Для связи в whatsapp +905441085890

Механизмы психологической защиты личности — Виды механизмов психологической защиты, выделенные З. Фрейдом

Понятие «психологические защиты» впервые ввел известный австрийский психолог Зигмунд Фрейд в 1894 году в небольшом исследовании под названием «Защитный нейропсихоз».

Уже в своих ранних работах Фрейд указывал, что прототипом психологической защиты является механизм вытеснения, конечной целью которого является избегание неудовольствия, всех негативных аффектов, сопровождающих внутренние психические конфликты между влечениями бессознательного и теми структурами, которые отвечают за регуляцию поведения личности. Вместе с редукцией негативных аффектов вытесняется и их содержание, те реальные сцены, мысли, восприятия и фантазии, которые предшествовали возникновению аффектов.

Исходя из фрейдовской структуры личности (Id, Ego, Super-Ego), психологическая защита рассматривается как основная функция Эго в интеграции и адаптации личности[351]. В условиях требований реальности, когда удовлетворение потребностей Id невозможно, Эго использует специальные механизмы задержки и контроля влечений (вытеснение, замещение и т.д.).

Угроза целостности личности может исходить и от инстанции Супер-Эго, которая представляет собой систему интернализованных (принятых индивидом в качестве собственных стандартов) социальных норм и запретов. Супер-Эго не допускает удовлетворения инстинктивных желаний и влечений, исходящих от инстанции Id, и активизирует механизмы психологической защиты, чтобы снять конфликт и напряжение.

Все защитные механизмы призваны помочь Эго в его борьбе с инстинктивной жизнью. Одной только борьбы конфликтующих импульсов уже достаточно, чтобы активировать защитные механизмы.

Психологические защитные механизмы призваны оберегать Эго и защищать его от переживания неудовлетворенности. Однако Эго защищено не только от неудовольствия, исходящего от Ид, но и от угроз внешнего мира и собственной инстанции Супер-Эго. Опасность, угрожающая Эго (потеря целостности), исходит как от инстинктивных влечений, так и от внешнего мира.

Защитные механизмы — это психические образования, которые приходят в действие в экстремальных ситуациях и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта».

Механизмы психологической защиты формируются в детстве, их индивидуальный набор зависит от отношений ребенка с родителями, а именно от образцов, паттернов защитного реагирования взрослых.

Таким образом, З. Фрейд является основателем следующей концепции:

1) психологические защитные механизмы рассматриваются как результат (продукты) развития;

2) набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптации индивида [352]

Для каждой личности характерно индивидуальное сочетание приемов (индивидуальный набор защитных механизмов), которые помогают разрешать внешние и внутренние конфликты. Каждый человек по-своему учится преодолевать трудности и препятствия, решать внутриличностные проблемы и конфликты. Защиты, которые помогли однажды, могут использоваться снова и снова в похожих ситуациях, все больше закрепляясь в личности. Некоторые люди продолжают защищаться даже тогда, когда это совсем некстати, когда обстоятельства этого не требуют.

Механизмы психологической защиты личности - Виды механизмов психологической защиты, выделенные З. Фрейдом
Механизмы психологической защиты личности — Виды механизмов психологической защиты, выделенные З. Фрейдом

Виды механизмов психологической защиты, выделенные З. Фрейдом

Вытеснение является универсальным средством избегания внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных побуждений, влечений, желаний. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например, фобиях и страхах). [353]

Вытеснение считается примитивным и неэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам:

1) вытесненное действительно прорывается в сознание;

2) неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревоги и дискомфорта.

Вытеснение активизируется при возникновении желания, которое противоречит другим желаниям индивида и несовместимо с его этическими взглядами. Вследствие конфликта и внутренней борьбы мысль и представление {носитель несовместимого желания) вытесняются, устраняются из сознания и забываются. «Несовместимость соответствующего представления с «я» пациента была мотивом для вытеснения: этические и другие требования индивида были силами, которые вытесняли. Принятие несовместимого желания (или то же самое, продолжение конфликта), вызвало бы значительное неудовольствие.» Это неудовольствие устранялось вытеснением.

На первый взгляд кажется, что, устраняя из сознания нежелательные идеи, мы избавляемся от неудовольствия. Но, как писал Фрейд, «…в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать: оно может активизироваться и вызывать дискомфорт и нарушения в психике.

Вытеснение характеризует инфантильную, незрелую личность; чаще всего оно наблюдается у детей и истерических невротиков. Если вытесненное в процессе психоанализа попадает в сознание (что предполагает преодоление значительного сопротивления), то под руководством психолога психический конфликт получит лучший выход, чем с помощью защитного механизма. Осознав вытесненный элемент, человек приобретает способность сознательно овладевать несовместимыми желаниями.

Согласно Фрейду, в процессе лечения на невротика действуют две силы, направленные друг против друга: с одной стороны, его сознательное желание вспомнить то, что он забыл, а с другой — сопротивление, которое не позволяет вытесненному и его производным вернуться в сознание. Это стремление не дать вытесненным бессознательным желаниям и мыслям вернуться в сознание во время психоаналитических сессий проявляется в сопротивлении психоаналитику (критика терапевта, отказ предоставить необходимую информацию и т.д.). «Если сопротивление равно нулю или очень незначительно, то забытое входит в сознание без извращения и перверсии.Когда сопротивление велико, однако, чем больше сопротивление (которое направлено против осознания вытесненного), тем больше вытесненное изменяется.»[354]

Эго (самость) может принимать меры безопасности против осознания социально нежелательных импульсов и желаний посредством формирования противоположных реакций (реактивных образований).

Реактивные образования — это замещение Эго нежелательных тенденций прямо противоположными.

Например, преувеличенная любовь ребенка к матери или отцу может быть результатом трансформации социально нежелательного чувства — ненависти к родителю. У ребенка, который был агрессивен по отношению к родителю, развивается крайняя нежность к нему и беспокойство о его безопасности; ревность и агрессия трансформируются в бескорыстие и заботу о других. «Создавая навязчивые ритуалы и принимая меры предосторожности, ребенок защищает себя от любой вспышки своих агрессивных импульсов».

Сублимация — это механизм психологической защиты

З. Фрейд объяснял творчество личности через сублимацию. Переключение энергии либидо на процесс творчества или шутки, вызывающей разрядку напряжения в разрешенной обществом форме, является одной из важных особенностей сублимации.

Идентификация — это процесс бессознательного отождествления себя с другим субъектом, группой, образцом, идеалом.

По мнению Фрейда, с помощью идентификации маленькие дети усваивают модели поведения значимых для них людей, формируют свое сверх-Я, принимают на себя мужские или женские роли.

Идентификация — это бессознательный перенос на себя чувств, черт и характеристик, присущих другому человеку или живому существу.

З. Фрейд утверждал, что идентификация — это защита от объекта (который вызывает страх) путем уподобления ему. Например, мальчик бессознательно наследует сильного и строгого отца и стремится заслужить его любовь и уважение. Субъект может избавиться от страха путем добровольной идентификации с агрессором. Через идентификацию также достигается символическое обладание желаемым, но недостижимым объектом. В широком смысле идентификация — это бессознательное желание унаследовать образец, идеал. Идентификация дает возможность преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Человек с помощью этого механизма психологической защиты избавляется от чувства неполноценности и отчуждения». [357]

Человек может идентифицировать себя с любым объектом, человеком, животным, идеей, организацией.

Идентификация увеличивает энергетический потенциал человека, символически «заимствуя» энергию у других людей. Идентифицируясь с героем фильма, подросток обретает мужество; идентифицируясь с отцом, подросток стремится быть или чувствует себя таким же сильным и могущественным, «как папа».

Проекция — это приписывание собственных вытесненных переживаний, потребностей и характеристик другим людям.

Проекция — это механизм защиты от своих бессознательных асоциальных желаний и влечений путем приписывания другим людям социально нежелательных желаний, способностей и характеристик.

Агрессивный человек воспринимает других людей как агрессивных (т.е. проецирует на них свою агрессивность), жадный человек воспринимает других как жадных, коварный человек воспринимает других как коварных, а лжец воспринимает всех людей как лжецов.

Таким образом, проекция проявляется в склонности человека верить, что другие люди имеют те же мотивы, чувства, желания, ценности и черты характера, которые присущи ему самому. При этом он не осознает собственных социально нежелательных мотивов.

Таков, например, механизм детского и религиозно-мифологического мировосприятия. Примитивное восприятие характеризуется склонностью человека персонифицировать животных, деревья и природу (приписывая им собственные мотивы, желания и чувства).

Индивид может проецировать на других не только нежелательные или негативные аспекты своего реального «я», но и подавлять в себе и проецировать на других свои положительные черты.

Дальнейшее развитие представлений о механизмах психологической защиты в классическом психоанализе

Это также подтверждается использованием соответствующих защитных техник при определенных психологических патологиях. Например, частое использование вытеснения характерно для истерии, а при неврозе навязчивых состояний наблюдается массовое использование изоляции и подавления.

Анна Фрейд перечисляет следующие защитные механизмы: вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена прежнего, проекция, интроекция, обращение к себе, превращение в противоположность, сублимация. Существуют и другие техники защиты. В связи с этим она также назвала отрицание через фантазирование, идеализацию, идентификацию с агрессором и т.д.

А. Фрейд говорит об особом отношении к вытеснению, которое объясняется тем, что оно «количественно выполняет гораздо большую работу, чем другие техники. Кроме того, оно используется против таких сильных влечений бессознательного, которые не поддаются обработке другими техниками». В частности, этот исследователь предполагает, что функция вытеснения заключается, прежде всего, в работе с сексуальными влечениями, в то время как другие защитные техники направлены, в основном, на обработку агрессивных импульсов.

Другая известная исследовательница, Мелани Кляйн, в 1919 году на заседании Будапештского психологического общества показала, что вытеснение как защитный механизм снижает качество исследовательской деятельности ребенка, не высвобождая энергетический потенциал для сублимации, то есть переноса энергии на социальную деятельность, в том числе интеллектуальную.

