Для связи в whatsapp +905441085890

«Левиафан» Гоббса — Биография и жизненный путь Гоббса

Семнадцатый век … Начало буржуазной философской мысли в основных странах Западной Европы. На основе блестящих достижений интеллектуальной культуры эпохи Возрождения начали формироваться элементы нового механистического мировоззрения. Состоит из великой системы Бэкона, Декарта, Гоббса, Спинозы, Лейбница. Они соответствуют духу эпохи и выражают ту временную победу, которую в XVII веке в борьбе двух одинаково односторонних методов — сенсуализма и рационализма — одержал второй из них. Поэтому семнадцатый век называют и веком великих систем, и веком более геометрически выписанных философий, и вообще веком рационализма.

Ренессанс дал XVII веку нерешенные проблемы теории познания и метода — ощущение или разум, интуиция или рассудок, пантеистическая диалектика или строгая математика путь к истине? Должно ли познание быть аналитическим или синтетическим? Философия XVII века поставила проблему метода в более резкой форме, чем когда-либо прежде.

Рационализм, который начал брать верх после Бэкона, пустил глубокие корни в экономической, технической, а значит, и научной деятельности эпохи. «Мир рационально упорядочен» — это означает, что он может быть разложен путем анализа на логически последовательные и математически точно описанные компоненты. Гоббс, который стремился понять каждый процесс как рациональный, уподобил общество хитроумно сконструированному механизму. У Спинозы сама природа разворачивалась в манере евклидовой геометрии. Лейбниц направил свой рационализм на измерение идеального, и в этом смысле божественного, разума, в лоне которого познание вещи тождественно ее созданию.

Семнадцатый век ознаменовался подъемом чувства личности, продолжая разрушение средневековой феодальной системы ценностей, присущей эпохе Возрождения. Предприимчивый купец и любознательный ученый теперь стали воплощением человеческого идеала. На смену средневековой антиномии «человек создан по образу и подобию Божьему, и Бог создал для него природу, но человек отягощен первородным грехом и не может выбраться из бездны искушения» пришла другая: «человек свободен и равен Богу, но он лишь маленькое звено в великолепном механизме природы». Отсюда проблема: естественный порядок вещей гармоничен, и место человека в нем достойно, но тот же порядок вещей неумолим для человека, если он отклоняется от него.

Этот вопрос стал еще более актуальным в XIX веке: Как найти место для всех в условиях разрушения старых отношений и формирования новых, буржуазных? Как жить в «нечеловеческом» мире с глубокими социальными противоречиями? Ни Декарт, ни Гоббс, ни Спиноза, ни Лейбниц не смогли избежать этого вопроса.

Прогресс технических искусств, навигации, торговли и науки был обнадеживающим и стимулирующим, но социальные последствия этих инноваций были неясны. Гоббс и Спиноза, например, были далеки от того, чтобы видеть окружающую их действительность в радужном свете и представлять будущее человека в ослепительном сиянии.

Каждая из философских систем XVII века диалектически отрицала предыдущую, что было конкретизацией общего процесса развития философской мысли, во-первых, как борьбы идеализма и материализма, во-вторых, как сохранения и укрепления преемственности внутри каждой из двух основных традиций решения основного философского вопроса. Синтез этих двух «линейных» отношений, протекающих в разных «измерениях», в конечном итоге приводит к «спирали» исторического и философского прогресса.

Основная борьба в XVII веке развернулась между материализмом и атеизмом, которые начали наступление на идеализм и религию, охранявшую традиционные феодальные нормы жизни. Усложнение этого основного теоретического противоречия стало следствием множественности противоречий в социальной реальности.

«Левиафан» Гоббса - Биография и жизненный путь Гоббса

Биография и жизненный путь Гоббса

Английский философ Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года недалеко от небольшого городка Малмсбери в северной части Уилтшира, одного из юго-восточных графств Англии. Его отец был сельским пастором, а мать происходила из простой фермерской семьи. Начальное образование Гоббс получил в церковной школе. С восьми лет он посещал школу в Малмсбери, а затем учился в близлежащем Вестпорте, в частной школе, открытой там неким Латимером, любителем и знатоком древних языков. В 1603 году при помощи Латимера и материальной поддержке своего дяди Гоббс поступил в колледж Оксфордского университета.

