Для связи в whatsapp +905441085890

Макиавелли: технология власти и лидерства — Макиавелли о природе государственной власти и качествах правителя

Его вклад в изучение политологии невозможно переоценить. Действительно, он одним из первых разработал концепцию гражданского общества и первым использовал слово «государство» для политической организации общества.

Идеи Н. Макиавелли возродили современную социологическую теорию элит (В. Парето, Э. Дженнинг, Г. Моска, К.Р. Миллс), оказали влияние на автора теории «управленческой революции» Я. Бернхейма, возглавившего «макиавеллистский тренд». Его называют авторитетом и предшественником теоретиков бюрократии (М. Вебер, Р. Михельс), коррупции (С. Хантингтон), «постиндустриального общества» и политического прогнозирования (Д. Белл, Г. Кан, Э. Винер), и, наконец, задолго до О. Конте он выдвинул идею «публичного общества» и «социализма». Он предложил идею «социального консенсуса» задолго до О. Конта.

Иррелигия логически влечет за собой аморальность. Для Верховенского, как и для Макиавелли, есть сферы человеческой деятельности, в которых соблюдение любых социокультурных норм является хлопотным и неоправданным. В первую очередь, это общественно-политическая деятельность. Лидер с далеко идущими планами и выраженные трансгрессивные амбиции, способный играть в умелую политическую игру, должен «использовать» все доступные средства, как моральные, так и аморальные, для достижения своих целей. Он не должен стесняться необходимости лгать, интриговать, обманывать, потому что это только те средства, которые несоразмерны по своему ценностному статусу с поставленной целью.

Макиавелли учит правителя не политической морали, а политическому реализму. Везде, где хитрость, цинизм и корысть ползут к власти, итальянский мыслитель вспоминается.

Для гуманиста, которым был Макиавелли, приоритетом, несомненно, оставалось государство, светское государство, которое жило не по уставу Церкви, а по своим собственным законам.

Для Макиавелли нравственность политики означает соответствие желаниям народа, потому что воспроизводство жизни само по себе является хорошей и созидательной целью, и народ не может ее изменить, его нравственность связана с образом бытия.

Одно из главных произведений Макиавелли — «Государь». Основная идея работы «Государство» заключается в том, что государство стоит над индивидом, что интересы индивида могут быть пренебрегнуты для достижения общих интересов. Таким образом, Макиавелли практически узаконивает массовые убийства, наделяет суверена неограниченной властью и оправдывает суверена в тех случаях, когда он действует на благо государства. Макиавелли считает допустимым, чтобы суверен уклонялся от своих обещаний; на самом деле, этому посвящена целая глава его труда. Макиавелли полностью деморализует политику и превращает ее в «грязный» бизнес, каким мы его видим сегодня.

Политическая концепция Макиавелли была антитезой религиозной христианской доктрины права и государства. Он основывал политику на воле, власти, хитрости и опыте, а не на богословских постулатах. При этом флорентийский философ опирался на исторические потребности, на исторические модели общественного развития.

Для Макиавелли политика является результатом борьбы общественных сил, групп, личностей. Человеческий интерес играет в этом активную роль. Следует отметить, что Макиавелли видел основу своей политической доктрины во внутренней природе человека, в его основных характеристиках. И среди этих макиавелли считает эгоизм, стремление к власти, желание приобрести собственность. Отсюда и суть макиавеллизма — в политике нужно опираться не на мораль, а на силу. Мораль может быть принесена в жертву для благородного дела; цель оправдывает средства. Доктрина Макиавелли утверждает постоянство человеческих устремлений.

Конечно, люди стремятся быть более честными, чем они есть на самом деле, а также выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Но когда правитель путает желаемое с действительностью, его добровольно обманывают.

Существует большое расстояние между тем, как люди живут и как они должны жить. Честный правитель обычно терпит неудачу, потому что он измеряет людей по своей мерке, то есть представляет их лучше, чем они есть. В отличие от этого, умная линейка проверяет, что есть на самом деле.

Хотя люди менее честны, чем они думают, честность сама по себе высоко ценится, потому что люди стремятся к тому, чего у них нет. Особенно, когда такие качества уважают и окружают почтением.

Люди склонны наделять себя видимыми символами, желанными благами, вымышленными достижениями. Когда правитель ищет власти, признания или лидерства, он должен использовать символы, исходящие из мотивов любви. Но удержать власть можно, только полагаясь на мотив страха.

