Для связи в whatsapp +905441085890

Круги Э. Вартегга — Анализ проблем игромании

Проективные методы исследования личности являются, пожалуй, одной из самых сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это затрагивает практически все аспекты: Разработка проективных тестов, их адаптация, утверждение и применение, подготовка квалифицированных специалистов для работы с ними. Интерес психологов к проективной диагностике не ослабевает уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью они не только получают любые знания о личности. Часто они служат рабочим инструментом для проверки того или иного теоретического положения. О важности места, занимаемого проективными методиками в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, основанные во многих странах специальные научные институты и общества, а также периодические публикации, выходящие на разных языках.

Традиционно считается, что работы Э. Варттега, В. Вундта и Ф. Гальтона были исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов. Им приписывают первое использование метода свободных («вербальных») ассоциаций. В этой области также работали такие психологи, как К.Г. Юнг, Г. Кент и А. Розанов, Д. Рапапорт, Герман Роршах, В.В. Абрамов, Дж. Келли и другие. Абрамов, Дж. Келли, Д. Краут и Т. Кан. Термин «проекция» был введен Л. Франком для обозначения метода исследования. Проективные методики используются для изучения структуры мотивации, активности личностных черт, восприятия характерных особенностей социальных отношений, межличностных и внутриличностных отношений. Цель работы: характеристика проективных методик как метода психодиагностики, рассмотрение их классификации и возможностей применения в прикладной и практической психологии.

Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную склонность людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов и общей психической организации. Фактически, это первое применение концепции проекции в психологических исследованиях. В то же время G. Мюррей, который был хорошо знаком с психоаналитической работой, что защитные механизмы могут проявляться или не проявляться в процессе проекции. До этого времени теоретическая концепция проекции применительно к изучению личности не была сформулирована. Но именно книга Германа Роршаха «Психодиагностика» (1921) произвела настоящую революцию. Именно с 1921 года начался новый этап в развитии экспериментального изучения личности — этап ее проективного изучения.

Круги Э. Вартегга - Анализ проблем игромании

Анализ проблем игромании

На сегодняшний день существует множество методов лечения, которые отличаются эффективностью, но не достигают состояния полной эмоциональной независимости от азартных игр. Кроме того, новая форма зависимости еще слишком мало изучена. По этой причине информация о зависимости с точки зрения азартного игрока представляет научный интерес.

Исследование включало: 1) углубленное интервью с зависимой личностью; 2) изучение индивидуальных психологических характеристик с использованием методов исследования личности «Дом — дерево — человек» Дж. Книга, психогеометрический тест (на основе теста Вартегга), добровольный рисунок, автопортрет, полевое исследование. В исследовании принимал участие 22-летний мужчина, имеющий опыт азартных игр на игровых автоматах более 4 лет и в настоящее время являющийся членом Анонимных Игроков. Восприятие исследователем зависимости формировалось на основе личного опыта, общения группы ИИ с другими азартными игроками и бесед с психологом.

Все признаки данного вида эмоциональной зависимости, описанные в научной литературе (неспособность остановить азартные игры силой воли, денежные долги, нарушение межличностных отношений, состояние депрессии и т.д.), были обнаружены в поведении и психологическом состоянии исследователя на период азартных игр. Проективная психодиагностика также выявила основные признаки эмоциональной зависимости, характерные для азартного игрока: компенсаторное преувеличение себя в фантазии, желание отступить, поиск ободряющих и вознаграждающих чувств, осознанное желание сохранить контроль над собственным поведением, ощущение нестабильности своего социального положения, потребность в безопасности и успехе и т.д. Также были выявлены черты характера и стремления, которые присущи субъекту еще до возникновения зависимости и могут иметь отношение к развитию зависимости: четко прослеживается стремление к достижению материальных благ, переоценка значимости материальных ценностей.

Содержание интервью подтверждает основные результаты существующих исследований (в основном западных ученых): первым стимулом для человека начать играть в азартные игры является возможность выиграть деньги. Впоследствии игроку начинает требоваться опыт возбуждения, ощущения, сходные по содержанию с эйфорией.
По большому счету, риск формирования аддиктивного поведения следует рассматривать в единстве личностных качеств и социальных факторов (прежде всего, неспособность обеспечить себе комфортные условия существования в реальной жизни). Иллюзия возможного крупного выигрыша в первые дни игры также выступает в качестве основного фактора риска (именно этот момент подчеркивает интервьюируемый: первый удачный исход игры с высокой вероятностью приводит к повторным посещениям игорного зала, такая ситуация также имела место у большинства членов ИИ).

Рисуночный тест Вартегга

Теории и подходы к диагностике психологического симптомокомплекса шизофрении у детей. Особенности психического развития ребенка младшего и среднего школьного возраста. Диагностика отклонения поведенческих реакций испытуемых от общегрупповой нормы.

Уровни семантической обработки (семантического кодирования) и мыслительных операций, таких как медиация, изучались с помощью проективных методик, включая рисуночный тест Вартегга.

