Для связи в whatsapp +905441085890

Космическая этика К.Э. Циолковского — Космозм Циалковского и его основные этапы

Исследователи отмечают, что Циолковский определяет свою философию космоса как знание, основанное на авторитете точных наук. И несмотря на то, что в русском космизме этическая ориентация достаточно сильна, он относится к естественнонаучной ветви философии науки. Сам Циолковский, оценивая свою работу, замечает: «Мои выводы более утешительны, чем обещания самых жизнерадостных религий. Ни один позитивист не может быть более трезвым, чем я; даже Спиноза по сравнению со мной — мистик. Если мое вино опьяняет, оно все равно остается натуральным. Чтобы понять меня, вы должны абсолютно отказаться от всего нечестного, такого как оккультизм, спиритизм, темные философии, от всех авторитетов, кроме авторитета точных наук, то есть математики, геометрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений.»

По высокой оценке исследователей, Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) — выдающийся космолог конца XIX и начала XX века, поразительно органично сочетает теософско-мистические и позитивистские направления «в своей дорогой натурфилософии». Несмотря на то, что Циолковский создавал видимость того, что его мышление не выходит за рамки позитивных наук, его учение представляет собой своеобразный сплав естественнонаучного эволюционизма и буддийских идей и элементов теософии. Идеи космического преображения человечества, которыми заразил молодого Циолковского великий подвижник и удивительный философ Н. Федоров, нашли свое выражение в серьезных философских проектах.

Однако результаты размышлений и теоретических разработок К. Циолковского. Циолковский проникал в научные и общественные круги лишь с трудом. Его научно-фантастические рассказы «На Луне», «За пределами Земли», а также работа «Исследование космоса с помощью космических приборов» (1903), в которой он вывел классическую формулу ракеты, долгое время оставались незамеченными. Но в них Циолковский научно обосновал применение реактивного принципа для полетов в космосе и возможность достижения космических скоростей, создал теорию прямолинейного движения ракет. Только в 1924 году, на пике пафоса новой эры освоения космоса, под руководством Ф.А. Цандера появилась группа по изучению космического движения, в которую входил и С.П. Королев.

В 1977 году была опубликована интересная работа Циолковского и Чишевского «Теория космической эры», согласно которой человечество может эволюционировать до лучистой формы, затем вернуться в корпускулярно-материальную форму и уже воспроизвести цикл эволюции на более высоком уровне, а затем перейти в нирваническое, божественное состояние.

Атомную антропологию Циолковского можно считать очень своеобразной, поскольку она рассматривает человеческий организм как владычество атомов, которые бессмертны и мигрируют из одного конгломерата или организма в другой. Распадаются не сами атомы, а их ассоциации, так что трагедия смерти — лишь иллюзия человеческой эгоистической эмоциональности. Бессмертные атомы мозга человечества имеют возможность войти в мозг «богов разной степени», которые являются космогонистами. Таким образом, Циолковский обосновывает идею атомного бессмертия, но не в той форме, очень близкой к чаяниям любого верующего, что души родственных и близких людей встретятся. Напротив, космос Циолковского атомичен и бездушен, это не космос христианской одушевленной идеи встречи с умершими близкими, сострадания, памяти, привязанности и любви. «Нет ни одного атома, который не участвовал бы бесчисленное количество раз в жизни высших животных. <…> Таким образом, попадая в атмосферу или почву планет, она иногда проникает в мозг высших существ. Затем он живет своей жизнью и испытывает радость осознанного и незамутненного существования. <…> С разрушением организма атом человека, его мозга или других частей тела (даже с тех пор, как атом покидает организм, что происходит несколько раз в течение жизни) сначала попадает в неорганическую среду. Расчеты показывают, что в среднем проходят сотни миллионов лет, прежде чем он воплотится вновь. Это время проходит для него как ноль. Она субъективно не существует. Но за такой период времени население Земли полностью изменится. Земной шар будет покрыт только высшими формами жизни, и наш атом будет восхищаться только ими».

