Для связи в whatsapp +905441085890

Материалистическое и идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики в трудах зарубежных и отечественных философов и психологов

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Проблема самосознания личности его сущности и структуры
  2. Теории мотивации в отечественной психологии
  3. Теории мотивации в зарубежной психологии
  4. Проблема самосознания личности и ее содержание
  5. Философские знания как методологическая основа общей психологии
  6. Развитие представлений о психике и ее элементах в общей психологии
  7. Основные психологические характеристики сознания в трудах отечественных и зарубежных психологов
  8. Особенности проявления сознания в условиях экстремальной ситуации
  9. Неосознаваемые психические процессы и их характеристика в психологической науке
  10. Проявление неосознаваемых психических процессов в экстремальных условиях

Введение

Философы хотят узнать смысл человеческой жизни. Но для этого мы должны ответить на вопрос: Что такое человек? Какова его/ее сущность? Определить сущность человека — значит указать на его принципиальные отличия от всего остального. Главное отличие — это ум, сознание. Любая деятельность человека напрямую связана с деятельностью его ума, его мышления.

История философии — это в некотором смысле история противостояния материализма и идеализма, или, другими словами, того, как разные философы понимают соотношение бытия и сознания.

Если философ утверждает, что сначала в мире возникла некая идея, мировой разум, а из них возникло все многообразие реального мира, то это означает, что мы имеем дело с идеалистической точкой зрения на фундаментальный вопрос философии. Идеализм — это тип и метод философствования, который отводит только духовному началу активную и творческую роль в мире и признает только его способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший способ бытия — не творческое, а вторичное начало.

С точки зрения приверженцев материализма, материя, то есть основа всего бесконечного многообразия существующих в мире объектов и систем, первична, поэтому материалистический взгляд на мир истинен. Сознание, присущее только человеку, отражает окружающую его реальность.

Цель данной работы — рассмотреть особенности материализма и идеализма.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) изучить теоретический материал по теме; 2) рассмотреть особенности философских течений; 3) сравнить и выявить различия между указанными течениями.

Формы материализма и идеализма разнообразны. Различают объективный и субъективный идеализм, метафизический, диалектический, исторический и античный материализм.

Материализм

Материализм — философское направление, которое постулирует первичность и единство материального начала в мире и рассматривает идеальное лишь как свойство материального. Философский материализм утверждает примат материального и вторичность духовного, идеального, что означает, что мир вечен, несотворен, бесконечен во времени и пространстве. Мысль неотделима от материи, которая мыслит, и единство мира заключается в его материальности. Материализм рассматривает сознание как продукт материи и видит в нем отражение внешнего мира. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — познаваемости мира — означает веру в адекватность отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемость мира и его законов. Материализм отличается тем, что опирается на науку, доказуемость и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм. Содержание материализма понимается как совокупность его исходных предпосылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, которая определяется прежде всего методом мышления. Поэтому его содержание содержит то, что является общим для всех школ и течений материализма в их противостоянии идеализму и агностицизму, а с его формой связано то, что характерно для отдельных школ и течений материализма.

В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в укреплении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, она способствовала росту научных знаний, совершенствованию научных методов, что положительно сказывалось на успехах человеческой практики, на развитии производительных сил. Критерием истинности материализма является общественно-историческая практика. На практике ложные построения идеалистов и агностиков опровергаются, а их истинность неопровержимо доказывается. Слово «материализм» использовалось в XVII веке в основном в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму. Точное определение материализма впервые было дано Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

В своем развитии материализм прошел три стадии.

Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). Первые учения материализма появились вместе с подъемом философии в рабовладельческих обществах Древней Индии, Китая и Греции в связи с достижениями в астрономии, математике и других науках. Общей чертой античного материализма является признание материальности мира, его независимого от человеческого сознания существования. Его представители пытались найти в многообразии природы общее начало всего существующего и появляющегося на свет. В древности Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и становится водой. Для античного материализма, особенно для Эпикура, акцент делался на личном самосовершенствовании человека: освобождении его от страха перед богами и от всех страстей, обретении способности быть счастливым при любых обстоятельствах. Заслугой античного материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Лейципп, Демокрит)..

