Для связи в whatsapp +905441085890

Материя как субстанция. Движение как способ существования материи — Философское понимание категории материи

Поиск бытия в философии — это не узкопрофессиональное занятие небольшой группы людей, занятых своими кастовыми интересами и говорящих на определенном языке (хотя и это имеет место), а поиск человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, преодоление своей бездомности и сиротства, того, что Маркс называл отчуждением. Человек, вооруженный научной мыслью и мощными инструментами, убедился, что даже с самым мощным телескопом он не найдет ничего принципиально нового за пределами туманностей звезд, что его взгляд будет обречен блуждать в мертвой пустоте неизмеримого пространства. Не улучшится она и от того, что откроет математическая физика в мире бесконечно малых. Благодаря многовековой истории и бесконечным социальным экспериментам он убедился в невозможности построить рай на земле, даже добиться более или менее счастливой жизни для большинства. Поиск Бытия — это поиск корней, где человек может ощутить в себе силы преодолеть бессмысленность окружающего мира, мужество жить, несмотря на эту бессмысленность и собственную конечность, почувствовать себя, наконец, существенной частью Бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир, «пастырем Бытия», завещавшим послание Бытия, прояснение которого является главной задачей его жизни. Этот поиск составляет невидимую основу того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом и т.д. За века, прошедшие со времен Парменида, философские умы постигали все через бытие — мысль, мир идей. Бог, материя и т.д.
Выделяя уровни предметов в проблемном поле философии, мы указали, что наиболее важным из них является онтологический. Здесь задается вопрос о сущности бытия (мира, космоса), о том, что лежит в его основе, об основных формах его существования и направлениях развития. Частные науки отвечают на такие вопросы только в рамках своей специальности. Например, физик, исходя из определенной физической концепции, может утверждать, что мир конечен, или что пространство и время являются некими заданными «вместилищами» реальных объектов и отношений и т.д.

Философия ставит эти проблемы в наиболее общем, предельном виде, подчеркивая всеобщие предпосылки бытия и исследуя наиболее общие отношения между миром и человеком. Конечно, из-за разнообразия мыслей ответы на поставленные вопросы могут быть разными. В качестве основы мира могут быть приняты как духовные, так и материальные сущности, одна или несколько субстанций и т.д. Общим здесь является подход к постановке и решению проблемы на предельном онтологическом уровне.

В исторической философской традиции онтологическая проблема разрабатывалась в рамках метафизики.

Термин «онтология», образованный от сочетания древнегреческих слов «онтос» (бытие) и «логос» (знание), обозначает знание о бытии или метафизику бытия. Именно так до сих пор понималась онтология — как изучение конечных, фундаментальных структур бытия. Выделение онтологии в отдельную философскую дисциплину означает, что, хотя она и является фундаментальной частью метафизики, она не отождествляется с ней. Это своего рода метафизика бытия во всем его многообразии, так что онтология зависит как от других теоретических дисциплин, так и от конкретных наук.

Материя как субстанция. Движение как способ существования материи - Философское понимание категории материи

Философское понимание категории материи

Понятие «материя» является одной из фундаментальных категорий материалистической философии. Не обошлось и без различных идеалистических направлений. При всем разнообразии определений материи, данных разными философами, идеалистов объединяет то, что они либо вообще отрицают существование материи, либо отрицают ее объективность. Например, такой представитель субъективного идеализма, как Беркли, прямо заявил, что если мы изгоним понятие, то никто не заметит его исчезновения, так как оно ничего не обозначает. Другие субъективные идеалисты, не отрицая открыто существование материи, сводят ее либо к «совокупности ощущений» (Мах), либо к «постоянной возможности ощущений» (Милль, Пуанкаре). Представители философии языка Дж. Мур и Л. Витгенштейн считают, что поскольку категории «материя» и «сознание» не могут быть строго определены с научной точки зрения, от них следует отказаться.

