Для связи в whatsapp +905441085890

Левкипп, один из основателей древнегреческой атомистики, учитель Демокрита — Два уровня понимания мира

Левкипп, древнегреческий философ. Основатель атомизма, учитель и друг Демокрита. О его жизни ничего не известно; в разных источниках упоминается место его рождения — Милет, Элея, Абдера. Упоминаются его работы «Великий диакосмос» и «О разуме», из которых до нас дошло только одно предложение. После Аристотеля Л. создал свое учение, пытаясь примирить аргументы элейской школы о невозможности движения с данными чувственного опыта. В отличие от Парменида, он предполагал существование небытия, то есть пустоты, разделяющей мельчайшие частицы бытия (атомы). Атомы, будучи неделимыми, неизменными и неизменными, отличаются друг от друга только размером и формой; они находятся в состоянии вечного движения. Сталкиваясь и соединяясь друг с другом, атомы образуют разнообразные вещи.

О деталях космогонической концепции Лейциппа сообщает Диоген Лаэрций. В пустоте бесчисленные атомы движутся и создают вихри, из которых формируются миры. Каждый вихрь окружает себя своеобразной оболочкой, которая не позволяет отдельным атомам вырваться на свободу. В таком вихре атомы разделяются по принципу «подобное с подобным сочетается»: крупные собираются в центре и образуют плоскую землю, а мелкие устремляются к периферии. Некоторые скопления атомов воспламеняются из-за скорости их движения, создавая светящиеся тела, которые мы видим. Процесс космообразования, как и все остальное в мире, является естественным и подчиненным необходимости. В остальном взгляды Лейциппа практически неотделимы от дальнейшего развития атомистики в трудах Демокрита.

Еще в античности поднимался вопрос о реальности Лейциппа. Согласно Диогену Лаэрцию, Эпикур утверждал, что философ Левкипп не существовал. Поэтому в 1879 году немецкий филолог Э. Роде выдвинул тезис о том, что Лейципп был вымышленным литературным персонажем, придуманным Демокритом. Гипотеза Роде была поддержана П. Наторпом, П. Таннери и позднее В. Нестле; ее самым яростным противником был Г. Дильс; гипотеза отвергается большинством современных ученых.

Демокрит из Абдеры (ок. 460 до н. э. — 360 до н. э.) Древнегреческий философ, анатом и ученый-энциклопедист. Согласно доксографам, он учился у Левкиппа и, возможно, у пифагорейцев, путешествовал по Востоку, а позже был другом Гиппократа. Он был разносторонним ученым и плодовитым автором (до 70 работ Диогена Лаэрция были каталогизированы). Большинство его работ утрачено; сохранились лишь краткие цитаты (около 300), в основном из его этических трактатов.

Демокрит заимствовал основные положения своей атомистической доктрины у Левкиппа, развил их дальше и построил на их основе универсальную философскую систему. Впервые в истории философии появляется развитая теория познания, основанная на различении чувственного и рационального знания. Чувственный опыт является отправной точкой познания, но он один может дать лишь «темное», т.е. неполное и ненадежное знание, поскольку истинная «природа» вещей (атомов) недоступна чувствам и может быть постигнута только с помощью мысли. Чувственные восприятия объяснялись источниками, поступающими в органы чувств (потоки атомов, отделяющиеся от воспринимаемого тела).

Есть два вида познания: одно истинное, другое темное. К темноте относятся все виды познания: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что касается истинного познания, то оно явно отличается от первого. Когда темный вид познания уже не в состоянии ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни вкушать, ни осязать, а исследование должно проникнуть в более тонкое, недоступное чувственному восприятию, тогда на сцену выходит истинный вид познания, потому что он мысленно имеет более тонкий орган познания.

Левкипп, один из основателей древнегреческой атомистики, учитель Демокрита - Два уровня понимания мира

Два уровня понимания мира

Демокрит различал два вида знания: темное (нелегитимное) и истинное (легитимное). Как и у элевтинцев, первая основана на чувствах, вторая — на разуме. Согласно общему представлению, или, другими словами, согласно данным органов чувств, существует то, что обычно представляется людям как несомненная реальность — многообразие явлений, мир, полный движения и красок. Однако этот образ мира обусловлен возможностями человеческого восприятия. Предметы имеют свойство излучать определенные образы, повторять свои очертания, именно эти образы вещей — эйдосы, или «вид», и становятся доступными человеческому зрению. Но если бы в человеческих силах было увидеть, каков мир на самом деле, то есть как он выглядит независимо от субъекта, перед нами предстала бы совсем другая картина. Мы увидим, что ничего из этого на самом деле не существует, а есть только атомы и пустота.

Резкий контраст между истиной и мнением роднит атомистов с элеатами. Однако легко заметить, что согласно учению атомистов, в истине существует не только бытие, но и небытие. Следуя Аристотелю, Левкипп утверждал, что «небытие ни в коем случае не менее сущее, чем бытие». Пустота, по мнению атомистов, — это то самое небытие, благодаря которому только и может происходить движение. И бытие, и небытие недоступны чувствам. И атомы, и пустота могут быть восприняты только умом.

