Для связи в whatsapp +905441085890

Маргиналы в истории — Понятие «Маргинальность»

Термины «маргинальность» и «маргинальные группы» происходят из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 году и первоначально использовались для обозначения весьма специфической этнокультурной ситуации, для описания «человека на рубеже культур» Рожанский М. «Маргинальная Россия» // Дружба народов -1998-№2. С. 17.
В своей наиболее типичной форме маргинальность — это утрата объективной принадлежности к определенному классу, страте или группе без перспективы стать частью другой аналогичной группы. Основной признак маргинальности — разрыв связей (социальных, культурных и поселенческих) с прежним окружением. Постепенно значение термина «маргинальность» стало расширяться, и сегодня он используется для описания пограничной зоны, периферии или промежуточного положения по отношению к любым социальным сообществам. Классический тип маргинала — это вчерашний крестьянин в городе, который уже не крестьянин и еще не рабочий. В классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается по мере того, как маргиналы вливаются в новую среду и приобретают новые характеристики. Другой вариант маргинализации (негативный вариант) заключается в том, что состояние переходности и периферийности сохраняется и поддерживается в течение длительного времени, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского и паразитического поведения. Этот тип маргинальности был объявлен результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, то есть результатом мобильности «сверху вниз». Следует также учесть, что в социологии разработана концепция типов общества: открытого, закрытого и переходного. Предполагается, что в открытых обществах мобильность высока и прогрессивна, что преобладает движение вверх и что маргинальность носит преходящий, временный характер. В закрытых обществах мобильность низкая. Степень и масштабы мобильности и, следовательно, маргинальности наиболее высоки в обществах, находящихся на этапе перехода от закрытого к открытому обществу. В таких обществах маргинализация становится одной из основных характеристик движений внутри общества на протяжении многих лет.
Что касается целей и задач исторического анализа, необходимо рассмотреть следующие моменты. По объективным и субъективным причинам во всех обществах, в том числе и в российском, до и после революции существовали и воспроизводились маргинальные группы. Эта маргинальность может быть естественной или искусственно созданной и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить в связи с процессами экономического, социального или культурного характера, благодаря которым каждое общество имеет свою «почву» в виде разрушенных и депрессивных элементов и групп, а также антисоциальных элементов, то есть тех, которые само общество отвергает. Другими словами, в каждом обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном, есть маргинальные группы с относительно схожими источниками происхождения, проявлениями и психологией. Только удельный вес этих групп может быть разным.

Маргиналы в истории - Понятие «Маргинальность»
Маргиналы в истории — Понятие «Маргинальность»

Понятие «Маргинальность»