Космическая этика К.Э. Циолковского - Космозм Циалковского  и его основные этапы

Космозм Циалковского и его основные этапы

Космическая философия К.Э. Циолковского является одним из столпов русского космизма. Она оказала заметное влияние на современную цивилизацию через космонавтику, которая стала одним из основных направлений НТР. Важно отметить, что она также является одним из немногих примеров в русском космизме целостной философско-идеологической системы.

Взгляды Циолковского на природу философии были навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия — это «вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук». Все прежние философские системы казались Циолковскому «чуждыми», а их терминология — ненужной: «Трудно связать мою философию с другими». Однако космическая философия в основном обсуждала традиционные философские проблемы с «космической точки зрения». Традиционными были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия «состоит из метафизики, гносеологии и этики». Первые два факультета служат подготовкой к этике, или научным основам морали. Иногда эта подготовка не отделена от этики. Отчасти это то, чем я занимаюсь». Тем не менее, Циолковский дополнил философские знания еще одной областью — социологической, то есть построением схем «идеального строя жизни».

В философско-идеологической концепции Циолковского можно выделить три основных этапа. Первый этап (1898-1914) включает следующие работы: «Научные основы религии» (1898), самый фундаментальный философский труд Циолковского «Этика или естественные основы нравственности» (1902-1903, дополнен в 1914), «Нирвана» (1914). На этом этапе основным принципом, который позже (в 1934 году) сформулировал Циолковский, был: «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной». Под «существом» подразумевался не только человек. «Простейшее существо», согласно космической философии, — это «атом-разум». Совокупность «атомов-духов» образует материальную основу мира. Космос — это иерархия существ, включая человека. Сам космос также является «живым существом», чей «разум» и «воля» определяют в строгих рамках поведение человека и других «существ» космоса.

На втором этапе (1915-1923) Циолковский сосредоточился на других проблемах, отличных от космоса: 1) изложение «научного» понимания библейских текстов; 2) проблемы будущего общества, решенные в социально-утопическом духе («Печаль и гений», 1916; «Идеальный строй жизни», 1917 и др.); 3) проблемы строения и жизни человеческого организма («Человек. Человеческие свойства», 1917). Циолковский подчеркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и т.д. Проблемы космизма затрагиваются в его произведениях: «Первопричина» 1918 г., «Социология (фантастика). Приключения Атома» 1918 года и некоторые другие.

На третьем этапе (1923-1935) Циолковский разрабатывает так называемый «активно-эволюционный» принцип космизма. Смысл заключается в следующем: «Судьба Вселенной зависит от космического разума, то есть от человечества и других космических цивилизаций, их преобразующей деятельности». Этот принцип обоснован во многих статьях и брошюрах: «Живая Вселенная» (1923), «Монизм Вселенной» (1925-1931), «Будущее Земли и человечества» (1928), «Космическая философия» (1935) и многих других. Интересно, что «активно-эволюционное» значение принципа космизма у Циолковского сосуществует с более традиционным значением этого принципа: «судьба существа зависит от судьбы Вселенной». Все это создает трудности в понимании философии космоса на завершающем этапе ее формирования.

Основные принципы космической философии Циалковского

Важнейшими принципами пространственной философии, лежащими в основе метафизики и научного мировоззрения Циолковского, являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил: «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий разумность всей Вселенной. Я рассматриваю это качество как неотделимое от материи». Все тела Вселенной «имеют одну и ту же сущность, происхождение, которое мы называем духом материи (сущность, происхождение, субстанция, атом в идейном смысле)», что очень похоже на философию Платона. «Атом-разум» («идеальный атом», «первозданный дух») — это, по Циолковскому, «неделимая основа или сущность мира». Везде одно и то же. Животное является вместилищем бесконечного количества атомов-духов-существ, а также Вселенной. Только из них она состоит; материи в прежнем понимании нет. Есть только нематериальное, вечно чувствующее, вечное, неразрушимое, раз навсегда созданное или вечно существующее». Поэтому «атом-разум» — это элемент метафизической субстанции, лежащий в основе мира и отличающийся от элементарных частиц современной физики.

Принцип монизма выражает единство материальной основы мира, которую образует «атом-разум». «Материя едина, и ее фундаментальные свойства должны быть одинаковыми во всей Вселенной». Это означает:

  • Единство материального и духовного начал мироздания;
  • Единство одушевленной и неодушевленной материи: «Материя едина, как и ее отзывчивость и чувствительность».
  • Единство человека со Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в отличие от христианской концепции бессмертия души
  • Выведение этических норм из метафизики космоса.

Циолковский применил принцип бесконечности к миру в целом, к свойствам пространства и времени, к структуре элементарных частиц вещества, к структурной иерархии уровней космических систем, к ритмам космической эволюции, к возрастанию космической духовной силы и отсутствию пределов ее возможного расширения во Вселенной. Согласно Циолковскому, Вселенная бесконечна в пространстве и времени и содержит бесконечную иерархию космических структур — от атомов до «эфирных островов» различных уровней сложности. Идея Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной многих космосов намного опередила свое время и теперь нашла свое дальнейшее развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающего из нее научного мировоззрения. «Все живое», то есть способное к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский не согласился с интерпретацией космической эволюции как устойчивого распада, и его несогласие нашло свое выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки к бесконечным циклам эволюции. В контексте космической философии эти принципы приобретают следующие значения:

  • Эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и распадаются бесчисленные слияния «атомно-духовных существ», образуя космические структуры разных уровней;
  • Самоорганизация как возникновение сложных (даже живых) структур из более простых;
  • Эволюция и самоорганизация как «глобальный эволюционизм» (эти процессы могут быть спонтанными или контролироваться разумом).

Главные идеи космизма Циалковского

Идея первопричины (причины) космоса, как считал Циолковский, «не может убедить и не имеет вида научной истины». Но лично я не могу отказаться от первопричины, которая всесильна и благосклонна к своему творению». По Циолковскому, все, что бесконечно и безгранично для нашего разума, является конечным, даже нулевым, для Первопричины, т.е. для нее мир мог иметь начало. Всесильная и нежно любящая свое творение, Первопричина находится вне Вселенной и может уничтожить ее по своему желанию. Причина «неизмеримо выше космоса» и несоизмерима с его творением, потому что она создает материю и энергию, чего «сам космос сделать не может». Проникновение в свойства Причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые «могут оказать только положительное влияние на действия человека и других существ сознания». Его доброта, счастье, мудрость и сила бесконечны, и из этого, по мнению Циолковского, вытекает ряд выводов:

«Удовлетворение любознательности и последующее успокоение»;

«Смирение перед разумом»;

«Чувство благодарности за постоянно увеличивающееся счастье».

«Сила разума не принесет нам бедствий в будущем».

Основные идеи космизма также отражены в размышлениях Циолковского о «воле Вселенной». Если все вокруг нас «порождено Вселенной. Это начало всех вещей», затем «все зависит от него». Человек или любое другое высшее существо и его воля — это всего лишь проявление воли Вселенной». В контексте «живой вселенной» метафизика человеческой судьбы заключается в том, что смерти нет. В процессе образования и распада союзов «атом-разум» смерть «переходит в рождение». Новая жизнь «разрушима, но новое разрушение сольется с новым совершенным рождением….. Разрушение или смерть будут повторяться, бесчисленное количество раз, но все эти разрушения не исчезнут, а произойдут». Согласно космической философии «души, хотя души нет», жизнь в эволюционных ритмах Вселенной «непрерывна, счастлива, могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится», потому что в темпорально мертвой материи нет субъективного ощущения времени.

Такой подход к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является очевидной альтернативой «активно-эволюционному подходу». В соответствии с идеями космизма, Циолковский считал, что человек отнюдь не является вершиной эволюции. Человечество должно «идти вперед и прогрессировать — в плане тела, разума, морали, познания и технических достижений». Его ждет нечто блестящее, невообразимое». По истечении 1 миллиарда лет «ничто несовершенное… …исчезнет с Земли. Остается добро, к которому неизбежно приведет наш дух и его сила». По мнению Циолковского, космическое существование человечества «можно разделить на четыре основные эпохи:

Эпоха Рождения, в которую человечество вступит через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

Эпоха становления. Эта эпоха будет характеризоваться распространением человечества по всему космосу. Продолжительность этой эпохи составляет сотни миллиардов лет.

Эпоха расцвета человечества. Сейчас трудно предсказать его продолжительность — очевидно, сотни миллиардов лет.

Последние времена будут длиться десятки миллиардов лет. В эту эпоху человечество… сочтет за благо закрепить второй закон термодинамики в атоме, то есть от корпускулярной материи к радиационной. Что такое радиационная эра космоса — мы ничего не знаем и ничего не можем предположить.

Современный космизм — это программа становления человека, а космическую философию Циолковского можно рассматривать как перспективный вариант реализации такой программы.

Земля в контексте вселенной. необходимость освоения космоса

К несомненно перспективным идеям Циолковского относится его представление о том, что космос — это не только безграничная физическая среда, вместилище материи и энергии, но и будущее поле для творчества жителей Земли. Выход в космические пространства — необходимый момент в эволюции человеческой цивилизации. Идея автотрофии — самопитания человека, развитая Циолковским с добавлением технических расчетов, затем подхватывается Вернадским. В работе Циолковского «Живые существа и космос» предлагаются различные «конструкции» таких существ, отличающиеся не только размерами — от гигантов до карликов — но и различными комбинациями органов. Однако совершенно очевидно, что «инженерное мышление останавливается перед тайной преобразования живого существа, его функциональных и психофизиологических зависимостей».

Возникновение «космической этики» связано с именем Циолковского. Это очень странно. Императивы космической этики признают превосходство перспективных и совершенных форм жизни над несовершенными. Они связаны с представлением о всеобщей колонизации космоса совершенными формами духа и искоренении примитивных и безнадежных организмов. Циолковский приравнивает совершенный дух к высшему рациональному эгоизму, суть которого в том, что «истинное самолюбие состоит в заботе о будущем своих атомов, а значит, и всего мира, в котором они растворятся после исчезновения их владельца». Судьба человека, однако, зависит от судьбы Вселенной. В ритмах космической эволюции смерть сливается с новым рождением, и в этом видится родство идей Циолковского и древнейшей теории метампсихоза — переселения душ, концепции вечного возвращения.

Идея преобразующей деятельности космоса, с которой тесно связана концепция неизбежного выхода человечества в космос, является выдающимся достижением, которым русские космисты обогатили русскую философию науки. Отсюда вера в реальность полетов человечества за пределы земной атмосферы. По мнению Циолковского, судьба Вселенной зависит от преобразующей деятельности человечества, то есть от его совокупного космического духа. Наука, утверждает он, служит средством технического прогресса, преобразования космоса и обязательно должна быть связана с моралью.

Философия космоса Циолковского оказала заметное влияние на современную цивилизацию через космонавтику, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что это один из немногих примеров целостной философско-идеологической системы в русском космизме.

Взгляды Циолковского на природу философии были навеяны эпохой Просвещения. Он считал философию «вершиной научного знания, его венцом, обобщением, наукой наук». Он также считал философию «самой важной системой философии». Все прежние философские системы казались Циолковскому «чужими», а их терминология — ненужной: «Трудно связать мою философию с другими». Космическая философия, однако, обсуждала в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с «космической точки зрения». Традиционными были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия «состоит из метафизики, гносеологии и этики». Первые два факультета служат подготовкой к этике, или научным основам морали. Иногда эта подготовка не отделена от этики. Отчасти это то, чем я занимаюсь». Тем не менее, Циолковский дополнил философские знания еще одной областью — социологической, то есть построением схем «идеального строя жизни».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Техническое наследие Античности в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре»
  2. Гуссерлинцы Шпет и Лосев — русские философы
  3. Эрих Фромм, немецко-американский философ и социолог, главный представитель неофрейдизма
  4. Н.Федоров и его философия
  5. Философия как самосознание культуры
  6. Патристика и схоластика: этапы развития — Основные этапы развития средневековой философии
  7. Философские основания современного либерализма
  8. Славянофилы
  9. Диалектика Гегеля
  10. Социально-философский анализ