Есть только два пути достижения цели — путь закона и путь силы. Первое свойственно человеку, второе — диким животным. Линейка тоже не должна выбирать, так как эта антиномия нерастворима. Он должен уметь использовать оба способа.

Макиавелли: технология власти и лидерства - Макиавелли о природе государственной власти и качествах правителя

Макиавелли о природе государственной власти и качествах правителя

Власть — это очень эмоционально заряженное явление, которое возбуждает одних людей и пугает других. Некоторые люди очарованы властью, как магнит, который бессознательно притягивает и заманивает.

Макиавелли утверждает, что власть, какой бы она ни была, должна быть твердой и непоколебимой. Власть не должна ослабевать.

Макиавелли говорил, что правитель, который хочет преуспеть в своих начинаниях, должен адаптировать свои действия к законам необходимости (судьбы) и поведения своих подчиненных. Власть на его стороне, если он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мышления, моральные привычки, сильные и слабые стороны. Очевидно, что действия людей, наряду с другими качествами, определяют амбиции. Но недостаточно знать это. Необходимо выяснить, кто является более амбициозным и, следовательно, более опасным для тех, кто находится у власти: те, кто хочет сохранить то, что у них есть, или те, кто стремится получить то, чего у них нет. Те, кто богаты, руководствуются страхом потерять то, что накопили. Страх потерять заставляет их развивать те же страсти, что и тех, кто стремится к приобретению, утверждал Макиавелли. Оба мотива власти, которые часто маскируют обычную деструктивность, одинаково извращены. Бедные жаждут приобретения столько же, сколько и богатые, которые всегда чувствуют, что их имущество недостаточно надежно защищено, если только они не совершат новых приобретений.

Чтобы удержать правителя у власти:

  • Должен подчинять свои действия законам необходимости (судьбы) и поведению подчиненных;
  • Не делай маленьких ошибок. Когда ты делаешь ошибки, ты делаешь большие ошибки;
  • Чтобы предотвратить развитие воли к власти в «Богатых амбициях», которая пробуждает в людях, не имеющих власти, желание обладать ею и все, что связано с властью — богатство и почести, которые, в свою очередь, развивает коррупцию и бюрократию;
  • Никогда не вмешивайтесь в собственность людей (не вмешивайтесь в имущественные и личные права субъектов);
  • должны уметь эксплуатировать страсти толпы, играя на них, как музыкант, в то время как толпа склоняется к появлению успеха;
  • нужно использовать два основных мотива — страх и любовь.
  • не должны быть настолько щедрыми, чтобы эта щедрость навредила ему.
  • Не бойся быть жестоким, когда тебе это нужно.
  • Он не обязан выполнять все свои обещания.
  • Следует следовать принципу «вознаграждать постепенно, наказывать залпом».
  • Должны сочетать в себе качества льва (сила и честность) и лисы (мистификация и умное притворство).
  • Должна играть роль, носить социальную маску, через которую не видно настоящего лица.
  • Должен уравновешивать концы с концами, а концы с концами с концами с концами с концами с концами с концами с концами с концами с концами с концами.
  • Он не может руководствоваться нравственными нормами, потому что политика — это сфера относительного, а мораль — сфера абсолютного.

Давайте посмотрим на каждое качество индивидуально и исследуем суть и причины обладания этим качеством.

Власть на его стороне, если он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мышления, моральные привычки, сильные и слабые стороны. Очевидно, что действия людей, наряду с другими качествами, определяются амбициями. Но недостаточно знать это. Необходимо выяснить, кто более амбициозен и, следовательно, более опасен для тех, кто находится у власти: те, кто хочет сохранить то, что у них есть, или те, кто стремится получить то, чего у них нет. Те, кто богаты, руководствуются страхом потерять то, что накопили. Страх потерять заставляет их развивать те же страсти, что и тех, кто стремится к приобретению, утверждал Макиавелли. Оба мотива власти, которые часто маскируют обычную деструктивность, одинаково извращены. Бедные жаждут приобретения столько же, сколько и богатые, которые всегда чувствуют, что их имущество не является достаточно надежным, если только они не делают новых приобретений.

