Для связи в whatsapp +905441085890

Константность и предметность восприятия — Физиологические основы восприятия

Живя и действуя, решая в процессе своей жизни практические задачи, стоящие перед ним, человек воспринимает свое окружение. При восприятии человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда не только смотрит, но и рассматривает или изучает, не только слышит, но и слушает. Восприятие — это форма познания реальности. Но как объяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно подумать, что культура с рождения берет на себя регулирование мозговой деятельности таким образом, что мозг учится выполнять одни и те же вычисления, характерные для всех членов данной группы. Различное восприятие мира, жизни, смерти и т.д. в разных культурах, кажется, подтверждает это.

Внешние явления, воздействующие на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений, без какой-либо противодействующей активности со стороны субъекта по отношению к воспринимаемому эффекту. Способность чувствовать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, от рождения. Только люди и высшие животные наделены способностью воспринимать мир в виде образов; эта способность развивается и совершенствуется благодаря жизненному опыту.

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее в результате непосредственного действия физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Внешние явления, воздействующие на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений, без какой-либо противодействующей активности со стороны субъекта по отношению к воспринимаемому эффекту. Способность чувствовать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, от рождения. Только люди и высшие животные наделены способностью воспринимать мир в терминах образов, и эта способность развивается и совершенствуется в их жизненном опыте. Содержание восприятия не выходит за пределы элементарных форм отражения, а сущность процессов восприятия состоит лишь в отражении индивидуальных особенностей предметов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за рамки элементарных форм. Человек живет не в мире отдельных пятен света или цвета, звуков или прикосновений; он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что он воспринимает, всегда представляется ему в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за рамки отдельных ощущений. Совместная работа органов чувств приводит к синтезу отдельных сенсорных впечатлений в сложные интегрированные системы. Только благодаря такому объединению изолированные ощущения трансформируются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых объектов или ситуаций. Таким образом, основное отличие восприятия от ощущения заключается в предметном восприятии всего, что на нас воздействует, то есть в отражении объекта реального мира в совокупности всех его признаков или, другими словами, в целостном отражении объекта.

Помимо сенсорных впечатлений, в процессе восприятия участвуют также предыдущий опыт, процессы понимания того, что воспринимается, то есть психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. По этой причине восприятие часто называют перцептивной системой человека.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие — это очень сложный процесс, требующий значительной аналитической и синтетической работы. Поэтому восприятие правильнее называть перцептивной деятельностью субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление об объекте, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Большую роль в восприятии играет наше желание воспринять тот или иной объект, осознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на достижение лучшего восприятия, настойчивость, которую мы проявляем в этих случаях. Таким образом, внимание и ориентация (в данном случае желание) участвуют в восприятии реального объекта.

Отсюда следует вывод, что восприятие — это очень сложный, но в то же время единый процесс, направленный на осознание того, что волнует нас в данный момент.

Константность и предметность восприятия - Физиологические основы восприятия

Физиологические основы восприятия

Физиологической основой восприятия являются процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Таким образом, под воздействием раздражителей в нервных окончаниях органов чувств возникает нервное возбуждение, которое передается по проводящим путям в нервные центры и, наконец, в кору головного мозга. Здесь он попадает в проекционные зоны (сенсорные зоны) коры головного мозга, которые являются как бы центральной проекцией нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом формирования ощущений. Действительно, ощущения формируются на уровне предложенной схемы. Следовательно, ощущения можно рассматривать как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия активизируются в процессе формирования целостного образа на следующих этапах, когда возбуждение передается от проективных зон к интегративным зонам коры головного мозга, где завершается формирование образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проективных зон.

Физиологическая основа восприятия усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, эмоциональными переживаниями и различными мыслительными процессами. Следовательно, начиная от органов чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, идут к нервным центрам, где они захватывают различные зоны коры головного мозга и взаимодействуют с другими нервными раздражителями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействуя друг с другом и широко охватывая различные зоны коры головного мозга, составляет физиологическую основу восприятия.

Темпоральные нейронные связи, обеспечивающие перцептивный процесс, могут быть двух типов: образованные внутри анализатора и между анализаторами. Первый тип возникает, когда организм подвергается воздействию сложного стимула той или иной модальности. В этом случае нейронные связи формируются не только в ответ на сами стимулы, но и на их соотношение — временное, пространственное и т.д. (так называемый установочный рефлекс). В результате процесс интеграции или сложного синтеза происходит в коре больших полушарий.

