Для связи в whatsapp +905441085890

Механизмы социокультурного изменения — Самооценка

В XVIII и XIX веках подавляющее большинство ученых, философов, представителей социальных и гуманитарных наук твердо верили в существование вечных линейных тенденций изменения социокультурных явлений. Для них главным содержанием исторического процесса было разворачивание и все более полная реализация этой «тенденции прогресса и эволюции», устойчивой «исторической тенденции» и «закона социокультурного развития». Одни представляли эти тенденции в виде прямой линии, другие — в виде «спирали», третьи — в виде волнистой ветвящейся линии с небольшими временными скачками к исходной точке. Все это лишь вариации на тему концепции прогрессивного развития как основы социокультурного процесса. Поэтому главной целью и заботой философов, представителей общественных и гуманитарных наук в эти века было найти и описать эти «вечные законы прогресса и эволюции», а также разработать основные этапы или фазы, через которые проходит этот процесс, все более полно реализуясь с течением времени. Биология и социология, философия, история, социальная философия и другие социальные и гуманитарные науки XIX века были направлены на поиск, описание и подтверждение существования тенденций и соответствующих им фаз.

В этом смысле вся общественная мысль XVIII и XIX веков характеризуется верой в линейные законы эволюции и прогресса.

Согласно Г. Спенсеру, линейные законы являются простым приложением его формулы эволюционного прогресса, согласно которой весь социокультурный универсум проходит со временем путь от состояния неопределенной некогерентной однородности к состоянию детерминированной координированной неоднородности с возрастающей дифференциацией и интеграцией человеческой личности, культуры и общества.

Как отмечает Б.С. Ерасов, интегральный подход к проблеме изменений в обществе сформировался в рамках марксистской философии культуры, для которой культура предстала не как часть надстройки, «обуславливающая» ее базис, а как общее содержание производственной деятельности, сочетающее технологическое, социальное и духовное начала.

Таким образом, социокультурная динамика оказалась очень простой — нужно было лишь найти и описать линейные тенденции, которые якобы разворачиваются во времени. В области социокультурных изменений задача стала невероятно простой: все свелось к построению основной линии развития — прямой, волнистой, ветвящейся или спиралевидной, ведущей от «первобытного» человека, общества и культуры к современным.

Критики логики линейных теорий показали, что, во-первых, линейный способ изменения является лишь одним из многих возможных; во-вторых, для того чтобы линейное движение или изменение было возможным, изменяющийся объект должен либо находиться в абсолютном вакууме и не подвергаться воздействию внешних сил, либо действие этих сил на протяжении всего изменения должно быть компенсировано, т.е. Т.е. эти силы должны находиться в таком «удивительном равновесии», чтобы они могли нейтрализовать друг друга в любой момент, что позволит изменяющемуся объекту двигаться в одном и том же направлении, будь это движение прямолинейным, спиральным или колебательным.

Спенсер утверждает, что конечным проявлением единообразия всех видов изменений, от движения материальных тел до социокультурных процессов, является ритм, в котором чередуются фазы эволюции и распада, интеграции и дезинтеграции, дифференциации и де-дифференциации. Если последовательно применять эту теорию к изменениям в социокультурных явлениях, то она будет противоречить любой неквалифицированной линейной теории эволюции. Он предполагает, что «эволюция» и ее направление должны быть заменены «разложением» с направлением, противоположным «эволюции» или, по крайней мере, отличным от нее.

Механизмы социокультурного изменения - Самооценка

Самооценка

Ценности можно рассматривать и как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы. Такое «двойное» положение значений можно объяснить их семантической природой. Именно смысл является основой для познания мира, и именно смысл задает направление и активизирует человеческую деятельность. Ценности, как смысл, «связывают» когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу и придают личности определенную целостность.

Таким образом, ценности функционируют как критерии, в соответствии с которыми человек строит свое отношение к миру, в том числе и отношение к себе (самоотношение).

Одна из особенностей российского менталитета, это достаточно высокая — на протяжении всей истории культуры — привязанность к ориентации на «духовность», и, соответственно, устойчивая ориентация на такую систему ценностей, которая выполняет эту привязанность. С точки зрения социального познания, это традиция определенного видения мира. Мир хорош, если он «духовен», духовные ценности — единственные истинные ценности (Мир психологии 1999 № 3).

На современном этапе формирования PR-сообществ остро стоит вопрос о том, как происходит сетевое взаимодействие в социокультурном пространстве. Новая интерактивная ситуация и интерактивная ориентация менеджмента, которую называют социальной, означает непременное присутствие коммуникации обратной связи во всех звеньях управленческого цикла.

Непредвзятый взгляд на процессы, связанные с функционированием СМИ, одного из технологических средств PR-деятельности, приводит к выводу, что значительная часть аудитории не понимает цели и мотивы коммуникатора. Исследования, проведенные во второй половине 1990-х годов и посвященные анализу механизмов восприятия телепрограмм аудиторией Москвы и Московской области, показали, что только 12-14% аудитории обладают способностью адекватно воспринимать новости.

