Для связи в whatsapp +905441085890

Константность и изменчивость в философии Гераклита — Жизнь и личность Гераклита

Философия Гераклита была наиболее передовой доктриной в период зарождения рабовладельческого способа производства в Древней Греции. История философии Древней Греции — это история возникновения и развития первой формы домарксистского материализма и спонтанной диалектики, история борьбы материализма с идеализмом, науки с религией. Вместе с начальным материализмом древних греков возникла и развилась их стихийная диалектика, некоторые ее зачатки встречаются у материалистов милетовской школы, она особенно ярко представлена в учении Гераклита. Философское учение Гераклита было одним из лучших достижений древнегреческой культуры. Он защищал ионический материализм и спонтанную диалектику от идеалистических и антидиалектических течений. Гераклит развивал свою прогрессивную философскую доктрину в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических философских доктрин Пифагора, Ксенофана, Гекафея.

Философия Гераклита является вершиной спонтанного диалектического понимания мира. Здесь мы имеем дело не с целостной теоретической системой диалектического мировоззрения, а с интуитивным объяснением существенных и в то же время универсальных особенностей диалектики. Хотя некоторые поздние мыслители разрабатывали некоторые аспекты зарождающихся концепций диалектики глубже, чем Гераклит, ни одна из них не имела такой универсальной перспективы, как Гераклит.

Гераклит был одним из первых античных философов, от которых сохранились тексты, посвященные вопросу познания. Ни у Фалеса, ни у Анаксимандра, ни у Анаксимена нет высказываний по вопросам знания. Первоначальный, наивный материализм милетской школы восполняется Гераклитом, который поставил вопрос о природе человеческого знания. Будучи материалистом, Гераклит рассматривал природу как объект человеческого познания.

Из сочинения Гераклита, которое по одним источникам называется «О природе», по другим — «Музы», сохранилось около 130 фрагментов. Среди них есть фрагменты, объясняющие природные явления. Солнце, говорят они, так велико, как кажется нам, и «если бы не было солнца, была бы ночь, хотя звезды есть».

Гераклит стремился разграничить роль чувств и роль мысли в познании истины: Природа познается чувствами, но глаза и уши тех, у кого «грубые души», — плохие свидетели; простое накопление фактов, «многознание», не делает человека умным — необходимо рациональное познание космоса.

Гераклит был одним из первых, кто обратил внимание на природу человеческого знания. Согласно ему, знание стремится постичь сущность, то есть логос. Тот, кто не понимает этого, не может понять ничего в развитии мира. Он уделяет большое внимание разнице между «многознанием», «многоучением» и истинной мудростью. Многознание, в отличие от истинной мудрости, не способствует истинному познанию принципов мира, а разрушает их. Он очень критично относится к ряду мыслителей, например, к Пифагору. «Большое знание не учит разуму, ибо оно научило бы Гесиода и Пифагора так же, как Ксенофана и Гекатея». Эти мысли показывают неприятие Гераклитом поверхностной, отвратительной учености, которая не стремится познать и определить истинные причины и принципы вещей.

Хотя проблема истинного знания не сводится к вопросу о количестве накопленных знаний, обладание большим объемом знаний необходимо для философского понимания истинной природы вещей: «Ибо очень многое должны знать люди философские». Гераклит выступал не только против слепого накопления знаний, не пронизанных светом понимающей философской мысли. Он также выступал против нерефлексивного следования традициям, некритического принятия чужих взглядов. Во фрагменте 74 он пишет: «Мы должны вести себя как дети своих родителей, то есть, проще говоря, как нас усыновили. Это означает, что мы не должны принимать что-либо некритично или догматично. Единственная мудрость, согласно Гераклиту, — это «знание мысли, которая правит везде», то есть Логоса.

Константность и изменчивость в философии Гераклита - Жизнь и личность Гераклита

Жизнь и личность Гераклита

Гераклит (ок. 544-483 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, известный как основатель диалектики. Согласно многочисленным рассказам, он родился в полисе Эфеса и принадлежал к семье основателей города, Василия, который даровал ему царское и священническое общественное положение. Но Гераклит добровольно отказался от привилегий своего рождения в пользу брата, что, по мнению ученых, было результатом его протеста против демократии, которая царила в Ефесе.

Гераклит очень негативно относился к порядку в городе и относился к своим согражданам и народу в целом с презрением, считая, что они сами не знают, что делают и что говорят. По словам биографов, он некоторое время жил в храме, как и многие философы того времени, но не занимал священнических должностей. По словам Диогена из Лаэртаса, «он ненавидел людей и ходил в горы, чтобы питаться травами и дикими животными».

