Для связи в whatsapp +905441085890

Культурологический подход в педагогике — Знание ценностей

В педагогике термин «культурологический подход» обычно определяется как особая научная методология преобразования и познания педагогической действительности. В его основе лежит аксиология, которая представляет собой учение о ценностной структуре и ценностях мира.

Аксиология означает рассмотрение всего образовательного процесса через призму понятия культуры. Таким образом, духовно-нравственное воспитание студентов понимается как культурный процесс, происходящий в высокоинтеллектуальной образовательной среде. Следует отметить, что все компоненты этого процесса наполнены универсальными смыслами и служат личности для свободного развития собственной индивидуальности как способности к культурному самоопределению и саморазвитию в мире культурных ценностей.

Культура имеет шанс стать углубленным (опытным) диалогом общения между учеником и учителем. Для такого понимания есть несколько причин:

  • Во-первых, культурные образы характеризуются неразрывным единством семантического и чувственного компонентов;
  • Во-вторых, зарождающийся эмоциональный опыт молодого поколения в значительной степени нуждается в смысловом ядре и высокой эмоциональной интенсивности.

Образовательные возможности культуры раскрываются не только на уровне передачи определенных норм, ценностей, знаний и традиций. Необходимо рассмотреть применение полученных духовно-нравственных ориентиров к студентам на практике, то есть вовлечение в жизнь. Культура позволяет нам расширить границы выбора, позволяет людям самостоятельно искать ответы на волнующие их вопросы, сравнивать собственные представления с теми, которые уже сформировались.

«Культурен тот, кто не только имеет в себе определенный культ, но и кто сложен, не прост, не определен в своих идеях, в чувствах, в стремлениях, наконец, в способностях и во всем образе жизни. Богатство суждений и разнообразие чувств проявляются в человеке в тот момент, когда расширяется круг общения: контакт с другими культурами и людьми, традициями и обычаями, эпохами и странами. Пребывая в зоне такого высокого культурного богатства, человек становится личностью: учится вырабатывать собственную жизненную позицию, самоопределяться, терпимо относиться к чужому мнению.

Следует учитывать, что люди, способные вступать в разнообразные культурные контакты, имеют огромные возможности для сравнения. Таким образом, они могут испытывать удовлетворение от собственной жизни: Культура позволяет ощутить единство своей личности. Некоторые исследователи связывают это состояние с ощущением счастья. Связь с культурой дает нам возможность ощутить полноту существования, узнать себя через совершенно другого человека.

Искусство с необходимостью входит в сферу человеческого общения и является дополнением к «реальному общению реальных людей».

Мы не можем приписать сфере реального общения, даже с учетом его эффективности, весь потенциал столь широкого понятия, поскольку он ограничен в каждом индивидууме рамками полученного опыта.

В этом отношении сферу художественной коммуникации можно с уверенностью назвать безграничной, так что «когда мы используем искусство для этой прямой цели, величайшие культурные ценности, которые оно воплощает, становятся ценностями всего….». на свою позицию. «

Культурологический подход к решению вопросов духовно-нравственного воспитания заключается в особой организации и качестве взаимодействия ученика и учителя, которое характеризуется всепроникающей коммуникацией, ценностной насыщенностью и культурными смыслами содержания.

В аксиологическом аспекте образы культуры представлены как ценности, а образы классического искусства и культуры — как система духовных и гуманистических ценностей.

Культура — это особая форма духовности. Абсолютные ценности жизни даны нам с позиции художника, поэтому возможности познания ценностей существенно зависят от перспективы исторической ретроспективы. В этом отношении классическое искусство всегда в выигрыше. По мнению М.К. Мамардашвили, высшей ценностью традиционной культуры является ясное сознание: Абсолютно все, что происходит в мире, так или иначе зависит от ваших личных усилий.

Культурологический подход в педагогике - Знание ценностей

Знание ценностей

Проблема целенаправленного введения ценностей в содержание образования и их использования становится особенно актуальной в современное время (И.М. Осмоловская, И.Я. Лернер, Л.Я. Зорина, В. Оконь и др.) Для приобретения опыта эмоционально-ценностного отношения к миру необходимо воздействовать именно на психоэмоциональную сферу учащихся, а именно на формирование системы ценностей и мотивацию личности.

