Для связи в whatsapp +905441085890

Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей — Виды арттерапии и их коррекционное и терапевтическое воздействие

Арт-терапия или лечение искусством — относительно новый метод психотерапии. Арт-терапия возникла в 1930-х годах. Первый урок использования арт-терапии связан с попытками коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших из Германии в США во время Второй мировой войны. Первые попытки использовать арт-терапию для коррекции личностных трудностей относятся к 1930-м годам, когда методы арт-терапии применялись в работе с детьми, пережившими стресс в нацистских лагерях и депортированными в США.

Термин «арт-терапия» был впервые использован Адрианом Хиллом в 1938 году, когда он описывал свою работу с больными туберкулезом, и вскоре получил широкое распространение. Сегодня этот термин используется для обозначения всех видов художественной деятельности, которая проводится в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным. Эффективность использования искусства в терапевтическом контексте основана на том, что оно позволяет людям экспериментировать с чувствами, исследовать их и выражать на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных народов.

Древние использовали символизм для определения своего места в мировом космосе и для поиска смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики общества, в котором оно существует. Прообраз современной арт-терапии сохранился в архаичных формах искусства — народном творчестве. Здесь выражается прямое обращение к символическому языку «коллективного бессознательного». Человек, склонный к символизации, бессознательно превращает предметы и формы окружающего мира в символы и использует эти символы как в религии, так и в изобразительном искусстве. Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейд и С. Г. Юнга, а позднее получила более широкую концептуальную основу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).

С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом корректирующего воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы, а также арт-терапия с помощью искусства, значительно облегчает процесс индивидуализации развития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

В 1920-х годах Принцхорн (Prinzhorn, 1922/1972) провел классическое исследование творчества пациентов с умственной отсталостью и пришел к выводу, что их художественные работы отражают наиболее интенсивные конфликты. В США Маргарет Наумбург была одной из первых, кто изучал арт-терапию. Она изучала детей с проблемами поведения в Психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позже разработала несколько обучающих программ по психодинамически ориентированной арт-терапии. Работа Наумбурга была основана на идее Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в бессознательном, обычно выражаются в форме образов и символов, а не вербально (Наумбург, 1966).

С точки зрения представителя гуманистического направления, лечебные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей самовыражения и самореализации в творческих продуктах, утверждении и познании своего «Я». Продукты, создаваемые клиентом, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс общения и построения отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, коллегами по работе и т.д.). Интерес к результатам творчества других людей, принятие ими творческих продуктов повышает самооценку клиента и степень его самопринятия и самоуважения.

В 1960 году в Америке была основана Американская ассоциация арт-терапии. Подобные ассоциации существуют также в Англии, Японии, Голландии. Несколько сотен профессиональных арт-терапевтов работают в психиатрических и общих больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах и университетах.

Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей -  Виды арттерапии и их коррекционное и терапевтическое воздействие

Виды арттерапии и их коррекционное и терапевтическое воздействие

Арт-терапия — это набор психокоррекционных техник, которые имеют отличия и характеристики, определяемые как жанровой принадлежностью того или иного вида искусства, так и направленностью и техникой психокоррекционного терапевтического применения.

Поскольку арт-терапия осуществляется путем воздействия средствами искусства, ее систематизация основана, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка — музыкотерапия; изобразительное искусство — изотерапия; театр, образ — имаготерапия; литература, книга — библиотерапия; танец, движение — кинезитерапия). Каждый вид арт-терапии, в свою очередь, делится на подтипы.