Наказание, как правило, за мелкие правонарушения, а за крупные — награда. Если все страдают, мало кто захочет отомстить, потому что общую обиду легче вынести, чем частную. Увеличить зло, страх не упрек совести за то, что он сделал, ибо победа не вызывает никакого стыда, как бы дорого она ни была выиграна. Победители не осуждают; от рабства помогают только предательство и мужество. Когда люди начинают пожирать друг друга, судьба слабых с каждым днем становится все хуже. Когда обстоятельства неблагоприятны для человека, он может полагаться только на собственные силы.

Ориентация на власть, стремление к ее достижению, несет в себе потенциальную опасность для общественного порядка, гарантом которого может быть только тот, кто уже обладает этой властью. Правитель, как личное воплощение привилегий и власти, становится мишенью для бесчисленного множества амбициозных подданных. Качество стремления к вершине не зависит от личных преимуществ и недостатков. Она действует в человеке как объективный закон, независимый от его воли и сознания. Воля к власти», если использовать Ницшеанскую терминологию, выше, чем человеческие чувства; она управляет нами, несмотря на самих себя.

Ориентация на работу

Ориентация на власть, стремление к ней, несет в себе потенциальную опасность для общественного порядка. Правитель, как личное воплощение привилегий и власти, становится мишенью для бесчисленного множества амбициозных подданных. Это качество стремления вверх не зависит от индивидуальных заслуг и недостатков человека. Она действует в человеке как объективный закон, независимый от его воли и сознания. Воля к власти», если использовать Ницшеанскую терминологию, выше человеческих чувств; она управляет нами, несмотря на самих себя. Успех движения вверх зависит не столько от интенсивности ориентации на власть, сколько от имеющихся в распоряжении средств. Те, кто имеет гораздо больше средств в своем распоряжении — деньги, связи, интриги, чтобы посеять путаницу в обществе, чтобы дестабилизировать существующий порядок. Имея много, они фактически злоупотребляют тем, что уже есть, потому что через незаконные действия провоцируют те же жадные чувства у бедных.

Наряду с властью, свобода имеет неоспоримую ценность для человека. Это тот же императивный мотив человеческой деятельности, что и сила. Когда власть чаще всего пытается захватить, свобода — не потерять. В «Дискуссиях о Титусе Ливиусе» Макиавелли спрашивает, кому лучше доверить защиту свободы — тем, кто хочет приобрести то, чего у них нет, или тем, кто хочет удержать уже приобретенные блага? Он сравнивает исторические факты и приходит к выводу, что свобода Республики доверена простым людям, а не дворянам. Вторые одержимы желанием доминировать, в то время как первые не хотят ничего, кроме как не быть угнетенными. Поэтому они любят свободную жизнь больше и имеют меньше средств, чем последние, чтобы украсть свободу. Чтобы подтвердить свои выводы, флорентийский философ продолжает повторять одну и ту же мысль: человек может смириться с потерей власти или чести, даже с потерей политической свободы, но он никогда не смирится с потерей собственности. Народ молчит, когда сторонников Республики казнят или нападают на честь их лидеров. Но люди восстают, когда их собственность посягает.

Что регулирует поведение человека — мотивы или результаты:, истинные цели или ложные результаты:? Трудно понять тайны человеческой души. Как часто человек сталкивается с ничтожностью мотивов и величием результатов, а ещё чаще — с величием намерений с ничтожными результатами. Встретиться с настоящим или принять как должное? Это вопрос, который эксперт по политике или управлению должен решить для себя сам. Типично только для светских людей принимать внешность за действительность, верить, что достигнутый успех оправдывает любые, даже самые нечестные средства, если он находится в руках людей, находящихся у власти. Толпа состоит из них, то есть из массы темных, необразованных людей. Они мало понимают, какой политик на самом деле. Их интересует только то, каким он кажется. Если суверен добился того, что ценится всеми или большинством, а именно единства общины, и использовал для этого сомнительные средства, то они, эти средства, всегда будут считаться достойными похвалы. Ведь толпа обращает внимание только на внешность; мнение немногих имеет вес, когда большинству не на что отступать. Толпа — это всегда большинство, но не каждое большинство — это толпа. Люди, подчиняющиеся воле необходимости или разума — не толпа. Толпой управляют страсти, которые скорее плохие, чем хорошие. Другими словами, толпа — это место чувств, страстей, эмоций; одиночество — место разума и концентрации. Все люди подвержены страстям, независимо от того, причисляют ли они себя к знатному или простому народу. Мужчины, говорит Макиавелли, как правило, неблагодарные, переменчивые, лживые, страшные и жадные. Разумный правитель должен уметь обуздать страсти и играть на них, как музыкант. Чтобы не попасть в неприятности, лучше не строить иллюзий и заранее думать, что все люди — зло. Ну, если реальность опровергает его мнение, и он ударит хорошо. Тогда успех будет только расти. Но если мы начнем с противоположного мнения, реальность, которая оказывается другой, разрушит его планы.