По некоторым рассказам, «Гераклит приказал размазать себя навозом и умер, лежа так». По словам Марка Аврелия, он умер от водянки и намазался навозом в качестве лекарства.

Из всего этого можно сделать вывод, что Гераклит вел очень необычную для тогдашних философов жизнь, что повлияло на темы и содержание его учения.

Гераклит, по мнению современников, был очень необычным человеком. По многим рассказам, он был довольно необщительным человеком, презирающим общество и придерживающимся пессимистических взглядов, за что его современники прозвали Гераклита «Скутинос», что означает «Темный» или «Мрачный».

Основным источником информации о философских учениях Гераклита является его единственное произведение «О природе». Он широко цитировался древнегреческими философами, такими как Сократ и Аристотель, и, таким образом, более полно сохранился, чем аналогичные работы Анаксимена и Анаксимандера. Его тематика была шире, чем у других философов того времени: она включала размышления о Вселенной, политике, государстве и Боге. Книга также была написана в полумифологическом стиле, не характерном для стиля авторов того времени.

Многие биографы сообщают, что Гераклит не принадлежал ни к какой школе и не имел учеников, но был знаком с творчеством Ксенофана, Гекатея, Пифагора и учениями философов Милета. Его взгляды тесно переплетены с взглядами философов милетической школы (Фалес, Анаксимандер, Анаксимены). Однако учение Гераклита нельзя считать частью милетической школы, так как оно противоречит ему во многих центральных пунктах.

Таким образом, Гераклит обладал уникальными и интересными философскими взглядами, которые во многом превосходили глубину мысли его современников.

Гераклит жил в напряженное и критическое для греческой истории время. Ожесточенная борьба демоса против родовой аристократии, приведшая к свержению ее власти, была борьбой за освобождение мелкого азиатского греческого полиса и всех эллинов против Персидской империи за их независимость. Неудивительно, что Гераклит объявил войну (борьбу вообще) «отцом» всего, «царем» всего.

Философия Гераклита была наиболее передовой доктриной в период зарождения рабовладельческого способа производства в Древней Греции. История древнегреческой философии — это история возникновения и развития первой формы домарксистского материализма и элементарной диалектики, история борьбы материализма против идеализма, история науки против религии. Вместе с начальным материализмом древних греков возникла и развилась их стихийная диалектика, некоторые ее зачатки встречаются у материалистов милетовской школы, она особенно ярко представлена в учении Гераклита. Философское учение Гераклита было одним из лучших достижений древнегреческой культуры. Он защищал ионический материализм и спонтанную диалектику от идеалистических и антидиалектических течений. Гераклит развивал свою прогрессивную философскую доктрину в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических философских доктрин Пифагора, Ксенофана, Гекафея.

Относительность всех качеств и вещей

Гераклит отметил относительность вездесущих концепций: «Самая красивая обезьяна отвратительна, когда мы сравниваем ее с человеческим поколением». И здесь мы находим определенные признаки субъективной диалектики, хотя и в несколько ином смысле, чем в Элеате. Гераклит обращает внимание на некоторые объективно существующие аспекты отношения субъекта к объекту в процессе познания. Некоторые из них являются лишь констатацией того, что является общеизвестным. Идея относительности свойств дана еще более общей формулировкой во фрагменте 62. «Бессмертный», — говорит Гераклит, — «смертные смертны, смертные бессмертны; жизнь одних — смерть других, а смерть одних — жизнь других».

Относительность качеств распространяется и на оценки эстетики, и на оценки человеческой мудрости, а также на оценки моральных качеств: «Муж, — говорит Гераклит, — божеством считается глупым, так же, как ребенок считается глупым взрослым». «…Самый мудрый из людей выглядит как обезьяна по сравнению с богом — и в мудрости, и в красоте, и во всем остальном». Постоянное движение, изменение, переход каждого внешнего вида в свою противоположность имеют, как необходимое следствие, относительное всех качеств и вещей. Ни одно свойство вечно изменяющейся природы не является свойством безотносительным, абсолютным. Мир един, все в мире связано, каждый вид и свойство переходит в свою противоположность, и поэтому каждое свойство должно характеризоваться не как изолированное и абсолютное в своей изолированности, а как относительное свойство.

Когда Аристотель говорит в «Этике», что «у лошади другие удовольствия, у собаки другие удовольствия, а у человека другие удовольствия», он имеет в виду слова Гераклита: «ослы предпочтут солому золоту». Согласно Гераклиту, мы не должны думать, что золото — это безотносительная, абсолютная ценность. Его ценность относительна: в глазах людей он имеет наивысшую ценность, но для ослов корм имеет гораздо большую ценность.

«Если верить только Гераклиту Эфесскому, который утверждает, что свиньи купаются в грязи, птицы — в пыли или пепле, — читаем мы в 37-м фрагменте, — то здесь подчеркивается и утверждается идея относительности представлений о чистоте: Люди верят, что очищаются, когда купаются в воде, свиньи — в грязи, а птицы — в пыли.

По Гераклиту, переход явлений из одного состояния в другое происходит через борьбу противоположностей, которую он назвал вечным универсальным Логосом, то есть единым законом, общим для всего бытия: не я, а Логос, прислушайся, мудро признать, что все одно. Согласно Гераклиту, «огонь и логотипы» — это «эквивалент»; огонь — это «разумное и управляющее всем дело», а то, что «управляет всем через все», он расценивает как разум. Гераклит учит, что мир, который состоит из всего, был создан не богом или человеком, а был, есть и будет вечным живым огнем, который периодически вспыхивает и постепенно гаснет. Огонь — это образ вечного движения. Огонь как видимая форма процесса горения является наиболее подходящим определением для элемента, понимаемого как вещество, которое характеризуется вечным процессом, «пламенной» динамикой бытия. Но это не значит, что Гераклит заменил огонь водой и воздухом. Дело гораздо более тонкое. Правда, Гераклит видит в космосе вечно пылающий огонь, но это живой огонь. Он идентичен Божеству.

Огонь, как душа космоса, предполагает разумность и божественность. И Дух имеет силу управлять всеми вещами: Она направляет все и придает всему форму. Дух, т.е. Логос, управляет всем через все. Объективная ценность человеческого разума, однако, определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему порядку мира. Гераклит считается ярким представителем религиозного движения своего времени. Он разделял идею бессмертия души и рассматривал смерть как рождение души для новой жизни.

Жизнь — это движение и деятельность

Гераклит, как один из основоположников диалектики, учил: «Новые воды вливаются в одну и ту же реку», «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы существуем и не существуем». В Гераклите образ постоянно текущей реки символизирует постоянно меняющийся мир, постоянно обновляющееся существо. Используя в качестве примера запоминающийся образ реки, Гераклит показал, что природа вещей очевидна, а сущность бытия активна. Мир — это процесс, поток вещей. Сама жизнь — это движение и деятельность. Все, что движется, все, что движется, все, что движется. Все «бессмертное» движется вечно, все «смертное» временно. «Смертельная природа» не может быть поймана дважды в том же состоянии, что и человеческая жизнь.

«Ибо то, что было в прошлом; то, что будет приближаться, является настоящим, удаляется». Жизнь и смерть, рождение и смерть, и вообще противоположности прихода и ухода, связаны друг с другом, обусловливают и предполагают друг друга. Поэтому «живые и мертвые — одно и то же». Смерть не чужда жизни, она не вводится в жизнь откуда-то извне. Это неотъемлемый аспект жизни. И так, в едином потоке жизни и бытия, мы «входим и не входим, существуем и не существуем». И действительно, то, что возникает, одновременно проходит; то, что существует одновременно, не существует. Процесс появления и исчезновения, сближения и растворения, пребывания и ухода связан со временем и напоминает настоящее время, которое как неуловимая граница между прошлым и будущим. Приближающееся будущее становится настоящим; становление настоящего в то же время отдаляет его от прошлого. Все «сейчас» одновременно является «не сейчас».

Образ реки у Гераклита, символизирующий и мир, и космос, выражает два противоположных аспекта бытия — всеобщий поток вещей и всеобщий относительный покой. Река, конечно, всегда находится в движении, но это не значит, что в ней нет ничего стабильного, постоянного и неизменного. Для Гераклита река остается той же самой, хотя каждый раз в нее вливается новая вода. Более того, ничто не постоянно, как река, которая всегда течет, и солнце, которое всегда светит. Главной идеей Гераклита была идея стабильности, он использовал реку, потому что тождество сохраняется не в каждом изменении, а только в постоянном и размеренном течении реки: вода течет равномерно и одно количество воды последовательно сменяет другое. В то же время, тот же принцип измерения проявляется в самом течении воды, как и в мировых процессах: Космический огонь загорается по меркам (порциями) и гаснет по меркам. Преобразование огня в море происходит по мере того, как море получает свою меру в той же пропорции, в какой оно было до образования земли. Только наблюдая эти меры, части, т.е. количественные материальные пропорции трех элементов мира, могут, согласно Гераклиту, сохранить космос, существующий миропорядок. Каждое физическое изменение, затем, происходит в соответствии с определенной нормой и ритмом, известной количественной пропорции, т.е. в соответствии с «мерой», которая является одним из аспектов всеобъемлющего Логоса.

В своем диалоге «Кратылос» Платон дает главную мысль философии Гераклита. Платон сообщает: «Где-то Гераклит сказал, что все в движении и ничто не отдыхает, и сравнивая бытие с течением реки, он говорит, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку». Впоследствии обе части этого отрывка «слились» в одну формулу — «все течет — панта рея», чего нигде нет в текстах самого Гераклита. Движение — самая общая черта жизни в мире; оно относится ко всей природе, ко всем ее объектам и явлениям. Тезис универсальности движения в равной степени относится и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к возникающим вещам, которые движутся временным движением. Вечное движение — это в то же время вечная перемена. По словам Аристотеля, Гераклит сказал: «Не только солнце каждый день новое, но и солнце постоянно обновляется».

Единство противоположностей

Единство Гераклита — это не только то, что сливается с противоположным, так как противоположности принадлежат самим себе. Единство Гераклита — это гармония противоположностей. Один — это не просто быть единым целым. Одно — это каждая вещь. «Все едино: божественное неделимо, рожденное — нерожденное, смертное — бессмертное, Логос — вечный, Отец — Сын, Бог — Справедливость». «Соединения: целое и неполное, совпадающее и расходящееся, согласующееся и расходящееся, и из всего — одно, из всего — все». «Одно и то же в нас живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое». Ибо изменилось то, и наоборот, изменилось то, что изменилось то, что изменилось то, что изменилось то, что изменилось то, что изменилось то, что изменилось то, что изменилось то». «День — это ночь, зима — это лето, война — это мир, изобилие — это голод (все противоположности)». Путь вверх и вниз один и тот же».

Поскольку каждая вещь представляет собой единое целое, состоящее из противоположностей, она представляет собой состояние их борьбы, ведущее к переходу в противоположное состояние. «Холод согревает, тепло охлаждает; мокрое высыхает, сухое увлажняет». Молодые стареют, живые умирают и т.д. Гераклит не только приводит многочисленные примеры, но, судя по трем фрагментам, даже формулирует общий закон: «Враг объединяет, из разных возникает самая прекрасная гармония, и все происходит через борьбу». «Война — отец всего и царь всего; она предназначала одних быть богами, других — людьми; она сделала одних рабами, третьих — вольными»; следует знать, что война — это всеобщая, а истина — это борьба, и что все обязательно происходит через борьбу.

Но не менее важным, чем борьба за Гераклит, является объединение противоположностей, их гармония. Он говорит о самой прекрасной гармонии, возникающей в результате расхождения. Каждое слияние — это гармония, и везде гармония является результатом временного равновесия противоборствующих сил. Он находит прекрасный образ гармонии в виде лука и лиры: «Они не понимают, как расходящееся гармонирует с самим собой: возвращаясь к самому себе, гармония подобна луку и лире». Единство сужения и расхождения формирует древнейшее оружие — лук, а музыкальный инструмент — лиру. До тех пор, пока существует гармония, единство напряженности и напряжения, есть целое.

Таким образом, Гераклит излагает важнейший диалектический закон движения: Поскольку единство делится на противоположные части, стороны, моменты, а каждая вещь есть единство противоположностей, то всякое изменение осуществляется борьбой противоположностей и одновременно является переходом в противоположное состояние. В то же время говорить об изменении данной вещи можно только при наличии гармонии ее противоположностей. Это понятие диалектической закономерности сконцентрировано Гераклитом в понятии логоса, порядка всего, что происходит в мире. Поэтому неверно, что гармония — это всегда и везде позитивный и созидательный подход, а борьба — исключительно негативный и разрушительный. Вопреки общепринятым представлениям, он провозгласил вызывающую и парадоксальную идею о том, что «справедливость — это борьба» и что все обязательно происходит через борьбу. Борьба универсальна. Борьба — это источник жизни, ее постоянное обновление. Разрушая старую гармонию (противоположностей), она создает новую гармонию, которая в то же время является возобновлением борьбы. Борьба вечна. Изменение вещей вечно. Вечность космической борьбы определяет вечно обновляющуюся молодость мира.

