Для связи в whatsapp +905441085890

Культура в условиях глобализации — Преобразование мировой культуры

Глобализация — это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, влияние различных факторов международного значения (например, экономическая и политическая взаимозависимость, культурный обмен) на социальную реальность в отдельных странах. Процесс глобализации обычно состоит из трех основных взаимосвязанных компонентов:

-новое международное разделение труда;

-новое международное производство;

-новые политические отношения.

Процесс глобализации еще не до конца изучен, есть только попытки ученых объяснить его и выявить все закономерности этого процесса. Это один из самых разнообразных и неоднозначных процессов, и его последствия как положительные, так и отрицательные.

Если говорить о преимуществах глобализации, то есть несколько важных. Прежде всего, глобализация способствовала ускорению развития науки и технологии в развитых странах. Торговля, воздушный транспорт и Интернет распространяют новые технологии по всему миру. Информационные ресурсы всей планеты стали доступны людям, они могут общаться с людьми из любой страны, не выходя из дома. Ученые прогнозируют уменьшение числа стран, отстающих в развитии, что является абсолютным плюсом.

Однако существует достаточно негативных аспектов, которые не следует упускать из виду. Давайте начнем с того, что обещанного равенства не произошло. Глобализация не только не устранила расслоение стран, но и усилила его. Наиболее развитые, богатые страны берут на себя инициативу. Профессионализм растет, а безработица среди неквалифицированных рабочих растет. В результате возникло неравенство на рынке труда, ведущее к нищете и социальной нестабильности. Некоторые ТНК становятся почти глобальными монополиями. Распространение низкокачественной голливудской продукции и поп-музыки вытесняет национальную культуру и даже угрожает самобытности народов, снижает моральный дух и способствует росту преступности. Не будет преувеличением сказать, что глобализация несет прямые угрозы. Например, финансовый кризис и крах в одной стране может затронуть половину планеты, как это было в 1998-1999 годах.

Культура в глобализированном мире находится в состоянии движения, и это проявляется в:

— все более широкое использование англицизмов в словарном запасе языков разных стран;

— увеличение количества шоу и сериалов, которые являются римейками американских шоу и сериалов, адаптация сюжетов к другим странам;

— увеличение числа средств массовой информации и их растущее влияние на образ жизни общества.

— Принятие праздников, например, Хэллоуина; виды спорта, которые по сути своей не американские, а заимствуют стиль игры Соединенных Штатов; судейство, забивание очков, грубая игра, неспортивное поведение, зрелище вместо честности; и виды спорта, которые требуют активной мозговой деятельности и статической, а не динамической, игровой игры, такие как шахматы, не транслируются по телевидению.

— Распространение одежды, аксессуаров и обуви, которые являются нетипичными для региона, таких как джинсы, кроссовки и бейсболки, которые часто являются нетипичными для климата и погоды в регионе;

— нравственный упадок общества, который обычно принимает форму безразличия к крайне девиантному поведению, образу жизни, граничащему с потерей нравственности, страхом перед общественным мнением; рано или поздно нравственные ориентиры стран, на которые наносится удар, становятся все более расплывчатыми, и со временем они становятся чем-то вроде американских основ, образа жизни и привычек;

— сокращения в социальных службах.

— резкое повышение цен на образование и здравоохранение;

— адаптация американской системы образования другими способами, такими как введение двенадцатилетнего школьного обучения, распространение тестов, бакалаврата и магистратуры;

Процесс глобализации становится общемировой проблемой, требующей немедленного решения. Она влияет и меняет все сферы человеческой жизни.

Культура в условиях глобализации - Преобразование мировой культуры

Преобразование мировой культуры

Появление термина «глобализация» современники связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование понятия «глобализация». А в 1992 году он изложил основы своей концепции в книге.
По мнению Робертсона, глобализация — это процесс возрастающего влияния различных факторов международного значения на социальную реальность отдельных стран: экономическая и политическая взаимозависимость, культурный и информационный обмен и др. Таким образом, мы видим, что глобализация — это социальное явление.
Развитие современной цивилизации находится под знаком усиления глобального характера многих важных процессов и явлений. Возрастающая роль мировой политики и международных отношений, взаимосвязанность и масштабность мировых процессов в экономической, политической, социальной и культурной жизни, вовлечение растущей массы населения Земли в международную жизнь и коммуникацию — все это указывает на глобализацию мирового сообщества.
Происходит постепенное преобразование пространства в единую зону, где свободно перемещаются капитал, товары, услуги, новые идеи, развиваются современные институты и механизмы их взаимодействия. Процессы глобализации существенно влияют на развитие международных экономических, политических и финансовых отношений. Нет сомнений в том, что глобализация станет доминирующим фактором цивилизационного развития мира.
В современной социологии существует несколько подходов к объяснению феномена глобализации (глобального миропорядка). Наиболее важными из них являются следующие.
Основные представители подхода теории систем (И. Валлерштейн, В. Бек, Э. Альтфатер, Н. Луманн и др.) рассматривают глобализацию как системную трансформацию общества, которая сопровождается ослаблением традиционных инструментов политического контроля и возникновением вакуума власти. В результате глобализации формируется новая социальная система, что часто приводит к обострению социальных конфликтов.
По словам одного из представителей этого подхода, в конце XIX века сформировалась глобальная капиталистическая мировая экономика Валлерстайн, которая стала единой мировой системой. Все человечество живет в этой системе. Мировая система структурирована следующим образом. Существует его «ядро» или центр — группа высокоразвитых стран (Западная Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Япония), которые получают максимальную прибыль от мирового капиталистического производства. На периферии мировой системы находится «периферия» — страны так называемого «третьего мира» в Азии, Африке и Латинской Америке. В системе международного разделения труда они служат «ядром» стран как сырьевая база и источник сельскохозяйственной продукции. Остальные страны находятся в промежуточном состоянии «полупериферии» — это в основном страны бывшего «социалистического лагеря». Это наиболее представительный подход, позволяющий сочетать социально-экономический анализ социального развития.
В 1989 году американский политолог и социолог Фрэнсис Фукуяма представил совершенно иной взгляд на современный мир. Хотя концепция Фукуямы определяет современный мир как фундаментально свободный от конфликтов, автор не утверждает, что человечество вступило в фазу безконфликтного и всеобщего мира. Он признает, что религия и национализм остаются серьезными проблемами для либерального мирового порядка. Но они не смогут бросить глобальный вызов капитализму и западной либеральной демократии как форме правления, которая принимает универсальный характер.

Перспективы глобализации в системе образования

На рубеже XX-XXI веков мир обрел новые контуры. Культура вступила в постклассическую эпоху, а наука разработала новую методологию — постклассическую. Пост-классическая реальность проявляется во всех сферах культурного существования человека и, конечно же, находит свое отражение в такой культурной сфере, как образование.

Сегодня глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, которое позволяет подготовить студентов к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современном мире с его многочисленными политическими, экономическими, экологическими, социальными и другими проблемами.

Глобализация образования может быть реализована только в условиях формирования принципиально иной системы соприкосновения с реальностью, что способствует формированию в сознании учащихся концептуального целостного образа мира.

В то же время идентификация и восприятие культурных универсалов, придающих учебному процессу глобальную перспективу, органично связаны с идеями гуманизации и гуманизации образования, которые являются основой нового педагогического мышления.

Очевидно, что концепция глобального обучения, направленная на развитие свободной творческой личности, способной принимать конструктивные решения и осознавать ответственность за судьбу Родины и мира в целом, предоставляет широкие возможности для развития интеллектуального и морального потенциала учащихся, творческого поиска, совершенствования научно-методических навыков и профессиональной культуры педагогов.