Правитель не допустит ошибки, зная, что поведение людей определяется двумя основными мотивами — страхом и любовью. Поэтому тот, кого боятся, может править так же, как и тот, кого любят, пишет Макиавелли в своих «Дискуссиях». Страх сильнее и твёрже, а любовь очень тонкая. Она опирается на самый шаткий фундамент — человеческую благодарность. Но благодарность легко уничтожается, и злой человек готов использовать любой предлог, чтобы изменить ее ради своей личной жадности. Но знает ли правитель заранее, кто есть зло и кто есть добро? Он должен быть трезвым реалистом, который ожидает успеха даже в самых неблагоприятных обстоятельствах.

Путь государя коварен, и есть опасности, когда он их не ожидает. Вчерашние успехи — это сегодняшние неудачи; добро, к которому он стремится, ожидая, что его подданные увидят в нем добро, может превратиться во зло. Правитель может показать лучшие лидерские качества, но они не принесут ему пользы. Поэтому правитель не должен быть щедрым до такой степени, что эта щедрость причиняет ему вред. Но он также не должен бояться осуждения за те пороки, без которых невозможно сохранить власть. Интеллектуальный лидер всегда является правителем, который весит все обстоятельства и последствия своих действий, и круг обстоятельств, проанализированных должны быть достаточно большими, чтобы простая идея, чтобы быть ясно понятым: Есть добродетели, владение которыми ведет к разрушению, есть пороки, владение которыми может принести безопасность и процветание.

Когда речь идет о высшем социальном благе, порядке и стабильности, суверен не должен бояться репутации жестокости. Хуже, если, чтобы заслужить благосклонность своих подданных, или от избытка снисхождения, он допускает беспорядок, грабежи и насилие. Лучше казнить столько, сколько необходимо ради наказания, ибо от казней все равно страдают отдельные люди, но беспорядок — это катастрофа для всех.

Разумный правитель

И еще одно правило: благоразумный правитель не обязан выполнять все свои обещания. Он обязан это делать только в том случае, если невыполнение является для него вредным. Такой совет звучит аморально, если все мужчины честны и совестливы. Но мы знаем, что большинство субъектов не слишком заботятся о выполнении обещаний и приказов своего суверена. Поэтому государь не должен слишком торопиться с выполнением своих обещаний. В своем стремлении к власти он дает обещания направо и налево, пытаясь завоевать любовь и верность своих подданных. Но быть хорошим слишком долго — это невыразимо тяжелая ноша. Быть добрым — это взять на себя еще одно обязательство. Более того — стать зависимым от своих подданных. А там, где есть зависимость, есть нерешительность, трусость и опрометчивость, качества, неприемлемые для лидера. Люди в первую очередь презирают трусов, а не жестоких. Иждивенческий суверен не способен быть жестоким и злым; он обязательно добрый. Однако, как утверждает Макиавелли, за добрые дела можно так же легко пожинать ненависть, как и за плохие. Вывод: чтобы удержать власть, нужно быть порочным…..

Когда ведущие люди, вы должны либо ласкать их или покорять их, и быть очень осторожны с этим. Люди обычно мстят только за легкие оскорбления и слабительное. Сильное давление лишает их способности нанести ответный удар. И если лидер выбирает свой путь, угнетение должно быть настолько сильным, чтобы забрать все надежды на сопротивление. Добрые дела лучше делать капля за каплей, чтобы у подчиненных было достаточно времени, чтобы их оценить. Позитивные стимулы должны цениться, только тогда они будут служить своей цели. Награды и промо-акции ценятся тогда, когда они нечасты, когда они постепенно исчезают. Напротив, негативные стимулы, наказание лучше применять немедленно и в больших дозах. Однократные жестокости терпят с меньшим раздражением, чем более длительные. Там, где есть раздражение, мы не можем контролировать поведение людей. Санкции не требуют благодарности и взаимности, они создают эмоциональное смятение. Сильный гнет лишает субъектов возможности отомстить, и это хорошо для лидера. Итак, зло все сразу, а добро — постепенно; гораздо надежнее внушать страх, чем быть любимым. И опять же, зло причиняет людям боль, а добро надоедает им, и оба чувства приводят к одному и тому же результату.

