Для связи в whatsapp +905441085890

Культурологический подход в образовании — Концепция культурологических основ содержания образования

Русский язык как предмет мировоззренческий призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития этой личности. Часть проблем «культуросообразного» преподавания гуманитарных предметов уже решается в ходе освоения учащимися разных способов мыслительной и речевой деятельности, приобретения опыта и навыков коммуникативно целесообразного поведения, развития рефлексивного сознания, культуры чувств, эмоций, умственного труда, создания и поддержания в учебном заведении культурной среды, и не в последнюю очередь — при условии изучения языка как «кода культуры», а это уже не только специально-методическая, но и общепедагогическая задача

В основе современных «культуросообразных» образовательных концепций и культурологических подходов к преподаванию лежит осознание неразрывности связей в триаде язык — культура — общество, новый взгляд на роль социума в становлении языковой личности.

Особое место в этом процессе должно быть, без сомнения, отведено родному (в нашем случае — русскому) языку. Родной язык играет важнейшую роль в формировании сознания растущего человека, в его вживании в культуру.

Культурологический подход в образовании -  Концепция культурологических основ содержания образования

 Концепция культурологических основ содержания образования

Содержание образования есть отражение культуры определенной эпохи. В то же время существующая система высшего образования во многом построена на культурных доминантах прошлого — рациональном взгляде на мир, интеллектуализме, утилитарности. Соответствующая проекция этих принципов на содержание образования отодвигает знание о целостном мире человека и опыт целостной деятельности на задний план по сравнению с научной монокультурой. Цивилизационная односторонность содержания образования отчетливо проявляется в его технократической перегрузке, в трансляции знаний в отчужденной, безличной форме, в насыщении содержания знаниями при отсутствии смыслов.

Поиски моделей образования, адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации, составляют одну из актуальных задач современной педагогики. При этом на передний план выдвигается необходимость разработки теоретических основ целостного учебно-воспитательного процесса применительно к таким категориям, как содержание, методы и организация обучения. Решение указанных задач требует обращения к фундаментальным истокам образования, рассмотрения его как части культуры, культуросообразной системы, культуротворческого процесса.

Теоретическое осмысление закономерного характера взаимосвязи образования и культуры, их изоморфной тождественности позволяет выдвинуть гипотезу о перспективности и продуктивности использования культурологического подхода в качестве концептуальной основы модернизации содержания образования.

При построении содержания образования культурологический подход расценивается как реализация гуманистической установки в понимании социальной функции человека, которая предполагает включение в контекст содержания образования структуры культуры в различных ее проявлениях, прежде всего духовной культуры.

Компонентами содержания образования признаются общая, базовая и профессиональная культуры.

Интегральным результатом культурологической направленности содержания образования выступает становление человека, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетенциями.

Культурологический подход к концептуализации содержания образования подчеркивает позицию, в соответствии с которой культура, выступая основным его источником, рассматривается как некая целостность, развивающаяся и функционирующая по особым законам.

Понятие «культурология», применяемое к изучению педагогической действительности, включает два своих основных значения (знание о культуре и теория культуры). Это позволяет обозначить главные основания культурологического подхода, рассматривать культуру не только в качестве источника содержания образования, но и метода его исследования и проектирования.

Таким образом, основные обобщения относительно культурологического подхода сводятся к следующему: видение образования как феномена культуры; культуросообразность становится важнейшим условием развития образования и средством реализации идеи его гуманизации; цель высшего образования — интеллигент — человек культуры; обращенность образования к человеку через культуру; признание ее решающим фактором развития профессионально-личностных качеств; единство аксиологии и культурной антропологии для обеспечения комплексности научного подхода и т.д.

Проведенная педагогическая оценка культуры в ее широком и узком смысле понимания как целостного прообраза проектируемой педагогической реальности позволила уточнить специфику культуры с позиций содержания деятельности человека, характеристик его личности, того, что в одном случае порождает духовность, высшие человеческие ценности и личностные смыслы существования — культуру.

Культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — это лишь материальная оболочка культуры. В содержании образования культура находит свое отражение в смыслах, духовных ценностях, достижениях философии, произведениях искусства; цивилизация — в уровне технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества.

Целесообразность принятия исследовательской позиции диалектики единства и различия понятий «культура» (выражение духовности и возвышенности) и «цивилизация» (форма рационального отношения к миру) нашла свое воплощение в обосновании и разработке цивилизационно-культурологической парадигмы, которая помогает определить векторы проектирования образовательных систем и модернизации содержания образования

Принципы культурологической концепции

Состав и содержание ключевых принципов культурологической концепции содержания образования определены на основе систематизации главных характеристик целостности на трех уровнях рассмотрения этой категории (философском, общенаучном и частнонаучном) применительно к вышеприведенным подсистемам.

Педагогический принцип целостности, синтезирующий и определяющий концептуальные культурологические основы модернизации содержания образования, системно представлен в следующих положениях:

— целостный методологический подход рассматривается педагогической теорией как «единство дидактической системы и процесса», что служит критерием методологической целостности («критерием дидактической концептуальности»). Целостность определяет общую стратегию научного исследования содержания и одновременно составляет его педагогический норматив. Целостность подхода строится на основе единства эмпирического и теоретического базиса наук о культуре и культурологического метода исследования;

— целостное отражение прогресса социокультурного развития обеспечивает единство развития цивилизации и культуры на приоритетах культуры (развитие культуры есть смысл развития цивилизации);

— целостное представление культуры (изоморфный прообраз целостного содержания высшего образования) предстает как единство артефактов, значений и смыслов ее духовных, социальных и технологических компонентов; единство аксиологической основы культуры в виде уровневой системной организации ее ценностей (общечеловеческий, уровень культурных миров, национальных, этнических, региональных, субкультур, личности, отдельных видов деятельности); система когнитивных, ценностных и регулятивных смыслов культурно-образовательных форм; диалектика соотношения цивилизации и культуры;

— целостное представление человека (культурно-антропологические представления сущности человека — «homo totus» -человек целостный) способствует обеспечению единства природного, социального и духовного (природного явления, общественной формы жизни, душевной и духовной реальности), а также относительность и противоречивость целостности человека в его незавершенности, определяющей движущие силы развития;

— целостная личность специалиста отражается в профессионально-личностной модели конкурентоспособного выпускника вуза, которая предполагает его успешную деятельность в технологической, социальной и духовной сферах, наполненную не только интеллектуальными, нравственно-эстетическими элементами, мотивационно-ценностным отношением, но и порождаемыми культурными смыслами, а также сбалансированное развитие всех сфер личности: сознания, чувств и воли;

— целостная педагогическая система образует единство ее подсистем (целей, принципов, содержания, методов, средств), пронизанных единым культурологическим подходом;

— целостный процесс образования предполагает единство воспитания и обучения, умственного, нравственного, физического и других видов воспитания, не сводимых к механическому соотношению части и целого;

— целостность содержания отражает внутреннюю неразрывность представления элементов содержания образования в контексте культуры и культурологических форм и средств его реализации (в содержательном плане обеспечивается отражением в образовании всего культурного опыта, накопленного человечеством, в организационном — единством компонентов, отражающих предметные, педагогические и личностные уровни взаимоотношения субъектов образовательного процесса; в способах усвоения — путем раскрытия смыслового личностно значимого аспекта знаний); целостная личность может быть развита только в целостном педагогическом процессе;

— целостность как качество педагогического процесса характеризует высший уровень его развития.

Представленные принципы концепции предписывают систему культурологических условий модернизации содержания в контексте культуры.

