Для связи в whatsapp +905441085890

Мартин Лютер, основатель лютеранства — Учение Лютера

Мартин Лютер (1483-1546), основатель немецкого протестантизма, который находился под влиянием мистики и учения Яна Гуса, не был ни философом, ни мыслителем.

Его родители были тюрингскими крестьянами. После рождения Лютера в Айслебене, Саксония, его семья переехала в шахтерский город Мансфельд, где его отец стал богатым горожанином. В 1497 году 14-летнего Мартина родители отвезли в школу францисканцев в Марбурге. В 1501 году Лютер по решению своих родителей поступил в Эрфуртский университет. В 1505 году Лютер получил степень магистра гуманитарных наук и начал изучать право. В это же время, вопреки желанию отца, он поступил в августинский монастырь в Эрфурте, который был известен своей особой строгостью. Но результат всех аскетических усилий Лютера был плачевным: что бы он ни делал, он всегда чувствовал себя безбожным и покинутым.

В 1512 году Лютер пережил очередной приступ меланхолии (в возрасте 29 лет он стал доктором теологии и субприором августинского монастыря в Виттенберге, что в то время было одобренным церковью благодеянием). Он удалился в свою келью и начал писать комментарии к латинскому тексту Псалмов. Неожиданно Лютер открыл новый смысл давно известных текстов, что привело к «революции» в его понимании проблемы оправдания и спасения. «Лютер понял, что именно через различение совести он напрямую связан с Богом, что в точности свидетельствовало о его божественности».

После этого Лютер начинает понимать, что выработка дополнительных «христианских заслуг» в монастыре — дело безнадежное. И уже в 1515-1516 годах он подверг сомнению основы монашеско-аскетического благочестия.

Началом реформаторского движения стало событие в Виттенберге 31 октября 1517 года, когда Лютер опубликовал свои исторические 95 тезисов против продажи индульгенций. 18 октября 1517 года папа Лев X издал буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций, чтобы «способствовать строительству собора Святого Петра и спасению душ христианского мира». Мартин Лютер высказал свою критику роли церкви в спасении в «Тезисах». Их основной мотив — внутреннее покаяние и сокрушение, в противовес всякой внешней активности, всяким делам, подвигам и заслугам.

Центральная идея тезисов заключается в следующем: Идея искупления глубоко чужда Евангелию Христа; Бог Евангелия не требует от грешника ничего, кроме искреннего раскаяния в своих поступках. Основная идея «тезисов» — только Богу покаяние — заставляла верующих считать всю церковную феодальную собственность незаконной и приобретенной силой.

Разоблачение перед Богом скрытого безбожия церкви, возглавляемой папой, привлекло на сторону Лютера всех, кто был недоволен правлением коррумпированного Рима. Лютер отвергал посредников между Богом и человеком и церковную иерархию с папой. Он отверг разделение общества на мирян и священников, не найдя для него поддержки в Писании. Таким образом, Лютер пришел к выводу, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, но они должны вести за собой паству и быть примером истинных христиан. «Человек спасает свою душу не через церковь, а через веру», — писал Лютер.

Он опроверг догмат о божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера с известным теологом Иоганном Экком в 1519 году. Отвергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, или православную, церковь, которая также считалась христианской и отказывалась от папы и его неограниченных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания и ставил под сомнение авторитет Священного Предания и Соборов.

Мартин Лютер, основатель лютеранства - Учение Лютера

Учение Лютера

Тезисы распространились с молниеносной скоростью, и Мартин Лютер был вызван в Лейпциг в 1519 году для суда и, в меньшей степени, диспута. Он отказывается явиться на суд, вспоминая судьбу Яна Гуса. Знаменитый Лейпцигский диспут велся сначала между Экком и Карлштадтом (с 28 июня 1519 года), затем между Экком и Лютером. Выгодное впечатление произвели громкий голос Эккома, его уверенность, отсутствие сомнений, находчивость и спокойствие, с которым он попал в ловушку Лютера. На стороне Экка были профессора Лейпцига, которые говорили, что он победил Лютера и Карлштадта.

Перед отъездом из Лейпцига Экк написал письмо курфюрсту Фридриху, в котором назвал Лютера и Карлштадта опасными еретиками. Он привез в Германию папскую буллу об отлучении Лютера (1520), что вызвало недовольство Фридриха Мудрого, который отказался ее опубликовать. Лютер публично сжигает папскую буллу о своем отлучении от церкви во дворе Виттенбергского университета и заявляет в своем воззвании «К христианскому дворянству немецкой нации для улучшения христианства», что борьба против папского господства является делом всей немецкой нации.

