Для связи в whatsapp +905441085890

Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее сущность и основные функции — Взаимосвязь между культурой и цивилизацией

Слово «культура» в его первоначальном понимании не означает какого-либо конкретного объекта, условия или содержания. Это было связано с идеей действия, усилия, направленные на что-то. В древние времена это слово использовалось с некоторыми дополнениями: Культура разума, Культура духа и т.д. Далее мы кратко обсудим историю этого термина.

Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) написал трактат по сельскому хозяйству. В нем он посоветовал выбрать земельный участок следующим образом: «Не ленитесь и прогуляйтесь по купленному вами участку несколько раз; если участок хороший, чем больше вы его осматриваете, тем больше он вам понравится». Если сюжет «не понравился», то нет хорошей заботы, то есть нет культуры». Отсюда следует, что слово «культура» изначально означало не только культивирование, но и почитание, даже поклонение чему-либо.

Позже культуру стали понимать как человечество, как то, что отличает человека от природы, от его варварского состояния. Люди древних Элл и римляне в древности называли более отсталые в культурном отношении народы варварами.

Многие ученые прослеживают происхождение слова «культура» до древнего слова «культ». Они считают, что культура связана с духовностью, включая религию. Фетишизм, вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов, культ камней, деревьев, идолов и т.д. некоторые считают оригинальной формой религии. Остатки фетишизма можно увидеть в современных религиях: крест в христианстве, черный камень в исламе и другие.

Значение термина «культура» со временем расширилось и обогатилось. В средние века культура ассоциировалась с личностными качествами человека (культура рыцаря), затем в эпоху Возрождения личное совершенствование начинает пониматься как гуманистический идеал человека. Она воплощена в таких произведениях искусства, как Давид Микеланджело, Сикстинская Мадонна Рафаэля и других.

Мыслители эпохи Просвещения XVII-XVIII веков (гердер в Германии, Монтескье, Вольтер во Франции) считали, что культура проявляется в разумности общественного порядка и политических институтов. Т. Кампанелла пытался выразить это в своем романе-утопии «Город Солнца». Мыслители эпохи Просвещения понимали культуру как измеряемую достижениями науки и искусства. А цель культуры — сделать людей счастливыми.

Переоценка разума и культуры привела отдельных философов (Руссо) к критическому отношению к культуре. Не только Ж.Я. Руссо, но и философы и романтики Германии видели в современной буржуазной культуре те противоречия, которые мешали свободному развитию человека и его духовности. Преобладание материального и реального, массового, количественного начала в культуре привело к разврату и порче нравственности. Выход заключается в нравственном и эстетическом совершенстве личности (Кант, Шиллер). Таким образом, культура понималась как сфера духовной свободы человека.

В XIX веке «культура» стала научной категорией. Это означает не только высокий уровень развития общества, но и пересекается с такими понятиями, как «цивилизация». Концепция цивилизации включала в себя идею нового образа жизни, ядром которого является урбанизация и возрастающая роль материальной и технической культуры. Понятие цивилизации полисемантично. Многие исследователи связывают его с неким культурным сообществом людей, имеющих некий социальный стереотип, освоивших большое, замкнутое пространство и занявших постоянное место в мировой схеме вещей (православная цивилизация, древняя цивилизация, египетская цивилизация и т.д.).
Каждый тип культуры является результатом человеческой деятельности и представляет собой разнообразные изменения в природе и обществе. Это ориентированное на конкретные действия понимание культуры прочно утвердилось в ХХ веке.

Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее сущность и основные функции - Взаимосвязь между культурой и цивилизацией

Взаимосвязь между культурой и цивилизацией

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis», что означает «гражданская», «общественная», «государственная». В XVII-XVIII веках «цивилизация» определялась как противоположность «дикости». В XVIII веке цивилизацию стали понимать не только как исторический процесс, но и как уже достигнутое состояние общества, как степень социального прогресса, последовавшую за дикости и варварством. Наиболее развитой цивилизацией был тип общества, сформировавшийся в то время в европейских странах.

Со временем понятие цивилизации стало отличаться от понятия культуры. Цивилизацию принято называть совокупностью материальных и социальных благ, которые развитие социального производства дает человеку. Имела место тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О. Шпенглер, Х. Маркуз). С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержанием цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешней материальной оболочкой культуры.

