Для связи в whatsapp +905441085890

Критика морали в философии Ф. Ницше — Краткое представление об Ф. Ницше

Краткое представление об Ф. Ницше

Ницше Фридрих (1844—1900) — не­мецкий мыслитель, в значительной мере определивший новую культурно-философскую ориентацию и основ­ные черты неклассического типа философствования, ос­нователь «философии жизни».

Идеи Ницше во многом пред­восхитили топику большинства современных философ­ских направлений, тематизировав лучшие философские тексты XX в. С Ницше по­лемизируют и чаще других авторов цитируют в новей­ших философских текстах, где его мысль продолжает инициировать поиски новых смыслов и значений. Прослеживая прямое или косвенное воздействие Ницше на мировую и отечественную литературу, можно отметить отрывки его идей у А. Камю, Ф. Юнгера, Ж.П. Сартра. В России творчество Ницше оставило глубокий духовный след: такие мыслители как В. Соловьев, Лопатин, Е. Н. Трубецкой, Луначарский, Бердяев, Шестов и Бубнов настойчиво вникали в философию Ницше. Можно говорить о влиянии идей философа на М. Достоевского, А. Белого, М. Булгакова.

В творчестве и личной судьбе Ницше наиболее драматично от­разился кризисный характер переходной эпохи на рубе­же XIX—XX вв., выразившийся в тотальной утрате веры в разум, разочаровании и пессимизме. Желая освободить «жизнь» от подавляющего гнета разума, Ницше провозгласил «переоценку всех ценностей», переход «по ту сторону добра и зла». «Смерть бога», переживаемая человечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. Человечество может делать с собой все, что хочет. Жизнь есть только эксперимент познающего, а не его обязанность. На основании этой философии Ницше создал свой миф о «сверхчеловеке» — сильной личности, свободной от морали, смирения, открыто тянущейся ко злу как единственной силе созидания, смотрящей в лицо смерти с веселым трагизмом, движимой вперед «волей к власти».

Критика морали в философии Ф. Ницше - Краткое представление об Ф. Ницше

Тема морали в философии Ф. Ницше

В философии Ницше мораль занимала важное место, он постоянно обращался к теме морали во многих своих произведениях.

Понятие морали появляется в связи с попыткой оценить вещи и явления.

Первую и, возможно, свою главную книгу, посвященную этой проблеме, философскую поэму «Так говорил Заратустра» Ницше написал от лица небезызвестного персидского мыслителя. Что побудило философа вложить свои мысли в уста этого персонажа? Многие аналитики творчества Фридриха Ницше связывают это с тем, что Заратустра был одним из основателей нынешнего биполярного мира, мира стоящего на двух китах, имя которым Добро и Зло. Его философская концепция была полностью построена на этих понятиях, а концепция Ницше, мягко выражаясь, ставила эти понятия под сомнение.

«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» («Jenseits von Gut und Böse», 1886) — работа Ницше, занимающая особое место в его творчестве. «По ту сторону добра и зла» находится на пороге заключительного, наиболее интенсивного периода философской деятельности Ницше, задачи которого во многом были предопределены сформулированной им в книге «Так говорил Заратустра» идеей о сверхчеловеке. Ориентация идеала Ницше на радикальное освобождение человека посредством самотворения, то есть на овладение собственными, им же самим пробужденными иррациональными силами, предполагала отказ от морали современного общества, чтобы «радикальным сомнением в ценностях ниспровергнуть все оценки» и расчистить дорогу.

«По ту сторону добра и зла» представляет собой по сути критику современности — ее философии, науки, искусств, политики и т.д. Все, чем гордился XIX в., — «объективность», «сочувствие страждущим», «историзм», «научность» и т.п., Ницше называет дурными манерами.