Второй тип нервных связей, образующихся под влиянием сложного раздражителя, — это связи внутри разных анализаторов, возникновение которых И.М. Сеченов объяснял наличием ассоциаций (зрительных, кинестетических, тактильных и др.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер. Итак, в центре сложного процесса формирования перцептивного образа находятся системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, которые обеспечивают наилучшие условия для видения стимулов и учитывают взаимодействие свойств объекта как сложного целого.

Выяснив суть понятия «восприятие» и проанализировав его физиологические механизмы, мы переходим к рассмотрению основных свойств восприятия как когнитивного психического процесса. Основные свойства восприятия должны включать следующее: Объективность, целостность, структура, постоянство, осмысленность, апперцепция и активность.

Объективность восприятия — это способность отражать предметы и явления реального мира не в виде набора не связанных между собой ощущений, а в виде отдельных объектов. Следует отметить, что объективность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

Еще одно свойство восприятия — целостность. В отличие от ощущений, которые воспроизводят отдельные свойства объекта, восприятие дает целостную картину объекта. Он формируется на основе обобщения информации, полученной в виде различных ощущений об отдельных свойствах и качествах объекта. Сенсорные компоненты настолько тесно взаимосвязаны, что формируется единая сложная картина объекта, даже если непосредственно задействованы только отдельные свойства или части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно через связь между различными ощущениями.

Основные свойства и типы восприятия

Целостность восприятия также связана с его структурированностью. Это свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является их простой суммой. На самом деле мы воспринимаем обобщенную структуру, абстрагированную от этих ощущений и сформированную в течение определенного периода времени. Таким образом, восприятие привносит в наше сознание структуру объекта или явления, с которым мы сталкиваемся в реальном мире.

Следующее свойство восприятия — постоянство. Константность — это относительное постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству постоянства, которое проявляется в способности перцептивной системы компенсировать изменения в условиях восприятия, мы воспринимаем окружающие нас объекты как относительно постоянные. Наибольшая степень постоянства наблюдается при зрительном восприятии цвета, размера и формы предметов. Таким образом, постоянство цветовосприятия заключается в относительном постоянстве видимого цвета при изменении освещенности.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от природы стимула, но и от самого субъекта. Не глаз и ухо воспринимают, а конкретный живой человек. Поэтому на восприятие всегда влияют особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предыдущий опыт, его предыдущая практика. Поэтому один и тот же объект может восприниматься разными людьми по-разному. Содержание апперцепции определяется как поставленной перед человеком задачей, так и мотивами его деятельности, интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменить содержание восприятия.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется перцептивной иллюзией. Иллюзии наблюдаются при любом типе восприятия (зрительном, слуховом и т.д.). Характер иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как отношение, ориентация, эмоциональный настрой и т.д., но и физическими факторами и явлениями: освещением, положением в пространстве и т.д..

Следующее свойство восприятия — его осмысленность. Хотя восприятие происходит, когда стимул непосредственно воздействует на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное семантическое значение. Как уже говорилось, человеческое восприятие тесно связано с мышлением. Связь между мышлением и восприятием впервые выражается в том, что воспринимать объект сознательно — значит мысленно называть его, т.е. относить его к определенной группе, классу, ассоциировать с определенным словом. Уже при виде незнакомого объекта мы пытаемся найти в нем сходство с другими объектами.

Говоря об основных свойствах восприятия, нельзя не упомянуть еще одно, не менее существенное, свойство восприятия как психического процесса. Это свойство — активность (или избирательность). Она заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один объект или конкретную группу объектов, а другие объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, то есть не отражаются в нашем сознании. Таким образом, мы можем предположить, что природа деятельности восприятия обусловлена природой самого нашего сознания.

Одна из классификаций восприятия, как и ощущений, основана на различиях в анализаторах, участвующих в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор (или модальность) играет преобладающую роль в восприятии, различают зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие является результатом взаимодействия ряда анализаторов. Моторные ощущения в большей или меньшей степени задействованы во всех типах восприятия. Например, тактильное восприятие включает в себя тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогичным образом, двигательный анализатор участвует в слуховом и зрительном восприятии. Различные типы восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются для создания сложных типов восприятия. Например, восприятие учеником текста в классе включает в себя визуальное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Другой способ классификации типов восприятия основан на формах существования материи: пространство, время и движение. Согласно этой классификации, различают восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Пространственное восприятие

Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все объекты находятся в пространстве, а каждое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем объектам, так же как временные характеристики характерны для каждого явления или события. Пространственные свойства объекта включают: Размер, форма, положение в пространстве.