Четкого определения цивилизации нет, так как разные исследователи придают этому термину разные значения. Некоторые ученые определяют термины «цивилизация» и «культура», другие рассматривают цивилизацию как специфическую культурную формацию, третьи различают термины «культура» и «цивилизация».

В едином смысле цивилизация рассматривается как идеал прогрессивного развития человечества в целом. Если трактовать цивилизацию как конкретный исторический этап развития, то проводится различие между сельскохозяйственной, промышленной и информационной цивилизациями.

В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками (например, древние, арабские, китайские, египетские цивилизации и т.д.). Последний взгляд разработан такими исследователями, как Н. Данилевский, О. Спенглер, А. Тойнби. Последний разработал теорию «локальных цивилизаций», которых насчитывается более 20.

В дополнение к вышесказанному существуют две православные цивилизации (русская и византийская), иранская, индийская, две дальневосточные, сирийская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя и другие.
В связи с сопоставлением терминов «культура» и «цивилизация», последняя определяется (по О. Шпенглеру) как совокупность технико-механических элементов, как конечная стадия развития любой культуры. Этот этап характеризуется высоким уровнем научно-технических достижений и в то же время упадком искусства и литературы. Так, Н. А. Бердяев писал о цивилизации как о «смерти духа культуры».
Из многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, что понятие цивилизации может означать:
исторический процесс улучшения жизни общества (Хольбах);
образ жизни общества после его выхода из первобытного состояния (Морган); утилитарно-техническая сторона общества, противопоставляющая культуру как сферу духовности и творчества (Simmel) завершающая стадия эволюции любого вида культуры, смерть культуры (Spengler); конкретный (местный) социокультурный мир (Тойнби); самая широкая социокультурная община, достигшая наивысшей ступени развития человеческой культуры (Хантингтон).

Культура как атрибут человеческого бытия

Цивилизация подразумевает приобретение моделей поведения, ценностей, норм и т.д.

С другой стороны, культура — это способ справиться с достижениями. Цивилизация, в свою очередь, является навязыванием определенного типа общества в определенных исторических обстоятельствах, а культура — это отношение к этому типу общества на основе различных интеллектуальных и моральных критериев.
Разница между культурой и цивилизацией, несмотря на их противоречия, не абсолютна, а относительна.

Возникшая в результате длительного многовекового развития человечества, цивилизация с самых ранних этапов своей истории развивалась в определенных социально-экономических формах, которые были связаны с существованием различных типов государств и политических режимов, а также правовых систем.
Особенно очевиден противоречивый характер развития современной цивилизации, где в отдельных странах и в мировой экономической системе в целом высокий уровень науки и современных технологий, сфера бытовых услуг и сервиса часто сосуществуют с явной отсталостью, бедностью и отсутствием каких-либо явных признаков самой цивилизации. Поэтому понятие «цивилизованный мир» в современном мире предполагает существование нецивилизованных стран и отношений неравенства между «цивилизованными и нецивилизованными народами».
В то же время развитие современной цивилизации осложняется и сдерживается глобальными проблемами, которые в условиях научно-технической революции также все чаще ассоциируются с глубокими противоречиями между ней и природной средой.

Философский (категорический) образ культуры отражает его как одно из универсальных свойств, как атрибут человеческого бытия. Без культуры нет ни человека, ни общества. Другой вопрос — развита она или нет, хорошо это или плохо, и каковы объективные критерии ее оценки. К сожалению, существует культура мафии, фундаменталистского экстремизма, фашизма, каннибализма и других неприятных явлений. Так же, как у них есть своя собственная эстетика и система нравов. Мы можем и должны доказать, что все это не является «аутентичным» и в этом — идеологическом — смысле «враждебным к культуре» и «враждебным к ценностям». Но не следует путать оценку с точки зрения идеалов с описанием и объяснением, вытекающими из определенных философских представлений о природе и структуре культуры как универсальной атрибутивной особенности человеческого бытия. Я не могу себе представить, как можно, не определившись с тем, что такое культура, какое место она занимает в системе других атрибутов общества и человека, какова ее внутренняя категориальная (общая) структура, успешно и системно изучать ее конкретные разновидности и утверждать идеалы культуры. Я считаю, что независимо от идеалов и конкретных интересов того или иного исследователя, культурология в целом должна начинаться с определенной философской основы и честного осмысления и оправдания идеалов культуры.

