Для связи в whatsapp +905441085890

Марксизм — Важные идеи и принципы

Марксизм — одно из основных течений идейно-политической и социально-философской мысли. Она возникла и развивалась в общем русле европейской идеологической и политической мысли, и в этом смысле была детищем Просвещения и европейской рационалистической традиции. Марксизм включал в себя комплекс идей и концепций, призванных объяснить социально-исторические, экономические, социальные, политические, идеологические и многие другие проблемы. Ее основные положения были разработаны в XIX веке К. Марксом и Ф. Энгельсом. Позже их идеи были развиты многочисленными последователями — Е. Бернштейн, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, К. Каутский и др.

К. К. Маркс исходил из тезиса, что для того, чтобы правильно понять общество, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать закономерности и механизмы функционирования и развития экономической системы. По его мнению, совокупность производительных сил и производственных отношений образует экономическую структуру общества — базис, на котором возвышается политическая и идеологическая надстройка. Надстройка включает в себя правовые и политические институты, систему правления, философские и идеологические компоненты, идеологию, культуру и религиозные верования.

Центральное место в марксизме занимает теория классов и классовой борьбы. По мнению ее приверженцев, именно эта борьба определяла характер и направление общественного развития на протяжении всей истории. Все политические институты, духовные ценности, правовые нормы подчинены экономике и формируются правящим классом, в руках которого сосредоточена экономическая власть.

Основатели марксизма считали, что какой бы ни была форма государственно-политического устройства, будь то античная демократия, древнеримская империя, восточная деспотия, абсолютизм средневековой Европы или парламентская представительная демократия XIX века, содержание и смысл правления в эксплуататорском обществе остаются одними и теми же. Это диктатура эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством.

Поэтому, утверждали Маркс и Энгельс, в каждой формации существует класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. В рабовладельческой формации это были рабовладельцы и рабы, в феодальной — феодалы и крестьяне, а в капиталистической — буржуазия и рабочий класс. Что касается буржуазного государства, Маркс называл его «комитетом, который регулирует общие дела всей буржуазии». Соответственно, буржуазная демократия рассматривалась марксизмом лишь как политико-правовая оболочка классового господства капитала над наемным трудом, буржуазии над трудящимися массами. Все основные политические институты были охарактеризованы одинаково.

Необходимость перехода к коммунистическому обществу возникает тогда, когда производительные силы при капитализме достигают такой высокой степени развития, что существующие производственные отношения становятся главным тормозом экономического прогресса. Наступает эпоха социалистической или коммунистической революции, целью которой является отмена всех форм классового угнетения и построение бесклассового общества на принципах социальной справедливости и всеобщего равенства.

Очерченная схема основывалась на убеждении марксистов в том, что капитализм, в силу своей классовой и эксплуататорской природы, преходящ и обречен на исчезновение. Она порождает своего могильщика в лице рабочего класса, который неизбежно встает на путь революционной борьбы за свержение власти буржуазии. Победившая социалистическая революция устанавливает диктатуру пролетариата с целью уничтожения всех враждебных классов и построения социализма как первого этапа на пути к коммунизму.

Схематично, но красочно и эмоционально К. Маркс нарисовал картину грядущего общества, в котором частная собственность будет заменена коллективной, человек не будет эксплуатироваться человеком, а в обществе будут царить равенство, свобода и справедливость. Однако в работах классиков марксизма мы не найдем подробностей о конкретных социально-экономических и политических особенностях социалистического и коммунистического общества.

Марксизм - Важные идеи и принципы

Важные идеи и принципы

С точки зрения марксизма, с исчезновением классовых различий и концентрацией всех средств производства в руках рабочего класса необходимость в «публичной власти», т.е. государстве, теряет всякий смысл. Утверждалось, что во второй половине девятнадцатого века буржуазное общество достигло такого уровня социально-экономического развития, когда производительные силы вступили в конфликт с производственными отношениями, и поэтому социальная революция была необходима и неизбежна.

Не раз предпринимались попытки пересмотреть и ревизовать социально-философские, экономические и политические идеи и взгляды, разработанные Марксом и Энгельсом. Поэтому неудивительно, что марксизм, при всем его внешнем единстве, представляет собой многомерное и сложное течение политической и философской мысли. В нем можно найти множество национальных, а также идеологических различий и оттенков.