В отличие от субъективных идеалистов, представителей объективного идеализма, они действительно считают, что материя существует вне и независимо от человеческого сознания, человеческих ощущений, но в конечном счете они тоже ставят ее существование в зависимость от сознания, духа. У Гегеля, таким образом, материя предстает как результат деятельности абсолютной Идеи, которая на определенном этапе своего развития порождает материю (свою «инаковость») и начинает существовать в виде материальных вещей. Такое же положение занимает материя в философской системе Лейбница, где в основе мира лежат духовные монады — своего рода духовные атомы, которые, чтобы не слиться друг с другом, чтобы отстоять свою индивидуальность, помещены в грубую, инертную материю и тем самым отделены друг от друга.

Есть, однако, идеалисты, которые не подчиняют существование материи духу и считают, что хотя она и существует сама по себе, но представляет собой не реальное, а лишь возможное существование. Например, Платон ставит превращение материи из возможного в реальное существование в зависимость от сознания (идеи, Бога).

Даже среди материалистов существуют различные взгляды на этот вопрос, но все они признают объективное существование материи — существование, независимое от какого-либо сознания или разума.

Если сказать, что под материей мы подразумеваем внешний мир, существующий независимо от нашего сознания, то многие согласятся с таким подходом. Это также коррелирует с представлениями здравого смысла. И в отличие от некоторых философов, считавших несерьезным спорить на уровне здравого смысла, материалисты принимают эту «естественную установку» за основу своих теоретических построений.

Но если принять это предварительное понимание материи, принять его как должное, то не испытываешь ни удивления, ни восхищения его глубокой значимостью, богатством методологических возможностей, открывающихся в его содержании. Небольшой исторический анализ предыдущих концепций материи и понимание сути этой категории поможет нам оценить ее важность.

Ограниченность материализма XVIII века в понимании материи выражалась, во-первых, в абсолютизации достигнутого научного знания и в попытках «наделить» материю физическими свойствами. Так, в работах П. Гольбаха, помимо самого общего понимания материи как мира, воспринимаемого с помощью органов чувств, говорится о том, что материя обладает такими абсолютными свойствами, как масса, инерция, непроницаемость, способность иметь форму.

Физическая реальность

Основным принципом материальности была признана материальность, телесность окружающих человека предметов. Однако при таком подходе такие физические явления, как электричество и магнитное поле, которые явно не обладали способностью иметь фигуру, оказывались за пределами материальности.

Существовало также понимание материи как субстанции, что особенно характерно для философии Б. Спиноза. Субстанция — это не мир, который окружает человека, а то, что стоит за этим миром и обуславливает его существование. Субстанция обладает такими свойствами, как протяженность и мышление. Однако было непонятно, как единая, вечная, неизменная субстанция связана с миром изменчивых вещей. Это породило иронические метафоры, сравнивающие вещество с вешалкой, на которой висят различные свойства, не изменяясь.

Ограниченность понимания материи в двух ее разновидностях отчетливо проявилась в XIX веке. Обычно кризис методологических оснований физики на рубеже XIX и XX веков рассматривается как главная причина необходимости перехода к новому пониманию материи как философской категории. Как известно, самым значительным достижением марксистской философии стало открытие материалистического понимания истории. Социальное бытие, согласно этой теории, определяет общественное сознание. Однако экономические условия в конечном итоге определяют только функционирование и развитие общества; общественное сознание, идеология относительно независимы и также влияют на общественное развитие. Именно это отличает марксистскую теорию от «экономического детерминизма».

В марксистской теории границы материальности как бы расширяются и включают не только сами объекты с их субстанцией и телесностью, но и свойства и отношения (не только огонь, но и свойство тепла, не только самих людей, но и их производственные отношения и т.д.). Таков вклад марксизма в понимание материи, который еще недостаточно изучен.

Понимание материи как объективной реальности, существующей независимо от человека и не тождественной совокупности его ощущений, помогло преодолеть созерцательный характер предшествующей философии. Это было вызвано анализом роли практики в процессе познания, которая позволяла выделять новые объекты и их свойства, содержащиеся в объективной реальности на данном этапе исторического развития.

Особенностью такого понимания материи является то, что материальными признаются не только физические объекты, но и свойства и отношения этих объектов. Стоимость материальна, потому что она представляет собой количество общественно необходимого труда, затраченного на производство продукта. Признание материальности производственных отношений послужило основой для материалистического понимания истории и изучения объективных законов функционирования и развития общества.

Мы можем попытаться найти определенные границы применения таких категорий, как «бытие» и «материя». Во-первых, бытие — более всеобъемлющая категория, поскольку включает в себя не только объективную, но и субъективную реальность. В о — в т о р ы х , бытие и материя могут быть использованы для различения бытия и существования (сущего). Тогда бытие можно представить как объективную реальность, которую человек реализует в процессе своей деятельности.

Такие понятия, как «физическая реальность», «биологическая реальность», «социальная реальность» занимают важное место в современной методологии научного познания. Это объективная реальность, которая становится доступной человеку в определенной сфере его деятельности и на определенном этапе исторического развития.

Отношение движения и материи

Понятие «материя» прошло несколько этапов в развитии философской мысли.

I этап — это этап наглядно-чувственного представления, когда различные элементы — вода, «апейрон», воздух, огонь — были основой бытия.

Вторым этапом был атомистический взгляд на материю, когда вещество сводилось к атомам. В древности этих взглядов придерживались Лейципп и Демокрит, а в наше время — Гассенди, Ньютон, Гольбах, Ломоносов и другие.

III этап связан с кризисом естествознания на рубеже I века и возникновением гносеологического понимания материи.

Первый этап в развитии понятия материи связан с ее трактовкой как вещества. В настоящее время гносеологическая и субстанциональная концепции материи являются основными, дающими необходимую исходную информацию о ней.

Гносеологическое понимание материи было дано В.И. Лениным, который отверг отождествление материи с веществом и смешение философской категории материи с учением о строении материи. Он писал, что «концепция материи … гносеологически означает не что иное, как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им».

Обобщая открытия естествознания и развивая марксистское учение о материи, В.И. Ленин дал следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной действительности, которая копируется, фотографируется, отражается и существует независимо от наших ощущений».

При материальном подходе он рассматривается как система атрибутов, т.е. вечных, присущих ему свойств. В этом контексте материи приписываются такие свойства, как субстанциональность, неисчерпаемость, неуничтожимость в принципе, движение, пространство и время.

Выяснение отношений между материей и движением является важной философской проблемой. На протяжении всей истории философии предпринимались попытки отделить движение от материи или материю от движения. Оба пути неизбежно вели к идеализму.

Последовательный идеализм сводит движение вещей к движению божественных или человеческих мыслей, восприятий, ощущений. Итак, если, подобно Гегелю, мы рассматриваем мир как воплощение абсолютной Идеи, то движение мира оказывается движением этой Идеи, процессом мышления, происходящим где-то за пределами человеческой головы во вселенском масштабе.

Если у Беркли мы видим вещи только как человеческие ощущения, то источник движения вещей придется рассматривать как сознание субъекта. Махист Пирсон очень четко выразил эту мысль: «Все вещи движутся, но только в понятиях».

Идеализм приводит не только к разделению движения и материи, но и материи и движения. Метафизический материализм мог бы принять существование материи (даже временно, до «первого толчка») без движения, то есть считать материю покоящейся, инертной, неактивной. Однако такое разделение материи и движения приводит его сторонников к поиску источника движения вне материи, «первого толчка», который приводит ее в движение. Например, Аристотель считал, что материя сама по себе спокойна, инертна, лишена движения и получает последнее благодаря мысленной идеальной форме. Применив это утверждение к миру в целом, он пришел к выводу, что за многочисленными небесными сферами, окружающими землю, стоит некий «первый двигатель» — Бог, который является причиной движения этих сфер в небе и всего сущего на земле.

В XIX веке Э. Дюринг утверждал, что мир изначально находился в «состоянии, равном самому себе», а затем по неизвестной причине пришел в движение. Это открывало путь к религии, поскольку только божественная сила могла привести в движение покоящийся мир.