В 1610 году Гоббс и его ученик отправились в заграничное путешествие, которое продолжалось около трех лет. Они путешествуют по Франции и Италии.

В 1640 году Гоббс создает первый набросок будущей философской системы. В работе под названием «Основы права» рассматриваются вопросы о человеке и его природе, а также политические проблемы. Среди прочего, он доказывает достоинства абсолютной власти. Однако защита Гоббсом суверенных прав верховной власти основана на принципах теории естественного права и договорном происхождении государства. Опасаясь, что его будут преследовать как защитника королевского суверенитета, Гоббс покинул Англию.

В первые годы жизни во Франции Гоббс интенсивно работал над своей идеей создания философской системы, которая охватывала бы три сферы реальности: мир неодушевленных тел, человека и гражданское общество. Однако последняя часть «Оснований философии» появляется первой. Это была книга «О гражданине», которая появилась на латыни в Париже в 1642 году. В 1654 году книга Гоббса «О гражданине» была включена в католический индекс запрещенных книг. Та же участь постигла и опус Гоббса «Левиафан».

Репутация Гоббса в философских кругах еще больше укрепилась после его дебатов о свободе и необходимости с епископом Бремхолом. Последний, как и многие английские эмигранты, жил в то время в Париже и считался одним из ведущих теологов. В 1646 году в доме графа Ньюкасла, с которым Гоббс долгое время был в дружеских отношениях, произошел спор. После спора Гоббс по просьбе хозяина дома письменно изложил свои взгляды, но настоял на сохранении рукописи в тайне. Однако копии этой рукописи Гоббса распространились. В 1654 году она даже была опубликована без согласия автора. В ответ Бремхолл опубликовал свои возражения, что привело к возобновлению полемики между ним и Гоббсом. В 1656 году вся полемика была опубликована в Лондоне на английском языке.

В 1646 году с помощью графа Ньюкасла он получил предложение стать репетитором по математике наследника английского престола, принца Уэльского. Продолжая работу над «Основаниями философии», Гоббс попытался завершить первые две части задуманной системы — «О теле» и «О человеке». Когда он заболел в августе 1647 года, Гоббс был прикован к постели около трех месяцев. Но в конце концов его организм пережил болезнь, и Гоббс смог вернуться к работе над своим опусом.

Это был «Левиафан», его самая важная работа. Книга состоит из четырех частей. В первой части излагается учение о человеке. Вторая часть посвящена происхождению и природе государства. Третья и четвертая части книги содержат критику претензий церкви на власть и автономию над государством.

В 1655 году была опубликована работа Гоббса «О теле», которая является первой частью его философской системы. Вторая часть «Оснований философии» под названием «О человеке» появилась в 1658 г. Трудно отнести Гоббса к какому-либо определенному философскому направлению. С одной стороны, он был эмпириком, а с другой — сторонником математического метода, который он применял как в чистой математике, так и в других областях знания, и особенно в «политологии».

Согласно Гоббсу, философия также отвергает все идеи, основанные на сверхъестественном, теологию и астрологию, а также учение об ангелах. Философия опирается на доводы разума и отрицает божественное откровение. Таким образом, Гоббс отстаивал позицию более последовательного материализма.

25 мая 1660 года король Карл II Стюарт с триумфом вошел в Лондон.

Философ, обвиненный в распространении ереси, был вынужден защищаться. В 1662 году он написал и опубликовал эссе, в котором должен был доказать свою преданность монархии, религиозность и честность.

В возрасте 60 лет он вел скромную жизнь. Каждый день он вставал в 7 утра, съедал бутерброд и гулял в парке до 10 утра. В 11 часов ему подали обед, после чего он удалился в свой кабинет. Ровно в 12 часов в этой комнате всегда были плотно закрыты окна и зажжены свечи. Хоббс работал до вечера.

Великий мыслитель умер 4 декабря 1679 года, на 92-м году жизни. Он был похоронен в Гардвике, Дербишир, в семейном склепе Кавендишей.

Философская система Томаса Гоббса

«Как и предполагалось… у Гоббса не более чем чисто внешняя, механическая операция перечисления, так и природа для него не субъект как живое существо, а как мертвый объект….. и поэтому его натурфилософия — это не философия природы, а учение о телах и движениях…».

Учение о телах и их свойствах лежит в основе натурфилософии Гоббса. Здесь он стал видным выразителем механистического материализма, который рассматривает Вселенную как «совокупность всех тел», наделенных протяженностью и находящихся в движении или покое. Согласно Гоббсу: «…тело — это все, что не зависит от нашей мысли и совпадает или имеет такое же протяжение, как любая часть пространства».

Объективность, с одной стороны, и протяженность, с другой, являются, таким образом, наиболее важными свойствами тела в представлении Гоббса. Перед нами убежденный материалист, но материалист, который лишил материю, предметы и тела внешнего мира, всех их многообразных свойств, кроме протяженности. Материальность сводится Гоббсом к протяженности. «…Сущность тела — протяжение», — утверждает Гоббс. Протяженность, способность тела занимать определенную часть пространства, измеряемую длиной, шириной и глубиной, Гоббс рассматривает как аксиому, присущую всем телам, имеющую как бы атрибутивный характер, «ибо без протяженности, или некоторой формы, ни одно тело не может быть задумано».

Из сказанного уже ясно, что существуют не только тела. Помимо них существуют их свойства, Гоббс называет их случайностями. Случайности — это свойства тел, которые никогда не существуют отдельно от них. Это «особое свойство тела, благодаря которому оно производит в нас представление о себе». С помощью анализа философия приходит к основным действиям тел: протяжение, место, движение, покой. Гоббс считал расширение самой важной аксиомой.

Движение и покой, по мнению Гоббса, принадлежат многим, но не всем телам. Еще более оторванными от тела являются тактильные, слуховые, цветовые и другие качества, которые появляются и исчезают и зависят не столько от тела, сколько от воспринимающего субъекта. Эти качества тел постоянно меняются, но само тело остается.

Расширение, таким образом, представляет для Гоббса реальное, объективное пространство, которое следует отличать от воображаемого пространства, существующего только благодаря воздействию отдельных тел на наше сознание. «Воображаемое пространство — это накопление сознания; размер, с другой стороны, это накопление тела, существующего вне сознания».

Гоббс решает проблему времени аналогичным образом. Понятие времени выражает лишь идею или образ, который движущееся тело оставляет в нашем сознании. Иначе, кроме движения, утверждает Гоббс, мы не можем воспринимать время. Но время — это не только образ движения. Оно также выражает порядок чередования событий, обозначаемых словами «до» и «после». «Исчерпывающее определение времени должно быть таким: время — это воображаемый образ (phantasma) движения, подобно тому, как мы представляем в движении то, что происходит до и после, или последовательность». Как можно видеть, Гоббсу удалось выразить в своем определении времени некоторые из его существенных аспектов; постоянство и особенно его отношение к движению. Идея Гоббса о зависимости пространства и времени от движения тел предвосхитила некоторые выводы современной физической науки. В то же время он поставил под сомнение объективность времени, заявив, что «время существует не в самих вещах, а только в мысли, осуществляемой нашим разумом» (там же). Если учесть зависимость нашего календаря от движения солнца и луны, то напрашивается вывод, что «время вообще не существует, не существовало и не будет существовать» (1, I, 128).

«Левиафан» — философия познания и духовности мира

В 1651 г. опубликовал самое объемистое свое произведение -«Левиафан», главный труд своей жизни, в котором начальные главы содержали общефилософские взгляды, а остальная часть была посвящена вопросам государственного и социального устройства общества. Гоббс жаловался на недостаток философского прогресса у его философских предшественников. В надежде исправить это неудовлетворительное положение, ставил перед собой задачу заложить элементы, или «семена», из которых «чистая» и «истинная» философия могли вырасти, при условии, если будут пользоваться методом, который он разовьет. Используя метод, мы можем избежать ошибочных идей. Акцент Гоббса на важность методологии в научном познании перекликается с идеями Бэкона, выступавшего против схоластики. В XVII в. интерес к методу характерен для многих философов. Гоббса трудно отнести к какому-либо одному философскому направлению. С одной стороны, он был эмпириком, а с другой — сторонником математического метода, который применял как в чистой математике, так и в других областях знания, и прежде всего в такой области, как «политическая наука».