Приемы и методы реализации задач культурологического образования на уроке русского языка

Методика уроков, первой и главной целью которых становится формирование культуроведческой компетенции, пока только складывается, поэтому чаще бывает представлена в виде отдельных уроков или их фрагментов,

Одним из приемов работы, позволяющим реализовать цели формирования культуроведческой компетенции, являются «этимологические этюды» в начале каждого урока. Учащиеся готовят «этимологические этюды» о словах Русь, Россия, Украина (Украина), город, деревня, улица, врач и доктор, архитектор и зодчий, школа, гимназия и колледж и др., о местных топонимах Оскол, Ворскла, Нежеголь, Маслова Пристань, Грайворон и др. Эффективность подобных на первый взгляд достаточно традиционных упражнений не всеми словесниками оценена по достоинству, а между тем обращение на уроке к этимологическому анализу -неизменно вызывает интерес подростков, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает» интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистический кругозор и способствует формированию культуроведческой компетенции. Другой «действенный» прием — межъязыковые сопоставления. Так, пограничное положение Белгородской области обусловливает значимость и актуальность на уроках по языку русско-украинских сопоставлений: фонетических, лексических, грамматических, в частности наличие либо отсутствие формы звательного падежа, украинизмы в речи земляков, в художественной литературе, «белгородско-украинские» топонимы: Белая Криница, Червонодибровка, тот же Грайворон и т. д. Результативен и другой, не требующий применения каких-либо дополнительных средств путь — попутные социо- и лингвокультурные комментарии к используемым на уроках текстам (а объекты для объяснения и комментирования в любом тексте отыщутся, если посмотреть на него «филологически вооруженным глазом»; важно самому комментатору быть в «филологическом всеоружии»): например, даже хрестоматийная строфа из «Евгения Онегина», начинающаяся словами Зима! Крестьянин, торжествуя…, поставит перед учениками (но сначала перед учителем) задачу уточнить лексические значения слов дровни, кибитка, облучок, кушак, салазки, прокомментировать слова дворовый мальчик, жучка (почему со строчной буквы, а не с прописной, как, казалось бы, надо) и т. п. Большинство школьных программных произведений, даже произведений XX века, не говоря о более ранних, нуждается в социокультурных комментариях наподобие тех, что сопровождают тексты в учебниках и хрестоматиях для иностранных читателей, — естественно, в ином варианте. 

Воспитание ребенка осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является родной язык. Урок родного языка таит в севе неограниченные возможности воспитания ребенка гражданином своего отечества.

Главное — заложить в школьнике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам.

«Что посеешь, то и пожнешь!» — гласит народная мудрость. Как важно засеять поле в срок добротными семенами, а учителям в школе — заронить в души воспитанников добрые зерна эстетического сознания.

Преподаватели подбирают высокохудожественные тексты русских писателей и поэтов, сопроводив богатейший языковой материал интересными заданиями, направленными на формирование эстетических представлений, на развитие творческого мышления.

Приведем пример: ученикам предлагается прочитать слова из стихотворения Е. Трутневой «До свидания, лето»:

Разыгрался, на, поляне, ветер, в, закружил, лесной) сарафане, красном, осинку; и, листок, с, вьётся, берёзы, и, золотой, пчёлкой, ёлкой, летает, колючий, над.

Далее учитель предлагает составить два предложения с однородными членами, ставя выделенные слова первыми в предложении. У ребят сразу не получаются стихотворные строки, и на помощь приходит учитель. Предлагаем возможные виды заданий:

— Найдите в первом предложении рифмующиеся слова.

— Поменяйте в первом предложении слова местами так, чтобы получились две стихотворные строки.

Подобная работа проводится и со вторым предложением. Очень важно, чтобы от полученного результата школьники испытывали удовольствие. Ведь только успех и положительные эмоции продвигают их по учебной лестнице вверх.

Кроме богатого языкового материала преподаватели предлагают репродукции картин великих русских художников, мастеров пейзажа и портрета (И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.Э. Грабаря, В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.А. Серова, А.А. Пластова), сопроводив каждую текстом искусствоведов. Школьникам трудно писать сочинение по картине, а в учебнике есть замечательный образец — текст искусствоведа. Дополнительно к нему ведется беседа по содержанию картины. Все это вместе настраивает на творчество, ученик проникается содержанием картины, испытывает благодарность к творчеству художника.

