Для связи в whatsapp +905441085890

Любовь, брак, семья — Современный взгляд на семейные отношения

Функционирование человека как живого существа требует удовлетворения различных потребностей. Некоторые из них могут быть выполнены взрослым человеком самостоятельно, в то время как другие могут быть выполнены только вместе с кем-то другим. Если с момента заключения брака (союза мужчины и женщины) экономические, творческие и воспитательные функции имели большое значение, то сегодня функции психотерапевтической и эмоциональной поддержки возрастают. Брак в его современной форме оценивается с точки зрения достижения экзистенциального смысла и функционирует как психологическая связь между супругами. При заключении брака, чувства вовлечены. Именно любовь ведет к созданию семьи. Даже печально известный «брак по расчету» позволяет появлению любви («вы поладите»).
Каждый человек уникален и неповторим, обратная сторона этой уникальности — смертельное одиночество. Осознание собственной сущности и уникальности личностных качеств и проявлений побуждает человека преодолевать одиночество. Нужно, чтобы кто-то его понял, чтобы он его принял, нужно, чтобы он стал кому-то нужен. Человек жаждет любить и быть любимым. Он предполагает, что найдет это в своем браке. То есть, брак здесь — это удовлетворение потребностей человека. Но брак — это не просто удовлетворение потребности, ибо мы уже говорили, что в нем участвуют два абсолютно разных человека, а это значит, что это, прежде всего, работа «этих двоих» в процессе создания семьи, в которой их потребности реализуются друг через друга. В то время как создание семьи — это процесс, которому мы учимся по мере продвижения вперед, мотивы, которые мы устанавливаем, вступая в брак, играют большую роль.
Формирование семьи происходит по определенным причинам, мотивам. Основной целью данной работы является выявление определенных мотивов для вступления в брак, которые, в свою очередь, могут определять причины благополучия семьи или наоборот.
Брак — это сложный социальный институт, являющийся совокупным результатом взаимодействия социальных, природных, личностных и общественных, единичных и общих факторов. Стабильность как самого брака, так и семьи, построенной на его основе, будет во многом зависеть от содержания и характера мотивов брака. Изучение этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и прогнозировать их позитивный или негативный социальный потенциал.
Актуальность этого вопроса не случайна, поскольку, количество браков продолжает сокращаться, а количество разводов — увеличиваться.
Для тех, кто хочет жениться, мотивы, которыми они руководствуются, являются основой, на которой впоследствии могут быть построены семейные отношения. Формирование мотивов — это сложный и длительный процесс, в ходе которого в сознании человека формируются определенные взгляды на вопросы брака и семьи. В этом процессе содержание (взгляды) определяются характером социально-экономических условий, интеллектуальным потенциалом общества, преобладающими традиционными установками и нормами поведения.

Любовь, брак, семья - Современный взгляд на семейные отношения

Современный взгляд на семейные отношения

Успешный брак — это строение, которое необходимо перестраивать снова и снова. (А. Моруа)
Само существование человека, условия его выживания, достижение благополучия связаны с тем, что он находится в гармонии с человеческой природой. Э. Фромм спрашивает: «Как нам заключить завет с самим собой, с другими людьми, с природой»? В реалиях XXI века вопросы о том, как найти устойчивую, гармоничную связь с другим человеком и как поддерживать эту связь на протяжении всей жизни, возникают еще острее.
Проблема психологии семейных отношений возникает в связи с реализацией жизненной и личной идеологии человека, в связи с формированием семейного сценария человека и в связи с реализацией смыслов и целей семейной жизни. Это лучше всего выразил С.Л.Рубинштейн: «Отношение к другому человеку, к людям — это основная ткань человеческой жизни, ее суть. «Человеческое сердце соткано целиком из человеческих отношений с другими людьми; ценность его определяется целиком тем, к каким человеческим отношениям стремится человек, какие отношения с людьми, с другими людьми он способен установить. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие своих отношений с другими людьми, составляет ядро аутентичной психологии».
Семейные отношения — это сложное явление, сложная ментальная реальность, охватывающая как мифологический, так и современный уровни сознания, а также индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основы.
В основе семьи лежат супружеские отношения, в которых находят выражение как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сферы общественной жизни.
В историческом плане выдача брака как структурной единицы произошла сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, создавших условия для равенства (социального, правового, нравственного) мужчин и женщин. Брак — это личное взаимодействие между мужчиной и женщиной, основанное на моральных принципах и поддерживаемое присущими им ценностями.
Это определение подчеркивает: неинституциональный характер уз, присущих браку; равенство и симметричность моральных обязательств и привилегий обоих супругов.
Семья — это более сложная система взаимоотношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто людей, близких и нужных супругам.

