Для связи в whatsapp +905441085890

Л. Фейербах и его философия — Телесная природа человека

Классическое философствование характеризуется построением метафизических систем — целостных доктрин, пытающихся рассмотреть мир в единстве всех форм бытия. Это единство философы видели в существовании единой или единственной умозрительной, сверхчувственной основы бытия — сущности, которая нашла выражение в таких понятиях, как бытие, субстанция, Бог, душа и так далее. Другой важной чертой классической философии является рационализм — принцип познаваемости мира (гносеологический аспект), или соответствие структуры мира структуре человеческого мышления (онтологический аспект). Постклассическая философия связана с радикальными изменениями в содержании основных понятий и проблем классической философии, в стиле и манере философского мышления. Здесь впервые была отброшена метафизика, основа и особенность всей классической философии и философского стиля мышления. Тема человека, особенности его бытия в мире (а не только его способность мыслить) переместилась в центр философской рефлексии. Усилилось влияние иррационалистической традиции.

Людвиг Фейербах (1804 — 1872) совершил антропологический поворот, характерный для постклассической философии.

L. Философия Фейербаха, продолжая просветительскую критику религии, вносит в нее принципиально новый аспект: он глубоко и тщательно исследует гносеологические корни религии и приходит к выводу, что она, по сути, является неадекватной формой человеческого самосознания: представления о Боге на самом деле являются человеческими представлениями о себе, только в отчужденной форме. На основе этого вывода Фейербах создает наиболее последовательную (в рамках новоевропейской философии) материалистическую систему — философию «антропологического материализма».

Русская историко-философская литература долгое время оценивала Л. Фейербаха исключительно по факту связи фейербахианства и марксизма. Эту связь особенно подчеркивал Ф. Энгельс в своем знаменитом памфлете «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», интерпретируя ее по старой схеме «предтеча-основатель». Впоследствии авторитет Энгельса заставил исследователей рассматривать тексты Фейербаха исключительно как нечто «вормарксистское». Более того, ценность философии Фейербаха была значительно принижена, если поместить ее в ряд «историй материализма», в которых атеисты Просвещения XVIII века считались ее прямыми предшественниками. Это привело к упрощению и вульгаризации философско-религиозного аспекта творчества Фейербаха, а также исказило эту сложную философию в целом. Очевидно, что при оценке наследия выдающегося немецкого мыслителя необходимы новые подходы к нашей литературе, использующие достижения мировой фейербахологии.

Л. Фейербах и его философия - Телесная природа человека

Телесная природа человека

В центре философии Фейербаха — человек, который для него не только главный объект и конечная цель философии, но и мера всех вещей. Фейербах понимал человека строго материалистически, всегда подчеркивая его телесность. Сам он называл свою философию антропологическим материализмом, который неотделим от естествознания. В акценте на этой связи кроется ограничение его материализма, для которого только природа является основой человека и законы человеческого существования исчерпываются законами природы. В этом материализме нет перехода от природных явлений к общественным, исчезает качественная граница между законами природы и общества. «Антропологический материализм неизбежно вырождается в исторический идеализм, поскольку он … выводит формы общественного сознания не из общественного бытия, а из психофизиологической «природы человека».

Если вера увековечивает, опирается на чувство зависимости, то освободиться от религии — значит обрести чувство независимости, признать, что «судьба человечества зависит не от существа вне или над ним, а от него самого». Атеистическое мировоззрение Фейербаха позитивно, оно выступает как утверждение, реабилитация природы и человека, его достоинства и его реальных возможностей. «Я отрицаю Бога, — пишет он, — что означает во мне: я отрицаю отрицание человека.

Но Фейербах рассматривал свою критику религии как реформацию сознания, как психотерапию. Он сосредоточился на освобождении человека от чувства зависимости, а не на самой зависимости, которая зависит не только от природы, но и от социальной системы.

Поворотным пунктом в интеллектуальном развитии Фейербаха стал его разрыв с гегельянством и переход на позиции философского материализма. В условиях Германии того времени это был настоящий подвиг, требующий решительности, мужества и глубокого интеллекта. Это был подвиг, потому что борьбу за материализм ему пришлось вести против немецкого классического идеализма, самой совершенной формы идеализма. В этой борьбе против идеализма решающую роль сыграла борьба Фейербаха против религии. Сам Фейербах заявил, что абсолютный идеализм — это теология, преобразованная в логику, что «абсолютный дух» Гегеля есть не что иное, как угасающий дух теологии, и что последовательный отказ от теологии требует также отказа от абсолютного идеализма, который стремится ее сохранить.

Опровержение идеализма не приводит Фейербаха к мысли о том, что раз бытие не есть мышление, то мышление, следовательно, есть то, чего нет в бытии: нет, мышление есть, поэтому необходимо понять мышление как проявление бытия, прояснить природу его единства с бытием.

Бытие универсально и вездесуще, в то время как мышление является принадлежностью только конкретного существа — существа мыслящих существ, то есть человека. Душа, сознание, мышление не являются чем-то независимым от тела.

Истоки атеистической и материалистической философской системы Л. Фейербаха

Учение Гегеля стало доминировать в интеллектуальной жизни Германии в двадцатые годы девятнадцатого века. Но его господство не было абсолютным. Даже в Пруссии границы философии были шире, чем границы гегельянства.
Картина радикально изменилась в 1841 году, когда появилась книга, восстановившая материализм как философскую доктрину. «Природа существует независимо от всякой философии. Это фундамент, на котором выросли мы, люди, продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, а высшие существа, созданные нашим религиозным воображением, являются лишь фантастическими отражениями наших собственных сущностей. Заклятие было разрушено; «система» была взорвана и отброшена, противоречие разрешилось простым открытием того факта, что она существовала только в воображении. Нужно было испытать на себе освобождающее действие этой книги, чтобы получить представление о ней», — писал Ф. Энгельс много лет спустя. Книга называлась «Сущность христианства». Его автором был Фейербах.
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) был материалистом и атеистом. Философия Фейербаха была естественным следствием новых исторических условий, сложившихся в конце 1930-х — начале 1940-х годов. Немецкое радикальное движение уже давно утратило свой националистический оттенок и все больше приобретало демократический характер
Важно отметить (этот факт имеет фундаментальное методологическое значение), что учение Фейербаха не возникло ниоткуда, что материалистическая традиция никогда не исчезала из немецкой философии. Фейербахианство не могло возникнуть из ничего, вне связи с предшествующим развитием теоретической мысли.
Для Фейербаха атеизм и материализм неразделимы, дополняют и превосходят друг друга. Ведь философ пришел к материализму через критику религии, и эта критика, в свою очередь, становилась все глубже и убедительнее по мере формирования его материалистических взглядов.
Каковы же идейные и теоретические источники атеизма и материализма Фейербаха? Взгляды Фейербаха на философию истории возникли и сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко-философского багажа.
Главным идейным источником материализма и атеизма Фейербаха были отголоски атеистической и материалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм и атеизм. Традиции прошлого — это взгляды Бэкона, Гоббса, Гассенди и Бейля, и прежде всего Спинозы, хотя Фейербах признавал его материалистический и атеистический характер под теологической оболочкой спинозизма. Фейербах глубоко и тщательно изучил идеологическое наследие своих предшественников. Его работы по истории философии, критике религии и идеализму показывают, насколько плодотворным был результат этого исследования.
Фейербах также опирался на атеизм французских материалистов — Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетриха. Хотя Фейербах не любил ссылаться на них, считая их атеизм мелким и поверхностным, его идейное родство с французскими мыслителями эпохи Просвещения очевидно при анализе его работ.
Огромную роль в формировании материализма и атеизма Фейербаха сыграли взгляды немецких мыслителей эпохи Просвещения XVIII века — Лессинга, Гердера, Гете. Сам Фейербах неоднократно подчеркивал их плодотворное влияние на формирование его атеистических взглядов. «Я, во всяком случае, — писал он в одном из своих писем, — принадлежу к тем, для кого Кант, Фихте, Гердер и Лессинг, Гете и Гегель жили и трудились не напрасно.
Первая печатная работа Фейербаха стала и его последней, написанной в качестве университетского лектора. Как вольнодумца его отчислили из Эрлангенского университета. Фейербах полностью посвятил себя литературной деятельности. Его исторические и философские работы выходили одна за другой: «Geschichte der Philosophie der Neuzeit von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza» (1833), «Darstellung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie» (1837), «Pierre Beil. К истории философии и человечества» (1838).

Критика гегелевского идеализма

Доктрина Фейербаха не возникла из ниоткуда; материалистическая традиция никогда не исчезала из немецкой философии. В дореволюционный период немецкое естествознание развивалось успешно. Сделан ряд важных открытий. Ф. Вёлер впервые синтезирует органические вещества — мочевину. Успешно работает Й. Либих, эксперименты которого также показывают, что между органическим и неорганическим миром нет непреодолимой пропасти. Новый век» секуляризировал материалистическое мышление и связал его с атеизмом.
В своей работе «О критике философии Гегеля» (1839) Фейербах выступил против идеалистической системы своей прежней модели. Он объединил критику идеализма с критикой религии. Он считал, что каждое проявление идеализма, включая взгляды Гегеля, дает теоретическую основу для религии. Он считал гегелевское учение о примате абсолютной идеи и ее превращении в природу религиозной догмой о сотворении мира, выраженной в рационалистических терминах.
Л. Фейербах был первым философом, критиковавшим философскую систему объективного идеализма Гегеля. Гегелевский период философского развития был, но в лоне гегелевского «абсолютного идеализма» вызревала и его антитеза — антропологический материализм. С первого знакомства с лекциями Гегеля Фейербах отметил, что они содержат как «обычные идеи», так и «спекулятивные построения», включая формулировку проблемы соотношения мышления и бытия, в решении которой Фейербах сомневался. Фейербах приходит к выводу, что гегелевский тезис о самопоглощении логической идеи природой не обоснован: абсолютная идея, представляющая собой «чистое мышление» (существующее вне человеческого разума), не может знать даже ничего о мышлении, не то что о чем-то другом. Фейербах считал, что Гегель выводил природу из логики, нарушая все логические правила. Согласно Фейербаху, «логика переходит в природу только потому, что мыслящий субъект сталкивается с непосредственным бытием, природой, вне логики, и вынужден познавать ее через непосредственную, то есть естественную, точку зрения». И далее он продолжает в очень афористичной форме: «Если бы не было природы, логика, эта непорочная дева, никогда бы не породила ее из себя».
В то же время Фейербах выражает свое несогласие с Гегелем по вопросу о соотношении философии и религии. Он заявил, что тот, кто не отрекается от философии Гегеля, не отрекается от теологии. Он утверждает, что гегелевское учение о сотворении природы абсолютной идеей является лишь рациональным выражением теологического учения о сотворении природы Богом.
Фейербах также не согласен с Гегелем в том, что философия Гегеля по своему статусу является «абсолютной философией». В качестве возражения он характеризует философию Гегеля как «мир прошлого», и как таковая она не может быть проводником в будущее.
Фейербах сосредоточил свою критику на идеализме философской системы Гегеля, но не понял важности диалектики, разработанной Гегелем. Он правильно оценил ее как идеалистическую, но не увидел в ней главного — учения о развитии, т.е. о самодвижении и прогрессивном развитии мира, общества и человека. Он видел в ней скорее искусство построения философской системы.
В философском наследии Фейербаха есть много несоответствий и критических отростков. Возможно, наиболее очевидным является то, что в своей критике идеализма Гегеля он не оценил диалектические идеи последнего и полностью пренебрег этим интеллектуальным богатством. Тем не менее, учение Фейербаха оказало неоспоримое влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Фейербахианский материализм стал одним из истоков зарождения марксистской философии.

Человеческая сущность

Согласно Фейербаху, идеализм — это рационализированная религия, но религия и философия несовместимы: первая основана на догме, вторая — на стремлении понять реальную природу вещей. По этой причине Фейербах считал критику религии, в какой бы форме она ни проявлялась, главной задачей философии. В работе «Бытие христианства» (1841) мыслитель попытался выполнить эту задачу.

Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее отправной точкой должен быть человек, а не абсолютная идея. Вот почему сам Фейербах называл свою философию «антропологией».

Фейербах делает попытку рассмотреть различные формы общественного сознания и особенно религии на основе антропологического материализма. Не Бог создал человека, а человек создал Бога. Божественное существо, утверждает Фейербах, есть не что иное, как человеческое существо, освобожденное от индивидуальных ограничений, объективированное и затем обожествленное, которому поклоняются как потустороннему существу, то есть как Богу.

В буквальном смысле Фейербах рассматривает все вопросы бытия и познания в терминах человеческой природы, поскольку он не противопоставляет человека природе, а рассматривает его как часть природы.

Антропологический материализм Фейербаха определил его социальное и философское мировоззрение. Дело в том, что при осмыслении проблем природы религии, морали, истории и т.д. немецкий философ исходил из своего понимания природы человека как абстрактного биологического существа. Он характеризовал человека по единству его чувств, мыслей и воли. Более того, он видел отличие человека от животных в существовании особого религиозного чувства, которое человек стремится удовлетворить. Поэтому, по мнению Фейербаха, возникают всевозможные религии, в том числе и христианство.

Сущность человека, в отличие от сущности животного, является не только основой, но и объектом религии. Но религия — это сознание бесконечного, и поэтому человек осознает в ней не свою конечность и ограниченность, а свое бесконечное бытие.

В религии человек разделен в самом себе: он противостоит Богу как нечто противоположное ему. Бог не есть то, что есть человек, а человек не есть то, что есть Бог. Бог бесконечен, человек конечен; Бог совершенен, человек несовершенен; Бог вечен, человек смертен; Бог всемогущ, человек бессилен; Бог свят, человек грешен. Бог и человек — это крайности. Бог — это позитивное понятие, совокупность всех реальностей; человек — это негативное понятие, совокупность всех ничтожностей.

Но человек воплощает свою собственную скрытую сущность в религии. Следовательно, мы должны доказать, что различие между Богом и человеком, на котором основана религия, — это отличие человека от его собственной сущности.

Эта сущность есть не что иное, как разум — дух или интеллект. Бог, как противоположность человека, как нечеловеческое существо, то есть не индивидуально человеческое, является объективированной сущностью разума. Чистая, совершенная, безвредная божественная сущность — это самосознание интеллекта, сознание интеллектом своего собственного совершенства. Разум не знает страданий сердца; ему чужды желания, страсти, потребности, а значит, недостатки и слабости сердца.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философская сущность государства
  2. Сёрен Обю Кьеркегор, датский теолог, философ, писатель
  3. Гносеология
  4. Создание универсального теплового двигателя (Джеймс Уатт, 1784) и становление машинного производства
  5. Объективность знания и творческая деятельность
  6. Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности — Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира
  7. Чарвака-Локаята – исторически первая философская материалистическая школа
  8. Мишель де монтень, французский писатель и философ эпохи возрождения
  9. Философское понятие материи и принцип материального единства мира
  10. С. Аскольдов и его философия