Каковы «характеристики льва» и «характеристики лисицы»?

Властелин не обладает всеми добродетелями одновременно. Поэтому важно не то, кто он, а то, как он предстает перед своими подданными. Они легче влюбляются в такой трюк. Толпа наслаждается появлением успеха. Мудрый лидер сочетает в себе качества льва (сила и честность) и лисы (мистификация и хитрость рассеивания), то есть врожденные и приобретенные качества. Мало что дается человеку природой, гораздо больше он получает, живя в обществе. Он прямолинеен, хитроумен или талантлив по рождению, но амбиции, жадность, тщеславие и трусость формируются в процессе социализации личности. Природа сделала человека таким, что он может желать чего угодно, пишет Макиавелли, но они не всегда могут этого достичь. Между двумя полюсами — желанным и действительным — возникает опасное напряжение, которое может сломить человека, заставить его ревновать, обманывать или жадничать. Ведь желание что-то приобрести превосходит наши силы, а возможностей всегда не хватает. Результат — неудовлетворенность тем, что уже есть. Макиавелли называет такое состояние недовольством. Зависть порождает врагов, напористость порождает сторонников.

Недовольство — это стимул для движения, и именно оно влечет за собой изменения в нашей судьбе. Мы такие, что отчасти хотим больше, чем имеем, отчасти боимся потерять то, что уже приобрели. Завидуя тем, кто живет лучше, мы ненавидим их и наживаем врагов тем, кто даже не знает об этом. Постепенно стремление двигаться становится тормозом: мы становимся нашими собственными врагами. Затем наступает час оборотней; зло появляется в маске добра, а добро используется для зла. Во всем, что необходимо. Желание приобрести — это природное качество. Если одни будут стремиться к этому в меру своих возможностей, другие не будут завидовать им, но хвалить их, не будут осуждать их, но одобрять их. Плохо, если они не могут не достигнуть, не заслуживают, а получают,

Когда человеку не хватает рвения или храбрости, он предпочитает полагаться не на удачу или умение, а на собственную рассудительность. Судьба может благоприятствовать молодым и безрассудным, но жизнь учит благоразумию и постепенность. Честные и храбрые люди идут прямо, а слабые и несчастные — безразлично. Ходить по кругу означает умерить свои аппетиты, приспосабливаться к обстоятельствам там, где это необходимо, отступать и всегда делать это: не думать о том, что вы думаете, не доверять первой встрече, действовать только в свою пользу, не думать, как вы говорите. Другими словами, играть определенную роль, надеть социальную маску, через которую вы не можете увидеть свое истинное лицо. Любителей счастья очень мало, честных и благородных — в меньшинстве. Их можно назвать личностями, но большинство из них — безликая масса, ибо внешность — это маски, которые должны носить неличности, чтобы скрыть свою лживость и обманчивость. Поэтому о людях вообще можно сказать, что они притворщики. Они бегут от опасности и жаждут богатства. Если вы делаете им добро, то они — навсегда ваши друзья: готовы пожертвовать за вас жизнью, имуществом и детьми, если, конечно, необходимость в них не предвидится. Но если вы лишите их того, что они особенно нуждаются или ценят превыше всего, даже если это должно быть сделано для общественного блага, они предадут или возненавидят вас. Для большинства — численного большинства — нет стойких нравственных добродетелей. Их чувство достоинства не является абсолютным императивом, а лишь пассивным выражением амбиций и приобретений.