Семейство создается для выполнения естественного предназначения — продолжения вида. Жизнь биологической системы состоит из трех этапов: Рождение, размножение и смерть. Кроме того, считается, что семья является экономической основой для воспитания детей. Однако если раньше это было так, то сегодня экономическая независимость обоих супругов ставит под сомнение это заявление. Во многих культурах и религиях формальное право на секс существует только в рамках семейных отношений. Однако это положение постепенно уходит в прошлое. Кроме того, семейные отношения определяются моралью, традициями, религией и обычаями.
Брак не означает, что кто-то должен ограничивать себя, свои индивидуальные способности. Мужчина должен быть собой, а женщина — собой, но вместе они должны быть качественно новой единицей, способной рожать и воспитывать потомство, а также учить детей самому главному: как любить друг друга, как жить в единстве. И если бы они могли это сделать, то все теории образования были бы излишни. Все знания, собранные в научных трудах, были бы не нужны, если бы мы могли научить наших детей любить искренне и мудро. И наш мир, конечно, выглядел бы гораздо лучше.
Партнерство в семье не всегда предопределяет счастливую жизнь супругов. Поэтому давайте считать счастливым партнерством такой брачный союз, который создан именно для достижения взаимного счастья.

Развитие семейных отношений

Переломным моментом в развитии науки о семье стало появление идеи семьи как системы и введение в семейную психологию понятий «семейная система», «семейные подсистемы» и так далее. Такой подход к семье означает, что все в ней взаимосвязано, что это единое целое — единый биологический и психологический организм.
Семейная система является открытой, она находится в постоянном обмене с окружающей средой. Семейная система — это самоорганизующаяся система, т.е. поведение системы целенаправленное, а источник изменений системы — в самой системе. Исходя из этого, понятно, что люди, составляющие семью, так или иначе действуют под влиянием своих потребностей и мотивов. Система является первичной с точки зрения ее составного элемента.
Семейная система — это группа людей, объединенных общим местом жительства, общим домашним хозяйством, а главное — отношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, составляющих эту семейную систему, потому что жизнь в семье определяется характеристиками системы как таковой.
Как и все биологические организмы, семья стремится сохранить установленные связи между своими элементами и в то же время развивать их. Семейная система, как и любая другая система, функционирует под влиянием двух законов: закона гомеостаза и закона развития.
Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи — это определенная последовательность событий и фаз, через которые проходит каждая семья.
Непосредственным физиологическим поводом, дающим семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие как брак, рождение ребенка и т.д., а также изменения в физическом возрасте людей и соответствующие изменения в этапах духовного развития.

Добрачная связь. На этом этапе необходимо добиться частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, получить опыт общения с противоположным полом, выбрать супруга, получить опыт эмоционального и делового общения с ним.
Брак — принятие социальных ролей в браке.
Медовый месяц. Его задачи включают в себя: Принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции от генетических семей, получение опыта взаимодействия в решении вопросов организации повседневной жизни семьи, создание интимности, первичное согласование ролей в семье.
Молодая семейная сцена. Концепция этапа: решение о продолжении семьи — возвращение жены на работу или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
Зрелая семья, то есть семья, которая выполняет все свои функции. Если на четвертом этапе семья дополняется новым членом, то на пятом этапе она дополняется новыми личностями. Соответственно, меняются роли родителей. Их способность удовлетворять потребность ребенка в заботе, безопасности должна дополняться способностью поддерживать, организовывать социальные отношения ребенка.
Этап завершается, когда дети обретают частичную независимость от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое воздействие детей и родителей друг на друга приходит в равновесие, когда все члены семьи условно автономны.
Старшая семья. На этом этапе происходит обновление супружеских отношений, новое содержание придается семейным функциям (например, воспитательная функция выражается в участии в воспитании внуков).

