Для связи в whatsapp +905441085890

Материализм — Материалистическая интерпретация человека как продукта эволюции

Философия предполагает уникальность человеческого существования. В материализме она основана на..:

  • концепция антропогенеза;
  • учение о связи между биологическим и социальным бытием человека;
  • теория практической деятельности как определяющей формы взаимодействия человека с окружающей средой.
    Человек — это общий термин для обозначения субъекта исторической деятельности и познания. Термин «человек» используется для характеристики универсальных качеств и способностей, присущих всем человеческим существам. Существует такое особое сообщество, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех других материальных систем характером жизнедеятельности.

Человек — это часть природы, живое, телесное существо. Рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни, способность усваивать определенную пищу, наследование определенных привычек и способностей определяются естественной биологией. Как и другие биологические виды, люди имеют устойчивые вариации — разновидности. Самыми крупными из них являются расы. Раса — это генотип, приспособленный к специфическим условиям окружающей среды, выраженный в анатомических и физиологических характеристиках.

Человек вынужден был тратить большую часть своего времени на удовлетворение своих биологических потребностей посредством материального производства. Из необходимости поддержания жизни выросла вся организация человеческой деятельности: род, племя, семья, государство, моральные и правовые нормы. Даже такие формы духовной жизни, как мораль, искусство, религия, выросли, согласно материализму, из потребностей организации материального производства для удовлетворения биологических потребностей человека. Мораль основана на нормах регулирования сексуальных отношений с целью защиты жизни человеческого сообщества от различного рода столкновений. Религия формируется на основе первобытных ритуалов, которые играют существенную роль во всех сферах жизни семьи и обеспечивают ее выживание. Искусство также формируется для решения задач жизнеобеспечения человека. Наскальные изображения животных, сцены охоты носили чисто прагматический характер.

Материалистическая философия объясняет специфику человеческого существования на основе того, что человек социально и практически активен. Франклин: «Человек — это животное, способное к труду». Ф. Энгельс: «Труд создал человека». Эти утверждения отражают специфическую характеристику жизнедеятельности человека. В марксистской антропологии предел перехода от животного к человеку определяется началом производства орудий труда. Специфическим способом человеческой деятельности является не приспособление и собирательство, а материальное производство, в ходе которого человек, воздействуя на природу, создает мир очеловеченной природы. Марксизм рассматривает производственные отношения как определяющие для системы общественных отношений. Но помимо отношений производства в систему общественных отношений входят также отношения между историческими общностями людей (род, племя, нация, народность), брак и семья, быт, межличностные отношения, между обществом и личностью. Поэтому жизнедеятельность человека предстает как сложный процесс не только удовлетворения потребностей, но и воспроизводства системы общественных отношений.

Зависимость удовлетворения человеческих потребностей от социальных условий жизни находит свое выражение в интересе. Содержание интереса определяется характером и направленностью потребностей.

Если потребность фокусирует человека на объекте его удовлетворения, то интерес фокусируется на условиях этого удовлетворения. Межличностные отношения разыгрываются через интересы. Различное положение социальных субъектов (индивидов, групп, классов) в системе производства определяет различную роль их интересов в жизни общества.

Осознание людьми природных и социальных условий жизни через интересы находит свое выражение в целях, которые становятся импульсами активного человеческого действия.

Материализм - Материалистическая интерпретация человека как продукта эволюции

Материалистическая интерпретация человека как продукта эволюции

Материализм в понимании истории относится к такой интерпретации, в которой предполагается, что нечто материальное является главным движущим фактором исторической и социальной эволюции (таких интерпретаций немного). Признак первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию (общественное сознание — это та духовная сфера, которая существует благодаря обществу).

Выделение человека из животного мира — это такой же грандиозный скачок, как и возникновение жизни из не жизни. Наконец, речь идет о возникновении такого вида живых существ, внутри которого в определенный момент прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» совершенно особого рода.

Астрологи занимаются поиском «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека до Homo Sapiens. Философы пытаются выявить и описать настоящий «слом постепенности» — революционный скачок, произошедший в процессе становления человека. В Библии изложен миф о сотворении Богом человека. Религиозное f-fi: «Человек — образ Божий» В настоящее время существуют следующие основные гипотезы о происхождении человека:

1. натуралистический

a) Человек создан природой, поэтому, по Дарвину, появление человека было подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора.

б) в социобиологии: человек появился в результате мутации — изменения наследственности. Они вызвали перестройку животного организма, и появился человек.

в) Люди всегда существовали на Земле.

Предположим, что Земля существует вечно. Это неправда, люди всегда существовали в природе, в космосе, Земля была населена пришельцами из космоса.

2. идеалистический. Наиболее ярко это выражено у Гегеля. Мировой разум «дремал» в предке человека, а затем проснулся. Открытие мирового разума в человеке отразилось в развитии знаковости, в вертикальной походке и в развитии правой руки. Культурные ценности формируют человека. Культура — это продукт сознания людей, сознание — продукт глобального разума.

3.выражается в рабочей теории возникновения человека. С момента появления материального производства начинается процесс возникновения человека и общества. Общество — это форма человеческого бытия. И здесь на помощь приходит антропосоциогенез. Трудовая теория утверждает, что благодаря труду. Творческая роль труда выразилась в том, что человек начал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности. Внешний вид речи и языка. Невозможно общаться с помощью инструментов. Был разработан язык слов, символы были закреплены в членораздельной речи, в звуках. Символы в материальном смысле, то есть слова и графические изображения, — это средства коммуникации, изобретенные человечеством. Слово — это инструмент для формирования человеческого коллектива. Слово позволило экстернализировать внутренний мир формирующегося человека и сделать внутренний мир видимым.

Научный материализм М.В. Ломоносова

Материализм — это философское мировоззрение, согласно которому материя онтологически первична в сфере бытия, а идеальное вторично. Вместе с идеализмом, с которым он борется, он является фундаментальным философским течением. Первые представления о материальном мире появились в Древней Греции примерно в VI веке до нашей эры, и с тех пор материализм и идеализм ведут борьбу за человеческое сознание, которая продолжается и в современном мире.

Важность мировоззрения человека трудно переоценить. От этого зависят его мысли и поступки. Мировоззрение человека склонно делать выбор в ситуации, когда логическое мышление не может дать ответ. Это фундамент, на котором строятся цели отдельных людей, различных социальных групп, наций и целых стран.

Кроме того, преобладающее мировоззрение оказывает непосредственное влияние на развитие науки. В частности, материализм закладывает основу для изучения таких наук, как физика, химия, биология и другие естественные и технические науки. Поэтому неудивительно, что с наступлением эпохи Возрождения и укреплением позиций философов-материалистов, многие из которых были людьми большого таланта (Леонардо да Винчи, Рене Декарт, Галилео Галилей и др.), мир совершил грандиозный научно-технический прорыв.

Как и во всем мире, в России развивались философские течения. В этой статье я рассмотрю особенности материалистических убеждений двух русских деятелей. В соответствии с исторической хронологией, первая глава будет посвящена философии М.В. Ломоносова, а вторая — идеям Н.Г. Чернышевского. Цель работы — рассмотреть деятельность философов как отражение их материалистических взглядов, сравнить их и проанализировать последствия для современного общества.
Материализм Ломоносова наиболее ярко проявился в его научной деятельности. Вот почему я назвал его «научным». Ломоносов определял материю как «протяженное бесплотное, делимое на бесплотные части»; «материя — это то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность».

М.В. Ломоносов считал химию своей основной областью деятельности, но, как показывает его наследие, эта дисциплина на разных этапах его творчества вступала во взаимодействие с другими отраслями науки и оставалась неразрывно связанной с ними во всем многообразии его исследований, которые сами были взаимосвязаны.

М. М.В. Ломоносов не только критиковал наследие алхимии и ятрохимии, но и выдвинул продуктивные идеи, которые использовал на практике; он сформировал новую теорию, которой суждено было стать основой современной науки.

Одним из выдающихся научных достижений М.В. Ломоносова была его молекулярно-кинетическая теория тепла.

Он обратил внимание научного сообщества на то, что ни расширение тел в процессе нагревания, ни увеличение массы в результате горения, ни фокусировка солнечного света через линзу не могут быть качественно объяснены теорией тепла. Именно связь тепловых явлений с изменением массы породила идею о том, что масса увеличивается за счет материального термоуглерода, входящего и остающегося в порах тел. Но, спрашивает М.В. Ломоносов, почему при охлаждении тела термоуглерод остается, а тепловая сила теряется? Опровергая одну теорию, М.В. Ломоносов предлагает другую, в которой с помощью бритвы Оккама отсекает лишнее понятие термоуглерода. Таким образом, ученый окончательно отправил ложную доктрину теплорода на свалку истории и заложил основу современной теории атома-молекулы.

Материализм Н. Г. Чернышевского

Он был последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французские материалисты XVIII века, социальные утописты Фурье и Фейербах). В студенческие годы он ненадолго увлекся гегельянством, позже критиковал идеалистические взгляды, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».

По мнению Чернышевского, основными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности» и «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей, по его мнению, устранило бы препятствия на пути развития личности и причины моральных патологий, для этого необходимо изменить условия самой жизни путем революции. Материализм служил теоретической основой политической программы революционных демократов, они критиковали реформистские надежды на «просвещенного монарха» и «честного политика».

Его этика была основана на концепции «рационального эгоизма» и антропологическом принципе. Человек как биосоциальное существо принадлежит к миру природы, который определяет его «бытие», и существует в социальных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «природы» к удовольствию. Философ утверждает, что человек «делает то, что ему нравится, руководствуясь расчетом, который говорит ему отказаться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия ради большей выгоды и большего удовольствия», только тогда он достигает полезности. Личный интерес развитого человека побуждает его к акту благородного самопожертвования, чтобы приблизить торжество избранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признает закон причинности: «То явление, которое мы называем волей, есть звено в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью.

Благодаря свободе выбора люди движутся в том или ином направлении общественного развития, и просвещение людей должно служить тому, чтобы научить их выбирать новые, прогрессивные пути, то есть стать «новыми людьми», идеалами которых являются служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.