Первоначально марксизм лег в основу программ и платформ социал-демократических партий, возникших в последней трети XIX века. Однако с конца XIX века и особенно на протяжении всего XX века социал-демократия постепенно оспаривала основные положения марксизма справа, то есть отвергая его революционные лозунги и развивая собственный реформистский путь социальных преобразований. Во второй половине 20 века этот путь привел к тому, что большинство социал-демократов открыто отвергли основные положения и руководящие принципы марксизма.

Марксизм также подвергся существенному пересмотру слева в направлении конкретизации и заострения его революционных принципов. Таким образом, некоторые его положения были использованы для развития левой политической доктрины ленинизма и родственных ему течений в конце XIX — начале XX в. Инициатива в этом исходила от российской левой социал-демократии во главе с В.И. Лениным. Поэтому новое течение получило название марксизм-ленинизм или просто ленинизм, который в свою очередь стал основой большевистской теории общества и государства.

Центральные идеи и принципы этого течения были сформулированы в работах самого Ленина, а также его последователей И. В. Сталина, Н. И. Бухарина и других, а также программные документы КПСС. Центральное место в них занимали установки на всеобщую национализацию и обобществление средств производства, национализацию экономики, централизованное государственное распределение богатства, монополию одной правящей партии на государственную власть, запрет оппозиции, господство единой идеологии и так далее.

В то же время нельзя не отметить, что страны, стремящиеся к построению социалистической системы, достигли весьма значительных успехов в ряде сфер общественной жизни, таких как индустриализация, образование, здравоохранение, культура и так далее. Тем не менее, следует сказать, что марксистско-ленинский или реальный социализм в конечном итоге не выдержал испытания историей и потерпел поражение в соревновании с демократическим социализмом.

Классический марксизм

Марксизм предложил несколько взаимосвязанных концепций, многослойных по содержанию (политических, теоретико-экономических и социально-философских), но объединенных гуманистическим мировоззрением и сведенных в идеологическую конструкцию, которую К. Маркс и его частый соавтор Ф. Энгельс назвали «научным социализмом».

Марксистская парадигма, до того как она переросла в современный неомарксизм, существовала в «классическом» варианте, разработанном (помимо основоположников) В.И. Лениным, Р. Люксембург, К. Каутским и Р. Хильфердингом.
Парадигма «классического марксизма» в его марксистско-ленинской версии имеет следующие основные положения.

1.Главными действующими лицами в этой парадигме международных отношений являются социальные классы — мировая буржуазия и международный рабочий класс (пролетариат).

Стремление буржуазии к сверхприбылям побуждает ее повсеместно усиливать эксплуатацию рабочего класса и искать новые источники сырья, дешевой рабочей силы и новые рынки сбыта готовой продукции.

Используя внешнеполитические инструменты государства (военную стратегию и дипломатию) в своих узкокорыстных целях, буржуазия способствует постоянной дестабилизации международных отношений, вооруженным конфликтам и войнам.

2.глобалисты от социализма. Ошибка Ф. Энгельса не была фатальной для обоснования мировой революции. Объективные процессы в капиталистическом мире будут способствовать политическому единству пролетариата путем достижения его культурной однородности.

Согласно К. Марксу, мировое развитие начинается с развития капитализма, поскольку основой капиталистического способа производства является крупная промышленность, которая создает единый мировой рынок.

Основоположники марксизма так представили перспективы}’ международных отношений: «Национальная обособленность и антагонизм народов исчезают все более и более уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, с мировым рынком, с однообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни.

Международные отношения принципиально не отличаются от внутренних отношений, за исключением их масштабов.

Столетием ранее Жан-Жак Руссо сказал, что международные отношения зависят от социальной природы вовлеченных в них стран. В марксизме международные проблемы были поглощены теорией исторически обособляющихся общественных формаций как результата революций в способе производства материальных благ.

В отличие от всей предшествующей социально-философской мысли, основатели марксизма считали, что основополагающим элементом человеческой организации являются не племена, не нации, а социальные классы.

4.Основные международные процессы представлены классовыми конфликтами, кризисами, войнами и социальными революциями.