Макиавеллизм

Все люди, независимо от их нравственности, стремятся к одной и той же цели, славе и удаче. При этом каждый выбирает свой собственный путь: одни действуют осторожно, другие мужественно; одни прибегают к хитрости, третьи к насилию; одни терпеливы, третьи полны решимости — все могут добиться успеха, несмотря на их противоположные направления действий. Почему это возможно? Они действуют по-другому, но достигают своих целей одинаково. Причина в том, что, несмотря на противодействие, оба способа действий соответствуют обстоятельствам данного момента. То, что хорошо в один момент, может быть плохо в другой. В одних ситуациях требуется жестокость, в других — терпение. Выбор целей также зависит от обстоятельств: Не следует стремиться к демократии в коррумпированном обществе или к монархии в свободолюбивом обществе. Цели должны быть сопоставлены со средствами, а средства — с обстоятельствами и результатами. Если ваша цель — создать республику, то это один путь, если ваша цель — создать монархию, то это другой путь.

Принцип относительности правительства Макиавелли, таким образом, гласит: выбор средств относительно ситуации, оценка результата относительно средств, и, наконец, все вместе: цель, средства, ситуация должны быть связаны друг с другом. Политик не может руководствоваться моральными нормами, потому что политика — это царство относительного, а мораль — царство абсолютного. Многочисленные казни не могут быть оправданы высшими принципами, а должны быть оправданы концом или конкретной ситуацией. Поэтому принцип относительности тесно связан с принципом разграничения политики и морали: политику нельзя судить с точки зрения морали. Идея Макиавелли о разделении властей (политических и религиозных) стала основой классической доктрины буржуазного либерализма.

Политическая доктрина Макиавелли — это доктрина, которая впервые отделила рассмотрение политических проблем от религии и морали, что должно было способствовать формированию абсолютистских национальных государств. Позднее он был использован идеологами абсолютизма и вызывал яростную ненависть со стороны защитников феодальных устоев и феодального строя. И в дальнейшем наиболее яростно атаковали макиавелли тех политиков, которые прикрывали религиозно-нравственными аргументами своеобразную классовую политику, а именно тех, кто основывал свою деятельность на практическом «макиавеллизме» — беспринципной политике, по сути, против всех и любой нормы морали во имя достижения эгоистичных целей.

Взаимосвязь между фактическим учением Макиавелли и «макиавеллизмом» довольно сложна. Формулируя принцип оправдания средств, которые политик использует для достижения своих целей, он допускал довольно произвольную интерпретацию связи между целями и средствами политического действия. В целом, можно сказать, что чем шире социальная база политики, чем шире слои общества, на которые реагирует политика, тем меньше места «макиавеллизму» как тайной и коварной политической деятельности в его методах. Напротив, чем теснее социальная база, на которой базируется власть, тем больше ее политика идет вразрез с общим благом, тем больше она склонна прибегать к макиавеллистской тактике политической борьбы. Это полностью относится к классовой борьбе в антагонистическом обществе. «Мысль Макиавелли содержала в себе зародышевые элементы интеллектуальной и нравственной революции», — отметил Антонио Грамши, основатель Коммунистической партии Италии. «Макиавелли — революционер» — так назвал свою статью о нем современный марксист-исследователь работ флорентийского секретаря Г. Прокаччи. Он видит революционный характер Макиавелли в антифеодальной направленности его политической теории и практики, в его стремлении полагаться на народ, на самые прогрессивные слои общества того времени. Его «суверен» — реформатор, создатель «нового государства», законодатель, выступает в качестве выразителя национальных интересов. Политическая идея Макиавелли революционна в преодолении феодальной раздробленности, которая воплощалась не только феодальной знатностью, но и партикуляризмом городов-государств.

Однако нельзя забывать, что национальное абсолютистское государство, при всей своей прогрессивности, создавалось на костях обездоленных рабочих масс, на которых обычно не обращают внимания апологеты буржуазного прогресса. Вот почему так важно подчеркнуть социальный характер политической доктрины Никколо Макиавелли и ее исторические, классовые границы. Была и гуманистическая критика «слева»: в этом смысл откровенно острой полемики против макиавеллизма и проповеди «интереса государства» в произведениях Т. Кампанеллы, который в своей критике политической доктрины автора Государя взял за отправную точку интересы широкой массы рабочих, ставших жертвами первоначального накопления и социального угнетения при абсолютистском государстве.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Объект, предмет и цель деятельности финансового менеджмента
  2. Прогнозирование сбыта
  3. Причины для организационных изменений
  4. Проектная мотивация
  5. Творческий характер управленческих решений
  6. Способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе
  7. Проблемы взаимодействия человека и организации
  8. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
  9. Поведение лидера при принятии решения
  10. Информационная поддержка контроллинга