Папу поддерживает император Карл V. В 1521 году состоялся Вормсский сейм, на котором был издан Вормсский эдикт. Это был эдикт, изданный Карлом V Священной Римской империи в мае 1521 года и обнародованный на Вормсском сейме. Вормский эдикт был направлен против Мартина Лютера и его учения. В этом эдикте Лютер был объявлен еретиком и объявлен вне закона; запрещалось поддерживать учение Лютера, читать его труды и распространять их. Мартин Лютер, прибывший на Вормсский съезд с охранной грамотой от императора, отказался отречься от своего учения. Лютер был отлучен от церкви.

Лютеру был дан 21 день, чтобы покинуть империю; требование прекратить лютеранскую проповедь в имперских землях. Лютера поддерживала имперская аристократия, которая критически относилась к структуре церкви. Курфюрст Фридрих Саксонский предоставил ему защиту от преследований в своем замке Вартбург. Там в 1520-1521 годах Лютер приступил к переводу Библии на немецкий язык.

Лютер отвергал большинство таинств, святых и ангелов, культ Марии, почитание икон и святых реликвий. Все пути спасения лежат только в личной вере человека. Лютер утверждал непогрешимость авторитета Писания и настаивал на праве каждого верующего иметь свое собственное понимание веры и морали, на свободе совести, которую он сам перевел на немецкий язык. Уже в 1519 году Лютер отверг средневековый взгляд на текст Писания как на таинственный шифр, который невозможно понять без знания установленного церковного толкования. Библия была открыта для всех, и никакое толкование Библии не могло считаться еретическим, если оно не было опровергнуто очевидными разумными аргументами.

В августе-ноябре 1520 года появились труды Мартина Лютера, которые стали своего рода теологией Реформации: «К христианскому дворянству немецкого народа для улучшения христианского государства», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианского человека». В них была изложена программа радикальной реорганизации церковной организации и найдены «формулы полного морального и религиозного отделения от папства».

Основными принципами учения Лютера являются sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией).

Спасение обретается верой

Одним из центральных и уважаемых постулатов философии Лютера было понятие «призвание». В отличие от католической доктрины противопоставления мирского и духовного, Лютер считал, что даже в мирской жизни Божья благодать проявляется в сфере призвания. Бог посвятил человека вложенным в него талантом или способностями к определенной деятельности, и долг человека — усердно трудиться, чтобы исполнить свое призвание. Более того, в глазах Бога нет работы, которая была бы благородной или презренной. Работа монахов и священников, какой бы тяжелой и святой она ни была, ничем не отличается от работы фермера в поле или женщины, занимающейся домашним хозяйством.

Понятие «призвание» Лютера происходит от перевода библейского фрагмента на немецкий язык: «Пребывай в деле (призвании) твоем» (Сирах 11:20-21).

Одним из отправных пунктов лютеранской доктрины является тезис о том, что спасение обретается только верой. Таким образом, каждый верующий лично оправдывается перед Богом, становится священником для самого себя и поэтому больше не нуждается в услугах католической церкви (идея «всесвященства»). Только Богу люди (от папы и князя до последнего крестьянина) обязаны повиноваться. По сравнению с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Ни один человек не превосходит другого; духовенство не отличается от мирян; все классы равны.

Мартин Лютер увещевал подданных быть послушными монархам, не восставать против власти и смиренно переносить несправедливость. Он также утверждал, что светская жизнь и весь светский порядок, позволяющий людям предаваться вере (светское государство и его институты), занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священного Предания) и призвал к восстановлению авторитета Писания. Он отверг притязания духовенства на доминирующее положение в обществе. Мартин Лютер ограничил роль духовенства наставлением христиан в духе смирения, осознавая полную зависимость человека от милосердия Бога в деле спасения души. Провозглашение Лютером независимости светского государства от католической церкви имело важное историческое значение.

В 1525 году он сочетался браком с бывшей монахиней Катариной фон Бора. От этого брака у Лютера было шестеро детей. Последние годы его жизни были отмечены хроническими заболеваниями. Мартин Лютер умер 18 февраля 1546 года в Айслебене.

В то время как Лютер удалился в замок Вартбург, реформаторское движение продолжалось в Виттенберге при участии Меланхтона. Произошел полный разрыв с Римской церковью, были отменены богослужения, священники начали жениться, монахи покинули монастыри и т.д. Некоторые ярые последователи Лютера доходили до того, что силой срывали богослужения, выбрасывали иконы из церквей и т.д.

Так называемые «Цвиккауские пророки» появились в городе Цвиккау, а затем перебрались в Виттенберг. Они проповедовали свержение всех церковных и гражданских порядков во имя прямых откровений. Во главе «Цвиккауских пророков» стоял Томас Мюнцер, который вместе со своими последователями порвал с лютеранством и основал собственную анабаптистскую («кросс-культурную») общину. Узнав о беспорядках, Лютер поспешил вернуться в Виттенберг и своими проповедями успокоил волнения, по крайней мере, в этом городе. В других частях Германии, однако, религиозное брожение продолжалось и приобрело политический характер, вызвав крупное движение — Крестьянские войны.

Результат реформ

Германский император был занят войной с французами, а князья, сами недовольные римской церковью и папой, сочувствовали нововведениям церкви. Папские легаты потеряли всякий авторитет в Германии; их игнорировали. Лютер и Меланхтон беспрепятственно распространяли новые взгляды, постигали основы вероучения и доводили до конца дело Реформации. В 1521 году Меланхтон обнародовал свой труд, в котором ясно и просто изложил новую доктрину. В 1522 году Лютер опубликовал свой перевод Нового Завета для всеобщего пользования. Меланхтон с помощью инспекторов организовал надзор за лютеранскими общинами, а Лютер издал большой и малый катехизисы для народа. Новая доктрина во многом напоминала взгляды предшественников Реформации и представляла собой полную противоположность католицизму. Хотя Лютер отвергал ошибки и злоупотребления католицизма, он также отвергал все, что было в нем истинного. Реформаторы, которые исходили из основного предположения, что человек оправдывается только верой в Спасителя, который является даром Божьим, и личным общением с Ним, отвергли все средства спасения: Церковь, иерархию и таинства.

Согласно Лютеру, церковь — это не сокровищница даров благодати, а сообщество равноправных верующих во Христа. Иерархическое служение излишне, ибо каждый совершает свое спасение сам. «Священство» принадлежит всем верующим, поэтому его иерархия была заменена простыми чиновниками — учителями, проповедниками, надзирателями и гражданскими властями, которым Лютер уступил верховное управление. Он считал таинства просто символами или благочестивыми обычаями. Лютер допускал таинство Вечери Господней и верил, что Христос присутствует в ней, не объявляя об этом присутствии, и отвергал транссубстанцию. Мартин Лютер также отвергал небесных посредников — почитание святых, их реликвий и поклонение иконам. Он также отверг Священное Предание. Лютер признавал единое Священное Писание, но оставлял его толкование и понимание на усмотрение каждого верующего. Он основал новое религиозное общество — Лютеранское общество.
Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к выводу о необходимости очистить католическую церковь от пороков, которые вызывали всеобщее недовольство.

Он видел возвращение к идеалам раннего христианства, когда Библия в ее первозданной чистоте была единственным авторитетом для христиан.

31 октября 1517 года Лютер обнародовал свои «95 тезисов» — возражения против продажи индульгенций. Это событие считается началом Реформации.

Таким образом, причинами Реформации стали негативная перестройка внутри церкви, давление со стороны курии, привилегии духовенства и общественная оппозиция духовенству, что привело к началу Реформации и расцвету деятельности Мартина Лютера.

Переведенные с латыни на немецкий язык, тезисы Лютера быстро распространились по всей Германии и заставили миллионы его соотечественников задуматься о ситуации в их стране. Попытка Папы опровергнуть опасное мышление привела лишь к тому, что внимание народа еще больше сосредоточилось на Лютере.

Мартин Лютер разрядился в критике роли церкви в процессе спасения, что выразилось в Тезисах. Их основной мотив — внутреннее покаяние и сокрушение, которое противостоит всей внешней активности, поступкам, подвигам и заслугам.

Разоблачение перед Богом скрытого безбожия церкви, возглавляемой папой, привлекло на сторону Лютера всех, кто был недоволен правлением коррумпированного Рима. Лютер отвергал посредников между Богом и человеком и отвергал церковную иерархию вместе с папой. Он отверг разделение общества на мирян и священников, поскольку не мог найти ему поддержки в Писании. Лютер пришел к выводу, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, но они должны вести за собой паству и служить примером истинных христиан. «Человек спасает свою душу не через церковь, а через веру», — писал Лютер.

Ключи от ада и смерти

Мартин отказался от светской карьеры и принял монашеские обеты. В 1512 году он получил степень доктора библейских наук в Виттенбергском колледже.

«95 тезисов» — документ на латыни, трактат доктора Мартина Лютера о покаянии и продаже индульгенций.

Базилика Святого Петра в Риме находилась в процессе строительства, и под предлогом значительных расходов Папа Лев X послал одного из своих ставленников, доминиканского монаха Иоанна Тецеля, продавать индульгенции. Таким образом, развернулась оживленная торговля отпущениями. Такая деятельность побудила к выступлению, и накануне Дня всех святых, 31 октября 1517 года, Мартин Лютер произнес текст своих знаменитых тезисов перед большим количеством людей.

«95 тезисов» начинались следующими словами: «Поскольку наш Господь и Учитель Иисус Христос говорит: «Покайтесь», он, очевидно, выражает тем самым желание, чтобы вся жизнь верующих на земле была постоянным и непрерывным покаянием». … Положения документа тщательно регламентировали различие между «истинным смыслом отпущения грехов» и произволом «проповедника, продающего индульгенции». До этого различие не было строго определено. Более того, эти положения ставили под сомнение обязанность Папы распределять «сокровищницу церкви».

Первые семь тезисов Лютер посвятил теме покаяния, к которому призывает Иисус. По его мнению, истинное покаяние происходит не только во время совершения таинства; оно длится на протяжении всей жизни христианина и может завершиться только с входом в Царство Небесное (четвертый тезис). Истинное отпущение грехов дается не папой, а самим Иисусом (шестой тезис).

В следующих десяти тезисах реформатор критикует католический догмат о чистилище, который стирает смысл смерти (пятнадцатый тезис).

В тезисах с двадцать первого по пятидесятый Мартин Лютер приводит логическое доказательство недействительности индульгенций, поскольку только Иисус (или по Его воле) несет ответственность за спасение человека (двадцать восьмой тезис). Бог не позволяет торговаться, спекулировать или платить проценты за спасение. Он не продает Свою благодать как товар, но дарует ее из милости тому, кто верит.

«Истинное сокровище церкви, — отмечает Лютер в шестьдесят втором параграфе, — есть святейшее Евангелие славы и благодати Божией (лат. verus thesaurus ecclesiae est sacrosanctum evangelium gloriae et gratiae dei)», которое Бог открыл на кресте (шестьдесят восьмой тезис).

В заключении Лютер излагает основную идею теологии креста, согласно которой человек попадает на небеса не через деньги, а через страдания.

«95 тезисов Лютера» были широко распространены в первой половине шестнадцатого века, поскольку именно в этот период власть католической церкви и Папы Римского достигла своего пика во вмешательстве в государственные и общественные дела.

После публикации Лютером 95 тезисов начался призыв к возвращению к Божьему правлению в церкви. Христос был единственным, совершенным, всемогущим, хотя и невидимым, главой Церкви.

Только Христос обладает властью над мертвыми; ключи от ада и смерти находятся в его руках; власть Папы Римского отпускать грехи не распространяется на бедные души умерших. У Папы есть ключи от земли; за бедные души умерших он может только молиться, ничего больше…..

В 95 тезисах не говорилось об устранении Папы и существующих церковных структур. Согласно Лютеру, к отпущению грехов, которое совершается Папой, да и всеми, кто дает отпущение, нельзя относиться с подозрением или небрежностью. Священник является «представителем» Бога, который имеет власть прощать. Тем не менее, труды Лютера ясно показывают, что власть Папы и Церкви имеет полную силу только тогда, когда она зависит от власти Христа. Церковь не могла с этим не согласиться.

Именно простые верующие оказали тексту Лютера большую поддержку. Это еще раз показывает, что «Тезисы» появились в нужное время.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Культура и природа
  2. Справедливость: понятие, проявление и сферы
  3. Целостность истории. Субстанциональный и функциональный аспекты
  4. Способы представления человека в индийской философии
  5. Античная философия и ее роль в культуре древней Греции
  6. Идеи социальной философии в эпоху Возрождения — Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени
  7. Основные понятия эстетического компонента духовной жизни общества
  8. Философия науки и техники
  9. Общая характеристика, основные этапы и особенности античной философии
  10. Необходимость и случайность