5.Цели основных участников международных отношений радикально противоположны.

6.средства достижения своих целей антагонистическими классами также различны: со стороны мировой буржуазии — усиление эксплуатации, а со стороны пролетариата — мировая социальная революция.
Одним из принципов марксистского подхода к международным отношениям становится пролетарский интернационализм.

Понятие национализма является буржуазным с точки зрения марксизма, у пролетариата нет отечества, потому что он должен сначала завоевать политическую власть. Мировой пролетариат имеет общий интерес в уничтожении эксплуатации.

7.марксизм также имеет достаточно четкую позицию относительно будущего международных отношений: Она предопределена «объективными законами общественного развития».

8.прогнозы классиков марксизма часто были ошибочными. Будучи сторонниками глобализации, они негативно относились к федерализму, видя в нем сохранение партикуляризма, разобщенности.

9.марксизм был не только теоретической позицией, но и культурным феноменом. Она стала частью европейской идентичности и поэтому была враждебна России и славянским народам.

Новаторский подход к классическому марксизму

Маркс и Энгельс различали «жизнеспособные» и «нежизнеспособные» нации. Например, среди славян к первым они относили «поляков, русских и прежде всего турецких славян» и считали, что остальные славяне принадлежат к тем народам, которые «насильно подняты на первую ступень цивилизации, нежизнеспособны и никогда не смогут достичь какой-либо независимости». Судьба славян заключалась в том, чтобы стать объектом ассимиляции со стороны более высокоразвитых народов — немцев и мадьяр. Их развитие диагностировалось по их склонности к участию в революции. Славяне, которые стремились к стабильности и не поддерживали революционеров, были объявлены Энгельсом «контрреволюционными нациями». Энгельсом, однако, двигали не этнические предрассудки, а маниакальная одержимость революцией. Эта патологическая страсть была готова пожертвовать немцами ради славян. По словам автора, «если бы в любую эпоху своего угнетения славяне начали новую революционную историю, они доказали бы свою жизнеспособность уже одним этим. С этого момента революция была бы заинтересована в их освобождении, и частные интересы немцев и мадьяр отступили бы перед более важными интересами европейской революции». Эта идея о возможном превосходстве славян над немцами, однако, оставалась абстрактной возможностью.

Реальным был союз немецкого патриотизма и революционности. Победа демократической революции в Германии дала бы законный повод для геноцида славян. Они должны покорно нести гнев революционных народов. Энгельс писал: «Ненависть к русским была и остается первой революционной страстью немцев; со времени революции к ней добавилась ненависть к чехам и хорватам, и только самым решительным терроризмом против этих славянских народов мы, вместе с поляками и мадьярами, можем уберечь революцию от опасности.

Энгельс был последователен в защите «передовых» наций, которые эксплуатировали отсталые народы. В завоевании Соединенными Штатами мексиканских территорий восторжествовал будущий прогресс человечества. Автор пишет: «И что плохого в том, что богатая Калифорния вырвана из рук ленивых мексиканцев, которые ничего не могут с ней сделать? И что плохого, если энергичные янки быстро разработают золотые россыпи, умножат там средства обращения и в короткое время сосредоточат плотное население и обширную торговлю в наиболее подходящих районах Тихоокеанского побережья, создадут великие города, откроют пароходную линию, построят железную дорогу от Нью-Йорка до Сан-Франциско и впервые в истории действительно откроют Тихий океан для цивилизации и дадут новое направление мировой торговле в третий раз в истории? Конечно, «независимость» определенного числа испанцев Калифорнии и Техаса может пострадать; «справедливость» и другие моральные принципы могут быть нарушены в некоторых местах; но какое это имеет значение по сравнению с такими всемирно-историческими фактами?»

Классики марксизма с особой силой преследовали Россию. В стремлении к европейской стабильности они видели фактор поддержки европейских реакционеров, которые по каким-то причинам не хотели идти на демократическое переустройство Европы. Даже если бы у России не было внешней политики, сам факт ее существования был несовместим с европейской демократией. Энгельс писал: «Царская Российская империя является главным оплотом, запасной позицией и в то же время резервной армией европейской реакции, ибо само ее пассивное существование представляет для нас угрозу и опасность. Миролюбие России, признаваемое Энгельсом, не спасает нас от этой оценки.