М. Кляйн назвала простейшими видами защиты расщепление объекта, проективную (само)идентификацию, отрицание психической реальности, претензию на всемогущество над объектом и т.д.[364].

Противоречиво отношение к такой технике психической регуляции, как сублимация, задачей которой является переработка неудовлетворенных эротических влечений или деструктивных тенденций в социально полезную деятельность. Чаще всего сублимация противопоставляется защитным техникам, ее использование считается одним из признаков сильной творческой личности.

Психоаналитик Вильгейм Райх, на идеях которого в настоящее время основаны самые разнообразные телесные психотерапии, считал, что вся структура характера человека представляет собой единый защитный механизм.

Один из ярких представителей эго-психологии, Х. Гартман, предположил, что механизмы самозащиты могут служить как для контроля влечений, так и для адаптации к окружающему миру.

В отечественной психологии один из подходов к психологической защите представлен Ф.В. Басиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленных на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих — с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию. Этот процесс происходит, как правило, в рамках бессознательной деятельности психики посредством ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие — на уровне преобразования (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включенность в систему сил, противостоящих целям саморазвития, делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Их общей чертой является отказ человека от деятельности, направленной на продуктивное разрешение ситуации или проблемы.

Современное представление о сущности механизмов психологической защиты

Фрейд использовал концепцию переноса (366) для объяснения специфического феномена искаженного восприятия пациентом образа лечащего психоаналитика, который весьма искажен по сравнению с опытом и поведением пациента, даже если поведение пациента во время сессий полностью соответствует этому искаженному образу (367). Фрейд считал, что этот тип искажений возникает в результате навязанного пациенту самообмана, «ложной связи» между прошлым опытом пациента и его реальными переживаниями.

Если смотреть с энергетической точки зрения, то можно обнаружить смещение занятия с ранее значимого объекта на реальные отношения с психоаналитиком. Инфантильные истоки пережитого переноса остаются бессознательными; это переживания, изначально связанные с неразрешенным конфликтом, оставшимся позади и таким образом подавленным.

Сегодня практикующие психоаналитики уделяют большое внимание наблюдению, пониманию и интерпретации переноса и контрпереноса как в своей клинической практике, так и в процессе обучения. За этим стоит, прежде всего, тщательное наблюдение за эмоциональной стороной отношений между двумя людьми, вовлеченными в психоанализ, аналитиком и пациентом. Они вступают в очень интенсивные отношения друг с другом, в которые они привносят свой жизненный опыт, свои сознательные и бессознательные чувства, мечты и желания, а также обстоятельства своей нынешней жизни за пределами аналитического пространства. Следует отметить, что все вышесказанное относится к двум людям, которые находятся в тесном и регулярном контакте. Однако особая структура психоанализа и условия, налагаемые на аналитика для продвижения терапевтической работы с проблемами пациента, делают аналитическое взаимодействие совершенно особым процессом. Аналитик приглашает пациента в достаточно близкие и доверительные отношения с ним и в то же время строго исключает возможность физического контакта и общения с пациентом. Он поощряет пациента открыться, но максимально скрывает свои чувства, позволяя тем самым выразить чувства пациента по отношению к его основным фигурам в прошлом и настоящем, которые пациент проецирует на аналитика. Во время переноса эти чувства переживаются как реальные.

З. Фрейд отмечает, что аналитический процесс не создает перенос, а раскрывает его368 . Таким образом, и аналитик, и пациент сталкиваются с проявлением самых сильных человеческих чувств. Обсуждаемый вопрос берет свое начало в клинической практике психоанализа. Если рассматривать психоанализ как отношения между двумя людьми, то очень трудно дать точное определение переноса и контрпереноса, поскольку каждый аналитик и каждый пациент переживают их по-разному.

Анализ переноса становится средством психоаналитического лечения Целью лечения является реконструкция подавленных переживаний пациента и устранение его проблем.

Спустя некоторое время отношение к переносу меняется вместе с терапевтической методологией: реконструкция прошлых событий и переживаний выходит на первый план в настоящих отношениях с психоаналитиком. Перенос становится наиболее важной динамикой всего терапевтического процесса, и обработка переноса посредством интерпретации имеет решающее значение для эффективности психоаналитической терапии.

Перенос — это особый вид объектных отношений. В принципе, любой человек в окружающей обстановке реагирует так, как если бы это был человек из прошлой жизни пациента. Перенос — это повторение, воспроизведение прошлых объектных отношений. Это анахронизм, ошибка времени. [369]

Анализ переноса направлен на понимание бессознательного, проявляющегося в отношениях пациента с психоаналитиком.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Бихевиоральное направление и его применение в психологическом консультировании — Основные методы в бихевиоризме
  2. Взаимосвязь психологических характеристик молодых женщин с их стилевыми предпочтениями в одежде
  3. Деятельностный подход в психологии
  4. Психология предметной деятельности
  5. Классификация методов психологического исследования (по Б.Г.Ананьеву)
  6. Проблемы сирот в современном мире
  7. Депрессия у детей
  8. Практическая нейропсихология
  9. Психологические проблемы школьной неуспеваемости
  10. Диспозициональные теории личности: Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк