Для связи в whatsapp +905441085890

Материализм и идеализм в философии Просвещения — Характерные черты философии Просвещения

Семнадцатый век вошел в историю как век Просвещения, завершив в философском плане идеи, возникшие в эпоху Возрождения и получившие дальнейшее развитие в семнадцатом веке. Просвещение было общеевропейским явлением, но в первую очередь оно развивалось во Франции. Известными французскими мыслителями эпохи Просвещения были Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, Дидро, П. Гольбах и др.

Мыслители эпохи Просвещения считали одной из своих главных задач широкое распространение и популяризацию основных идей новой философии, то есть они буквально стремились просветить массу населения, в результате чего их культурная деятельность и вошла в историю под именем Просвещения.

Французская философия восемнадцатого века была более живой, остроумной, более критической, чем английская. И эта их радикальность была вызвана острыми противоречиями, которые дошли до предела во французском обществе, и нескрываемым возмущением, в котором оказалась официальная глава этого общества. «Нам легко обвинять французов, — писал Гегель, — за их нападки на религию и государство; нужно представить себе картину ужасного состояния общества, нищеты, подлости, царивших во Франции, чтобы понять заслугу этих философов. Французских философов эпохи Просвещения также называли энциклопедистами, потому что почти все они группировались вокруг «Энциклопедии», полное название которой — «Энциклопедия, или всеобъемлющий словарь наук, искусств и ремесел».

Идея энциклопедии перекликается с идеей просвещения, ведь мыслители эпохи Просвещения хотели прежде всего распространить научные и полезные практические знания среди масс, а для этого жанра энциклопедия или толковый словарь подходили как нельзя лучше.

Просвещение было направлено против церкви и христианства как защитной идеологии феодализма. Таким образом, необходимым элементом Просвещения был атеизм, который в то время и особенно во Франции стал более или менее широким и влиятельным течением.

Атеистическая направленность Просвещения неизбежно привела к дальнейшему отделению философии от теологии, религии и церкви. Философия понималась здесь как разум, противостоящий иррациональности феодального общества. Поэтому французских мыслителей эпохи Просвещения иногда называли просто «философами». Слова «философия» и «философ» в разное время могли означать совершенно разные вещи. В XVIII. Век они означали разум; в наше время они часто означают противоположное.

Одним из ярчайших представителей Просвещения был Вольтер (1694-1778). Вольтер, пожалуй, самый известный просветитель Франции и всей Европы.

Вольтер — это псевдоним. Настоящее имя Вольтера было Франсуа Мари Аруэ. Он родился в Париже в семье богатого нотариуса. Поборник свободы — он мог пресмыкаться перед власть имущими. Он пытался просвещать людей и в то же время презирал их. И личность Вольтера, и его творчество отражают противоречивую природу Просвещения в целом. В своих попытках вывести народ из темноты и невежества мыслители Просвещения не могли опереться на народ именно из-за темноты и невежества, поэтому им приходилось рассчитывать на поддержку дворянства, двора.

Литературное наследие Вольтера настолько обширно, что один только перечень его произведений заполнил бы целые страницы. Он прежде всего блестящий мастер критики, а его философские работы — это либо критика, либо популяризация.

Отказ Вольтера от провиденциализма, то есть предопределения всех событий Богом, связан с его деизмом, заимствованным у Ньютона.

Материализм и идеализм в философии Просвещения - Характерные черты философии Просвещения

Характерные черты философии Просвещения

Многие мыслители XVIII. В XVIII веке стали уверенно заявлять, что первой и главной задачей любого «истинного друга прогресса и человечества» является «просвещение умов», просвещение людей, ознакомление их со всеми важнейшими достижениями науки и искусства. Эта направленность на просвещение масс стала столь характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке. Век стал настолько характерным, что XVIII. Век позднее был назван веком Просвещения или эпохой Просвещения.

Англия была первой страной, вступившей в эту эпоху. Англия раньше других стран встала на путь капиталистического развития. Это была первая страна, в которой произошла революция, закончившаяся казнью короля. Хотя в 1688 году произошла реставрация монархии, она не смогла существенно повлиять на развитие капитализма. Поэтому не случайно, что идеи Просвещения попали на благодатную почву именно в Англии. Эти идеи были развиты Т. Гоббсом (1588-1679), затем Джоном Локком и другими мыслителями.

Для английских мыслителей эпохи Просвещения была характерна борьба с традиционным религиозным мировоззрением, которое объективно препятствовало свободному развитию науки о природе, человеке и обществе. Идеологическая форма свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века. Идеологической формой свободной мысли в Европе с первых десятилетий XVIII века был деизм.

Но английское Просвещение было просвещением элиты, имело аристократический характер. В отличие от этого, французское Просвещение было направлено не на аристократическую элиту, а на широкие слои городского общества.

T. Гоббс по праву считается основателем английского Просвещения. Гоббс, ученик и личный секретарь Ф. Бэкона и продолжатель английской линии эмпиризма, подверг дуализм Декарта резкой критике в своем учении о субстанциях.