Таким образом, можно говорить о новаторском подходе классического марксизма к теоретическому осмыслению международных отношений, особенно к пониманию их объекта. На смену нациям и государствам пришли капитал как объединитель человечества и пролетариат как освободитель мира от эксплуатации человека человеком. Маркс и Энгельс предложили объяснение международных отношений с точки зрения общественных отношений.

Особенности интерпретации марксизма

В настоящее время существует множество версий марксизма (ортодоксальный, ревизионистский, «неомарксизм» и т.д.), но можно с некоторой долей условности выделить основные из них. Среди них: Классический марксизм основоположников Маркса и Энгельса; марксизм их соратников; ленинская интерпретация марксизма применительно к российской действительности и условиям революционного движения; сталинская версия тоталитарной практики; социал-демократическая версия марксизма и близкий к ним европейский опыт социал-демократического правления, специфическая (меньшевистская) версия социал-демократического направления в марксизме; неомарксизм Франкфуртской школы, югославский «праксис»; марксизм стран Восточной Европы; евромарксизм; марксизм латиноамериканских троцкистов; концепции маоизма или крестьянского марксизма, азиатского и африканского национального марксизма; кубинский марксизм; психоаналитические интерпретации марксизма или фри-домарксизм; аналитический, структуралистский, постмодернистский марксизм.

Однако не стоит говорить о большинстве этих версий как о фундаментальных теориях, поскольку они представляют собой скорее отдельные аспекты марксистской теории, а в основном — национально-региональную теорию посткапиталистического общественного строительства. Существуют марксистские теории, проблематизирующие революционное преобразование общества, теории, раскрывающие структуру диалектики, отношений в обществе и так далее. Некоторые теории ушли в историю, другие подвергаются критическому переосмыслению, третьи являются источником современных трансформаций теории и практики бытия. Сегодня новые теории марксизма далеки от марксистского революционаризма и интернационализма. Посткоммунисты идеологически оторваны от классического марксизма.

Изучение особенностей интерпретации марксизма в России в недавнем прошлом неизбежно ограничивалось критикой «ренегатов» и навешиванием ярлыков «ревизионизм», «оппортунизм», «левачество», «ренегатство», «предательство» интересов рабочего класса и т.д. После распада социалистического лагеря и СССР предубеждения против марксизма в нашей стране и за рубежом оказались не лучше его ортодоксии и апологетики.

На деле оказалось, что большинство отечественных апологетов и противников марксизма не знают истинного положения дел. Для зарубежных аналитиков ситуация выглядит следующим образом. Таким образом, в работе «Сто философов XX века» марксизм как движение и по персоналиям представлен довольно скупо и невнятно: В. Ленин, А. Грамши, Д. Лукач, М. Цзэдун, Л. Альтюссер и представители Франкфуртской школы Т. Адорно, В. Беньямин, Г. Маркузе, а также их второе поколение — Ю. Хабермас. Философская концепция марксизма как политической теории представлена Лениным на основе работ «Что делать?», «Материализм и эмпириокритицизм», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция», «Философские тетради» из 47-томного (четвертого) английского издания собрания сочинений, опубликованного в 1960-1980-х годах. С другой стороны, отмечается, что его эффективное отождествление философского материализма с реализмом и репрезентативная теория восприятия имели решающее значение для советской философии и интеллектуальной истории. Также отмечается влияние на некоторые западные школы глубины и оригинальности работ Ленина и уважительная оценка его философских заслуг. Тогда как утверждение Лениным принципа «партийности» понимается как «вполне открытое проявление несдержанной брани в адрес своих оппонентов».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Протагор, философ-софист
  2. Общество
  3. Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и философ
  4. Синтез востока и запада в философии зарубежного востока ХХ века
  5. Происхождение государства в марксистской концепции истории человечества
  6. Цивилизационная концепция А. Тойнби
  7. Сергей Викторович Булгаков, православный священник, русский философ
  8. Марк аврелий, представитель позднего стоицизма
  9. Современная индийская философия
  10. Контуры нового этапа цивилизационного развития