Огонь и логос в учении Гераклита

Один из важнейших пунктов учения Гераклита — огонь. Этот элемент был выбран философом в качестве материального и генетического начала. Философы других школ выбрали в качестве отправной точки более устойчивые элементы: воду Фалеса, землю Фарецидов, воздушные Анаксимены. Сам Гераклит оправдывал свой выбор, говоря, что это вещество является самым подвижным и нестабильным, так что все остальные вещества превращаются в огонь, «охлаждаясь» или «замедляясь». Он назвал этот процесс «путь вниз», то есть путь от более совершенного, общего, к более низкому, частному.

Гераклит сравнивал огонь с золотом: «Все обменивается на огонь, а огонь на все, как золото на товар, а товар на золото». Таким образом, в философском социоморфном мировоззрении были нарушены товарно-денежные отношения, развитие которых, как уже упоминалось выше, оказало существенное влияние на трансформацию мифологического в философское мировоззрение. В другом сравнении, космический огонь уподобляется пламени, сжигающему различные благовония. Пламя то же самое, но запахи другие. Огонь Гераклита вечен и божественен.

Взаимные преобразования огня, воздуха, воды и земли сводятся к нашему времени в трех вариантах. Клемент считал, что из огня исходит море (вода); море же, в свою очередь, является «семенем мирового поколения». Из этого семени рождается земля и небо, и все, что лежит между ними. Согласно Плутарху, огонь становится воздухом, воздух становится водой, вода становится землей, земля становится огнем. Космогония Гераклита в Марке Аврелии (II в. н.э.) представлена не так. Там Гераклит говорит: «Смерть земли есть рождение воды, смерть воды есть рождение воздуха, а воздух есть рождение огня: и наоборот».

Понятие «душа» Гераклита тесно связано с понятием огня. Это одна из его форм, метаморфоза. По его мнению, души возникают «испаряясь от влаги» , и наоборот, «для душ смерть есть рождение от воды». Но не каждая душа мокрая, только плохая душа мокрая. Душа — это единство противоположностей, она сочетает в себе влагу и огонь, чем больше в ней огня, тем лучше душа. Согласно Гераклиту, «самая сухая душа — самая мудрая и самая лучшая». Гераклит подчеркивает, что «всякая страсть покупается по цене души» . Он говорит, что «для душ, похоть или смерть становятся мокрыми».

Одним из существенных отличий идеи Гераклитов о первобытной стихии является идея о том, что первобытная стихия не была создана ни одним из богов или людей. Она была первозданной, была повсюду, и только из нее впоследствии появились и боги, и люди.

Другой идеей Гераклита была идея о периодичности повторения циклов «избытка» огня. Под этим циклом Гераклит означает конец света, мировой пожар. Этот огонь сжигает все, и материю, и души, ибо во всем есть начало огня. После этого огонь снова «остывает» и приходит в состояние воздуха, воды и земли.

В истории философии учение Ираклитов о Логосе было самым противоречивым, поскольку оно представляет собой своего рода систему управления, интерпретируемую как «Бог», «судьба», «необходимость», «вечность», «мудрость», «всеобщность», «закон». Многочисленные значения термина «логотипы», понимание которого во фрагментах Гераклита затруднено разнообразием и неопределенностью вложенного в него содержания, заставляют нас рассматривать этот термин в связи с его основными идеями. Учение Гераклитов о Логосе — это сочетание Судьбы, Необходимости и Разума. Его взгляды наиболее точно описаны словами, найденными в работе Секста: «Хотя этот Логос существует вечно, люди не понимают его, пока не услышат или не услышат впервые. Ибо все делается по этому Логосу, и они, как невежественные люди, когда переходят к таким словам и к таким вещам, как я объясняю, делят каждое по своей природе и объясняют его по своей сущности. То, что они делают, бодрствуя, скрыто от остальных людей, так же, как они забывают свои мечты».

Таким образом Гераклит принял огонь как происхождение всех вещей. По его словам, вся материя исходит из огня и возвращается в огонь. Другое важное понятие в учении Гераклитов — логотипы. Логотипы рассматриваются как своего рода верховная власть или мировой закон.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. С. Аскольдов и его философия
  2. Задачи современной философии
  3. Формы общественного сознания
  4. Возрождение
  5. Апофеоз искусства и культ художника — творца в эпоху Возрождения — Философия эпохи Возрождения
  6. Символ
  7. П. Чаадаев и его философия
  8. Человек и мир как центральная проблема философии
  9. Правосознание и его культура, правовое послушание
  10. Интуиция — История развития понятия интуиции в философской мысли