Для связи в whatsapp +905441085890

Кто такой маргинал — Индивидуальная и групповая маргинальность

Маргинал (от лат. margo — край) — вольно трактуемый / используемый термин для описания человека, чье положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т.д. не вписывается в мейнстрим. Это также термин для обозначения субъектов общества, утративших свои функции.

Сам термин «маргинальный» издавна использовался для обозначения заметок или маргинальных замечаний; в другом смысле он означает «экономически близкий к границе, почти нерентабельный».

Как социологический термин он существует с 1928 года, когда американский социолог Роберт Эзра Парк (1864-1944), один из основателей Чикагской школы, впервые использовал его в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвященном изучению иммигрантских процессов. Однако термин «интерстициальный элемент», использованный другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении групп иммигрантов в городской социальной организации, можно рассматривать как предысторию появления термина.

Роберт Парк наиболее известен своими исследованиями развития городской среды (особенно иммигрантских общин в американских городах) и расовых отношений в межкультурном взаимодействии. Для Парка понятие маргинальности относилось к положению людей на границе двух разных культур, находящихся в конфликте друг с другом, и служило для изучения последствий несоответствия иммигрантов, особого положения мулатов и других «культурных гибридов».

Таким образом, понятие «маргинальность» впервые вводится как понятие маргинальной личности. После Р. Парк и Э. Стонквист описали внутренний мир маргинального человека, они стали основателями традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской социологии. Следует еще раз подчеркнуть, что центральной проблемой маргинальности изначально был конфликт культур, и поэтому в данном случае маргинальность была описана как культурная маргинальность.

Впоследствии концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов», и, принимаемая многими как должное, часто критикуемая за отсутствие научной строгости, она стала «эластичной». Особенно активно она развивалась в американской социологии в 1940-1960-х годах. Проблема маргинальности больше не ограничивалась культурными и расовыми гибридами, как это делал Стонквист. Сама теория Стонквиста подверглась критике. Д. Головенски, например, считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». Грин утверждал, что маргинальный человек — это всеобъемлющий термин, который включает все, но не исключает все, и поэтому должен использоваться с осторожностью и только после установления его параметров.

Писатель Виктор Шендерович, выражая свою политическую позицию по отказу от участия в недемократических выборах, отреагировал на то, что его назвали «маргинальной фигурой».
В слове «маргинальный» нет ничего оскорбительного. «Маргинал»: маргинал — это тот, кто находится в меньшинстве. Христос был маргинальной фигурой, как вы знаете, Сахаров был маргинальной фигурой…. Томас Манн был маргинальной фигурой. То есть мы находимся в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для порядочного человека — быть в большинстве. Это означает, что что-то не так. Оглянитесь, посмотрите вокруг, вдруг вы в большинстве? Да? Потому что «нечестивых везде большинство», как сказал Эпиктет. Но это такие общие соображения.

Кто такой маргинал - Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная и групповая маргинальность

Маргинальный человек, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — это человек, который находится на границе различных социальных групп, систем, статусов, культур и испытывает влияние их конфликтующих норм, ценностей и т.д. В современном русском языке это слово также часто используется для обозначения «деградирующего элемента», подонка и изгоя.

Маргинализм (позднелатинское marginali — стоящий на краю) — социологический термин, обозначающий промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо социальными группами и государствами, накладывающее определенный отпечаток на его психику. Этот термин появился в американской социологии в 1920-х годах и обозначал ситуацию неприспособленности иммигрантов к новым социальным условиям.

Маргинальная группа людей — это группа, которая отвергает определенные ценности и традиции культуры, в которой находится группа, и навязывает свою собственную систему норм и ценностей.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным включением человека в группу, которая не полностью принимает его, и его отчуждением от своей родной группы, которая отвергает его как изгоя. В итоге человек становится «культурным гибридом», который разделяет жизнь и традиции двух или более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений в социальной структуре общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, которые вытесняют старые группы и дестабилизируют их социальное положение.
Маргинализация не всегда приводит к «оседанию». Естественная маргинализация преимущественно связана с горизонтальной или вертикальной восходящей мобильностью. Когда маргинализация сопровождается радикальными изменениями в социальной структуре (революции, реформы) и частичным или полным разрушением стабильных сообществ, это часто приводит к массовому снижению социального статуса.

Однако маргинальные элементы предпринимают попытки реинтегрироваться в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной мобильности масс (потрясениям и революциям, восстаниям и войнам) или к образованию новых социальных групп, которые борются с другими группами за место в социальном пространстве. Таким образом, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные способы достижения высокого статуса (через наследование, гражданскую и военную службу и т.д.) затруднены и которые находят в развитии предпринимательства эффективные каналы вертикальной мобильности (в том числе криминальной).

Причинами исключения являются:
1) миграция в чужую этническую среду.
2) незавершенное общественное движение
3) потеря работы и материального благополучия
4) утрата общих норм и ценностей.

Причины маргинальности:
Маргинализованные лица и группы возникают в самых разных социальных условиях:

  1. межрегиональные миграции
  2. несовместимые или взаимоисключающие роли в группах
  3. социальное неравенство в обществе
  4. экономические, политические, социальные, культурные изменения (кризисы, изменения в религии, изменения в социальной структуре общества)

Последствия маргинальности:

  1. возникновение чувства растерянности и тревоги
  2. возникновение кризисов доверия к людям
  3. девиантное поведение
  4. изменение социального статуса
  5. высокая творческая активность

Маргинализированные слои общества

Анализ феномена маргинальности в условиях отсутствия единой шкалы ценностей, массовой десоциализации и кризиса идентичности требует от исследователей адекватной оценки реального состояния современного российского общества. В этом контексте понятие маргинальности приобретает качественно новое содержание и нуждается в уточнении. Полисемантика этого слова дает ему двойное толкование — оно может означать как пограничное состояние (маргинальность — переходность), так и периферийную позицию (маргинальность — периферийность) социального субъекта. Маргинализм обычно рассматривается как негативное явление, характеризующее периферийное положение маргиналов, хотя его деструктивный тип не является определяющим для явления в целом, а представляет собой лишь одну из форм его проявления в мире, наряду с конструктивной. Поэтому важно не только осознать факт присутствия маргиналов в социальной структуре общества, но и принять во внимание различия внутри самих маргиналов.

Несмотря на возросший в последнее время интерес различных социальных наук к изучаемому феномену, следует отметить, что маргинальность как проблема социальной философии разработана недостаточно. Не раскрыты его объективные основы, слабо изучены формы его проявления в условиях современных трансформационных процессов, происходящих в обществе. Более того, не изучены положительные стороны этого явления как одного из возможных факторов, влияющих на установление гражданского согласия. Необходимость изучения этих вопросов определяет интерес к указанной проблеме.

Маржинализм занимает промежуточное положение, так как находится на пересечении различных гуманитарных дисциплин, поэтому часто изучается фрагментарно, что приводит к его недооценке как специфического явления. Социально-философский аспект изучения маргинальности позволяет рассмотреть ее объективные основы как следствие эксцентричной природы человека; раскрытие природы этого явления позволяет выявить истинную роль и место маргинальности в обществе

В социологии термин «маргинальный» относится к индивидам и группам, которые находятся на краю, на «обочине» или просто вне основных структурных подразделений или преобладающих социокультурных норм и традиций, характерных для данного общества. Маргинализированные люди — это те, кто утратил свои социальные связи.

Этот термин появился в американской социологии в 1920-х годах для описания положения иммигрантов, которые не смогли адаптироваться к новым социальным условиям. С тех пор концепция «маргинальных групп» («маргинальных страт») нашла свое применение не только в социологии.

Маргинальность как явление — неизбежный спутник социальной мобильности, как вертикальной, так и горизонтальной. При таких переходах потеря принадлежности к старой страте может значительно перевесить процесс вхождения в новую страту.

Мигрант из сельской местности в город может служить примером для подражания для маргинализированных слоев населения. Теперь, когда он постоянно живет в городе, ему трудно приспособиться к новому ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения. Он уже не деревенский житель, поскольку живет в городе, но он также еще и не городской житель, поскольку еще не адаптировался к городской культуре, его действия постоянно отражают ранее усвоенные нормы образа жизни.

Таким образом, процесс утраты объективного членства в определенной социальной общности, страте без последующего субъективного вхождения в новую страту называется маргинализацией.

Урбанизация, массовая миграция, размывание многовековых культурных границ и влияние СМИ на население привели к тому, что маргинальный статус стал нормой существования для миллионов людей в современном мире.

Маргинализация в современном обществе

Современные социальные и общественные условия приводят к проблеме изменения и трансформации социальной идентичности. Вопросы об идентичности возникают потому, что существует множество идей, которые могут объединять и разделять людей. Люди определяют свою самоидентичность в разных системах идей и смыслов, и ответы на вопрос об идентичности отличаются друг от друга.

Маргинальность всегда представляла интерес для исследователей и являлась объектом социального познания. Уже Г. Зиммель изучал социальный тип аутсайдера как человека, который находится в группе, но не принадлежит к ней полностью. Отправной точкой для фактической постановки проблемы маргинальности стало изучение миграционных процессов, начатое американским социологом Р. Парком. Он ввел термин «маргинальная личность» для обозначения культурного статуса и самосознания иммигрантов, оказавшихся в ситуации, когда необходимо адаптироваться к новому образу жизни. Р. Парк и Э. Стонквист, продолжившие исследования маргинальной личности, стали основателями концепции культурной маргинальности. За ними последовали А. Антоновский и Р. Хинрихс. Но в отличие от своих предшественников, они сосредоточились на психосоциальном воздействии на личность двойственности социального статуса и ролей, возникающих в конфликте культур. Основоположниками статусно-ролевой концепции маргинальности среди американских исследователей были Г. Дики-Кларк, Р. Мертон, Э. Хьюз, Т. Шибутани.

В целом, накопленный опыт показывает, что возникли три концептуальные парадигмы маргинальности. Это понятия этнокультурной маргинальности, структурной маргинальности и социально-ролевой маргинальности. Многообразие концепций показывает сложность этого явления и трудность его однозначного определения.

Особенности отечественных исследований маргинализации связаны с переходным периодом развития общества и промежуточным положением человека в этом обществе. Долгое время маргинализация рассматривалась исключительно как продукт капиталистического общества. Но к середине 1980-х годов это явление стало признаваться как атрибут советской действительности. Позже была изучена проблема маргинальной личности и установлена необходимость создания специальной отрасли знаний — социомаргиналистики (А.И. Атоян), изучались национально-этнические процессы и проблемы маргинализации социальных групп.

В целом, в отечественной научной литературе сформировались три подхода к маргинальности: социально-философский, социологический и культурологический, отражающие этнокультурную, структурную и статусно-ролевую концепции. Феномен маргинальности начал находить свою «легализацию» в сфере гуманитарного знания и занимать особое место среди общих проблем общественного развития. Главным в определении «маргинальности» становится образ переходности, что соответствует специфике современной ситуации, хотя маргинальность по-прежнему воспринимается как сугубо негативное явление.

Маргинализированный человек — иммигрант

Родоначальником термина «маргинальность» считается американский социолог Роберт Парк (1864-1944), который впервые использовал его в контексте миграции в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек». Роберт Парк исследовал развитие городской среды (особенно иммигрантских общин в американских городах) и расовые отношения межкультурного взаимодействия, из которых родилась идея о типе «человека на обочине» двух культур. У Р. Парка понятие маргинальности (от лат. — margo — край, граница) относится к положению индивидов, находящихся на грани двух разных культур, и служит для изучения последствий недостаточной адаптации иммигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».

Исследовательские позиции Р. Парка определяются его «классической» социально-экологической теорией. Общество рассматривается как организм и «глубоко биологическое явление», которое, помимо социального (культурного) уровня, имеет так называемый биотический уровень, являющийся основой экологического порядка. Экологический порядок различает макроуровень (пространственное расположение институтов) и микроуровень (способность человека к передвижению, пространственное взаимодействие, миграция). Таким образом, основой экологического порядка является миграция как коллективное поведение. Социальные изменения, по мнению ученого, основаны на глубоких, биотических трансформациях и связаны, прежде всего, с физической, пространственной, а затем и социальной, мобильностью. Социальное перемещение, изменение социально-экономического статуса является предметом теории социальной дистанции; исследования культурной мобильности позволили Р. Парку сформулировать концепцию маргинального человека.

В его теории маргинальный человек — это иммигрант, это «полукровка», который существует одновременно «в двух мирах». Главное, что определяет характер маргинального человека, — это ощущение моральной дихотомии, раздвоенности и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые еще не сформировались. Это состояние связано с периодом сдвига, перехода, определяемого как кризис. Р. Парк отмечает, что переходные и кризисные периоды в жизни большинства людей можно сравнить с теми, которые переживает мигрант, когда он покидает свою родную страну, чтобы искать счастья в другой. Но в случае с маргинальным человеком период кризиса относительно продолжителен, так что он имеет тенденцию превращаться в тип личности. Далее Р. Парк отмечает, что в природе маргинального человека «моральное замешательство», вызванное культурным контактом, проявляется в более явной форме, поэтому изучение этих явлений, в которых происходят изменения и культурное слияние, позволит лучше понять процессы цивилизации и прогресса.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория личности А. Маслоу
  2. Интуиция как психологический процесс
  3. Особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте — Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
  4. Психотерапия аддиктивного поведения
  5. Диагностика нарушений в семейном воспитании и их влияние на готовность ребенка к школьному обучению
  6. Сущность, факторы, виды и влияние стресса на психические состояния человека
  7. Уровень стресса и конфликтность личности
  8. Диагностика и коррекция работоспособности и дисциплины в организации
  9. Понятие «академическая успеваемость» в психологии
  10. Механизмы психики человека — Психика — понятие, структура человеческой психики