо, четыре действия арифметики и, по возможности, церковное пение. Все обучение должно было проводиться на русском языке. Продолжительность обучения в «нормативных актах» не указывалась. На самом деле, в лучших (земских, городских) школах это было три года, во многих других (особенно в церковных) — даже два года. Возраст учеников не был указан в «регламенте».

В государственные школы принимались дети из всех сословий. Там, где невозможно было открыть отдельные начальные школы для мальчиков и девочек, разрешалось совместное обучение. Обучение в начальных школах могло быть платным или бесплатным, в зависимости от усмотрения организаций, обществ и частных лиц, которые финансировали школы. Обычно это было бесплатно.

Согласно «Постановлению» 1864 года, церковнослужители (священники, дьяконы и пономари) или светские лица имели право быть учителями начальных школ. От священнослужителей не требовалось документов, подтверждающих их желание преподавать, добрую нравственность и политическую благонадежность, в то время как светские лица могли быть учителями государственных начальных школ, если они получали «специальное разрешение от окружного школьного совета на звание учителя или инструктора по предъявлении свидетельства о доброй нравственности и благонадежности лиц, известных совету».

Все государственные начальные школы, ранее находившиеся в ведении различных министерств и ведомств, были переданы в ведение Министерства народного просвещения, но для начальных школ, открытых духовенством, было сделано исключение: они находились в ведении Синода.

Для руководства учебной работой школ (за исключением церковных школ) «Положением» 1864 года были созданы окружные и провинциальные школьные советы. В состав окружного школьного совета входили: представитель министерства просвещения (назначался попечителем учебного округа, обычно это был учитель гимназии или заведующий окружными школами), представитель министерства внутренних дел (назначался губернатором, обычно это был регулировщик движения, т.е. начальник окружной полиции), представитель церковного ведомства (священник, назначался епископом), два представителя уездного земства (избирались на окружном собрании), представитель волости. Председатель районного школьного совета избирался из числа членов совета.

Школьный совет округа управлял начальными школами, выдавал разрешения на открытие, перевод и закрытие этих школ, назначал и увольнял учителей. Губернский школьный совет (состоящий из епископа, который возглавлял его, губернатора, директора губернской школы и двух представителей губернского земства) занимался в основном рассмотрением апелляций на решения губернских окружных советов.

Постановления о первых публичных школах» показали двойственность школьной реформы, которая заключалась в ее гражданском характере и сохранении прерогатив дореформационной системы образования. Новыми чертами стали замена крепостной народной школы бесклассовой, предоставление права открывать народные школы волостям (земствам, городам), обществам и частным лицам, допуск женщин к учительской профессии, создание коллегиальных органов управления школами. Наряду с ними оставались церковные школы. Цель государственных школ была направлена на распространение религиозных и нравственных знаний. Клирики допускались к преподаванию без аттестации, а миряне — только после получения свидетельства об их готовности, нравственности и благонадежности.

Основоположники научной педагогики

К.Д. Ушинский, как значительный представитель педагогики 19 века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав целостную педагогическую систему.

Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели полный переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки. Ушинский универсален как педагог, как воспитатель с перспективным видением. Он выступает, прежде всего, как педагог-философ, четко понимающий, что педагогика может базироваться только на прочной философской и научной основе, на концепции национального воспитания, отражающей развитие этой науки и специфику национальной культуры и образования.

Ушинский — теоретик воспитания, для него характерны глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.

Как методист, Ушинский разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики преподавания, создал замечательные учебники «Родное слово» и «Детский мир», которые, по мнению исследователей Белявского, составили эпоху в учебной литературе для детей.

Как психолог образования, он разработал психологические основы обучения, представил систему психологических идей (дал характеристики мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли). Ушинский также активно занимался школьным образованием. Он выдвинул программу преобразования российской школы, особенно российской начальной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизации образования.

И, наконец, Ушинский — историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Спенсера и т.д.. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат «Человек как предмет воспитания».

Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, который создал полную программу для подготовки учителей государственных школ.

Деятельность Ушинского полностью отвечала насущным потребностям

Исторически Ушинский был педагогом-демократом, его лозунгом было пробудить в народе жажду знаний, внести свет знаний в глубины народного мышления, видеть народ счастливым. Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как на науку. Он твердо верил, что для этого нужна прочная научная основа. Без этого педагогика может превратиться в сборник рецептов и народных примет. В первую очередь, по мнению Ушинского, педагогика должна основываться на научных знаниях о человеке, на широком спектре антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию,

География, экономика, статистика, литература, искусство и так далее, среди которых особое место занимают психология и физиология.

Ушинский понимал необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: «Если педагогика стремится воспитать человека во всех отношениях, она должна сначала узнать его во всех отношениях. (О пользе учебной литературы).

Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке и поднял педагогику на качественно новый уровень. Все развитие страны, преобразование системы образования.

Еще одну основу педагогики как науки Ушинский видит в единстве теории и практики. Подлинная педагогическая наука может развиваться только на основе союза теории и практики, всестороннего обобщения педагогического опыта — «теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли». Ушинский обращает внимание не только на теоретическое, но и на большое практическое назначение педагогики. Эта применимость законов педагогической науки и практической деятельности позволила ему назвать педагогику «искусством воспитания». Индивидуальное мастерство и творчество учителя неоспоримы в педагогической деятельности, что обогащает саму науку педагогики. Ушинский утверждает: «Педагог — художник, ученик — произведение искусства, школа — мастерская.

Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле в семье мелкого дворянина и провел детство и юность в имении отца под Новгород-Северской. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии. В 1840 году К. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где посещал лекции выдающихся профессоров (Грановского и других). Будучи студентом, Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности в народе. Он стремился самостоятельно изучить споры, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о национальной принадлежности отечественной культуры. После окончания университета 22-летний К. Д. Ушинский был назначен заместителем профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, которые произвели глубокое впечатление на студентов, Ушинский критиковал ученых за отчужденность от жизни людей и говорил, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призвал студентов учиться и помогать жизни и нуждам людей.

Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство посчитало такое направление его деятельности вредным для молодежи, так как оно подстрекало ее к протесту против существующего строя, и вскоре он был уволен. Для Ушинского начались тяжелые годы лишений и борьбы за выживание. В течение нескольких лет он работал государственным служащим и время от времени занимался небольшими литературными работами в периодических изданиях. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо родной земли. «Сделать как можно больше добра для моего отечества — вот единственная цель моей жизни; к этому я должен направить все свои силы», — говорил молодой Ушинский.

Общественно-педагогическое движение 1960-х годов способствовало формированию педагогического призвания К. Д. Ушинского. С 1854 по 1859 годы, занимая должность старшего учителя русского языка, а затем инспектора классов в Гатчинском сиротском институте, он руководил рядом мероприятий по улучшению педагогической работы в этом институте. С 1859 по 1862 год К. Д. Ушинский работал инспектором классов Смольного института благородных девиц, где также провел радикальные реформы: объединил отделения благородных девиц и простолюдинок, ввел обучение на русском языке, открыл класс для подготовки девиц к педагогической деятельности, пригласил в институт одаренных педагогов, ввел собрания и конференции для учительниц; воспитанницы получили право проводить каникулы и т. д.

Прогрессивная деятельность К. Д. Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство среди придворных, руководство института Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он хотел воспитать «крестьянскую девушку» из дворян.

В 1862 году он был уволен из института. В это же время ему предложили поехать за границу под предлогом изучения ситуации с начальным и женским образованием и написания учебника по педагогике. На самом деле эта поездка была замаскированным изгнанием.

Все пережитое в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усердно работал за границей: внимательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы в Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 году замечательный учебник «Родное слово» (вып. I, II) и «Руководство к родному слову» для учителей и родителей. («Родное слово» вышло 146 изданиями к октябрю 1917 года.) В 1867 году Ушинский написал свой главный труд «Личность как предмет воспитания», который стал его самым ценным вкладом в педагогическую науку.

Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызвавшая резко негативное отношение со стороны правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, когда он находился на Юге, он испытывал определенное удовлетворение, так как высоко ценил свое преподавание.

К. Д. Ушинский умер 22 декабря 1870 года и был похоронен в Выдубицком монастыре под Киевом.

Основные педагогические идеи Ушинского

В основе его педагогической системы лежало требование демократизации народного образования и идея народного просвещения. Педагогические идеи Ушинского отражены в его книгах для первого класса «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания». Опыты педагогической антропологии» (2 т., 1868-1869) и другие педагогические труды.

К.Д. Ушинский, как значительный представитель педагогики 19 века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав целостную педагогическую систему.

Ушинский универсален как учитель, учитель перспективы.

Он выступает прежде всего как педагог-философ, четко понимая, что педагогика может строиться только на прочной философской и научной основе, на концепции народного образования, отражающей развитие этой науки и специфику национальной культуры и образования. Ушинского как теоретика образования отличало глубокое проникновение в сущность педагогических явлений, стремление раскрыть законы воспитания как средства, направляющего развитие человека. Как методист, Ушинский разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники «Родное слово» и «Детский мир», которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в педагогической литературе для детей.

Как психолог образования, он разработал психологические основы обучения,

представил систему психологических идей (дал характеристики мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли). Ушинский также активно занимался школьным образованием. Он выдвинул программу преобразования русской школы, особенно русской начальной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизации образования.

Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.

Педагогическая система Ушинского основана на идее народности. «Есть только одна общая для всех естественная тенденция, на которую воспитание всегда может положиться: это то, что мы называем национальностью…». Образование, созданное самим народом и основанное на народных принципах, обладает той воспитательной силой, которой нет в лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа….. Всякий живой исторический фольклор есть прекраснейшее творение Бога на земле, и воспитание может черпать только из этого богатого и чистого источника», — писал Ушинский в статье «О народности в народном образовании» (1857).

Под национальностью Ушинский понимал уникальность каждого народа, обусловленную его историческим развитием, географическими и природными особенностями.

Поэтому в своей статье «О народности в народном образовании» он начинает анализ образования в духе народности с характеристики тех черт, которые исторически сложились у разных народов. Ушинский дает меткое описание и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского образования. Особенно тщательно он критикует реакционную немецкую педагогику того времени, которая стала образцом для царского режима. Ушинский доказывает крайнюю нецелесообразность механического переноса этой педагогики на русскую почву.

К. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие в детях патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку, по его мнению, лучшим выражением национальности является родной язык, основой образования русских детей должен быть русский язык; начальное образование также должно обеспечить хорошее знакомство детей с историей России, географией России, ее природой.

К. Ушинский отмечал, что русский народ проявлял и продолжает проявлять великую любовь к своей родине, которую он доказал героическими подвигами в борьбе с польскими интервентами в начале XVII века, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 годов. Но это чувство, которое, по словам Ушинского, «по временам пробуждается с истинно львиной силой», вспыхивает у некоторых людей лишь спорадически, когда родине угрожает опасность. Воспитание, основанное на нации, должно научить этому патриотизму проявляться всегда, каждый день, в выполнении своего общественного долга.

Такое воспитание должно развивать в детях чувство национальной гордости, чуждое шовинизму, в сочетании с уважением к другим народам. Она должна прививать детям чувство долга перед Отечеством, учить их всегда ставить общие интересы выше личных.

Ушинского отличала неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Благодаря своей силе, мужеству и храбрости русский народ противостоял монголо-татарскому игу и спас Западную Европу от нашествия монголо-татарских орд; несколько раз спасал независимость Родины от посягательств внешних врагов. Ушинский писал, что народ сам «создал тот глубокий язык, глубины которого мы еще не можем измерить; что этот простой народ создал поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, в котором мы подражали иностранцам; что из источников народа он обновил всю нашу литературу и сделал ее достойной этого имени».

Русская музыка и живопись, даже русская философия многое черпали из народного творчества: из «серой, невежественной, безродной массы льется чудесная народная песня, из которой поэт, художник, музыкант черпает свое вдохновение; слышится точное, глубокое слово, в котором……. Филолога и философа поражает глубина и истинность этого слова…».

Глубоко убежденный в могучих творческих силах русского народа, Ушинский выдвинул требование предоставить дело народного образования самому народу и освободить его от обременительной государственной опеки, тормозившей его развитие. «Всякий, кто хорошо знает историю России, ни на минуту не задумается о том, чтобы поручить народное образование самому народу», — писал Ушинский.

С национальностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского тесно связан вопрос о воспитательной ценности родного языка.

В статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и всегда заново распускающийся цветок всей его духовной жизни, которая начинается далеко за пределами истории. Язык одухотворяет весь народ и всю его родину; она преобразует творческую силу народного духа в мысль, в образ и звук родного неба, его воздуха, его физических явлений, его климата, его полей, гор и долин, его лесов и рек, его бурь и гроз — весь этот глубокий, задумчивый, проникновенный голос родной природы, который так громко говорит о любви человека к своей порой суровой родине, который так ярко выражен в родной песне и мелодии, в устах национальных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах просторечия отражается не только природа родины, но и вся история духовной жизни народа….. Язык — самое живое, богатое и прочное звено, связывающее прошлые, живущие и будущие поколения народа в великое, исторически живое целое. Она не только выражает жизненную силу народа, но и является самой этой жизнью. Если исчезает язык народа, то и народа больше не существует! Родной язык, как отмечал Ушинский, — не только лучшее выражение духовных качеств народа, но и лучший национальный наставник, который учил народ в те времена, когда не было ни книг, ни школ. Изучая родной язык, ребенок воспринимает не только звуки, их сочетания и модификации, но и бесконечное количество понятий, взглядов, чувств, художественных образов.

Исходя из своих взглядов на воспитание, К.Д.Ушинский основывался на следующем положении: если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, то мы должны и знать его во всех отношениях.

По мнению Ушинского, цель воспитания — вырастить совершенного человека. Это очень широкое, сложное определение, которое включает в себя: Гуманность, образование, трудолюбие, религиозность и патриотизм.