При восприятии размера объекта существенную роль играет размер его изображения на сетчатке глаза. Чем больше изображение объекта на сетчатке глаза, тем крупнее кажется нам объект. Вероятно, размер изображения воспринимаемого объекта на сетчатке зависит от величины зрительного угла. Чем больше размер зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке. Вполне логично, что эта закономерность сохраняется на одинаковом расстоянии от нас объектов.

Рассмотрение расстояния до объектов в основном обеспечивается нашим опытом восприятия объектов на разных расстояниях от них. Знание приблизительных размеров предметов является необходимым подспорьем для восприятия размеров предметов. Как только мы узнаем объект, мы сразу же воспринимаем его размер таким, какой он есть на самом деле. В целом, следует отметить, что постоянство размера значительно увеличивается при восприятии знакомых объектов и значительно уменьшается при восприятии абстрактных геометрических фигур. Следует также подчеркнуть, что постоянство восприятия существует только в известных пределах. Когда мы находимся очень далеко от объекта, он кажется нам меньше, чем есть на самом деле. Еще одной особенностью восприятия объекта в пространстве является контрастность объектов. Среда, в которой мы воспринимаем объект, оказывает заметное влияние на его восприятие. Например, человек среднего роста в окружении высоких людей кажется гораздо меньше своих реальных размеров.

На восприятие размера объекта также может влиять совокупность, в которой находится объект. Кроме того, на восприятие размера объекта влияет цвет объекта. Светлоокрашенные объекты кажутся немного больше, чем темноокрашенные. Объемные формы, такие как сфера или цилиндр, кажутся меньше, чем их соответствующие плоские аналоги.

Не менее сложным, чем восприятие размера, является восприятие формы объекта. Прежде всего, следует отметить, что феномен постоянства сохраняется и в восприятии формы. Например, когда мы смотрим на квадратный или круглый предмет сбоку, его проекция на сетчатке глаза выглядит как эллипс или трапеция. Тем не менее, мы всегда видим один и тот же объект, который выглядит одинаково и имеет одинаковую форму.

Процесс восприятия объемной формы очень сложен. Мы воспринимаем объем фигуры, потому что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Бинокулярный эффект заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же объект, изображение этого объекта на сетчатке левого и правого глаза отличается. Бинокулярное зрение создает впечатление единого, но трехмерного рельефного объекта.

Однако бинокулярное зрение — не единственное требование для объемного восприятия объекта. Когда мы смотрим на предмет одним глазом, мы все равно воспринимаем его рельеф. Большую роль в восприятии объемной формы объекта играет знание объемных особенностей этого объекта и распределения света и тени на объемном объекте.

Пространственное восприятие человека имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что пространство трехмерно, и поэтому его восприятие требует участия нескольких анализаторов, работающих совместно. Восприятие пространства может происходить на разных уровнях.

Восприятие трехмерного пространства в первую очередь связано с функциями специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет форму трех заполненных жидкостью, изогнутых, полукруглых трубок, которые расположены в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, переполняет и раздражает волосковые клетки, а их возбуждение вызывает изменения в ощущении стабильности тела (статическое ощущение).

Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательной системой, и любое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения положения глаз. Например, пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, наблюдаются при быстрых изменениях положения тела в пространстве.

Второй аппарат, обеспечивающий восприятие пространства и особенно его глубины, — это бинокулярный зрительный аппарат. Восприятие глубины в основном связано с восприятием расстояния до объектов и их положения по отношению друг к другу. Бинокулярное зрение является одним из необходимых условий для восприятия расстояния между объектами.

Конвергенция и дивергенция глаз играют существенную роль в восприятии расстояния до объектов и пространственной глубины соответственно, поскольку для четкого восприятия объектов их изображения должны попадать на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки левого и правого глаз, а это невозможно без конвергенции или дивергенции обоих глаз. Конвергенция — это сближение зрительных осей глаз при повороте глазных яблок друг к другу.