Стимульный материал, предлагаемый испытуемым теста Вартегга, характеризуется известной степенью неопределенности, неполнотой информации.
Стимульный материал для теста Вартегга состоит из 8 тестовых коробок (квадратов с длиной стороны 4 см). Каждое поле содержит определенный символ — стимул, который должен быть «заполнен» участником теста для формирования полного рисунка (одна точка, несколько точек в полукруге, кривая, три черные точки, черный квадрат в правом верхнем углу поля теста и т.д.).

Участнику теста дается следующая инструкция: «Эти квадраты имеют неполные фигуры.
Если вы добавите к ним дополнительные линии, то получите интересные объекты или пейзажи. Постарайтесь придумать самую привлекательную картинку, какую только сможете.
Когда вы закончите работу над рисунком, придумайте для него название и напишите его внизу рисунка. Используйте его, чтобы сделать свой рисунок более осмысленным.
По мере прохождения теста записывается порядок рисования и любые комментарии, сделанные участником теста.
При обработке результатов выделяются четыре варианта ответа: Игнорирование исходного стимула, сенсорно-перцептивная обработка исходного стимула, перцептивно-смысловая обработка стимула и семантическая обработка стимула, которые соответствуют выделенным уровням обработки информации.
У одного и того же участника теста могут быть разные варианты ответов при прохождении теста.
Уровень 1 — Игнорирование стимула. Тестируемый заменяет первоначальную задачу построения образа на основе заданного предмета процессом ассоциирования, запоминания. Вместе со стимульным материалом формируется соответствующее изображение.
Стимульный материал выполняет провоцирующую, направляющую функцию, но сам не используется. Между сгенерированным изображением и исходным стимулом может не быть сходства, или может быть «перцептивное соответствие» между исходным стимулом и сгенерированным изображением, но данный стимул не интегрирован в изображение. Этот уровень также включает отказ субъекта от выполнения задания.
Уровень 2 — сенсорно-перцептивная обработка исходного стимула. Происходит трансформация этого стимула, восприятие отфильтровывается.
Этот уровень семантического кодирования характеризуется простым продолжением, повторением или связыванием заданных стимулов; стремлением к естественной организации стимульных паттернов.
Принципы такой организации были предложены в гештальтпсихологии. Это, например, принцип формы, принцип целостности, принцип единства, принцип динамичности и стабилизации, принцип симметрии и беременности.
Третий уровень — это перцептивно-сенсорная обработка стимулов. Образ формируется на основе решения о сенсорных свойствах стимула и оценки ряда его интегральных признаков. Выделяются части объекта, отношения между частями и целым, фиксация структуры и формы объекта. Предпринимается попытка дать осмысленную интерпретацию. Однако обработка исходного стимула подчиняется законам поля стимулов. Создаваемому изображению присваивается имя (хотя и не всегда подходящее).

Тестовые стимулы

В семантических образах разной степени наполненности и детализации доминирует сверхчувственно-перцептивная организация стимульного материала. Семантический уровень построения образа отражает согласованное сочетание образного и вербального уровней семантического кодирования.
Таким образом, анализ результатов показал, что на основе стимульной информации могут быть сформированы образы с различной степенью семантического наполнения. При построении образа исходная стимульная ситуация может быть использована или полностью проигнорирована.
Выделенные варианты ответов отражают разные уровни обработки семантической информации (построения семантического образа) на основе предъявленного сенсорного стимула. Формирование адекватного образа целостного объекта происходит при условии согласованности фиксации и оценки компонентов всех уровней.
Данные многочисленных теоретических и экспериментальных исследований когнитивных процессов позволяют говорить о трех основных уровнях психического отражения: уровень сенсорно-перцептивных процессов, уровень представлений и уровень понятийного мышления. На разных уровнях психическое отражение происходит в разных формах, а также в их комбинациях. Основные формы — фигуративные и концептуальные. На первом и втором уровнях ведущая роль принадлежит образному отражению, на третьем — концептуальному, опосредованному знаковыми системами. Эти три уровня психического отражения также функционируют как уровни психического развития. Тест наиболее широко используется в немецкоговорящих странах. В нашей стране он малоизвестен, но недавно, с появлением русскоязычной монографии по этому тесту под редакцией В. Калиненко, появилась возможность его использования.

Сам тест представляет собой лист формата А4, разделенный толстыми черными линиями на восемь равных квадратов (4х4 см). Каждый квадрат содержит строго определенный узор, который вам нужно продолжить
Инструкция к тесту: «Перед вами восемь квадратов, на каждом из которых изображено что-то. Продолжая увиденное, нарисуйте любой рисунок в каждом из квадратов, в любом порядке, подпишите порядок выполнения теста и обозначьте то, что нарисовано на картинках».

Стимулы теста и их последовательность подбираются таким образом, чтобы каждый из них вызывал проекцию определенной психической области. Другими словами, каждый из восьми рисунков-стимулов затрагивает определенный аспект личности.