Он понимал цель образования как подготовку человека к полезной деятельности. В юности он писал в своем дневнике: «Сделать как можно больше добра для моей родины».Цель образования Ушинский видел в том, чтобы «дать человеку занятие, которое наполнило бы его душу и могло бы наполнить ее навсегда, вот истинная цель образования, цель жизни, потому что цель — это сама жизнь».

К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания

К разработке педагогической теории Ушинский подошел как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна основываться на законах анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы образования и не ограничиваться педагогическими предписаниями. Он был хорошо знаком с педагогикой своего времени.

Отвергая умозрительные, кабинетные педагогические теории, Ушинский также предостерегал от эмпиризма в педагогике и справедливо указывал, что в педагогической работе недостаточно полагаться только на личный, пусть и успешный, опыт. Он призывал к единству теории и практики. «Пустая, необоснованная теория оказывается такой же бесполезной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести ни одной мысли, которой не предшествовала бы и за которой не следовала бы идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», — писал Ушинский. Он сравнил образовательную практику без теории с шарлатанством в медицине.

Ушинский справедливо утверждал, что учителю недостаточно усвоить принципы и конкретные правила педагогической работы, он должен быть также вооружен знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна сначала познать его во всех отношениях», — заявил он. Во исполнение этого требования Ушинский написал капитальный труд «Человек как предмет воспитания» в двух томах и, предполагая дать третий том, собирал и готовил материалы для него, но ранняя смерть прервала его плодотворную работу.

В то время в психологии боролись два течения: метафизическая психология, представители которой пытались строить психологию умозрительно, априорно, начиная с определения «души»; и новое течение — эмпирическая психология, представители которой пытались опираться на опыт, изучать факты и отдельные стороны психической жизни, начиная с ее простейших проявлений.

Ушинский стремился исходить из опыта и придавал большое значение наблюдению. В его психологических взглядах много материалистических элементов. Он рассматривает духовную жизнь в ее развитии.

Ушинский справедливо упрекнул Гербарта в метафизичности и односторонности и указал на ограниченность психологических взглядов другого немецкого психолога Бенеке, пользовавшегося в то время большой популярностью. Он пытался рассмотреть психику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, а того, кто живет, действует и развивается в конкретной среде.

Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Народ сам прокладывает путь в будущее, и только образование идет по этому пути и во взаимодействии с другими силами общества, поможет пройти его и отдельному человеку, и новым поколениям. Поэтому мы не можем изобретать или заимствовать у других народов систему образования, мы должны творчески создавать ее.

К.Д.Ушинский о нравственном воспитании.

К.Д.Ушинский считал, что человек должен быть физически, умственно и нравственно совершенным, гармонически развитым. Он определил образование как целенаправленный, сознательный процесс формирования гармонично развитой личности. Среди различных аспектов воспитания Ушинский отводил главное место воспитанию нравственному.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплину и ответственность, чувство собственного достоинства в сочетании со скромностью. Воспитание должно развивать в ребенке сильный характер и волю, стойкость и чувство долга.

Любовь к отечеству, писал Ушинский, — есть самое сильное чувство человека, которое умирает при общем уничтожении всего святого и благородного в других людях последним.

Нравственное воспитание должно развивать в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Рассматривая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теорию нравственного воспитания, мы должны в то же время осознавать, что он связывает нравственность с религией. Однако его взгляды на религию изменились.

Цель образования — подготовить активного гражданина родины, проникнутого чувством общественного долга.

Средствами нравственного воспитания, по мнению Ушинского, являются:

  1. обучение (книги, в которых умело сочетаются развитие языка, передача знаний и нравственное воспитание учащихся) ;
  2. личный пример учителя (через его образное выражение)
  3. убеждение, которому он придавал большое значение;
  4. умелое обращение с учащимися (педагогический такт);
  5. меры искажения;
  6. стимулы и наказания.

Он выступал за освобождение крестьян от крепостной зависимости, понимая, что существенные изменения в социальной структуре России, разрушение отношений патриархальной морали. На его место должна прийти буржуазная мораль, новые отношения между государством и обществом. Каждый человек по своей природе стремится к свободе, к самореализации личного потенциала, способностей, воли и желаний.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности процесса подготовки спортсменов-баскетболистов
  2. Прагматический аспект публичной речи
  3. Виды рефлексии
  4. Контроль как компонент диагностики обученности
  5. Проблемы и перспективы раннего обучения иностранному языку
  6. Оценка достижений обучающихся при реализации дополнительной образовательной программы
  7. Использование технических средств в процессе обучения
  8. Виды компьютерных технологий и цели их применения в обучении
  9. Педагогический авторитет тренера-преподавателя
  10. Классификация программ дополнительного образования