Оказывается, большие массы людей не понимают, что им говорят, они не привыкли рационально воспринимать сообщения. Получается, что мы живем в обществе, где люди не понимают друг друга, а PR и реклама не нацелены на диалог (Сотсис 2000 №7). Таким образом, существует проблема перехода от прямого воздействия к диалогическому общению.

Таким образом, мы можем представить некоторые теоретические доказательства того, что PR является одним из факторов социокультурной динамики, которая выражается главным образом в изменении иерархии ценностей, стереотипов и т.д.

Для более детального анализа обозначенной проблемы необходимо обратиться к классическим моделям социокультурной динамики.

Социальные роли и функции PR в современном обществе

На современном этапе становления теории и практики связей с общественностью особенно остро стоит вопрос изучения особенностей влияния системы убеждающей коммуникации на процессы социального развития общества. (Т.М. Дридзе, И.А. Флягина, Е.Т. Смирнова).

Как считает один из признанных авторитетов, методистов в области связей с общественностью, PR — это особая функция менеджмента, которая способствует построению коммуникации, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью для решения различных проблем и задач: помогает руководству организации быть в курсе общественного мнения и вовремя реагировать на него: делает особый акцент на главной задаче — служить общественным интересам: помогает руководству быть готовым ко всем изменениям и использовать их наиболее эффективным образом: Они готовы к любым изменениям.

В современной социальной науке не существует четкого определения массовой коммуникации (МК). Остановимся на наиболее представительных определениях, которые довольно часто встречаются в литературе: «МК — это систематическое распространение сообщений среди численно большой аудитории с целью повлиять на оценки, мнения, установки и поведение людей», «Массовая коммуникация включает институты, через которые специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.)».

Организация социальной жизни предполагает поддержание более или менее адекватного образа общества, социального окружения людей. Механизмы реализации «социальной взаимозависимости людей» представляют собой взаимодействие двух основных компонентов:

Потребности общества (социальной группы, коллектива, индивида);

Реакция на соответствующие требования общества, удовлетворение потребностей прямо или косвенно через МК.

Структурно-функциональный подход рассматривает массовую коммуникацию как средство поддержания функционирования общества в целом. Структурно-функциональный анализ МК включает в себя два уровня исследования:

Общественный уровень;

индивидуальный уровень.

Итак, описывая основные функции связей с общественностью как формы массовой коммуникации в обществе, выделим следующие:

Информационные: информирование о событиях и условиях в обществе и мире; информационная поддержка инновационных процессов.

Функция социальной коммуникации, обеспечение преемственности: интерпретация происходящего; поддержка существующих норм и властных отношений, социальных ценностей; социализация; формирование социальной гармонии; воспроизведение образцов доминирующей культуры, обеспечение признания субкультур, новых культурных тенденций;

Рекреация: создание возможностей для отдыха и развлечений; снижение социальной напряженности.

Мобилизация: организация кампаний, связанных с текущими целями в политике, экономике, социальной сфере.

На индивидуальном уровне функции массовой коммуникации обычно связаны с удовлетворением следующих потребностей:

Информативные: поиск информации о событиях и жизненных обстоятельствах, удовлетворяющий общие интересы и любопытство; обучение и самообразование; поиск советов, необходимых для принятия решения.

Функция личностной идентификации: укрепление индивидуальных ценностей; формирование представлений о возможных моделях поведения; достижение Я-концепции.

Досуг (развлечения): эмоциональная разрядка; заполнение свободного времени; эскапизм (уход от проблем); получение эстетического удовольствия.

Таким образом, исходя из определения связей с общественностью как формы массовой коммуникации, становятся понятными основные социальные функции PR в современном обществе.

Согласно распространенному выражению западных социологов, в современном обществе существует три М.М.: массовое общество, массовая культура и средства массовой информации. Именно средства массовой информации играют важную роль в современной массовой культуре. Современная массовая культура формируется через средства массовой информации.

Принципы социокультурного проектирования

Социокультурный дизайн — это технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений. Социокультурный проект — это единица целей, которая реализуется через систему практической деятельности. Поэтому чрезвычайно важны некоторые исходные положения, определяющие общие ориентиры и идеологические рамки проектной деятельности.

Руководящие принципы социокультурного проектирования включают:

  1. принцип «критического порога изменения», который предполагает учет пределов и возможностей управляемости объекта, степени адаптивности социокультурных процессов и оценку социально значимых последствий такого изменения. Этот принцип можно рассматривать как стратегическую задачу региональных культурных программ, целью которых является создание системы условий, оптимизирующих процессы саморазвития и самоорганизации всех субъектов социокультурной жизни территории.
  2. принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» индивида — социокультурной среды его обитания. Теоретической основой этого принципа является культурно-историческая концепция развития личности как процесса приобретения индивидом культурных ценностей, опосредованного коммуникацией. Реализация принципа оптимизации «зоны ближайшего развития» индивида может рассматриваться как практическая реализация экологического подхода к социокультурному проектированию. Таким образом, социокультурная среда понимается как совокупность социальных и духовных факторов и условий, которые непосредственно окружают человека в процессе его жизнедеятельности. Акцент на оптимизации социокультурной среды обусловлен тем, что она является фундаментальным фактором, определяющим человеческие ценности, нормы, идеалы и так далее.
  3. принцип персонификации процесса и результатов социокультурной проекции. На уровне региональной проекции этот принцип может быть реализован путем разработки и реализации проектов и программ, способствующих популяризации культурных личностей, живших в районе в прошлом, и популяризации людей, живущих сегодня, которые внесли свой вклад и определяют идентичность района.
  4. принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение (т.е. соразмерность традиционных и инновационных механизмов и процессов культурного динамизма). Как мы знаем, перемены — это функция цивилизации, информационной и технической культуры, но не духовной, гуманитарной культуры.

Процессы сохранения и изменения являются основными механизмами развития любой культурной системы. Фокус на сохранении возникает из-за особенностей российской культуры, в которой сохранение всегда побеждало изменения. Актуальность практической реализации отмеченного принципа определяется динамикой современной социокультурной ситуации, а также компенсаторными возможностями сохранения в условиях активных процессов модернизации.

5.принцип решения проблем — ведущий технологический принцип социокультурного планирования. На разных этапах проекта этот принцип воплощается в виде анализа основных болевых точек и проблем, поиска нетипичных путей и возможностей их решения, расчета необходимых ресурсов и поиска источников финансирования, вовлечения всех заинтересованных сторон социально-культурной жизни в процесс реализации проекта.

Теоретических и прикладные аспекты управления обществом

Сегодня, в связи с социально-экономическими изменениями, возрастает необходимость изучения теоретических и прикладных аспектов управления обществом, его сферами, организациями, учреждениями и так далее.

В системе социологических и управленческих наук социология организации может быть определена как:
1) особое направление эмпирических и теоретических исследований, сформированное в рамках социологической науки и учитывающее: а) в качестве центральной проблемы изучения — феномен социальной организации (универсальное свойство социальной жизни, проявляющееся в той или иной степени во всех сферах и на всех уровнях общества); б) в качестве объекта изучения — организацию как специфическое многоэлементное социальное образование, рассматриваемое как объект целенаправленной, совместной деятельности; в) в качестве объекта изучения — совокупность социальных (властных и социокультурных) средств регуляции поведения (и координации деятельности) людей, включая.
2) специальная социологическая теория, возникшая на стыке социологии и наук об управлении. Сосредотачивает свое внимание на изучении и объяснении: (а) природа организации как специфического многочленного социального образования и как субъекта коллективной деятельности; (б) принципы обеспечения эффективности ее деятельности; (в) условия и логика ее формирования, развития и функционирования; (г) структура организации и ее социального окружения; (д) способ разделения и координации деятельности; (е) природа людей и социальных групп как социальных объектов регуляции поведения; (ж) властные и социокультурные средства контроля и регуляции поведения; з) феномены власти и авторитета в организации; и) способы взаимодействия и коммуникации активных социальных элементов организации друг с другом, а организации — с элементами внешней среды; к) факторы и механизмы, обеспечивающие, с одной стороны, предсказуемость и воспроизводимость отношений, а с другой — вариативность поведения участников коллективной деятельности; к) проблемы формирования, реализации и соотношения корпоративных, групповых и индивидуальных целей участников деятельности и др. ;
3) один из важных компонентов базовой междисциплинарной комплексной теории управления под названием «теория организации». Как таковая, она сосуществует с другими междисциплинарными узкими теориями, которые также рассматривают организацию как объект своего изучения. В отличие от других узких теорий, составляющих эту междисциплинарную комплексную теорию, она стремится понять и объяснить процессы, механизмы и природу организации, исходя из предметной специфики социологии, опираясь на знания, полученные в рамках социологической науки. Термин «организация» используется в экономике, биологии, кибернетике и многих других науках и сферах деятельности, то есть везде, где действуют социальные группы и упорядочена их деятельность.
Реальность существования социальных групп проявляется в их активности, которая возможна в рамках социальной организации (в виде производственных, религиозных, национальных, научных организаций, политических партий, профсоюзов и т.д.). Социальная организация формализует социальные группы в коллектив. А.И. Пригожин определяет его как группу людей, которые совместно и согласованно реализуют общую цель

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Вольтер и Руссо — два «полюса» философии французского Просвещения — Философские взгляды Руссо
  2. Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг.
  3. Н.Ф. Федоров. «Философия общего дела» — Биография и философские взгляды Н.Ф. Федорова
  4. Бернард Бозанкет, английский философ, представитель неогегельянства
  5. Школа Фа Цзя (легизм) как оппонент конфуцианской философии
  6. Специфика научного познания в античной Греции
  7. Географический детерминизм: его сущность и основные черты
  8. Семен Людвигович Франк, русский философ, религиозный мыслитель
  9. Уровни познания
  10. Авраам Ибн Дауд, еврейский богослов-философ