При интерпретации теста Вартегга учитываются следующие показатели:

  • Смысловое содержание рисунка (просто взглянув на содержание рисунка, можно получить приблизительное представление о нормативности или проблемности исследуемого аспекта, о восприятии и отношении человека к данной психологической области);
  • Характеристики рисунка (особенности отпечатка, толщина штриха, скорость движения, динамика, статика, акцент на форме рисунка или движении, легкость или тяжесть линий). Все эти признаки повторяются в почерке. Они предоставляют точную информацию о внутренней структуре личности, о врожденных и приобретенных характеристиках;
  • Порядок заполнения квадратов (человек обычно начинает с тех квадратов, которые «приятны», «легки», «понятны», т.е. с тех тем, которые для него наиболее актуальны и важны. Квадраты, которые ему «не нравятся», «непонятны» или «затрудняют», он оставляет на потом, т.е. те, на которые ему трудно ответить).

Вартегг описывает два типа отношения в человеке:

  • Субъективное отношение: субъект исходит из своей интуиции, своего опыта. Он рисует карикатуры, символы, абстрактные рисунки. Размытые линии, неясности, заполненное пространство;
  • объективное, реалистичное отношение: реальные предметы и декоративные элементы. Рисунок тщательно проработан, много пустого пространства.

Методы исследования и диагностики креативности

Классификация методов изучения творчества может осуществляться по различным принципам: в соответствии с регламентом деятельности, в соответствии с возрастным диапазоном, в соответствии с широтой охвата представлений о творчестве. Таким образом, по последнему критерию можно назначить комплексные методы изучения творчества (батарея словесных и образных тестов Э.П. Торренса и Дж.П. Торренса). П. Торранс, Дж. Гилфорд, тесты познавательных и личностно-творческих качеств Ф. Уильямса, тесты батареек креативности Э. Э. Туника на основе модифицированных тестов Торранса, Гилфорда и Уильямса) и методики, направленные на изучение отдельных составляющих креативности (тест Э. Вартегга, тест С. Медника и др.). Сложные методы Э. П. Торранса, Дж. Гилфорда и Ф. Уильямса стандартизированы и адаптированы к российским образцам (Э. Э. Туник), они могут применяться в возрастном диапазоне от 5 до 17 лет. Для изучения невербального творчества может быть использован тест Э. Вартегги «Круги» и индекс рисуночной оригинальности «Несуществующее животное»; для изучения вербального и семантического творчества может быть использован метод Р. С. Немова «Изобрести рассказ». С. Немов, «Классификации», «Предложения», тест «Три слова» (модификация В. Меде и К. Порковского), РАТ-тест С. Медника (ювенальная версия, адаптированная Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной, взрослая версия, адаптированная А.Н. Ворониным. Н. Воронин). Для изучения индивидуального творчества можно воспользоваться опросником Джонсона по творчеству, разработанным Е.Е. Туник, шкала «Творческие черты» из комплекса Дж. Рензулли адаптирована для оценки поведенческих характеристик одаренных школьников из Методы были выбраны для иллюстрации возможности диагностики различных компонентов креативности: невербального, вербального и личностного. Тест Вартегга «Круги» Эта методика направлена на изучение невербального компонента творчества. Он может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном формате. Клиенту выдается бланк с 20 кругами (диаметр — 3 см).

Инструкция теста: на этом бланке 20 кругов. Задача — нарисовать как можно больше предметов или фигур, используя круги в качестве основы. Вы можете рисовать как снаружи, так и внутри (используйте 1-2 или более кругов для одного рисунка). Подумайте, как можно использовать круги для создания оригинальных рисунков. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисуйте слева направо. У вас будет пять минут на выполнение теста. Помните, что вас будут оценивать по оригинальности ваших рисунков. Результаты обработки будут включать следующие показатели:

1) беглость мышления — общее количество рисунков, за каждый рисунок — 1 балл;

2) Гибкость мышления — количество классов рисования, для каждого класса — 1 балл (классы рисования: Природа — растения и животные можно разделить на два класса, предметы быта, наука и техника, спорт, предметы декора, человек, экономика, вселенная);

3) Оригинальность мысли — за каждый редко встречающийся рисунок -2 балла. Это требует ранжирования по частоте встречаемости того или иного рисунка во всей выборке;

4) Коэффициент творческого воображения — общая сумма баллов, но оригинальности делится на количество рисунков.

Метод Вартегга «Круги» можно использовать в широком возрастном диапазоне, как в дошкольном, так и во взрослом.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Общение дошкольника со сверстниками — Общение как деятельность
  2. Методики по психодиагностике
  3. Перцептивная сторона общения в психологии
  4. Методы психотерапевтической коррекции неврозов мегаполиса
  5. Методы исследования личности в психологии — Методы судебно-психологической экспертизы
  6. Связь развития личности и рабочего коллектива
  7. Метакогнитивные качества личности как фактор успешного прохождения переквалификации взрослых
  8. Виды психических процессов: память
  9. Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования
  10. Эдвард Чейс Толмен, американский психолог