Идея о том, что движение привносится в материю извне, противоречит данным естественных наук, таким как закон сохранения и превращения энергии.

Пространство и время как формы материального существования

Раннее человечество размышляло о природе пространства и времени с самых ранних этапов своего развития. В процессе работы этот вопрос поднимался снова и снова: Являются ли пространство и время независимыми сущностями или они просто сопутствуют чему-то? Чтобы ответить на этот вопрос, в истории философии возникли два независимых направления: субстанциональное и реляционное.

Представители субстанционального направления рассматривали пространство и время как отдельные особые сущности, независимые от материи и сознания. Например, пространство, по мнению Аристотеля, ограничено сферой неподвижных звезд, а за ними — божественное небо, неподвижное, вечное, находящееся вне времени и пространства и приводящее все в движение. Для древнегреческих атомистов Демокрита и Эпикура пространство представлялось неким вместилищем для атомов и отождествлялось с пустотой. Оно воспринималось как абсолютное, однородное и неподвижное, а время — как равномерно текущее. Эти идеи, разделяющие материю, движение, пространство и время на независимые субстанции, были затем развиты в классической механике Ньютона и получили широкое распространение к началу 20-го века.

Представители второго, реляционного направления понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как особые отношения между объектами и процессами существующего мира. Вне этих отношений не существует пространства и времени. Этой точки зрения придерживался Г. Лейбниц, а также К. Маркс и Ф. Энгельс.

Другое направление изучения пространства и времени — выяснение характера их существования, т.е. имеют ли они объективный характер или возникают из свойств нашего сознания и являются субъективными по своей природе. В связи с этим, в определенной степени, можно говорить о материалистическом и идеалистическом понимании.

Идеалистические взгляды на пространство и время связаны с отрицанием их объективной природы и признанием их зависимости от различных форм сознания, которые так или иначе выступают причиной их существования. Например, представители субъективного идеализма (Беркли, Юм, Мах) рассматривают пространство и время как формы индивидуального сознания. Для Юма они существуют только в восприятии, а для Канта они предстают как априорные формы чувственного восприятия, данные до опыта. Для Маха «пространство и время упорядочены … Системы серий ощущений».

Материалисты считают, что пространство и время — это объективные и универсальные формы существования материи. Внутри материализма, однако, следует различать взгляды метафизического и диалектического материализма. Ряд философов-материалистов и естествоиспытателей (Демокрит, Ньютон), признававших объективное существование пространства и времени, считали, что они существуют сами по себе, независимо от материи.

Согласно им, пространство — это чистая протяженность, а время — чистая длительность, в которую материальные объекты «погружены», «установлены». Демокрит был одним из первых, кто выразил эту точку зрения: «В действительности существуют только атомы и пустота». Здесь пустота, т.е. «чистое» пространство, наделяется содержанием и мыслится, наряду с атомами, как единственное, что существует в реальности.

Абсолютное пространство и абсолютное время, согласно Ньютону, существуют не только независимо от материальных процессов, но и независимо друг от друга.

В настоящее время пространство и время признаются как формы существования материи в движении. Пространство понимается как протяженность, порядок сосуществующих материальных объектов. Основными свойствами пространства являются: Объективность, протяженность, трехмерность. Время — это последовательность развития материальных объектов, обладание длительностью. Основные свойства времени включают: Объективность, длительность, одномерность и необратимость.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Плеханов и Ленин — Плеханов и Ленин как пропагандисты марксисткой теории
  2. Методология позитивизма
  3. Карл Раймунд Поппер, философ, логик и социолог
  4. Hpaвcтвeнно-психологические устои экономики
  5. Организационное оформление науки и инженерии Нового времени
  6. Правомерность гуманистической интерпретации процесса
  7. Влияние христианства на духовную культуру Европы
  8. Кибернетическая революция
  9. Алексей Алексеевич Золотарев, религиозный философ, литературный критик
  10. Интуиция как непосредственное знание. Роль интуиции в познавательной деятельности