Пространственное восприятие не ограничивается восприятием глубины. В пространственном восприятии важную роль играет восприятие положения объектов по отношению друг к другу. Дело в том, что конвергенция и дивергенция прекращаются, когда объект явно отдаляется, но воспринимаемое нами пространство никогда не бывает симметричным, оно всегда более или менее асимметрично, т.е. объекты находятся выше или ниже, справа или слева от нас, а также дальше от нас или ближе к нам.

Такой сложный набор механизмов, делающих возможным пространственное восприятие, естественно, требует не менее сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Одним из таких центральных аппаратов являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.

Восприятие движения и времени

Восприятие движения происходит благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не до конца понятна. Когда объект перемещается в пространстве, мы воспринимаем его как движущийся, потому что он покидает поле наилучшего зрения, заставляя нас двигать глазами или головой, чтобы снова зафиксировать на нем взгляд. Это приводит к двум явлениям. Во-первых, смещение объекта по отношению к положению нашего тела говорит нам о его перемещении в пространстве. Во-вторых, мозг регистрирует движение глаз вслед за объектом. Второе особенно важно для восприятия движения, но механизм обработки информации о движениях глаз очень сложен и противоречив.

Однако восприятие движения нельзя объяснить только движением глаз — мы воспринимаем движение одновременно в двух противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться в противоположных направлениях одновременно.

Косвенные признаки играют важную роль в восприятии движения и, несомненно, создают косвенное впечатление о движении. Механизм использования косвенных признаков заключается в том, что когда обнаруживается признак движения, он обрабатывается интеллектуально и выносится суждение о том, что объект движется. Таким образом, впечатление движения может быть создано необычным положением частей объекта, находящегося в состоянии покоя.

Все теории восприятия движения можно разделить на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, последовательных зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает в результате слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным восприятиям. Представители этой теории утверждают, что как, например, мелодия — это не простая сумма тонов, а качественно отличное от них целое, так и восприятие движения несводимо к сумме элементарных зрительных ощущений, составляющих это восприятие.

Основной принцип восприятия движения заключается в понимании ситуации в объективной реальности на основе всего предыдущего опыта человека.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, которые основаны на элементарных ритмических явлениях, известных как «биологические часы». К ним относятся ритмические процессы, происходящие в нейронах коры головного мозга и подкорковых образований. Например, чередование сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время, когда выполняем какую-то работу, то есть когда происходят определенные нейронные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

Оценка продолжительности времени также зависит от эмоциональных переживаний. Когда события вызывают позитивное отношение к себе, кажется, что время проходит быстро. И наоборот, негативный опыт удлиняет временной интервал.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться в то место пространства, из которого стартовали, но мы не можем вернуть прошедшее время. Благодаря этому мы воспринимаем течение времени, которое, в свою очередь, обеспечивает объективный порядок необратимой последовательности событий. И этот порядок мы устанавливаем на основе причинно-следственных зависимостей последовательности одних событий за другими.

Поскольку время — это направленная величина, вектор, его однозначное определение подразумевает не только систему единиц измерения (секунда, минута, час, месяц, век), но и постоянную точку отсчета, от которой ведется отсчет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равны. Со временем должна появиться привилегированная точка. Естественной точкой отсчета времени является настоящее, которое делит время на предшествующее прошлое и последующее будущее. Она одна, как будто сразу дана как нечто настоящее; от нее взгляд устремлен в прошлое и в будущее.

Поэтому необходимо различать два аспекта восприятия времени человеком: субъективный и объективно-обусловленный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, которая, в свою очередь, зависит от занятости событиями определенного периода времени, а также от их эмоциональной окраски. Объективно-условный аспект относится к объективной последовательности событий и последовательности условных опорных точек или временных интервалов. Если первый аспект отражает наше чувство времени, то второй помогает нам ориентироваться во времени.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология суда присяжных
  2. Психологическая готовность к браку молодежи
  3. Особенности свойств внимания у лиц, относящихся к разным возрастным группам
  4. Специфика состояний страха, тревоги и экзистенциальной тревоги у спортсменов
  5. Творческое мышление как высшая форма мышления
  6. Задатки и способности в психологии
  7. Психоанализ У. Биона
  8. Виды психологического анализа
  9. Имидж вербальный и невербальный
  10. Активность творческой деятельности — Концепция творческой деятельности, ее виды, направления