Для подтверждения эффективности психологических механизмов исполнения ценностного содержания познания в процессе духовно-нравственного воспитания студентов следует обратиться к концепции Б.Ф. Ломова, который попытался сформулировать принципы системного подхода к анализу психологических явлений, основываясь на том, что система психологических явлений имеет иерархический и многоуровневый характер. Она включает в себя ряд взаимозависимых подсистем, обладающих различными функциональными свойствами:

  • когнитивный — выполнение когнитивной функции;
  • Регулятивный — Осуществляющий регулирование поведения и деятельности;
  • коммуникативный — реализуется и формируется в процессе общения;
  • творческий — выражается в творческом самовыражении и самоопределении личности.

Таким образом, автор смог показать диалектическое единство процесса воспитания и обучения.

С точки зрения антропологического и аксиологического подходов, сущностными, фундаментальными характеристиками личности являются нравственность и духовность, которые относятся к сфере мотивации вовнутрь — духовность и вовне — нравственность. До недавнего времени социальные аспекты морали изучались достаточно глубоко и широко, но в последнее время начал усиливаться интерес к их метафизике.

Мораль — одна из наиболее полных форм личного и общественного миропонимания, представляющая собой совокупность норм поведения и общепринятых принципов людей по отношению к обществу и друг другу. Мораль выполняет функцию регулирования желаний, чувств и поведения человека в соотношении с определенными моральными принципами и убеждениями в соответствии с его мировоззрением.

Мораль далеко не ограничивается традициями и обычаями; ее принципы и нормы получают идеологическое выражение, особенно в идеалах добра и зла. Она также содержит правильное понимание цели жизни и смысла человека, сформулированное в нормативно-ценностной форме.

Вопрос о происхождении и природе морали, выраженный в основной проблеме этики, является фундаментальным для решения моральных вопросов.

Определяя основы морали, все этические учения можно разделить на две части.

К первой части относятся теории, которые выводят моральные потребности из существующей реальности (социальный детерминизм, позитивизм, материализм и т.д.).

Теории, относящиеся ко второй части, предлагают внеисторическую и безусловную религиозную основу для морали.

Рассмотрев культурологический подход к решению вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся, мы пришли к выводу, что единого понимания этого вопроса нет. Теоретическая база описания этого подхода невероятно широка, в то время как его применение на практике не рассматривается вообще или затрагивается лишь вскользь. Нельзя не отметить оригинальность идей, которые позволяет выразить культурологический подход, но, несмотря на это, привлекательность данного метода для практикующих преподавателей довольно низкая.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что вопросы, связанные с требованием культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании школьников, недостаточно исследованы. Не исследована возможность применения культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся, не показано его влияние на формирование основ личности учащихся, не установлена его роль в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Социально-педагогические и духовные предпосылки процесса духовно-нравственного воспитания

Общественное сознание России в конце ХХ века характеризовалось специфическим явлением: последним расцветом и подъемом педагогической мысли с гуманистической точки зрения. Эти изменения произошли вслед за взглядами, ставящими постулаты науки в основу общественного развития, когда стало самоочевидным, что представленная научная картина мира уже не способна дать полноценный ответ на сущностные вопросы бытия. Это явление можно считать периодическим, так как изменения происходят в каждом случае. Это явление повторяется, когда деструктивные процессы в обществе усиливаются, а традиционный тип мировоззрения, обеспечивавший обществу постоянство стабильности, требует нового переосмысления.

Среди причин травматизма, происходящего среди молодежи, исследователи отмечают значительное увеличение духовно-аксиологических моментов, а именно:

  • формирование демократического общества происходит спонтанно и без ориентации на ценностные приоритеты, неуправляемость этих процессов может привести к тяжелым последствиям;
  • Отсутствие возможностей для реализации ценностных ориентаций приводит к дезинтеграции интеллектуальных образований молодежи;
  • в массовом сознании молодежи сложились ценностные ориентации, отличающиеся по своей направленности;
  • Все большее расхождение систем образования и обучения приводит к столкновению противоположных тенденций и ценностей в общественном сознании;
  • Образование все больше приобретает прагматический оттенок;
  • Роль школы и семьи в образовательном процессе;
  • смена ценностей обычно не учитывается теми, кто занимается воспитанием молодежи, у них нет на данный момент необходимых форм и методов воспитания;
  • Рост индивидуализма и кризис коллективизма можно наблюдать в современном молодежном мире.

