Для связи в whatsapp +905441085890

Космогоническая теория Канта- Лапласа. «Критика чистого разума» Канта — Мысли раннего периода

Кант, Иммануил (1724-1804), выдающийся немецкий философ. Он родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (Восточная Пруссия), где прожил всю свою жизнь. Его отец был шорником, и в семье царил дух пиетизма. Кант получил образование в «Фридрихсколлеге», куда он поступил в возрасте восьми лет; в 1740 году он поступил в Кенигсбергский университет. Его мать и Франц Альберт Шульц, семейный пастор и руководитель гимназии, изначально предполагали, что мальчик станет проповедником, но Канта гораздо больше интересовали древние языки. Позже, уже в университете, хотя он был зачислен на богословский факультет, он прослушал мало курсов по этому предмету и сосредоточился на изучении физики и философии.

На протяжении большей части жизни Канта мучили финансовые трудности, а в 1746 году он даже был вынужден приостановить преподавание в университете. Только в 1755 году, после девяти лет работы частным репетитором, он смог завершить магистерскую диссертацию («Об огне», De Igne), получить хабилитацию (с диссертацией «Eine neue Beleuchtung der ersten Prinzipien der metaphysischen Erkenntnis, Principiorum Primorum Cognitionis Metaphysicae Nova Dilucidato»), стать членом факультета и получить звание Privatdozent, то есть внештатного преподавателя. Работа приватдоцента оплачивалась самими студентами, и Кант пополнял свой бюджет, став в 1765 году помощником библиотекаря в королевском дворце, а также выполняя другие мелкие работы. Он оставался приватдоцентом в течение 15 лет, хотя его имя стало более известным, и у него появилась возможность получить место в других университетах (Эрланген и Йена). Кёнигсбергский университет дважды отказывал Канту, пока, наконец, в 1770 году его не назначили почетным профессором логики и метафизики. Кант оставался на этом посту в течение последующих лет, поскольку его работы принесли ему известность, а Кенигсберг стал меккой для студентов-философов.

Кант был человеком маленького роста и тщедушного телосложения. В течение многих лет Кант наслаждался обществом единомышленников, которые встречались с ним в доме английского купца Мотерби, но всегда следовал своему собственному строгому расписанию. Его жизнь была посвящена преподаванию и постоянной работе за письменным столом. Он так и не женился. Говорят, что Кант никогда не пересекал границы Восточной Пруссии. Возможно, его собственные слова лучше всего говорят о его внутренней жизни: «Две вещи наполняют душу все большим изумлением и благоговением, чем чаще, чем дольше о них думаешь, — звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня.

В 1792 году Кант подвергся цензуре. Первая часть его «Религии в рамках чистого разума» получила необходимое разрешение цензора и была напечатана в «Берлинер Монатсшрифт». Однако, когда он представил вторую часть работы, ему отказали в разрешении на ее публикацию. Полностью книга была опубликована только в 1793 году с разрешения теологического факультета в Кенигсберге (или, возможно, в Йене, здесь источники расходятся), но Фридрих Вильгельм II потребовал от Канта обещания, что он больше не будет публично высказываться на эту тему. После смерти короля Кант больше не чувствовал себя связанным этим обещанием и опубликовал — в предисловии к своему «Streit der Fakultten» (1797) — обмен письмами с королем по этому вопросу. Однако этот эпизод омрачил его душу. В 1794 году он сократил свое преподавание до одной лекции в неделю; два года спустя он полностью прекратил преподавание. Его физические и умственные силы истощались все больше и больше, и Кант так и не завершил свой последний труд, который он считал венцом своих метафизических исследований. Кант умер в Кёнигсберге 12 февраля 1804 года.

Космогоническая теория Канта- Лапласа. «Критика чистого разума» Канта - Мысли раннего периода

Мысли раннего периода

Место Канта в истории мысли отчасти определяется отношением его взглядов к более ранним философским течениям, таким как рационализм и эмпиризм. Развитие рационалистических идей Декарта, Спинозы и Лейбница породило идеал всеобъемлющей системы знаний, выводимых из первых истин разума, как в геометрии. Согласно этой точке зрения, чувственное восприятие является вторичным источником знаний, которому не хватает ясности и определенности истин разума, выходящих за рамки чувственного опыта и утверждающих существование и природу Бога, бессмертие души и свободу воли. Противодействующим движением рационализму является английский эмпиризм. Дж. Локк начал с отрицания врожденных идей и отдал предпочтение теории разума как «чистого листа», на котором опыт сохраняет свои записи. Эта линия была завершена в скептицизме Юма, который отрицал возможность действительно достоверного знания. Канту удалось избежать крайностей более ранних школ философской мысли; его более сложная философская теория сочетала в себе элементы как рационализма, так и эмпиризма.

Однако Кант пришел к своей теории в зрелом возрасте, около пятидесяти лет. В первые годы он придерживался в основном лейбницевских взглядов, которые он почерпнул у своего университетского учителя Мартина Кнутцена и из работ Кристиана Вольфа. В то же время Кант довольно рано пришел к определенным идеям, основанным на ньютоновской физике, которые были несовместимы с учением Лейбница; наконец, по его собственному свидетельству, он был пробужден от своего догматического сна трудами Юма. Последовавший за этим переворот в его мысли нашел свое выражение в «Критике чистого разума», а также в более поздних работах, которые представляют собой непреходящий вклад в мировую философию.

Ранние, так называемые «докритические» работы Канта составляют лишь четверть его опубликованных произведений и представляют больший исторический интерес. Тем не менее, у них есть свои достоинства, благодаря которым он добился высокой репутации. Упомянем некоторые из них, особенно три работы, свидетельствующие о физических знаниях и проницательности философа. В своей работе Земля в своем вращении вокруг оси, которое происходит из-за чередования дня и ночи, предложил некоторые изменения с момента своего появления (1754 г.) правильного торможения вращения Земли приливными волнами. В трактате «Всеобщая естественная история и теория небес» (1755) Кант, за сорок лет до Лапласа, выдвигает подобную небулярную космогоническую гипотезу.

В работе «О причинах землетрясений» (1756) сдвиги и разломы в геологических пластах Земли названы таковыми. Некоторые работы этого периода исследователи считают сопоставимыми с более поздними работами, посвященными тем же темам. Например, «Единственное возможное основание доказательств для демонстрации существования Бога» (The Only Possible Ground of Evidence for a Demonstration of the Daseyn of God, 1762, An Inquiry into the Distinctness of Foundations of Natural Theology and Morals, 1762, опубл. 1764) и «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» (Observations on the Sense of the Beautiful and Sublime, 1764). Книга «Сны спиритуалиста, объясненные снами метафизика» (1766), направленная против Сведенборга, предвосхищает более позднюю критику метафизического и теологического догматизма. В работе «О первом основании различия сторон в пространстве» (1768) утверждается позиция, несовместимая со взглядами Лейбница, что, несомненно, привело Канта к выводам, которые он сформулировал в своей инаугурационной работе «О форме и принципах чувственного и разумного мира» (De Mundi Sensibilis atque Intelligibilis Forma et Principiis, 1770). Диссертация знаменует собой поворотный пункт в переходе от «докритического» к «критическому» взгляду.

Критика чистого разума

Следующие одиннадцать лет Кант посвятил исследованиям, которые привели к написанию «Критики чистого разума»; однако, согласно оставленным им самим свидетельствам, окончательный вариант этой работы был написан всего за несколько месяцев. К 1781 году, после публикации этой работы, основные контуры критической системы Канта сложились (за одним исключением, которое будет рассмотрено ниже). Название всей работы происходит из третьей части, «Трансцендентальная диалектика», в которой критикуется рационалистическая претензия на познание посредством разума того, что лежит за пределами чувственного опыта. В предыдущих двух частях Кант развивает свои взгляды, защищая против скептицизма Юма тезис о возможности знания.

Первым шагом в этой защите является различение между реальностью как таковой, вещами самими по себе (нуменами), и вещами, какими они нам представляются (феноменами). Наука и обыденное знание занимаются не реальностью как таковой, а только явлениями, а последние даны нам только в априорных (не сводимых к опыту и не выводимых из него) формах ощущений — пространстве и времени, которые упорядочивают внешние и внутренние ощущения соответственно. Поэтому все явления, доступные нашему восприятию, должны соответствовать геометрическим законам пространства и законам арифметики, которые основаны на временной последовательности счета. А это означает, что суждения математики истинны априори, то есть независимо от любого конкретного объекта, к которому они применимы.

Более того, чтобы представить себе любой объект, данный в чувственном опыте, мы должны выполнить операцию синтеза, т.е. «свести воедино» чувственные данные в том порядке, в котором они не даны в реальности. Например, чтобы представить себе такой объект, как дом, мы должны представить, что его четыре стороны существуют одновременно, хотя наблюдать их одновременно невозможно. Без такого синтеза мысли мы не могли бы представить себе объект, дом, а имели бы только движущиеся образы последовательных содержаний чувственного восприятия. Способы такого синтеза образуют категории интеллекта, и они, как и формы органов чувств — пространство и время — являются априорными. Поэтому принципы разума, в соответствии с которыми формируются такие мыслительные конструкции, должны быть применимы ко всем объектам, встречающимся в опыте. Эти принципы образуют прочную основу для естественных наук и общего знания.

Но эти соображения, устанавливающие возможность истинного знания, в то же время ограничивают его областью феноменальных объектов чувственного опыта. Что представляет собой реальность как таковая, которая лежит за пределами явлений, мы никогда не сможем узнать. Ни одно утверждение об этой реальности не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто наукой. Рационалистические претензии на познание посредством чистого разума того, что является трансцендентным, то есть находится за пределами чувственного опыта, несостоятельны. И все же мы не можем избежать размышлений о трансцендентном. Единство всего нашего индивидуального опыта приводит к предположению о целостной душе как субъекте этого опыта. Когда мы пытаемся найти исчерпывающее объяснение тому, что наблюдаем, мы не можем не думать о внешнем мире, который ускользает от всех наших попыток познать его. Когда мы рассматриваем явления мира в целом, мы неизбежно приходим к идее конечной основы всех явлений, Бога, необходимого существа, которое не нуждается в основании. Хотя эти идеи разума не могут быть обоснованы научно или теоретически, они полезны для знания, поскольку выполняют регулятивную функцию — направляют наши исследования и объединяют их результаты. Например, мы можем предположить, что все в природе устроено с определенной целью и что сама природа обладает простотой и всеобъемлющим единством, подходящим для нашего понимания. Кант также утверждает: указывая на то, что находится за пределами опыта и не может быть ни доказано, ни опровергнуто теоретически, идеи разума могут быть предметом веры, конечно, только в том случае, если для этой веры может быть найдено какое-то другое разумное, убедительное основание.

Критика чистого разума» была частично переписана при подготовке второго издания (1787). Пролегомены к любой будущей метафизике» (1783) дает более краткое и простое изложение кантовской концепции. В книге «Metaphysische Anfangsgründe der Naturwissenschaft» (1786) принципы «Критики» применяются к фундаментальным законам естественных наук.

Критика практического разума

Вторая «Критика» Канта, «Критика практического разума» (1788), содержит точную формулировку его этических взглядов; в более краткой и простой форме они представлены в «Основах метафизики чувств» (1785). Этика также рассматривается во второй части большого труда под названием «Метафизика нравов» (1797). Основные положения кантовской этики связаны с понятием практического разума — разума, способного быть основанием для действия. Только человек обладает такой способностью; низшие животные действуют, повинуясь природным импульсам. Человек, будучи животным, тоже движим импульсами и склонностями и, естественно, стремится к удовлетворению своих желаний, но как существо, наделенное разумом, он способен понять непреложность долга, обязательность послушания заповеди: «Будь таким, чтобы правило воли твоей всегда было принципом общего закона». Кант называет этот фундаментальный моральный принцип категорическим императивом (т.е. безусловным, не сдерживаемым условием, например, целью, и не предписанным в качестве средства).

Поскольку этот принцип диктуется каждому человеку его собственной рациональной природой, а не навязывается извне, категорический императив представляет собой самозаконодательство или автономию воли. Напротив, действия, мотивированные чисто природными склонностями, представляют собой гетерономию воли, ее подчинение инстинктам и желаниям. Предписания благоразумия, целью которых является достижение блаженства, являются чисто гипотетическими (условными, обусловленными) императивами, не имеющими никакого морального значения. Существует только один правильный моральный мотив, а именно уважение к самому моральному закону. Как разумное существо, подчиняющееся моральному императиву, человек наделен достоинством (Wrde), ценностью, для которой не может быть цены (Preis) или равноценной замены, чего-то, что могло бы ее компенсировать. Этот принцип абсолютной ценности личности выражен в другой формулировке категорического императива: «Поступай так, чтобы всегда рассматривать человечество, как в твоем лице, так и в лице всех остальных, как цель и никогда не относиться к нему только как к средству. Моральная ценность или добродетель, таким образом, является высшим (верховным) благом, и «нет ничего в мире, а также за его пределами, что было бы так безусловно хорошо, как добрая воля». Но поскольку все люди по своей природе стремятся к счастью, а добродетельные его заслуживают, то высшее и самое полное благо (summum bonum) — это добродетель в сочетании со счастьем.

Исходя из таких этических предпосылок, Кант делает предметом веры то, что он отказался признать в качестве доказуемой истины в «Критике чистого разума». Мы не можем игнорировать моральное предписание, поэтому мы также должны принять все, что является существенным для его смысла. К таким последствиям относятся свобода воли, бессмертие и существование Бога. Люди как наблюдаемые реальности являются природными явлениями, и их действия могут быть объяснены причинами естественного порядка. Однако тот факт, что мы должны совершать действия из уважения к моральному закону и без учета природных склонностей, подразумевает, что мы можем совершать подобные действия. И поэтому неоспоримая важность морального императива требует веры в человека как в трансцендентное существо и, следовательно, как в свободного законодателя своего собственного морального поведения.

Более того, нравственный закон требует совершенства воли и чистоты побуждений, которые в действительности недостижимы; к ним можно приблизиться только в этой жизни. Опять же, поскольку смысл этого требования подразумевает, что оно может быть выполнено, мы должны верить в судьбу за пределами этой жизни. Более того, если природа вещей не установила некое соответствие между добродетелью и счастьем, которого она заслуживает, то не может быть разумным и здравым императивом то, что мы должны поступать в соответствии с моральным выбором без того, чтобы это не было совместимо со стремлением к нашему собственному счастью — хотя счастье является воплощением всех наших желаний. Следовательно, разум требует веры в Бога как в силу, которая обеспечивает окончательное торжество справедливости. Таким образом, Бог, свобода и бессмертие, не доказуемые теоретическим разумом, приобретают значение «постулатов» практического разума.

Суть теории Канта-Лапасса и проблемы метафизики

После окончания философского факультета Кант занял должность преподавателя, которую он занимал в течение 41 года. За свои достижения Кант был признан первым философом Германии. Его работы обычно делят на два периода.

Так называемый «докритический» период в его творчестве связан с его интересом к законам природного мира. Значимыми являются названия его первых работ, таких как «Мысли об истинной оценке живых сил» и «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Магистерская диссертация Канта называлась «Об огне», а его самый известный трактат этого периода — «Всеобщая естественная история и теория неба». Это космогоническое произведение посвящено происхождению Солнечной системы из газопылевого облака. Позже эта теория была названа теорией Канта-Лапласа. В физике Кант установил относительность движения и покоя, в биологии занимался классификацией животного мира, в антропологии выдвинул идею естественного происхождения рас.

Пьер Лаплас был французским математиком. 1796 г. Суть его гипотезы заключалась в следующем: планеты образовались из горячего, вращающегося облака газа. В процессе вращения произошло сжатие, и облако выбросило кольца, из которых образовались планеты.

В наше время метафизика стала ядром любой философской системы. Что касается эпохи, в которую жил Кант, то метафизика в то время занималась изучением мира в целом, души и Бога. И соответственно она разделилась на рациональную космологию, рациональную психологию и рациональную теологию, в которых существование этих сверхъестественных форм бытия обосновывалось чисто умозрительно.

Метафизика была основана на формальной логике, основы которой были заложены Аристотелем. Но уже предшественник Канта, немецкий философ Лейбниц, показал, что метафизика с помощью этой логики приходит к взаимоисключающим выводам о мире в целом. На основании тех противоречий, которые метафизика Лейбница-Вольфа обнажила в Германии, Кант делает вывод: метафизика вообще невозможна как строгая наука.

Главный недостаток метафизики, по мнению Канта, заключался в том, что она была догматической, поскольку некритически принимала предпосылку о возможности познания мира в целом, никак не исследуя наши возможности познания, хотя эту проблему, по мнению Канта, должна решать прежде всего философия. И такую философию Кант назвал критической философией, в отличие от догматической метафизики. Это была революция в философии масштаба Великой французской революции.

Таким образом, «критический» период в творчестве Канта начинается в 1970-х годах. Именно в это время он написал свои знаменитые критические работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Кантовская «Критика метафизики» привела к пересмотру того, что и как следует изучать в философии. И самое главное, она показала пустоту логики, используемой традиционной метафизикой.

Кант видел недостаток формальной логики в том, что она не может быть использована для получения новых знаний, а только для преобразования существующих. Это логика анализа, а не логика синтеза. Наши суждения, согласно Канту, делятся на аналитические и синтетические. Аналитические суждения раскрывают содержание наших понятий, например, треугольник — это плоская геометрическая фигура, имеющая три угла. Новое появляется здесь только для тех, кто не знает значений соответствующих слов.