В средние века материалистические тенденции проявились в форме номинализма, доктрины «консубстанциальности природы и Бога». В эпоху Возрождения материализм (Телезио, Вруна и др.) часто облекался в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал материализм античности — это был период второй стадии материализма. В 16-18 веках в странах Европы наступил второй этап в развитии материализма — Бэкон, Гоббс, Гельвеций, Галилей, Гассенди, Спиноза, Локк и другие сформулировали метафизический и механистический материализм. Эта форма материализма возникла на почве подъема капитализма и связанного с ним роста производства, технологий и науки. Идеологи прогрессивной буржуазии того времени, материалисты боролись со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращаясь к опыту как учителю и к природе как объекту философии. Материализм 17 и 18 веков был связан с быстро развивающимися в то время механикой и математикой, что определило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения, материалисты XVII века стали рассматривать конечные элементы природы как неживые и бескачественные. Французские философы (Дидро, Гольбах и другие) в целом придерживались механистического понимания движения и рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказавшись от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов XVII века. Органическая связь, существующая между всяким материализмом и атеизмом, особенно заметна у французских материалистов XVIII века. Высшей точкой в развитии этой формы материализма на Западе стал «антропологический» материализм Фейербаха, в котором созерцание занимало самое видное место.

В 1840-х годах Карл Маркс и Фридрих Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма — это было началом третьего этапа в развитии материализма. Еще одним шагом в развитии материализма в России и Восточной Европе во второй половине XIX века стала философия революционных демократов, вытекающая из сочетания гегелевской диалектики и материализма (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотьев и другие), опирающаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. Одной из особенностей развития диалектического материализма является его обогащение новыми идеями. Современное развитие науки требует, чтобы естествоиспытатели стали сознательными приверженцами диалектического материализма. В то же время развитие общественно-исторической практики и науки требует постоянного развития и конкретизации самой философии материализма. Последнее происходит в постоянной борьбе материализма с новейшими разновидностями идеалистической философии.

В западной философии XIX века материализм развивался в основном как механистический, но ряд западных философов-материалистов также сохранили интерес к диалектике. Материализм конца двадцатого и начала двадцать первого веков представлен философским течением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит. Философский материализм можно назвать самостоятельным направлением философии, так как он решает ряд проблем, постановка которых исключается другими направлениями философского знания.

Основными формами материализма в историческом развитии философской мысли являются: античный материализм, исторический материализм, метафизический материализм нового времени и диалектический материализм.

Идеализм

Идеализм — философское течение, которое приписывает активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставит материальное в зависимость от идеального.

Идеализм возник более двух с половиной тысячелетий назад. Термин «идеализм» впервые появился в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона как о величайшем материалисте и величайшем идеалисте. А в 1749 году французский материалист Дидро назвал идеализм «…самой абсурдной из всех систем».

Идеализм предполагает примат духовного, нематериального, и вторичность материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и его сотворении Богом. Последовательный идеализм противопоставляет материалистическому детерминизму телеологический взгляд. Буржуазными философами термин «идеализм» употребляется во многих значениях, а само это движение иногда считается подлинно философским. В условиях классового общества идеализм возникает как научное продолжение мифологических и религиозно-фантастических идей. Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого знания и тем самым тормозит научный прогресс. В то же время некоторые представители идеализма, задавая новые эпистемологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

Идеализм тесно связан с религией в своем происхождении и на всех этапах своего развития. Скорее, она возникла как концептуальное, понятийное выражение религиозного мировоззрения, а в более поздние эпохи обычно служила философским обоснованием и оправданием религиозной веры.

Историческими истоками идеализма являются анимизм и антропоморфизм, присущие мышлению первобытного человека, оживление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил как образа и подобия человеческих действий, обусловленных сознанием и волей. Далее, гносеологическим истоком идеализма становится сама способность к абстрактному мышлению. Возможность идеализма дана уже в первой элементарной абстракции. Формирование общих понятий и повышение степени абстракции — необходимые моменты в развитии теоретической мысли. Злоупотребление абстракцией, однако, предполагает гипостазирование абстрагирующей мыслью свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных опор и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенение, субъективизм и субъективная слепота — вот эпистемологические корни идеализма». Эти эпистемологические корни идеализма закреплены определенными социальными факторами, которые берут начало в отделении умственного труда от физического, в котором «…сознание может эмансипировать себя от мира…». С возникновением рабовладельческого общества идеализм становится естественно-исторической формой сознания для господствующих классов, поскольку умственный труд изначально был их привилегией.

В отличие от буржуазных философов, насчитывавших множество самостоятельных форм идеализма, марксизм-ленинизм делит все его разновидности на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личный или безличный всеобщий разум, некое надличностное сознание, и субъективный идеализм, сводящий познание мира к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не является абсолютным.

Во время общего кризиса капитализма распространились такие формы идеализма, как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три вышеперечисленных течения являются основными вариантами идеализма середины XX века, но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс дробления на небольшие эпигонские школы. Основными социальными причинами многообразия форм современного идеализма (феноменология, критический реализм, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, концепции Франкфуртской школы и другие) являются углубляющийся процесс дезинтеграции буржуазного сознания и стремление обеспечить иллюзию «независимости» идеалистической философии от политических сил империализма.

Многовековая история идеализма довольно сложна. В различных своих формах на разных этапах истории она по-своему выражала развитие форм общественного сознания в соответствии с характером меняющихся общественных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы идеализма возникли уже в Древней Греции. Классической формой объективного идеализма была философия Платона. Его отличительной особенностью является тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале нашей эры, в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сливающийся не только с мифологией, но и с мистикой. Эта черта объективного идеализма еще более ярко проявляется в Средние века, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Реконструкция объективного идеализма Фомой Аквинским была основана, прежде всего, на искаженном аристотелианстве. Основной концепцией объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского была концепция нематериальной формы, которая трактовалась как целенаправленное начало, исполняющее волю внеземного Бога, мудро спланировавшего конечный мир во времени и пространстве.

В средневековой философии идеализм был представлен схоластическим реализмом; в современную эпоху его величайшими выразителями были: Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов XVIII века: Дж. Беркли и Д. Хьюм.

Начиная с Декарта, субъективный идеализм развивался все больше и больше в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов. Классическим проявлением субъективного идеализма стала гносеологическая часть системы Верилия и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое утверждение об априорных формах этого сознания, оправдывающее агностицизм, и, с другой стороны, объективно-идеалистическое признание надличностного характера этих форм.

Философский идеализм достиг своего наивысшего расцвета в немецкой классической философии, которая основала и развила идеалистическую диалектику. С переходом капитализма на стадию империализма поворот к иррационализму в его различных вариантах становится доминирующей чертой идеалистической философии. В современную эпоху доминирующими идеалистическими течениями в буржуазной философии являются: неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), .неотомизм.

Различие между материализмом и идеализмом

Эти два философских направления соперничали друг с другом практически на протяжении всей истории философии. Материализм — это философское направление, которое, в отличие от идеализма, считает, что:

1) Мир материален, он существует объективно вне и независимо от сознания;

2) материя первична, а сознание — свойство материи;

3) объект познания — это познаваемая объективная реальность.

В соответствии со своими социальными корнями идеализм, в отличие от материализма, функционирует как мировоззрение консервативных и реакционных слоев, которые не заинтересованы в правильном отражении бытия.

Поскольку идеалистическое или материалистическое решение основного вопроса философии является взаимоисключающим, только одно из двух может быть истинным. Это материалистическое решение, которое подтверждается историей науки, рассмотренной под этим углом зрения, а также развитием социальной практики.