Гоббс систематизировал доктрину Бэкона и создал новую форму материализма — механический материализм. Вся природа представлялась Гоббсу как совокупность протяженных тел, различающихся между собой по размеру, форме, положению и движению. Движение в этом контексте понималось как чисто механическое движение. Сведена к движениям и усилиям, а также к психической жизни человека и животных. Это сложные механизмы, которые полностью определяются извне.

Внешние чувства являются источником не только идей, но и всех человеческих знаний. Действие окружающих предметов на органы чувств человека порождает первоначальные идеи, которые в дальнейшем обрабатываются разумом путем сравнения, комбинирования и разделения идей. Человеческой души как особой субстанции не существует, а вера в Бога — плод философии Смирнов И.Н. Философия. Учебник для высших учебных заведений — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 205..

Однако основные работы Гоббса «Философские идеи учения о гражданине», «Левиофан» и др. посвящены проблемам общественной жизни. Он развивает договорную теорию государства, которая была сформулирована еще Эпикуром. Согласно Гоббсу, обществу и государству предшествует полная анархия и «война всех против всех». Это «состояние природы», в котором люди находились долгое время, характеризовалось неограниченной личной свободой. А также для обеспечения их личной безопасности, защиты частной собственности и других личных прав. Люди сознательно решили отказаться от него и доверить его государству.

Наиболее совершенной формой правления Гоббс считал абсолютную монархию. Власть государства распространяется не только на поведение человека, но и на его взгляды: религиозно-моральные и даже научные. И все же, согласно Гоббсу, каждый субъект имеет право на самозащиту. Когда подданный перестает пользоваться покровительством старой власти, он волен подчиниться новой власти. Таким образом, ярый монархист Гоббс логически приходит к оправданию революционных движений, свидетелем которых он был.

Учение Гоббса, особенно его натуралистический взгляд на государство и право, сыграло важную роль в развитии Просвещения в целом.

Материализм. Сущность и этапы развития

Материализм — философское направление, утверждающее первичность и единство материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального. Философский материализм утверждает примат материального и вторичность духовного, идеального, что означает, что мир вечен, несотворен, бесконечен во времени и пространстве. Мысль неотделима от материи, которая мыслит, и единство мира заключается в его материальности. Материализм рассматривает сознание как продукт материи и видит в нем отражение внешнего мира. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — познаваемости мира — означает веру в адекватность отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемость мира и его законов. Материализм отличается тем, что опирается на науку, доказуемость и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм. Содержание материализма понимается как совокупность его исходных предпосылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, которая определяется прежде всего методом мышления. Поэтому его содержание содержит то, что является общим для всех школ и течений материализма в их противостоянии идеализму и агностицизму, а с его формой связано то, что характерно для отдельных школ и течений материализма.

В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в укреплении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, она способствовала росту научных знаний, совершенствованию научных методов, что положительно сказывалось на успехах человеческой практики, на развитии производительных сил. Критерием истинности материализма является общественно-историческая практика. На практике ложные построения идеалистов и агностиков опровергаются, а их истинность неопровержимо доказывается. Слово «материализм» использовалось в XVII веке в основном в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму. Точное определение материализма впервые было дано Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

В своем развитии материализм прошел три стадии.

Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). Первые учения материализма появились вместе с подъемом философии в рабовладельческих обществах Древней Индии, Китая и Греции в связи с достижениями в астрономии, математике и других науках. Общей чертой античного материализма является признание материальности мира, его независимого от человеческого сознания существования. Его представители пытались найти в многообразии природы общее начало всего существующего и появляющегося на свет. В древности Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и становится водой. Для античного материализма, особенно для Эпикура, акцент делался на личном самосовершенствовании человека: освобождении его от страха перед богами и от всех страстей, обретении способности быть счастливым при любых обстоятельствах. Заслугой античного материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Лейципп, Демокрит).

В средние века материалистические тенденции проявились в форме номинализма, доктрины «консубстанциальности природы и Бога». В эпоху Возрождения материализм (Телезио, Вруна и др.) часто облекался в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал материализм античности — это был период второй стадии материализма. В 16-18 веках в странах Европы наступил второй этап в развитии материализма — Бэкон, Гоббс, Гельвеций, Галилей, Гассенди, Спиноза, Локк и другие сформулировали метафизический и механистический материализм.

Разновидности материализма

Вообще говоря, в рамках материалистической философии можно найти различные формы материализма. Исторически первой и самой простой формой является наивный (спонтанный) материализм древних — под материей понимались материальные состояния и физические явления, которые обнаруживались как глобальные без всякой попытки научного обоснования, просто в результате повседневного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения.

Большинство первых философов рассматривали только материальное начало, то есть то, из чего состоят все вещи, то, из чего они возникают и во что они затем превращаются; и поэтому считали, что ничто не возникает и ничто не исчезает, поскольку такая природа всегда сохраняется.

Они пытались свести все многообразие мира к одному из этих элементов или к их комбинации (Гераклит — огонь, Фалес — вода, Анаксимен — воздух, Демокрит — атомы и пустота).

Античный материализм содержал в своем зародыше все последующие течения: механистическое, диалектическое и вульгарное.

Наивный материализм также можно отнести к научному материализму — разновидности материализма, сформировавшейся как идеологическое обобщение опыта ученых на основе данных конкретных наук. Современный научный материализм продвигается благодаря исследованиям в области так называемых самоорганизующихся систем.

Метафизический материализм появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают физические взаимодействия, механическое движение, за исключением микромира. Однако, когда эти законы используются для описания и понимания более сложных явлений, чем механические, это приводит к ошибке, называемой редукционизмом (сведение сложного к более простому).

Более сложные явления имеют свои собственные более сложные законы, поэтому описывать их в терминах законов механики — это упрощение и ошибка. Этот же материализм был метафизическим, потому что не признавал эволюцию материи от низшего к высшему, от простого к сложному.

Метафизический материализм признает материю вечно неизменной основой реальности, поэтому в мире не существует внутренних противоречий, развития и качественных изменений. И то, что мы наблюдаем, — это лишь временные отношения между элементами материи. А поскольку число элементов исчерпаемо, то исчерпаемы и разновидности комбинаций этих элементов, поэтому нет развития, а есть повторение одного и того же через определенное время.

Характер комбинаций материальных частиц обусловлен внешними причинами — это случайность, закон тяготения, положение в пространстве и т.д.

Разновидностью метафизического материализма является вульгарный материализм, направление, получившее широкое распространение в XIX веке. Вульгарный материализм не видит в мире ничего, кроме материи. Для него даже мысль материальна.

Сторонники вульгарного материализма:

  • Разум (идея) как реальность полностью отрицается;
  • Считали материю единственной реальностью..;
  • Отрицали свойство идеальности у сознания, пытался объяснить сознание как химический процесс;
  • Были атеистами..;
  • Основывали свои исследования на достижениях естественных наук (закон сохранения энергии, сохранения материи, социал-дарвинизм и т.д.)
  • Придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и другие процессы бытия);
  • Отвергали диалектику;
  • Старались объяснить все однозначно, избегая двусмысленностей и противоречий (используя принцип «черное и белое»)
  • Значительно упростили положения традиционного материализма.

Понятие идеализма и его история

Идеализм — философское течение, которое приписывает активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставит материальное в зависимость от идеального.

Идеализм возник более двух с половиной тысячелетий назад. Термин «идеализм» впервые появился в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона как о величайшем материалисте и величайшем идеалисте. А в 1749 году французский материалист Дидро назвал идеализм «…самой абсурдной из всех систем».

Идеализм предполагает примат духовного, нематериального, и вторичность материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и его сотворении Богом. Последовательный идеализм противопоставляет материалистическому детерминизму телеологический взгляд. Буржуазными философами термин «идеализм» употребляется во многих значениях, а само это движение иногда считается подлинно философским. В условиях классового общества идеализм возникает как научное продолжение мифологических и религиозно-фантастических идей. Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого знания и тем самым тормозит научный прогресс. В то же время некоторые представители идеализма, задавая новые эпистемологические вопросы и исследуя формы познавательного процесса, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

Через свое происхождение и на всех этапах своего развития идеализм тесно связан с религией. Скорее, она возникла как концептуальное, понятийное выражение религиозного мировоззрения, а в более поздние эпохи обычно служила философским обоснованием и оправданием религиозной веры.

Историческими истоками идеализма являются анимизм и антропоморфизм, присущие мышлению первобытного человека, оживление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил как образа и подобия человеческих действий, обусловленных сознанием и волей. Далее, гносеологическим истоком идеализма становится сама способность к абстрактному мышлению. Возможность идеализма дана уже в первой элементарной абстракции. Формирование общих понятий и повышение степени абстракции — необходимые моменты в развитии теоретической мысли. Злоупотребление абстракцией, однако, предполагает гипостазирование абстрагирующей мыслью свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных опор и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенение, субъективизм и субъективная слепота — вот эпистемологические корни идеализма». Эти эпистемологические корни идеализма закреплены определенными социальными факторами, которые берут начало в отделении умственного труда от физического, в котором «…сознание может эмансипировать себя от мира…». С возникновением рабовладельческого общества идеализм становится естественно-исторической формой сознания для господствующих классов, поскольку умственный труд изначально был их привилегией.

В отличие от буржуазных философов, насчитывавших множество самостоятельных форм идеализма, марксизм-ленинизм делит все его разновидности на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личный или безличный всеобщий разум, некое надличностное сознание, и субъективный идеализм, сводящий познание мира к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не является абсолютным.

Во время общего кризиса капитализма распространились такие формы идеализма, как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три вышеперечисленных течения являются основными вариантами идеализма середины XX века, но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс дробления на небольшие эпигонские школы.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Валериан Николаевич Муравьев, русский философ и общественный деятель
  2. Гераклит – родоначальник современной диалектики
  3. Классический и неклассический тип рациональности
  4. Эмманюэль Мунье, французский философ, основатель и глава французского персонализма
  5. Эпоха «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае
  6. Направления в гносеологии
  7. Под углом зрения абсолюта: адвайта-веданта и другие
  8. Ансельм Кентерберийский и его доказательство бытия бога
  9. Соотношение методологии и теории познания
  10. Становление советской философии