К ней относил совокупность знания относительно человечества, живущего в обществе, которое дает возможность правительству устанавливать и поддерживать мирное состояние для людей. Специфика его философских взглядов заключалась главным образом в использовании им метода, выводимого из физики его итальянского современника — Галилея. Геометрия и механика, используемые Галилеем для анализа и предсказания явлений в физическом мире, переносятся Гоббсом на исследование человеческой деятельности. Он считает, что если можно установить определенные факты о человеческой природе, то затем можно дедуцировать из них способ, которым человеческие существа ведут себя в определенных обстоятельствах. Люди должны быть изучаемы как один из аспектов физического мира. Человеческие страсти и склонности можно анализировать на основе физических движений и их причин. Основа метода Гоббса — галилеевский принцип, утверждающий, что все есть материя в движении. Природа, окружающий человека мир, — это, по Гоббсу, совокупность протяженных тел. Все вещи и их изменения происходят вследствие движения материальных элементов, которое понимается Гоббсом как механическое перемещение. Движения тел передаются посредством толчка, в результате которого в теле возникает усилие, переходящее в движение. Таким же образом — через движения и усилия — Гоббс объясняет и духовную жизнь животных и людей, которая состоит из ощущений. В этих положениях выражена механическая концепция Гоббса. Познание, по Гоббсу, совершается посредством «идей», источником которых выступают только чувственные восприятия внешнего мира.

По Гоббсу, никакая идея не может быть врожденной, внешние чувства — источник не только идей, но и всего нашего познания, содержание же идей не зависит от сознания человека. Все идеи благодаря активной деятельности ума перерабатываются им посредством сравнения, сочетания и разделения. Эта концепция лежит в основе гоббсовского учения о знании. Как и Бэкон, Гоббс отстаивал эмпирическое истолкование знания, присоединяясь к сенсуалистической позиции и полагая, что «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально целиком или частично, в органах ощущения». По его мнению, знание приобретается из опыта. «Вся наука исходит из ощущений». Рациональное знание — это дело языка и чувств, подлинных или ложных, выраженных словами.

Суждения составляются путем своего рода сочетания слов, которые обозначают ощущения, поскольку за пределами ощущений нет ничего. Для обыденного мышления, по Гоббсу, вполне достаточно простого знания фактов, но этого совершенно недостаточно для научного знания, для которого требуются всеобщность, необходимость, что достигается только математикой. Поэтому Гоббс отождествлял науку прежде всего с математикой. Однако свои рационалистические позиции, сходные с декартовскими (хотя сам он и не признавал картезианское влияние и даже правильность объяснения достоверности математического познания Декарта), он сочетал со своей исходной эмпирической позицией.

Истины в математике достигаются не непосредственным чувственным опытом, а словами. Развивая знаковую концепцию языка, согласно которой любой язык — это результат человеческого соглашения, Гоббс истолковывает общее как языковый знак, закрепленный в слове. Стоя на позициях номинализма, Гоббс называет слова именами, которые всегда условны и выступают в виде произвольной мерки для какой-либо вещи. Когда эти мерки приобретают общезначимое значение для более или менее солидной группы людей, они становятся именами-знаками. В «Левиафане» он писал: «Слабый ум не видит многозначности слов. Он запутывается в них, как птица в силке, и, чем больше употребит, чтобы вырваться, тем больше увязнет… Для мудрых людей слова суть мерки, которыми они пользуются для счета, для глупцов же они полноценные монеты, освященные авторитетом какого-нибудь Аристотеля, Цицерона или Фомы, или какого-нибудь другого ученого мужа». Гоббс считал, что точность слои должна определяться дефинициями, очищающими слова от двусмысленности, а не интуицией, как полагал Декарт. Согласно номиналистической концепции, которой придерживался Гоббс, идеи (вещи) могут быть только частными, слова же могут быть также и общими. Общие слова — такие, которые обозначают две и более вещи одного и того же класса. Но общего, как объективной вещи, согласно номинализму, не существует. Онтологические воззрения Гоббса, механистически объясняющие окружающий мир, сталкивались с определенными трудностями, в частности в вопросе об источнике движения.

В работах «О гражданине», «Левиафан» источником первоначального движения Гоббс объявляет Бога, а последующие движения вещей, по его мнению, происходят совершенно независимо от Бога. Деистические воззрения Гоббса не совпадали с господствующими в то время религиозными представлениями. Доктрина Гоббса, утверждавшая, что все является движущей материей (или материи в движении) называется механистическим материализмом. Механистический материализм Гоббса поднимает ряд проблем. Одна из них — понимание человека. Гоббс смотрит на жизнедеятельность человека как на чисто механический процесс, в котором сердце — это пружина, нервы — нити, суставы — колеса, которые сообщают всей машине движение. Вся человеческая психика объясняется на основе полного механицизма.

Представление о счастье и свободе воли

Другая проблема, поднимаемая философией Гоббса, — вопрос о свободе воли. Если все есть материя, и материя движется путями, которые предсказуемы и неизбежны, и раз мы познали причинные законы, которые определяют их движения, тогда можно ли сказать, что человеческая воля свободна? Гоббс отвечает на этот вопрос прямо, ясно и в целом в соответствии со своими исходными принципами.

В главе XIII «Левиафана» Гоббс описывает «естественное состояние» человека. В естественном состоянии, то есть по своей природе, люди мало чем отличаются друг от друга по своим способностям. «Природа сделала людей равными в отношении их физических и умственных способностей». Более того, сама природа и люди сами по себе не являются ни добрыми, ни злыми. В состоянии природы каждый человек осуществляет естественное право сохранять свою жизнь и избегать смерти. «Счастье этой жизни» заключается в постоянном успехе в исполнении желаний. Но это счастье никогда не будет тихим довольством, ибо, говорит Гоббс, жизнь не может существовать без желаний, без чувств. Наше естественное состояние таково, что по мере продвижения к желаемому мы встречаем других людей, таких же, как мы. Человек, стремясь к безопасности и миру, постоянно вовлечен в конфликты с другими людьми. В состоянии природы человек руководствуется только естественными законами самосохранения. Здесь каждый имеет право на все, которое захватывается силой. Такое государство Гоббс называет «войной каждого человека против каждого человека», в которой «человек человеку волк». Выход из этого плачевного положения вещей Гоббс видит в создании государства. Ради самосохранения, чтобы выжить, каждый в обществе должен делегировать свою часть изначальной свободы суверену, который осуществляет неограниченную власть в обмен на мир. Таким образом, человек добровольно отказывается от своей свободы в пользу монарха, который один обеспечивает единство общества. Так родилось государство — Левиафан, гордое, могущественное, но смертное существо, правящее на земле, но подчиняющееся божественным законам. Сильная центральная власть создается общественным договором между всеми вовлеченными людьми.

Эта власть обеспечивает политический порядок и выживание человечества. Общественный договор дает мир «только одним способом, а именно сосредоточением всей власти и авторитета в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов может свести волю всех своих граждан к единой воле.» Власть суверена ограничена естественными законами, которые выражаются в стремлении к миру и установлению справедливости. Всего Гоббс насчитывает 12 законов природы, но все они, по сути, выражаются в одном золотом правиле: «Поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Эта моральная максима действовала как важное самоограничение постоянного человеческого эгоизма и заставляла нас считаться с существованием эгоизма в других. Неограниченная власть государства была распространена Гоббсом на поведение человека, а также на его взгляды. Государственная власть также подчинялась церковной власти. В некоторых случаях, однако, Гоббс признает возможность противодействия неограниченной верховной власти государства, суверена. Он считает право человека на самосохранение священным и поэтому полагает, что можно отказаться воевать за государство по приказу монарха, если этот приказ противоречит жизненным интересам человека. Хотя Гоббс был убежденным монархистом, он признавал возможность неограниченной государственной власти в различных формах. Концепция государственной власти Гоббса содержала много важных теоретических и практических положений. Он утверждал, что государство необходимо для культуры и социальной жизни: «Вне государства — господство страстей, войны, страха, бедности, мерзости, одиночества, варварства, дикости, невежества, в государстве — господство разума, мира, безопасности, богатства, порядочности, общества, утонченности, знания и благосклонности».