Его реализация позволяет:

  • поставить личность учащегося с его правами, свободами и идеалами в центр образовательного процесса;
  • Развивать у студентов умение объективно оценивать реальность и самостоятельно анализировать события и факты на основе синхронного и диахронического сравнения, классификации и интеграции.
  • Обеспечить человеку целенаправленную ориентацию в мире.
  • Формировать интеллектуальные качества личности на основе идей развивающего обучения.

Эффективность достижения цели зависит от решения ряда задач, которые включают в себя:

  • Развитие культурного самосознания студентов;
  • Повышение межкультурной компетентности;
  • Интернационализация образовательного процесса;
  • Развитие идей о мире как взаимозависимой экосистеме;
  • Создание оптимальных условий для самоидентификации и социальной адаптации человека.

Модель глобального образования по своей сути не только не противоречит основным тенденциям и принципам современной российской педагогики, но и способствует ее обновлению, укрепляя гуманистический потенциал, расширяя возможности для преодоления культурного опыта человека.

Все тенденции глобализации современности наиболее ярко проявляются в урбанизированной среде — то есть в городском социокультурном пространстве, поскольку урбанизация играет большую роль в глобальной культурной интеграции и имеет первостепенное значение в процессе цивилизации современности.

Проблема глобализации образования

Глобализация образования подразумевает возможность и необходимость обучения в разных странах, что расширяет потенциальный выбор дисциплин и преподавателей, которые их предлагают. Сопоставимая система кредитов и зачетных единиц создает основу для накопления освоенных предметов и взаимного признания их результатов различными учебными заведениями. Взаимная подготовка преподавателей ведет к обмену научным и методологическим опытом. Все это способствует конкурсному отбору дисциплин, а затем, в долгосрочной перспективе, учреждений, их специализации в наиболее сильных областях исследований и преподавания, создавая условия для повышения качества преподавания и исследований.

Образование в эпоху глобализации — это та сфера, в которой начинающий специалист знакомится с глобальными ценностями, расширяет свои горизонты и знания не только с точки зрения профессиональных навыков, но и с точки зрения условий труда, которые могут быть ему предложены в различных странах мира. Развивая профессиональное самосознание, специалист ориентируется на индивидуальные ценности и ищет лучшие условия для собственной творческой деятельности, не учитывая государственных границ и интересов своей страны.

Это закладывает и укрепляет основы для перераспределения человеческого капитала в страны, где есть возможность получить более высокий доход и необходимые условия для работы. Это увеличивает отток талантливой молодежи из России, так как глобализация интегрирует национальные рынки труда в единый мировой рынок. Это особенно опасно в областях, ответственных за стратегические направления модернизации России.

Таким образом, следует признать, что глобализация образования: укрепляет индивидуальные позиции будущего специалиста и возможности его профессионального саморазвития, расширяет выбор условий и мест применения его творческих сил; позволяет концентрировать качественный человеческий капитал и добиваться лучших результатов для тех стран, которые способны создать лучшие условия труда; способствует усилению конкуренции между странами за носителей интеллектуальных ресурсов.

Процесс интернационализации образования является историческим явлением с определенными этапами развития.

Многие исследователи в области образования не считают термины «интернационализация» и «глобализация» идентичными.

Интернационализация подразумевает сохранение и дальнейшее развитие национальной системы образования. С процессом интернационализации связан миропорядок, в котором доминирующая роль в управлении образованием принадлежит государствам с четкими политическими границами, через которые можно осуществлять традиционную интернационализационную деятельность в области образования (передвижение студентов, обмен персоналом, университетское сотрудничество, совместная научно-исследовательская работа).

Глобализация, по сути, подразумевает демонтаж национальных систем образования, предполагает фундаментальное изменение мирового порядка, в котором национальные границы теряют свой смысл. По мнению профессора Местенхаузера (Университет Миннесоты, США), необходимо разграничить термины «интернационализация» и «международное образование».

