Для связи в whatsapp +905441085890

Культурные ценности и нормы — «Ценность» в культурологии

Почти все культурологи согласны с тем, что ценности занимают важное место в содержании культуры. Однако, как только мы говорим о природе этих ценностей, начинаются споры.

Специальная философская дисциплина о ценностях — аксиология (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение)1 — возникла в XIX веке. В 1860-х годах Г.Лотце начал рассматривать «добро», «прекрасное» и «справедливое» как главные ценности бытия. А неокантианские философы фрайбургской школы В. Виндельбанд и Г. Риккерт чуть позже создали теорию ценностей, в которой они представлены как феномены культуры. Риккерт писал, что ценности образуют «совершенно независимую сферу», которая лежит за пределами «сферы бытия». Например, картина обладает бытием как нечто состоящее из холста, красок и лака, но все это само по себе не образует эстетической ценности. Из этого он сделал вывод, что необходимо проводить различие между двумя видами науки — наукой о природе (бытие) и наукой о культуре (ценности).

Анализ различных подходов к пониманию ценностей зашел бы слишком далеко. Не вдаваясь в подробности, мы исходим из следующих представлений. Ценность — это характеристика отношения к объекту, заложенная в сознании человека. Для человека предметы, которые вызывают у него положительные эмоции, имеют: Удовольствие, радость, удовлетворение и т.д. имеют ценность. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценность могут иметь как материальные вещи или процессы, так и психические явления (знания, восприятия, идеи и т.д.).

Объекты могут иметь ценность, но сами по себе они не являются ценностями. Ценность — это не предмет, а особый тип смысла, который человек видит в нем. Отличительной особенностью другого типа смысла (чувство ценности) является то, что он выражается в отношении человека к объекту — в положительных эмоциях (это отличает его от знания — которое является другим типом смысла — информацией о свойствах объекта). Связанное с ценностью значение существует в сознании, но оно переносится во вне, объективируется и принимает форму определенного ментального образования — ценности как некой сущности, содержащейся в объекте.

Человек стремится к положительным эмоциям и считает возможным получить их через предмет. Таким образом, объект становится желанным, удовлетворяет потребности, интересы человека и тем самым приносит ему положительные эмоции. Таким образом, он приобретает ценность (если объект представляется человеку таким образом, что не удовлетворяет желания или препятствует их удовлетворению, то он не имеет ценности или имеет отрицательную ценность — «антиценность»). Но на самом деле ценность заключается не в объекте как таковом, а в тех особых («приятных», «дорогих», «возвышенных») чувствах и переживаниях, которые человек испытывает благодаря тому, что видит в нем свой источник. Автомобиль ценен не потому, что у него мощный двигатель или высокая цена, а потому, что он обеспечивает комфорт, престиж, удовольствие от вождения и т.д. Что касается двигателя, цены и других характеристик, то это не ценности, а лишь условия, которые позволяют ему иметь ценность.

Культурные ценности и нормы - "Ценность" в культурологии

«Ценность» в культурологии

Ценность объекта в большей или меньшей степени зависит от его свойств. Однако она определяется не столько своими свойствами, сколько отношением человека к ней. Решающее значение здесь имеют устоявшиеся в культуре представления об объектах, о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания и потребности, а также степень, в которой человек, воспринимающий объект, принял и разделяет эти представления.

Ценность — это не свойство, присущее объекту, независимо от того, знает о нем человек или нет. Если человек ничего не знает о ценности объекта, то этот объект не имеет для него ценности. Даже если объект обладает свойствами, позволяющими ему удовлетворять человеческие потребности, это не означает, что он обладает ценностью — мы должны осознавать наличие в нем таких свойств. Например, земное притяжение, воздух, витамины, общение с другими людьми необходимы человеку, он не может без них существовать; но если он не знает о них, они не имеют для него никакой ценности.

«Ценность» в культурологии не следует путать с экономическим понятием стоимости. Стоимость — это лишь денежное выражение ценности, и сумма стоимости не обязательно соответствует ценности объекта. Грошовый сувенир или старая фотография могут представлять большую ценность, даже если их денежная стоимость равна нулю. Ценность, как правило, не всегда можно выразить в денежном эквиваленте. Например, такие ценности, как воспоминания, чувства, радость творчества и т.д. нельзя продать или купить за деньги1.

Мы должны отличать ценность от полезности. Ценная вещь может быть совершенно бесполезной (Г. Флобер однажды сказал: «Искусство — это поиск бесполезного»), а полезная вещь может не иметь никакой ценности (например, утренняя зарядка). Полезность — это объективный результат воздействия вещи на человека, который возникает, даже если человек не знает или не подозревает об этой вещи. Когда человек осознает полезность чего-либо, он обычно «ценит» то, что для него полезно. Но ценность полезности (как и вещи, которая ее приносит) — это свойство не самой полезности, а отношения человека к ней.