Иная ситуация складывается, когда процесс реструктуризации в обществе затягивается, и маргинализация становится чрезмерно массовым и долгосрочным социальным явлением. В этом случае маргиналы приобретают черты социальной стабильности, они «висят» на разломах социальных структур. Обычно это происходит в результате политики искусственной маргинализации, то есть перевода сотен тысяч или даже миллионов людей в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение. Таким образом, даже в дореволюционном обществе существовала целенаправленная политика исключения политических противников режима (революционеров), а также людей, подвергавшихся дискриминации и ограничениям по национальному или религиозному признаку. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация затронула целые категории и группы. Общество разделилось на противников и сторонников режима. Группы, которых раньше не существовало, были искусственно раскручены режимом. Таким образом, спецселенец не имел аналога в дореволюционном обществе, но существовал в сталинском обществе с 1930 по 1955 год, то есть четверть века. Никогда ранее не существовало такой силы, как Ополчение глубинки — дети «бесправных», достигшие призывного возраста и призванные не в регулярные части Красной Армии, а в Ополчение глубинки — аналог более позднего Строительного батальона. Группа существовала с 1930 по 1937 г. Таким образом, искусственное исключение в сталинском обществе приобрело огромные, катастрофические масштабы и стало органическим сопутствием репрессий и средством для политических и даже экономических решений (создание системы принудительного труда).
К сожалению, тема «маргинальности и маргинальных групп» недостаточно разработана применительно к российской истории ХХ века.
Прежде всего, необходимо выделить работы социологов, занимающихся проблемами теории и, в некоторой степени, истории маргиналов в первой половине двадцатого века. Наиболее полная и квалифицированная теория предмета, вместе с экскурсами в нашу историю, представлена в публикациях Е. Старикова. Ему принадлежит приоритет в постановке этой проблемы как исследовательской и наиболее важной для понимания изменений в социальной структуре российского общества в текущем столетии. Он также поднял вопрос о глубине и масштабах процессов рефеодализации послереволюционного общества. Так, Е. Стариков сформулировал гипотезу о том, что при разрушении традиционного общества, если новые структуры быстро не консолидируются, обломки традиционного общества будут переструктурированы раньше и вновь образованная социальная система будет на порядок ниже разрушенной, т.е. более архаичной. И это относится ко всем элементам структуры. Он также первым из российских социологов выдвинул гипотезу о восстановлении классовой модели общества в России после революций 1917 года, хотя и в новом, советском обличье.
Аналогичным образом о возникновении и развитии номенклатуры как особой страты написаны работы М. Восленского. Восленский прямо утверждает, что номенклатура — это продукт деклассированного общества и что сама номенклатура, по сути, является маргинальной группой.
Ряд российских исследователей (Н. Иванова, В. Шир омская и др.), анализируя социальную структуру начала века и послереволюционных лет, также приходят к выводу, что при описании картины структурных изменений и сдвигов невозможно понять суть изменений в социальной структуре без учета процессов маргинализации масс.

Проблема маргинальности

Социальная трансформация современного общества характеризуется не только появлением ранее не существовавших слоев в системе стратификации — особенно класса крупных и средних собственников, слоя «новых бедных», маргиналов, безработных, — но и соответствующей адаптацией этих слоев к вновь возникающим статусно-ролевым функциям и переориентацией социальной и личностной идентичности.
В центре внимания в разные годы были различные аспекты структурного неравенства, его углубления, социальной поляризации и маргинализации, интеграции и дезинтеграции социального пространства; проблемы образования среднего класса; властные отношения; трудовая автономия в социально-производственных структурах. Для получения достаточно полной картины процессов в социально-структурной сфере российского общества необходимо учитывать тенденции и масштабы формирования различных социальных элементов, социальных общностей, динамика которых определяется качественными изменениями в отношениях собственности, власти, уровне доходов различных социальных групп и слоев, законами структурной перестройки экономики и занятости. Известно, что в результате отраслевых сдвигов в экономике страны, кризиса, затронувшего целые группы отраслей, определенная часть активного населения осталась вне занятости и приобрела статус безработного. Сегодня это 8% активного населения России. Внешний вид этого слоя существенно влияет на качество жизни всего населения. Но в то же время, в связи с изменением статуса занятости, у этой части населения сформировались характеристики групповой безопасности со своими ценностями и нормами, структурой потребления, качеством и образом жизни, идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями. Таким образом, происходила реализация целого ряда новых социально-групповых процессов, формирование феномена группового сознания и групповой консолидации и интеграции.
Особенность российского общества заключается, помимо прочего, в том, что на процесс глобализации накладывается противоречивый процесс трансформации, который сопровождается углублением социального неравенства и маргинализацией значительной части населения. Проблема углубления социального неравенства получила в мировой литературе название «бразилизация». Рост маргинальных слоев (по образному выражению Д. Коупленда, «поколения Х») можно наблюдать и в российском обществе. Трансформация российского общества неизбежно привела не только к изменениям в социальной структуре, но и остро поставила для традиционных сообществ вопрос о сознании индивидуальной и групповой социальной идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, степени сплоченности, системе ценностей Социальная стратификация российского общества. Под ред. профессора Голенковой З.Т. «Летний сад» Москва 2003. С. 9.
Продолжая причислять к своим жертвам все нежелательные элементы, общество чувствует, что его глубинные устои, в корне подорванные экономическими процессами, подрываются изнутри. Сегодня циркулируют не только чужаки, но и свои — те, кто заражен раком, пустившим корни в нашем обществе. Отчуждение — это продукт дезинтеграции общества, находящегося в кризисе. Слово «маргинальный» постепенно выходит из употребления, потому что мужчины и женщины, живущие по ту сторону декораций, не делают этот выбор сами; их тихонько подталкивают к этому состоянию, не приобщая ни к одной из традиционных категорий отторжения.
Возможно, слабее других (хотя это еще предстоит доказать), они остаются на обочине дороги, по которой движется таранная когорта тех, кто остался в седле, равнодушный к отставанию и падению маргиналов.
Отныне маргинал больше не является аутсайдером или прокаженным. Он похож на всех остальных, идентичен им, и в то же время он калека среди себе подобных — человек с отрезанными корнями, отрезанный в сердце своей родной культуры, своей родной среды.