Интернационализация определяется как программа реформ на институциональном уровне, которая запускается в действие, когда организация образования сталкивается с необходимостью радикального реформирования собственной учебно-научно-просветительской деятельности в связи с изменением внешних условий развития системы образования. Суть интернационализации образования заключается в его всеобъемлющем характере, объединяющем междисциплинарные, многоуровневые и межкультурные ценности, а также в том, что интернационализация охватывает всю структуру университета, как весь процесс обучения, так и управление им.

На наднациональном уровне процесс интернационализации проявляется в разработке общих стратегий и принципов развития высшего образования, в единой или узкой ориентации образовательной политики.

Глобализация и массовая культура

Массовая культура — естественный этап развития цивилизации, связанный с персонологическими установками иудео-христианского мировоззрения, реализованными европейской цивилизацией через развитие рыночной экономики, индустриализации при поддержке НТП, развитие средств массовой информации и информационных технологий, урбанизацию и демократизацию политической жизни.

Массовая культура парадоксальным образом реализовала проект Просвещения и его гуманистический лозунг «Все для блага человека, все во имя человека»! Перефразируя знаменитую советскую шутку, можно добавить: «И мы знаем этого человека». Это все мы. Рыночная экономика и массовая культура… привела к созданию гуманистической программы в механизме «все большего удовлетворения все больших потребностей».

Именно поэтому массовое общество и массовая культура, несмотря на очевидные издержки и возмущения «гуманистов», добились таких успехов в своей экспансии, потому что они являются воплощением и выражением эволюции и диверсификации давней исторической культурно-нравственной традиции. Массовая, массовая культура, массовое сознание — это только наиболее полная и развёрнутая форма такого отношения. Они являются продуктом достаточно длительного социального «образования», основанного на таких гуманистических идеалах, как «человек — венец природы», «неотъемлемые права человека» и др. Реализация этой программы имела неожиданный и ошеломляющий результат.

В отличие от ценностной организации традиционного общества, где существует система ценностей, существует система когнитивной иерархии. В отличие от ценностной организации традиционного общества, где существует нисходящая иерархия ценностей (Бога, Истины, Добра и Прекрасного), за которой следуют ценности нации, этнической группы и социальных групп, ценностный комплекс массовой культуры имеет принципиально иную структуру.

Значения сводятся к определенному общему знаменателю, значения сводятся к общему знаменателю и трансформируются из иерархически организованных уровней иерархии в рубрики секторов рынка массового потребления. Этим «общим знаменателем», принципом ценностной координации массовой культуры, является маркетизация — стандартизация социальных, экономических и межличностных отношений на основе рыночного спроса и рыночных цен.

В массовой культуре товарно-денежные отношения затрагивают не только экономику, но и всю культуру, включая научное и художественное творчество.

Практически все артефакты культуры становятся товаром, а деньги…
буквально становится «универсальным эквивалентом». Но дело не столько в деньгах: все, что создано, существует, задумано в массовом обществе, должно быть востребовано на рынке. Только тогда она может быть оценена и продана в «универсальном эквиваленте». Деньги, прибыль, появляются на сцене только тогда, когда спрос удовлетворен. То, что не востребовано, не может появиться.

Поэтому обвинять массовую культуру в тотальной коммерциализации несправедливо. Это не коммерциализация, а маркетизация, ориентация на рыночный спрос.

Если есть спрос, то будет предложение, и, как следствие, сделка как «встреча на рынке».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Информационные ресурсы сознания — Происхождение сознания
  2. Фридрих Ницше, немецкий философ, представитель философии жизни
  3. Томас Гоббс, английский философ-материалист
  4. Неоконфуцианство и чжу си
  5. Подсистемы общества – сферы общественной жизни
  6. Основные формы движения материи и проблема классификации наук — Проблема единства мира: история и современность
  7. Философская сущность государства
  8. Сёрен Обю Кьеркегор, датский теолог, философ, писатель
  9. Гносеология
  10. Создание универсального теплового двигателя (Джеймс Уатт, 1784) и становление машинного производства