Атом (буквально «неделимый»), по мнению Лейциппа и Демокрита, — это мельчайшая, абсолютно плотная и непроницаемая частица. Атомы не подвержены изменениям, не имеют цвета и запаха. Все качества вещей — кучи атомов — существуют только в общем мнении, другими словами, они в некотором смысле иллюзорны по своей природе. Сами атомы имеют лишь определенную форму и положение.

Истинная картина мира, согласно атомистической доктрине, отличается от «картины всего мира» еще в одном отношении. В действительности ничего не происходит случайно. Все связи и деления атомов, а следовательно, и все события, вызванные этими процессами, являются проявлениями необходимости. Если какое-то явление кажется нам случайным, то только потому, что мы не знаем его причины. Этот тезис Д. был настолько радикальным, что его не смогли принять даже некоторые более поздние атомисты, в частности Эпикур. Последний сказал, что он скорее готов признать существование богов, которых можно умиротворить, чем всемогущество неумолимой необходимости.

Таким образом, разрыв между двумя уровнями понимания мира — светским и философским — в атомизме не только не исчезает, но приобретает более чувствительные очертания. Философскую истину не только трудно понять. Это нелегко вынести. Трудно жить, зная, что все в мире иллюзорно, кроме атомов и пустоты, и что поведение атомов полностью определяется безличной необходимостью. Античный атомизм оказался гениальным предшественником естественного атомизма. Следует, однако, помнить, что применение атомистического принципа в более позднем естествознании также подразумевало значительное переосмысление античного наследия.

Атомистическое учение

Продолжая линию своих предшественников — Левкиппа, Эмпедокла, Анаксагора — Демокрит создал учение об «атоме» — неделимой частице материи, которая обладает истинным бытием, не может быть уничтожена и не возникает (атомистический материализм).

Согласно Демокриту, Вселенная состоит из материи в движении, атомов материи (бытие — to on, to den) и пустоты (to unden, to meden); последняя столь же реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, объединяясь, создают все вещи; их разделение приводит к смерти и разрушению последних. Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение. Категория небытия позволила объяснить появление на свет и изменение вещей. Однако у Демокрита существование и несуществование были рядом, разделены: атомы были носителями множественности, а пустота воплощала единство; в этом заключался метафизический характер теории. Аристотель пытался преодолеть это, указывая на то, что мы видим «одно и то же непрерывное тело то текучим, то затвердевшим», поэтому изменение качества не является простым соединением и разъединением.

Это не означает, что Демокрит отрицал качественные изменения, напротив, они играли важную роль в его мировоззрении. Целые миры становятся другими мирами. Отдельные вещи также трансформируются, потому что вечные атомы не могут исчезнуть бесследно, но появляются новые вещи. Трансформация происходит через разрушение старого целого, разделение атомов, которые затем образуют новое целое.

Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos — «неделимый»). Это мельчайшие тела, неделимые по той же причине, по которой неделимо «бытие» Парменида: деление подразумевает пустоту, а внутри атомов пустоты по определению нет. Атомы признаны не возникающими, не исчезающими, неразрушимыми, не подверженными никакому внешнему влиянию, они абсолютно плотные и не имеют физических частей. Но во всех телах они так составлены, что между ними остается хотя бы минимальная пустота; согласованность тел зависит от этих промежутков между атомами. Атомы отличаются друг от друга только формой, порядком их взаимного следования и положением в пустом пространстве, а также размером и силой тяжести, которая зависит от размера. Известно, что предположение об атомном весе возникло благодаря Эпикуру. Но Демокрит уже был на пути к этой концепции, поскольку он признавал относительный вес атомов, которые могут быть тяжелее или легче в зависимости от их размера. Самыми легкими атомами он считал мельчайшие и гладкие сферические атомы огня, из которых состоит воздух, а также человеческая душа.

Помимо признаков элейского бытия, атомы обладают свойствами пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной областью, имеет неизменную геометрическую форму, становится просто геометрическим телом, которое также неразрушимо и вечно, и не имеет физических свойств. Напротив, пустота, как «бесконечное», ничем не ограничена и лишена самого главного признака истинного существования — формы. Таким образом, экспликация семантического ряда «атом» такова: быть — значит быть чем-то, быть чем-то — значит быть телом, а быть телом — значит быть полным (плотным). Пустота соотносится с понятиями: Небытие, небытие («ноль»), бесконечность. Атомы и пустота существуют одинаково, «не больше «нечто», чем «ничто»» — этот принцип «изономии» (равенства) является универсальным в системе Демокрита.

Демокрит также отрицал бесконечную делимость материи. Если бы не было атомов, процесс деления любого физического тела был бы бесконечным, и мы получили бы конечную вещь, состоящую из бесконечного числа частей, что является абсурдом.

Демокрит считал, что атомы движутся хаотично, сталкиваются и либо слипаются, либо разлетаются в стороны из-за соответствия форм, размеров, положений и порядков. Полученные соединения слипаются друг с другом, образуя сложные тела.