Особенности семьи

Большинство психологов и социологов, занимающихся вопросами семейных отношений, подчеркивают важность начального периода развития семьи (М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, 1978; В.А. Сысенко, 1981; И.Ф. Дементьева, 1991; Т.М. Трапезникова, 1988; Р. Ричардсон, 1994; И.Ф. Гребенников, 1991 и другие). «Как и все живое, семья в момент своего становления слабее всего» (Юркевич Н.Г., 1971, с.88).
В отечественной психологии, как правило, используется периодизация развития семьи, предложенная В. А. Сысенко (1981, 1989). Согласно этой периодизации, термин «молодая семья» определяется достаточно широко — «очень молодые браки» — от 0 до 4 лет опыта, а «молодые браки» — от 5 до 9 лет. Многие исследователи определяют первый или два года совместного проживания как первый период развития семьи. О важности этого конкретного этапа семейного жизненного цикла свидетельствует сам факт, что, согласно различным источникам, за этот период распадаются 20% и более браков. (Трапезникова Т.М., 1989) до трети всех семей (Сысенко В.А., 1981). Возможно, для лучшего понимания проблем молодой семьи необходимо рассмотреть отношения в ней до и после рождения первенца, потому что с рождением ребенка семья вступает в новый этап, независимо от времени его существования. Так, Картер и Мак Голдринг (1980) называют вторую и третью фазы семейного жизненного цикла семьей молодоженов и семьей с маленькими детьми. Таким образом, семья до и после рождения первенца, как представляется, находится на разных этапах жизни, даже если это изменение может произойти в течение года или менее после заключения брака. По мнению американских семейных исследователей, молодожены часто могут позволить себе многое, особенно если они оба работают: Покупка автомобилей, мебели, отдых на свежем воздухе. Переход к родительству кардинально меняет образ жизни.
О.А. Добрынина (1993), изучавшая трудовые семьи, утверждает, что наиболее стрессовые периоды семейной жизни переживают супруги в группе «совсем юных браков» (0-4 года) и «более старших браков» (более 20 лет опыта). Молодые семьи формируют модель будущих семейных отношений — распределение власти и ответственности, духовные связи между супругами, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы их обоих, развитие общих семейных ценностей. Молодые супруги актуализируют проблемы психологической и бытовой адаптации: решаются вопросы лидерства, сопереживания, распределения домашнего труда. В молодых семьях растет потребность в признании, взаимопонимании, но эффективность психологической поддержки является самой низкой у молодых супругов по сравнению со старшими браками.
Особенность молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности внутрисемейных отношений, приобретения каждым членом семьи социальных ролей, а также ее социализации в обществе как самостоятельного социального субъекта и в определенной степени выполняет функции социального института.
Современная молодая семья и происходящие в ней изменения во многом определяют динамику трансформации семьи в целом в современном обществе.
Этот тип семьи характеризуется тем, что в них основная ось отношений определяется не родством и отцовством, а браком (супружеские отношения превалируют над отношениями между детьми и родителями, супругами и родственниками). В то же время отмечается, что молодая семья является особой социально-психологической, интимно-психологической группой, особенностью которой также является то, что, с одной стороны, взгляды современного молодого поколения на семью и брак отражают гуманизацию супружеских отношений, а с другой стороны, возрастает значение материального благополучия.

Мотивы вступления в брак

Брак — сложный социальный институт, который является совокупным результатом взаимодействия социальных, природных, индивидуальных и общественных, единичных и общих факторов. Стабильность как самого брака, так и построенной на его основе семьи будет во многом зависеть от содержания и характера мотивов вступления в брак. Изучение этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их позитивный или негативный социальный потенциал.
Прежде чем перейти к изучению мотивов брака, следует рассмотреть само понятие «мотив» и его природу.

Брачные мотивы нельзя рассматривать как кратковременный психический импульс, а как длительный процесс, в ходе которого сформированные в данной среде установки, взгляды и ориентации побуждают людей активизировать свою деятельность в направлении удовлетворения своих социальных и природных потребностей в браке. В этом случае представляется естественным, что чем выше зрелость установок и ориентаций на брак, тем выше социальная зрелость порождаемых ими брачных мотивов. Мотивы могут быть как сознательными, так и бессознательными психологическими факторами, которые мотивируют и контролируют поведение человека. К.Г. Юнг в своей статье «Брак как психологическая установка» пишет, что молодой человек имеет неполное представление о других и о себе, поэтому он не может удовлетворительно распознать мотивы других, в том числе и свои собственные. В большинстве случаев он действует под влиянием бессознательных мотивов. Неосознанные мотивы, по мнению Юнга, носят как личностный, так и общечеловеческий характер. Прежде всего, это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле отношение к матери является определяющим для молодого человека, а для девушки — для отца. Прежде всего, именно степень привязанности к родителям бессознательно влияет на выбор супруга, способствует или мешает ему. Неосознанные связи усложняют выбор и вызывают своеобразные изменения.

В то же время, любовь, хотя и является наиболее приемлемой причиной для вступления в брак, не является гарантией ее силы. Дело в том, что есть разные потребности (чувства) под одним и тем же мотивом («за любовь»). Если любовь понимается как сексуальное влечение («эрос»), то она не является гарантией длительного брака, если только она не поддерживается другими потребностями и мотиваторами из человеческой нравственной сферы. Только когда любовь воспринимается как незаменимая в своих индивидуальных качествах и целью любви является не получение эгоистического удовлетворения, а переживание радости через радость другого (такую любовь древние греки называли «агапе»), исключается возможность «перенасыщения» партнера и отторжения от него.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в.
  2. Диоген, философ-киник
  3. Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма
  4. Гносеология Гоббса
  5. Тейяр де Шарден, французский философ, палеонтолог, теолог
  6. Лосский Н. И его философия
  7. Эволюция представлений о бытии
  8. Философские корни агностицизма — Скептицизм и агностицизм. Общая характеристика
  9. Нравственное состояние человека и социума как критерии духовности
  10. Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)