Культура — это система материальных и духовных ценностей, форм и результатов развития и преобразования реальности, созданная в процессе творческой деятельности человека. Помимо этого широкого определения культуры, ее сущность может быть выражена и в другом, более узком социологическом определении. Культура — это то, что определяет характер взаимоотношений между людьми и исторически сложившимися обстоятельствами (условиями) их жизни.

В соответствии с этим пониманием культуры, важнейшим в ее развитии, критерием ее прогресса, совершенствования, в конечном счете, выражается в становлении человека как личности, в появлении у него новых, более совершенных социальных качеств, то есть того, что он имеет ярко выраженную социальную природу, широко проявляет свои человеческие сущностные силы, и на протяжении всей истории все больше приближается к идеалу целостного, всесторонне развитого члена общества. Культура в этом смысле — это культивирование и развитие человеческих сильных сторон и возможностей. Это, по сути, идентично процессу его растущего социального освобождения, которое увеличивает степень его реальной свободы.

Культура как ценнейшее зерно мудрости

Люди рождаются для совершенства своей природы — для духа. Мерой исполнения судьбы является сознание жизни в духе. Жизнь в духе, выраженная через сердце, будет мерой получения и обретения радости и счастья. Таким образом, через совершенство духа, человек приходит к другой цели, радости и счастью. А когда говорят: «Радость есть мудрость», то верно и обратное — мудрость есть радость. Связи даются только для того, чтобы указать на жизненную необходимость мудрости человеку, который осознал свой дух и жизненную необходимость в нем. Что, если он этого не заметил? Для человека вне Духа не может быть жизни в его истинном понимании. В конце концов, жизнь жива, огонь, который является основой духа. Нет нужды говорить, что без осознания духа человек живет не как человек, а как существо, ходячее тело, которое можно назвать двуногим.

Накопление знаний, необходимых для совершенствования ума, является одним из важнейших компонентов мудрости. Творческая, созидательная сила, направляющая эти знания на общее благо, называемая любовью, будет второй составляющей мудрости, объединенной с первой. Мудрость всегда исходит от Всевышнего, от тех, кого называют Божественными Владыками, запечатленными как боги, пророки, учителя, старейшины, мудрецы…..

Задача всех тех, кто осознал, что духовное совершенствование, накопление и развитие духа может и должно происходить только через стремление и поклонение Высшему Свету, будет заключаться в том, чтобы посвятить этому Свету всю свою жизнь. Это то, что действие и служение культуры будет таким же благоговением перед Светом. Слуга культуры всегда в первых рядах тех, кто соберет самые драгоценные зерна мудрости, разбросанные по векам и народам. И их недостаточно, чтобы их найти — они должны быть собраны, сконцентрированы, сопоставлены и соотнесены в системе. Но главное — найти место применения в жизни для этих сокровищ знаний, полученных от мудрецов. Описанное священное действие становится философией. Если философия, как проявление любви к мудрости, понимаемой как служение ей во всем искреннем благоговении перед истиной, направлена на ее применение в области культуры, то такую область человеческих знаний называют философией культуры.

Как и любую другую философию, философию культуры можно условно разделить на два основных раздела — онтологию, которая является основным предметом изучения и рассмотрения, и вопрос о мировоззрении или генезисе, и гносеологию, с учетом путей и методов познания мироустройства, а также путей и методов совершенствования человеческого разума в единстве с душой и телом, и всей Вселенной в целом.

Как правило, особенности социального развития более или менее адекватно отражаются в особенностях культурного, особенно духовного развития. Кризис европейской культуры ХХ века, о котором писали известные философы и историки культуры, начиная с О. Шпенглера, отражается в содержании искусства, морали и философии. Таким образом, кризисные явления в западноевропейской философии нашли свое выражение в обсуждении тем отчуждения, страха, смерти и т.д.

Русский философ Данилевский (1822-1885) стал известен как автор общей типологии цивилизаций или культур. Его сущность была связана с отрицанием Данилевским всемирной истории и признанием истории только данной локальной культуры.

Немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936) пытался дать более широкую характеристику цивилизации, которую он понимал как определенный завершающий этап развития всей культуры. Неразрывно связывая этот этап с прогрессом промышленности и технологий, упадком искусства и литературы, появлением невиданных толп в огромных городах, превращением народов в безликие «массы», он обнажил европейскую цивилизацию как конкретный индикатор кризиса и гибели европейской культуры. По словам Шпенглера, все другие страны неизбежно проходят через те же самые этапы.

Финальная стадия культуры.

Если судьба культуры напрямую связана с ростом и развитием, то она неизбежно движется к финалу. Это неизбежная судьба культурно-исторического типа. О. Шпенглер определяет продолжительность цикла культурного развития как около 1000-1500 лет.

Ученый называет культуру последней стадией цивилизации. Цивилизация — это конец развития, когда за жизнью следует смерть. Это означает конец культуры, ее переход в другое государство. «Греческая душа и римский интеллект — это разница между культурой и цивилизацией.

Для цивилизации характерны люди, которые практичны и равнодушны к обсуждению смысла жизни и подобных метафизических проблем. В их руках лежит духовная и материальная судьба каждой последующей эпохи. Великие цивилизации ограничены границами нескольких крупных городов, где новые бесплодные, наполненные глубокой антипатией к людям, холодные прагматики занимаются только «вопросом денег». В космополитическом городе, по словам О. Шпенглера, презирают все традиции не люди, а массы. Энергия образованного человека направлена на развитие духовности; цивилизованный человек во всём стремится к наживе и пользе. Он не имеет доступа к тайнам поэзии и других искусств; он предпочитает развлечения, технические игры и спорт. Его психология подчиняется нормам массового вкуса, настолько распространены массовые увлечения, которые не требуют эмоциональной или духовной восприимчивости, а лишь заполняют создаваемый вакуум. «Современная эпоха — это эпоха цивилизации, а не культуры», — заключает Шпенглер.

Каждая культура имеет свое детство, молодость, мужественность и старость. Культура рождается в тот момент, когда пробуждается великая душа. Она процветает на основе особого ландшафта, к которому она привязана на протяжении всей своей жизни, и умирает, когда эта душа полностью реализует свой потенциал, создавая народы, языки, вероисповедания, искусство, государства и науки. Бесчисленные поколения, народы и племена — арии, монголы, немцы, кельты, парфяне, франки, карфагеняне, берберы, банту и многие другие — пошли по этому пути. — …прошли по этой тропе. Когда «формирующая сила» в них исчезает, с ней постепенно исчезают культурные, языковые и духовные особенности, и явления вновь растворяются в хаосе постоянного движения. «Таким образом, на поверхности земли волны великих культур движутся в величественных кругах. Они появляются внезапно, расширяются великолепными линиями, успокаиваются, исчезают.

Каждая культура раскрывает символическую и почти мистическую связь с пространством, в котором она существует. Как только исчерпаны все внутренние возможности, культура внезапно становится жесткой, вымирает, ее кровь свертывается, ее силы рушатся, она превращается в цивилизацию. В таком виде оно будет похоже на тысячелетнее дерево, которое будет висеть на своих гнилых ветвях сотни лет.

В этом заключается смысл сумерков истории, внутреннего и внешнего сужения, которое ждет каждую живую культуру. Так было и в древности, так же как и знаки в угасающих годах Европы.

Цивилизация — это форма человеческого существования, основанная на технологиях и человеческом обществе, и результат этого существования. Все, что уже алгоритмизировано и может быть алгоритмизировано, все, что можно пересчитать, все, что можно рационализировать и упорядочить, все результаты такого рода человеческой деятельности — это цивилизация. Это и внешнее состояние, и часть нашей внутренней жизни.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Формирование классических технических наук
  2. Космогоническая теория Канта- Лапласа. «Критика чистого разума» Канта — Мысли раннего периода
  3. Массовый человек в постмодернизме (ж. Бодрийяр)
  4. Политика и нравственность
  5. Эпоха поздней античности
  6. Социально-философская проблема направленности исторического процесса
  7. Павел Александрович Флоренский, российский религиозный философ, богослов
  8. Философия личности и проблема идентичности
  9. Антропология в русской средневековой философии
  10. Субъект познания в современной гносеологии