Антропологический материализм Чернышевского считается основой русского коммунизма.
Чернышевский — прежде всего политический, общественный деятель. Если его работы и можно назвать научными, то только в очень узком смысле. Материалистическое мировоззрение Чернышевского кажется несколько странным, учитывая, что он вырос в семье священника. Более того, впоследствии он открыто критиковал христианские основы социальной системы Российской империи. Я бы назвал его материализм атеистическим, из которого выросли первые социально-философские идеи русского коммунизма.

Материализм, направленный в правильное русло, может дать мощный толчок развитию общества, как это произошло в эпоху Возрождения. Однако когда такие взгляды полностью поглощают государственный разум и становятся государственной идеологией, это может привести к весьма печальным последствиям, как и в обратном случае, когда идеал становится шатким «фундаментом» для науки.

Атомистический материализм

Название учения показывает, что основополагающим физическим (и философским) взглядом Лейциппа и Демокрита является гипотеза о существовании неделимых частиц материи. Греческое слово «атомос» означает: «неделимый», «неразрывный». Согласно Симплицию, Левкипп и Демокрит заявили, что первоначал (физических элементов) бесконечное множество, они называли их «атомами» и считали их неделимыми и непроницаемыми, абсолютно плотными и не содержащими пустоты. Они говорили, что разделение происходит из-за пустоты, которая существует не в атомах, а в телах, но атомы отделены друг от друга в бесконечной пустоте и отличаются внешними формами, размерами, положением и порядком. Атомы носятся в пустоте; когда они встречаются, они сталкиваются, некоторые отскакивают друг от друга, где бы они это ни делали, а другие связываются или переплетаются из-за соответствия форм, размеров, положений и порядков. Образовавшиеся связи держатся вместе, создавая видимость сложных тел.

Левкипп и Демокрит считали, что не только число атомов во Вселенной бесконечно, но и число возможных форм для различных атомов, т.е. их форм, очертаний. Существуют атомы самой разной формы: сферические, пирамидальные, неправильной формы, крючковатые и т.д. Число этих различных форм бесконечно.

Доказательство бесконечного числа форм атомов, конечно же, не может быть эмпирическим, из-за невидимости и неосязаемости этих форм, а только логическим. Такое логическое доказательство рассматривалось атомистами как отсутствие достаточного основания для утверждения, что число атомных форм ограничено: они утверждают, как сообщает Симплиций, что число форм в атомах бесконечно разнообразно, «по той причине, что нет более одной, чем другая».

Это учение является новым и весьма оригинальным способом решения научной и философской проблемы, поставленной перед греческой мыслью Аэлеем с его учением о том, что истинно существующее бытие не может ни возникнуть, ни исчезнуть. Лейципп и Демокрит (а также Эмпедокл и Анаксагор) соглашались с этим тезисом, но в то же время боролись с элейскими идеями, которые отрицали мыслимость множественности и мыслимость движения. Необходимо было — такова была идея Лейциппа и Демокрита — построить теорию природы, которая, принимая основополагающий тезис Элевтея о невозможности для истинно существующего бытия ни возникнуть, ни исчезнуть, в то же время отвергала ложные посылки элевтеевской теории и признавала не только чувственную реальность движения, но и его мыслимость, а также реальность и мыслимость множественности. Элементарные частицы материи — это частицы, которые абсолютно неделимы и принципиально не допускают возможности дальнейшего деления или дробления. Именно эта мысль становится основой материалистической философии и физики Лейциппа и Демокрита.

Предпосылки доктрины атомистов нуждались в обосновании. Самой сложной задачей было преодолеть ошибочную скептическую и метафизическую позицию элейцев, которые отрицали возможность мыслить движение в пространстве, не впадая в противоречие.

Атомисты не поднимают вопрос о причине движения атомов. Они поднимают его не по «небрежности», как думал Аристотель, а потому, что движение атомов кажется им изначальным свойством атомов. Будучи изначальной, она не нуждается в объяснении причин. Но и учение о движении атомов не является произвольным утверждением философа о том, что происходит в царстве чувственно невидимого и не воспринимаемого. Теория движения невидимых для нас очень маленьких атомов подсказана нашему разуму наблюдениями за процессами и явлениями, происходящими в чувственно воспринимаемой природе. Атомная теория возникла у Лейциппа и Демокрита на основе наблюдений и некоторых аналогий.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Закономерности саморазвития общества
  2. Взаимоотношения мифологии и предфилософии древней индии
  3. Общие черты русской философской мысли: онтологизм, универсализм, мессианизм, внимание к нравственным проблемам
  4. Разумный уровень познания
  5. Общество как едино-цельная система определенного множества народа
  6. Революция и реформы в жизни общества — Реформы и революции как формы социальных изменений
  7. Культурная модернизация
  8. Хайдеггер Мартин, крупнейший немецкий философ 20 века
  9. Роль религии в общественном процессе. Значение религии для человека и человечества.
  10. Наука как высшая форма знания. Особенности современной науки