Аналогичным образом, ценность — это нечто отличное от истины. «Истина может быть носителем ценности, но в отличие от добра и красоты, она сама не является ценностью. Истина может иметь или не иметь ценность». В знаменитом изречении Аристотеля «Платон мне друг, но истина мне дороже» явно утверждается высшая ценность истины. Напротив, для кого-то «Платон» может быть ценнее истины, то есть дружба — более высокая ценность, чем истина. Иногда случается так, что ценность представляется не как истина, а как ложь. У Пушкина есть строки:

Самые низкие истины для меня дороже возвышенного обмана. Жизнь показывает, что истина часто не считается ценностью и приносится в жертву религиозным, политическим, моральным, эстетическим и другим ценностям.

Классификация ценностей

Процесс развития культуры связан с переоценкой ценностей, которая начинается с обозначения нового стандарта, с точки зрения которого рассматриваются объекты, обладающие ранее установленными ценностными свойствами. В зависимости от выбранного основания классификации, ценности делятся на субъектные и субъективные, жизненные и культурные, ценности-средства и ценности-объекты, относительные и абсолютные. Выделяются культурные ценности (жизненные, материальные, памяти, художественные, идеологические, моральные, религиозные, социальные блага, экзистенциальные ориентации и т.д.), которые определяют правильное поведение и образ жизни людей в культурной системе конкретного общества. Такое правильное поведение должно сплотить общество, обеспечить его выживание, а также нормальное функционирование. Этнические ценности обозначаются самим этносом как наиболее специфические, характеризующие его историческую и культурную уникальность.

Основой для формирования системы этнических ценностей является исторический социальный опыт коллективной жизни членов этноса. При этом наиболее функционально эффективные и социально приемлемые формы удовлетворения интересов и потребностей людей, способствующие повышению уровня их социальной интеграции, аккумулируются в системе ценностных ориентаций сообщества и являются частью его культурной традиции. Этнические ценности часто включают в себя некоторые черты национального характера, традиционные формы жизнеобеспечения, бытовые обычаи и особенности национального этикета, особенности религиозности, элементы бытового мировоззрения, национальную мифологию и особенности народной художественной культуры. Этнические ценности дополняются культурными формами, сформированными в сфере специализированных сегментов культуры: политической, экономической, правовой, военной, религиозной, художественной и так далее. Это традиции и символы национальной государственности, системы масти и общественного устройства, конфессиональные, художественно-стилистические и другие этноидентификационные маркеры.

Культурные нормы — это стандарт культурного действия, они регулируют поведение людей, указывают на их принадлежность к определенным социальным и культурным группам и выражают их представление о том, что является правильным, желательным. Цель нормы — свести к минимуму случайные обстоятельства, субъективные мотивы, психологические состояния. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком норм действия, распространенных в данной культуре. Нормы регулируют действия людей во всех сферах культуры — от элементарных действий материального и практического характера до морали, искусства, науки и религии. На основе норм развиваются различные социальные технологии и формы рационализации жизненного мира. Нормы в своем историческом существовании неотделимы от ценностей, существующих в данной культуре, поскольку переводят представления о них в инструментальный план. С изменением шкалы ценностей и выдвижением новых идеалов социокультурного плана меняются и нормы.

Культурные формы

Эти три термина очень близки по значению. П. А. Сорокин классифицирует их следующим образом:

1) ценности в узком смысле, например, ценность философии Платона, христианского вероучения, математической формулы или теории прибавочной стоимости К. Маркса;

2) значимые ценности, такие как экономическая ценность земли или другой собственности, ценность религии, науки, образования или музыки, демократии или монархии, жизни или здоровья;

3) нормы, называемые стандартами, такие как нормы морали и права, нормы этикета, технические стандарты или правила для создания машин, написания стихотворения, приготовления мяса или выращивания овощей.

Любая величина в строгом смысле является ценностью. Каждая ценность подразумевает норму для ее реализации или отказа от нее, например, ценности богатства, Царства Божьего, добродетели и соответствующие им средства достижения или избегания этих целей. С другой стороны, каждая норма — правовая, этическая, техническая или иная — является ценностью, положительной или отрицательной.

Что такое ценность? Существует множество определений этого термина, отражающих как разнообразие социальных и гуманитарных наук, изучающих эту проблему, так и разнообразие индивидуальных научных взглядов. Часто авторы, пишущие о ценностях, вообще избегают определений, и это неудивительно: понятия такого рода им вряд ли доступны. Обычно ценности рассматриваются в контексте других понятий, таких как отношение, норма, потребность, цель, выбор и т.д.

В нашем случае под ценностью понимается общепринятая норма, сформировавшаяся в определенной культуре, которая устанавливает образцы и стандарты поведения и влияет на выбор между возможными альтернативами поведения. Норма, в свою очередь, рассматривается в культурологии как «устойчивое нормативное образование, которое в этом качестве одобряется, признается и оправдывается членами сообщества и часто даже кодифицируется, то есть облекается в устную или письменную формулу, являющуюся частью морального кодекса». Разветвленная система культурных норм является необходимым условием выживания во время природных и социальных катастроф, благодаря своей социальной функции она является средством защиты от страха: шаблонное действие защищает от аффекта.

В процессе культурогенеза некоторые нормы могут потерять актуальность и остаться только в виде стереотипов, а некоторые культурные формы, наоборот, приобретают значение норм. На эти процессы могут влиять социально-политические и экономические изменения. Когда нормы институционализированы, их применение регулируется нормативными документами, кодексами, законами, а их применение может носить принудительный характер. В обществе также существуют конвенциональные нормы, которые, как и институционализированные нормы, предписывают и разрешают, но оставляют человеку определенную степень свободы следовать им. В этом случае он руководствуется (или, наоборот, игнорирует) так называемым общественным мнением.

Т. Парсонс заявил, что ценность — это представление желательности, которое влияет на выбор поведенческих альтернатив. Заметим, однако, что, во-первых, культура состоит не только из позитивных ценностей, но и включает в себя ненормативные аспекты фольклора, литературы и музыки, а также технологические и другие навыки; и, во-вторых, ценность и признанные модели поведения могут не совпадать, например, проституция является признанной моделью поведения в некоторых культурах, но не ценностью.

Культурные нормы и манеры

Культурные нормы — это правила, требования, желания и ожидания соответствующего (социально принятого) поведения. Нормы — это некоторые идеальные образцы (шаблоны), которые предписывают, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в определенных ситуациях.

Некоторые нормы и правила ограничиваются частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Поскольку коллектив обычно ценит общественное над личным, правила частной жизни менее ценны и строги, чем правила общественной жизни. Если, конечно, они не потеряли

их статус и не стали достоянием общественности. Например, в большинстве цивилизованных стран цвет кожи является личным делом каждого. Но в так называемых вождествах (первобытных общинах, находящихся на зрелой стадии развития) вождем мог быть избран только человек с красивой и гладкой кожей соответствующего цвета. То же самое можно сказать и об ораторских способностях человека. В одних случаях это личное дело каждого, в других ораторское искусство помогает занять высокие политические позиции, а в древнем обществе оно служило неизменным требованием для тех, кто выбирал должность вождя или жреца. Следовательно, это качество и поведение оратора были строго нормированы. Как губка, культура впитывает все детали жизни — от кулинарных рецептов до ритуалов сна. Это настолько необходимо, что культура, как воздух, часто остается без внимания. Среди культурных мелочей важное место занимают привычки.

Образ жизни создается нашими привычками. Спать лежа, есть сначала ложкой, а потом вилкой, закрывать за собой дверь, аккуратно выбрасывать сломанные предметы — все это и многое другое пронизывает нашу повседневную жизнь. Это коллективные или групповые привычки, усвоенные в процессе социализации; их очень много, и им следуют автоматически, без сознания.

Помимо них, существует множество индивидуальных привычек: рано вставать, заниматься спортом, тепло одеваться, пить кофе по утрам, не курить натощак и т.д. Привычки формируются на основе навыков и закрепляются путем многократного повторения. Привычки — это сложившаяся модель поведения в определенных ситуациях. Большинство привычек

Большинство привычек не принимаются и не осуждаются другими людьми. Но есть так называемые плохие привычки (громко разговаривать, читать во время еды, грызть ногти), они показывают плохие манеры.

Манеры — это внешние формы поведения человека, которые оцениваются другими людьми положительно или отрицательно. Они основаны на привычках. Манеры отличают образованных людей от необразованных, аристократов и светских львов от простолюдинов. Привычки приобретаются спонтанно, а хорошие манеры нужно воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, некоторые из них относятся к обыденным, другие — к повседневным. Ходить аккуратно одетым, не хлопотать за ужином, не читать газету за обедом — повседневные манеры хорошо воспитанного человека. Поцеловать руку даме, сделать ей изысканный комплимент или поприветствовать ее приподнятой шляпой — это светские манеры, распространенные среди небольшой группы людей.

Манеры по отдельности представляют собой элементы или характеристики культуры, а вместе они образуют особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет — это система правил поведения, принятых в особых социальных кругах и образующих единое целое. При королевских дворах, в светских салонах, в дипломатических кругах существовал особый этикет. Этикет включает в себя особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы, характеризует высшие слои общества и относится к сфере элитарной культуры.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. А. Герцен и его философия
  2. Георгий Валентинович Плеханов,русский философ, теоретик и пропагандист марксизма
  3. Самосознание
  4. Представление о мире как универсальной системе и модели единства мира
  5. Лев Платонович Карсавин, русский религиозный философ
  6. Анри Бергсон и его философия
  7. Попытки реализации нравственных идеалов в жизни (этика насилия)
  8. Истоки и начала русской философии
  9. Софисты и софистика
  10. Метафизика аристотеля