«Философы разделились на два больших лагеря» в зависимости от того, как они отвечали на вопрос об отношении между мышлением и бытием. «Те, кто утверждал, что разум существует до природы… образовали лагерь идеалистов. Но те, кто считал природу фундаментальным началом, присоединились к различным школам материализма».

Чтобы исследовать разницу между материализмом и идеализмом, полезно обратиться к учениям известных философов, особенно тех, кто стал «отцами» основных ветвей этих течений. Демокрит считается родоначальником философского материализма. Суть его учения заключается в том, что мир состоит из атомов, то есть материальных вещей. Платон считается родоначальником идеализма. Основная идея его учения заключается в том, что идеи вечны и неизменны, в то время как материальные вещи меняются и погибают.

Античный материализм

Античный материализм — наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян в сочетании с их наивной диалектикой. Античная наука не делится на отдельные отрасли, а имеет единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии.

Уже философы милетской школы стояли на позициях стихийного материализма. Материалистическое мировоззрение наиболее ярко выражено в работах Демокрита из Абдеры. На протяжении всего периода существования Древней Греции Демокрит был самым знающим и образованным человеком. Гегель и Маркс называли его энциклопедическим умом Греции. Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты. Комбинации инициалов — атомов (бытия) приводят к появлению (рождению), а их распад к исчезновению (смерти) объектов — их переходу в пустоту (небытие). Атомы — вечные, неделимые, неизменные; мельчайшие элементы материи. Движение — самое важное свойство атомов и всего реального мира Пустота: не имеет плотности, едина, бесформенна. Бытие: абсолютно плотное, многообразное, определяемое своей внешней формой. Атом: абсолютно плотный, не имеющий пустоты в себе, не воспринимаемый органами чувств из-за своего малого размера. Материалистические идеи Демокрита были плодотворно развиты его младшим соотечественником Эпикуром, а также преемником двух великих греков, римским философом Лукрецием Каром.

Геоцентрические атомисты считали, что Земля равноудалена и неподвижна от всех точек космической оболочки. Живые существа на земле возникли из неживых по законам природы, без какого-либо творца или разумного замысла. Главный закон Вселенной: «Ни одна вещь не происходит просто так, а в силу причинности и необходимости».

Метафизический материализм Нового времени.

Метафизический (или механический) материализм — материализм, который 1) противостоит диалектическому материализму; 2) отрицает качественное саморазвитие через противоречия; 3) сводит многообразие форм движения к механическому движению.

Метафизический материализм 17-18 веков характеризуется быстрой дифференциацией науки, распадающейся на отдельные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Между материализмом и диалектикой существует разрыв; в материализме встречаются только элементы диалектики, а преобладает общее метафизическое мировоззрение. Метафизический материализм (Л. Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и стремится построить определенную картину мира, преувеличивая те или иные его стороны: устойчивость, повторяемость, относительность. Вечное пространственно-временное существование материи и ее непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом. Век — несомненный факт.

Метафизический материализм является наиболее последовательным и наименее противоречивым из всех вариантов материализма. Его представителями обычно называют Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозу, Локка и других. В целом, смысл этой доктрины заключается в следующем: Материя — это бытие, которое принципиально непознаваемо. («Тот, кто говорит, что материя не есть вещь в себе, тем самым является идеалистом» (Шопенгауэр)). Не может быть сущности без сознания, и поэтому материя — это не сущность, а лишь неидеальная субстанция. Движение, время и пространство субъективны. Сознание — это либо атрибут, либо способ материи. Наши знания о мире (сущности) не являются знаниями о материи (субстанции). Субстанция не зависит от нашего знания, но сущность вообще не является атрибутом материи. Материя — это вещь в себе.