Суть учения Демокрита

Учение Демокрита можно свести к двум основным положениям: 1. Атомы вечно движутся в пустоте, которая их окружает. Что касается атома, то место, которое он занимает, совершенно случайно. 2. Все вещи возникают из соединения атомов: все разнообразие мира происходит от их соединения и разъединения. Атомы, которые находятся в постоянном движении, соединяются и образуют вещи. Когда атомы разделяются, вещи погибают.

Принцип изономии. Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (дословный перевод с греческого: равенство всех перед законом), сформулированный следующим образом: если явление возможно и не противоречит законам природы, то следует предположить, что в бесконечном времени и пространстве оно либо существовало, либо будет существовать один раз: В бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Этот принцип также называют принципом отсутствия достаточных оснований: Нет никаких причин для того, чтобы тело или явление существовало в одной форме и не существовало в другой. Из этого, в частности, следует, что если явление в принципе может проявляться в различных видах, то все эти виды существуют в реальности. Демокрит сделал несколько важных выводов из принципа изономии: 1) существуют атомы любой формы и размера (включая размер всего мира); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте одинаковы; 3) атомы движутся во всех направлениях в Великой Пустоте с любой скоростью. Последнее утверждение очень важно для теории Демокрита. Из этого, по сути, следует, что само движение не нуждается в объяснении, нужно искать только причину изменения движения.

Демокрит попытался дать ответ на вопрос о структуре Вселенной. Он считал, что Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, появляются центр и периферия. Тяжелые тела, которые образуются в вихре, имеют тенденцию собираться вблизи центра вихря. Различие между легкими и тяжелыми не качественное, а количественное, и уже в одном этом кроется большой прогресс.

Демокрит — сторонник концепции множественности миров. Вот как Ипполит описывает взгляды атомистов: «Миры бесконечно многочисленны и отличаются друг от друга размерами. В некоторых из них нет ни солнца, ни луны; в других солнце и луна больше, чем в наших; в третьих не одно, а несколько».

Расстояния между мирами не равны; более того, в одном месте миров больше, в другом меньше. Некоторые миры растут, другие достигли своего расцвета, третьи уже сокращаются. В одном месте миры создаются, в другом — погибают. Они разрушаются при столкновении друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой-либо влаги.

Поэтому, если в определенном месте пространства возникло вихреподобное движение атомов, приведшее к образованию нашего мира, то аналогичный процесс должен происходить и в других местах, приводя к образованию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет причин, почему не может быть миров без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (возможно, просто по определению термина: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто кусок материи).

Человеческая душа в понимании Демокрита

Также нет причин, по которым где-то в бесконечном пространстве не мог бы возникнуть точно такой же мир, как наш. Все миры движутся в разных направлениях, потому что все направления и все состояния движения одинаковы.

В то же время, миры могут разрушаться, разрушаясь. Точно так же все моменты времени равнозначны: если возникновение мира происходит сейчас, то оно должно происходить и где-то в прошлом и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. Мир, формирование которого еще не завершено, может в процессе своего движения случайно войти в пределы полностью сформированного мира и быть захваченным им (так Демокрит объяснял формирование небесных тел в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, все направления от центра одинаковы, и у нее нет причин двигаться в каком-либо направлении (Анаксимандр придерживался того же мнения о причине неподвижности Земли). Однако есть также свидетельства того, что Демокрит считал, что Земля изначально перемещалась в пространстве и только позже остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит привел следующий аргумент: если бы земля была шаром, то при заходе и восходе солнца оно пересекало бы горизонт по дуге, а не по прямой линии, как это происходит на самом деле. Конечно, этот аргумент несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры солнца и горизонта сильно отличаются, и этот эффект можно было бы заметить, только если бы они были почти одинаковыми (для этого, конечно, пришлось бы отойти на очень большое расстояние от земли).

Согласно Демокриту, порядок светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (с увеличением расстояния от Земли). Здесь, чем дальше от нас находится светило, тем медленнее (относительно звезд) оно движется. Вслед за Эмпедоклом и Анаксагором Демокрит считал, что падению небесных тел на землю препятствует центробежная сила.

Демокриту принадлежит гениальная догадка о том, что Млечный Путь — это собрание звезд, расположенных так близко друг к другу, что их изображения сливаются в одно слабое свечение.

Душа, как и огонь, состоит из мельчайших атомов сферической формы; она дает телу тепло и движение (сфера — самая подвижная из всех фигур). Демокрит не вводил никакого особого различия между душой и умом, а также объяснял процесс мышления «впечатлением образов». Демокрит объяснял восприятие чувств с помощью «изгнаний» из тел: тонкая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела, отлетает от поверхности тел; она проникает через глаз в душу, в которой запечатлевается — так формируются наши восприятия.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Природа, сущность и существование человека
  2. Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека
  3. Концепция устойчивого развития
  4. Теория общественного договора. Проект просвещения и понятие прав человека
  5. Различные подходы к исследованию идеального мира
  6. Философские проблемы танатологии.
  7. Потребности и интересы
  8. Философия в современном мире
  9. Философия духа Гегеля
  10. Психоаналитическая антропология