Музыкотерапия — это форма арт-терапии, в которой музыка используется в терапевтических или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия — это целое психокоррекционное направление (в медицине и психологии), имеющее в своей основе два аспекта воздействия: психосоматический (в ходе которого оказывается лечебное воздействие на телесные функции) и психотерапевтический (в ходе которого с помощью музыки корректируются отклонения в развитии личности и психоэмоциональном состоянии). Катартический (очищающий) эффект музыки позволяет использовать ее в этом качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Во многих исследованиях по музыкотерапии (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, И.М. Догель, С.И. Консторум, Г.П. Шипулин, Б.В. Асафьев, Л.А. Мадель, Л.С. Брусиловский, И.Р. Тарханов, Г.Н. Кехаушвили, А.Н. Борисов, Л.А. Батурина, И.В. Темкин, В.И. Петрушин, В.С. Шушарджан) в качестве проявлений лечебно-коррекционного воздействия данного вида арт-терапии являются следующие:

— регуляция психо-вегетативных процессов и физиологических функций организма;

— катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

— Повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоционального выражения;

— Содействие усвоению новых позитивных установок и моделей поведения, коррекция коммуникативной функции.

— активизация творческой деятельности.

Кинезитерапия. Положительный эффект применения танцевальной терапии и двигательно-ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов (Бехтерев В.М., Бернштейн А.М., Гиляровский В.А., Гринер В.А., Озерецкий Д.С., Волкова Г.А. и др.) Основой применения танцевальной терапии является устранение мышечного напряжения, вызванного стрессом, с помощью танца. Применение движений в коррекции психоэмоциональных состояний пациента основано на принципе тесного взаимодействия эмоциональных переживаний и физического напряжения и теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна. Райх и А. Лоуэн.

Музыкальная и цветовая терапия является формой музыкальной терапии, которая использует синтез музыки и цвета для восстановления первоначального энергетического баланса организма, который был нарушен болезненным состоянием. В последние годы врачи, психологи, психотерапевты все больше изучают взаимосвязь между психическими и физиологическими процессами, что привело к удивительным открытиям о позитивных изменениях в организме под влиянием музыки и цвета, смеха, положительных эмоций. Рациональное использование цвета обеспечивает коррекцию психофизиологического и психоэмоционального состояния. В сочетании с музыкой этот эффект усиливается.

Имаготерапия (от латинского imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Его основой является театрализация психотерапевтического процесса (И.Е. Вольпер, Н.С. Говоров, 1973). Имаготерапия основывается на теоретических положениях об образе, а также на единстве личности и образа. Соответственно, цели имаготерапии:

— укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных способностей;

Особенности эмоциональных расстройств в раннем подростковом возрасте

Спектр эмоциональных расстройств в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения ЦНС, преневротические состояния и так далее.

Эмоциональные нарушения определяются как аффективные расстройства, вызывающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности по отношению к нему. В результате эмоциональные расстройства приводят к дезадаптации личности.

Дети постоянно испытывают противоборство разнонаправленных эмоций, и когда страх, тревога, опасения становятся ведущими, они обычно начинают играть роль мотивирующей силы в конфликтной ситуации, что сказывается на успешности ребенка в учебной деятельности. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения, самосохранения. Постоянные негативные переживания являются наиболее опасными для развития психики ребенка и препятствуют развитию активной внутренней позиции и формированию адекватной самооценки.

В психологической литературе эмоциональные нарушения у детей рассматриваются как негативное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов (А. В. Запорожец и др., А. И. Захаров и др.). Авторы считают, что среди психологических причин возникновения эмоциональных расстройств у детей — особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности, нарушение адекватности его реагирования на внешние воздействия, недостаточное развитие способностей к самоконтролю поведения и др.

Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей с проблемами в эмоциональной сфере:

  1. агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка были случаи, когда он проявлял агрессию, но, относя его к этой группе, мы обращаем внимание прежде всего на степень выраженности агрессивной реакции, продолжительность действия и характер возможных, иногда неявных причин, вызвавших аффективное поведение.
  2. дети с эмоциональными нарушениями. Дети этого типа слишком бурно реагируют на все: когда они расстраиваются, их экспрессивное поведение «окутывает весь класс»; когда они страдают, их плач и стоны становятся слишком громкими и вызывающими.
  3. дети, которые слишком застенчивы, ранимы, чувствительны, робки и боязливы. Они будут стесняться громко и четко выражать свои эмоции; они будут молча переживать свои проблемы, боясь привлечь к себе внимание.