В свою очередь, изображенные процессы также имеют свои причины. Если посмотреть на перспективу, то на протяжении более семидесяти лет происходило постепенное разрушение сложившегося исторического уклада жизни, разрыв с многовековыми духовными и культурными традициями.

Был создан новый тип человека. В истории России в период социализма он постепенно принял новое мировоззрение, выхолостил и изменил внутреннее содержание своего существа. Чрезмерное увлечение достижениями техники и научными открытиями заставило его искать смысл своей жизни исключительно на материальном плане, в достижении лучшего результата существования. В этот сложный для внутреннего развития человека период, когда его духовные инстинкты, лежащие вне сферы мирского, были насильственно подавлены, произошел переход от одной структуры духовных ценностей к другой.

Следует отметить, очень важный поворот от бытия к его познанию, поэтому эфемерное практически вытеснило вечное. В моральном и духовном плане это проявилось в утрате критериев отличия добра от зла, отмене понятия и представления о грехе, провозглашении условности морали. Она стала постулировать неадекватное понимание личности, которая живет, так сказать, без духовной и психологической сферы.

Этот разрыв с традициями и корнями оказал необычайно сильное влияние на положение молодого поколения. Необходимо понимать, что внутренний мир личности, который уже по определению направлен на решение задач, направленных в глубины сознания, как бы вывернут наружу, произошло разрушение священных и неприкосновенных внутренних ценностей.

Результатом стало большое упрощение, сокращение горизонта интеллектуальной жизни, угасание интереса, обеднение содержания, потеря индивидуальности, устранение всех ограничений, стремление к внешним результатам. Это настроение интеллектуальной эмансипации выразилось в борьбе против приличий во всем: в манерах, вкусе, разговоре, одежде, внешнем виде. Он часто подчеркивал отказ от стыда и эстетики, подчинение моде вопреки своей индивидуальности. Эти тенденции только усилились. Эти демократические перемены в период перестройки сопровождались повышенным интересом к «духовности» как новой сфере бытия, пришедшей на смену общему состоянию опустошенности.

Начался поиск неизведанных духовных состояний и ощущений. Не встроенное в духовную традицию массовое сознание стало искать привлекательные сенсации в сектантстве, эзотерике, псевдомистике. Этот рост интереса крайне болезненно отразился на молодежи, не имевшей элементарных внутренних правил и связей, что привело к тому, что в первые годы перестройки от 3 до 5 миллионов россиян (из них более 30% — молодежь и подростки) приняли участие в деятельности так называемых деструктивных сект.

Эти, а также многие другие реальные реалии нашей жизни, такие как алкоголизм, хулиганство, наркомания, суицид, токсикомания, свидетельствуют о нравственном ослаблении личности. Следует подчеркнуть, что такое воздействие на неокрепшую психику учеников действительно разрушительно. Таким образом, эти явления стали симптомами социально-экономического, политического и духовного кризиса, который обострился настолько, что стал угрожать существованию граждан. В этих условиях обращение общества и государства к традициям духовно-нравственного воспитания, социальной культуры, эстетической культуры, культуры национального самосознания, экологической культуры, культуры межнационального общения также считается закономерным явлением.

Процесс гуманизации приобретает смысл в направлении от научной тотальности к духовности общества.

Современное гуманистическое мировоззрение образования, формируясь на фундаменте гуманистической педагогики эпохи Возрождения, постепенно вбирает в себя идеи христианской антропологии и советского гуманизма, что проявляется в постепенном выравнивании ценностей общества и личности в образовании, развитии синергетических положений и увлечении идеями патриотизма. Его руководящие понятия отражают интерес и особое внимание к личности ребенка, указывают на необходимость развития как его духовных, эстетических, физических, так и духовно-нравственных начал, большое значение приобретает педагогическое осмысление понятия свободы личности.

Гуманизация в педагогике, которая сегодня стала доминирующей стратегией образовательной политики, как уже говорилось, — это поворот школы к ребенку, уважение достоинства его личности, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для самоопределения. Гуманистические идеи реализуются через последовательную индивидуализацию всего педагогического процесса и его персонализацию. Духовный аспект гуманизации заключается в уравновешивании процессов социализации, персонализации и индивидуализации через правильное понимание места и роли личности — через антропологическое, а не антропоцентрическое отношение.