«По ту сторону добра и зла» начинается с пространного экскурса в область истории философии, благодаря которому Ницше обнаруживает глубинную взаимосвязь всех великих философских систем с нравственными предрассудками их авторов, которые и обусловили, в конечном счете, тщетность поисков истины. Именно отсюда и проистекает, по Ницше, необходимость рождения нового рода философии и новых философов, характеристике которых и посвящена значительная часть книги. Но сначала ее автор обращается к рассмотрению естественной истории морали, обосновать которую так или иначе стремились все философы, так и не понявшие, однако, по мысли Ницше, подлинной проблемы самой этой морали, которую они всегда воспринимали как данность и нечто само собой разумеющееся.

Ницше называет всякую мораль тиранией по отношению к «природе» и «разуму», считая, что прежде всего она учит ненавидеть слишком большую свободу, насаждает в людях потребность в ограниченных горизонтах, в ближайших задачах, содействует сужению перспективы, а стало быть в известном смысле глупости, как условию жизни и роста. Более того, при этом она обращается сразу ко всем людям, обобщая, по Ницше, там, где этого делать нельзя. Он убежден, что необыкновенная ограниченность человеческого развития, его медленность, частое возвращение вспять и вращение на месте были в значительной мере обусловлены моральным инстинктом повиновения, способствовавшим культивированию в Европе стадного типа человека, считающего себя на сегодняшний день единственно возможным типом человека вообще. Ницше перечисляет присущие этому типу моральные добродетели, которые и делают его смирным, уживчивым и полезным стаду, это — дух общественности, благожелательность, почтительность, прилежание, умеренность, скромность, снисходительность, сострадание и т.п. С другой стороны, все то, что, по Ницше, возвышает отдельную личность над стадом — великий независимый дух, желание оставаться одиноким, чувство собственного достоинства, великий разум, кажется сегодня опасным и называется злым, в противоположность прославляемой и получающей иное моральное значение посредственности вожделений, умеренности, всему приспосабливающемуся и нивелирующемуся.

Философ считает своим долгом сформулировать собственное отношение к такого рода истинам о добре и зле. В Европе сегодня хорошо знают что такое добро и зло, однако это доброе есть, по Ницше, ничто иное, как инстинкт стадного животного, отсюда и «мораль в Европе есть нынче мораль стадных животных».

По Ницше, современная мораль возвела себя в ранг единственно возможной, используя для защиты и самоутверждения могучий арсенал средств, в ряду которых Ницше отводит особое место религии.

Следующий отдел свой работы Ницше посвятил анализу основных тенденций развития европейской науки, которая, на его взгляд, постепенно эмансипируется от философии, что, по его мнению, также является одним из «тонких следствий» демократического строя. Блестящий психологический анализ так называемого «человека науки» со всей его посредственностью и слабостью воли, позволил мыслителю и здесь увидеть проявление общего вырождения человека, предвосхитив многие кризисные ситуации грядущей науки, если та не повернется, наконец, лицом к философии.

Затем Ницше приходит к своему постулату о двух типах морали, пытаясь с помощью него объяснить современное состояние общества. Как полагал Ницше, именно постепенная демократизация общества с ее проповедью равных прав и привела к измельчению человеческой личности. И Ницше считает, что привели к нынешнему состоянию культуры, несомненно, рабы. Это они победили, утвердив свою мораль, требующую всеобщего равенства. Теперь, с точки зрения Ницше, становится вполне понятно, каким образом можно объяснить измельчение людей: ведь все это рабы и их потомки, они задают тон и создают современные культурные идеалы.

Так как современность, буквально во всех ее проявлениях, отравлена, по Ницше, рабской моралью, необходима не просто критика, а радикальная переоценка всех европейских идеалов и всей европейской морали в целом.

Идея Ф. Ницше о сверхчеловеке

Но Ницше не только критик и разрушитель, он предлагает новую «мораль» мораль, которая вырастает из жизни и подчинена жизни. Новую мораль сформулирует новый человек – сверхчеловек, и это будет утверждением жизни.

Идеи Ницше о сверхчеловеке получили философско-поэтическое воплощение в его знаменитой работе «Так говорил Заратустра».

Традиционная мораль, гражданская или религиозная, описывает реальность, которая на деле реальностью не является. Моральной реальности просто нет. Моральную реальность создает конкретный индивид. Вне этого индивида морали не существует. Мораль – это язык знаков, которым описывается реальная жизнь. Но жизнь есть вечное становление, есть непостижимый поток вещей, который не укладывается в схему кем-то заданной и сформулированной реальности.

В морали всегда закреплялось желание «улучшить» человека: улучшением называлось укрощение человека-зверя, выведение определенной людской породы. Ницше проводит аналогию с «улучшением» (укрощением) зверя в зверинце.

В прошлых формах морали свобода принадлежала богу, который творил все ценности мира. Ницше предлагает « убить бога» и обрести свободу, т.е. обрести творческий импульс, стать источником и движущей силой процесса становления ценностей. Это будут конкретные ценности конкретного человека, которые появятся в результате осуществления воли к власти, власти над собственной жизнью. Это — высшее проявление морали.

Формирование каждым человеком индивидуальных ценностей исключает идею равенства: чем сильнее импульс жизни, тем сильнее власть к жизни, тем индивидуальнее человек. И, наоборот, чем слабее воля к жизни, тем сильнее потребность в равенстве.

Задачу своей философии Ницше видел в утверждении верховной ценности культурного совершенствования человека, в результате которого появится новый, превосходящий современных людей по своим морально-интеллектуальным качествам тип человека. В роли такого культурно-этического идеала Ницше выдвигает образ сверхчеловека. Это понятие становится одной из главных несущих конструкций его учения, фиксируя в себе образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа — ориентированного на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения, овладения пробужденными им собственными, иррациональными силами.

Человек имеет цель внутри себя, его цель — это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека — сверхчеловек. Сверхчеловек – это соль земли, это смысл бытия. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы — люди, представляющие собой совершенство.

На пути творения новых ценностей Ницше столкнулся с могучим противником в лице всей морали современной ему философии, поэтому он решает «радикальным сомнением в ценностях ниспровергнуть все оценки, чтобы очистить дорогу». Именно эта борьба с властью духов и социальными авторитетами и сделала его одним из наиболее ярких глашатаев «европейского нигилизма», который стал делом всей его жизни. Все работы, написанные им после «Так говорил Заратустра», являют собой такую «переоценку ценностей».

Идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный им смысл существования, считал Ницше.

Мнение Ницше про предшествующую философию

Ницше называл мораль предрассудком, он критиковал современные ему моральные устои, культуру и мораль вообще.

Создатели культуры, ее ценностей, не ведая о том, что существующий человек является биологически несовершенным, сделали его мерой всего сущего. Но подлинную меру для «расценок» добра и зла должна дать сама жизнь в ее сущностном измерении, то есть жизнь как воля к власти, стремящаяся воплотить себя в сверхчеловеке. Такую переоценку ценностей смогут произвести только свободные умы, ставшие «по ту сторону добра и зла», то есть вырвавшиеся за рамки устоявшейся морали.

Всей предшествующей философии, считает Ницше, свойственен один существенный недостаток. Философы строили свои системы, исходя из заранее принятых моральных идей.

Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У людей слабых она проявляется как воля к свободе, у более сильных — как воля к большей власти или, если это не приводит к успеху, как воля к справедливости, у самых сильных — как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития означает и бессмысленность морали.

Свою задачу Ницше видел в том, чтобы воспитывать подлинно свободные умы – философов будущего, способных преодолевать собственные моральные предрассудки. Будущие философы будут законодателями – творцами таких новых ценностей, которые, ориентируя жизнь тех избранных, что способны их принять, будут способствовать становлению сверхчеловека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия техники: основные проблемы — Инженеры-философы и первые философы техники
  2. Проблема субстанции
  3. Идея всемирности исторического процесса в философско-исторической концепции «локальных цивилизаций»
  4. Понятие общественного договора
  5. Разница между социальным субъектом и гносеологическим субъектом
  6. Социокультурная обусловленность познания
  7. Субъективный идеализм в философии Нового времени
  8. Критика догматического рационализма. Исламский мистицизм
  9. Метафизика А. Шопенгауера
  10. Различные формы детерминации мира: причинность и закономерность, необходимость и случайность