Причины возникновения маргинальных слоёв

Третий тип поведения в период «культурного разрыва» ориентирован на конструктивное совладание с новым и неосвоенным, его можно условно назвать адаптивным. Такая ситуация дает им уникальную возможность внедрять культурные инновации и формировать будущие культурные нормы и образцы. Мобильность и быстрая адаптация являются характеристиками третьего, конструктивного типа реагирования на стрессовую культурную ситуацию. Маргиналы могут перейти в состояние консолидации с доминирующей культурой, могут изменить свой прежний статус и вновь обрести его. В настоящее время в российской ситуации существует множество групп «новых маргиналов»: люди первого традиционного типа, потерявшие социальную поддержку (безработные, мигранты, беженцы). Есть и другой вариант — группы, которые чувствуют себя маргиналами от доминирующей культуры, агрессивно-деструктивные и пытаются утвердить свою культуру или субкультуру (национальная культура, сексуальные меньшинства, рок-культура) как стабильную и с приоритетными ценностями и нормами. Это еще одна тенденция культурной маргинальности в современности.

Новаторские, игривые маргиналы рубежа 20-го и 21-го веков очень отличаются от маргиналов 1970-х и 1980-х годов, таких как диссиденты. Новая литература привлекла читателей утратой этических критериев как доминирующего качества художественного сознания. Этика в постмодернизме ситуативна, и человек ведет себя ситуативно. Для игривой, стилистически активной версии постмодернизма все предыдущие культуры и культурные стили являются лишь материалом для его «собственного языка». Эта тенденция, на наш взгляд, является, пожалуй, самой опасной, поскольку за разрушением духовных ценностей, которые были сакральны для российского менталитета, последовало разрушение социальных структур. Однако некоторые исследователи современного маргинализма отмечают, что «на горизонте русской художественной культуры есть признаки приближения нового периода….. В искусстве, которое является лакмусовой бумажкой культуры, есть ожидание и предчувствие новых культурных идеологий с очевидно гораздо более сильным этическим проявлением, демиургизмом и ригиоризмом. Это означает, что «культурный разрыв» в России подходит к концу. Даже если признаки этого «нового периода» не очевидны или не проявляются, мы считаем, что он неизбежно должен наступить, потому что он находится в логике развития культуры, которая существует по своим законам, имеет свои механизмы и своих «культурных героев».

2.3 Взаимосвязь качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации современного общества: положительные и отрицательные черты

Возведение социальных барьеров и демаркаций, ограничивающих доступ к другой группе или ограничивающих группу самой собой, называется социальными оговорками. Многочисленные исследования показывают, что социальная мобильность происходит с особой интенсивностью в переходных обществах, которые быстро развиваются. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению социальной мобильности. Чем выше социальный класс, тем сложнее в него проникнуть. Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Социальные движения индивидов имеют объективные показатели: занятие новой должности, увеличение дохода, приобретение имущества и т.д. Но изменение объективных показателей в жизни индивида не означает автоматического изменения его социального положения. Чтобы полностью изменить свой социальный статус, индивиды часто сталкиваются с проблемой вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также с сопутствующей проблемой взаимодействия и общения с представителями новой социальной среды. Чтобы преодолеть культурный барьер и барьер взаимодействия и общения, необходимо изменить прежний образ жизни, сформировать для себя новые модели типичного статусного поведения, изменить социальное окружение и т.д.