Диалектический материализм

Диалектический материализм («диаматизм») — учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, сочетающее материалистическое понимание действительности с диалектикой. Она характеризуется внутренним единством, неразрывностью диалектики и материалистической эпистемологии. В диалектическом материализме материализм и диалектика органически воссоединяются, создавая полное единство диалектики (теории развития), логики (теории мышления) и эпистемологии.

Сильной стороной диалектического материализма было его внимание к диалектике, проявляющееся в признании принципиальной познаваемости мира. Она основывалась на понимании неисчерпаемости свойств и структуры материи и на детальном обосновании диалектики абсолютной и относительной истины как принципа философского познания.

«Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Она возникла в результате переноса диалектики Гегеля на материалистическо-монистическое мировоззрение конца XIX века; название «материализм» часто используется здесь в смысле реализма (реальность, независимая от мысли и существующая вне сознания).

Для диаматизма характерны строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; разностороннее рассмотрение исследуемого объекта, гибкость понятий; неразрывная связь научных идей, всех сторон научного знания с понятием материи, природы, что закрепляет их использование как относительных и препятствует превращению в абсолют.

Различие между метафизическим и диалектическим материализмом

1. сторонники метафизического материализма (Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Локк) сводили многообразие форм движения к механическому движению. Сторонники диалектического материализма (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Плеханов, Ленин) считали, что существует 5 видов движения:

  1. биологический;
  2. химический;
  3. физическая;
  4. психологический;
  5. социальное — высшая форма движения материи.

2. французские материалисты XVIII века (Фейербах) считали, что мир состоит из материи, которая принципиально непознаваема. Напротив, марксистская теория признавала, что мир в принципе познаваем.

3. философия, особенно метафизический материализм, постепенно отделилась от науки. Диалектический материализм послужил основой для науки.

4. представители механистического материализма считали, что истина всегда объективна и не зависит от нашего сознания. Представители диалектической доктрины придерживались мнения, что все в мире субъективно, находится за пределами познания.

Заключение

Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного знания, применим ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Она показывает науке верный путь к познанию реального мира. Когда наука сталкивается со сложной, но нерешенной проблемой, материалистическое мировоззрение исключает ее идеалистическое объяснение и концентрируется на поиске естественных законов развития, реальных, но непознанных связей. Материализм отвергает идею создания «из ничего» и выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.

Идеализм, как учение, противоположное материализму, способствует изучению мира и его устройства с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, дают полную картину мира.

Древний материализм раскрывает истоки и предпосылки формирования изучаемых областей, что дает основу для дальнейшего исследования.

Механистический материализм отражает представления о мире в терминах механики и других точных наук. Этот тип материализма позволяет нам взглянуть на картину мира с точной и рациональной точки зрения.

Диалектический материализм, который в своей основе противоположен идеализму, также имеет диаметрально противоположные эпистемологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; разносторонность рассмотрения исследуемого объекта, гибкость и подвижность понятий; неразрывная связь всех научных понятий, всех аспектов научного знания с понятием материи, природы, что обеспечивает их использование как относительных (реляционных) и препятствует их превращению в абсолюты.

Список литературы

  1. КОПРы по философии.
  2. основные философские направления / под редакцией Т.И. Ойзермана. — М., 1971.
  3. Новая философская энциклопедия / под ред. В.С. Степина, Г.Ю. Козлова, В.В. — Семгин и др. М.: Мысль, 2001. т. 2. С. 508.
  4. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблёва. — МОСКВА: ИНФРА-М, 1998. С. 260.
  5. философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. — Москва: Политиздат, 1981. 4-е издание. с. 445.
  6. учебник Основы философии / под ред. П.С. Гуревича. — Москва: Гардарики, 2002. 4-е издание.
  7. философские науки / под редакцией Т.И.Ойзермана. 1991. № 7. С. 8 — 13.
  8. Полное собрание сочинений / под ред. В.И. Ленина. Том 29. 5-е изд. с. 322.
  9. сочинений / под редакцией К.И. Маркса и Ф. Энгельса. Т. 3. 2-е изд. с. 30.