Гуманизация образования, которая также является необходимым условием духовно-нравственного воспитания, представляет собой систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, а значит, на формирование духовной зрелости личности. В будущем универсальное содержание школьных предметов, содержащее общечеловеческие духовные ценности, должно доминировать над специальными знаниями, в которых преобладает логический аспект.

Подводя итог, можно сказать, что новая система образования, соответствующая духу времени, вероятно, будет основана не на выборе какого-то одного направления, а на руководящих принципах государственной школьной политики, провозгласившей свободу и плюрализм в образовании, в соответствии с многообразием мировоззрений.

В то же время уже очевидно, что духовно-нравственное воспитание, обращенное к внутреннему миру человека, со всеми его разновидностями, займет достойное место в новой образовательной парадигме. Социально-педагогическими и духовными предпосылками этого процесса являются гуманизация и гуманитаризация образования, переход педагогического сознания от научности к духовности.

Педагогические условия, способствующие реализации культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся

Изучение культурологического подхода с целью его возможного применения в духовно-нравственном воспитании учащихся, рассмотрение психолого-педагогической литературы санкционировало возможность утверждать, что в качестве основы современного личностного гуманистически ориентированного образования выдвигается культура во всем ее многообразии и разнообразии. Целью такого образования является формирование у людей нравственных и культурных ориентиров, основанных на национальных ценностях. Источник, поддерживающий весь процесс развития такого человека, наблюдается, и этот источник находится в культуре. Его движущей силой является эволюционное развитие. Культура является хранителем всех видов морального богатства, накопленного человечеством за время своего существования.

Этот источник является условием воспроизводства человека как субъекта ценностных, теоретических и практических отношений с миром. Основными ценностями такого образования являются

  • Творчество как способ развития человека в культуре;
  • Культура как среда, которая воспитывает и развивает личность;
  • Человек как субъект и объект образования.

Осознание необходимости реализации культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании привело к необходимости выявления сущности, содержания и структуры культурологического подхода в нравственном воспитании, что позволило нам дать определение культурологического подхода.

Культурологический подход — явление многомерное, поэтому следует разделить его понимание на смысловые блоки, прежде всего — это сложная интегративная педагогическая концепция:

  • правильно использовать культуру как педагогический инструмент;
  • функционально играть роль его средства, условия, принципа на разных этапах образовательного процесса;
  • структурно состоит из трех слоев:
  • основанные на ценности,
  • когнитивно-информационный,
  • практический-фактический;
  • представить процесс культуроемкого развития личности в процессуальных терминах.

Практической реализацией культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании студентов является культурологическая модель духовно-нравственного воспитания. Структура этой модели основана на внутреннем содержании культурологического подхода. Она направлена на определение содержательной стороны культурологической модели в трех направлениях:

  • Формируемые качества — эстетические, моральные;
  • освоенные виды деятельности — это навыки и умения поведения, социально-организационной, трудовой, учебной деятельности, самообразования и самовоспитания;
  • Полученные знания — это основные этические принципы и положения, этические взгляды человека, которые приняты в современном обществе.

Реализация культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании студентов представляется возможной при соблюдении специальных педагогических условий и квалифицированном и компетентном применении культурологического подхода. Такими условиями являются:

  1. создание ситуации успеха в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.
  2. наличие профессиональной готовности учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания учащихся на основе культурологического подхода.
  3. с учетом особенностей духовно-нравственного воспитания учащихся.
  4. создание культурно-образовательного пространства.
  5. с учетом индивидуальных и личностных особенностей учащихся.
  6. реализация жизненного опыта студентов.

Представленные педагогические условия требуют адаптации к конкретным условиям использования, поскольку эти условия не являются абсолютными и универсальными.

Условия

Данные педагогические условия, соблюдение которых необходимо для реализации культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании студентов, оказывают наиболее интенсивное влияние на реализацию духовно-нравственного воспитания по сравнению с традиционными условиями обучения. В этом случае соблюдение этих педагогических условий должно сочетаться с использованием специальной технологической поддержки. Технологическая поддержка включает:

  1. метод коллективно-перспективного ожидания.
  2. информационно-образовательные методы — это метод беседы и метод индукции.
  3. метод морального закаливания.
  4. метод игрового моделирования.
  5. процедура визуализации.
  6. метод голографического подхода.
  7. метод дополнительности.

Применяя эти методы, следует помнить, что ни один из них не используется изолированно. Только совокупность методов духовно-нравственного воспитания способна обеспечить положительный результат. Эти методы не являются универсальными, поэтому выбор методов должен напрямую зависеть от культуры, мастерства и профессионализма преподавателя и осуществляться в соответствии с рядом факторов в определенных условиях.

В ходе исследования были установлены конкретные показатели духовно-нравственного воспитания, необходимость определения которых была вызвана различием и спецификой процесса нравственного воспитания, осуществляемого на основе культурологического подхода. Среди показателей духовно-нравственного воспитания были:

  1. эстетическая культура.
  2. осознание национальной идентичности.
  3. гуманизм.
  4. социальная ориентация.

Реализация культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании студентов повышает его эффективность по сравнению с результатами, полученными после реализации традиционного образовательного процесса. Для изучения степени влияния культурологического подхода на другие аспекты личности, определения эффективности его воздействия на каждый показатель духовно-нравственного воспитания, характеризующий то или иное проявление личности, необходима дальнейшая разработка программы нравственного воспитания, основанной на применении культурологического подхода. Целесообразно улучшить технологическое обеспечение и педагогические условия нравственного воспитания с помощью культурологического подхода. Внедрение теоретико-методологической системы культурологического подхода и рекомендаций по его применению в практику работы школ расширит и обогатит теорию духовно-нравственного воспитания и внесет определенные коррективы, связанные с ориентацией в осуществлении этого процесса на использование культурологического подхода.

Таким образом, теоретический анализ культурологической, психологической, педагогической и философской литературы, представления о применении культурологического подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся, о его влиянии на ход этого процесса, на развитие личности человека позволили нам прийти к следующим выводам:

  1. реализация культурологического подхода в нравственном воспитании учащихся возможна и педагогически полезна, так как его структура, содержание, сущность способствуют достижению цели нравственного воспитания учащихся.
  2. сущность культурологического подхода заключается в возможности его использования на различных этапах образовательного процесса как средства, как условия, как принципа этого процесса; содержание культурологического подхода включает ряд культурологических источников: История, география; фольклор; обряды, традиции, ритуалы, обычаи; художественная литература; искусство (архитектура, живопись, кино, музыка, скульптура, театр и т.д.); средства массовой информации.Структура культурологического подхода состоит из ценностно-ориентированного, когнитивно-информационного, информационного, практического и деятельностного компонентов.
  3. учитывая многомерность культуры, компоненты которой соответствуют многогранности человеческой деятельности, необходимо реализовать культурологический подход в духовно-нравственном воспитании студентов, включая направления: нравственно-эстетическая культура, экологическая культура, культура национального самосознания, культура межнационального общения, социальная культура.
  4. реализация культурологического подхода в нравственном воспитании учащихся возможна при создании ряда педагогических условий, среди которых: профессиональная готовность учителя к осуществлению нравственного воспитания учащихся на основе культурологического подхода, создание культурологического образовательного пространства с учетом особенностей нравственного воспитания учащихся, учет индивидуальных и личностных особенностей учащихся, способность учащихся к культурной самоидентификации, актуализация жизненного опыта учащихся
  5. реализация культурологического подхода в нравственном воспитании учащихся возможна при использовании технологического обеспечения, в том числе: информационно-педагогических методов: метод беседы, метод индукции ; метод топографического подхода ; метод игрового моделирования ; метод картографирования ; метод коллективно-перспективного ожидания ; метод дополнения ; метод нравственного закаливания.

Результатом этой работы стало изучение лишь некоторых вопросов реализации культурологического подхода в нравственном воспитании. На наш взгляд, к будущим исследованиям относятся: дальнейшая разработка педагогических условий, методических и технологических средств реализации культурологического подхода в нравственном воспитании; исследование вопросов создания воспитательной системы школы, способствующей реализации культурологического подхода в нравственном воспитании; исследование вопросов подготовки учителей к реализации культурологического подхода.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Классификация и расшифровка f70 МКБ-10
  2. Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире
  3. Самосовершенствование педагога
  4. Воспитание и образование в древней индии
  5. Современные зарубежные концепции воспитания и развития детей
  6. Формы и принципы педагогического проектирования
  7. Методика организации и проведения праздника
  8. Научный принцип обучения
  9. Взаимосвязь объекта и предмета педагогики
  10. Современные аспекты изучения формирования психомоторики у детей 2-3 лет