Критика силы суждения

Третья «Критика» Канта, «Критика способности суждения» (1789-1790), состоит из двух частей. В «Критике эстетического суждения» содержится тщательно разработанная теория прекрасного и возвышенного. Критика телеологического суждения» дополняет и в некоторой степени проясняет его телеологическую доктрину и доктрину идей разума, содержащуюся в первой «Критике». Можно сказать, что общей темой двух частей является вопрос о нашем неявном предположении о целенаправленности вещей, которым нельзя приписать никакой цели с точки зрения теоретического разума и научного знания. Кантоведы по-разному оценивают достоинства третьей «Критики»: одни, особенно идеалисты, считают ее кульминацией критической философии; другие, особенно эмпирики, рассматривают ее скорее как дополнение, представляющее угрозу единству кантовской системы.

Как бы то ни было, кантовская дискуссия об эстетике представляет постоянный интерес. Переживание прекрасного, предполагает Кант, это особое — бескорыстное и незаинтересованное удовольствие, которое мы испытываем при созерцании формы предмета. Это эстетическое удовлетворение возникает, когда то, что предстает перед нами, не рассматривается как объект для определенной цели или желания, не воспринимается в связи с определенной теоретической концепцией, но тем самым стимулирует свободную игру познавательных способностей, что приводит воображение в гармонию с интеллектом. По отношению к объекту это чувство гармонии есть не что иное, как «формальная целеустремленность» данного объекта. Когда такое созерцательное удовольствие рассматривается как тесно связанное с самим объектом — не только для человека, испытывающего это удовольствие, но и для любого другого человека, — говорят, что данный объект прекрасен.

Чувство возвышенного, с другой стороны, обязано диспропорцией между концепцией и понятием. Когда мы беспристрастно созерцаем вещь, которая по размеру или силе такова, что ни один созданный нами образ не соответствует ее идее, мы считаем этот объект возвышенным.

Философия права Канта, изложенная в первой части «Метафизики нравов», вырастает из этики. И закон, и мораль касаются правильного и неправильного. Однако, по мнению Канта, морально правильное — это проблема мотивов, в то время как юридически правильное должно касаться только внешних сторон действий. «Всякое действие, — говорит Кант, — является правильным, которое само по себе или в максиме, на основании которой оно совершается, таково, что может сосуществовать со свободной волей всех и каждого индивида в соответствии с общим законом». Это фундаментальное утверждение показывает, что кантовский подход опирается как на традицию «естественного права» в правовой и политической теории, так и на индивидуализм, характерный для эпохи Просвещения.

Кант рассматривает свободу индивида, пока она может сосуществовать с равной свободой всех, как неотъемлемое право человека. Все люди равны перед законом, и каждый имеет право не быть обязанным делать ничего, кроме того, что он может ожидать от других. В «состоянии природы» человек также имеет право претендовать на владение тем, на что никто другой не претендовал, на что он распространил свою волю. Но поскольку вышеперечисленные права являются общими для всех людей, и поскольку в отсутствие признанного закона никто не обязан воздерживаться от вмешательства в права другого, если нет гарантий неприкосновенности его собственных, это естественное право на вещи является лишь временным, пока оно не будет подтверждено правом организованного общества — государства. Кант рассматривает образование государства как веление самого практического разума, поскольку любое справедливое регулирование отношений «мое-чужое» предполагает гражданское единство государства и провозглашаемого им закона.

В справедливом государстве законодательная власть, которая является источником конкретных законов, может принадлежать только объединенной воле народа, а гражданин сохраняет три неотъемлемых права: конституционную свободу, гражданское равенство и политическую независимость.

Социально-политическое учение Канта получило дальнейшее развитие в его «Идее всеобщей истории с космополитическим намерением» (1784) и в трактате «О вечном мире» (1795). В последней работе он утверждает, что устойчивый мир может быть достигнут только через добровольный союз государств с республиканской формой организации и представительным правительством.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Духовный уровень
  2. Парацельс, врач, естествоиспытатель и философ эпохи возрождения
  3. Религия, её значение в современном обществе
  4. Классический позитивизм
  5. Формирование классических технических наук
  6. Массовый человек в постмодернизме (ж. Бодрийяр)
  7. Политика и нравственность
  8. Эпоха поздней античности
  9. Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее сущность и основные функции
  10. Социально-философская проблема направленности исторического процесса