Несомненно, тип эмоциональных реакций связан с типом темперамента. Как мы видим, дети второй группы более холеричны, а представители третьей группы более меланхоличны или флегматичны.

Анализ эмоциональных нарушений у детей в связи с нарушениями реляционной системы, предложенный В.Н. Мясищевым и продолженный в работах его учеников, позволяет выделить три основные группы детей с эмоциональными нарушениями:

  • К первой группе относятся дети, чьи эмоциональные проблемы проявляются в основном в контексте межличностных отношений. Они характеризуются повышенной возбудимостью, которая проявляется в бурных аффективных вспышках в контексте взаимодействия, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции могут возникать у этих детей по любому незначительному поводу.
  • Вторая группа детей характеризуется выраженными внутриличностными конфликтами. Их поведение характеризуется повышенной сдержанностью и низким уровнем общительности. Эти дети испытывают глубокую обиду, и большинство из них подвержены беспричинному беспокойству.
  • Третья группа детей характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В поведении этой группы детей преобладали агрессивность и импульсивность. В истории болезни у большинства из них была диагностирована энцефалопатия.

Анализ психологической литературы позволяет выделить три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка: 1. нарушения настроения; 2. нарушения поведения; 3. психомоторные нарушения.

2 вида расстройства 

Расстройства настроения условно можно разделить на 2 типа: с повышением эмоциональности и ее снижением. К группе 1 относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, синдром тревоги и беспокойство. Группа 2 включает апатию, эмоциональное отупение, паратимию.

Эйфория — это приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенок в состоянии эйфории характеризуется как импульсивный, властный и нетерпеливый.

Дисфория — это расстройство настроения с преобладанием сердитых, порывистых, угрюмых, неудовлетворенных чувств, с общей раздражительностью и агрессивностью. Ребенок, находящийся в состоянии дисфории, может быть описан как угрюмый, сердитый, резкий и несговорчивый.

Депрессия — это аффективное состояние, характеризующееся негативным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с низким настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Синдром тревоги — это состояние беспочвенного страха, сопровождающееся нервным напряжением, беспокойством. Ребенка, страдающего от тревожности, можно определить как неуверенного, напряженного, напряженного. Тревожность — это индивидуальная психологическая характеристика, которая заключается в повышенной склонности испытывать тревогу в различных жизненных ситуациях, даже у тех, чьи объективные характеристики не предрасполагают к этому.

В настоящее время существует несколько интерпретаций понятия тревоги. Представитель психодинамического подхода К. Хорни использовал термин «тревога» (беспокойство) в качестве синонима термина «страх», указывая на взаимосвязь между ними. Позднее она дифференцировала эти два понятия в простом и точном разграничении: «Тревога — это реакция, пропорциональная присутствующей опасности, в то время как страх — это непропорциональная реакция на опасность или даже реакция на воображаемую опасность». Таким образом, К. Хорни понимал под страхом эмоциональную реакцию на скрытую и субъективную опасность, сопровождаемую определенными физическими ощущениями (дрожь, учащенное дыхание и т.д.).

Сторонник теории дифференциальных эмоций К. Э. Изард определяет тревогу как комплекс основных эмоций, к которым относятся страх и такие чувства, как печаль, гнев, стыд, вина, а иногда и интерес. Может включать в себя состояние потребности и биохимические факторы.

Н. Н. Ю. Синягина понимала тревожность как относительно мягкую форму проявления эмоционального дискомфорта, выражающуюся в возбуждении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, ожидании плохого поведения со стороны окружающих и т.д.

А. Захаров считает, что тревожность — это склонность к страхам, отсутствие внутренней согласованности чувств и желаний.

В словаре по психологии под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского тревожность определяется как склонность индивида испытывать страх, характеризующаяся низким порогом реакции страха; один из основных параметров индивидуальных различий.

Тревога — это эмоциональное состояние, возникающее при восприятии надвигающейся опасности. Подросток, испытывающий тревогу, выглядит застенчивым, боязливым, замкнутым.

Апатия — безразличное отношение ко всему происходящему, связанное с резким снижением инициативы.

Апатичного ребенка можно описать как вялого, безразличного, пассивного.

Эмоциональное притупление — уплощение эмоций, прежде всего утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоциональных реакций.

Паратимия или эмоциональная бедность — это расстройство настроения, при котором переживание эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности.

Эмоциональная тупость и паратимия характерны для детей, страдающих шизофренией.

Специфика применения арт-терапии в коррекции эмоциональных расстройств

Особенно рисование и изображение ассоциируется с радостью, именно поэтому Шоттенлоер Г. рекомендует метод арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми, имеющими психологические раны, неразрешенные внутренние конфликты и высокотревожными детьми. Она считает, что радость повышает уверенность в себе и формирует позитивное отношение к жизни, а именно это качество особенно необходимо развивать тревожному ребенку, страдающему от разнообразных страхов. Картина заставляет человека сосредоточиться на переживаниях, осознать их. Рисуя, можно обдумывать происходящее, формировать своего рода самостоятельность, которая будет развиваться все больше и больше с возрастом ребенка.

Искусство как важный фактор развития оказывает значительное психотерапевтическое воздействие, влияя на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом 1) коммуникативную, 2) регулятивную, 3) катарсическую функции.

1) Развивающе-коррекционный и психотерапевтический потенциал искусства связан с тем, что оно предлагает ребенку практически неограниченные возможности самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в продуктах, а также с утверждением и реализацией своего «Я». Создание ребенком художественных изделий облегчает процесс общения, построения отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес сверстников к результатам творчества ребенка, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, танцев и т.д.) повышает самооценку подростка.

2) Регулятивная функция арт-терапии заключается в устранении нервно-психологического стресса, регуляции психосоматических процессов и моделировании положительного психоэмоционального состояния.

3) Катартический (очищающий) эффект искусства известен уже очень давно. Термин «катарсис» использовался древнегреческими философами для обозначения психологического очищения, которое человек испытывает после знакомства с искусством. Психологический механизм катарсиса раскрыл Л. С. Выготский в своей работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе то, что преодолевает обычное чувство. Боль и волнение, вызванные искусством, несут в себе нечто большее, чем обычная боль и волнение. Переработка эмоций в искусстве заключается в преобразовании их в противоположные, то есть в положительные эмоции, которые несет в себе искусство».

Мы выбрали арт-терапию, потому что она наиболее доступна и эффективна в условиях реабилитационного центра, соответствует возрастным особенностям детского контингента и не требует больших материальных затрат. Кроме того, есть и другие преимущества арт-терапии в системе реабилитации:

1) как творческая деятельность ребенка, с учетом его самооценки, уровня стремления и других личностных характеристик, в арт-терапии существует и психотерапевтическая направленность. Этот эффект достигается за счет предоставления ребенку возможности выразить себя в творческих видах деятельности, что способствует расслаблению, снижению напряжения, уменьшению агрессии, повышению самооценки и появлению положительных эмоций, а также развивает чувство внутреннего контроля.

2) Арт-терапия полностью отвечает растущей потребности современного подростка в мягком, целостном подходе к его психологическим и соматическим проблемам; она позволяет увидеть человека в целом, а не только некоторые его системы (части) или органы.

3) Арт-терапия в первую очередь ориентирована на внутреннее здоровье и потенциал силы, присущие каждому человеку, естественное проявление мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, и присущие ему возможности самоисцеления и гармонизации.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология эмоциональных отношений
  2. Нейрофизиологические механизмы сна. Виды сна, его биологическое значение
  3. Алкоголь и психические расстройства — Концепция и стадии алкоголизма
  4. Анонимная психологическая помощь — Плюсы и минусы психологической помощи
  5. Типы личности преступника в юридической психологии
  6. Внимание, образ и реальность
  7. Барьеры общения и способы их преодоления
  8. Предпрофильная подготовка и профильное обучение
  9. Особенности нарушений письма и чтения при поражениях головного мозга у взрослых и детей — Нейропсихологические механизмы письменной речи
  10. Нервно-психические процессы — Ощущение