Для связи в whatsapp +905441085890

Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия — Понятие материальной и идеальной субстанции

Любое философское рассуждение начинается с понятия бытия. Вопрос о том, что есть бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. А глубина его содержания неисчерпаема. Проблема бытия всегда обсуждалась философами. Многие мыслители рассматривали его как отправную точку для систематического обоснования реальности. Бытие — это существование во всех его многообразных формах. Учение о бытии называется онтологией. Категории бытия объединяют самые разные явления, предметы, процессы на основе существования. Жизнь каждого человека строится на понятных основаниях. Мы принимаем их без сомнений и раздумий. Самое главное, что мир есть, существует. У каждого из нас есть естественная потребность в том, чтобы этот мир существовал как стабильное целое. Проблема существования встает остро, когда основные предпосылки жизни и сознания начинают «уплывать», становятся предметом сомнения. Природа и стабильная жизнь постоянно меняются, давая человеку повод усомниться в вечном и неизменном существовании мира. Тем не менее, идея постоянного существования природы более устойчива в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи и процессы конечны. Мир, реальность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует до сознания, до существования индивидов, их сознания, их действий.
Существование — философская категория, обозначающая прежде всего бытие, нахождение в мире, данность. В частности, необходимо особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием, а идеальное бытие — сущностью. Идеальное существо в этом смысле обладает ценностями, идеями, математическими и логическими понятиями

Целостный мир (природный и социальный) как условие и предпосылка человеческой жизнедеятельности является предметом философии. Это утверждение принимается человеком без сомнений и раздумий. Человек в определенном смысле убежден, что мир есть, что он существует «здесь» и «сейчас», что он присутствует и остается относительно стабильным целым, несмотря на все изменения, происходящие в природе и обществе. Мир был, есть и будет. Так и будет. Бытие рассматривается как целостность мира.

Идеи бытия начали формироваться еще в древнейших философских учениях. Парменид (V век до н.э.) уделял много внимания этой категории в античной философии. Он считал, что: а) бытие вечно, оно не возникает и не исчезает, то есть оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие — это замкнутая сфера, то есть оно ограничено и совершенно; г) мы получаем знание о бытии с помощью разума, ибо чувства сбивают нас с пути.

Таким образом, очень простое утверждение, что небытие не существует, а существование существует, приводит, с одной стороны, к новой, алеистической картине мироздания, а с другой — к появлению нового способа мышления, считающего себя в своем основании независимым от эмпирической реальности: появляется специфика философского знания.

Философия Платона делится на три уровня: а) интеллектуальное бытие вечных, нематериальных Идей, которые первичны; б) чувственное бытие вещей, которые происходят от Идей; в) бытие предметов искусства.

Учение Платона многослойно, сложно и противоречиво. Это спектр различных точек зрения и их оттенков. В объективно-идеалистическую основу системы взглядов Платона проникает дуализм, учение о противопоставлении души и тела. Тело, по мнению орфиков и пифагорейцев, рассматривается как темница души, а душа — как бессмертная сущность небесного происхождения, которая обитает в телесной оболочке. Этот ярко идеалистический и даже мистический взгляд на природу души был зафиксирован Платоном в двух диалогах — «Федр» и «Федон». Первая из них изображает потустороннее происхождение души, ее «крылатую» природу, борьбу между рациональным началом души и управляемыми им чувствами и низшими стихиями, которые загоняют падшие души в телесную форму, их падение на землю обрекает их на искупительные перевоплощения. В «Фидоне» изложены аргументы, которые использует Сократ, пытаясь доказать бессмертие души.

Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия - Понятие материальной и идеальной субстанции

Понятие материальной и идеальной субстанции

Исследование развития взглядов на субстанцию в истории философии. Философское понимание материи. Диалектико-материалистическое учение о субстанции. Система философского материализма. Материальная и идеальная субстанция. Соотношение материи и сознания.

Термины «материальное» и «идеальное» являются самыми фундаментальными в философии. Термин «материал» отражает материальность, видимость реальных объектов. В истории философии эта категория прошла долгий путь своего понимания. Противоположностью категории «материальное» является категория «идеальное», которая обозначает нематериальную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «мысленно мыслимые сущности».
Сознание не является конкретной субстанцией; оно является функцией конкретной организованной материи. Сознание, однако, относится к сфере как субъективной, так и объективной реальности. Сам факт существования сознания как способности высокоорганизованной материи отражать и активно воздействовать на окружающий мир, безусловно, является объективной реальностью. Наши конкретные мысли, образы, желания и настроения, конечно же, субъективны и зависят от определенных свойств нашего сознания. Но сам факт наличия у нас сознания объективен и не зависит от нас. Мы можем думать как угодно, но мы не способны не думать вообще.
К. Маркс дает следующее определение идеала: «Идеал — это материал, пересаженный в человеческую голову и преобразованный в ней. Сознание — это акт соединения знания об объекте с самим объектом и соотнесения одного знания с другим. Сознание — это синтез материального и идеального, объективного и субъективного. Идеал, по мнению замечательного философа современности Е.В. Ильенков, возникает и существует не в голове, а с помощью головы в реальной субъективной деятельности человека. Следовательно, сознание — это форма деятельности, идеальная форма, объективированная в материальном содержании деятельности. Через ощущения мы получаем всю информацию о внешнем мире. Из этой информации, отраженной в нашем сознании, формируется мысль — идеальный образ внешнего мира. Образ становится словом, превращается из смутного, неявного представления действительности, из эйдоса-мысли в конкретный символ, обретающий форму всеобщности, в слово-логос, которое, возвращаясь в материальный мир, создает новую объективную реальность, не существовавшую в предыдущем цикле деятельности.
Сознание — это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активно-возвратном отражении объективного мира. Именно активно-возвратный характер отличает сознание от механического отражения в неживой природе. Способность сознания как отражения активно влиять на окружающий мир и целенаправленно изменять его отличает его от простого отражения в зеркале. Сознание — это активно-возвращающееся отражение, и только когда ваше отражение в зеркале пожимает вам руку или говорит с вами, мы можем сказать, что зеркало обрело сознание.
Сознание не является субстанцией, но оно — необходимая часть мироздания, с проявлением которой субстанцию можно считать завершенной. Материя, обладающая таким важным свойством, как отражаемость, получает свое конкретное определение только с появлением своей противоположности — сознания, которое возникает на основе способности той же материи отражать саму себя. Это выражает двойственность (противоречивость) индивидуального бытия, которая является основой его развития. Противоречие и взаимодействие материального и идеального, объективного и субъективного во всем цикле взаимодействия системы мироздания составляет само бытие. Поэтому философское определение материи возможно только через ее соотнесение с сознанием.

Сущность бытия

Сущность философской категории бытия заключается в том, что ее содержание определяет не только существование вещи, человека, идеи или мира в целом, но и более сложную взаимосвязь всеобщего характера; объекты со всем многообразием их свойств существуют, и это существование определяет взаимосвязь этих объектов друг с другом и со всем, что существует в мире. Бытие — это то, что сейчас существует, то есть движется и развивается, во всем многообразии взаимоотношений и противоречивых взаимодействий, поэтому понятие бытия часто отождествляется со смыслом слова «есть».

Поэтому давайте попробуем проследить возникновение идей о природе бытия.

  • Бытие мира едино и самотождественно, постоянно находится в процессе становления (Парменид).

-бытие — это реальность в противоположность человеку (бытие рассматривается как объект в противоположность субъекту (механистический подход);

  • Бытие — это сущность, которая приходит к познанию (Бердяев);
  • Бытие является отражением психических субстанций — монад (Лейбниц, в отличие от предыдущей позиции);
  • Бытие не является свойством вещей. Это общий способ связи наших понятий и суждений (Кант);
  • Бытие — это восхождение духа к самому себе (Гегель);
  • Бытие — это деятельность абсолютного «Я» (эгоцентризм Фихте, субъективный идеализм);
  • Бытие — это восхождение духа к самому себе. Познание Бытия — это процесс приобщения человека через религию к христианскому Богу как неразрывной связи всеобщего простого и вечного Духа со всем и самим собой» (Гегель).
  • Бытие — это экзистенциальная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания (Ленин);
  • Бытие мира — это материя, взятая в динамике сложных преобразований, т.е. в развитии.

Многозначность понятия бытия обусловлена тем, что само бытие бесконечно разнообразно в своих проявлениях, начиная от универсальных проявлений бытия мира до различных форм бытия природы, человека и человечества, бытия общества и, наконец, бытия духа.

Сущность природы представляет собой существование совокупности вещей, процессов и состояний, обуславливающих определенную целостность и существующих до, вне и независимо от человеческого сознания. Природа и ее существование бесконечны в пространстве и времени. Эта условность присуща также отдельным вещам, состояниям и процессам. Бытие природы, таким образом, имеет в своей основе диалектику преходящего существования отдельных вещей в неизменном существовании природного мира в целом. Парадокс: инвариантность существования природы определяется дискретным существованием ее элементов, их появлением и исчезновением. Но исчезновение вещи или процесса следует понимать как его переход в новое качественное состояние.

Человеческое существование имеет преходящий характер. Человеческое тело в конце концов уйдет в небытие, но в своем развитии человек проходит несколько этапов, связанных с переходом в новое качество. Это относится как к его телу как материальной системе, так и к его духовной основе (диалектическое единство тела и разума).

Социальное, общественное бытие — это бытие объективной социальной реальности, своего рода социальная материя. Эта форма бытия определяется так же, как бытие и материальная деятельность индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс жизнедеятельности людей. На развитие общественного бытия существенное влияние оказывает общественное сознание. Но следует помнить, что общественное сознание — это лишь отражение общественного бытия.

Духовное бытие проявляется прежде всего в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие проявляется через язык, различные символы и знаки, искусство, принципы поведения, принятые в обществе, через достижения человеческого разума и мысли.

Сущность мира в целом есть не что иное, как материя, взятая в развитии.

Осмысление бытия

На протяжении многих веков философская мысль концентрировалась на постижении проблем бытия, системы «мир-человек». Не зря Гегель назвал поэму Парменида «О природе», в которой проблема бытия занимает центральное место, началом философии. Слова Бердяева о том, что философия есть «творческий прорыв к смыслу бытия», актуальны и сегодня. С самого начала понятие бытия становится одним из идейных оснований философской мысли.

Впервые термин «бытие» ввел античный философ Парменид (V-IV век до н.э.), который взял его из общепринятого греческого употребления, но наполнил новым содержанием: «бытие» обозначало не только бытие, существование, но и то, что гарантирует существование. Согласно Пармениду, бытие — это то, что существует за пределами мира чувственных вещей, и это — мысль. Бытие едино, неизменно, абсолютно; оно есть вся возможная полнота совершенств. Он действительно существует. Небытия не существует. Утверждая, что бытие есть мысль, Парменид имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос — космический разум. Содержание бытия открывается человеку через связь его разума с космическим разумом. Но само это абсолютное бытие независимо от человеческого сознания, объективно. Единственной истинной реальностью является Абсолютное бытие, в то время как все остальные реальности считаются существующими, но с разной степенью участия в истинном бытии. Абсолютное бытие придает миру стабильность, надежность и необходимость. Согласно Пармениду, все в космосе существует в силу необходимости.

Демокрит считал атомы, как неделимые частицы, первоосновой бытия. Но есть небытие, пустота, без которой атомы не могут существовать, поскольку именно движение атомов в пустоте порождает все разнообразие мира. Следовательно, единство бытия и небытия есть истинное бытие. В философии Демокрита была предпринята попытка раскрыть единую, универсальную природу материи и мышления. Все состоит из атомов: и мир, и человеческая душа.

Софисты (например, Протагор) и Сократ стремились сместить фокус философствования с бытия на человека как место обнаружения бытия. Поскольку, по их мнению, человек является мерой всех вещей, он определяет статус существования чего бы то ни было. Он — мера бытия. Сократ, отстаивая автономию человеческого разума, заявил, что высшей реальностью является не бытие, не индивидуальное, а универсальное сознание. Эта идея станет источником радикального поворота в интерпретации бытия в современности.

Платон различал два вида бытия: истинное бытие (мир духовных сущностей, идей) и материальное, чувственное бытие (мир вещей). Мир идей является подлинным, истинным, вечным и неизменным. А мир чувственных вещей — это бессмысленное существование, ибо этот мир преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного; все в нем течет, распадается, умирает. Этот мир — тень мира идей. Для того чтобы сделать возможным взаимопроникновение, единство двух способов бытия, Платон вводит понятие «Единое».

Учение Платона об истинном бытии как самотождественном, неизменном и вечном продолжили неоплатоники. Плотин, следуя Платону, проводит различие между Бытием и Единым. Единое понимается как причина бытия, его «производитель». Единое — это Абсолют, который ни от чего не зависит, но все остальное бытие с необходимостью исходит из него. Позже эта доктрина становится основой мистического пантеизма.

Аристотель, сохраняя идею бытия как вечного и самотождественного, различает бытие вообще, как бытие в возможности, и бытие в действительности, которое всегда есть бытие чего-то (т.е. конкретное бытие). Этот подход к рассмотрению бытия в терминах конкретных форм бытия также развивается в Новом веке. Пытаясь найти неизменное в изменчивом чувственном мире, Аристотель вводит понятия формы и материи как активного и пассивного оснований бытия. Единство этих начал составляет реальность мира, которая, в свою очередь, предполагает существование высшей реальности, Бога, как мысли, как чистой формы, как первоосновы.

Проблема бытия

Бытие подразумевает не только существование, оно есть единство существования и сущности. Сущностная сторона бытия выражается в философии категорией «субстанция». Термин «субстанция» происходит от латинского substantia: то, что лежит в основе. Субстанция означает самодостаточное, самоопределяющееся существование, конечную основу мира и человеческого существования. В зависимости от общей направленности той или иной философской концепции выделяют либо одну субстанцию (монизм), либо две субстанции (дуализм), либо множество субстанций (плюрализм). Так, Р. Декарт, кроме абсолютной субстанции Бога, выделяет две сотворенные субстанции: физическую и духовную. Деизм, особенно материалистического направления, рассматривает Бога как самую отдаленную причину, источник первоначального движения (Дж. Ньютон, Т. Гоббс). Б. Спиноза ограничил себя субстанцией, которую он называл либо Богом, либо природой. Субстанция для Спинозы — это взаимодействие, порождающее все многообразие свойств и состояний мира. Эта идея была развита в материализме.

В материалистическом понимании субстанциональной основой бытия мира является материя. В стихийной материалистической философии античности (элейская школа, Левкипп, Демокрит), материалисты нового времени и французское Просвещение явно или неявно отождествляли материю с физической реальностью (натурфилософский подход). Классические марксисты предприняли попытку преодолеть тождество материи и физической реальности. В.И. Ленин, развивая взгляды Ф. Энгельса на природу материи, определяет материю как философскую категорию для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях. Это определение основано на противопоставлении материи другой категории, столь же объемной по содержанию — сознанию. Материя — это то, что противостоит сознанию, отражается сознанием и не зависит от сознания. Материя — это субстанция бытия, она самодостаточна и через сознание отражается в практической и теоретической деятельности человека. Такой подход позволил выйти из методологического кризиса естествознания на рубеже XIX-XX веков, возникшего в ходе собственных открытий и сформулированного в таких идеологических выводах, как «исчезновение материи».

Таким образом, в историческом развитии философии бытие рассматривалось с точки зрения его субстанциональности как идеальное (духовное) или материальное, а с точки зрения характера его существования — как объективное или субъективное. Отличительной чертой объективного существования является существование вне и независимо от человеческого сознания, а отличительной чертой субъективного существования является существование внутри и благодаря человеческому сознанию. В основе многообразия различных интерпретаций бытия лежат (с некоторым огрублением) три основные парадигмы взгляда на мир и его единство — объективно-идеалистическая, субъективно-идеалистическая, материалистическая. В объективно-идеалистическом представлении Бытие предстает как объективно существующий Разум: Абсолют, Бог, Понятие. В субъективно-идеалистической интерпретации бытие связано с чувствами, сознанием субъекта: Быть — значит быть воспринятым, быть мыслью. Пока что-то воспринимается субъектом, оно существует, то есть обладает бытием. В материалистической концепции бытие понимается как объективная реальность, которая может действовать на органы чувств человека. Эта реальность существует вне и независимо от человеческого сознания, и ее существование, природа существования, такова, что она способна влиять на все, включая человеческое сознание.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философское знание и управление
  2. Вклад М.В. Ломоносова в горное дело и металлургию
  3. Философия диалога М.М. Бахтина
  4. Владимир Ильич Ленин, российский революционер, марксист, идеолог
  5. Семья как историческая общность людей
  6. Особенности науки нового времени
  7. Основные элементы философии Гегеля и ее историческое значение. Совпадение логического и исторического
  8. Определение оснований бытия
  9. Происхождение религии: гипотезы, догадки, факты
  10. Идея богочеловечества как политическая утопия