Движение и покой

По мнению Гоббса, движение и покой полностью исключают друг друга. То, что находится в покое, оставалось бы в покое вечно, если бы не было чего-то другого, что вывело бы его из состояния покоя. То, что движется, двигалось бы вечно, если бы не было чего-то, препятствующего этому. Движение и покой, таким образом, выступают как два равных и независимых состояния материальных объектов. Идея абсолютности движения и относительности покоя, их единства и различия была несовместима с механистическим материализмом Гоббса.

В то же время мы должны принимать во внимание следующее:

  1. Пределы механистического материализма Гоббса в понимании движения имели историческое обоснование, они были неизбежны в условиях XVII и даже XVIII веков, когда механика была единственной наукой из всех естественных наук, достигшей определенной законченности и бесспорных результатов.
  2. Механистический материализм был противопоставлен схоластике, которая считала, что существует множество видов движения, не сводимых друг к другу: «движение к теплу», «движение к количеству» и т.д. Отказ от подобных ненаучных схоластических построений и сведение различных форм движения материи к механическому движению и движению тел в пространстве имел для этого времени положительное значение.

Камнем преткновения для механизма стала проблема источника движения. Гоббс решил ее так: «Причиной движения любого тела может быть только то, что оно приходит в непосредственный контакт с ним и движется» (1, I, 153). Согласно учению схоластов, источником движения является неподвижная первооснова, но Гоббс писал, что таким движителем не может быть «нечто вечно неподвижное», но что таким движителем является «нечто, находящееся в постоянном движении» (1, I, 204). Согласно Гоббсу, только тела, а то, что не является телом, есть ничто, являются источником движения, причем первичный движитель находится в вечном движении. Он исходит из убеждения, что «вещь, которая сама не находится в движении, не может ничего двигать» (там же). Перводвигатель не может быть мысленной, развоплощенной субстанцией, поскольку он наделен чисто механическим свойством — движением. Природа этого вечного двигателя — первый двигатель в вечном движении. Это утверждение приводит к отрицанию реального содержания в нематериальной субстанции и, по сути, к атеистическим выводам.

Что касается природы чувственно воспринимаемых свойств тел (свет, тепло, холод, звук, запах и т.д.), то во времена Гоббса существовали две противоположные концепции. Одна из них, представленная схоластикой, получила название концепции чувственно воспринимаемых и мысленных образов — «интенциональных образов». Главное в этой концепции — подкрепление тезиса о направленности (интенции) души как инструмента познания на «образы» или «формы», исходящие от вещей.

После того, как ведущие деятели науки и философии XVII века (Галилей, Декарт и другие) отвергли схоластическую концепцию. (Галилей, Декарт) предложили теорию, согласно которой объективное существование, реальность приписывалась только некоторым механическим и математическим свойствам (размер, форма, движение и т.д.). Что касается цвета, запаха, вкуса и т.д., то все эти качества были объяснены как результат субъективных явлений и поставлены в зависимость от наших органов чувств. Вот как Галилей интерпретировал природу чувственно воспринимаемых качеств: «Я никогда не буду ожидать от внешних тел ничего, кроме размера, чисел, количества и более или менее быстрых движений, чтобы объяснить появление вкуса, запаха и звука; я думаю, что если мы исключим уши, языки, носы, то у нас будут только числа, фигуры и движения, но не запах, вкус и звук». … Таким образом, многие из тех ощущений, которые рассматривались как качества, присущие внешним объектам, имеют свое реальное существование в нас, а не в них; вне нас они — лишь пустые имена».

Гоббс продолжил эту линию, и для него свет, цвет, тепло, звук и другие подобные качества «не являются предметами, но лишь впечатлениями или образами разумных существ» . Будучи субъективными впечатлениями живых существ, эти качества не принадлежат самим объектам. Все они являются лишь действиями, вызываемыми в воспринимающем субъекте объектами, действующими на его органы чувств.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Зигмунд фрейд, астрийский врач-психиатр, психолог
  2. Теории «творческих элит». Проблема «героя и толпы» в современной социальной философии
  3. Материализм 60-х годов 19 века
  4. Римская философия
  5. Сознание, его происхождение и сущность.
  6. Диалектика бытия, принцип развития
  7. Общая характеристика русской философии
  8. Философия археоавангарда в исследовании феномена человека
  9. Н. Н. Алексеев о русском народе и государстве
  10. Содержание и форма в философии