Особенность географии маргинальных процессов

Отличительной особенностью современного состояния проблемы в России (как и за рубежом) является отсутствие комплексного подхода, преобладание частнонаучных (политология, культурология, социология) исследований (Степанова Н.Е., Попова И.П., Прок В.М., Фролова Н.М.). Это связано с тем, что трансформация социальной системы сопровождается процессом разрушения, реструктуризации, трансформации прежних контуров социальной стратификации российского общества. Формируется новая социальная структура, что связано с массовой десоциализацией и ресоциализацией, потерей самоидентификации и неопределенностью социального статуса, с переходом больших масс людей из одной социальной группы в другую. По мнению многих ученых (С.Артановский, Е.Рашковский, В.Шапинский, В.Стариков, Н.Степанова, И.Попова, З.Бабкина), нынешнюю ситуацию в российском обществе вполне можно назвать «маргинальной», поскольку в ее основе лежит пограничное, промежуточное, переходное положение, в котором общество и все его элементы оказываются в результате разрушения одной социальной системы и попыток формирования другой. В этом контексте проблема маргинальности приобретает особую значимость и актуальность. А.А. Атоян считает, что маргинализация — это распад социальных связей. Маргиналы — это сообщества, группы и отдельные люди, чья связь с социальным целым нарушена и чьи обязательства перед обществом не выполняются. В то же время рост многочисленных маргинализированных групп, не относящихся к основным, удваивает саму социальную структуру. К сфере интерсубъективности относят возможность присвоения предметного содержания, форму деятельности (синтез субъективности, инструментальности и социальной коммуникации) и внутреннюю форму культурно-исторического процесса. Вектор направленного развития — демаргинализация, восстановление всего Атоян А.И. Социальный маргинализм. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Политические исследования. 1993. № 6. С. 29.

И.А. Овсянникова рассматривает маргинальность в философском, универсальном, сущностном присутствии в социальном пространстве как категории общественно-исторического времени, неотъемлемой категории человеческого и социального бытия, что дает ей возможность развиваться и разворачиваться. Маргинальность понимается как временная текучесть, которая обуславливает плюрализм своей ориентации через свободную возможность. Предельный уровень сознания является резервом и источником развития человека и общества. Автор подчеркивает, что маргинальность — это не негативное явление, а отрицающий момент сознания, И.А. Овсянникова. Маргинализм как предмет социально-философского анализа // Вестник Омского университета. №2.с.53-56.. Н.А. Фролова, используя социологический анализ, рассматривает проблему маргинальности как крайней формы отчуждения, описывает социально-психологический портрет российских маргиналов (включая рабочих, служащих доиндустриального и раннеиндустриального типа, бомжей, нищих, безработных, преступников, инвалидов, молодежи, женщин, стариков-пенсионеров) и утверждает, что сама маргинальность не является негативной. Его следует рассматривать как источник двух явлений: с одной стороны, деградации и деморализации общества, а с другой — источник новых социокультурных норм (показатель высокой степени вертикальной мобильности и, следовательно, позитивных социальных изменений). Однако автор подчеркивает, что во втором случае, когда процесс маргинализации (как «всего лишь реконфигурации социальной структуры») затягивается, социальная система разрушается с непредсказуемыми последствиями Фролова Н.М. Маргинализация как социальное явление. Докторская диссертация, доктор философии, Москва, 1993.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психические свойства личности
  2. Психология труда
  3. Особенности внимания у дошкольников с задержкой психического развития
  4. Константин Николаевич ,Корнилов, отечественный психолог
  5. Принцип сознательности и активности в педагогике
  6. Противоречия процесса обучения
  7. Понятие арт-терапии
  8. Гуманистическая психотерапия
  9. Жизненные ситуации и активность человека
  10. Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств