Для связи в whatsapp +905441085890

Любовь, как психологический феномен

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Особенности протекания эмоциональных процессов в межличностных отношениях
  2. Влияние фрустрации на общее развитие ребенка
  3. Одиночество, как психологический феномен и экзистенциальная проблема
  4. Проблема агрессивности: биологические и социальные аспекты
  5. Ревность как психологический феномен
  6. Человеческая вражда в произведениях искусства и литературы
  7. Интуиция и её роль в психике человека
  8. Движения глаз в процессе восприятия психологических особенностей человека по выражению его лица
  9. Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу: проблема сходства и различия источников информации о человеке
  10. Применения арт-терапии для преодоления экстремальных и критических состояний психики

Введение

Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он — неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины, не способное действовать эффективно или адекватно понимать других и самого себя. Последние сто лет включают в себя две мировые войны и серию гражданских войн и революций, жестокие тоталитарные режимы. Этот период войдет в историю не только как время выдающихся социальных и научно-технических достижений, но и как эпоха особой бесчеловечности и агрессивности, коррозии общечеловеческих ценностей, массового уничтожения людей. В это время в обществе распространились равнодушие, апатия, зависть, озлобленность. Все это говорит об остром дефиците любви, о явном обеднении и сужении ее сферы.

В различных системах ценностей с понятием «любовь» связываются интимные и глубокие чувства, особый тип сознания, душевное состояние и действия, направленные на другого человека, общество, Бога и т.д. Сложность и значимость любви диктуется тем, что в ней в органической связи сосредоточены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Без любви не может сформироваться нравственный облик человека, не происходит его нормального развития. Это признают все, даже те, кто не находится в состоянии любви.

Долгое время тема любви игнорировалась академической психологией, исследователи занимали агностическую позицию в отношении этого психологического феномена. Немногие эмпирические исследования этого феномена были посвящены сексуальному поведению (что особенно характерно для зарубежной психологии) или изучению когнитивных репрезентаций. На современном этапе развития психологической науки предметом специального исследования становятся все более сложные феномены внутреннего мира личности, набирает силу гуманитарная парадигма. Поэтому вполне закономерным является изучение любви как психологического феномена.

Отношения с людьми играют определяющую роль в субъективном пространстве личности (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).

Актуальность темы определяется возрастающим интересом к вопросу любви как ключу к пониманию глубинных оснований человеческой культуры, а также наметившейся тенденцией интенсивного поиска культурно-исторической самоидентификации. Ситуация в мире выявляет две противоположные тенденции. С одной стороны, нарастающая неустойчивость форм человеческого существования, вызвавшая кризис в сфере культуры вообще и духовной культуры в частности. С другой стороны, нарастающее стихийное стремление к упорядочению духовной жизни и ее осмыслению. Обе эти тенденции и их столкновение в современной культуре порождают небывалый интерес к теме любви.

Цель данной работы — показать в самом общем виде наиболее значимые и существенные характеристики любви с точки зрения психологии и социологии.

Задачи, поставленные перед работой, следующие:

Проанализировать существующую психологическую и социологическую литературу по теме курсовой работы;

Описать основные типы и виды любви, существующие в основных психологических теориях;

Показать значимость любви как социально-психологического феномена для жизни общества.

Предметом исследования в данной курсовой работе является само чувство любви.

Объектом исследования можно назвать параметры и характеристики этого чувства, характеризующие его как социально-психологический феномен.

Анализ теоретических подходов к пониманию любви

Понятие «любовь» используется в литературе в разных значениях. Специфика понимания этого понятия связана с неоднородностью теоретических оснований.

Социальный аспект подчеркивает социальную силу любви — любовь, вступая в конфликт с эгоизмом, организует различные социальные институты. В работах Дж. Локка любовь рассматривается в контексте идеи равенства; в утопическом социализме Т. Кампанеллы любовь ассоциируется с идеей разумной социальной организации с гармонизацией общественных отношений, с повышением производительности труда. Заставить людей любить друг друга — важная задача в утопии А. де Сен-Симона. Любовь как социологическая категория рассматривается в работах Л. Фейербаха. Русские мыслители уделяют особое внимание социальному аспекту любви. Любовь понимается как начало и залог социального благополучия в работах Н.А. Добролюбова, как условие улучшения жизни человека в работах Н.Г. Чернышевского, как обогащение сферы гражданственности — у А.И. Герцена, важное условие прогрессивной жизни общества — у П.Л. Лаврова. Любовь играет важную роль в интеграции социальной жизни в проекте «регуляции природы» Н.Ф. Федорова. Любовь имеет большое значение в сизигии как направлении исторического процесса в концепции В.С. Соловьева. Современные исследования отмечают, что многие идеологические установки, культурные нормы, властные запреты и социальные утопии проходят через дискурс любви; любовь также рассматривается как «противоядие» от опасностей национализма.

Одно из современных исследований показало, что любовь — это воспроизводство фундаментальных человеческих ценностей, что делает любовь высокоморальным явлением. В то же время любовь лишает эти ценности статуса абсолютности и преодолевает моральные ограничения.

В эстетическом аспекте высшие уровни эротического восхождения связаны с познанием высшей красоты. По мнению исследователей, в христианском мировоззрении любовь ассоциируется с духовным наслаждением. Главная цель любви — поиск красоты, желание наслаждаться красотой, производство красоты. Любовь — это стремление к красоте и влечение к прекрасному. В немецкой философии красота понимается как выражение потребности в любви. Понятие красоты и любви прочно связаны в русской философии (В.В. Розанов). Любовь предстает как эстетический феномен в работах М.М. Бахтина. По мнению А. Ф. Лосева, эстетическое переживание есть любовь.

С мистической точки зрения любовь рассматривается как сущностное качество божества, движущая сила человеческой истории; человеческая любовь утратила свое совершенство и единство с мудростью из-за падения первого андрогина, и только акт искупления Христом грехов человека дает начало новому воссоединению в концепции Я. Беме. В работах Ф. Баадера сущностью любви является «актуальность» (понимаемая как единство и равенство, полнота и дополнительность). Любовь — это проблема, которая решается через прохождение «диалектики любви». По мнению У. Джеймса, любовь — это мистический опыт, поскольку характеризуется невыразимостью, интуитивностью. X. Ортега-и-Гассет также отмечает мистический характер любви.

В филогенетическом аспекте рассмотрения любви центральным моментом становится вопрос соотношения животной и человеческой любви. Проведенный теоретический анализ позволяет выделить три точки зрения на этот вопрос.

Специфика любовных отношений

Любовь — исключительно сложный объект для психологического анализа. Прежде всего, необходимо выяснить, отражает ли понятие «любовь» какую-то особую психологическую реальность, отличается ли связанный с ней комплекс чувств и паттернов (моделей поведения) от тех, что связаны с другими переживаниями, такими как дружба и секс. Французский психолог Ж. Мезоннёв изучил многочисленные художественные и автобиографические описания любви и дружбы и выявил качественные различия между «любовным» и «дружеским» временем и пространством. «Любовное» время кажется людям мимолетным, изменчивым, лишенным длительности. Это «время, когда человек забывает о времени», его ритм определяется «биением сердец». Жизнь и повседневность, кажется, проходят мимо влюбленных. «Дружелюбное» время выглядит более спокойным и однородным. Аналогично обстоит дело и с пространством. Любовь стремится полностью уничтожить расстояние между влюбленными, слив их в единое целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает определенную деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями. Романтико-любовные отношения считаются более исключительными (экстраординарными) и обязывающими, чем дружеские. При наличии нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно спрашивает, какая из них важнее, дороже, ближе ему. В дружбе, при всей ее индивидуальности взаимной исключительности, выбор не обязателен, поэтому люди меньше обращают внимание на тонкие нюансы своих отношений, их развитие кажется более плавным, не требующим ответственных решений.

Объективно установить различия между дружбой и любовью довольно сложно, но сам человек неплохо умеет дифференцировать свои отношения. Дж. Форгос и П. Доботц показали, что большинство испытуемых на собственном опыте отличают любовь от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы — с другой. По мнению опрошенных авторами, каждое из этих явлений может существовать независимо друг от друга, но довольно часто они сочетаются в рамках одних и тех же отношений.

Существуют вполне определенные чувства, связанные с любовными переживаниями, и принадлежность некоторых из них к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, в набор переживаний, связанных с любовью, входят эйфория, депрессивные ощущения, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение и трудности с концентрацией внимания. Существуют также четкие модели поведения, связанные с любовью, которые не характерны для других типов чувств и отношений. В лабораторных условиях влюбленные разговаривают друг с другом в два раза больше и проводят в восемь раз больше времени, глядя друг другу в глаза.

Интересно, что любовные переживания и связанное с ними поведение имеют определенную гендерную специфику, причем направление различий не всегда соответствует традиционным представлениям о психологических особенностях мужчин и женщин. Так, вопреки существующим стереотипам, мужчины в целом характеризуются более высоким уровнем романтизма, чем женщины, они легче и быстрее влюбляются и в большей степени разделяют романтические представления о любви. «Желание влюбиться» является для мужчин более веской причиной для начала отношений, чем для женщин. Женщины влюбляются быстрее, чем мужчины, они чаще инициируют разрыв и легче его переживают. В то же время, во время устоявшихся любовных отношений женщины склонны более откровенно рассказывать о своих чувствах.

Судя по результатам «шкал любви и симпатии», любовные отношения у женщин более специфичны, чем у мужчин; корреляции между оценками любви и симпатии у них значительно ниже. Эти различия являются результатом большой гендерной специфики в развитии близких отношений в процессе онтогенеза. Например, дружеские отношения девочек характеризуются большей интимностью и избирательностью, чем дружеские отношения мальчиков, общение в парах девочек имеет иной характер, чем в парах мальчиков и т.д. Следует сказать, что проблема половых различий в любви не может быть решена вне временного и социального контекста. Так, меняются сами представления о половых различиях, которые во многом поддерживают эти различия (поскольку люди стремятся соответствовать сложившемуся стереотипу).

Склонность к переживанию чувства любви оказывается связанной с такими чертами, как уровень романтизма и локус контроля, причем экстернальный локус соответствует большей ценности романтического поведения; были обнаружены и другие корреляции. Можно предположить, что связь между склонностью к любви и личностными характеристиками опосредована представлениями людей о формах поведения, которые являются желательными и соответствуют их полу, возрасту и другим параметрам.

Значение любви как социально-психологического феномена для жизни общества

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом показывают, что люди ценят стабильные отношения больше, чем даже такие значимые ценности, как богатство и работа. Как правило, люди, оценивающие себя как счастливых, характеризуются наличием надежных и приносящих удовлетворение эмоциональных отношений. Более того, счастливыми считают себя те, кто просто имеет или имел любовные переживания. Так, из опрошенных В. Кефартом студентов 70% мужчин и 75% женщин заявили, что пережитый ими опыт любви и отношений с любимым человеком сделал их счастливее, и только 5% мужчин и 4% женщин связали пережитый ими опыт любви со снижением общей удовлетворенности жизнью.

О высокой значимости эмоциональных отношений для человека говорит и тот факт, что их разрушение является чрезвычайно тяжелым переживанием и оказывает серьезное разрушительное воздействие на психическое и соматическое состояние. Одно из исследований показало, что в течение девяти лет после разрыва эмоциональных связей со значимыми другими среди тех, с кем это произошло, от различных причин умирало в два раза больше людей, чем среди уравненной по социально-демографическим показателям группы мужчин и женщин, сохранивших контакт с близкими. Среди одиноких американских мужчин старше 65 лет, по сравнению с их семейными коллегами, было в два раза больше смертей от рака легких и желудка, в 10 раз больше от туберкулеза и в 7 раз больше от цирроза печени. В любом возрасте смертность от сердечного приступа у одиноких людей значительно выше, чем у семейных.

Итак, наличие эмоциональных отношений важно для ощущения счастья, удовлетворенности жизнью и здоровья человека. А как любовь связана с успехом брака? Удивительно, но многие специалисты в области семьи настороженно относятся к любви как к фактору, который, по большей части, мешает семейному счастью. И у них есть на то свои причины. Известно, что семьи, созданные по любви, распадаются чаще, чем семьи, созданные по расчету. С другой стороны, есть и факты противоположного рода. Так, сравнение удачных и неудачных браков показало, что в стабильных семьях уровень любви гораздо выше. В счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. Положительная связь между любовью и удовлетворенностью браком была получена и в исследовании Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной на материале двухсот супружеских пар с разным стажем брака.

Отметим, что связь между любовью и негативными переживаниями зафиксирована и в этимологии слов, обозначающих сильные эмоции. Так, слово «страсть» обозначает как чувство любви, так и (в современном языке, правда, довольно редко) страдание. Любовь и смерть, любовь и опасность сосуществуют в произведениях художественной литературы. Например, любовь Ромео и Джульетты, которая является одним из признанных примеров любовных отношений в европейской культуре, разворачивается на фоне смертельной опасности, вызванной враждой между Монтекки и Капулетти. Реальность ситуации, описанной Шекспиром, кстати, была подтверждена в исследовании Р. Дрисколла и К. Дэвиса, которые установили, что противодействие родителей общению молодых людей со своими избранниками является фактором, способствующим возникновению романтической любви. Однако вторая часть «эффекта Ромео и Джульетты», как назвали авторы свои результаты, заключается в том, что через несколько месяцев чувства, начатые таким «внешним» способом, угасают или даже меняются на противоположные. В заключение можно сказать, что эмоциональные отношения с другими людьми являются важнейшим условием крепкой семьи, здоровья и счастья любого человека.

Любовь в психологической теории А. Адлера

Очевидно, что термин «любовь» объединяет качественно разные отношения. Так называют и чувство матери к своему ребенку, и отношение молодых людей. С равным успехом можно говорить о супружеской любви и любви к чему-то безличному, например, к своему делу. В психологии существует множество попыток выделить качественно специфические виды любви. Некоторые из них мы рассматриваем в данной курсовой работе.

В своих работах А. Адлер отдельно рассматривает вопрос любви и брака. По мнению А. Адлера, ребенок готовится к этому вопросу постепенно. Все его окружение наполнено отношениями любви и брака. Уже в самые первые годы жизни ребенок пытается занять позицию по этому вопросу и выработать собственное направление. То, что мы слышим на словах, не так важно, потому что как только речь заходит о любви, ребенок часто становится невероятно робким. Есть дети, которые совершенно определенно говорят, что не могут говорить на эту тему. Есть дети, которые очень привязаны к своим родителям, но не могут быть с ними нежными.

Говоря о начале зарождения у человека любовных переживаний, Адлер отмечает: «Первые побуждения к привязанности у ребенка появляются в очень раннем возрасте. Проследив их развитие, мы можем легко установить, что все они являются импульсами врожденного чувства общности. То, что чувство общности является врожденным, следует из постоянства, с которым оно возникает каждый раз. Степень его развития определяет наше отношение к жизни. Все наше понимание чувства общности уже заложено в понятии «человек»; мы не можем представить себе человека, который утратил бы его и при этом продолжал бы называться человеком. В истории мы также не находим людей, живущих в изоляции. Где бы мы ни встречали людей, мы находим их живущими в группах, если только отдельные люди не были, например, искусственно или по причине безумия, изолированы от общества».

Таким образом, все развитие ребенка требует, чтобы он был введен в ситуацию, в которой существует чувство общности. Его жизнь и здоровье гарантированы только в том случае, если есть люди, которые за него заступаются. Новорожденный теленок, например, уже вскоре после рождения может различать ядовитые растения. Но новорожденному человеку, в силу неполноценности его организма, дано чувство сообщества взрослых; ребенка нужно долго выхаживать, учить и воспитывать, прежде чем он приобретет способность заботиться о себе.

Говоря непосредственно о любви как о переживании, Адлер отмечает: «То, что мы называем в собственном смысле любовью, отношения между полами, всегда неразрывно связано с чувством общности. Любовь как отношения между двумя людьми и как часть чувства общности имеет свои собственные законы. Поскольку она является необходимым компонентом сохранения человеческого общества, ее нельзя понимать в отрыве от него. Тот, кто положительно относится к обществу, безусловно, положительно относится и к любви. Тот, кто обладает чувством общности, будет выступать за брак или за ту форму любви, которая эквивалентна или превосходит его. У тех, у кого подавлено чувство общности, кто не смог прийти к свободному выражению своей сущности в рамках человечества, любовные отношения будут носить изолированный характер».

Также А. Адлер назвал фактор, пронизывающий любовную жизнь людей, который всегда приводит к нарушениям совместной жизни: стремление к власти и личному превосходству.

Автор говорит о влиянии характера, поведения, стремлений человека на любовные отношения: «Линия поведения человека обязательно проявится и в любви. Она либо заставит его стремиться к несчастной любви и застревать на ней, либо позволит относиться к ней легче и приведет к подъему».

Заключение

На протяжении веков любовь была и остается предметом интенсивных дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в повседневном познании. Потребность в любви имеет жизненно важный характер. Любовь — это основа внутреннего мира личности, ее духовного «Я» как совокупности смысловых значений. Это высшая форма реализации отношения к другому человеку. Любовь раскрывает неповторимую уникальность Другого, переносит «центр притяжения» личного бытия на Другого — любимого человека.

Динамика любви к человеку другого пола в подростковом возрасте определяется неравномерностью развития структурных компонентов (эмоционального, когнитивного, поведенческого) интрапсихологического отношения и качественных особенностей его реализации в интерпсихологическом плане.

Можно отметить существенные различия между любовью и другими чувствами. Так, любовь стремится полностью уничтожить дистанцию между влюбленными, слив их в единое целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своей духовной природы предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями. Романтико-любовные отношения считаются более исключительными (экстраординарными) и обязывающими, чем дружеские. При наличии нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно спрашивает, какая из них важнее, дороже, ближе ему. В дружбе, при всей ее индивидуальности взаимоисключаемости, выбор не обязателен, поэтому люди меньше обращают внимание на тонкие нюансы своих отношений, их развитие кажется более плавным, не требующим ответственных решений.

Установлено и доказано, что любовь, любовные переживания — это самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, ни с сексуальными отношениями.

Желание найти и реализовать настоящую любовь заложено в самой сущности человека. Эта потребность свойственна каждому человеку с раннего детства. Нормальное удовлетворение этой потребности приводит к развитию способности любить. С колыбели и до конца жизни мы все ищем того, кто полюбит нас и кого мы сможем полюбить. И действительно, любовь просто необходима, она жизненно важна. Без нее мы теряем волю к жизни, наши умственные способности и физическая энергия ослабевают, наша сопротивляемость падает, и теряется смысл того, что мы делаем, ради чего мы живем. Все это оказывает глубокое влияние и на наше физическое здоровье.

Известно, что понятие «любовь» объединяет качественно разные отношения. Им обозначают чувства матери к своему ребенку и чувства молодого человека к своему ребенку. Говорят о супружеской любви, любви к родине, любви к своей работе и т.д. В психологии существует множество попыток выделить качественно специфические виды любви.

Анализируя любовные отношения в ходе курсовой работы, мы выяснили их специфику, рассмотрели виды любви, ее составляющие.

Наличие эмоциональных отношений важно для ощущения счастья, удовлетворенности жизнью, для здоровья человека. В заключение можно сказать, что эмоциональные отношения с другими людьми являются важнейшим условием крепкой семьи, здоровья и счастья любого человека.

Список литературы

  1. Гуревич П.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений/ М.: Знание, 1999. — 304 с.
  2. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия / А.Б. Демидов. — Минск: ЗАО «Экономпресс», 1999. — 180 с.
  3. Женщины, которые никого не любили. 3. — M.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 320 с.
  4. Изард К.Д. Психология эмоций. — СПб: Питер, 2000. — 464 с.
  5. Куинн В. Прикладная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений и слушателей психологических дисциплин. — Питер, 2000. — 559с.
  6. Кинтас, А.Л. Человеческая любовь / А.Л. Кинтас. — Москва: Духовная библиотека, 1993. — 254 с.
  7. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. — 2-е изд. — М.: Медицина, 1989. — 336 с.
  8. Кон, И.С. Дружба. Историко-психологическое исследование // Новый мир. — 1973. — N7. — С. 78-131.
  9. Кротов В.Г. Состояние чувств: Ориентация во внешнем мире. — Москва: Новая школа, — 1997, — 256 с.
  10. Кузнецов М.Т. Детоцентризм и психофизиология любви//Психология. — 2004. — №3, С.29-37.
  11. Марков С.А. Смущенный человек перед ликом любви // Философия хозяйства. — 2004. — №2. С.227 — 232.
  12. Можейко М.А. Земное и небесное: два образа любви в сознании европейца // АИВ Человек. Общество. Мир. — 1996. — № 2. — С. 50-59
  13. Мой муж влюбился! — Ярославцев М. // Крестьянка. — 2006. — №5. С. 138-141.
  14. Мэй Р. Любовь и воля. — М.: Киев. Рефл.-книж. изд-во, Ваклер, 1997. — 384 с.
  15. Национальный Эрос в культуре // Философия хозяйства. — 2004. — №2. С. 233-244.
  16. Николина А. Любовь здесь больше не живет // Крестьянка. — 2005. — №1, с. 10-15.
  17. Нравственность в современном мире. — Минск: Красико-Принт, 2003. — 128 с.
  18. Одиночество преодолимо, или 11 заповедей, которые нужно найти… // Спортивная жизнь России. — 2007. — №11, С.26-27.
  19. Пайнс Э. «Практическое руководство по социальной психологии». — СПб.: Питер, 2000. — 528 с.
  20. Петров В.П. Философия любви и философия сексуальности: В истории развития человеческой культуры и современном психоанализе // Журнал практического психолога. — 1999. — № 7. — С. 30-39.
  21. Поликарпов В.А. Психология первой любви. — Минск: Экономпресс, 2002. — 208 с.
  22. Присняков В.Ф. Нестационарные психологические процессы: Монография. — Днепропетровск: Издательство ДГУ, 1994. — 192 с.
  23. Тогда мы вернемся друг к другу // Крестьянка — 2005. — №1. С. 20-21.
  24. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. — МОСКВА: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЛАДОС», — 2001. — 208 с.