Для связи в whatsapp +905441085890

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы — Сущность и виды воображения

Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, методы исследования теоретического уровня — анализ, синтез, обобщение.
Актуальность темы обусловлена тем, что образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением того, что непосредственно воспринимается. Человек может представить в образах то, что он непосредственно не воспринимал, то, чего вообще не существует, и даже то, что не может существовать в реальности в данной конкретной форме. Таким образом, не каждый процесс, происходящий в изображениях, может быть понят как процесс воспроизводства. Действительно, каждое изображение в какой-то степени является и опосредованным, измененным воспроизведением, хотя и очень отдаленным, и трансформацией реального. Эти две тенденции воспроизводства и трансформации, которые всегда присутствуют в некотором единстве, тем не менее, противоречат друг другу. И если воспроизведение является главной чертой памяти, то трансформация становится главной чертой воображения. Воображать — значит преобразовывать.

Активные существа, люди не только созерцают и осознают, но и изменяют мир, преобразуют его. Чтобы преобразовать реальность на практике, нужно уметь преобразовывать ее мысленно. Эта потребность удовлетворяется воображением и его механизмами. Воображение неотделимо от нашей способности менять мир, эффективно преобразовывать реальность и создавать что-то новое. Поэтому прав был А.М. Горький, когда говорил, что «именно вымысел и воображение возвышают человека над зверем» — вымысел прежде всего как воображение.

Под воображением в самом широком смысле слова мы иногда подразумеваем любой процесс, происходящий в образах. В этом случае память, воспроизводящая образы ранее воспринятых вещей, оказывается «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кейр, А. Селли, П. П. Блонский и др.). Отсюда мы приходим к различию между репродуктивным и творческим воображением и к отождествлению первого с памятью.

Поскольку, с одной стороны, воображение всегда в какой-то степени опирается на прошлый опыт, а с другой стороны, образное воспроизведение обычно, как показали исследования, в какой-то степени трансформирует воспроизводимое, то связь между воображением и образной памятью, несомненно, существует. Но не менее неоспоримым является и существование различий между ними. Если исходить из широкого понимания воображения как охватывающего любой умственный процесс в образах, то именно потому, что этот термин тогда включал бы в себя память, необходимо, внося двойственность в термины, говорить о воображении в более узком и конкретном смысле в его отличии от памяти. Поэтому более уместно сохранить термин «воображение» для обозначения этого последнего специфического процесса. Воображение — это уход от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, которые являются одновременно продуктами и прототипами творческой деятельности человека.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы - Сущность и виды воображения

Сущность и виды воображения

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества людей. Воображение также играет важнейшую роль в развитии и совершенствовании человека как биологического вида. Она выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает ему будущее.

Воображение — это способность представлять себе отсутствующий или фактически несуществующий объект, удерживать его в своем сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разных временах, чего не может позволить себе ни одно живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, которые произвольно пробуждаются усилием воли; будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основным компонентом наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства практических действий. Она во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо затруднительны, либо просто непрактичны или нежелательны.

Мечта

Воображение включается в творческую деятельность, но не всегда процесс воображения сразу же реализуется в практических действиях человека. Часто этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, которая заключается в создании образа того, что человек хотел бы реализовать. Такие образы желаемого будущего называются мечтой.

Мечта — это необходимое условие для реализации творческих сил человека по преобразованию реальности. Он служит побудительной причиной или мотивом для деятельности, окончательное завершение которой откладывается по тем или иным причинам. Поэтому любой предмет, сделанный руками человека, воплощенный в своей оригинальности, является реализованной мечтой человека,

Виды воображения.

Воображение характеризуется активностью, результативностью. Расширенное отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного изложения видов и способов воображения можно воспользоваться схемой.

Воображение может быть как воссоздающим (создание образа предмета по его описанию), так и творческим (создание новых образов, требующих подбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образных представлений происходит различными способами. Как правило, они используются человеком (и особенно ребенком) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, то есть «склеивание» вместе различных частей, которые в повседневной жизни не складываются вместе. Примером может служить классический сказочный персонаж — человек-зверь или птица.

Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение объекта или его отдельных частей. Примерами этого являются следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик.

Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Основные черты сходства четко проработаны. Это произвольный схематический рисунок.

Четвертый способ — типизация. Для него характерен акцент на главном, повторение схожих в некоторых отношениях фактов и воплощение их в конкретном образе. Например, есть профессиональные фотографии рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый метод — акцентирование. В создаваемом изображении подчеркивается часть, деталь. Классический пример — карикатура.

Основой для создания любой образности является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — это отдаленная аналогия морскому судну. Многочисленные методы диагностики воображения и его развития основаны на использовании синтезов, аналогий и способов построения воображаемых образов.

Понятие репрезентации, механизмы возникновения репрезентаций

Репрезентация — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые не воспринимаются в данный момент, а реконструируются на основе нашего прошлого опыта.

В основе репрезентации лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это репрезентации памяти, то есть репрезентации, возникающие на основе нашего непосредственного восприятия объекта или явления в прошлом. Во-вторых, это воображаемые представления. На первый взгляд, этот тип репрезентации не соответствует определению «репрезентация», потому что в воображении мы показываем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение формируется на основе информации, полученной в прошлых восприятиях, и их более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем более ярким и полным может быть соответствующее представление.

Репрезентации возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. Таким образом, репрезентации имеют большое значение не только для процессов памяти или воображения — они чрезвычайно важны для всех ментальных процессов, составляющих когнитивную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления и письменной речи всегда связаны с репрезентациями, как и память, которая хранит информацию и через которую формируются репрезентации.

Основные характеристики представлений

Представительства имеют свои особенности. Прежде всего, репрезентации характеризуются тем, что они визуальны. Репрезентации — это сенсорно-визуальные образы реальности, и в этом заключается их близость к перцептивным образам. Перцептивные образы, однако, являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как репрезентации — это воспроизведенные и обработанные образы объектов, которые были восприняты в прошлом.

Следующая характеристика репрезентаций — фрагментарность. Представления фрагментарны, некоторые части и особенности изображены ярко, другие — очень расплывчато, а некоторые отсутствуют вовсе. Например, когда мы представляем себе лицо человека, мы четко выделяем только отдельные черты, а именно те, на которые мы обычно направляли свое внимание.

Не менее важной особенностью репрезентаций является их нестабильность и непостоянство. Таким образом, любой вызванный образ, будь то объект или чей-то образ, исчезнет из вашего поля сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется приложить еще одну попытку, чтобы извлечь его. Кроме того, восприятие очень подвижно и изменчиво. В качестве альтернативы на первый план выходит та или иная деталь реконструированного изображения.

Следует отметить, что репрезентации — это не просто визуальные образы реальности, а всегда в какой-то степени обобщенные образы. Это их концептуальная близость. Обобщение присутствует не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных объектов (представление стула в целом, представление кошки в целом и т.д.), но и в представлениях конкретных объектов. Каждый знакомый объект мы видим не один раз, и каждый раз формируем новый образ этого объекта, но когда мы вызываем в сознании представление об этом объекте, возникающий образ всегда имеет обобщенный характер.

Наше восприятие всегда является результатом обобщения единичных перцептивных образов. Степень обобщения, содержащаяся в представлении, может быть разной. Представления, которые характеризуются высокой степенью обобщения, называются обобщениями.

Механизмы процесса воображения

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Считается, что воображение возникло в процессе труда — специфически человеческой деятельности, в связи с существованием необходимости преобразования объектов реального мира. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Когда мы говорим о воображении, мы подчеркиваем лишь преобладающее направление психической деятельности. Когда человек сталкивается с задачей воспроизведения репрезентаций вещей и событий, которые ранее были в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новую комбинацию этих представлений или породить из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Воображаемые образы создаются только путем переработки отдельных аспектов образов реальной действительности, доступных человеку. Когда мы говорим о воображении, его роль в психической деятельности человека нельзя недооценивать, ведь определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Таким образом, когда мы представляем себе объект или событие, очень часто мы не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех деталях. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде разрозненных фрагментов или несвязных кадров, а в их целостности и непрерывности. Поэтому происходит своеобразная обработка материала, которая проявляется в наполнении идей необходимыми деталями, то есть в процессе воспроизведения начинает проявляться активность нашего воображения.

В гораздо большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов предметов или явлений, которые мы никогда не воспринимали. Деятельность воображения наиболее тесно связана с эмоциональными переживаниями человека. Образ желаемого может вызывать положительные чувства, и в определенных ситуациях сон о счастливом будущем способен избавить человека от крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и подумать о значении ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет очень важную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение также связано с реализацией наших волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса состоит в том, что воображение направляет человека в процессе деятельности — создает мысленную модель конечных или промежуточных продуктов труда, что способствует его предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механической работы и приближаемся к творческой деятельности, тем большее значение приобретает наше воображение.

Физиологические основы воображения

Считается, что физиологической основой воображения является актуализация нейронных связей, их растворение, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, которые не соответствуют предыдущему опыту, но и не отделены от него. Сложность и непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями позволяют предположить, что его физиологические механизмы связаны не только с корой головного мозга, но и с более глубокими структурами мозга. В частности, важную роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что в силу особенностей физиологических систем, отвечающих за него, воображение в определенной степени связано с регуляцией органических процессов и движений. Воображение влияет на многие органические процессы: функцию желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и т.д. Аналогичным образом воображение влияет на двигательные функции человека.

Поэтому можно сделать вывод, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов человеческого организма, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Операции воображения и творчества

Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования.

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов.

Воображение и творчество

Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.

Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Адаптация детей раннего возраста — Структура процесса адаптации
  2. Психология общения с детьми
  3. Сложные неврозы
  4. Виды психических процессов: ощущение
  5. Методология психологии
  6. Основные стратегии совладания и формы поведения человека при внезапной утрате близкого человека
  7. Проблема детских страхов
  8. Невербальная коммуникация у детей и подростков — Общетеоретическая характеристика невербального компонента общения
  9. Роль клинического психолога в организации мероприятий первичной профилактики
  10. Формирование психодиагностической тактики в работе медицинского психолога с пациентом