Работа со стихотворениями великих русских поэтов, с картинами замечательных художников воспитывает в школьниках художественное чутье, чувство рифмы и желание творить. 

Задачи социо- и этнокультурного образования и воспитания могут быть решены за счет широкого и многоаспектного использования на разных этапах обучения на всех уроках — и на уроках родного языка, естественно, в первую очередь, — лексических, лексикографических, этимологических данных, в том числе краеведческого характера, анализа текстов, отражающих особенности национального мышления, общественного и речевого поведения и русского менталитета в целом. Этот аспект изучения русского языка активно разрабатывается в настоящее время этнофилологией и этнокультурологией.

Использование художественного текста как средство приобщения к русской культуре на уроках русского языка

Современная концепция изучения русского языка и литературы в школе предполагает культурологический подход к организации обучения, что открывает перспективы для речевого развития и нравственного воспитания учащихся. Каждое новое поколение, равно как и отдельный читатель, по-своему воспринимает и оценивает художественное явление. И тем не менее есть некие общие законы прекрасного и вечного, лежащие в основе искусства словесности. В эпохи, когда происходит коренная ломка общественного устройства, меняются исторические идеалы, возникает ощущение нестабильности, утрачивается интерес или в корне становится иным отношение к проверенным временем эстетическим и литературоведческим ориентирам. Огромная ответственность возлагается на учителя-словесника, который обязан показать эти ориентиры, помочь учащимся в формировании эстетического вкуса (художественного, литературного, музыкального), теснейшим образом связанного с мировоззрением, моральными принципами, жизненными интересами, эстетическими идеалами личности. Главная суть развития чувства прекрасного состоит в том, что учитель-словесник должен попытаться пробудить ум ученика, приучив его наблюдать и делать выводы. И одно из средств для достижения этого — работа с текстами художественных произведений, которая должна еще и открыть творческое начало в неопытной душе ребенка, то есть помочь привить ему стремление к творческому созиданию посредством приобщения к искусству. Несомненно, в условиях современного нигилизма, когда все отвергается и низводится с пьедестала, очень трудно оставаться маяком, на который должны ориентироваться в этом туманном настоящем юные души. Но учитель должен помнить, что «лишь слову жизнь дана», значит, он обладает огромной властью в воспитании у подрастающего поколения чувства прекрасного, гордости и преклонения перед великим языком. Но как сделать так, чтобы это чувство возникло, как вызвать у детей интерес к учебе, к предмету, как научить их не только слушать, но и активно и самостоятельно работать?

На каждом уроке русского языка и литературы мы обращаемся к великим произведениям. «А что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира» (Л.Н. Толстой). И если ответить на вопрос, что это за люди, чем они должны обладать, то мы можем с уверенностью продолжить- «Способностью особенно сильно чувствовать не только свое время, но и чужое, не только свою страну, но и другие, не только себя самого, но и прочих людей» (И, А. Бунин).

Наиболее полным и всеобъемлющим является комплексный анализ текста, так как он обусловлен прежде всего самой природой художественного произведения как сложнейшей системой разноуровневых взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов структуры, разносторонних по содержанию и функциональным аспектам, многоплановых по идейно-эстетическим и словесно-образным свойствам художественного целого, вызванного авторским субъективным видением объективного мира. Вопросы и задания условно можно разделить на лингвистические и литературоведческие. Но деление это условное, так как анализ должен выработать своеобразный подход к художественному тексту именно как к произведению искусства и раскрыть «технологию» создания прекрасного.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Семья как педагогический феномен
  2. Методика выявления отдельных сторон речевого развития детей
  3. Подготовка к обучению грамоте детей с особыми образовательными потребностями
  4. Запорожец александр владимирович, психолог, доктор педагогических наук
  5. Социальная педагогика за рубежом
  6. Нетрадиционная форма организации учебного процесса по иностранному языку
  7. Методологические основы развития художественного образования
  8. Коррекционный педагог
  9. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием
  10. Влияние педагогического воздействия на развитие личности